Мастера скрипок


В 6 лет начал заниматься на скрипке у Сергея Климашевского, а под руководством Александра Поляниченко, скрипичного мастера из Владикавказа, Юрий к 16 годам изготовил свою первую скрипку.

В 1964 году Почекин поступил в Московское Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, где его педагогом стал С. Микитянский. По окончании училища талантливый скрипач становится студентом ГМПИ им. Гнесиных (сегодня – Российская Академия музыки) по классам известных музыкантов М. Фихтенгольца и Л. Закса. Так же увлечённо он занимается струнным квартетом под руководством первого скрипача квартета им. Бородина Ростислава Дубинского. А мастерству изготовления скрипок Юрий учится, посещая факультативные занятия известного мастера Бориса Горшкова.

Первый успех пришел к мастеру в 1974 году, когда на IV Всесоюзном конкурсе скрипичных мастеров, в соревновании с более опытными профессионалами, скрипки 26-летнего дебютанта «Марсельеза» и «Прелюдия» завоевали I и II премии. Как наиболее талантливого и перспективного молодого мастера Министерство культуры направляет его на стажировку в Италию, в Кремону, на родину великих Страдивари, Гварнери и Амати.


В 1974 – 1976 годах он учился в Институте скрипичных мастеров имени Страдивари, где его наставниками были Франческо Биссолотти и Джиобатта Морасси. Изучение традиций и секретов великих итальянцев оказало решающее воздействие на творческое формирование Ю. Почекина, а окончательный итог его профессионального становления подводит стажировка в Праге в 1980 году у знаменитого Пшемысла Шпидлена. В эти годы молодой мастер активно участвует во Всесоюзных и Международных конкурсах, добиваясь отличных результатов. Дважды его скрипки входят в финальное прослушивание Международного конкурса им. Венявского в Познани, а в 1979 году в Кремоне на II Международном конкурсе им. А. Страдивари, в котором участвовали около 400 инструментов 193-х мастеров из 23 стран мира, его альт завоёвывает бронзовую медаль.
В декабре 1999 года в Севилье (Испания) проходил I Международный конкурс имени Хосе Контрераса, где Ю. Почекин одержал убедительную победу. Ему были присуждены две первые премии – за скрипку и альт, а также два специальных приза – за лучшее звучание и за лучшее художественное исполнение работы.

С 1987 по 1990 годы Ю.Г.Почекин был Президентом Ассоциации скрипичных мастеров Всесоюзного музыкального общества.


На сегодняшний день он изготовил уже около 300 инструментов: скрипок, альтов и виолончелей на которых играют многие музыканты из разных стран в том числе дети Иван Почекин и Mихаил Почекин. В своей работе он использует исключительно лучшие, выдержанные материалы: итальянскую ель и горный клён. Его собственный оригинальный лак варьируется от оранжево-золотистого до коричневого и даёт возможность полностью проявиться красоте структуры дерева.

Почекин известен как талантливый реставратор уникальных музыкальных инструментов прошлых веков. Им отреставрировано более тысячи старинных инструментов, в том числе шедевры Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданьини, Вильома…

Свой огромный опыт, знания и интуицию Юрий Почекин щедро передаёт своим ученикам, среди которых лауреаты Национальных и Международных конкурсов.
Ю. Почекин является членом Союза скрипичных мастеров России, Испанской ассоциации профессиональных скрипичных и смычковых мастеров, а также является членом Интернационального Союза скрипичных и смычковых мастеров (ENTENTE INTERNATIONALE DES MAITRES LUTHIERS EF ARCHETIERS D,ART). Был Президентом Ассоциаци скрипичных мастеров Всесоюзного Музыкального Общества, как эксперт входил в состав различных экспертных комиссий, как например Государственная экспертная крмиссия при Министерстве культуры СССР и многих других. Много лет он участвует в работе жюри Национальных и Международных конкурсов, в том числе имени Венявского в Познани и имени Чайковского в Москве.


Источник: giovannistrings.com

Закономерность прослеживается в том, что на верхних деках разница между толщинами средины и краев всегда меньше, чем на нижних. Это зависит от свойств еловой древесины, в которой звук распространяется быстрее, чем в кленовой, поэтому, для облегчения вибрации нижней деки, толщины ее краев необходимо уменьшать. На распределение толщин в нижней деке оказывает влияние упругость и плотность клена: чем дерево плотнее, тем больше должна быть разница в толщине между краями и срединой. От распределения толщин дек зависит тембр инструмента.

Настройка дек. Если зажать деку между двумя точками в горизонтальном положении и провести смычком по краю, то можно услышать ее основной тон. В собранном корпусе упругость дек изменяется, следовательно, изменяются их тоны. После натяжения струн происходит еще небольшое изменение звуковысотности дек. Трудно даже представить насколько точными должны быть расчеты для получения заданной высоты тона в готовом изделии. Поэтому вопрос о настройке дек итальянскими мастерами дискутируется до сих пор. Некоторые мастера вообще отрицают это положение. Однако Е. Витачек, изучивший сотни итальянских скрипок, альтов и виолончелей пришел к выводу о наиболее часто встречающихся видах настройки дек, а именно: в кварту, в секунду и в унисон.


Все вышеперечисленные этапы построения инструмента представляют собой лишь краткий ознакомительный взгляд на искусство мастеров, создающих такие тонкие акустические приборы, какими являются струнные смычковые инструменты.

В XVI – XVII веках в каждой европейской стране трудились несколько десятков семей скрипичных мастеров, которые были близки в своем творчестве по ряду отличительных признаков, формирующихся в конкретное направление, называемое школой.

