Некрополь святых


Интересных мест вокруг меня — сотни и тысячи. Вокруг — множество не только новых стран, но и городов, до которых я никак не могу добраться (а хочется). Однако есть у меня одна большая любовь — это Италия. Как так получилось — даже не знаю. Ведь дело даже не в том, что там сосредоточена большая часть мирового наследия. И не в том, что это — центр великой римской империи. Может быть, всё так сложилось из-за внутреннего настроя, с которым я раз за разом оказывалась в этой удивительной стране?
Побывав прошлой осенью в «Италии в миниатюре» в Римини, я осознала, сколько всего я не видела. И что мне всё смотреть не пересмотреть. Но несмотря на необъятные просторы страны, есть города, где я была уже не раз, и куда не раз буду возвращаться. Два города — Венеция и Рим.

В очередной раз в Риме я оказалась в начале марта. Всего на три дня, но с чётким планом того, что я хочу увидеть. Чёткий план у меня сложился после чудесного курсы Дианы Клейнер о римской архитектуре, послушав который, я с гораздо большим интересом стала разглядывать остатки римских форумов, понимая и узнавая их детали. Заодно из её лекций я узнала о новых, редко посещаемых объектах. Среди прочего Диана упоминала древнеримский некрополь, расположенный прямо под ватиканским собора святого Петра. Археологи раскопали целую подземную улицу, с гробницами по правую и левую сторону — я должна была это увидеть!


Некрополь святых
Собор Св. Петра и улица некрополя под ним.
Видно, что когда-то некрополь располагался на холме — его основание идёт вверх.
Картинка отсюда.

Попасть туда однако оказалось не так просто. Основная информация о том, как это сделать (по-английски), есть  на официальном сайте ufficio scavi — офиса раскопок. Там же можно найти ссылку на сайт с виртуальной экскурсией по подземельям, где можно ходить, нажимая на стрелочки (надо только терпеливо подождать, пока ватиканский дядя что-то такое расскажет на пару минут).
Чтобы посмотреть подземные гробницы, необходимо заранее написать в ufficio scavi письмо с возможными датами посещения. Письмо им я писала по-итальянски, но, думаю, можно спокойно написать и по-английски — ответ они присылают на обоих языках.


вечают довольно быстро – буквально на следующий день я получила письмо с просьбой подтвердить и оплатить своё бронирование. В этом письме была уже указана конкретная дата и время (мне дали самое раннее, на 9 утра). Я писала чуть ли не за полгода, но вроде бы достаточно примерно за месяц — за две недели точно нужно. Стоит это удовольствие 13 евро на человека. Не знаю, нужно ли оплачивать прямо сразу или можно несколько дней подождать. Поскольку я была уверена, что хочу туда идти, откладывать оплату не стала и заплатила по карточке сразу, как получила письмо. После оплаты пришло письмо сначала о бронировании, а потом и о предварительном подтверждении визита. За две недели до дня посещения получила ещё одно подтверждающее письмо (которое текстом, впрочем, не отличалось от первого).

В письмах много говорилось о всяких правилах, Например, что нельзя проносить никаких громоздких вещей, и фотоаппаратов тоже нельзя, что нужно быть соответствующе одетым, и так далее. Однако информации о том, куда и как идти, было явно недостаточно.
Придя на площадь перед собором святого Петра, мы сомневались, куда же нам дальше. Понятно было, что вход должен быть либо справа, либо слева. Поскольку справа традиционно змеилась очередь в собор, мы двинулись налево. Куда именно идти, было всё равно непонятно, так что я бодрым шагом отправилась к швейцарским гвардейцам в цветастой форме, придуманной Рафаэлем. Гвардеец отдал честь и, взяв мою распечатанную бумажку с подтверждением визита, наконец удовлетворил моё любопытство и сообщил мне, куда идти.


азалось, проход находился в правой части левой колоннады. Перед забором, отграничивающим колоннаду от внутренней ватиканской территории, стоял рентгеновский аппарат, охранник у которого пропускает ровно за 15 или 10 минут до визита. Мы подошли в нужное время, спокойно прошли  со своим фотоаппаратом и маленьким рюкзаком (сдавать никуда не пришлось, да там и некуда было), и очутились в толпе таких же, как мы, туристов. Оставив позади тех, кто был на 9-15, мы прошли вперёд к офису, который упоминался в подтверждении бронирования.

Некрополь святых
Территория Ватикана, куда простым смертным вход заказан.
wikimapia утверждает, что это здание — сакристия и сокровищница.

В офисе, предъявив бронирование и удостоверение личности, мы получили билет, а заодно купили несколько открыток. Там также продавалась пара книг, не помню только, были ли они на английском или только на итальянском. Имейте ввиду, что если вы хотите что-то купить, то необходимо это сделать сразу, так как сюда вы уже не вернётесь, а изображения с некрополем в другом месте вряд ли найдётся.

Некрополь святых
Вид на собор Св. Петра «с изнанки».

Погуляв ещё какое-то время и поснимав в собор святого Петра с необычного ракурса, мы наконец-то дождались экскурсовода и пошли внутрь. Внутри фотографировать, к сожалению, было нельзя, поэтому далее все фотографии из подземелий взяты из Интернета.

Пройдя сквозь зал с макетом собора и развешанными по стенам уж не помню какими рельефами, мы спустились по узкой лестнице и оказались на подземной улице древнеримского кладбища. Надо заметить, что тогда, в далёком втором веке нашей эры, улица была не подземной, а наоборот находилась под открытым небом.

