Некрополь в ватикане


Интересных мест вокруг меня — сотни и тысячи. Вокруг — множество не только новых стран, но и городов, до которых я никак не могу добраться (а хочется). Однако есть у меня одна большая любовь — это Италия. Как так получилось — даже не знаю. Ведь дело даже не в том, что там сосредоточена большая часть мирового наследия. И не в том, что это — центр великой римской империи. Может быть, всё так сложилось из-за внутреннего настроя, с которым я раз за разом оказывалась в этой удивительной стране?
Побывав прошлой осенью в «Италии в миниатюре» в Римини, я осознала, сколько всего я не видела. И что мне всё смотреть не пересмотреть. Но несмотря на необъятные просторы страны, есть города, где я была уже не раз, и куда не раз буду возвращаться. Два города — Венеция и Рим.

В очередной раз в Риме я оказалась в начале марта. Всего на три дня, но с чётким планом того, что я хочу увидеть. Чёткий план у меня сложился после чудесного курсы Дианы Клейнер о римской архитектуре, послушав который, я с гораздо большим интересом стала разглядывать остатки римских форумов, понимая и узнавая их детали. Заодно из её лекций я узнала о новых, редко посещаемых объектах. Среди прочего Диана упоминала древнеримский некрополь, расположенный прямо под ватиканским собора святого Петра. Археологи раскопали целую подземную улицу, с гробницами по правую и левую сторону — я должна была это увидеть!


Некрополь в ватикане
Собор Св. Петра и улица некрополя под ним.
Видно, что когда-то некрополь располагался на холме — его основание идёт вверх.
Картинка отсюда.

Попасть туда однако оказалось не так просто. Основная информация о том, как это сделать (по-английски), есть  на официальном сайте ufficio scavi — офиса раскопок. Там же можно найти ссылку на сайт с виртуальной экскурсией по подземельям, где можно ходить, нажимая на стрелочки (надо только терпеливо подождать, пока ватиканский дядя что-то такое расскажет на пару минут).
Чтобы посмотреть подземные гробницы, необходимо заранее написать в ufficio scavi письмо с возможными датами посещения. Письмо им я писала по-итальянски, но, думаю, можно спокойно написать и по-английски — ответ они присылают на обоих языках.


вечают довольно быстро – буквально на следующий день я получила письмо с просьбой подтвердить и оплатить своё бронирование. В этом письме была уже указана конкретная дата и время (мне дали самое раннее, на 9 утра). Я писала чуть ли не за полгода, но вроде бы достаточно примерно за месяц — за две недели точно нужно. Стоит это удовольствие 13 евро на человека. Не знаю, нужно ли оплачивать прямо сразу или можно несколько дней подождать. Поскольку я была уверена, что хочу туда идти, откладывать оплату не стала и заплатила по карточке сразу, как получила письмо. После оплаты пришло письмо сначала о бронировании, а потом и о предварительном подтверждении визита. За две недели до дня посещения получила ещё одно подтверждающее письмо (которое текстом, впрочем, не отличалось от первого).

В письмах много говорилось о всяких правилах, Например, что нельзя проносить никаких громоздких вещей, и фотоаппаратов тоже нельзя, что нужно быть соответствующе одетым, и так далее. Однако информации о том, куда и как идти, было явно недостаточно.
Придя на площадь перед собором святого Петра, мы сомневались, куда же нам дальше. Понятно было, что вход должен быть либо справа, либо слева. Поскольку справа традиционно змеилась очередь в собор, мы двинулись налево. Куда именно идти, было всё равно непонятно, так что я бодрым шагом отправилась к швейцарским гвардейцам в цветастой форме, придуманной Рафаэлем. Гвардеец отдал честь и, взяв мою распечатанную бумажку с подтверждением визита, наконец удовлетворил моё любопытство и сообщил мне, куда идти.


азалось, проход находился в правой части левой колоннады. Перед забором, отграничивающим колоннаду от внутренней ватиканской территории, стоял рентгеновский аппарат, охранник у которого пропускает ровно за 15 или 10 минут до визита. Мы подошли в нужное время, спокойно прошли  со своим фотоаппаратом и маленьким рюкзаком (сдавать никуда не пришлось, да там и некуда было), и очутились в толпе таких же, как мы, туристов. Оставив позади тех, кто был на 9-15, мы прошли вперёд к офису, который упоминался в подтверждении бронирования.

Некрополь в ватикане
Территория Ватикана, куда простым смертным вход заказан.
wikimapia утверждает, что это здание — сакристия и сокровищница.

В офисе, предъявив бронирование и удостоверение личности, мы получили билет, а заодно купили несколько открыток. Там также продавалась пара книг, не помню только, были ли они на английском или только на итальянском. Имейте ввиду, что если вы хотите что-то купить, то необходимо это сделать сразу, так как сюда вы уже не вернётесь, а изображения с некрополем в другом месте вряд ли найдётся.

Некрополь в ватикане
Вид на собор Св. Петра «с изнанки».

Погуляв ещё какое-то время и поснимав в собор святого Петра с необычного ракурса, мы наконец-то дождались экскурсовода и пошли внутрь. Внутри фотографировать, к сожалению, было нельзя, поэтому далее все фотографии из подземелий взяты из Интернета.

Пройдя сквозь зал с макетом собора и развешанными по стенам уж не помню какими рельефами, мы спустились по узкой лестнице и оказались на подземной улице древнеримского кладбища. Надо заметить, что тогда, в далёком втором веке нашей эры, улица была не подземной, а наоборот находилась под открытым небом.

Некрополь в ватикане
Картинка отсюда.