Основные школы итальянских мастеров

Брешианская школа. Одним из первых скрипичных мастеров Италии считается Гаспаро Бертолотти (1542 – 1609) по прозвищу да Сало (от названия деревушки, в которой он родился). С 20-летнего возраста Бертолотти жил и работал в Брешии. Немногие сохранившиеся экземпляры его инструментов свидетельствуют о том, что он создал удачную модель скрипки, нашедшую отражение в работах его последователей. Самых ярким представителем школы является ученик Бертолотти – Джованни Паоло Маджини (1580 – 1632).

Отличительные признаки брешианской школы – это крупный размер, плоские своды, параллельно расположенные большие эфы, короткие тупые углы и двойной ус, переходящий в украшение на деках и в углах.


Кремонская школа. В 1535 году в Кремоне в семье древнейшего рода Амати родился сын Андреа (1535 – 1611), ставший родоначальником школы скрипичных мастеров. Он был первопроходцем в своей профессии, сумевшим сформировать инструмент сравнительно небольшого размера и получить так называемый «итальянский» тембр, приближенный к тембру сопрано.

Продолжателями его дела стали сыновья – Антонио (1555 – 1640) и Иероним (1556 – 1630). Самым прославленным в семье стал сын Иеронима НикколоАмати (1596 – 1684), который создал классическийобразец скрипки и довел его до высшей степени совершенства. НиколоАмати воспитал целую плеяду учеников, среди которых особенно выделились: его сын Иероним (второй), АндреаГварнери, ФранческоРуджери (1645 – 1700) и самый знаменитый из всех – АнтониоСтрадивари. В архивах города Кремоны не сохранилось сведений о его жизни. Годом рождения считается 1644, исходя из сведений на этикетках двух его скрипок (Рис. 10, рис. 11) [4, с. 28]:

 Мастера скрипок

(Антонио Страдивари, Кремона, сделал в 1736 году в возрасте 92 лет)             

 


Мастера скрипок

(Антонио Страдивари, Кремона, сделал в 1737 году в возрасте 93 лет)

Обучаться ремеслу Антонио начал в возрасте 13 лет у Никколо Амати. По традиции того времени он жил в семье своего учителя и на скрипках, изготовленных в мастерской Амати, должен был указывать, что это «сделал Антонио Страдивари, ученик Никколо Амати». В 23 года Страдивари женился, приобрел дом и стал работать самостоятельно. Теперь он мог писать на этикетах только свое имя. После смерти Амати в 1784 году, вся клиентура перешла к Страдивари. К тому времени в мастерской Антонио уже работали два его сына Франческо и Омобоно. В начале своей деятельности Страдивари находился под влиянием работ Амати. Инструменты, созданные им в ранние годы, принято называть «Аматизе». Следующий период творчества ознаменовался созданием нового стиля инструментов, называемых «Аллонже» (удлиненные). Он уменьшил деки в ширину и немного увеличил в длину (до 357 мм). Но и на этом великий мастер не остановился, продолжая экспериментировать. И только в возрасте 60 лет им была сконструирована окончательная, совершенная модель скрипки, обладающая красивым сильным звуком и великолепным богатым тембром. Антонио Страдивари создал примерно 1150 инструментов, из которых около 500 сохранилось до наших дней.

Среди учеников Страдивари выделяется талантливый мастер КарлоБергонци (1683 – 1747), проработавший в мастерской учителя почти до 30 лет. По характеру исполнения, его инструменты больше других приближаются к творчеству Страдивари. Бергонци славился не только своими скрипками, но и виолончелями.


К кремонской школе относится также семейство Гварнери, родоначальником которого был АндреаГварнери (1626 – 1698). Первые работы Андреа выполнены в стиле Никколо Амати, но затем он видоизменил некоторые параметры модели. Двое сыновей Андреа тоже стали известными мастерами. Старший сын ПьетроГварнери (1655 – 1720) разработал собственную модель, а младший ИосифГварнери (1666 – 1740) был одаренным импровизатором, комбинировавшим формы скрипок разных направлений. У Иосифа Гварнери также было два сына: Пьетро (1695 – 1762), близкий по стилю работы к отцу, и Иосиф (1698 – 1744), самый гениальный из всех членов династии. Прозвище Иосиф получил благодаря тому, что на этикетках своих скрипок ставил знак, похожий на эмблему иезуитского монашеского ордена «дель Джезу» (Рис. 12) [4, с. 29].

 Мастера скрипок

ГварнеридельДжезу был мастером огромного таланта. Его инструменты обладают ярким концертным звуком и выдерживают мощный нажим смычка на струну.


К последователям мастеров кремонской школы относятся представители семейства Гваданини: Лоренцо (1695 – 1745), работавший в Кремоне, ДжованниБаттиста и его племянник (тоже ДжованниБаттиста), работавшие почти до конца XVIII века в разных городах Италии – Милане, Турине, Пьяченце и Парме.

Венецианская школа. Одним из крупных представителей школы можно считать ДоменикоМонтаньяна. По красоте звука и внешнему виду его инструменты не уступают лучшим кремонским экземплярам. Модель имеет оригинальный законченный характер. Превосходны также виолончели работы Д. Монтаньяна.

Еще одним достаточно заметным мастером в Венеции был СантоСерафин. Его настоящее имя и годы жизни неизвестны. По датам на этикетах установлено, что работал он в течение 72 лет.

Миланская школа. К миланской школе относятся семейства мастеров Тесторе, Гранчино и Ландольфи.

