Покровительница брака в древнегреческой мифологии


покровительница брака у греков

Альтернативные описания

• «божественная» и, как часто бывает, женская роль Юрия Стоянова в «античной» кинокомедии «Подвиги Геракла» Сергея Овчарова

• богиня неба в античной мифологии

• в греческой мифологии — дочь Крона и Реи, сестра и жена Зевса, богиня брака

• в древнегреческой мифологии — царица богов, жена Зевса, покровительница брака и рождения

• верховная богиня среди олимпийцев, сестра и супруга Зевса, покровительница супружества (мифическое)

• город в Германии

• женское имя: (греческое) имя богини, супруги Зевса

• супруга Юпитера у древних греков

• жена Зевса в древнегреческой мифологии

• покровительница брака в древнегреческой мифологии

• молоко именно этой греческой богини разлилось в млечный путь

• какая древнегреческая богиня соответствует римской Юноне?

• мать Гефеста


• в греческой мифологии царица богов

• на какой реке стоит немецкий город Эрфурт?

• ревнивая жена Зевса

• женское имя

• царица богов у эллинов

• жена Зевса

• греческий аналог Юноны

• царица богов (миф.)

• одна из «Стрелок»

• сестра и жена Зевса (миф.)

• царица богов

• зевс

• детский вариант имени Гертруда

• герман в отрочестве

• греческая царица богов

• сестра и жена Зевса

• уменьшенное от имени Герасим

• супруга Зевса

• певица-«стрелка»

• жена Зевса, царица богов

• дружеское произношение имени Герасим

• царица греческих богов

• юный тезка Герасима

• какую богиню возжелал Иксион в стихотворении Валерия Брюсова?

• богиня, родня Зевса

• солистка группы «Стрелки»

• уменьшенная форма имени Герасим

• певица из «Стрелок»

• В греческой мифологии царица богов, жена Зевса, дочь Кроноса и Реи

• Богиня неба в античной мифологии

• Город в Германии

Источник: scanwordhelper.ru

Афродита (Греция)

афродита богиня любви и красоты
Афродита была греческой богиней любви и сексуальности.


а была замужем за Гефестом, но также имела множество любовников. Одним из ее фаворитов был бог войны Арес. В Греции регулярно проводился праздник почитания Афродиты. В храме в Коринфе люди в древности отдавали дань Афродите, устраивая оргии с жрицами. Храм был позже разрушен римлянами, но ритуалы, посвященные богине плодородия, сохранились в этом районе до сих пор. По поверьям греков Афродита, как и многие боги греческого пантеона, проводила много времени, вмешиваясь в жизнь обычных смертных. Особенно в любовные дела. Влияние ее на умы людей было всегда велико. Даже в наши дни именем богини названы «афродизиаки». Наукой пока не подтверждено, но полагают, что вещества, содержащиеся в различных специях и растениях, подсознательно положительно влияют на половое влечение: они способны разжигать страсть, усиливать сексуальное удовольствие.

Эрос (Греция)

Эрос — это греческий вариант Амура. На самом деле этот сын Афродиты изначально не являлся богом любви, а был покровителем похоти, страсти, первобытного сексуального желания. Фактически современное слово «erotic» происходит от имени этого божества. Бог олицетворял все виды любви и похоти, куда входили гетеросексуальные и гомосексуальные отношения. Ему поклонялись жрецы культа плодородия, почитавшие одинаково и Эроса, и Афродиту. Во время классического римского периода Эрос эволюционировал в Амура. Он стал изображаться как очаровательный херувим с завязанными глазами, олицетворяя убеждения людей в том, что любовь слепа.

Фригга (Норвегия)


Норвежские женщины почитали Фриггу как богиню брака. Фригга была женой всемогущего Одина. Она считалась богиней плодородия и брака в норвежском пантеоне. Фригга была единственной, кроме Одина, кому разрешалось сидеть на троне Хлидскальф. В некоторых скандинавских сказках она фигурирует как Королева Небес. Сегодня многие современные норвежские язычники чтят Фриггу не только как любви, но и пророчества.