Могилы на небольшом раскопанном участке — в основном языческие. Зайти никуда нельзя, но почти везде можно поглядеть сквозь стекло. Кое-где сохранились росписи и рельефы, в нишах на стенах когда-то стояли урны.
На фото — мавзолей Tulli и Caetenni, откопанный в 1941 году. В центре — погребальный алтарь.

Некрополь в ватикане
Гробница F. Картинка отсюда.

Мозаика на полу изображает Меркурия и Плутона. На стенах — изображения павлинов и другие украшения.

Некрополь в ватикане
Гробница I. Картинка отсюда.

Самый большой мавзолей — мавзолей Valeri — был построен во второй половине II века, во времена Марка Аврелия.

Некрополь в ватикане
Гробница H. Картинка отсюда.

В более поздних гробницах можно обнаружить христианскую символику, замаскированную под языческие образы. Например, утверждается, что эта мозаика из гробницы М изображает Христа в роли бога солнца Гелиоса. В той же гробнице есть изображения рыбака с рыбами и Ионы с китом.

Некрополь в ватикане
Гробница М. Картинка отсюда.

Как же так получилось, что целое кладбище оказалось под землёй? Во всём виноват император Константин, тот самый, который перенёс столицу Римской империи в Константинополь, и при котором христианство получило государственную поддержку. Константин пожелал построить базилику на холме, где располагалось кладбище.  Почему именно здесь? По очень простой причине — согласно легенде, недалеко от этого места в 66 году в цирке Нерона был распят святой Пётр, и именно на этом холме он был захоронен.
Так, в 326 году, был возведён первый храм Св. Петра. Для его постройки потребовалось разровнять холм и уничтожить языческий некрополь. Император пообещал, что несмотря на строительство, гробницы не будут уничтожены, поэтому их просто засыпали землёй, кое-где, правда, разрушив крышу. Засыпали и забыли.
В XVI веке папа Юлий II приказал построить новый собор на месте базилики Константина. Строили его, как водится, долго, и с участием многих архитекторов. Легенда о том, что алтарь собора находится над местом захоронения Петра, продолжала процветать, однако никакого подтверждения ей не было.
Всё изменилось в 1939 году, когда начались работы по сооружению гробницы Пия XI, попросившего похоронить его рядом с предполагаемой могилой святого Петра.


бочие наткнулись на кирпичную кладку, сооружённую ещё в доконстантиновские времена. Оказалось, кладка принадлежала одной из гробниц. Новый папа Пий XII повелел продолжать раскопки, надеясь найти саму могилу Петра.
Задача была не из простых — ведь необходимо было проводить работы под полом гигантского действующего храма. В итоге то, что мы можем видеть сегодня — около 20 гробниц — лишь небольшая часть древнеримского наследия, а остальное остаётся спрятанным в толще пород.

Улица древних языческих гробниц заканчивается святая святых Ватикана. Предполагаемое место погребения святого Петра — всего две параллельные стеночки, между которыми, якобы, было опущено его тело. Однако никаких останков в могиле найдено не было. Не было изначально и памятника, обозначавшего место захоронения. Лишь позже появился погребальный памятник — эдикула, который нетронутым вошёл в алтарь первого храма Константина.
А что же с останками? Они были найдены в более поздней стене, просто сваленные грудой. Вопрос, принадлежат ли они апостолу Петру, многие годы оставался открытым. Однако после долгого изучения расположенной рядом с эдикулой стены с граффити Маргарита Гвардаччи, эксперт по ранним христианским надписям, заявила, что одна из надписей означает по-гречески «Пётр здесь», из чего сделали вывод, что это таки останки святого Петра. Далеко не все согласны с этой точкой зрения, однако в 1968 году Ватикан официально признал могилу Святого Петра и его останки.


Вот так вот неожиданно, желая лишь посмотреть на древнеримские усыпальницы, я заодно увидела и мощи первого папы римского, в честь которого назван мой родной город.

Заканчивается экскурсия под полом собора, в папской усыпальнице. Так что мы осмотрели и папские саркофаги (за посещение которых иначе надо было бы платить отдельные деньги), и вылезли в сам собор рядом со знаменитым балдахином Бернини, избегнув необходимость стоять в длиннющей очереди.
Некрополь в ватикане
Некрополь в ватикане

Если вы хотите узнать побольше о могиле святого Петра, можете заглянуть в эту статью о Риме апостолов.

Источник: www.maybeeabroad.com

Содержание

    1 Происхождение некрополя

      1,1 Калигулы Цирк 1.2 Строительство Старый Святого Петра

    2 Раскопки

      2.1 20th Century 2.2 21-го века 2.3 Могила Святого Петра (поле Р)

    3 Экскурсии 4 См. также 5 Справки 6 Внешние ссылки 7 Справки

Происхождение некрополя

Некрополь Ватикана был первоначально могильник построен на южном склоне Ватиканском холме, рядом с цирком, построенного императором Калигулы. В соответствии с римского права, было запрещено хоронить мертвых в пределах городских стен. По этой причине, могильники вскочил вдоль дорог за пределами городских кладбищ. Один из этих улиц, Виа Корнелия, побежал на север вдоль холма Ватикана. [2]

Цирк Калигулы

В верхней части цирка, что Калигула построен, Египетский обелиск был сделан. Обелиск был там с древних времен, а в 1586 году она была перенесена из своего первоначального места Доменико Фонтана по приказу папы Сикста V, когда была добавлена площадь Святого Петра [3].

