Пьеро делла франческа сон константина


1797411_646933352041751_1050046591_n
Пьеро делла Франческа, "О животворящем древе Креста", Ок. 1453-1464, Ареццо, базилика ди Сан-Франческо, главная капелла, фрески.

В 1452—66 гг. Пьеро делла Франческа создает самую знаменитую свою работу — цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо. Фрески посвящены истории креста, на котором был распят Христос, рассказанной в популярной в то время «Золотой легенде» Якопо де Вораджине (Иосифа Ворагинского), итальянского монаха XIII в.

Обобщая объёмы фигур, развёртывая строгие, пронизанные величавым ритмом композиции параллельно плоскости стены на фоне гармонически ясной, словно утренней природы, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветлённой торжественности.

Адам, будучи на смертном одре, посылает своего сына Сифа к Архангелу Михаилу, и тот дает Сифу семена дерева первородного греха с тем, чтобы семена положили в рот Адама в момент смерти («Смерть Адама»).


attach1

Смерть Адама. 1452—66. Фрагмент. Фреска. 390 x 747 см

Дерево, которое выросло на могиле Адама, было срублено Соломоном и переброшено в качестве мостика через водный поток. Царица Савская на своем пути к царю Соломону чудесным образом узнает, что на лежащем поперек реки дереве будет распят Спаситель. В священном поклонении царица преклоняет перед деревом колена («Поклонение священному дереву и встреча царя Соломона и царицы Савской»).

attach
Поклонение священному древу и встреча царя Соломона и царицы Савской. 1452—66. Левая часть

attach2
Поклонение священному древу и встреча царя Соломона и царицы Савской. 1452—66. Правая часть
Фреска. 336 х 747 см

Когда царь Соломон узнает о чудесном послании, полученном царицей, он приказывает зарыть в землю дерево, которое приведет к концу царствования иудеев. Однако дерево находят и, после второго божественного послания, дерево становится инструментом страстей господних. Три столетия спустя, как раз перед сражением против императора Максенция, византийскому императору Константину во сне было откровение, что он победит врага, если будет сражаться во имя Креста Господня («Сновидение Константина»).


attach3
Сновидение Константина. 1452—66. Фреска. 329 x 190 см

Ожесточенная борьба за власть двух императоров — Константина и Максенция — закончилась в 312 г. Известны драматические подробности сражения, проигранного Максенцием, — он утонул в Тибре во время бегства с поля боя через обрушившийся Мульвиев мост.
Piero_della_Francesca_038Победа Константина над Максенцием. 1452—66. Фреска. 329 x 747 см. Церковь Сан-Франческо, Ареццо

В сияющем свете дня конница императора Константина замерла на берегу Тибра: белые кони перемежаются с темными, к голубому весеннему небу поднимаются копья и разноцветные древки знамен, реет императорское желто-оранжевое знамя с вышитым на нем черным орлом, развеваются плюмажи на причудливых шлемах, поблескивают серебристо-серые латы. Константин изображен в профиль, он восседает на белом коне впереди своего войска. Император держит в руке священную реликвию — легкий белый крест.


авая часть фрески сильно повреждена, но все же видно, как Максенций верхом на коне тонет в реке. В сравнении с «Битвой при Сан-Романо» Паоло Уччелло, написанной двадцатью годами ранее, полотно Пьеро делла Франческа представляет скорее великолепный парад, нежели изображение военных действий между враждующими сторонами. Застывшие с поднятыми копытами лошади, всадники, знамена, облака, пейзажный фон — композиция целиком и полностью построена в соответствии с законами линейной перспективы. Благодаря мастерскому владению колоритом художнику удалось в мельчайших деталях отразить живую реальность, подчас ускользающую и эфемерную, — начиная от отраженного света на доспехах воинов и кончая тенью, отбрасываемой копытом лошади.

После победы Константина («Победа Константина над Максенцием») он и его мать Елена принимают христианство; Елена едет в Иерусалим, чтобы найти чудесное древо креста. Однако о его местонахождении не знает никто, кроме иудея Иуды. Иуду пытают в колодце и тот признается, что знает храм, в котором спрятаны три креста Голгофы. По приказу Елены храм разрушают и кресты находят; животворящий крест определяют по тому, что он чудесным образом воскрешает умершего юношу («Обретение и испытание животворящего креста»).

attach4
Обретение и испытание животворящего креста. 1452—66. Фреска. 356 x 747 см

В 615 г. персидский царь Хосрой крадет крест и устанавливает его для священного поклонения. Император Ираклий развязывает против персидского царя войну и, разбив персов, возвращает крест в Иерусалим. Ираклий входит в Иерусалим без всякой торжественности и помпы, напротив, несет крест, на манер Христа, с кротостью и смирением.


attach5
Битва между Ираклием и Хосроем. 1452—66. Фреска. 329 x 747 см

Фрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов и свидетельствуют об исключительном колористическом даровании художника. Обобщая объемы фигур и развертывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветленной торжественности, гармоничной целостности картины мира.

Источник

Пье́ро Де́лла Франче́ска (Piero Della Francesca) (ок. 1420, Борго Сан-Сеполькро, близ Флоренции – 1492, там же), итальянский живописец и теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Родился в семье ремесленника. В кон. 1430-х гг. работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции.
Испытал влияние Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал преимущественно в родном городе, где неизменно пользовался почётом и занимал важные государственные должности, а также в Ферраре (ок. 1448—50 гг.), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466 г.).
Автор двух научных трактатов («О перспективе в живописи», до 1482 г., в котором впервые дано математическое обоснование перспективы; «Книга о пяти правильных телах», ок. 1490 г., – исследование о совершенных пропорциях).


