Пьетро да кортона триумф божественного провидения



01.11.1596 — 16.05.1669

1 ноября 1596 года родился один из известнейших итальянских мастеров барокко Пьетро да Кортона. Его картины наполнены светом и воздухом, композиции динамичны и изощренны, барокко не любит статичных поз, и Кортона — яркий пример воплощения этого барочного принципа.

Пьетро Берреттини, это настоящая фамилия художника, учился в Кортоне в 1609 — 1612 гг., почему и получил прозвище «изКортоны». Талант молодого живописца был замечен папой Урбаном VIII, и, оказавшись по его покровительством, Пьетро даКортона переезжает в Рим.

Наиболее известной его работой является плафон римского палаццо Барберини «Триумф Божественного провидения». На нем представлена аллегорическая композиция, прославляющая папу Урбана VIII, члена семьи Барберини. Внутри иллюзионистически трактованного архитектурного обрамления центральной части плафона открывается фрагмент неба с облаками и множеством фигур в развевающихся одеждах. Закрученные линии подводят взгляд зрителя к сердцу композиции, туда, где ангелы держат папскую тиару и ключи святого Петра, символизируя папское достоинство Урбана VIII. Работа над плафоном палаццо Барберини продолжалась с 1633 по 1639 гг.


Картинам и фрескам да Кортона свойственно богатое аллегорическое содержание и сложная символика, классицистическая, чётко продуманная композиция, сочетающаяся с бурной, театрализованной экспрессией.

В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью. В своих наиболее значительных постройках в Риме: вилле Саккетти (1625—1630), церквях Святых Луки и Мартины (1634—1650), Санта Мария-ин-виа-Лата (1658—1662) — Пьетро да Кортона проявил себя как выдающийся зодчий барокко. Одним из примеров его большого дарования является ансамбль площади с церковью Санта-Мария-делла-Паче, в котором наглядно воплощены градостроительные принципы римского барокко. Динамизмом, несколько театральной эффектностью, мастерским использованием выпуклых и вогнутых поверхностей отличаются постройки Пьетро да Кортона.

Умер Пьетро да Кортона в Риме 16 мая 1669 года.

Источник: mkram.ru

Пьетро да Кортона (1596-1669)

Пьетро да кортона триумф божественного провидения

Пьетро да Кортона (итал. Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Berrettini) (1 ноября 1596, Кортона, Ареццо — 16 мая 1669, Рим) — итальянский живописец и архитектор.


Picture Hosted by Gallerix.ru
Пьетро да Кортона. «The Golden Age»

Picture Hosted by Gallerix.ru
Пьетро да Кортона. Триумф Божественного провидения и Апофеоз правления папы Урбана VIII 1633-1639, Палаццо Барберини, Рим
Написанная на потолке одного из самых роскошных дворцов в Риме
Picture Hosted by Gallerix.ru
Пьетро да Кортона. «Venus as Huntress Appears to Aeneas»
Picture Hosted by Gallerix.ru
Пьетро да Кортона. «Romulus and Remus Given Shelter by Faustulus»
Picture Hosted by Gallerix.ru
Пьетро да Кортона. «Madonna and Saints»
Picture Hosted by Gallerix.ru
Похищение Сабинянок The Rape of the Sabine Women

Picture Hosted by Gallerix.ru
Побиение Святого Стефана камнями

Picture Hosted by Gallerix.ru
Holy Family Resting on the Flight to Egypt


Picture Hosted by Gallerix.ru

Picture Hosted by Gallerix.ru
Пьетро да Кортона. «The Guardian Angel»
Picture Hosted by Gallerix.ru
Пьетро да Кортона. «View of the Galleria Pamphili»
Picture Hosted by Gallerix.ru
Пьетро да Кортона. «Landing of the Trojans at the Mouth of Tiberis»
Picture Hosted by Gallerix.ru
Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнения и вдохновением. Будучи уроженцем Тосканы, он начинал свою деятельность там, но уже с 1612 г. начал работать в Риме.

Его талант был замечен папой Урбаном VIII Барберини, ставшим его покровителем. В свою манеру, основанную на принципах классицизма мастеров болонской школы, подражание Карраччи, он привносил живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из античной пластики, а также торжественную и нарядную праздничность.