Прежнее место, как раз перед текущей раскопок Управления (SCAVI) из Fabbrica ди Сан-Пьетро, отмечен мемориальной доской в земле. [3]

Строительство Старый Святого Петра

Некрополь в ватиканеНекрополь в ватикане Профиль поперечного сечения под базилики Святого Петра Некрополь в ватиканеНекрополь в ватикане Карта и расположение кладбища по отношению к Св. Петра


По преданию, апостол Петр принял мученическую смерть в 64 году или 67 во время правления императора Нерона. Петр, как говорят, похоронен в некрополе из-за его близости к цирка Нерона, где он был замучен. После Миланского эдикта императора Константина началось строительство первой церкви Святого Петра, также известный как Базилика Старый Святого Петра. В это время, римский некрополь был все еще в использовании. Это известно, потому что монета была найдена внутри урны, начиная от 318 CE. [4] В течение этого времени, некрополь был защищен законом и был неприкасаемым. Тем не менее, император Константин I решил построить базилику, которая будет расположена чуть выше предполагаемого могиле апостола Петра. Для получения необходимого количества плоской области для планируемого строительства, император Константин I раскопки часть некрополя холма Ватикан, который можно увидеть на рисунке. [5] Это вызвало некрополь должны быть заполнены с почвы и строительного мусора, за исключением гробницы Святого Петра, которая сохранилась. [5]

Раскопки

20th Century

Первые раскопки некрополя произошло от 1940-1949 во время понтификата Пия XII. Цель этих раскопок было найти могилу святого Петра, который на протяжении веков был предполагаются под базилики Святого Петра. Серия мавзолеев были обнаружены. Мавзолеи были первоначально помечены греческих букв алфавита? (Фи),? (Хи) и? (PSI). Позже были использованы латинские буквы. Мавзолей М уже было описано в 1574 году, и Мавзолей О была обнаружена, когда он был найден во время строительства фундамента для статуи папы Пия VI. Мавзолеи R и S были обнаружены, когда была создана южная часть фундамента сенью Джан Лоренцо Бернини. [6]

Некрополь в ватиканеНекрополь в ватикане Мавзолеи в Ватикане Некрополь с временной классификации зданий

Во-первых, мавзолей был построен. В последующие годы, в быстрой последовательности, мавзолеи B, C, D и E были построены рядом друг с другом. Мавзолей G весьма вероятно, с того же времени, как Мавзолей B, в то время как Мавзолей F, вероятно, создан во время правления Антонина Пия (138-161 н.э.). Эти семь мавзолеи были размещены в ряд, построенный в виде отдельных зданий с разной высоты и формирование около 32-метровый путь. [7] В более поздние времена, разрыв был заполнен мавзолеи G и O и с другими зданиями. В царствование императора () Адриана, Мавзолей О был построен. Только Мавзолей Н, со второй половины 2-го века, не отклоняется от прямой ряд из-за заранее построенной Atrium [7] К этому времени Цирк больше не был в использовании;. Таким образом, это было уже не является препятствием для распространение некрополя на юге. Цирк в то время был уже надстроен с различными гробниц. Могила с того же времени, как строительство Мавзолея H был найден недалеко от основания обелиска. Когда цирк был в конечном счете разрушен, к уже существующей серии мавзолеев был построен еще одну группу, а именно мавзолеев Z,? (Фи),? (Хи) и? (PSI). В период с конца 2-го века до середины 3-го века, мавзолеи строились вместе с различными автономных зданий. [8] Все здания, кроме Мавзолея R1 был свой вход на юг, в направлении цирка и Через Корнелия. [9]

Некрополь в ватиканеНекрополь в ватикане Реконструкция мавзолеев Z-Psi

Мавзолеи были использованы многими поколениями и разделены между несколькими семьями. Археологи нашли около 120 захоронений в Мавзолей F и по крайней мере 170 в Мавзолей Н. Приближенный расчет количества теле и урны захоронения в 22 раскопанных могил получен ряд более 1000 похоронах. Такое большое количество связано с высокой детской смертности и низкой продолжительности жизни в 2-ом веке нашей эры.

Бывшие владельцы шести мавзолеев (А, С, Н, L, N, и O) были определены из надписей над входной дверью. Мавзолей N является примером мавзолее, который был использован на различных семейств одновременно. Надпись сообщает, что это мавзолей Маркус Aebutius Charito, но что одна половина принадлежит Луция Volusius Successus и Воласия Megiste, которые совместно приобрели некоторые из них. [10]

21-го века

Более некрополя был найден в 2003 году во время строительства автостоянки. [11] Сайт теперь открыт для посетителей. [12]

Некоторые гробницы подверглись реставрации, такие как десять-месячного проекта с участием Валерий Мавзолей. [13]

Св. Петра Могила (поле Р)

Некрополь в ватиканеНекрополь в ватикане Реконструкция территории вокруг могилы апостола Петра.

Поле имени Р (Питер Campus) является небольшая область, в которой подозревается могила апостола Петра находится. Петр был, по преданию, после мученической кончины в круге Nero, похороненного здесь. Около 100 лет после смерти Петра, храм был возведен над могилой. Эта святыня примыкает к так называемой Красной стены. [14] В непосредственной близости от предполагаемого Peter захоронения, некоторые другие могил были найдены. Расположение могил предполагает, что место могилы Петра стал местом проведения некоторых ранних почитания. [15] Святыня, которая также называется «Трофей Гая», назван в честь богослова Гая Рима, который жил в Риме во время Папы Zephyrinus (198-217 н.э.). Рассмотрим эту цитату из Евсевия Кесарийского: [16] [17]

Я могу показать tropaia апостолов. Потому что, если вы хотите пойти в Ватикан или по дороге в Остии, вы найдете tropaia тех, кто основал эту церковь.