Источник: alex-kopein.livejournal.com

Изображёно явление во сне Константину Великому ангела, пообещавшему победу Константину, если на щиты его войнов будет нанесена монограмма Христа — «ХР». Обещание сопровождалось явлением на небе знамения креста с надписью «Сим победиши!» (лат. In hoc signo vinces). Вазари наиболее восхищается этой фреской, написанной Пьеро «…его талант и искусство в том, как он написал ночь и ангела в ракурсе, который спускается, неся знамение победы Константину, спящему в шатре…, и освещает своим сиянием и шатер, и воинов, и все околичности с величайшим чувством меры».

Piero della Francesca 038.jpg

Победа Константина над Максенцием
Изображена битва у Мильвийского моста (28 октября 312 года) в которой император Константин одержал победу над узурпировавшим в 306 году власть императором Максенцием.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/76/Piero_della_Francesca_037.jpg


Piero della Francesca The History of the True Cross Torture of the Jew

Piero della Francesca The History of the True Cross Torture of the Jew detail

«Пытка Иуды Кириака»,

также написанная Джованни да Пьемонте по картону Пьеро. Изображает историю раскопок императрицы Елены в Иерусалиме, которая узнав что иудей Иуда знает о месте нахождения Креста приказала бросить его в колодец. Проведя в нём семь дней, Иуда привел императрицу на место храма Венеры и указал место для раскопок

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Piero_della_Francesca_001.jpg

Piero della Francesca 003.jpg

«Обретение и испытание Животворящего Креста». Изображено обретение Креста святой Еленой в ходе её раскопок в Иерусалиме. Поскольку было обнаружено три креста, то для определения Истинного, согласно «Золотой легенде», епископ Макарий возлагал кресты на мертвеца, проносимого мимо места раскопок, и Крест Господень воскресил усопшего


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a2/Piero_della_Francesca_008.jpg

Piero della Francesca 021.jpg

«Победа Ираклия над Хосровом». Изображено историческое событие возвращения Животворящего Древа в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Piero_della_Francesca_028.jpg

Exalt.jpg

Источник: li-ga2014.livejournal.com

Пьеро делла франческа сон константина

Пьеро делла франческа сон константина


Базилика Сан-Франческо в Ареццо  — посвящённый святому Франциску храм в Ареццо (Италия), известный благодаря циклу фресок, созданных Пьеро делла Франческа на тему истории Животворящего Креста Господня.

Храм был второй церковью, построенной орденом францисканцев в Ареццо (первая была разрушена вражескими армиями, поскольку была расположена вне городских стен). Строительство началось около 1290 года.Ареццкая коммуна актом 1290 года попросила францисканцев построить новую церковь — уже в стенах города. Дворянин Ильдино Каччиаконти подарил монахам здание, которым сам больше не мог пользоваться, так как находился в изгнании по причине принадлежности к гвельфам.

Пьеро делла франческа сон константина

Имя архитектора церкви — предположительно фра Джованни да Пистойя (Giovanni da Pistoia), имя которого называет пергамент XIV века.


коративная отделка фасада не была сделана — в этом виде базилика сохраняется и в наши дни. В XIV веке благочестивая женщина по имени Монна Тесса оставила триста лир для отделки фасада. Работы начались, но в связи с недостатком средств были остановлены после того, как был отделан цоколь — как обозначение попытки исполнения воли завещательницы. Кампанилья была построена около 1600 г., большинство работ по подновлению здания — в 1900-20-х гг. Капеллы с левой стороны были пристроены в XV веке.

Здание стоит на одноименной площади, перед ним — памятники математику Витторио Фоссомброни и Паскуале Романели.

Пьеро делла франческа сон константина

Пьеро делла франческа сон константина

В базилике находились следующие произведения живописи: крупный расписной крест -Распятие. XIII–XIV вв.Художник – Мастер Святого Франциска (итал. Maestro di San Francesco).

Около двери в сакристию находится картина Пьеро делла Франческа «Мария Магдалина». Над дверьми находится витраж работы Guillaume de Marcillat на сюжет «Папа Гонорий III учреждает устав ордена францисканцев». С правой стороны — два изображения святых кисти Андреа дель Кастаньо, и «Благовещение» Спинелло Аретино. В боковой капелле справа (Cappella Guasconi) — изображения святых работы Спинелло Аретино. В левой капелле (Cappella Tarlati) — его же распятие, а также «Благовещение», приписываемое руке Луки Синьорелли.


Пьеро делла франческа сон константина

Расположение фресок Пьеро делла Франческа

  1. «История Адама» («Смерть Адама»)
  2. «История царицы Савской» («Поклонение царицы Савской священному Древу»). 
  3. «Перенесение священного дерева»
  4.  «Сновидение Константина».
  5. «Победа Константина над Максенцием». 
  6. «Пытка Иуды Кириака»
  7.  «Обретение и испытание Животворящего Креста».
  8. Победа Ираклия над Хосровом». 
  9. «Воздвижение Креста Господня»
  10. «Благовещенье», дополнительный сюжет.
  11. Пророки
  12. Пророки
  13. Ангелы
  14. Ангелы
  15. Ангелы

Пьеро делла Франческа расписал церковь Сан Франческо, своего святого, в городе Ареццо, и это особый такой сюжет в его биографии, потому что история, которая здесь запечатлена, «История Креста», довольно интересна.