Амур (Рим)

бог любви амур
Амур — хорошо известный бог любви. В Древнем Риме Амур был воплощением Эроса — бога похоти и желания. В конце концов, он воплотился в образ, который сегодня известен всем: это пухленький херувим, который своими стрелами поражает сердца людей, вселяя в них любовь. Существует устойчивое мнение, что Амур большой озорник. Ему нравилось наделять людей любовью без взаимности, потешаясь такой игрой. Однако такие развлечения закончились тем, что он сам стал жертвой собственного озорства, когда безответно влюбился в Психею. Амур был сыном Венеры, римской богини любви. Обычно его можно видеть на украшениях, на открытках и подарках, которые влюбленные и по сей день преподносят друг другу в День Святого Валентина. Сейчас его зачастую называют богом чистой любви и невинности, но это не вполне соответствует первоначальному образу.

Хатхор (Египет)


Египтяне очень почитали жену Ра. Хатхор известна в египетских традициях как покровительница жен. В большинстве классических изображений она воплощена в образе коровы, либо предстает женщиной, окруженной коровами. В более поздние периоды она считалась покровительницей рождаемости, любви и страсти.

Юнона (Рим)

В Древнем Риме Юнона была богиней, которая покровительствовала женщинам и браку. Хотя праздник Юноны (Матроналия) фактически отмечался в марте, тем не менее, в честь богини был назван июньский месяц. Это лучшее время для свадеб и помолвок. Во время Матроналии женщины получали подарки от своих мужей и дочерей, давали своим женщинам-рабам выходной день.

Гера (Греция)

гера покровительница брака
Сегодня древний Храм Геры в Пестуме лежит в руинах. Но раньше Гера была очень могущественной богиней брака. Как жена Зевса, она была королевой всех богинь. Зевс был не слишком верен супруге. Гера, зная это, проводила много времени, отбиваясь от многочисленных любовников своего мужа. Гера до сих пор считается хранительницей очага и дома. Ее могущество считается неоспоримым, когда дело касается семейных отношений.

Парвати (Индия)


Многие индийские невесты приносят дары, благодарят Парвати в день их свадьбы. Парвати была супругой индуистского бога Шивы. Она известна как богиня любви и преданности, является одной из многих форм Шакти — всемогущей женской силы во вселенной. Ее союз с Шивой был настолько благополучным, что любовь Парвати способна была усмирять супруга, который, как известно, был богом-разрушителем. Парвати является примером женского существа, которое оказывает глубокое влияние на мужчину: Шива без жены не был бы полным.

Венера (Рим)

Римский эквивалент Афродиты Венера была богиней любви и красоты. Первоначально она была связана с плодородием, но позже взяла на себя все аспекты Афродиты из греческих традиций. Подобно Афродите Венера, судя по мифам, имела множество любовников, как смертных, так и божественных. Венера почти всегда изображается как молодая и прекрасная девушка. Статуя Афродиты Милос, более известная как Венера Мило, изображает богиню, в улыбке которой есть некая неземная тайна, которая недоступна людям.

Веста (Рим)

Хотя Веста была богиней девственности, она почиталась у римских женщин вместе с Юноной. Статус Весты как девственницы представлял собой чистоту, честь римских женщин. Веста также выступала как хранительница домашнего очага и супружеской жизни. Ей поклоняются до сих пор во многих итальянский деревнях. Праздник Весталия, посвященный Весте, отмечался каждый год в июне.


Источник: torise.ru

PR в Античной мифологии

Хасанзянова Айсылу

Гера

 

 

Краткое содержание мифа

 

Гера (у римлян – Юнона)  – в древнегреческой мифологии царица богов, покровительница  брака, супружеской любви и родов, охраняет святость и нерушимость брачных союзов.  Дочь Кроноса и Реи, жена и старшая сестра Зевса, была его третьей и последней законной супругой. Кронос, боявшийся рождения сына, который захватил бы его власть, глотал своих новорожденных детей, поэтому Гера, как и ее четверо братьев и сестер, была проглочена сразу же после появления на свет. Зевс, с помощью своей жены Метиды, заставил отца вернуть их обратно.  После освобождения из плена Гера, уже ставшая за это время юной девушкой, была отдана на попечение  двум божествам природы – Океану и Тифиде, которые воспитывали ее на краю света, где та жила вдали от Олимпа, в тишине и покое.                                