Некрополь святых
Картинка отсюда.

Могилы на небольшом раскопанном участке — в основном языческие. Зайти никуда нельзя, но почти везде можно поглядеть сквозь стекло. Кое-где сохранились росписи и рельефы, в нишах на стенах когда-то стояли урны.
На фото — мавзолей Tulli и Caetenni, откопанный в 1941 году. В центре — погребальный алтарь.

Некрополь святых
Гробница F. Картинка отсюда.

Мозаика на полу изображает Меркурия и Плутона. На стенах — изображения павлинов и другие украшения.

Некрополь святых
Гробница I. Картинка отсюда.

Самый большой мавзолей — мавзолей Valeri — был построен во второй половине II века, во времена Марка Аврелия.

Некрополь святых
Гробница H. Картинка отсюда.

В более поздних гробницах можно обнаружить христианскую символику, замаскированную под языческие образы. Например, утверждается, что эта мозаика из гробницы М изображает Христа в роли бога солнца Гелиоса. В той же гробнице есть изображения рыбака с рыбами и Ионы с китом.

Некрополь святых
Гробница М. Картинка отсюда.

Как же так получилось, что целое кладбище оказалось под землёй? Во всём виноват император Константин, тот самый, который перенёс столицу Римской империи в Константинополь, и при котором христианство получило государственную поддержку. Константин пожелал построить базилику на холме, где располагалось кладбище.  Почему именно здесь? По очень простой причине — согласно легенде, недалеко от этого места в 66 году в цирке Нерона был распят святой Пётр, и именно на этом холме он был захоронен.
Так, в 326 году, был возведён первый храм Св. Петра. Для его постройки потребовалось разровнять холм и уничтожить языческий некрополь. Император пообещал, что несмотря на строительство, гробницы не будут уничтожены, поэтому их просто засыпали землёй, кое-где, правда, разрушив крышу. Засыпали и забыли.
В XVI веке папа Юлий II приказал построить новый собор на месте базилики Константина. Строили его, как водится, долго, и с участием многих архитекторов. Легенда о том, что алтарь собора находится над местом захоронения Петра, продолжала процветать, однако никакого подтверждения ей не было.
Всё изменилось в 1939 году, когда начались работы по сооружению гробницы Пия XI, попросившего похоронить его рядом с предполагаемой могилой святого Петра.


бочие наткнулись на кирпичную кладку, сооружённую ещё в доконстантиновские времена. Оказалось, кладка принадлежала одной из гробниц. Новый папа Пий XII повелел продолжать раскопки, надеясь найти саму могилу Петра.
Задача была не из простых — ведь необходимо было проводить работы под полом гигантского действующего храма. В итоге то, что мы можем видеть сегодня — около 20 гробниц — лишь небольшая часть древнеримского наследия, а остальное остаётся спрятанным в толще пород.

Улица древних языческих гробниц заканчивается святая святых Ватикана. Предполагаемое место погребения святого Петра — всего две параллельные стеночки, между которыми, якобы, было опущено его тело. Однако никаких останков в могиле найдено не было. Не было изначально и памятника, обозначавшего место захоронения. Лишь позже появился погребальный памятник — эдикула, который нетронутым вошёл в алтарь первого храма Константина.
А что же с останками? Они были найдены в более поздней стене, просто сваленные грудой. Вопрос, принадлежат ли они апостолу Петру, многие годы оставался открытым. Однако после долгого изучения расположенной рядом с эдикулой стены с граффити Маргарита Гвардаччи, эксперт по ранним христианским надписям, заявила, что одна из надписей означает по-гречески «Пётр здесь», из чего сделали вывод, что это таки останки святого Петра. Далеко не все согласны с этой точкой зрения, однако в 1968 году Ватикан официально признал могилу Святого Петра и его останки.


Вот так вот неожиданно, желая лишь посмотреть на древнеримские усыпальницы, я заодно увидела и мощи первого папы римского, в честь которого назван мой родной город.

Заканчивается экскурсия под полом собора, в папской усыпальнице. Так что мы осмотрели и папские саркофаги (за посещение которых иначе надо было бы платить отдельные деньги), и вылезли в сам собор рядом со знаменитым балдахином Бернини, избегнув необходимость стоять в длиннющей очереди.
Некрополь святых
Некрополь святых

Если вы хотите узнать побольше о могиле святого Петра, можете заглянуть в эту статью о Риме апостолов.

Источник: www.maybeeabroad.com

  • Интернет-журнал
  • 09.03.2009 03:00
  • Читали: 24751
  • Печать
  • E-mail

Разумеется, что после возрождения обители монастырский некрополь приобрел свой изначальный характер. На нем стали погребать почившую братию – неизвестных нам по именам иноков честной обители… Первое же точно датированное монашеское погребение в Даниловском монастыре датируется 1653 годом. Это захоронение игумена Иоанна II, при котором были открыты мощи святого благоверного князя Даниила Московского. Впоследствии на монастырском кладбище были погребены настоятели обители: игумен Надробие XVIII века в фундаменте храма Святых Отцов Семи Вселенских СоборовКирилл († 1654), игумен Гурий († 1655), игумен Пахомий I († 1656), игумен Марк, скончавшийся во время “мора” или вскоре после его окончания, игумен Макарий II († 1727), игумен Герасим[7], игумен Товия († 1758 или 1759), архимандрит Геннадий († 1788), архимандрит Георгий († 1803), архимандрит Амвросий († 1810), архимандрит Ираклий († 1815), архимандрит Пармен († 1855), архимандрит Иона († 1897)[8].