Родоначальником семейства Тесторе был КарлоДжузеппе, делавший, кроме скрипок, прекрасные альты, виолончели и контрабасы. Его сын ПаолоАнтонио изготавливал скрипки, отличающиеся небольшим звуком, но очень красивым тембром и изумительным рисунком клена.

К миланской школе принадлежит многочисленное семействоГранчино (9 мастеров). Среди них особенно выделяется основатель династии ПаолоГранчино. Еще одним известным мастером, работавшим в Милане, был КарлоФердинандо Ландольфи.


Неаполитанская школа. Скрипичные мастера Неаполя не имели ярко выраженных признаков школы. Отличительными чертами можно считать, пожалуй, немного «расплывчатый» ус, прочный лак желто-коричневого цвета и использование букового дерева во внутренней отделке инструмента. Неаполитанская школа ассоциируется в основном с династиейГальяно, просуществовавшей с XVII до XIX века. Наиболее известным был АлессандроГальяно (1640 – 1725). К неаполитанской школе относятся также АнтониоВиначчья и Томмасо Эберле (Хеберл).

Школы других итальянских мастеров.

Флорентийская школа XVIII века представлена именами Вангелисти, Габриэлли, Ансельмо, Бомберги, Кругросси, Пардини, Пиателли, Сарацини, семейства Каркасси и СантоБалларини. Произведения флорентийцев отличаются смешением различных стилей.

Римская школа известна работами ДавидаТекклера (1666 – 1747). Он родился в Зальцбурге и вначале работал в стиле Штайнера, но после переселения в Италию взял за основу модель Никколо Амати и вскоре приобрел репутацию лучшего мастера в Риме.


К мастерам болонской школы относятся семейства Тонони, Гарани, Флорено, Фонтанелли и другие.

В Мантуе работал ТоммасоБалестриери (1720 – 1788), в ЛиворноАнтониоГраньяни, в СалуццоДжофредоКаппа, в АсколиОдоарди, в ПармеДжибертини, в ТуринеЧелониатус и Дж.Б.Гваданини (Туринский) [8, с. 415].

Французская школа скрипичных мастеров. В числе первых наиболее заметных мастеров Франции упоминается Франсуа Пик (1758 – 1822). Самым известным был Никола Люпо (1758 – 1824), воссоздававший точные копии Страдивари. Его инструменты отличаются большим и сильным звуком, в котором, однако, отсутствует мягкость «итальянского тембра». Учениками Н. Люпо были Шарль Франсуа Ган (1787 – 1845) и Огюст Бернардель (1802 – 1845), работавшие в манере Н. Люпо.

Среди французских мастеров выделяются работы братьев Франсуа и ЖоржаШано. Франсуа увлекался акустикой и стал изготавливать скрипки без углов, имевшие шумный, хотя и временный успех. Жорж отличался высоким качеством работы и использованием роскошной древесины.

Одним из самых значительных мастеров Франции по праву считается ЖанБатистВильом (1798–1875). В начале своего творческого пути, Вильом занимался изготовлением весьма достоверных копий Страдивари и Гварнери. Постепенно приобретая известность, он стал работать под собственным именем. Внутри его инструментов вверху на левой окружности верхней и нижней дек можно разглядеть в лупу слегка вдавленный штамп «Vuillaume» длиной 10 мм. Вильом ввел в моду способ лакирования деки не сплошным слоем, а с «залысинами», придающими эффект состарившегося от времени дерева. Всего в его мастерской было изготовлено свыше 3000 инструментов, лучшие из которых обладают превосходными концертными качествами.

Тирольская школа. Заметную роль в истории скрипичного мастерства сыграла тирольская школа в лице ЯкобаШтайнера (1621 – 1683). В то время как итальянские мастера воплотили в звучании скрипки тембр женского сопрано, Штайнер взял за образец чистоту детского дисканта в соединении с подвижностью флейты.

Отличительной конструктивной особенностью его скрипок является крутой подъем сводов сразу от краев, который затем переходит в ровную площадку. Древесина на деках всегда очень высокого качества. Иногда вместо завиткавырезанальвиная головка. Техника исполнения безукоризненна; грунт и лак по колориту и консистенции напоминают кремонских мастеров.

В Германии и Австрии его инструменты пользовались невероятной популярностью, их копировали в огромном количестве. В связи с тем, что высоко поднятые своды придавали скрипкам хрупкость, большинство инструментов не выдержали испытание временем, а оставшиеся затерялись в огромном количестве искусных подделок. Так или иначе, но в настоящее время подлинный «Штайнер» является большой редкостью.

К мастерам тирольской школы относится также МатиасКлоц (1656 – 1743), основатель династии скрипичных мастеров, работавших в Миттенвальде в течение двух столетий.

Венская школа. Среди венских мастеров выделяются ДаниэльШтадльман (1680 – 1744), работавший по модели Штайнера и ставший основателем целой династии, а также семейства ИоганнаТира и ИоганнаШвейцера. Лучшими представителями венской школы по праву считаются ФранцГейсенхоф (1754 – 1821) и НиколайСавицкий (1792 – 1850).

Работы венских мастеров славились великолепной техникой исполнения, но, к сожалению, хромовая кислота, которую они использовали в составе грунта, почернела от времени, испортив первоначальную красоту многих инструментов.

Мастера других европейских стран.

