Палаццо скифанойя


Палаццо Скифанойя

А потом я долго искал «загородную резиденцию» д’Эсте с глухим и интровертным фасадом, которая вообще-то закрыта на реставрацию и коллекции, в ней хранящиеся (керамики, монет и предметов из слоновой кости, бронзы и барельефов) теперь недоступны.

Однако, люди идут сюда не за этим – всем нужен только один большой (торжественный, бальный?) «Зал Месяцев», некогда сплошь покрытый фресками, разделёнными на 12 зодиакальных частей.
И именно его Роже Кайуа вспоминает на страницах «В глубь фантастического»: «Андре Пьер де Мандьярг, описывая дворец Скифанойя в Ферраре… рассказывает, что в большом зале на втором этаже происходили непристойные турниры в которых сражались… обнаженные девушки с рыцарями в доспехах…»

Теперь можно увидеть лишь небольшую их часть – пару веков Палаццо Скифанойя стоял в запустении, а когда в его просторных покоях разместили табачную фабрику, росписи покрыли в XVIII веке толстым слоем штукатурки.
Снова нашёл их в 1821 году декоратор Джузеппе Сароли, за что честь ему и хвала, потому что стенопись, в которой участвовали важнейшие феррарские художники XV века – местный аналог пизанского Кампосанто, мантуанского Палаццо Те и, чем чёрт не шутит, Сикстинской капеллы Ватикана.
Ну, или, хотя бы Станций Рафаэля.


Северо-восточная стена расписана в технике фрески «наиболее слабыми, бездарными учениками Туры и Коссы», качество которых «удручает глаз»; юго-западная украшали живописью по сухой штукатурке, поэтому от зимних месяцев почти ничего не осталось.
Самыми яркими и эффектными оказываются осень и лето: Лонги считает, что кое-что здесь исполнял «великий Эрколе» Роберти. Также искусствоведы узнают в росписях Скифанойи руку Франческо дель Косса и Бальдассаре д’Эсте.

Каждая из дюжины живописных глав разделена на три автономных части.
Верхний, самый сложноустроенный и недоступный этаж – сплошь триумфы олимпийских божеств; средний уровень на синем фоне – сами эмблемы знаков зодиака с аллегорическими фигурами в центре и симметричными персонажами по бокам.
Самый монументальный и густозаселённый нижний ярус, разворачивающийся непосредственно перед глазами, бытовой, «профанный», рассказывает истории из придворной жизни фераррского двора времён герцога Борсо д’Эсте.
В Википедии, впрочем, достаточно подробно расписаны сюжеты и степень сохранности работ.
Пока я ещё не видел (Палаццо Те в Мантуе мне предстоит только через неделю) таких, полностью светских и даже куртуазных циклов, лишённых даже намёка на религиозное содержание.


Что автоматически меняет всю пластику и, извините, иконографию – импровизационную, избыточную, лишённую каких бы то ни было ограничений и, оттого, до сих пор свежайшую и будто спонтанную.
Непредсказуемую.
Несмотря на ужасные утраты, находящуюся в постоянном становлении.

Сохранившиеся и, тем более, восстановленные фрагменты выглядят настолько убедительно, что с лёгкостью можно представить себе “Зал Месяцев” заполненным сиятельными синьорами и их дамами. Или же обнажённых девушек, сражающихся (или танцующих) с рыцарями в лёгких доспехах с преувеличенными гульфиками ренессансных трико.
Или, возможно, рассеянный свет действует таким образом, что в Палаццо Скифанойя впадаешь в “режим чтения”, свойственный погружению в текст, когда внутренний голос вышивает свои мысли поверх напечатанных слов. Слепые стены с отсутствующими рисунками словно бы покрыты шрифтами Брайля – вполне законченными, просто предназначенными для других людей, не нас.