В 1904 году в Даниловском монастыре был похоронен его настоятель архимандрит Тихон (Руднев, † 1904) – духовный писатель, историк, член совета и казначей Миссионерского общества, товарищ (помощник) председателя братства святой равноапостольной Марии Магдалины, один из руководителей “Общества любителей духовного просвещения”. В 1920 году – архимандрит Герасим (Садковский, † 1920), скончавшийся от тифа. Он был учеником епископа Феодора (Поздеевского) в годы ректорства последнего в Московской Духовной Академии, затем – первым наместником Свято-Данилова монастыря при настоятеле епископе Феодоре. Могила архимандрита Тихона находилась у южной стены Троицкого собора, а могила архимандрита Герасима – у апсиды южного придела того же храма[9].

Среди настоятелей Данилова монастыря, погребенных в обители, были и лица в архиерейском сане: архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий (Давыдов, † 1721), в схиме Димитрий; архиепископ Астраханский и Ставропольский Никифор (Феотоки, † 1800); митрополит Мцхетский, Тифлисский и Карталинский Варлаам (в миру князь Эристов, † 1830). В прославленной обители обрел последнее земное пристанище архиепископ Пермский и Верхотурский Антоний (Смолин, † 1876), по болезни поживавший в Даниловском монастыре.

Свято-Данилов монастырь стал местом упокоения многих видных представителей московского духовенства, среди которых были настоятели монастырей: архимандрит Амфилохий († 1878), архимандрит Поликарп († 1891), архимандрит Гавриил († 1904)[10], настоятель Златоустовского монастыря архимандрит Евгений († 1904). В 1843 году в Даниловском монастыре была погребена игумения Московского Зачатьевского монастыря Палладия († 1843). Эти духовные лица при жизни возглавляли монастыри, находившиеся в городских пределах, в центре первопрестольной столицы. Погребения в этих монастырях в XIX – начале XX вв. не производились, поэтому настоятели некоторых городских обителей погребались за Серпуховской заставой, в Даниловском монастыре.

В Даниловском монастыре были погребены: священник Таврического полка и благочинный 2‑й гренадерской дивизии протоиерей Василий Мерцалов († 1892), протоиерей Николо-Толмачевской церкви Димитрий Касицын († 1901) – издатель журнала “Душеполезное чтение”, настоятель Антиохийского подворья архимандрит Анфим († 1883).

“Скончавшаяся в течение веков и лет, – пишет архимандрит Дионисий, – братия сего (Даниловского – А.С.) монастыря получала в нем себе вечное упокоение, места сего упокоения о многих неизвестны и имена их, записанные в синодики, уже малоизвестны между живыми. Из них некоторые достойны воспоминания, как то: в 1721-30 годах – монах Иоанн Фатуев, бывший и судиею и инквизитором и протоинквизитором[11] и сделавший вклады в монастырь; Фома, иеромонах из рода Шаховцевых, после военной службы пробыл в Даниловском монастыре с 1818 по 1850 г., в котором скончался, – жизнь вел благочестивую и трудился над писанием святого Евангелия напрестольного большого формата на александрийской бумаге; сохраняется память между братией живой о скончавшихся в недавнее время братиях иеромонахах – Анастасии, Поликарпе, Платоне, Елисее, Филарете, Афанасие, Стефане и Никоне”[12].

Скупые строки синодиков, безвестные или полузабытые могилы среди пышных надгробий монастырского кладбища, да добрая память, хранимая теми, кто тебя еще помнит, – таков удел отрекшихся от мира сего и всецело устремившихся в мир горний душою и помышлениями, всем сердцем. И для них – избравших прохождение “узким путем” и “тесными вратами”, – важнее всего чистое житие и неукоряемая совесть подвижника, и еще – молитва остающихся на земле отец и братий, совершаемая за Божественной Литургией и другими богослужениями, приносимая во время келейного правила. И эта молитва всегда творилась и ныне творится Даниловскими иноками о всех, кто нашел упокоение в стенах святой обители, о почивших братиях, известных и неизвестных по именам…

В Свято-Даниловом до революции хоронили не только иноков самой обители, благотворителей, мирян, настоятелей других монастырей и почивших иерархов. С 1902 года в монастыре действовал приют для монашествующих, которые также по исходе из сей временной жизни погребались на кладбище обители. Были среди погребенных и личности, прославившиеся высокой подвижнической жизнью, в частности, иеромонах Димитрий (в миру священник Димитрий Иоаннович Муретов, † 1904) – отец профессора Московской Духовной Академии М.Д. Муретова, духовник епископа Дмитровского Трифона (Туркестанова, † 1934)[13] и других архиереев.