Наиболее известные имена: ГолландияГендрикЯкобс, ученик Н. Амати, работал в Амстердаме с 1690 по 1712 год; Англия – старейшейдинастией, начиная с XVII века и до настоящего времени является семействоГилл; известны также ЯковРайман и ТомасУркварт, работавшие в стиле Штайнера; ЧехияТомаш Гулинский, Иоганн Штробл, Кашпар Стрнад, ЯнКулик, Антон Ситт, Ян Дворжак; ПольшаМартинГроблич, Балтазар Гощицкий, Симон Гидовский.

Русские скрипичные мастера.

В средине XVII века, в связи с показным неприятием музыкантами-скоморохами хрис­тианских ценностей аскетического характера, в России существует предубеждение против скрипки. Благодаря реформам Петра I, в начале XVIII века постепенно начинает развиваться скрипичное исполнительство на Руси в его современной форме, в связи с чем назревает потребность в инструментарии. Первыми мастерами «современной» скрипки были иностранцы Иоганн Вильде, Франц Штейнингер, Иоганн Нейнер [3, с. 113]. Затем мастеровому делу стали обучать крепостных крестьян. Одним из них был талантливый мастер ИванАндреевич Батов (1767 – 1841). В 70-х годах XIX века в Петербурге работает ЛюдвигОтто (1821 – 1887).Родона­чальником русской школы скрипичных мастеров по праву считается АнатолийИвановичЛеман (1859 – 1913). Всего им было изготовлено около 200 скрипок, альтов и виолончелей, среди которых встречаются подлинно концертные экземпляры.

Эволюция смычка.

В заключение темы следует сказать несколько слов о смычке. В эпоху средневековья смычок был еще совсем примитивным. В XVII веке произошли изменения формы кончика, а у колодки была встроена металлическая зубчатая рейка, позволявшая менять натяжение волоса с помощью нажима на нее пальцами во время игры. В XVIII веке Джузеппе Тартини удлинил трость на 10 см и сделал на ней каннелировку (продольные бороздки) (Рис. 13):

Мастера скрипок

а) смычок эпохи средневековья (1360 год);

b) барочный смычок с зубчатой рейкой (1660 год);

с) смычок, усовершенствованный Дж.Тартини (1740 год).

Вскоре «смычок Тартини» перестал соответствовать стремительно развивавшейся скрипичной технике. Потребовалась новая реформа, которую в конце XVIII века (около 1785 года) осуществил французский мастер ФрансуаТурт (1747 – 1835) [4, с.34]. Он вставил волос в смычок в виде ленты (в отличие от традиционного закрепления пучком), придал трости упругость, изогнув ее в сторону волоса, и установил точную длину и вес скрипичного, альтового и виолончельного смычков. Турт определил, что лучшей древесиной для изготовления трости является фернамбук. Благодаря этим нововведениям, смычок приобрел свой окончательный современный вид.

Среди французских смычковых мастеров XIX века лучшими являются ДоминикПеккат и Феликс Вуарен. В Англии – над изготовлением смычков трудились Додд, Тэббс и Хилл. В ГерманииГримм, Бауш, Фречнер и Нюрнбергер. В Петербурге огромной славой пользовался замечательный мастер Николай Федорович Киттель (1806 – 1868). Мастеровые смычки также как и скрипки, имеют этикет и очень дорого ценятся на мировом рынке.

Под влиянием неумолимого времени старинные инструменты будут постепенно исчезать. Но XX век дал миру много новых интересных мастеров, построивших замечательные инструменты, в подлинной ценности которых предстоит разобраться следующим поколениям музыкантов.

Инструменты XVI – XIX веков не находятся в продаже торговой сети. Их можно приобрести только “с рук” владельца, который и сам подчас не владеет информацией о подлинности такого “необычного товара”. Задачей автора было желание помочь студентам ВУЗов разобраться в качестве приобретаемого инструментария по основным признакам “школы” отдельного мастера или целого направления. Для этого были поставлены задачи определения этих направлений по достоверным признакам, перечисление имен и династий выдающихся мастеров, а также понимание сопутствующих обстоятельств в столь непростом и деликатном вопросе, каким является приобретение и содержание инструмента.

Примечания

1Тирольские мастера закрепляли шейку деревянным штифтом. В настоящее время шейку врезают и приклеивают в верхнюю окружность боков.

2Под аптекарями здесь следует понимать средневековых алхимиков.

Источник: 7universum.com

Чем так уникальны эти скрипки?

Так называемые барочные скрипки, которые создавались до середины XVII века, обладали достаточно скромным камерным звучанием. Они имели другую форму, а струны для них делали из воловьих жил.

Мастер Николо Амати из итальянской Кремоны изменил форму и усовершенствовал акустический механизм инструмента. А его ученики – Антонио Страдивари и Андреа Гварнери – довели конструкцию скрипки до совершенства.

Талант этих мастеров заключается прежде всего в технологии изготовления и в том, насколько тщательно был построен баланс инструмента. Именно благодаря этому считается, что этим скрипкам нет равных и в наши дни.

Но если были и другие мастера, почему наиболее известны инструменты именно Страдивари?

Все дело в трудолюбии мастера. За свою жизнь Антонио Страдивари, по разным оценкам, создал от тысячи до трех тысяч инструментов. Главной своей жизненной целью он считал изготовление скрипок.

На данный момент по всему миру сохранилось около 600 инструментов Страдивари. Для сравнения, семейство Гварнери создало чуть больше сотни, Амати (от основателя династии Андреа до Николо) – несколько сотен.

К тому же Страдивари был первым, кто сделал скрипку той формы и размеров, которую мы знаем сейчас. Можно сказать, что это бренд, окруженный легендами и имеющий большое наследие. И это имеет значение для больших концертирующих музыкантов или коллекционеров, которые приобретают эти инструменты.