Пьеро делла франческа сон константина

Предполагаемый автопортрет (второй справа). Фрагмент Полиптиха Милосердия. 1445–1462
Художник – Пьеро делла Франческа (ок. 1420–1492)

Начнем с того, что базилика в Ареццо Святого Франциска сама по себе довольно интересна. Это такой необычный храм, довольно простой, с рустом, украшенным фасадом. Это уже второй храм, построенный на этом месте. Но в любом случае церковь такая простая с виду, а внутри очень интересная: базиликальный храм, построенный с единственным нефом.

Пьеро делла франческа сон константина

В левой стороне ряд капелл, так чуть-чуть пристроенный, как бы это второй неф, но на самом деле это пристроенные капеллы, а с другой стороны — ниши. И в базилике, вот такой скромной, находится просто собрание шедевров. Я бы сказала, что это такая шкатулка для сокровищ, потому что, во-первых, здесь есть крест и «История Креста» будет написана Пьеро дела Франческа на этих стенах — и огромный крест висит над алтарем.

Пьеро делла франческа сон константина

Кстати, такие кресты часто встречаются в Италии, но здесь крест особый. Он принадлежит кисти Мастера Святого Франциска, то есть это анонимный мастер, но который писал такие кресты после знаменитой истории, что Франциск услышал с креста обращение Господа, что нужно идти возрождать церковь. Мы говорили о том, что вообще с Франциска начинается Возрождение, с этого личного призыва. И вот такой интересный здесь крест был написан, где внизу также расположена фигура святого Франциска, целующего раны распятого Господа

Пьеро делла франческа сон константина.

Пьеро делла Франческа, как мы сейчас увидим, сделал здесь «Историю Креста», но кроме этого креста, датированного где-то XIV веком, есть и другие работы. Тут раньше была картина Гвидо да Сиена «Маэста», но она перенесена в музей. Остались и картины самого Пьеро делла Франческа, например, «Мария Магдалина», фресковая композиция. Также есть картины Андреа дель Кастаньо, Спинелло Аретино и Луки Синьорелли. Но мы рассмотрим с вами фресковый цикл, потому что он здесь не очень обычный.

Пьеро делла франческа сон константина

Четыре евангелиста. Плафон базилики Сан-Франческо в Ареццо
Художник – Биччи де Лоренцо (итал. Bicci di Lorenzo, 1373–1452)

Пьеро делла франческа сон константина

Bicci di Lorenzo – Angels

Эту церковь расписывал сначала Биччи ди Лоренцо, другой художник, по заказу крупной купеческой фамилии Баччи. Известно даже, что в 1447 году Франческо Баччи продал виноградник, чтобы оплатить работу художника, то есть семейство делало эту церковь как свою фамильную капеллу, где они должны быть похоронены, где они крестились, венчались и так далее. Но через несколько лет, в 1452 году, Биччи ди Лоренцо умер, и храм стоял какое-то время не расписанным. К моменту своей смерти он успел расписать только плафон, где четыре евангелиста, очень красиво расположенные, Страшный суд и две фигуры отцов церкви на триумфальной арке.

Пьеро делла франческа сон константина

Но семейство Баччи решило продолжить украшение этого храма и после смерти Биччи ди Лоренцо пригласило как раз Пьеро делла Франческа, который заполнил основную часть храма, которая получила название Капелла Маджоре, то есть большая капелла, хотя это основная часть этого храма.

Пьеро делла франческа сон константина

Цикл фресок «Истории Животворящего Креста». 1452–1466
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492)

Правда, не совсем ясно, когда художник взялся за эту работу. Сохранился только документ, косвенно проливающий на это свет, договор 1466 года, то есть уже 20 лет прошло с тех пор, как Биччи ди Лоренцо писал, где братство «Мизерикордия» в Ареццо заказывает Пьеро делла Франческа исполнить хоругвь для этого храма и называет художника тем, кто расписал главную капеллу церкви Сан Франческо. Значит, к этому времени капелла уже была расписана, то есть вот где-то вот в этом промежутке, от смерти Биччи ди Лоренцо до 1466 года, где-то вот в этот промежуток Пьеро делла Франческа и расписал этот храм. В этой работе ему помогал Джованни ди Пьемонте, и несколько композиций связывают с его именем.

Пьеро делла франческа сон константина

Яков Ворагинский. Золотая Легенда. Ок. 1290
Библиотека Лауренциана, Флоренция

Сюжет росписи, видимо, был предложен францисканцами Ареццо, которые, собственно, и строили этот храм, и его как бы опекали, потому что в нескольких других францисканских храмах тоже встречаются отдельные композиции на тему истории креста. Эта история взята из «Золотой легенды» (Legenda Aurea) Якова Ворагинского, очень популярное в европейской среде сочинение 1260 года. Это собрание житий и всяких легендарных историй, чудес и так далее. По популярности «Золотая легенда» иногда догоняла Священное Писание, то есть вот так вот ее любили, читали, переписывали и так далее. И вот у Якова Ворагинского одна из историй как раз повествует о судьбе Креста Господня от Адама до средних веков, до того, когда частицы уже Креста Господня стали попадать в Европу: эпоха крестовых походов, много привозилось с Востока реликвий, в том числе и фрагменты Креста Господня. И вот давайте посмотрим, потому что это действительно любопытно.

Пьеро делла франческа сон константина

Смерть Адама. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Церковь Сан Франческо, Ареццо

Пьеро делла франческа сон константина

Смерть Адама. Фрагмент. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Церковь Сан Франческо

Самая первая композиция часто называется «Смерть Адама», потому что она касается того эпизода из «Легенды» («Легенда» Якова Ворагинского начинается с этого сюжета), когда, умирая, Адам попросил прощения у Господа, посылает своего сына Сифа в рай за прощением.