История московских некрополей – городских, приходских и особенно монастырских – одна из интереснейших страниц истории русской столицы, ее неотъемлемая составляющая. Издревле в стенах иноческих обителей погребались представители многих известных фамилий, составлявших честь и славу государства Российского. Над их прахом возводились великолепные храмы и часовни, прекрасные памятники, выполненные лучшими скульпторами и архитекторами своего времени. Достаточно сегодня посетить знаменитый некрополь Донского монастыря в Москве, кстати сказать, сохранившийся далеко не в первоначальном виде, чтобы убедиться в этом воочию. Некрополи же других монастырей, сохранившиеся до начала XX столетия, а затем полностью или частично уничтоженные, мало чем уступали прославленному Донскому как по числу знаменитостей, погребенных на их территории, так и по великолепию надгробных памятников. Некрополь Свято-Данилова монастыря не был исключением из этого общего правила. В XVII-XX вв. в монастыре сложился некрополь представителей высшей российской аристократии. На его территории были погребены князья Барятинские, Волконские, Вяземские, Голицыны, Горчаковы, Львовы, Мещерские, Путятины, Урусовы, Щербатовы, Маврокордато – потомки молдавских господарей; представители дворянских фамилий: Бахметевых, Беклемишевых, Блудовых, баронов Розен и других. Среди надгробий было немало отличавшихся высокими художественными достоинствами и особенной Надгробие конца XVIII - начала XIX в.выразительностью. Часть их (к сожалению, ничтожно малая) была после уничтожения Даниловского некрополя перенесена в Донской монастырь, где разместился музей архитектуры[14]; несколько надгробий переместили на Новодевичье кладбище.

К началу XX столетия под кладбище была занята значительная часть монастырской территории. Наиболее древняя часть некрополя располагалась вокруг храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Площадка между Святыми вратами обители, храмом Семи Вселенских Соборов, Троицким собором и больничным зданием у колокольни оставалась свободной, но до середины XVIII столетия она также использовалась для погребений.

Московские кладбища, как приходские, так и монастырские, до середины XVII столетия не знали каких-либо запретительных или ограничительных мер, касавшихся их устройства или функционирования. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче последовали первые указы, запрещавшие погребать умерших при приходских храмах, находившихся в Кремле. Петр I указом от 10 октября 1723 года предписал хоронить возле городских приходских церквей лишь людей знатных, а для захоронений “простых смертных” отводились кладбища монастырские и приходские же, но загородные. Указы любившего все упорядочить монарха вызвали ропот и глухое сопротивление москвичей, а смерть императора, последовавшая 27 января 1725 года, помешала осуществлению указа. Императрица Елизавета Петровна указом от 2 июля 1748 года повелела запретить погребение тел умерших по пути ее следования из Кремля в Головинский дворец на Яузе. Под запрещение попали приходские кладбища при храмах св. Николая в Дербенях, св. Харитония в Огородниках, Спаса в Пушкарях, Св. Троицы в Листах, св. Николая в Драчеве, свв. Адриана и Наталии и св. Филиппа Митрополита в Мещанской слободе, Спаса во Спасской и Знамения в Переяславской слободе. Для погребения прихожан означенных церквей в 1750 году устроили возле Марьиной рощи первое московское городское кладбище – Лазаревское[15].

Во время эпидемии чумы, свирепствовавшей в Москве в 1770-1772 гг., захоронения на приходских погостах были совершенно запрещены. Указ правительствующего Сената от 24 марта 1771 года предписывал хоронить умерших от заразы в специальных местах, отведенных при загородных церквах и на некоторых монастырских кладбищах. Скончавшихся от чумы хоронили в Красном Селе, где в то время существовали две церкви (Воздвиженская и Покровская), в Переяславской Ямской слободе при церкви Знамения Божией Матери, при Тихвинской в Сущеве церкви, возле Введенского храма в селе Семеновском, при Троицкой церкви на Воробьевых горах, при Богоявленской в Дорогомилове и Никольской на Старом Ваганькове. Погребения производились также возле церкви Сорока мучеников у Новоспасского монастыря и у церкви Воскресения Словущего за Даниловским монастырем, возле которой с давних времен существовал погост Даниловской слободы. На самом же монастырском некрополе Даниловской обители массовые захоронения жертв эпидемии не производились. Для этих целей использовались кладбища других монастырей – Спасо-Андроникова, Новоспасского и Донского, где хоронили мужчин, и Новодевичьего, где хоронили женщин.

Страшная эпидемия, вызвавшая колоссальные жертвы, произвела своего рода перелом в сознании москвичей, относившихся с недоверием к затее с устройством кладбищ за городской чертой. Московская чума 1770-1772 гг. вызвала необходимость основания и устройства целого ряда общегородских кладбищ за пределами Камер-Коллежского вала – тогдашней границы Первопрестольной. В 1772 году кладбища эти были окончательно устроены и на их территории были сооружены деревянные церкви. Дорогомиловское, Ваганьковское, Миусское, Пятницкое, Калитниковское и Даниловское – все эти старинные кладбища, за исключением Дорогомиловского, существуют и по сей день.

С основанием на южной границе города, за Серпуховскими воротами, Даниловского кладбища, на карте Москвы появился еще один топоним, связанным с именем святого благоверного князя Даниила. Название кладбище получило по своей близости к Свято-Данилову монастырю[16].

Перемены, происшедшие в судьбе московских некрополей в 70‑е годы XVIII столетия коснулись и кладбища Даниловского монастыря. Указ Московской Синодальной Конторы в Крутицкую Консисторию от 2 июля 1773 года предписывал погребать усопших монахинь московских монастырей в упраздненном Андреевском монастыре, а монахов – в Николо-Перервинском и Николо-Угрешском[17]. Однако это постановление действовало недолго, хотя какое-то время проводы почивших иноков Даниловского монастыря “в путь всея земли” сопровождались определенными трудностями и неудобствами, связанными с дальностью расстояний[18], погодными условиями, а также невозможностью в полной мере исполнить установившийся при проводах покойного обычай. В том же году от мирян, пожелавших похоронить своих близких в иноческих обителях, стали требовать получения “билета” – особого разрешения от духовного и светского начальства. Впервые такое требование было предъявлено еще в 1763 году. Подтвержденное в 1773, оно оставалось в силе вплоть до первых послереволюционных лет. В фонде Данилова мужского монастыря (ф. 1188), который находится ныне в Российском государственном архиве древних актов, сохраняются свидетельства на погребение, выданные в период с 1781 по 1919 год.