Режиму чтения мирволит особенно мелкоскопический стиль нижнего яруса, явно напоминающего особенно тщательных и умелых книжных миниатюристов, бургундские и провансальские влияния, поэзию странствующих миннезингеров и трубадуров, поля вербены и холмы лаванды, напоминающие всё ещё недочитанный текст, брошенный посредине.
Когда кто-то окликнул, отвлек и листы зашуршали, перелистываясь на цветочном ветру, сглатывая часть нарратива, остающегося слепым, чтоб уже не найти, где, собственно, остановился.
………………………………………………


Помимо «Зала Месяцев» на втором этаже Скифанойи открыт следующий «Зал добродетели» – небольшая комната с кессонным, богато изукрашенным, потолком и расписным лепным (стуковым?) фризом с аллегориями герцогских добродетелей, исполненными Доменико де Парисом: единорог символизирует чистоту, Крещение – внимание, огонь – милосердие и любовь.
Объяснения того, что такое Парадур, обозначающий благодеяния, совершаемые д’Эсте, я не нашёл и поэтому вышел с небольшой внутренний дворик, на зелёном газоне которого (не слишком ухоженном) поставили современные бронзовые абстракции.

Да, на другой улице, уже не с фасада, к Палаццо Скифанойя примыкает церковь Святого Либера, построенная в XV, а в XVIII (1735) веке ставшая первым публичным музеем в Ферраре.
В соответствии с принципами и идеалами Просвещения, призывавшего любоваться руинами и изучать культурное наследие предков, здесь организовали городской лапидарий – собрание каменных надписей и изображений с древнеримских времён.

Надгробные камни, саркофаги, стеллы.

Теперь тут 70 артефактов, собранных по всему Моденскому герцогству, в основном из Белригуардо возле Остеллато, Вогенц и, почему-то, из Равенны, откуда в городской лапидарий прибыл саркофаг Аурелии (III до н. э.) с барельефом человеческих фигур в полный рост.


Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя


Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Locations of visitors to this page

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Источник: paslen.livejournal.com

После моего последнего истеричного выкрика в сторону благословенных органов исполнительной власти нашей благословенной державы прошло какое-то время, я успокоился и готов продолжать повествование о Ферраре.
Сейчас будут, в основном, фотографии. Наслаждаемся этим прекрасным городом
1. Палаццо Бентивольо. Находится на виа Гарибальди – самом удобном пути от станции к замку и собору. Не стоит пробегать мимо, остановитесь и полюбуйтесь. Внутрь не попасть, там какое-то учреждение


001-Палаццо Бентивольо
2. Палаццо Бевилаква, находится на виа Волтапалетта. Мы с вами шли мимо, когда искали монастырь Корпус Домини. Внутрь теретически попасть можно, так как там какое-то учебное заведение:
006-Палаццо Бевилаква
И разные детальки от него:
009-Палаццо Бевилаква
007-Палаццо Бевилаква
008-Палаццо Бевилаква
3. Палаццо Джулио д'Эсте.

скольку других принцев с таким именем я не знаю, хочется верить, что перед нами дворец того несчастного, который за заговор против брата отсидел в темнице больше полувека (http://sibeaster.livejournal.com/82200.html). находится на проспекте корсо Эрколе I д'Эсте. Эту часть города строили по единому плану, утвержденному самим герцогом Эрколе I. Часто утверждается, что Феррара, благодаря этой правильно спланированной части, может считаться первой современной европейской столицей.
010-Палаццо Джулио Эсте
Внутри какое-то учреждение, не попасть.
4. Если идти по этому корсо дальше, то приходишь к всемирно известному шедевру – Палаццо Диаманти ("бриллиантовому").
011-Палаццо Диаманти
Угол дворца вблизи:
012-Палаццо Диаманти
"Бриллиантовый" он не потому, что драгоценными камнями выложен, а из-за сложного рельефного фасада, напоминающего грани бриллианта. Внутри находится пинакотека – картинная галерея, если говорить по-русски. Путеводители и даже Муратов в один голос говорят, что каких-либо значимых шедевров мировой живописи в Ферраре не осталось, поэтому в музей я не ходил. Оставил на потом.
5. Напротив – Палаццо Просперо Сакрати. В первые свои приезды я как-то пренебрежительно к нему отнесся, а сейчас пригляделся к деталям и ахнул:

013-Палаццо Проспери Сакрати
014-Палаццо Проспери Сакрати
015-Палаццо Проспери Сакрати
Старая история – любоваться снаружи, внутрь не заходить.
6. Палаццо Бонакосси – бесплатный музей. На момент моего визита сюда была перенесена коллекция медалей и монет из Палаццо Скифанойя. Кроме них смотреть там особенно нечего, но зато есть бесплатный МЖ
019-Палаццо Бонакосси
7. Палаццо Массари. Вылетело из головы, что там внутри, вроде бы учебное заведение:
016-Палаццо Массари
8. Палаццо Костабили – археологический музей. Тоже был предупрежден, что великих археологических находок в Ферраре вроде бы не сделано, поэтому внутрь не ходил:

020-Палаццо Костабили
9. Ну и, наконец, мое извечное горе – Палаццо Скифанойя. Так я тамошних фресок и не увидал: в первые мои приезды вечером музей был уже закрыт, а сейчас он закрыт вообще. Причина, как помните, недавнее землетрясение.
017-Палаццо Скифанойя
018-Палаццо Скифанойя
10. Прежнее Палаццо Парадизо, а ныне городская библиотека имени Ариосто:
021-Палаццо Парадизо
И тд и тп. Как видите, дворцы достаточно скромны своими фасадами. Большая часть – это просто темный кирпич, кое-где приуркашенный штукатуркой (палаццо Диаманти не в счет, это шедевр). Все-таки расцвет Феррары приходится на XV-XVI века, когда барокко только в кошмаре могло присниться. Все красоты дворцов знати находились внутри – роскошные интерьеры, расписные плафоны, великолепные фрески.

льшая часть этих красот погибла вместе с городом-герцогством. Почти три века существования на задворках, нечистые на руку кардиналы-наместсники, превратившие дворцы в казармы австрийские солдаты -все это привело к тому, что значительная часть ренессансных сокровищ утеряна навсегда. Когда-нибудь все же откроют для осмотра Палаццо Скифанойя, и там можно будет увидеть Зал месяцев. Кроме того, кое-какие росписи сохранились в двух знатных особняках – Каза Ромеи и Палаццина Марфиза д'Эсте, каковые и предлагается осмотреть пытливому туристу.

Мы же не будем вздыхать понапрасну, а заглянем еще в самые ранние кварталы Феррары, находящиеся на месте византийской крепости VI века. Здесь уже нет никаких дворцов, а только мрачное тесное скученное средневековье.
11. Самое зрелищное здесь – это улица виа Вольта, представляющая собой ряд низких арок:
022-виа Вольте
023-виа Вольте
024-виа Вольте
025-виа Вольте
Ну а поскольку церкви для меня и моих читателей (am I right?) окружены ореолом таинственности и неземной красоты, мы их посмотрим в следующий раз.

Источник: sibeaster.livejournal.com

Зал Месяцев

Зал Месяцев был расписан в 1469-71 гг. несколькими (предположительно пятью) феррарскими мастерами, из которых два известны наверняка — Франческо дель Косса и Бальдассаре д’Эсте. Программу росписи помогал разрабатывать придворный астролог двора Эсте Пеллегрино Пришани. Фрески, занимавшие весь периметр парадного (второго) этажа, представляли собой сложную и пёструю композицию, символически иллюстрирующую двенадцать знаков зодиака.

Палаццо скифанойя

Палаццо скифанойя

Палаццо скифанойя

Вот так фланкирован вход в Зал Месяцев

Палаццо скифанойя

Теперь мы можем совершить виртуальную экскурсию по этому залу. 

Фреска каждого знака зодиака состоит из трёх блоков — верхнего (триумф соответствующего знаку языческого бога), среднего (собственно знак зодиака) и нижнего (сцены мирской жизни). Полностью сохранились фрески Овен (условно Март), Рак (Июнь), Лев (Июль), Дева (Август) и Весы (Сентябрь). Нижние блоки Тельца (Апрель) и Близнецов (Май) сохранились фрагментарно.