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

Сифа встречает архангел Михаил и дает ветвь — или иногда это переводится, в некоторых источниках почему-то написано «зерна», но, может быть, и зерна, если следовать дальнейшему развитию сюжета, — древа познания добра и зла, и когда Адам умирает, вот Сиф вкладывает эту веточку или эти зерна в рот Адама, и он с тем умирает.

Пьеро делла франческа сон константина

И вот как бы через Адама прорастает новое древо, которое потом, взятое от райского древа познания добра и зла,  которое потом будет играть свою роль в распятии.

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

Вот в центре композиции мы видим действительно дерево, справа сидящий Адам, беседующий со своими сыновьями, в глубине, если мы присмотримся, там с архангелом беседует человек, то есть это, видимо, как раз посланный Сиф, и слева уже оплакивание, то есть смерть Адама.

Беседа с архангелом в глубине композиции происходит как бы на пороге рая: вот там рай, а здесь умирает Адам.

Пьеро делла франческа сон константина

История царицы Савской. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Церковь Сан Франческо

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

Следующий эпизод — это «История царицы Савской». Пьеро делла Франческа или его заказчик как бы перескакивает через какие-то эпизоды «Золотой легенды». Кстати, по другой версии, не францисканцы, а сами Баччи были сочинителями этой программы, потому что один из них был достаточно известным гуманистом.

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

И даже Вазари указывает, что где-то там, среди многолюдной композиции изображено семейство Баччи. Но это неважно, все равно мы восходим к «Золотой легенде». И вот самая знаменитая и самая, может быть, изящная, самая интересная композиция этой росписи — это Соломон и царица Савская.

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

Композиция как бы разделена колонной пополам, потому что на первой, левой части царица Савская преклоняет колени перед древом. Называется «Поклонение царицы Савской священному Древу». Во время посещения царя Соломона по пути в Иерусалим она находит некий брус, который служил мостом через ручей, но поскольку она была волшебницей, эта царица, она поняла, что это особое дерево, особый брус, и она ему воздает вот такие вот почести.

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

И когда уже приходит к Соломону (это вторая часть композиции, правая), мы здесь видим как она преклоняется перед его мудростью. И в то же время легенда говорит о том, что она предрекает, что Спаситель мира будет повешен на этом древе, которое пока служит мостиком, а царству иудеев придет разорение и конец.

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

Почему дерево вдруг оказалось там? Когда Соломон строил храм, он некоторые деревья отбраковывал, и вот одно дерево, брус, уже приготовленный для строительства, он выбросил из строительства и поставил мостиком, его поставили мостиком через ручей. То есть здесь явно аналогия с камнем, который выброшен строителями, но сделался главой угла. Вот так вот через дерево Яков Ворагинский выводит образ Креста Господня и камня, как самого Христа отвергнутого.

Пьеро делла франческа сон константина

Перенесение священного дерева. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492) и его мастерская

Следующий эпизод — это «Перенесение священного дерева», когда этот вот брус, дерево обструганное, но отвергнутое строителями, переносят.

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

Как раз эту фреску — она небольшая, так в углу немножко — писал не Пьеро делла Франческа, а его помощник Джованни ди Пьемонте, по картону Пьеро делла Франческа.   Соломон, согласно «Золотой легенде», приказал закопать брус, поскольку он испугался, что он связан с концом царства иудеев. Однако спустя тысячу лет этот брус был найден при строительстве бассейна для омовения жертвенных животных и потом пошел на изготовление орудия казни Иисуса Христа.

Пьеро делла франческа сон константина

Сон Константина. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Церковь Сан Франческо, Ареццо

Следующий эпизод – это чудесное видение креста, сон Константина. Перед битвой императору Константину во сне явился ангел и обещал ему победу, если на щитах его воинов будет начертана монограмма Христа «ХР», а на небе император увидел перед битвой знамение креста с надписью «Сим победиши» (лат. In hoc singo vinces).

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

Вазари восхищался этой фреской. Он писал: «Его талант [то есть художника] и искусство в том, как он написал ночь и ангела в ракурсе, который спускается, неся знамение победы Константину, спящему в шатре, и освещает своим сиянием и шатер, и воинов, и все околичности с величайшим чувством меры». Действительно, впервые, может быть, в истории живописи Ренессанса мы видим здесь вот это вечернее освещение, я бы даже сказала ночное, и контраст освещенного и погруженного во тьму пространства, потому что, в основном, все тогда пишется при ясном свете солнца.

Пьеро делла франческа сон константина

Победа Константина над Максенцием. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492)

Следующий эпизод — это «Победа Константина над Максенцием». Вот исполнение пророчества. Эта фреска сохранилась хуже всего, очень много здесь утрат, но тем не менее мы видим такую масштабную батальную сцену.

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

Мы видим здесь штандарт с орлом Константина и в правой части сбившиеся уже знамена его противника Максенция. Битва состоялась у Мульвийского моста 28 октября 312 года, и, собственно говоря, с этого времени Константин становится единоличным правителем Западной Римской империи. Победа Константина — это для истории христианства переломный момент, потому что кончаются гонения, как мы знаем, начинается новая эра, развивается христианская культура.

Пьеро делла франческа сон константина

Следующие два эпизода связаны с историей нахождения Креста царицей Еленой, матерью Константина. Первый эпизод — он такой маленький, тоже написан Джованни ди Пьемонте по эскизу Пьеро делла Франческа.