Разрешения на погребение носили однотипный характер и представлялись монастырскому начальству:

“Умершее тело отставного секунд-майора Ивана Матрянина в Данилове монастыре погребсти, октября 25 дня 1781 года.

Подпись”[19].

В этом же известном отечественном древнехранилище находятся также метрические книги, которые содержат записи о лицах, погребенных на кладбище Даниловского монастыря. На основании означенных архивных материалов (с привлечением других письменных источников) можно восстановить имена иноков Даниловского и других монастырей, а также имена мирян, погребенных в монастырском некрополе. Большая работа в этом направлении уже проделана в конце 80‑х годов нынешнего столетия иеромонахом Августином (Пидановым). Богатый материал по Даниловскому некрополю содержит фундаментальное исследование Саитова и Модзалевского “Московский некрополь”, осуществленное под покровительством великого князя Николая Михайловича[20].

Кладбище Данилова монастыря. Нач. XX в.В 1836 году территория некрополя была спланирована по разрядам, между рядами могил устроили дорожки, посыпанные щебенкой. На кладбище, особенно близ храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, места погребения находились под сенью высоких деревьев и декоративного кустарника. Некрополь приобрел регулярный и благоустроенный вид. Во второй половине XIX – начале XX века территории московских монастырей, где продолжалось погребение умерших (Симонова, Новодевичьего, Донского, Андроникова, Новоспасского и Данилова) оказались почти полностью занятыми разросшимися некрополями. Поэтому круг лиц, погребаемых в монастырях, чрезвычайно сузился. Так, в Даниловском монастыре в начале XX века разрешалось хоронить лишь тех, у кого здесь были фамильные некрополи, или же вкладчиков обители. Кроме того, в 1876 году территория монастыря была несколько расширена к западу и сооружен новый участок ограды с тем, чтобы увеличить место для захоронений[21]. Подобным же образом, правда, несколько позднее, в конце XIX – начале XX века, расширили территории своих некрополей Новодевичий и Донской монастыри[22].

В силу целого ряда ограничений, вызванных распоряжениями властей и нехваткой места, а также существованием “разрядов” и определенной (достаточно высокой) платой за погребение в стенах обители, кладбище превратилось в один из источников монастырского дохода. Что же касается социальной принадлежности лиц, погребаемых в Даниловом монастыре, то с известной долей условности можно разделить их по следующим группам: духовенство и монашествующие, аристократия, благотворители обители. Однако, если в XVIII веке в основном хоронили представителей родовитого дворянства и высокопоставленных чиновников, то в начале XIX столетия здесь погребали мещан, купцов, зажиточных выходцев из крестьянского сословия и членов их семей, а также военных. Наряду с дворянским некрополем в монастыре складывался некрополь купеческий. Могилы Кутайсовых, Горчаковых, Воейковых, Дашковых, Ермоловых, Загоскиных, Огаревых, Языковых и Соллогубов соседствовали с захоронениями потомственных и личных почетных граждан, купцов и промышленников: Бабкиных, Губиных, Глазуновых, Захаровых, Куманиных, Грушковых, Лепешкиных, Ляминых, Ляпиных, Овчинниковых, Ремизовых, Хлебниковых и др.

В годы Первой мировой войны на кладбище было совершено несколько воинских захоронений. Здесь были похоронены: поручик Б.А. Осткевич-Рудницкий, 23‑х лет, погибший в бою 25 декабря 1914 года, прапорщик А.Н. Симонов, погибший 20 февраля 1915 года в районе крепости Осовец, штабс-капитан Н.В. Щедрин, скончавшийся от ран 26 августа 1914 года, подполковник А.В. Барщиковский, убитый в бою у деревни Гельчево Люблинской губернии 26 августа 1914 года, подпоручик лейб-гвардии Волынского полка А.И. Шпаковский, погибший на фронте в 1916 году[23].

Подлинную славу некрополю Данилова монастыря принесли места погребения выдающихся представителей русской культуры и нации, общественных деятелей, лиц, оставивших заметный след в истории нашего искусства, в мире артистическом, художественном и поэтическом. Старинные путеводители по Москве, повествуя о Даниловском некрополе, отмечают его, прежде всего, как место погребения Гоголя и славянофилов.