Греческий термин, используемый Гая-tropaion-обычно означает памятник или трофей победы. Евсевий истолковал цитату 100 лет спустя в качестве показателя почетных захоронений. [18] На правой стороне «Трофи Гая» прилагается под прямым углом, так называемый граффити стены, названный в честь большого числа государств Латинской граффити на можно найти там. [19] При раскопках в могиле останки апостола Петра не были найдены. Были, однако, в отделанной мрамором отверстие граффити стены, некоторых человеческих костей. Археолог Маргерита Guarducci предложил, что во время строительства базилики Константина, остатки апостола Петра были удалены из его первоначальной могилы и помещены в отверстия. [19] Археолог указывает на надписи в стене позади стойки памятника в том числе буквы ПЕТР … EN я, как обозначение Петра реликвий. Другие археологические памятники в Риме также имеют аналогичные граффити, предполагая, что в нем является празднование (христианами) в Петра и Павла как мученики. [20]

Экскурсии

Туры по Scavi могут быть организованы заранее, указав нужные даты и указанием языка, на котором Тур будет проводиться. Прочный около часа-полтора, туры заканчиваются в гробнице Святого Петра, прежде чем вернуться в базилику. Из-за ограничений, установленных на усилия по сохранению, лишь небольшие группы из десяти до пятнадцати человек разрешается за один раз.

Статья была переведена автоматически. Источник: Википедия

Источник: vv-travel.ru

Как попасть в Город Мертвых (Некрополь)

Попасть в Некрополь Ватикана (Город мертвых) под Собором Св. Петра возможно только по поданной заранее заявке, для in-rome.ru небольших групп туристов, до 12 человек, или индивидуально. Обычно заявки рассматриваются до 20-30 дней. Индивидуальных посетителей присоединяют к неполным группам в зависимости от языка. Рускоязычных гидов на момент создания этой публикации не было предусмотрено.

В день Некрополь могут посетить не более 250 человек. Заявки на посещение Некрополя подаются в специальном офисе Ufficio Scavi (смотрите на схеме, №12). Посещение допускается только в in-rome.ru сопровождении гида. Получившим разрешение на посещение Некрополя, необходимо явится к месту сбора в назначенное время.

Сбор посетителей Некрополя происходит справа от Базилики Св. Петра, за пределами колоннады, за 10 минут до начала посещения.

Как самостоятельно подать заявку и организовать посещение Некрополя в подробностях смотрите на этом канале в другой статье.

Дети в возрасте до 15 лет к посещению Некрополя не допускаются, без исключений.

Стоимость посещения Некрополя 13 евро, скидок и бонусов не предусмотрено, без исключений.

Для посетителей Некрополя обязательным является in-rome.ru соблюдение дресс-кода (никакой короткой и открытой одежды). Перед посещением Некрополя необходимо сдать в камеру хранения (слева от Собора — вход с площади ) крупногабаритные вещи и запрещенные предметы ( смотрите на схеме, №19).

Не забывайте подписываться на этот канал, здесь только про Рим, много полезной инфы.

Источник: zen.yandex.ru


Одной из самых главных тайн Ватикана является фактическое местонахождение могилы апостола Петра. С этим захоронением связана интересная история, произошедшая уже в XX веке.

Тайны Ватикана

В 1939 году после смерти понтифика, которого звали Пий XI, собралось огромное количество верующих в соборе Святого Петра; люди пришли помолиться за упокой души священнослужителя.

В тот момент, когда в соборе проходили похороны, в подземелье происходили работы. Там с пола начали снимать огромные плиты из мрамора. Рабочие под ними обнаружили земляной пол и начали его копать, как вдруг, их лопаты уперлись во что-то твердое. Расчистив площадку, люди обнаружили еще несколько плит, а под ними огромную нишу. Рабочие знали историю создания собора, что он в свое время был построен на сваях, установленных в рыхлый грунт, дальше копать они побоялись, так как дальнейшие работы могли повлиять на равновесие обители.

Но почему во время похорон рабочие копали подземелье собора? Оказывается, эти люди исполняли последнюю волю почившего на тот свет понтифика, который пожелал быть похороненным в стенах древнего подземелья, рядом с гробницей святого.

Кардинал Пачелли должен был стать новым папой римским. Именно он и распорядился похоронить предшественника, согласно его последней воле.

Рабочие, обнаружив плиты, позвали священника Людвига Кааса, который являлся профессором истории церкви. Некогда покойный приказал ему изучить подземелье под собором, этим Каас и занимался на продолжении всей своей религиозной службы Ватикану.

Найденная ниша наводила священника лишь на одну мысль: там должна быть могила апостола Петра.

Будущий папа Пий XII, кардинал Пачелли всю свою жизнь стремился разгадать тайну знаменитой гробницы апостола Петра. Как только он был избран конклавом на высший духовный пост, то первым же делом понтифик спустился в помещение подземелья, чтобы своими глазами увидеть найденную плиту. Папа долго размышлял, а потом все-таки решился на то, что было под запретом долгие годы: он приказал начать проведение археологических работ под собором. Понтифик считал, что там должна находиться могила апостола.

Конечно же, религиозный деятель сильно рисковал, подвергаясь всеобщей насмешке со стороны других священнослужителей в том случае, если бы оказалось, что на самом деле под плитой ничего нет. Да и отсутствие могилы Петра подставило бы под удар саму легенду.

Плиты, на которые наткнулись рабочие, оказались полом базилики, она была построена на этом месте в IV веке. Это здание было построено по приказу императора Константина. По некоторым данным, под алтарем найденного древнего храма, как раз и могла находиться могила апостола. Собор же был построен на месте разрушенной базилики. Алтарь новой обители был построен в аккурат над старым, в его полу даже имелось отверстие, чтобы верующие смотрели в него и мысленно обращались к Петру с молитвами. Но со стороны это выглядело довольно нелепо, так на самом деле никто доподлинно не знал, где может находиться могила апостола.