Фрески верхнего яруса изображают триумфы олимпийских богов-покровителей созвездий. Согласно «Астрономике» Марка Манилия:

— Астрономика, кн. 2, 435-450.

 

Вокруг триумфаторов изображены аллегорические сцены.

В среднем ярусе — знаки зодиака данного месяца в сопровождении 3 фигур. Эти фигуры были идентифицированы лишь в начале XX века Варбургом как деканы, то есть управители 36 частей зодиакального круга (по 3 в каждом знаке зодиака). Образы тридцати шести деканов, сгруппированных по соответствующим знакам зодиака, были описаны в ряде магических сочинений, в том числе в Пикатрикс. В нижеследующей таблице для сравнения представлены образы трёх деканов Овна:

Marzo, francesco del cossa, 09.jpg

Огромный тёмный человек с красными глазами, держащий меч и одетый в белое одеяние

Marzo, francesco del cossa, 10.jpg

Женщина, одетая в зелёное, не имеющая одной ноги ( мне не очень понятно, ибо какая-то неразбериха с цветом и вроде бы нога на месте)

Marzo, francesco del cossa, 11.jpg

Человек, держащий золотую сферу и одетый в красное

Фрески нижнего яруса передают течение земной жизни, отражающее круговорот небесных светил. В них (в зависимости от времени года) на переднем плане — сцены из жизни феррарского двора герцога Борсо д’Эсте. Он окружен придворными, министрами и священнослужителями, вершит правосудие, принимает венецианского посла, разговаривает со своим шутом Сколлой, с нищим, охотится и т. д. Также в нижних блоках изображены различные мирские (городские и крестьянские) занятия и развлечения.

Сцены придворной жизни дополнялись большими композициями во всю ширину стен, которые почти не сохранились — кавалькады, турниры и т. п. На южной стене была фреска «Борсо провозглашается герцогом Феррары» (не сохранилась). В самой нижней части стен помещалось 12 добродетелей. Над порталом в медальоне был помещен портрет герцога с надписью IVSTICIA.

Палаццо скифанойя

 

Март.Триумф Минервы. Овен. Борсо д’Эсте вершит правосудие и охотится

Палаццо скифанойя

Апрель. Триумф Венеры.  Телец. Борсо д’Эсте возвращается с охоты, наверху — ежегодное спортивное соревнование между кварталами Феррары (Palio di Ferrara)

Палаццо скифанойя

Май. Триумф Аполлона. Близнецы. Сцены полевых работ (фреска сохранилась фрагментарно)

Палаццо скифанойя

Июнь. Триумф Меркурия. Рак. Борсо д’Эсте направляется к портику, где его ожидает коленопреклоненный проситель

File:Luglio, collaboratori di cosmè tura 02.jpg

Июль. Триумф Юпитера и Кибелы. Лев. Борсо д’Эсте принимает послов

File:Agosto, cosmè tura e maestro di ercole, 04.jpg

Август. Триумф Цереры. Дева. Борсо д’Эсте принимает послов и охотится

Палаццо скифанойя

Сентябрь.Триумф Вулкана. Весы. Борсо д’Эсте на параде

Уверенно идентифицирована лишь принадлежность фресок восточной стены Франческо дель Косса на основе его писем. Фрески северной стены принадлежат разным мастерам, но атрибутируются различными учеными по-разному. Бальдассаре д’Эсте включен в число авторов, так как известно, что в 1471 году ему было поручено сделать некоторые доделки и переделки во фресках, например, переписать 36 портретных изображений. Возможно, ему принадлежит группа всадников на северной стене рядом с «Июлем». (википедия)

Палаццо скифанойя

Мой любимый фрагмент из Триумфа Венеры ( Франческо Косса)

Francesco del Cossa. Allegory of April: Triumph of Venus (detail) 1476-84 Palazzo Schifanoia, Ferrara:

Франческо дель Косса (итал. Francesco del Cossa; ок. 1435, Феррара — 1477, Болонья) — итальянский художник.