Необыкновенная красота Геры привлекла Зевса, уже ставшего к тому времени верховным богом Олимпа, и он начал активно добиваться ее благосклонности.


обы добиться близости с  девушкой, Зевс превратил себя в пеструю кукушку,  трепещущую от холода, над которой и склонилась Гера. Для того, чтобы согреть замерзшую птичку, ничего не подозревавшая девушка нежно прижала ее к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею. Из-за запрета матери Реи, триста лет их связь была тайной, пока Зевс не объявил открыто Геру своей женой и царицей богов. Богиня искупалась в ручье Кана около Аргоса и таким образом вернула себе девственность к свадьбе.

Боги пышно справили свадьбу. Гера, одетая в роскошные одежды, сияла  величественной красотой среди богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с мужем. На их бракосочетание все боги прислали свои дары. Мать-Земля Гея подарила Гере дерево с золотыми яблоками. Все в природе славило Геру и Зевса.

Гера царит на высоком Олимпе, являясь помощницей и советчицей своему супругу. Повелевает  она,  как и муж ее, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури. Прекрасна великая Гера, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает она мужу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелые наковальни.


Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.

Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от Геры, превратил в корову. Но этим громовержец ее не спас. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу. Зевс видел страдания Ио. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить ее. Быстро примчался Гермес на вершину той горы. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулись его сто очей, выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Но и этим Зевс не спас ее от гнева Геры. Богиня наслала на несчастную чудовищного овода. Своим ужасным жалом овод гнал из страны в страну, обезумевшую от мучений, страдалицу. Нигде не находила она покоя. Где только не пробегала, в каких только странах не побывала она! Наконец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов скалы, к которой был прикован титан Прометей. Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф.


 

Образы и символы мифа

 

В мифах Гера – образец супружеской верности. В знак этого ее изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе – защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса. Казалось, ему мало того, что он отец богов, ему хотелось стать родителем едва ли не всех героев. Поэтому жизнь Геры полна тревог, она готова считать каждое удаление божественного супруга свидетельством его измены.   Гордую независимую Геру унижали многочисленные любовные связи Зевса, так  как их брак она считала  священным. Благосклонность Зевса к своим любовницам и  детям, рожденным от этих связей, вызывала  у Геры ненависть и чувство мщения по отношению  к ним. Она ревнива, и коварно преследует своих соперниц,  питает ненависть к героям – детям мужа от смертных женщин. Гера предпочитала злые интриги, например, заимствовала у Афродиты пояс, сотканный из вожделения, чтобы разжечь в муже страсть и тем самым ослабить его волю.

Основными символами, связанными с богиней, являются гранатное яблоко, как символ брачной любви, кукушка, как вестница весны, поры любви.


оме того, ее птицей считается  павлин с переливчатым пышным хвостом, глаза которого символизировали бдительность Геры. О павлине как священной птице Геры говорят не только древние авторы, но и изображения на монетах и рельефах. Возможно, именно эта птица способствовала формированию в характере богини “павлиньего” тщеславия и заносчивости.

Также символами Геры  были корова, Млечный Путь и лилия. Священная корова была образом, долгое время связанным с Великой Матерью – кормилицей, обеспечивающей всех пищей.  Лилия рассматривается как символ чистоты,  восходит к представлениям о молоке, льющемся из груди богини  Геры.

Важным символом, связанным с богиней Герой, является Млечный путь. Согласно мифу, в день рождения Геркулеса Зевс, обрадованный тем, что самая красивая из смертных женщин Алкмена родила ему сына, предопределил его судьбу – стать самым прославленным героем Греции. Чтобы его сын Геркулес получил божественную силу и стал непобедимым, Зевс приказал посланцу богов Гермесу принести Геркулеса на Олимп, чтобы его вскормила великая богиня Гера.