Могила Н.В. Гоголя в Даниловом монастыреПрах великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809-1852), скончавшегося 21 февраля 1852 года, после отпевания в университетской церкви св. муч. Татианы, был предан земле на кладбище Даниловского монастыря. Могила писателя находилась у восточной стены Настоятельского корпуса. Ее украшали два памятника. На одном из них, сделанном из черного мрамора в форме гробницы, были высечены изречения из Священного Писания: “Горьким словом моим посмеются” (Иер. 20, 8); “Муж разумный престол чувствия” (Притч. 14, 34); “Истинным же уста исполним смеха, и устне же их исповедания” (Иов. 8, 21). С западной стороны к этому памятнику примыкал другой: крест, установленный на “голгофе” – гранитной глыбе с надписью: “Ей, гряди, Господи Иисусе” (Откр. 22, 20)[24]. Поблизости находилось фамильное захоронение Хомяковых – Алексея Степановича (1804-1860), его супруги Екатерины Михайловны (1817-1852), урожденной Языковой, сестры поэта Н.М. Языкова, и их дочери Софии Алексеевны (1846-1902). Алексей Степанович Хомяков – один из самых образованных людей своего времени, один из идеологов славянофильства, поэт, литератор, публицист и общественный деятель, был верным сыном Православной Церкви. Его труды оказали определенное влияние на развитие отечественной богословской и религиозно-философской мысли. В начале 40‑х годов минувшего столетия им было составлено изложение учения о Церкви под общим заглавием “Церковь одна”. Хомяков определяет Церковь как “единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати”. Могила А.С. Хомякова в Даниловом монастыреПо твердому убеждению Хомякова, вне Церкви никто спастись не может, “спасающийся же спасается в Церкви, как член ее, и в единстве со всеми ее членами”. Он призывает своих читателей свято хранить православный Символ веры, притекать к св. таинствам, дорожить церковными обрядами и всем строем церковной жизни. Большой интерес и сочувствие вызывали у Алексея Степановича попытки некоторых англикан найти пути к соединению их вероисповедания с Православной Церковью. А.С. Хомяков сыграл выдающуюся роль в деле возвращения части русского образованного общества к началам подлинной духовности.

Еще одним ярчайшим представителей идейного течения славянофильства, погребенным на кладбище Даниловского монастыря, был Юрий Федорович Самарин (1819-1876) – историк, философ, видный общественный деятель, принимавший активное участие в подготовке крестьянской реформы 1861 года. В молодые годы Ю.Ф. Самарин находился под влиянием К.С. Аксакова, С.П. Шевырева и М.П. Погодина. Его магистерская диссертация о Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче сохраняет свое научное значение до настоящего времени. Но особенно интересен его блестящий труд “Иезуиты и их отношение к России” – полемическое сочинение, поводом к написанию которого послужило письмо русского члена ордена И. Мартынова к редактору газеты “День” И.С. Аксакову, опубликованное в 1864 году. Иезуиты так и не дерзнули ответить на работу Ю.Ф. Самарина, раскрывающую саму суть ордена и методы, используемые членами “Общества Иисуса” в закулисной борьбе с Православием и народностью.

Могила Ю.Ф. Самарина в Даниловом монастыреЮ.Ф. Самарин скончался 19 марта 1876 года, прожив без малого 57 лет. Причиной его смерти стала гангрена, начавшаяся после небольшой и, как казалось, совершенно не опасной операции. После отпевания в университетской церкви гроб с его телом был предан земле на кладбище Даниловского монастыря[25], где обрел место упокоения и его современник и единомышленник – писатель Дмитрий Александрович Валуев (1820-1845), скончавшийся от чахотки. Главный труд Валуева – “Сборник исторических и статистических сведений о России и народах, ей единоверных и единоплеменных” (1845) – явился первым опытом серьезного изучения проблем славянского мира.

Рядом с могилами Гоголя, Самарина и Хомякова на кладбище Даниловского монастыря покоился прах князя Владимира Александровича Черкасского (1824-1878) – противника крепостничества, убежденного сторонника славянского единства, выдающегося государственного и общественного деятеля. С конца 40‑х гг. XIX века В.А. Черкасский сблизился с Хомяковым. Аксаковым и Киреевским и в своей дальнейшей практической деятельности на государственном и общественном поприще проводил в жизнь принципы славянофильства. Принимал участие в подготовке реформы 1861 года, в работе по устроению губерний Царства Польского и устранению последствий мятежа 1863 года, выступал на I Всеславянском съезде (1867). В начале 1870‑х гг. был московским городским головой. Во время войны за освобождение славян (1877-78 гг.) князь Черкасский в качестве уполномоченного от Центрального Управления Общества Красного Креста находился в действующей армии, в этот же период занимался гражданским устройством новообразованного Болгарского княжества. Скончался в Сан-Стефано 19 февраля 1878 года на 55 году жизни. Тело его, доставленное в Москву, после отпевания в Университетской церкви было 15 марта 1878 года похоронено в Даниловском монастыре[26].

В некрополе Даниловского монастыря были похоронены Александр Иванович Кошелев (1806-1883) – славянофил, общественный деятель, автор проектов по отмене крепостного права, публицист, издатель и редактор журналов “Русская беседа” и “Сельское благоустройство”, и Федор Васильевич Чижов (1811-1877) – ученый, практический деятель на ниве отечественной промышленности и предпринимательства, директор “Московского купеческого банка” и “Общества взаимного кредита”. Этот идейно близкий славянофилам человек был похоронен возле могилы Н.В. Гоголя, которого знал при жизни.

У северной стены обители, недалеко от того места, где ныне возвышается поминальная часовня, до разорения Даниловского некрополя находилась могила Юрия Ивановича Венелина[27] (1802-1839) – ученого слависта, глубокого исследователя истории славянских народов. Ю.И. Венелин прожил краткую, но яркую жизнь. Его труды “Древние и нынешние болгаре в политическом, народосписном, историческом и религиозном их отношении к России” (1829), “О характере народных песен у славян задунайских” (1835), “О зародыше новой болгарской литературы” (1832), “Критические исследования об истории болгар” (1849) и др. сыграли большую роль в деле возрождения национального сознания у болгар. Венелин умер в совершенной бедности. Прекрасный памятник на его могиле был поставлен болгарской интеллигенцией.