Могила апостола Петра

О том, что под собором Святого Петра должны были проводиться своеобразные археологические раскопки, не должна была узнать ни одна живая душа, кроме самого понтифика и рабочих, с которых он взял клятву о молчании. Однако, несмотря на все усилия Пия XII после Второй Мировой войны об его задумке узнал весь мир.

Папа в своих многочисленных выступлениях стал говорить о том, что раскопки должны принести уверенность в том, что на территории Ватикана есть священная реликвия. Но разговоры свои он вел в слегка завуалированной форме, что только подстегивало интересы общества.

Рабочие копали и откапывали с каждым днем все новые и новые артефакты. Раньше было принято считать, что южные стены катакомб опирались на находившийся там в далекие времена цирк Нерона, в котором было принято проводить массовые казни христиан. Бытует мнение, что в цирке был распят и апостол Петр, но раскопки показали совсем иную картину. Рабочие под базиликой обнаружили целое кладбище, состоящее из множества мавзолеев, склепов.

Когда рабочие оценили примерные размеры некрополя, то обнаружили, что он является самым большим из имеющихся в Риме. Расшифрованные записи показали, что погост предназначался для язычников, но на нем было немало могил и христиан. Очевидно, что люди были похоронены в этом месте на самой заре возникновения религии. А уже позже Константин приказал построить на этом месте храм. Языческое кладбище оказалось последним пристанищем для многих христиан.

Почему христиане были похоронены среди язычников? Ответ прост: они стремились быть ближе к апостолу.

На одном из мавзолеев была найдена мозаика, на которой был изображен Петр, галилейский рыбак.

Пий XII начал постепенно восстанавливать все события. Петр был казнен в 67 году в цирке, а затем захоронен на местном кладбище. С 80-х годов его могилу стали защищать и охранять адепты христианства. Скорее всего, что участок с могилой был впоследствии выкуплен, а затем обнесен забором, а затем и построили стену, которую назвали красной.

Место, обнесенное забором, и посчитали захоронением Петра, но вскрытое захоронение оказалось пустым.

Понтифика такой результат ничуть не расстроил. Исследователи в области католицизма упоминали, что ими был найден обезглавленный скелет человека непреклонных лет. Есть все основания полагать, что данные останки могут принадлежать апостолу.

Папа Пий XII всю свою жизнь с надеждой, что он отыщет святые мощи, можно полностью утверждать, что он добился своей цели и умер со спокойной душой.

 

Источник: DarkBook.ru

10 февраля 1939 года скончался папа Пий XI. В огромном соборе Святого Петра в Риме собрались тысячи верующих; в едином скорбном порыве они молились за упокой души усопшего понтифика, слившиеся в один громкий плач…

В это же самое время в крипте, как раз под нефом собора, кипела работа. Рабочие выкорчевывали мраморные плиты из пола подземелья. Они копали у южной стены, соблюдая крайнюю осторожность. Прокопав вглубь сантиметров двадцать, их заступы снова наткнулись на плиты. Более того: за стеной, под которой велись раскопки, обнаружилась довольно просторная ниша.

Рабочие знали, что собор Святого Петра стоит на сваях, вбитых в рыхлый грунт. Стоило ли продолжать раскопки, ведь в результате могло нарушиться равновесие здания? Эту бригаду рабочих здесь называли «каменщиками». Мастерство ведения восстановительных работ в Ватикане, огромном историческом музее, они переняли у своих предков. Некоторые из них помнили, что и отцы их, и деды, и прадеды тоже были «каменщиками». Что же привело их в подземелье Ватикана в такой день?

Они исполняли волю покойного папы, которого толпы верующих в эти минуты готовились проводить в последний путь. Накануне было вскрыто завещание Пия XI, написанное его собственной рукой. Папа писал, чтобы его похоронили у южной стены древнего подземелья, рядом с Пием Х и как можно ближе к «исповедальне» святого Петра – то есть рядом с тем местом, где, если верить традиции, находилась гробница первого из спутников Спасителя.

Когда огласили волю усопшего, управляющий делами церкви кардинал Пачелли, которому через несколько дней было суждено принять папский сан под именем Пия XII, приказал подготовить захоронение в указанном месте. Осмотрев подземелье, архитекторы доложили кардиналу, что еще для одной могилы там вряд ли хватит места. Однако кардинал приказал разрыть в подземелье пол за фундаментной стеной и освободить, таким образом, необходимое пространство. Его распоряжение немедленно принялись исполнять.

И вот «каменщики» почему-то прекратили работу… Рядом с ними стоял священник и внимательно разглядывал мусор, который рабочие выгребали лопатами на поверхность. Священника этого звали Людвиг Кас. Он был немец, имел звание доктора теологии и профессора истории церкви. Когда-то Пий XI поручил ему обследовать подземелье под собором святого Петра. В течение нескольких лет Кас пядь за пядью исследовал подземелье. Он обнаружил саркофаги римского префекта, преданного земле в 359 году, и немецкого императора Отгона I, гробницы папы Адриана IV, выходца из Англии, и шведской королевы Кристины… Все они когда-то пожелали обрести вечный покой рядом с тем местом, где были сокрыты мощи апостола Петра, того самого Симона, рыбака из Галилеи, которого однажды Учитель нарек «камнем» и сказал, что на камне этом Он возведет свою церковь.

Кас немедленно отправился сообщить о находке кардиналу Пачелли. Просторная ниша, обнаруженная под полом подземелья, навела всех на мысль: что, если это и есть усыпальница святого Петра? Ведь, согласно древней традиции, именно здесь, под собором, под плитой, закрывающей вход в «исповедальню», покоились мощи апостола…

Тайна гробницы апостола Петра владела помыслами кардинала Пачелли на протяжении всей его жизни. Когда конклав избрал Пачелли папой и нарек Пием XII, он спустился в подземелье собора Святого Петра, чтобы собственными глазами взглянуть на священную плиту. Новоизбранный понтифик много размышлял, прежде чем принять окончательное решение. Наконец, после долгих раздумий он отдал распоряжение, о котором его предшественники боялись и помыслить – он велел начать раскопки под собором, где, по его твердому убеждению, должна была находиться гробница Первоверховного Апостола.