Много работал в Ферраре. Был одним из лидирующих художников феррарской школы вместе с Козимо Тура и Эрколе де Роберти.В начале 1470-х годов переехал в Болонью, где расписывал алтарь часовни Гриффони в церкви святого Петрония (1473). Центральная панель алтаря находится в Национальной Галерее Лондона.

Павел Муратов о Франческо Косса:

Феррарские художники первые научились находить неисчерпаемый источник вдохновения в зрелище окружавшей их жизни, в повседневном течении ее трудов и праздников. Рыцарские традиции двора д’Эстэ помогли им в этом, – это они сделали более стройными формы, более благородными движения, это они сообщили всему оттенок мужественной грации. Это они создали племя гордых и прекрасных людей, достойно увековеченное на стенах Скифанойя.

Фрески Скифанойя были освобождены от покрывавшего их слоя штукатурки в первой половине XIX века. Вопрос об их авторе долгое время был предметом ученых изысканий. Найденный недавно документ положил конец всем спорам; из него явствует, что лучшая и, к счастию, лучше всего сохранившаяся часть росписи Скифанойя принадлежит феррарскому художнику Франческо Косса. Вместе с этим еще недавно совсем неизвестный Косса был справедливо причислен к интереснейшим и  крупнейшим художникам XV века. Личность его и до сих пор остается мало выясненной. Вазари соединял его в одно с его учеником, Лоренцо Коста. Ничего не известно о работах, исполненных Коссой до феррарских фресок. Биографические данные указывают, что в 1470 году, в год окончания росписи Скифанойя, ему могло быть около тридцати лет. Вопрос об артистическом воспитании Коссы остается пока темным. Несомненно одно: искусство Коссы обязано многим счастливому сочетанию двух благотворных влияний. Косса должен был знать фрески, написанные за пятнадцать лет до него Мантеньей в соседней Падуе. И еще больше того: феррарский художник должен был знать и любить работы великого умбро-тосканского мастера Пьеро делла Франческа, который незадолго перед тем жил и писал в Ферраре.

В первоначальном виде фрески Скифанойя состояли из двенадцати частей; каждая такая часть была посвящена одному из двенадцати месяцев года. Сохранившиеся и написанные Коссой три части на восточной стене соответствуют месяцам марту, апрелю и маю. Кроме того, фрески Скифанойя разделены горизонтальными линиями на три ряда. В нижнем ряду изображены сообразные с временем года сцены из жизни Борсо д’Эстэ и его двора: выезд на охоту и возвращение с охоты, Борсо, творящий суд, Борсо, следящий за полетом сокола, Борсо, вместе со свитой и придворными дамами развлекающийся бегом женщин, скороходов и лошадей. Фоном для этих сцен служат картины сельской жизни: весенние работы на виноградниках, посев, пахота. Выше идет узкая полоса, где изображены знаки зодиака и аллегорические существа, воплощающие добродетели и пороки каждого месяца. В самом верхнем ряду снова сцены феррарской жизни, центром которых являются богини-покровительницы, въезжающие в мир людей на колесницах, запряженных лебедями или белыми конями. Их окружают группы юношей и молодых женщин, занятых чтением, или рисованием, или музыкой, или приятными рукоделиями, или, наконец, предающихся радостям любовных бесед, улыбок и поцелуев.