На кладбище Свято-Данилова монастыря находились могилы целой плеяды русских писателей и поэтов, принадлежавших к разным направлениям и живших в разные эпохи:

Михаил Александрович Дмитриев (1796-1866) – племянник знаменитого поэта и государственного деятеля И.И. Дмитриева (1760-1837), критик, поэт, переводчик и мемуарист. Среди его литературного наследия: элегии, лирическо-философские стихотворения, поэтические переложения псалмов. В своем творчестве М.А. Дмитриев испытывал определенное влияние со стороны славянофилов;

jazykovs.jpgПоэт пушкинской плеяды Николай Михайлович Языков (1803-1846), в юности испытавший влияние В.А. Жуковского и получивший высокую оценку своим литературным опытам в отзывах А.С. Пушкина. Друг П.В. Киреевского, Н.В. Гоголя, М.П. Погодина и С.Т. Аксакова, идейный противник “западничества”, выдающийся художник слова, горячая и увлекающаяся натура;

Почти забытый ныне писатель Матвей Павлович Бибиков (1812-1856) – автор рассказов из итальянской и русской народной жизни, сотрудничавший с журналами “Москвитянин”, “Русская Беседа” и “Русский Вестник”.

Православному читателю хорошо известно имя духовной писательницы Александры Николаевны Бахметевой (1823-1901), урожденной Ховриной, оставившей после себя замечательные сочинения для детей и взрослых по священной, церковной и гражданской истории. Ее перу принадлежат: “Рассказы из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа” (1857)[28], “Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четиих-Миней” (1858-1860); “Рассказы из истории Христианской Церкви” (1863); “Картинки из священной истории Ветхого и Нового Завета”, “Рассказы из русской церковной истории (1833-1884), “Начало христианства в России и Крещение Руси при великом князе Владимире” (1880), “Как Русь освободилась из-под татарского ига в 1480 году”; назидательные рассказы “Крепость” (1874) и “Пастырь и овцы” (1886).

В конце 1830‑х Александра Николаевна, живя с родителями в Риме, общалась с Н.В. Станкевичем и И.С. Тургеневым, посвятившим ей несколько стихотворений. В 40‑х годах сблизилась со славянофилами, дружила с семьей И.С. Аксакова. Живя в Москве, А.Н. Бахметева занималась благотворительностью. В 1864 году была избрана почетным членом Общества любителей российской словесности. Некоторые ее произведения переизданы в наше время.

В некрополе Даниловского монастыря сохранялись могилы выдающихся представителей отечественной науки, профессоров Московского университета, гуманитариев и естественников, теоретиков и практиков. Здесь были похоронены: Сергей Герасимович Домашнев (1743-1795) – в прошлом боевой офицер, впоследствии директор Академии наук, предшественник на этом посту княгини Е.Р. Дашковой; историк и краевед, юрист и исследователь русской хронологии Петр Васильевич Хавский (1771-1876); основатель музея русской этнографии в Москве, созданного на основе коллекции Румянцевского музея, Василий Андреевич Дашков; выдающийся исследователь русской словесности, историк русской литературы Николай Саввич Тихонравов (1832-1893) – автор капитальных трудов “Памятники отреченной русской литературы” (1863) и “Русские драматические произведения 1672-1725” (1874). В 1892 году, к пятисотлетнему юбилею со дня кончины Игумена Земли Русской, им было подготовлено к изданию “Собрание житий преп. Сергия Радонежского”.

На кладбище Даниловского монастыря были погребены представители музыкального мира: Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881) – пианист-виртуоз, основатель Московского Музыкального общества и консерватории[29] и Николай Альбертович Гумберт (1840-1880) – директор Московской консерватории и дирижер.

В начале лета 1882 года на кладбище Даниловского монастыря было предано земле тело художника Василия Григорьевича Перова (1833-1882) – мастера жанровой живописи, портретиста, долгие годы связанного с “Товариществом передвижных выставок”. Гроб живописца от церкви Училища живописи, ваяния и зодчества, где происходило отпевание, до самого Даниловского монастыря ученики В.Г. Перова несли на руках.

Гениальный художник В.Г. Перов оставался человеком своего времени и своего круга, придерживаясь воззрений, царивших в среде демократически настроенной интеллигенции. В наши дни многие его картины могут вызвать непонимание и даже неприятие. Но, пожалуй, в каждом русском сердце находят отклик его “Охотники на привале”, “Проводы покойника”, “Плача Ярославны” и многие, многие другие произведения. В течение всей свей жизни Василий Григорьевич обращался к сюжетам Священной истории Нового Завета, им была написана загадочная картина “Христос и Матерь Божия у житейского моря”, воспроизводящая сон художника…

Даниловский некрополь, северо-западный участокДаже простого перечисления имен людей, чей прах покоился на территории Даниловского монастыря, достаточно для того, чтобы любой человек, мало-мальски знакомый с историей Отечества и русской культуры, смог бы вполне убедиться в том, что некрополь Свято-Данилова монастыря представлял собой к началу XX века уникальный мемориальный комплекс общенационального значения. Содержавшийся в образцовом порядке, обозначенный во всех путеводителях по Первопрестольной, он привлекал внимание паломников и экскурсантов со всех концов необъятной Российской империи. И едва ли благочестивые богомольцы и любители родной старины, прогуливаясь по дорожкам между дорогими могилами и читавшие эту каменную летопись истории Родины, могли себе представить, что пройдет малый срок, и от великолепного древнего кладбища, от заповедного, освященного воспоминаниями уголка старой Москвы не останется и следа…