С быстротой мысли полетел в своих крылатых сандалиях Гермес. Не замеченный никем, взял он только что родившегося Геркулеса и принес его на Олимп. Богиня Гера в это время спала под усыпанной цветами магнолией. Тихонько подошел к богине Гермес и положил к ее груди маленького Геркулеса, который с жадностью стал сосать ее божественное молоко, но внезапно богиня проснулась. В гневе и ярости отбросила она от груди младенца, которого возненавидела еще задолго до его рождения. Молоко Геры разлилось и потекло по небу, как река. Так и образовался Млечный Путь.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

В Древней Греции Геру очень почитали. Главным местом культа богини Геры был город Аргос в Греции в Пелопоннесе, где стояла ее колоссальная статуя, сделанная Поликлетом из золота и слоновой кости, и где каждые 5 лет устраивались праздники – Гереи. Кроме Аргоса, она чествовалась так же в Микенах, Коринфе, Спарте, Самосе, Платеях, Сикионе и в других городах.

Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественною осанкою, зрелою красотою, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми “воловьими” глазами. Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле, с короною на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой; наверху скипетра – кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана.

В литературе Гере посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние, а также трагедии Сенеки «Геркулес в безумье». Во Флиунте( город в северо-восточной части древнего Пелопоннеса) было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры.                       

В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос. Его историк включил в список чудес света.

 

Социальное значение мифа

 

Хотя греческая мифология подчеркивала унижения Геры и ее мстительность, но как культовую богиню – по контрасту – Геру очень почитали.

В ритуалах у Геры было три эпитета и три соответствующих святилища, где ей поклонялись в течение года. Весной она была Гера-Дева. Летом и осенью она прославлялась как Гера Телейя, или Гера Совершенная, и становилась Герой-Вдовой зимой. Эти три аспекта Геры представляли три состояния жизни женщины, снова и снова разыгрываемые в различных обрядах. Весной Гера изображалась окунающейся в водоем, символически восстанавливающей свою девственность. Летом она достигала совершенства в обрядах бракосочетания. Зимний ритуал символизировал ее разногласия с Зевсом и отделение от него, что возвещало период Геры-Вдовы, в течение которого она скрывалась.

Культ Геры был распространен особенно в Микенах, Аргосе – храме Герайон, Олимпии, Тиринфе, Коринфе, Спарте и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски). А на самом большом острове в Греции на острове Крите, где в Кноссе праздновали “священный брак” Геры и Зевса.

Так же на Крите, в Кносе каждую весну торжественно праздновали “священный брак” Геры и Зевса, который рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества.

Вестником этого дождя была кукушка, слывшая священной птицей Геры. В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки. Священной птицей Геры считался и павлин, блистающий красотой своего оперения.

Источник: mifologia.osipova-pr.com

Типы и атрибуты богини Геры (Юноны)

Богиня Гера (по-древнегречески, или Юнона по-латыни), сестра и супруга Зевса-Юпитера, есть тот женский тип в античной мифологии, который соответствует по своим качествам и свойствам властелину неба — богу Зевсу (Юпитеру).

Богиня Гера-Юнона, прежде всего, — покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений, в то время как бог Зевс-Юпитер является охранителем общественных учреждений. Древние греки первые ввели единобрачие (моногамию), тогда как до них всюду царило многобрачие (полигамия). Поэтому богиня Гера, как покровительница моногамии, является у греков как бы олицетворением протеста против полигамии.

В поэтических произведениях античности богиню Геру представляют обладательницей гордого, упрямого и сварливого характера; искусство же придает Гере всегда строгую и величественную красоту. Уже на самых древних изображениях является богиня Гера с покрывалом; сначала это покрывало окутывало всю ее фигуру. Древнегреческий скульптор Фидий в своем парфенонском фризе изобразил богиню Геру уже с откинутым назад покрывалом. Главные атрибуты богини Геры — это:

  • покрывало,
  • диадема,
  • павлин,
  • кукушка.