Пьеро делла франческа сон константина

Пытка Иуды Кириака. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492) и его мастерская

Он касается пытки Иуды Кириака. Сама по себе история несколько странная, потому что «Золотая легенда» говорит о том, что во время раскопок в Иерусалиме императрица Елена, узнав, что некий иудей Иуда знает о месте нахождения Креста, но не говорит, приказала бросить его в колодец, и, проведя в колодце семь дней, Иуда все-таки соглашается открыть место императрице, приводит ее на место храма Венеры, где стали копать, и там нашли три креста. Сама по себе, повторяю, странная: святая пытает или как-то, так сказать, пытается пытками вырвать признание у некоего знающего человека.

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

Но еще интереснее само изображение, потому что мы видим колодец, в который сажают этого Иуду, на фоне очень знакомой для нас стены. Для нас это кремлевская стена с так называемым «ласточкиным хвостом», но на самом деле это типичная итальянская архитектура, когда город, или замок, или даже небольшое поместье окружается стеной и сверху делаются такие вот зубчики в виде ласточкиного хвоста. Но, как мы знаем, Московский Кремль тоже строили итальянцы, отсюда, собственно говоря, и такой узор на наших стенах.

Пьеро делла франческа сон константина

Обретение и испытание Животворящего Креста. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492)

И следующее — уже «Испытание Креста». Когда кресты, три креста, были обнаружены, то надо было понять, какой из них, собственно, относится к Кресту Господню. И тогда, как опять же говорит «Золотая легенда», епископ Макарий стал возлагать кресты на умершего, которого проносили мимо, и один из крестов, коснувшись, воскресил этого умершего. Так узнали, вот какой из трех крестов является Крестом Господним.

Пьеро делла франческа сон константина

Победа Ираклия над Хосровом. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Церковь Сан Франческо

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

Следующий эпизод — битва, это «Победа Ираклия над Хосровом». Это действительно историческое событие, но оно здесь интерпретировано внутри истории Креста, потому что какое-то время Крест хранился в Иерусалиме, но потом персы его забрали, и где-то 14 или 15 лет он был в плену у персов. И в 629 году, при императоре Ираклии, совершилась победа над персами, и византийские войска освободили Крест и торжественно его вернули, но уже не в Иерусалим, а в Константинополь.

Пьеро делла франческа сон константина

Воздвижение Креста Господня. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Церковь Сан Франческо

И последняя композиция посвящена воздвижению Креста Господня. Но здесь опять же расходятся мнения: сюжет посвящен или христианскому празднику Крестовоздвижения, установленному в честь обретения Креста при императрице Елене, когда Макарий поднял этот крест, показывая народу, или он посвящен уже торжественному внесению в город креста, освобожденного Ираклием.

Пьеро делла франческа сон константинаПьеро делла франческа сон константина

В любом случае здесь мы видим торжество Креста, когда его несут с процессией и коленопреклоненные люди перед городской стеной стоят и воздают этому кресту почести. Само по себе это, конечно, очень интересное произведение, когда целая история из легенды, не евангельская, не библейская, а вот такая вот полулегендарная история отражена в главной капелле храма по просьбе заказчиков.

Пьеро делла франческа сон константина

Благовещение. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Церковь Сан Франческо, Ареццо

Но помимо истории Креста, здесь Пьеро делла Франческа написал «Благовещение», написал нескольких пророков, то есть опять же очень интересные росписи, с характерными для него фигурами, немножко загадочными, немножко мистическими. То есть для творчества Пьеро делла Франческа это, конечно, очень значительный памятник и очень интересное произведение.

Пьеро делла франческа сон константина

Пророк. 1452–1466

Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Церковь Сан Франческо, Ареццо

источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki

Яков (Иаков) Ворагинский. Золотая легенда. Т. 1. М.: Издательство Францисканцев, 2016.

https://magisteria.ru/

Серия сообщений “Соборы Италии”:
Часть 1 – Рим, Базилика Санта-Мария-Маджоре.
Часть 2 – Всемирное наследие ЮНЕСКО : красивейшие соборы Италии

Часть 16 – Творчество Джотто ди Бондоне -предтеча раннего Ренессанса
Часть 17 – Дворцы Венеции(10)Площадь и собор Сан Марко
Часть 18 – Базилика Сан-Франческо в Ареццо и её легендарные фрески
Часть 19 – МикеланджелоБуонарроти(5)Сикстинская капелла.Часть3."Страшный суд"

Источник: www.liveinternet.ru

                            Пьеро делла франческа сон константина Пьеро  делла Франческа (Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески) – крупнейший художник и теоретик эпохи Раннего Возрождения (1420-1492). Родился в семье красильщика и торговца шерстью в Умбрии,  в маленьком городке Борго-Сан-Сеполькро рядом с Ареццо.  Назван был по имени матери, т.к. отец его умер до его рождения. О жизни художника дошло мало достоверных сведений. Первое упоминание относится к 1431 году, когда Пьеро  работает над первым заказом – расписывает церковные свечи. <>
Учился он у Доменико Венециано во Флоренции, под руководством которого работал в 1439 г. над украшением  флорентийского собора Сан Эджедио (однако фрески не дошли до нашего времени . Работал в Римини, Ареццо, Урбино, Ферраре, Риме.  1450-1462 г. в родном городе, где был городским советником,  была написана алтарная картина "Мадонна Милосердия". Художник нашел необычайно выразительные приемы при создании  образа Мадонны.   Похожая на статую, фигура юной Марии  превосходит размерами фигуры приподающих к ее ногам.  Она распрастерла тяжелый плащ над ними, каждый может найти  защиту и прибежище.
                                                   Пьеро делла франческа сон константина

Мадонна Милосердия. («Мадонна Мизерикордия»), центральное панно; Пинакотека, Сансеполькро, 1445-1450-е гг.