Решение Пия XII было удивительно смелым: с чисто практической точки зрения его не следовало принимать. Археологов ожидали сложности технического порядка: раскопки требовали величайшей осторожности, ведь еще в 1822 году, когда возле «исповедальни» устанавливали мраморный памятник Пию VI, обнаружили, что дренажные работы могут повлечь за собой нарушение хрупкого равновесия всего сооружения. К каким мерам предосторожности тогда только не прибегали!

Но все это казалось пустяком по сравнению с самой главной опасностью – а что, если там ничего нет? Что, если раскопки покажут, что святой Петр никогда не был в Ватикане? Что, если в результате поисков обнаружатся доказательства, начисто опровергающие священную легенду?

Ни одно из перечисленных предположений нельзя было отвергать априори. Ни одно – потому что были историки, которые решительно отрицали, что когда-то Петр прибыл в Рим, где и нашел свою смерть…

Петр был учеником Христа, одним из его апостолов, которые скорбели по Сыну Человеческому и возрадовались, когда он, воскреснув, явился им. Иисус покинул их лишь после того, как поведал Петру о его великом предназначении и наказал ему: «Паси агнцев моих… паси овец моих». На следующий день после Вознесения Петр взял бразды правления церковью Христовой в свои руки.

Из евангельских текстов явствует, что Петр стал Первоверховным Апостолом. Тем не менее в «Деяниях Апостолов» о подвижничестве Петра говорится не так подробно, как нам того бы хотелось. Мы читаем о странствиях Петра, о том, как он нес слово Божье людям. Мы узнаем о его аресте, когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, страшась, что число их растет с каждым днем. Однако с арестом земной путь Петра не закончился. «Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот ангел господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: «Встань скорее». И цепи упали с рук его. Выйдя из темницы, Петр думал, что «видит видение».

Из дальнейшего повествования мы узнаем, что Петр «пошел в другое место». Видимо, в качестве прибежища он выбрал Антиохию. Но, признается ученый Даниель Ропс, «о деятельности Первоверховного Апостола, начиная с того дня, как он прибыл в Антиохию, нам, к сожалению, практически ничего не известно».

Досадные пробелы в новозаветном повествовании позволили иным писателям отрицать тот факт, что Петр в конце концов остановился в Риме. Сопоставив, однако, некоторые события и указания, можно предположить, что Петр побывал в Поте, Вифинии, Каппадокии и Македонии. В середине II века епископ Дионисий Коринфский утверждал, что его церковь была основана Петром и Павлом. Из Коринфа Петр, должно быть, и отправился в Рим. Прожил он почти двадцать пять лет. Иногда, правда, он покидал Рим – в частности, когда несколько раз путешествовал в Иерусалим. Несомненно и то, что мученическую смерть он принял в Риме, освятив Великий город своей кровью. Но можно ли на основании всего этого полагать, что Петр был похоронен именно в Риме, притом в строго определенном месте? Главным доказательством пребывания Петра в Риме могла бы стать гробница. Согласно некоторым утверждениям, гробница эта должна была находиться в Ватикане.

Теперь понятно, на какой серьезный риск решился Пий XII. Допустим, что первые христиане не смогли «принять» тело Петра после его смерти. Положим, что им ничего не оставалось, как только почитать место его казни, и что они просто поставили ему памятник. В таком случае в ходе раскопок археологи, вместо гробницы святого Петра, вполне могли наткнуться на какую-нибудь стелу или колонну, которой было отмечено место казни апостола. Это – во-первых.

А во-вторых, гробница апостола, если бы археологи ее все же обнаружили, могла оказаться пустой. Дело в том, что в эпоху раннего Средневековья Рим подвергался постоянным нашествиям. А Ватикан находился за пределами Аврелианской стены и был подвержен разрушениям больше, нежели сам Вечный город. Учитывая все страшные напасти, разве можно было надеяться, что гробница Первоапостола осталась в целости и сохранности?

К тому же не исключено, что реликвии святого Петра, после недолгого пребывания в Ватикане, могли быть перевезены в другое место…

Таким образом, раскопки под Ватиканским собором имели очень важное значение. Их результаты могли способствовать упрочению или, напротив, ослаблению авторитета папы и церкви. Если в ходе раскопок под базиликой Константина были бы найдены хотя бы следы гробницы Петра и при этом было бы установлено, что они относятся к 258 году или к более раннему периоду, это упрочило бы позиции главы Католической церкви как правопреемника первого из апостолов; но если бы, напротив, никаких следов найти не удалось, основы, на которых испокон веков зиждилось верховенство Римского епископа, были бы поколеблены.

И вот Пий XII, обстоятельно взвесив все «за» и «против», решил использовать представившийся ему шанс…

Плиты, на которые «каменщики» наткнулись во время раскопок в подземелье Ватикана, оказались не чем иным, как полом первой базилики, воздвигнутой императором Константином еще в начале IV века. Если верить традиции, алтарь новой базилики стоял как раз над гробницей Апостола.

В XVI—XVII веках базилика Константина была разрушена, и на ее месте воздвигли собор – тот, что сохранился до наших дней. Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили «окошечко» – «исповедальню», через которое верующие могли обратиться взором к гробнице святого Петра, сокрытой глубоко под землей. Но кто мог знать наверное, находились ли в ней мощи святого Петра или их там не было?