 

Источник: msdm.ru

Сразу хочу обозначить – катакомбы и некрополи друг от друга ничем не отличаются, даже монстры одни и те же (разве что немного визуально). Разница по сути только в том что в одних перемещается Торговец Маммона (некрополи), в других – Кузнец Маммона (катакомбы). На этом различия заканчиваются. От других же локаций отличаются прежде всего монстрами – у них в 4 раза увеличено количество ХП, большинство имеет широкий диапазон дополнительных параметров (усиления, ослабления, резисты, уязвимости, типы атак, умения и т.п.), монстры социальны – ударяешь одного и повышенное внимание получаешь минимум от части монстров, присутствует дроп Камней Печати, диапазон уровней от 22 до 78.

Доступны подземелья все время проведения эвента, если вы принадлежите победившей стороне. Находиться там могут только зарегистрированные персонажи, т.е. если посмотреть на условия регистрации – выше 20 уровня. Попасть вы сможете в любые подземелья, ограничений по вашему уровню нет, другое дело чтобы вы соизмеряли свои силы и силы монстров. Ходить туда рекомендуется пати, если вы один, то зачастую можно найти более выгодные по скорости места кача.

Попасть в подземелья можно двумя способами, один посложнее, другой подороже. Первый – находите на карте необходимое вам подземелье, и добираетесь до него используя телепорты и ноги. Второй способ – перемещаетесь в город, который ближе остальных находится к нужному вам подземелью, общаетесь со Жрецом – у него есть пункт переместиться в ближайшие некрополи и катакомбы. Выбираете необходимый – вуаля, вы телепортируетесь сразу к ним. Вы окажитесь рядом с высоким строением состоящим по сути из четырех колонн и крыши, с водой по центру. Ныряйте, а там не заблудитесь 🙂

Подземелья приписаны каждый к своей печати – некрополи относятся к Печати Жадности, катакомбы – к Печати Познания. Абсолютно не влияет, какую печать вы выбрали при регистрации, эти две или же третью. Находится вы можете в любом из подземелий, в любой из периодов эвента без всяких ограничений, если ваша сторона победила.

Если, находясь в подземелье, вы вдруг выйдите из игры во время Этапа Борьбы и зайдете во время Этапа Победы, или же специально подстроите такую махинацию, и окажетесь на стороне проигравших – спешу обрадовать, покачаться и побить камни печати у вас не получится. Вас “депортирует” из подземелий первый же монстр. В случае вашей принадлежности к выигравшей стороне, ничего подобного, конечно, не произойдет. Смело сразу же можете идти качаться.

Подземелья распределены по уровням. Т.е. в каждом из них присутствуют монстры только в определенном диапазоне уровней, не выше не ниже. В начале – послабее, чем дальше вглубь тем сильнее. Узнать распределение подземелий по уровням можно у Жреца или в Записи 7 печатей.

Некрополи

  • Necropolis of Sacrifice Жертвенный Некрополь. Монстры 20~30 уровня – Деревня Глудин, Поселение Ящеров Лангк.
  • The Pilgrim’s Necropolis Некрополь Пилигримов. Монстры 30~40 уровня – Дион, Лагерь Партизан
  • Necropolis of Worship Некрополь Послушников. Монстры 40~50 уровня – Хейн, Остров Аллигаторов.
  • The Patriot’s Necropolis Некрополь Повстанцев. Монстры 50~60 уровня – Глудио, Нейтральная Зона.
  • Necropolis of Devotion Молитвенный Некрополь. Монстры 60~70 уровня – Деревня Темных Эльфов, Гнездо пауков.
  • Necropolis of Martyrdom Некрополь Мучеников. Монстры 60~70 уровня – Гиран, Сад Цветов Горгон.
  • The Saint’s Necropolis Некрополь Святых. Монстры 70~80 уровня – Хейн, Шепчущие Поля.
  • The Disciple’s Necropolis Некрополь Апостолов. Монстры 70~80 уровня – Аден, Разоренный Замок.

Катакомбы

  • Catacomb of the Heretic Катакомбы Еретиков. Монстры 30~40 уровня – Дион, Земля Казненных.
  • Catacomb of the Branded Катакомбы Отлучённых. Монстры 40~50 уровня – Гиран, Гавань Гирана.
  • Catacomb of the Apostate Катакомбы Отступников. Монстры 50~60 уровня – Орен, Долина Ящеров.
  • Catacomb of the Witch Катакомбы Ведьм. Монстры 60~70 уровня – Деревня Охотников, Лес Зеркал.
  • Catacomb of Dark Omens Катакомбы Тёмного пророчества. Монстры 70~80 уровня – Деревня Темных Эльфов, Темный Лес
  • Catacomb of the Forbidden Path Катакомбы Запретного пути. Монстры 70~80 уровня – Деревня Охотников, Юг.

В период наград в The Disciples Necropolis, в специальной комнате появляються боссы Lilith (80 ур.) или Anakim (80 ур.), в зависимости от того, чья сторона выиграла.

© 2008—2015, Linedia Lite — это база знаний и энциклопедия игры Lineage 2 на русском языке: квесты и описания, прохождения и статьи, вещи и монстры, классы и расы, пособия и гайды, скилы и умения. Все это только в облегченном варианте

Источник: ola2.info


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.