Гера-Юнона всегда покрыта одеждой с ног до головы, только часть шеи и руки обнажены. Богиня Гера высокого роста, со спокойными и размеренными движениями; красота Геры строгая и величавая. У богини Геры роскошные волосы и большие широко открытые глаза, почему в мифах Древней Греции, в частности в поэмах Гомера, Геру называли волоокая (по-древнегречески — βοῶπις), то есть имеющая коровьи глаза. «Волоокая госпожа Гера», — так говорит Гомер о супруге Зевса в «Илиаде»: таков устойчивый эпитет богини в гомеровском эпосе.

Самым замечательным и типичным античным изображением богини Геры считается колоссальная статуя древнегреческого скульптора Поликлета, изваянная им для храма в честь богини Геры в Аргосе. Вот как описывает статую Геры работы Поликлета римский поэт Марциал: «Поликлет, эта Юнона — чудо твоего искусства, главное основание твоей славы, — сам Фидий позавидовал бы твоему резцу. Ее красота так величественна, что на вершине Иды Парис не колеблясь признал бы ее превосходство над всеми богинями, и они должны были бы признать себя побежденными. Поликлет, если б Юпитер не любил своей Юноны, он бы полюбил твою!». Колоссальная статуя Юноны, находящаяся теперь в Риме, считается лучшим изображением богини Геры-Юноны, сохранившимся до наших дней.

 


Богиня радуги Ирида

Толкователи мифов Древней Греции считали, что богиня Гера олицетворяет в физическом порядке влагу или, скорее, влажность воздуха, и поэтому богиня Ирида, олицетворение радуги, рассматривалась в античных мифах как ее прислужница. Богиня Ирида одевает Геру и приготовляет ей ванну. Главная же обязанность богини Ириды, согласно античной мифологии, — исполнять поручения царицы неба. Богиня Ирида носится по воздуху с быстротой ласточки, и дорога, по которой она пробегает, есть та дуга, которую описывает радуга.

В искусстве античности Ирида изображается крылатой молодой девушкой. Подобно вестнику богов — Гермесу-Меркурию, у Ириды крылья на пятках и кадуцей (жезл Гермеса) в руках. Лишь на нескольких очень древних античныз памятниках сохранились изображения богини Ириды.

 


Миф о кукушке богини Геры

Изображение кукушки на верхушке скипетра богини Геры объясняется следующим греческим мифом.

Гордая Гера долго не соглашалась уступить просьбам Зевса сделаться его супругой. Тогда повелитель богов, желая умолить Геру, принял вид кукушки, вызвал сильную бурю и, дрожа от холода, весь мокрый, прилетел к ногам богини, ища приюта, где бы ему укрыться.

Сострадательная богиня Гера, тронутая несчастным видом птицы, подняла ее и отогрела у себя на груди. Тогда Зевс принял свой обычный вид, а Гера, на которую, вероятно, подействовало такое оригинальное объяснение в любви, стала женой Зевса.

С тех пор, как бы в воспоминание этого мифологического происшествия, кукушка является на памятниках античного искусства одним из отличительных признаков богини Геры.

 


Миф о наказании богини Геры

Несмотря на то, что, согласно античной мифологии, богиня Гера-Юнона — основательница и покровительница браков и брачной жизни, ее супружеская жизнь проходит почти в постоянных спорах и неладах с Зевсом, которому приходится останавливать и даже наказывать Геру.

В особенности в «Илиаде», первом памятнике древнегреческой литературы, богине Гере придан сварливый, упрямый и строптивый характер. Гера гордится своими высокими достоинствами и своими супружескими правами, она предъявляет Зевсу такие требования, которые он не может и не хочет исполнить. Богиня Гера часто противоречит повелителю богов — своему супругу Зевсу. Так как она ничего не может достигнуть силой, то большей частью богиня Гера прибегает к хитрости.