Руководство раскопками папа возложил на двух иезуитов – отцов Ферруа и Киршбаума, и двух археологов-мирян – Аполлония Гетти и господина Хоси. Комиссия принялась за работу, но тут началась война. Почти шесть лет потрясала она мир. Однако в Ватикане, этом оазисе мира, ученые упорно продолжали свое дело. Раскопки велись в общей сложности десять лет…

О ходе раскопок никто ничего не знал. С «каменщиков» взяли слово, что о работе они не будут говорить ни с кем, даже со своими домочадцами.

Когда закончилась война, мир узнал только, что работы идут своим чередом. Шли месяцы, и нетерпение все возрастало. Что же это за раскопки? Почему они держатся в тайне? Каковы их результаты? В своих публичных выступлениях Пий XII в завуалированной форме давал понять, что раскопки принесли некую «уверенность». Однако его полные недомолвок речи не оправдывали ожидания ни ученых, ни верующих.

Наконец в январе 1952 года был опубликован «Отчет о раскопках, проводившихся в соборе Святого Петра в Риме беспрерывно с 1939 по 1949 год». Это был объемный труд в двух томах: первый том включал в себя 278 страниц текста и 209 иллюстраций и схем; второй том состоял из 108 иллюстраций, причем 103 из них были изготовлены фототипическим способом.

О раскопках узнал весь мир. Теперь можно было ответить на вопрос, волновавший всех: удалось ли найти гробницу святого Петра?

По мере того как исследователи ценой неимоверных усилий проникали все глубже в землю, они делали удивительные открытия: поиски привели их совсем не к тому, что они искали.

Раньше полагали, что южные стены собора опираются на стены цирка Нерона. Считалось, что часть собора Святого Петра стоит над тем самым местом, где при Нероне казнили христиан и где, очевидно, и был распят Петр.

На самом же деле раскопки показали совершенно другое. Оказывается, базилика Константина была построена не там, где прежде стоял цирк Нерона, а на том месте, где некогда было кладбище – вот главное открытие, которое сделали исследователи. Можно легко понять волнение археологов, когда они, проникнув в подпол базилики Константина, сначала наткнулись на один мавзолей, а потом и на другие, – все они стояли в ряд, образуя своего рода подземную анфиладу, напоминавшую настоящую улицу. Под ударами заступов и лопат из тьмы возник целый некрополь – несколько десятков мавзолеев, глиняных саркофагов и каменных склепов… Мало-помалу удалось определить очертания и площадь кладбища – то был самый крупный древнеримский некрополь из всех, какие когда-либо раскапывали археологи. Некрополь этот находился как раз под нефом собора.

В иных мавзолеях удивительно хорошо сохранились мозаика и фрески. На стенах также можно было разобрать надписи, которые главным образом и заинтересовали ученых. Из надписей явствовало, что мавзолеи предназначались в основном для язычников, и лишь в некоторых из них покоился прах христиан. Стало быть, их хоронили здесь еще на заре христианства и до того, как Константин повелел выстроить на этом месте храм; выходит, христиане сами выбрали это языческое кладбище в качестве своего последнего пристанища. Для этого нужна была очень серьезная причина: быть может, часть верующих хотела обрести вечный покой рядом с Первоверховным Апостолом, рядом с Петром?

Вопрос этот, разумеется, задавали себе и археологи. Тем более что они обнаружили пустое четырехугольное пространство, которое, как говорится в отчете, «со всех сторон обступали мавзолеи и склепы, возведенные еще в начале нашей эры так, чтобы не захватывать его». Это «пустое пространство» расположено точно под «исповедальней» святого Петра.

По мере приближения к огороженному пространству число захоронений возрастало. А в непосредственной близости могилы обступали его буквально сплошным кольцом. Вокруг таинственной могилы возвышалось дополнительное заграждение – «красная стена» высотой 2,5 метра, толщиной 60 сантиметров и длиной 7 метров. Она ограждала прямоугольник площадью семь на три с половиной метра. По мнению историка Никола Корта, принимавшего участие в раскопках, «это говорит о том, что в те времена – в конце II века – могилу уже не оберегали, но тем не менее вокруг нее хотели сохранить некое «священное пространство». Поскольку стена эта была испещрена христианскими надписями, археологи окрестили ее «стеной знаков».

В «красной стене» были обнаружены три ниши. Одна из них находилась под землей и была выложена плиткой из известкового туфа. Другая была выбита прямо над ней, на уровне земли, и накрыта сверху большой известняковой плитой, задний конец которой уходил глубоко в стену, а передний держался на двух изящных мраморных столбиках. Ученые установили, что эта конструкция и есть те самые «трофеи святого Петра», о которых в конце II столетия упоминал священник Гай – иными словами, гробница Первоверховного Апостола.

Но для такого вывода требовалось еще собрать доказательства и тщательно их проверить. Бесспорно, раскопки помогли понять противоречащий здравому смыслу выбор места для постройки базилики Константина. Этот выбор трудно было объяснить с точки зрения характера местности – ведь уклон местности здесь с севера на юг составляет 11 метров, тогда как рядом расположен совершенно ровный участок, где некогда был цирк Нерона и где архитекторам не пришлось бы тратить неимоверные усилия на возведение дополнительных строительных площадок и громоздить для них опоры шести-девятиметровой высоты.

Раскопки показали, что закладка фундамента базилики повлекла за собой частичное разрушение кладбища – пришлось срывать мавзолеи и склепы. А это было кощунство, которого римляне страшились больше всего на свете. Древние законы запрещали нарушать покой усопших под страхом жесточайших наказаний. И лишь воспользовавшись своим исключительным правом императора, Константин смог взять на себя такую ответственность.

Но с какой стати?