Чувством какой-то простой и законной радости бытия, верой в непреложное счастье жизни проникнуты все фрески феррарского цикла. Борсо неизменно милостив и щедр, и гордая улыбка неизменна на его устах. Его охоты удачны, его суды праведны, его свита состоит из прекрасных юношей и опытных старцев, его лошади выращены в знаменитой своими лошадьми Мантуе, его собаки и сокола мастерски сноровлены. Придворные кавалеры учены и вежливы, дамы нежны и искусны, их жизнь течет, как вечный праздник, в легком труде и невинных наслаждениях. Но Косса не был нисколько придворным и льстивым бытописателем, – развлечения д’Эстэ имели для него ту же ценность, что и сельские работы. Он изображал их рядом, с той же любовью, с тем же наслаждением. Доля поселян для него не меньше завидна, чем охотничьи забавы Борсо. Он угадывал важный смысл труда среди вечной чистоты и ясности полей. Все, что он видел, опьяняло его, как свежий воздух Божьего мира. И сами созвездия казались ему благожелательными, и заманчивой была для него тонкость начертания их таинственных знаков. Феррара могла безбоязненно взирать на стремительный бег зверей зодиака. Судьба каждого месяца въезжала туда добрым гостем на триумфальной колеснице. В искусстве XV века фрески Коссы отмечают минуту бодрой и полной веры в себя, в свободу и правду творчества. Их могло создать только искусство, находящееся в стремительно восходящем движении. Для Феррары, немного запаздывавшей против Флоренции в своем художественном развитии, еще не наступила минута раздумья, ее не коснулась еще тень усталости, которая там уже ложилась на Боттичелли и Вероккио. Тридцатилетний Косса впитал в себя всю энергию Мантеньи и Пьеро делла Франческа, и в то же время он не унаследовал от них “проклятия” их гениальности – бремя жизни было легко для него, и просто было для него назначение художника. Его линии ложились широко, весело и гибко, без нечеловеческой твердости и точности Мантеньи. Мистически сияющий воздух Пьеро делла Франческа был понят им только как светлый радующий воздух деревенских далей.

Большим достоинством Коссы надо считать его поразительное чувство группировок. По непосредственной и свежей прелести групп он превосходит даже своих великих учителей. Так мог писать только художник, очень близко стоявший к жизни и крепко любивший ее. Жизнь кватроченто всегда будет рисоваться нам в образе рыцарственных групп, созданных Коссой. Сверх того, Косса был превосходным портретистом, и в феррарских фресках есть много отличных голов. Герцог Борсо изображен там много раз в различных поворотах. Искусство Коссы достигает своих вершин, когда эта обаятельная голова старого герцога, так странно похожая на голову Roi Soleil, становится центром для группировки других, когда милостивая улыбка Борсо освещает склоненные к нему лица проницательных седых министров и смущенных своей красотой пажей.

Недавно найденный документ, выяснивший автора лучшей части фресок Скифанойя, представляет собой письмо Франческо Коссы к герцогу Борсо. В этом письме художник просит у герцога более справедливой расценки его трудов по росписи Скифанойя. Ему было отказано в этом. Щедрость Борсо потерпела здесь крушение, и он выказывал свою неблагодарность к художнику и свое непонимание искусства. Едва ли можно удивляться этому после того, как стало известным, что просвещеннейшая и умнейшая женщина Возрождения, Изабелла д’Эстэ, предпочитала иногда Мантенье различных посредственностей. Как бы то ни было, история сообщает, что Косса не стерпел обиды и навсегда переселился в Болонью. Несколько его работ сохранилось в этом городе, другие перешли в различные европейские галереи, как, например, чудесная “Осень” в берлинском музее и драгоценные пределлы в новой Ватиканской пинакотеке. В “Мадонне” болонской галереи и в полустертой фреске маленькой болонской церкви  Мадонна дель Баракано Косса кажется другим, чем в Ферраре. Протекшие годы сделали изображаемые им лица суровыми, и стройность его фигур сменилась грузностью. Полнота их жизни ушла куда-то внутрь, точно они замкнулись в себе. Прежняя улыбка безотчетного счастья исчезла безвозвратно. Черты эти особенно выражены в цветном стекле, изображающем св. Иоанна Евангелиста, которое Косса сделал для церкви Сан Джованни ин Монте в Болонье. Лицо автора Апокалипсиса выражает здесь тяжелую и напряженную думу. Расположенные над ним символические семь светильников свидетельствуют о грозном и торжественном значении этого образа. Такова предсмертная работа художника, который начал с прославления радостей жизни при дворе д’Эстэ. Не говорит ли она о полном испытаний и превратностей пути, который был назначен и этой давно угаснувшей душе? Косса умер рано, не дожив до старости.

Фрески на северной стене Скифанойя принято считать теперь работой других, менее замечательных художников Феррарской школы. Среди них могли быть ученики старшего современника и достойного соперника Коссы, Козимо Тура.

источник


Источник: blog.arthistoryonline.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.