В чем же секрет кремонских мастеров?

Есть определенная система, которая сейчас изучена, за исключением одного – каким грунтом покрывали скрипки. Снаружи этот лак обеспечивает высокую степень сохранности, а внутри усиливает акустический эффект.

Благодаря этому повторить именно такое звучание никому еще не удавалось. Ученые даже делали спектрографический анализ, но состав и технология нанесения лака вызывают вопросы до сих пор.

Скрипичный мастер Калашников о секрете Страдивари и печке из баллистической ракеты

То есть никто до сих пор не смог разгадать эту технологию?

Еще в XIX веке французский мастер Жан-Батист Вийом, который был последователем Страдивари, разобрал одну из его скрипок. Он ее изучил, собрал заново и сделал точную копию. Но, как отмечали современники, звук, хоть и приближался к инструментам Страдивари, все равно был хуже.

Неужели никто не может создать скрипку, близкую по качеству к инструментам Страдивари?

Строго говоря, наука и технический прогресс продвинулись достаточно далеко. Есть скрипки, которые максимально близки к инструментам Страдивари.

Еще при жизни Страдивари популярностью пользовались инструменты внука Андреа Гварнери – Джузеппе. Он получил прозвище “дель Джезу” – за то, что подписывал свои работы монограммой IHS (Иисус Христос Спаситель).

Но Джузеппе был очень болезненным человеком и из-за этого делал инструменты довольно небрежно в плане отделки. Хотя музыканты отмечают более мощный звук инструментов Гварнери. На одной из скрипок Джузеппе играл Николо Паганини.

ТАСС

Мастера скрипок

Источник: www.ClassicalMusicNews.ru

А. Страдивари

Самый знаменитый и великий скрипичных дел мастер – это Антонио Страдивари, родившийся и всю жизнь проживший в Кремоне. На сегодняшний день в мире сохранилось приблизительно семьсот инструментов, сделанных его руками. Учителем Антонио был не менее знаменитый мастер Николо Амати.

Точная дата рождения А. Страдивари неизвестна. Обучившись у Н. Амати, он открыл свою мастерскую и превзошёл своего учителя. Антонио улучшал скрипки, созданные Николо. Он добивался более певучего и гибкого голоса инструментов, делал более изогнутую форму, украшал их. А. Страдивари, кроме скрипок, создавал альты, гитары, виолончели и арфы (по крайней мере, одну). Учениками великого мастера были его сыновья, но они не сумели повторить успех своего отца. Считается, что секрет великолепного звучания своих скрипок он не передал даже своим сыновьям, поэтому он не разгадан до сих пор.

Семья Амати

Семья Амати – это скрипичные мастера из древнего итальянского рода. Жили они в древнем городе Кремоне. Основал династию Андреа. Он был первым скрипичным мастером в семье. Точная дата рождения его неизвестна. В 1530 году он и его брат Антонио открыли мастерскую по изготовлению скрипок, альтов и виолончелей. Они разработали собственные технологии и создали инструменты современного типа. Андреа добился, чтобы его инструменты звучали серебристо, нежно, ясно и чисто. В возрасте 26 лет А. Амати стал знаменитым. Мастер обучал своему делу сыновей.

Самым знаменитым в семье изготовителем струнных стал внук Андреа Амати – Николо. Он усовершенствовал звучание и форму инструментов, которые создавал его дед. Николо увеличил размер, уменьшил выпуклости на деках, сделал более крупными бока и более тонкой талию. Он также изменил состав лака, что сделало его прозрачным и придало ему оттенки бронзы и золота.

Николо Амати был основателем школы для скрипичных мастеров. Многие знаменитые изготовители струнных инструментов были его учениками.

Семья Гварнери

Скрипичные мастера из этой династии также проживали в Кремоне. Самым первым в роду изготовителем скрипок был Андреа Гварнери. Как и А. Страдивари, он был учеником Николо Амати. С 1641 года Андреа жил в его доме, работал подмастерьем и за это бесплатно получал необходимые знания. Из дома Николо он ушёл в 1654 году, после того как женился. Вскоре А. Гварнери открыл свою мастерскую. У мастера было четверо детей – дочь и трое сыновей – Пьетро, Джузеппе и Эусебио Амати. Двое первых пошли по стопам отца. Эусебио Амати был назван в честь великого учителя отца и был его крестником. Но, несмотря на такое имя, он единственный из детей А. Гварнери не стал скрипичным мастером. Самым знаменитым в семье является Джузеппе. Он превзошёл своего отца. Скрипки династии Гварнери были не столь популярными, как инструменты А. Страдивари и семьи Амати. Спрос на них был за счёт не очень дорогой стоимости и кремонского происхождения – что было престижным.

Сейчас в мире насчитывается приблизительно 250 инструментов, изготовленных в мастерской Гварнери.

Менее известные мастера скрипичных дел Италии

Были в Италии и другие скрипичные мастера. Но они менее известны. И их инструменты ценятся меньше, чем те, что созданы великими мастерами.

Гаспаро да Сало (Бертолотти) – главный соперник Андреа Амати, который оспаривал у основателя знаменитой династии право считаться изобретателем скрипок современного вида. Он создавал также контрабасы, альты, виолончели и так далее. До наших дней дошло очень мало созданных им инструментов, не более десятка.

Джованни Маджини – ученик Г. да Сало. Сначала он копировал инструменты наставника, затем усовершенствовал свои работы, опираясь на достижения кремонских мастеров. Его скрипки отличаются очень мягким звучанием.