Однажды в сообщничестве с богом Посейдоном (Нептуном) решила Гера лишить Зевса верховной власти. Им удалось даже заключить Зевса в оковы, но Фетида, одна из Нереид, призвала на помощь Зевсу страшного великана Бриарея, один вид которого заставил Геру отказаться от ее замысла. Разгневанный Зевс повесил Геру на золотой цепи между небом и землей, привесив к ногам тяжелую наковальню. Этот античный миф о наказании Геры-Юноны изобразил Корреджо на одной из своих картин, находящейся теперь в Парме.

 


Миф об обольщении богиней Герой Зевса посредством пояса Афродиты

Во время Троянской войны богиня Гера относилась враждебно к троянцам и покровительствовала грекам.

Видя, что троянский герой Гектор побеждает греков и те почти уже гибнут, богиня Гера решилась помочь им, но Зевс, запретив богам принимать участие в Троянской войне, с вершины горы Гарган зорко следил за послушанием богов. Богиня Гера придумала тогда следующую хитрость: она попросила у богини любви Афродиты ее пояс, обладающий даром придавать той, на которой он был надет, поразительную и неотразимую красоту. Надев пояс Афродиты, богиня Гера отправилась к Зевсу, не привыкшему видеть свою строптивую супругу такой ласковой и пленительной. Зевс заснул, усыпленный ласками Геры, которая воспользовалась этим, чтобы помочь грекам, и троянцы очень быстро потеряли все свои преимущества. Проснувшись, Зевс увидел, что произошло во время его сна, понял все козни богини и пригрозил Гере тем же наказанием, какому она уже раз подвергалась. Но зло, причиненное богиней Герой троянцам, было уже непоправимо.

 


Павлин — птица богини Геры: миф об Ио и стоглазом Аргусе

Главной причиной всех супружеских несогласий между богами Герой и Зевсом была ревность Геры, вызываемая любовными похождениями Зевса и его бесчисленными браками с разными богинями, нимфами и даже простыми смертными женщинами.

Ревности богини Геры обязан павлин тем, что считается в античной мифологии птицей Геры-Юноны. Однажды богиня Гера, не видя Зевса на его обычном месте, на Олимпе, стала искать его и вскоре заметила на земле, близ реки Инах, необыкновенно темное облако. Богиня Гера спустилась на землю, желая рассеять это облако и посмотреть, что там происходит. Зевс, действительно, находился там, преследуя прекрасную Ио, дочь бога реки Инах. Зевс окружил себя темным облаком, чтобы скрыться от глаз своей ревнивой супруги — богини Геры. Заметив, что облако рассеивается, и подозревая, что богиня его открыла, Зевс превратил Ио в белую корову. На вопрос Геры Зевс рассказал ей, что любуется этой коровой, которую только что произвела земля. Богиня пожелала ее иметь, и Зевс, не имея причин отказать Гере в таком, по-видимому, ничтожном подарке, должен был отдать Ио.

Гера (Юнона) поручила стоглазому великану Аргусу стеречь корову. Стоглазый Аргус закрывал всегда только два глаза, а остальные следили за бедной Ио повсюду. Античное искусство не могло никак олицетворить этот миф, не поддающийся пластическому искусству, и на античных камеях Аргус представлен лишь под видом старика, пасущего корову.

Зевс, возмущенный этим постоянным надзором, захотел избавить от него несчастную Ио. Зевс призвал бога Гермеса (Меркурия) и приказал ему убить Аргуса.

Вот как рассказывает об этом римский поэт Овидий: бог Меркурий, исполняя приказание своего повелителя, спустился на землю, взяв с собой свой жезл (кадуцей), обладающий свойством усыплять. Меркурий стал пасти коз, играя на флейте, неподалеку от Аргуса, которому эти звуки доставили большое удовольствие, а потому он пригласил Меркурия занять место подле него, говоря, что Меркурию не найти лучшего пастбища и более тенистого места. Меркурий принял это предложение стоглазого Аргуса и продолжал играть. Замечая, что сон почти одолевает Аргуса, Меркурий пустил в ход свой жезл, и вскоре сон закрыл все глаза бдительного стража. Тогда, взяв свой меч, Меркурий отрезал Аргусу голову. Богиня Юнона, огорченная потерей своего верного служителя, собрала все глаза Аргуса и разместила их на крыльях и хвосте птицы, с тех пор посвященной Юноне, где они блестят подобно звездам (павлин).