Одновременно с «Мадонна Миилосердия»  Пьеро делла Франческа написал знаменитое «Крещение», предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро.

                                             Пьеро делла франческа сон константина  
«Крещение» (Национальная Галерея, Лондон, 1445-1450 гг.

Фрески в алтаре церкви Сан-Сансеполькро Франческо в Ареццо (1452-1466) – самое замечательное создание мастера. На них изображена история Животворящего Креста, на котором распяли Христа, согласно "Золотой легенде", рассказанной монахом 13 века Якопо де Вораджине. . Франческа выбрал основные моменты из многих. Вначале – "Смерть Адама", когда на могиле Адама вырастает священное дерево, в конце -возращение реликвии в Иерусалим византийским императором Ираклием. В размещении сцен Франческа не следовал повествованию, а создал фресковый ансамбль, который рассчитан на единовременное обозрение. Пьеро делла франческа сон константина Сочетание объемности и в то же время плоскостности в изображении – одна из удивительных особенностей Пьеро делла Франческа, который соблюдая законы перспективы, не создавал иллюзии глубины пространства. Даже здания на фресках изображены в фаз, а не под углом.

Пьеро делла франческа сон константина

История Адама (Смерть Адама). Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

     Пьеро делла франческа сон константина

Открытие дерева Креста Христова: встреча царя Соломона  и царицы Савской. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

 На фасаде дворца царя Соломона очень высокие колонны настолько быстро уменьшаются по мере их удаления от зрителя, что видна в сущности только первая из них, разделяющая фреску на две части. На фреске господствует спокойный свет, краски лучезарны.

Пьеро делла франческа сон константина

Сновидение Константина. Фрески в церкви Сан-Франческо,  1452-1465 гг.

Франческо тонко передал эффект искусственного освещения в луче света, исходящего от ангела, из темноты выступает шатер полководца. Это не имеет аналогий в итальянской живописи ХV века.

Пьеро делла Франческа часто посещал Урбино, выполнял поручения герцога Урбинского и был, вероятно, его другом.  Двор Монтефельтро в Урбино был  одним из центров интеллектуальной жизни Италии. Для Урбинского дворца  было написано «Бичевание Христа»  в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника Это одна из прекраснейших и самых загадачных картин художника. Сама сцена «Бичевания» расположена в глубине портика, на фоне строгой архитектуры. Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах.

Пьеро делла франческа сон константина
Бичевание Христа. Национальная Галерея, Урбино. 1455-1460 гг.

К 1460-м гг. относятся фрески «Мадонна дель парто» в погребальной капелле Монтерки (Ареццо); «Воскресение Христа» в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. Мария Магдалина в соборе в Ареццо. В «Мадонне дель парто» художник избрал тему, редкую для итальянской живописи и достаточно распространенную во Франции и Испании — Богоматерь, носящая во чреве младенца.

  Пьеро делла франческа сон константина  

«Мадонна дель парто». Ареццо. 1460-е.

В 1470- х годах  для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба — Галерея Уффици, Флоренция). В портретах правителей Урбино ярко проявились две составляющие искусства художника: нидерландская и итальянская. Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям «ландшафта» лица герцога — глубокие морщины и крупные родинки; итальянская — в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха. На оборотах обеих досок изображены триумфы герцога и его жены: Баттиста восседает на кресле, поставленном на колесницу, запряженной двумя единорогами — символами целомудрия, с раскрытой книгой в руках в окружении Добродетелей; Федерико стоит на колеснице, запряженной бигой белых лошадей, с жезлом в правой руке, увенчанный победным лавром.

Пьеро делла франческа сон константина

Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция. около 1465 г.

Пьеро делла франческа сон константина

Триумф.  Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона, галерея Уффица, Флоренция.около 1465 г.

 К поздним шедеврам принадлежит поэтичное серебристо-голубоватое воздушное "Рождество"
  Пьеро делла франческа сон константина
Рождество. Национальная галерея, Лондон.около 1470 г

Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа «Мадонна Монтефельтро», или «Сакра коверсационе» (Sacra Conversatione — Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг. (Пинакотека Брера, Милан). Живописная алтарная ниша словно заключает в объятия Мадонну с младенцем, предстоящих ей ангелов, святых и заказчика Федерико II Монтефельтро, смиренно опустившегося перед ней на колени. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью — яйцо, подвешенное
над головой Богоматери. 