Франческо Руджери – ученик Н. Амати. Его скрипки ценятся не меньше, чем инструменты его наставника. Франческо изобрёл скрипки маленького размера.

Я. Штайнер

Выдающийся скрипичных дел мастер Германии – Якоб Штайнер. Он опередил своё время. При жизни он считался лучшим. Созданные им скрипки имели большую ценность, чем те, что делал А. Страдивари. Учителем Якоба, предположительно, был итальянский скрипичный мастер А. Амати, так как в его работах прослеживается стиль, в котором работали представители этой великой династии. Личность Я. Штайнера остаётся загадочной до сих пор. В его биографии много тайн. Ничего не известно о том, когда и где он родился, кто были его мать и отец, из какой семьи он происходил. Но образование у него было прекрасное, он владел несколькими языками – латинским и итальянским.

Предполагается, что у Н. Амати Якоб обучался в течение семи лет. После этого он вернулся на родину и открыл свою мастерскую. Вскоре эрцгерцог назначил его придворным мастером и дал хорошее жалованье.

Скрипки Якоба Штайнера отличались от других. Свод дек у неё был более крутым, что позволяло увеличить объём внутри инструмента. Шейку, вместо привычных завитков, венчали львиные головы. Звук его изделий отличался от итальянских образцов, он был уникальным, более чистым и высоким. Резонаторное отверстие имело форму звезды. Лак и грунт он использовал итальянские.

Источник: FB.ru

Книги о скрипке | История скрипичного искусства (оглавление)
Л.Гинзбург, В.Григорьев

— —

ИСТОРИЯ ИНСТРУМЕНТА  (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

(см. начало главы)

— —

(Внимание! Отсканированный текст будет дополнительно вычитан и сверен с оригиналом — А.Б.).

— —

В XVI—XVII веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. В Италии — Г. да Сало, Дж. Маджини (Бреша); семейства Амати, Гварнери, А. Страдивари (Кремона); Д. Монтаньяна, Санто Серафин, Ф. Гобетти, до. Гофриллер (Венеция); семейства Гранчино и Тесторе, К. Ф. Ландольфи (Милан); род Гальяно (Неаполь); род Гваданини, который на протяжении двухсот пятидесяти лет изготавливал скрипки в Турине. Последний из двадцати мастеров этой династии умер в Турине в 1948 году.

В Польше работали М. Добруцкий, семейства Гроблич и Данкварт. В Австрии и Германии Я. Штайнер, семейство Кдотц. Позднее выдвигаются французские мастера — Н. Люпо, Ж.-Б. Вильом; русские — И. А. Батов; чешские — Т. Эдлингер, Я. О. Эберле.

Сведения о том, что наиболее ранние образцы профессиональной классической скрипки были изготовлены немецким мастером Каспаром Д у и ф ф о п р у г а р о м (Т и ф е н б р у к к е р о м) (ок. 1515—1571), работавшим в Лионе, недостоверны. Известно, что он делал виолы, гамбы, лютни. Возможно, что в последние годы он работал и над конструкцией скрипки, взяв за основу французский народный смычковый инструмент виелу, что могло содействовать появлению так называемой французской маленькой скрипки. Во всяком случае, до нас не дошло ни одной его идентичной скрипки.

Так же не совсем точными сведениями наука располагает и в отношении деятельности главы брешанской инструментальной школы Гаспара да Сало (Бертолотти) (1540—1609). Осталось всего восемь инструментов, приписываемых ему, но подлинность их весьма сомнительна. Первоначально Гаспаро да Сало учился игре на виоле в кафедральной капелле Сало, затем изготовлению инструментов в семейной мастерской у деда и отца.

С 1562 года стал работать в Бреше, в мастерской Джироламо Вирхи (ок. 1523 —после 1574). Он делал виолы, гамбы, лютни. Дошло несколько прекрасных альтов его работы, контрабас, на котором играл знаменитый Д. Драгонетти. Приписываемые Сало скрипки по большей части сделаны довольно грубо и противоречат той славе, которой пользовался мастер. Есть сомнения и о принадлежности Сало скрипки, которой владел Паганини, завещав ее Уле Булю. Скрипка была инкрустирована Бенвенуто Челлини, вырезавшим головку ангела и фигуру сирены (скрипка хранится в Народном музее в Бергене).

Судя по сделанным альтам, Гаспаро да Сало впервые воплотил классический образ инструмента — формулу обводов корпуса, выпуклости дек, их неравномерную толщину, применял двойной ус.

Правда, корпус еще был достаточно массивный и пружина вытачивалась вместе с нижней декой. Звук его альтов — темный, матовый, приближающийся к виолам. Лак — темно-бронзовый.

Учеником и продолжателем дела Гаспара да Сало был Джованни Паоло Маджини (1580 — ок. 1632 или 1640). Его искусство знаменовало наивысший взлет скрипичной школы в Бреше. С восемнадцати лет он работает в мастерской Гаспара да Сало и уже через три года начинает изготавливать собственные скрипки, а после смерти учителя получает его мастерскую. До нашего времени сохранилось около пятидесяти скрипок Маджини. Они имеют крупный формат, широкие, с короткими тупыми углами, сильно выпуклые деки, их выпуклость начинается, как у ранних итальянских мастеров, непосредственно от краев дек. Это приводило к тому, что бока делались более низкими (чтобы не увеличивать внутренний объем).