Жером Каркопино отвечает на этот вопрос так: «По всей вероятности, Константин не мог свободно выбирать место для постройки базилики; в некотором смысле его воля была подчинена некоей силе, неподвластной логике, интересу и даже морали, некоему чувству, возобладавшему над разумом». Это чувство понять несложно: Константин хотел, чтобы базилика стояла на том самом месте, где был похоронен Петр.

В III веке святой Киприан придавал анафеме христиан, которые, проявляя слабость духа, погребали своих покойников рядом с язычниками. Однако, несмотря ни на что, верные Христу римляне предпочитали хоронить усопших не в «христианских» пещерах, а на языческом кладбище в Ватикане. Значит, у них была на это какая-то причина? Быть может, причина эта как раз и заключалась в том, что именно здесь, на языческом кладбище, покоился прах Петра?

В одном из христианских мавзолеев была обнаружена мозаика, изображающая галилейского рыбака – того самого Кифа, которому Спаситель нарек пасти овец Его. И мавзолей этот стоял в каких-нибудь пятнадцати метрах от «огороженного места»… Более того: на «красной стене», рядом с нишами, ученые обнаружили надпись, в которой упоминалось имя Петр, написанное по-гречески. Однако по поводу смысла следующего слова мнения специалистов разошлись. Ж. Каркопино, к примеру, расшифровал эту надпись так: «Петр исчез, Петра здесь больше нет!» А Хоси истолковал так: «Здравься, Петр!»

А в одном из мавзолеев возле «огороженного места» были найдены изображения двух голов, аляповато нарисованных углем одна над другой. Рядом с головами виднелось частично стершееся латинское слово – «PETRU…», имевшее явное отношение к Петру. Спустя несколько месяцев эти рисунки с надписью исследовала госпожа Кардуччи, археолог из Рима. Вот как она описывала второй лик: «На рисунке изображен совершенно лысый старец с испещренным морщинами лбом, большими глазами, резко очерченным носом, клиновидной бородой, спадающей на ворот его платья». Но кто он, этот старик? «Ответ на этот вопрос содержится в надписи, расположенной рядом с головой, – она начинается с букв PETRU и заканчивается справа буквой «S». Надпись сделана суриком, а некоторые буквы, как видно, позднее были обведены углем».

Таким образом, хронология событий легко поддается восстановлению. В 67 году Петр был казнен в цирке Нерона и погребен на близлежащем кладбище. Начиная примерно с 80 года его могилу стали охранять, о чем свидетельствует подземная стена, – христиане, очевидно, купив этот участок, возвели вокруг гробницы Петра каменную ограду. Во II веке правоверные поставили так называемую «красную стену». Наконец, в 160 или 170 году строительство сооружения, которое Гай окрестил «трофеем Петра», было завершено.

Но по поводу дальнейшего развития событий мнения ученых расходятся. Одни из них полагают, что мощи Первоапостола никогда не покидали Ватикан; другие считают, что в 258 году они были перевезены в Сансебастьянские пещеры и обратно в Ватикан их доставили только в 336 году. С тех пор они, по-видимому, оставались в Ватикане, о чем говорит тот факт, что алтари обеих базилик – ранней и поздней – были поставлены как раз над «огороженным местом». Таким образом, раскопки в подземелье собора Святого Петра подтвердили существующую версию.

Но возникает вопрос: гробницу святого Петра нашли, но куда делись его мощи? Вот что об «огороженном месте» рассказывал в 1952 году отец Ферруа: «Мы обследовали его вдоль и поперек и установили, что это и есть гробница святого Петра, но, к сожалению, она оказалась пустой!»

Пустой! Однако далеко не все ученые были настроены пессимистически. Специалист по истории католицизма, Руисхарт отмечал: «В одной из ниш были найдены человеческие останки, без черепа, и уже первая медицинская экспертиза показала, что это – кости одного человека, притом преклонного возраста. В отчете об останках упоминается лишь вскользь, к нему приложен их фотоснимок, тем не менее о том, кому могли принадлежать эти останки из главной могилы, в отчете не говорится ни слова. Разумеется, любой научный анализ требует крайней осторожности в суждениях, но в упомянутом отчете его нет и в помине, а это уже никуда не годится». По мнению Руисхарта, «есть все основания считать, что останки, найденные под «красной стеной», принадлежат именно могиле святого Петра и они никогда ее не покидали».

А внимание Ж. Каркопино привлекло углубление в «стене знаков», перпендикулярной «красной стене». В ходе раскопок выяснилось, что эта ниша, аккуратно облицованная мраморной плиткой, уходила довольно глубоко в стену. Там, внутри, были найдены человеческие кости. Судя по тому, что их спрятали в столь надежное место, они являлись реликвиями, а раз эти реликвии замурованы под собором Святого Петра, значит, они могли принадлежать только святому Петру, и никому другому. Этот тайник был сделан сразу же после того, как христианские святыни, во время нашествия готов, стали подвергаться осквернению.

Значит, тайна разгадана?

Есть все основания полагать, что гробница апостола Петра найдена. Что касается местонахождения его мощей, то можно предположить, что эти реликвии были замурованы в «стену знаков», но варвары, опустошавшие все на своем пути, наткнулись на них и частично развеяли по ветру…

…Однажды в июне 1939 года папа Пий XII обратился в мыслях к «исповедальне» святого Петра и принял ответственное решение «докопаться» до истины, несмотря на то, что многие предпочли бы, чтобы истина эта была окружена покровом вечной тайны – ведь жить тогда было бы много спокойнее… Думается, Пий XII ушел из жизни без тяжести на сердце – в конце концов он убедился, что всю свою жизнь верил не напрасно, и ответ на волновавший его вопрос он узнал еще до того, как его получили археологи.

Воистину, вера зачастую опережает науку.

Следующая глава >

Источник: document.wikireading.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.