Пьеро делла франческа сон константина

«Мадонна Монтефельтро»(«Сакра коверсационе»), Пинакотека Брера, Милан, 1472-1474 гг 

В  старости Пьеро делла Франческа оставил живопись из-за ухудшения зрения, и обратился к математике, создал свои знаменитые трактаты: «О перспективе в живописи» и  «Книжица о пяти правильных телах" по стереометрии.  Умер Пьеро делла Франческа в Борго 12 октября 1492. Искусство Пьеро делла Франческа ощутимо повлияло на итальянское искусство в целом и особенно на художников Северной Италии. Учениками художника были Мелоццо да Форли (1438-1494) и Лука Синьорелли (ок.1445-1523), талантливые художники кватроченто. 

http://www.artprojekt.ru/gallery/francesca/index.html http://ru.wikipedia.org/wiki http://artwwworld.org.ua/hudozhniki/Francheska/
Энциклопедия для детей. Искусство, т.  7, часть 1, Из-во   "Аванта+", 1997 г. <

Источник: image-for-you.livejournal.com

Мы продолжаем изучать расположенный в аретинской базилике Сан-Франческо цикл фресок Пьеро делла Франческа. Цикл, как вы помните, посвящен легендам о древе св. Креста. В прошлый раз мы с вами дошли до переломного момента – сна императора Константина: ангел явился ему во сне накануне битвы с императором – соперником Максенцием и показал знамение Креста, сказав при этом: Сим победиши!
005-сон Константина (Пьеро делла Франческа).JPG

Эта история столько раз повторялась, что все в нее почти поверили. Увы, действительность сурова: войска Константина шли в бой при Мильвийском мосту не с крестом, а с лабарумом – штандартом, увенчанном переплетенными Х и Р.  Видел Константин в небе Крест или нет – оставим вопрос на совести Евсевия Кесарийского, написавшего об этом. По сути битва между Константином и Максенцием была битвой двух узурпаторов (Диоклетиан установил сложную систему тетрархии – совместного управления империей двумя августами и двумя цезарями, причем последние должны были наследовать первым и в свою очередь назначить себе следующих цезарей; система рухнула почти сразу после отречения Диоклетиана), оба были сыновьями двух диоклетиановых цезарей – Констанция Хлора и Максимиана соответственно, да еще и братьями по браку (Константин был женат на сестре Максенция). Почему это Бог решил вмешаться в очередную римскую междоусобицу, и чем Константин был лучше Максенция – вот вопросы, которые авторы легенды предпочли обойти стороной. Константин в результате двадцатилетней войны устранил всех своих конкурентов, а победители традиционно пишут историю.

Мы же с вами, устранившись от сложной политической ситуации в древнем Риме и современном Третьем Риме, просто полюбуемся этой сценой. Темная ночь, только пули летят по степи, войско спит (все шатры погружены во тьму), лишь трое часовых охраняют спящего императора. Сверхестественный свет освещает его шатер (в этом мире не было электричества, максимум, что там могло быть, – это факел, но он не даст такого яркого освещения). К императору летит ангел с маленьким крестиком в руке (обратите внимание: сияет именно крест, сам ангел в задней своей части сливается с облаками). И вновь, как и в истории царицы Савской, лишь один персонаж на фреске смотрит сквозь века на зрителей и делает последних участниками события.

Эта сцена переломная в цикле. Доселе Крест тихо и незаметно ждал своего часа, теперь он, подобно толкиеновскому кольцу всевластия, вовлекает людей в распри и несчастия. Парадоксальным образом, орудие спасения оказывается волшебным артефактом, обладание которым сулит власть и преуспевание, и горе тем глупцам, что осмелятся встать между этим магическим предметом и его законными обладателями – римскими и византийскими императорами.

Утро следующего дня. Константин с крестом в руках (тем самым крестиком, принесенным ангелом) ведет войско против Максенция. Блестящая победа: враг бежит, раненый Максенций погибает при попытке переправиться через Тибр.
006-битва Константина и Максенция (Пьеро делла Франческа).jpg
Фреска, увы, очень повреждена. Жаль, она расположена в нижнем ряду и была бы удобна для внимательного осмотра. Впрочем, хороший Константин и плохой Максенций хорошо видны. Обратите внимание на лошадей: они, в отличие от людей, никого не убивают и потому выписаны автором с нежностью. Лошадок мы еще увидим много раз (мне они очень понравились и в капелле волхвов во Флоренции, и в фресках Гоццоли в сан-джиминьянской Сан-Агостино): Возрождение в самом разгаре, и живописцы с восторгом помещают в свои произведения домашних и диких животных.

Как мы помним, мать Константина Елена решила поехать на Восток и найти в Иерусалиме все места, связанные с земной жизнью Христа. Это современные историки полны сомнений, а Елена легко и просто нашла все желаемое. Напомню, что после первого поражения иудеев в 70 году, Иерусалим был разрушен римлянами, а после второго – в 135 году на месте разрушенного Иерусалима была построена римская колония Элия Капитолина. Христианская община ушла из Святого города еще до 70 года, иудеям вообще запрещали селиться в Элии и лишь за деньги позволяли раз в год поклониться Стене плача. Новые жители Элии – римские колонисты не имели никакого касательства к евангельским событиям и ничем не могли помочь августейшему археологу в юбке. Но легенда этим не смущается: по приказанию Елены схвачен и подвергнут пытке некий иудей Кириак, который один знал место, где был закопан Крест. Почему Кириак хранил это знание? Зачем ему было знать что-то об орудии казни некоего давно ушедшего мятежника и лжеучителя? Почему палестинские христиане доселе не удосужились покопаться в архивах и головах, чтобы узнать место нахождения Креста? Все эти простые вопросы почему-то не пришли в голову авторам легенды. Внезапно ставшие христианами римские власти пытают первого попавшегося еврея (Да они же почти не люди! Мы-то знаем, кто Христа предал!), и тот под пытками сознается.
007-пытка Кириака (Пьеро делла Франческа).jpg
Удивительно, что он еще не сказал, кто убил президента Кеннеди))) Судя по всему, Кириака методично топили в колодце.