В ряду лучших произведений художника картина — «Мадонна со святыми» (1626—1628, Кортона, Музей этрусской истории), в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. В залитом солнцем пространстве словно ощущается движение всех фигур. Пристрастие барокко к сложной символике указывает и богатое аллегорическое содержание. Картина была исполнена по заказу семейства Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода.

Полотно на мифологический сюжет «Похищение сабинянок» (1627—1629, Капитолийские музеи, Рим) было написано по заказу другого покровителя художника — римского мецената Саккетти. Классицистически чётко продуманная композиция сочетается в нём с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений Джованни Лоренцо Бернини, с которым художник сотрудничал и талант которого высоко ценил.

Не менее эффектно полотно «Нахождение Ромула и Рема» (1643, Лувр), полное динамики света и цвета. Сюжеты об основании Вечного города высоко ценились просвещённой аристократией, искавшей подтверждения древности своего происхождения. Реминисценции чувственной красоты античного искусства всегда играли большую роль в творчестве художника («Жертвоприношение Диане», Национальная галерея старого искусства, Рим).

Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска «Триумф Божественного провидения» (1633—1639, Рим, Палаццо Барберини), написанная в плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини. Работа в апартаментах дворца была поручена ему совместно с Джованни Бернини.


После росписи Галереи Палаццо Фарнезе, исполненной Карраччи, Пьетро да Кортона стал создателем иного типа монументальной барочной росписи со словно прорывающим все преграды, устремлённым ввысь небесным пространством, врывающимися в зал облаками, парящими в опоре на них фигурами героев мифов, Священного писания, аллегорических персонажей. Все они словно плывут по небу в окружении рассеянного золотящегося от солнца света. Религиозный сюжет сочетается в них с идеей прославления папы Барберини как главы католической церкви и учёного, а также его славного рода. Поэтому в роспись введены элементы геральдической символики в виде изображения пчёл с расправленными крыльями. За эту грандиозную работу Пьетро да Кортона был удостоен звания князя римской Академии Сан Лука, почётного звания, утвердившего его в положении первого художника Рима. В эти годы он имел уже большую престижную мастерскую в Риме и в поздних картинах поручал доработку собственного замысла своим ученикам. Значительной работой художника стали и росписи анфилады парадных залов Палаццо Питти во Флоренции (1640-е), росписи Палаццо Памфили и церкви Кьеза Нуова в Риме.

В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью. В своих наиболее значительных постройках в Риме: вилле Саккетти (1625—1630), церквях Святых Луки и Мартины (1634—1650), Санта Мария-ин-виа-Лата (1658—1662), Санта-Мария-делла-Паче (1656) — он проявил себя как выдающийся зодчий барокко.


клонник идей Браманте и Палладио, он творчески перерабатывал их наследие. Одним из примеров его большого дарования является, например, ансамбль площади с церковью Санта-Мария-делла-Паче, в котором наглядно воплощены градостроительные принципы римского барокко, органичное пластическое мышление талантливого мастера этой эпохи.

После смерти Гвидо Рени в 1642 г. Пьетро да Кортона перебрался в Болонью, где стал главой местной живописной школы. В самых поздних работах его ранее пышный театрализованный живописный стиль всё больше приобретал в период 1642-66 гг. черты продуманного аскетизма.

Источник: www.liveinternet.ru

Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona, настоящее имя Пьетро Берреттини, Berrettini), известный итальянский архитектор и живописец. Родился 1 ноября 1596 года в Кортоне, что находится в провинции Ареццо.

Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona, 1596-1669 гг.). Автопортрет, 1600 г.

Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona, 1596-1669 гг.). Автопортрет, 1600 г.


Творческая стезя Пьетро да Кортоны

Свою деятельность да Кортона начинал с Тосканы, а с 1612 года переехал в Рим. Здесь он обучался живописи у лучших художников Флоренции – Баччо Чарпи (Bacio Charpy) и Андреа Коммоди (Andrea Commodi). У Пьетро да Кортона, помимо живописного, не менее ярко был выражен и архитектурный талант. В своих архитектурных работах, в частности, в работе над Церковью Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace), он проявил себя как выдающийся зодчий своего времени, работающий в стиле барокко. Являясь поклонником архитектурного творчества Андреа Палладио (Andrea Palladio) и Донато Браманте (Donato Bramante), он стремился к творческому преобразованию их наследия.