Характерной чертой его скрипок является двойной ус, либо виньетка из двойного уса на нижней деке. Порой он делал и инкрустации. Эфы его скрипок широкие, прямые, длинные, расположенные почти параллельно друг другу. Верхние и нижние отверстия близки по размерам, головка небольшая, художественно сделанная. Маджини впервые ввел классический завиток, установил его форму. Грунт — темный, золотисто-коричневый. Лак очень красивый, красновато-бронзовый, прозрачный.

Маджини уже регулярно настраивал деки (в кварту), делая их неравномерными по толщине, которая убывала эллипсами от душки к краям, что давало богатый обертонами звук бархатного, альтового тембра, близкого к низкому сопрано (контральто). Особенно красив у скрипок Маджини басок, звучащий мощно, патетично, даже несколько сурово.

На скрипках Маджини концертировали многие выдающиеся артисты — Ш. Берио, А. Вьетан, Ю. Леонар, А. Львов, А. Марто. Они являются подлинно концертными инструментами, ценятся музыкантами очень высоко.

Учеником Маджини был Пьетро Санто Маджини (1630—1680). Возможно, это был его сын. Скрипки Пьетро близки по звуку, но менее мощны, чем у его учителя, лак — светло-желтый. Другие мастера, работавшие в Бреше,— Дж. Б. Роджери (подписывался Руджери — не путать с кремонскими мастерами) (1650—1730) и его сын Пьетро (1680—1730), а также Г. Паста (1710—1760), ученик И. Амати, которому принадлежит много копий скрипок Гаспара да Сало.

Брешанская школа оказалась единственной, которая могла сохранять свое лицо и славу в конкуренции со знаменитой кремонской школой.

В кремонской школе, основателем которой был А н д р е а Амати (между 1500—1505 гг.—ок. 1580), была развита и доведена до совершенства модель классической скрипки, созданы выдающиеся образцы инструмента, приблизиться к которым не смогли другие мастера вплоть до нашего времени.

Андреа Амати обучался в Кремоне у конструктора виол Дж. М. дель Буссето. Свою мастерскую вместе с братом Антонио имел уже с 1530 года. Наиболее ранний дошедший до нас инструмент датирован 1546 годом. Он сохраняет еще некоторые черты брешанской школы. Заслугой Амати было создание классической модели скрипки, характерной для творчества его семейства: не очень крупная форма корпуса, менее значительная выпуклость дек (особенно нижней), более узкая талия, удивительно изящные общие пропорции, укороченные, красивые эфы, круто закрученная, прекрасно вырезанная головка.

Амати впервые регламентировал подбор дерева, характерный для кремонской школы: явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии (который шел для весел гондол в Венеции) и ель (реже — пихта) с южных склонов Альп для верхней деки. Определил он и тон лака — более светлый, темно-желтый с бронзовым и красноватым оттенком.

Самое же основное — изменение звучания скрипки. Ему удалось добиться мягкого, необычайно красивого, близкого человеческому голосу (сопрано) звука. Не очень сильный, камерного характера тон его скрипок, легкость звукоизвлечения соответствовали эстетическим нормам эпохи, ансамблевой практике.

Андреа Амати несколько лет работал в Париже, где создал по заказу короля Карла IX тридцать восемь инструментов для знаменитого ансамбля «Двадцать четыре скрипки короля», в их числе дискантовые и теноровые скрипки; некоторые из них сохранились.

Два сына Андреа — Андреа Антонио Амати (ок. 1538 —до 1640) и Иеронимо (Джироламо) (1561 — 1630) работали вместе. Их инструменты более изящны, чем у отца, звучание — серебристее, нежнее. Они несколько увеличили своды, стали делать заметное углубление вдоль краев дек, удлинили углы, чуть изогнули эфы.

До наивысшего совершенства довел модель, созданную Андреа Амати, его внук, сын Иеронимо- Никола Амати (1596— 1684). Это был выдающийся мастер, почувствовавший новые требования эпохи, необходимость создания подлинно концертного инструмента. Это заставило перейти к некоторому увеличению размеров корпуса («большая модель»), уменьшению выпуклости дек, увеличению боков, углублению талии. Особое внимание он уделил тщательному подбору дерева по его акустическим свойствам, улучшению системы настройки дек (интервал — секунда), пропитке дек (грунту) и эластичности лака. Его лак — золотисто-бронзовый с красновато-коричневым оттенком, прозрачный.

Конструктивные изменения позволили добиться большей силы и носкости звука при сохранении его красоты, серебристости, характерной «пряности букета», колористичности. Его инструменты до сих пор высоко ценятся скрипачами.

Никола Амати сумел создать школу скрипичных мастеров, воспитать подлинных творцов скрипки, среди которых — А. Страдивари, А. Гварнери, Ф. Руджери, П. Гранчино, Санто Серафин, а также его сын — Иеронимо Амати (1649—1740), завершивший дело отца. (Внимание! Отсканированный текст будет дополнительно сверен с оригиналом — А.Б.).

Ученик Амати, Андреа Гварнери (ок. 1626—1698) стал основателем знаменитой династии мастеров. Он работал у Амати до 1650 года, подражая мастеру. Около 1670 года создал свою модель под значительным влиянием Страдивари и некоторых тра­диций брешанской школы, что было связано с необходимостью достижения более мощного звучания.

Его скрипки, по сравнению с инструментами Н. Амати, крупнее, асимметричнее, деки менее выпуклые, края дек — плоские, эфы удлиненные, с более крупными отверстиями. Лак — золотисто-желтый (иногда — золотисто-оранжевый), как у Амати, но поло­жен более толстым слоем. Все это позволило добиться более пол­ного, благородного звучания, носкости, но при некоторой потере нежности и красочной колористичности тона.