В месте, указанном Кириаком (он, кстати, согласно легенде стал впоследствии не только христианином, но и епископом; понятное дело, спорить с властями – себе дороже), Елена, папа Сильвестр (легенда не только приписала ему крещение Константина, но и отправила понтифика из Рима в Иерусалим) и местный епископ Макарий находят три креста.  Ни у кого нет и тени сомнения, это – те самые три креста, на которых были распяты Христос и два разбойника. Вот незадача! Но светлые умы быстро решают: Крест сам покажет себя. К трем крестам поочередно подносят покойника, которого чисто случайно проносили мимо. Чудо из чудес – при прикосновении к истинному Кресту покойник встает. Задача решена – Крест найден!
008-обретение и испытание Креста (Пьеро делла Франческа).jpg
Вспомните, кстати, что храм Гроба Господня, воздвигнутый по официальной версии прямо на Голгофе, находится в центре Иерусалима. Пьеро очевидно не был в Иерусалиме и не смотрел "Непутевые заметки": для него Голгофа находится за городом – согласно Евангелию. Папа Сильвестр (это явно он, а не Макарий, шапочка-то западная) виден в обеих половинах фрески. Елена в правой половине фрески находится рядом с папой, а в левой ее лица не видать, но она уверенно опознается по платью. Макарий, скорее всего, – это человек в нелепом голубом тюрбане справа, такой тюрбан встретится нам еще раз в финальной сцене возвращения Креста из персидского плена. Иерусалим, разумеется, уже полон церквей с высокими колокольнями.

Это еще не конец. Конечно, не будь Пьеро связан по рукам и ногам заказчиками, он просто обязан был бы показать, как этот с трудом найденный Крест, история которого им прослежена от стартового семечка, был раздроблен христианами на щепки и растащен по всей Европе. Средневековое мышление бесподобно: если Крест действительно мыслился в качестве мощного оберега и талисмана, разве не стоило сохранить его в целости и в случае опасности пугать им врагов? Но нет же: будто опасаясь потомков, могущих и радиоуглеродный анализ применить, Крест был сознательно раздроблен (Читай, уничтожен), и его щепки (громко именуемые частицами) усеяли собой Европу.

Легенда об этом прискорбном разделении Креста умалчивает, но вновь перескакивает через столетия и переносит нас в VII век. Персидский шах напал на Византию,  Египет захвачен, Сирия оккупирована, персидские войска стоят под КПолем. Но, главное, Крест захвачен язычниками и увезен в Персию (в Персии имелось мощное и уважаемое христианское меньшинство, но этот факт не вписывался в легенду). Империю спасает герой – император Ираклий, нанесший персам удар в тыл и захвативший их столицу Ктесифон.
009-битва Ираклия и Хосрова (Пьеро делла Франческа).jpg
Здесь повреждений тоже достаточно, но участников битвы так много, что Время не смогло стереть всех. Бойцы колят и рубят друг друга, под копытами белого коня умирает раненый в шею воин; еще одного "нашего" на наших же глазах убивает злобный перс в панамке; справа (примерно под знаменем с головой негра афроперса)  солдатику кинжалом вспарывают горло. Обычно спокойный и невозмутимый Пьеро здесь превзошел себя: вместо группы статичных и погруженных в себя героев, в изобилии рассеянных по предыдущим большим фрескам, перед нами предстоит человечество, с упоением и восторгом убивающее самое себя. И все это – ради того, чтобы униженный и побежденный Хосров отдал торжествующему Ираклию древо Креста.

Мир, дружба, жвачка – потерянные провинции вновь возвращены Византии, и торжествующий Ираклий возвращает Крест в Иерусалим.  Наша византийская историография по сию пору находится в непреходящем экстазе от кажущейся сверхестественной победы Ираклия: Акафист Богородице и праздник Воздвижения – это монументы той победе в пере и чернилах. Только имени самого Ираклия в текстах нет: он из высочайших политических соображений придумал компромиссную ересь монофелизма (которую потом осудил VI вселенский собор), а из уже не высочайших и отнюдь не политических –  женился на родной племяннице. Но, главное, прошло всего десять лет с моента великой победы, и с таким трудом возвращенные провинции были навсегда потеряны, и многочисленные святыни Востока оказались в руках арабов. Но в цикле фресок Пьеро нет места скорби: Ираклий вовзвращает Крест в Иерусалим и торжественно возносит святыню над головами верующих.
010-Воздвижение Креста (Пьеро делла Франческа).jpg
На том самом месте, где некогда Сиф вложил в уста умирающему Адаму семечко с Древа жизни, навсегда (так по логике фресок) вознесено новое Древо жизни – святой Крест. Сравните пейзажи на самой первой фреске (с Адамом и Сифом) и на этой последней, сравните фигуры и выражения лиц героев этих двух сцен. Недаром эти фрески расположены друг против друга, чтобы мы, сравнивая их, поняли: история человечества завершается, спасение близко, рай уже брезжит на горизонте.

Фрески написаны в 1454-1464 годах…Автор и его заказчики, как оказалось, были скоропалительно оптимистичны в своих выводах. Нам, похоже, многое кажется наивным и ошибочным в замысле этих фресок. Но стали ли мы счастливее от того, что познали их наивность и ошибочность, – вот в чем вопрос. И что мы можем сделать, чтобы быть счастливыми и оптимистично смотреть в будущее, – это вопрос, обращенный уже каждому из нас в отдельности.

Мое же дело маленькое. Я очередной очерк вам написал, вопросы вам задал и тихо удаляюсь, чтобы с новыми силами показать вам в следующий раз другие фрески базилики Сан-Франческо – работы Пьеро делла Франческо и не только…

Источник: sibeaster.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.