Вилла Саккетти в Кастельфузанно (La Villa di Castel Fusano dai Sacchetti ai Chigi)

В 1625—1630 гг. по проекту Пьетро да Кортона была построена вилла Саккетти в Кастельфузанно, в архитектурном решении которой весьма четко проявилась, присущая Кортоне живая и сложная пластика построения архитектурных объемов. К сожалению, до наших времен данная архитектурная работа да Кортона не сохранилась.

Картина Жанине, Жан-Франсуа «Вилла Саккетти»

Картина Жанине, Жан-Франсуа «Вилла Саккетти»


Церковь Святого Луки и Святой Мартины (Chiesa dei Santi Luca e Martina)

В 1634-1650 годах да Кортона проектирует и строит свое самое значительное сооружение, а именно, Церковь Святого Луки и Святой Мартины (Chiesa dei Santi Luca e Martina). Центральный фасад двухэтажного здания, описывая выпуклую кривую, как бы продолжает боковое смещение двух прямоугольных блоков, прилегающих друг к другу. Купол церкви выполнен в барочном стиле. Загубленные в стену колонны придают церкви схожесть с вестибюлем Библиотеки Медичи Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana).

Церковь Святого Луки и Святой Мартины (Chiesa dei Santi Luca e Martina, 1634-1650 гг.)

Церковь Святого Луки и Святой Мартины (Chiesa dei Santi Luca e Martina, 1634-1650 гг.)

Церковь Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace)

В 1656 году зодчий строит не менее знаменательное архитектурное творение – Церковь Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace). Перед церковью да Кортона создал небольшую пятигранную площадь в ярко выраженном барочном стиле. Визуальная «объемность» здания и выразительность входной полуротонды обеспечивается сложным переплетением пластических элементов фасада. В архитектурном решении именно этой работой наглядно демонстрируется органичность и пластичность мышления одаренного мастера – динамизм, театральная эффектность и непревзойденное сочетание вогнутых и выпуклых поверхностей, придающих сооружению особую интригу и привлекательность.


Церковь Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace, 1656 г.)

Церковь Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace, 1656 г.)

Фасад церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата (La facciata della Basilica di Santa Maria in Via Lata)

В 1658-1663 гг. по инициативе папы Александра VII (Alexander VIII PP) архитектор да Кортона спроектировал и построил новый фасад церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата (La facciata della Basilica di Santa Maria in Via Lata). Портик и лоджия здания церкви, в отличие от многих других его барочных фасадов, лишены изогнутой формы. Входной фасад архитектор оформил портиком в антах. К тому же, добившись от папы Александра VII разрешения на возведение второго этажа, он достроил бельведер, так называемую, надстройку над основным зданием, которая хотя и не несёт функциональную нагрузку, тем не менее, предотвращает «зрительное подавление» церкви окружающими зданиями.


Фасад церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата (La facciata della Basilica di Santa Maria in Via Lata, 1658-1663 гг.)

Фасад церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата (La facciata della Basilica di Santa Maria in Via Lata, 1658-1663 гг.)

В 1642 году да Кортона переезжает в Болонью, где после смерти итальянского живописца болонской школы Гвидо Рении (Guido Reni), возглавляет местную школу живописи. Поздние свои живописные работы мастер создает в более аскетичном стиле, отодвигая на второй план столь свойственную ему пышность и театрализованность. И живописные, и архитектурные работы мастера отличаются пространственным единством объемов, тщательной разработкой мельчайших деталей, акцентированием с помощью игры тени и света, а также высоким уровнем пластичности и ориентацией на перспективное восприятие. Умер Пьетро да Кортона 16 мая 1669 года, в Риме.

Перечень известных работ Пьетро да Кортона:

1. Вилла Саккетти в Кастельфузанно (La Villa di Castel Fusano dai Sacchetti ai Chigi, 1625—1630 гг.)

2. Церковь Святого Луки и Святой Мартины (Chiesa dei Santi Luca e Martina, 1634—1650 гг.).

3. Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace, 1656 г.)

4. Санта-Мария-ин-Виа-Лата (Basilica di Santa Maria in Via Lata, 1658—1662 гг.)

Источник: architan.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.