Несколько античных камей изображают миф об убийстве Аргуса, но самая интересная — та, где изображен Меркурий, отрезывающий голову Аргуса, туловище которого испещрено его многочисленными глазами; вдали убегает корова, ужаленная слепнем, а павлин сидит на дереве.

Неумолимая богиня и тут не прекратила своих преследований; Гера приказала одной из Эриний (Фурий) под видом слепня беспрестанно жалить Ио. Тщетно пытаясь избавиться от насекомого, Ио достигла берегов Нила, где она, изнемогая от усталости, упала. Тогда Зевс стал просить Геру прекратить свои преследования; богиня согласилась с тем только условием, чтобы Ио никогда больше не возвращалась в Грецию.

По мифам Древней Греции, Ио осталась в Египте, где ей стали воздавать божеские почести под именем богини Изиды. Этим мифом древние греки хотели объяснить, почему эмблема египетской богини Изиды — корова.

Древнегреческий миф о превращении нимфы Ио в корову, а главным образом миф о Гермесе (Меркурии) и Аргусе служили темой для многих произведений новейших веков. Тициан выбрал для своей картины тот момент, когда Юнона видит Ио, превращенную в корову. Рубенс повторял несколько раз свою знаменитую картину (теперь в Дрезденской галерее): «Меркурий убивает Аргуса». Веласкес передал по-своему этот рассказ: Аргус изображен у него под видом молодого испанского пастуха, уснувшего под звуки флейты, а Меркурий осторожно подкрадывается к нему, чтобы отрезать ему голову; Ио под видом коровы равнодушно смотрит на них.

 


Дочери Геры — богини Геба и Илифия

У античной богини Геры-Юноны было двое сыновей — бог Арес (Марс) и бог Гефест (Вулкан) и две дочери — богини Геба и Илифия.

Богиня Геба — это олицетворение юности. В мифах Древней Греции Геба подает богам божественный напиток нектар, благодаря которому боги не знают ни болезней, ни старости. Геба стала супругой Геракла (Геркулеса) после обоготворения этого героя. Античная камея изображает Гебу в виде молодой девушки, ласкающей орла Зевса-Юпитера.

Скульптор Канова представил богиню Гебу во всем блеске молодости и красоты, стройную, полную грации, с поднятой рукой, как бы готовой наполнить кубки богов. Датский скульптор Торвальдсен придал Гебе более спокойные, величавые движения и формы, более согласные с представлениями о ней древних греков.

Илифия — богиня счастливых родов. Илифия, по греческой мифологии, осталась девственницей и проводила все свое время, помогая женщинам в родах. Послушная дочь, богиня Илифия исполняет все приказания своей матери Геры, которая часто заставляла Илифию служить орудием своей мести. Когда наступило время родов богини Латоны, которую Гера преследовала, Илифия, следуя приказаниям матери, удалилась на вершину Олимпа, где провела девять дней и ночей, не допуская несчастную Латону, страшно мучившуюся все это время, до родов. Наконец, тронутая мольбами богини радуги Ириды, богиня родов Илифия отправилась на остров Делос, и Латона благополучно родила близнецов — бога Аполлона и богиню Артемиду (Диану).

Древние римляне называли Илифию богиней Люциной и часто смешивали ее с Юноной, которая иногда носила у римлян то же имя и считалась богиней родов и охранительницей детства. Прекрасная римская статуя в Ватикане, сохранившаяся до наших дней, изображает Юнону-Люцину кормящей грудью бога Марса.

 


 

Прежде: Зевс (Юпитер)

Содержание книги

Далее: Судьба, или Рок

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

Источник: zaumnik.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.