Его сыновья продолжили поиски звучания. Пьетро Гвар­нери (1655—1720) работал в Мантуе, делал скрипки по собствен­ной модели — выпуклые своды, широкая «грудь», округлые эфы, прекрасный лак. Звук его скрипок благородный, но несколько ка­мерный, лишенный блеска.

Второй сын — Джузеппе Гварнери (1666 — ок. 1739) продолжал работать в семейной мастерской, пытался соединить модели Н. Амати и отца, а позднее оказался под сильнейшим влия­нием работ своего сына — знаменитого Джузеппе (Иосифа) дель Джезу, подражал ему в выработке мощного, сильного, мужест­венного звучания.

Старший сын Джузеппе — Пьетро Гварнери 2-й (1695— 1762) работал в Венеции, его инструменты близки по изготовлению и звуку скрипкам отца.

Наивысшего мастерства в изготовлении скрипок достиг млад­ший сын Джузеппе — Джузеппе (Иосиф) Гварнери, про­званный дель Джезу (1698—1744) —гениальный мастер, творчество которого можно сравнить лишь с Антонио Страдивари. По некоторым сведениям, Джузеппе обучался некоторое время у А. Джизалберти, работавшего в Парме, во всяком случае эти­кетки в ранних скрипках мастера (1706—1714) говорят об этом. Существуют предположения, что он обучался и у А. Страдивари, во всяком случае первый период творчества Джузеппе Гварнери (до 1730 г.) проходил под сильным влиянием великого мастера.

Этот период характерен поисками индивидуальной формы скрипки и ее звуковых качеств. Гварнери часто менял модель, работа не всегда была тщательной. Во второй период творчества (1730—1740) он вырабатывает собственную модель, отличающую­ся большим форматом, изящными пропорциями, тщательной от­делкой всех деталей, мощной, сильно выгнутой головкой. Эфы скрипок этого периода близки Страдивари, изумительно вписаны в контуры дек. Лак глубокий и прозрачный, изменяющий свой тон при изменении падения угла света от желтого до темно-красного. Звук скрипок — сильный, мужественный, красивого, несущегося в зал тона.

Последние четыре года жизни Гварнери вновь экспериментиру­ет. Он ищет и находит пути усиления звучания даже за счет потери некоторых тембровых качеств, присущих непосредственно звуку самого инструмента, но зато предоставляет исполнителю наибольшие из всех инструментов возможности индивидуального формирования звучания любого спектра. Скрипки этого периода сделаны менее тщательно, видны его экспериментальные поиски. Модель становится более удлиненной, деки — площе, расширенные эфы с близко поставленными нижними отверстиями—длиннее.

Скрипки последнего периода отличает самый напряженный, мужественный звук, огромная, заполняющая зал звуковая энергия. Они требуют импульсивного, энергичного звукоизвлечения, но дают возможность игры в крупнейших залах. Именно поэтому эти инструменты как бы оставались в тени скрипок Страдивари и лишь с появлением романтического искусства, выхода скрипки в огромные залы стали предпочитаться скрипачами. К этим последним инструментам относятся скрипки, на которых играли Н. Паганини, Я. Хейфец.

Другим гениальным мастером был Антонио Страдивари (ок. 1644—1737). До сих пор не удалось обнаружить документов о его рождении; дата установлена на основе некоторых записей мастера на этикетках скрипок, где он иногда указывал, сколько ему лет. Но здесь разброс оказался между 1642 и 1649 годами.

Из ранних работ Страдивари сохранилась одна скрипка, где на этикетке рукой Страдивари написано: «Сделано в возрасте 13 лет в мастерской Николо Амати». Известно, что в 1667 году Страдивари открыл собственную мастерскую, обрел популярность выдающегося мастера и делал скрипки по заказу аристократов, королей Англии, Испании, Польши, итальянских князей.

Первоначально Страдивари продолжал работать по модели своего учителя (до 1689 года), затем стал искать собственный подход. Он увеличил модель и делал самые крупные скрипки в Италии, уменьшил своды дек. Его скрипки отличались прекрасным «букетом» звука, нежностью, не очень громким тоном, изумительным качеством работы. Поиски своего стиля окончились около 1690 года, когда Страдивари создал модель удлиненной (allonge) скрипки, где все размеры были трансформированы, а корпус удлинен по сравнению с прежними его работами до четырех сантиметров.

В 1700 году Страдивари вернулся к прежней, но модифицированной модели. Двадцать пять лет длился «золотой период» его творчества, когда он создал величайшие шедевры. Это — «большие» по модели скрипки, нижняя дека стала более плоской, высокие бока дали больший объем резонатора, улучшенная настройка дек позволила проявиться более высоким формантам, сдвинуть вверх спектральный состав звука, что обеспечило большую серебристость, носкость и динамику звука, позволив не только сохранить удивительный тембровый «букет», но и обогатить его, получить специфический для Страдивари эффект, когда на фоне цветного звукового шума, немного темного по окраске, звучит ясный, светлый тон, напоминающий звук гобоя.

Эта окраска звучания позволяет расширить выразительный диапазон инструмента от лирического до драматического. Изменился и лак. Он стал еще более глубоким, прозрачным, играющим оттенками от золотистого до красноватого и бронзово-каштанового. Одна из лучших скрипок этого периода принадлежала Сарасате (1724 года изготовления); она соединяла, казалось бы, несовместимые категории: изумительный по колористике звук и необыкновенную звуковую динамику.

В последний период качество изготовления скрипок у Страдивари несколько снижается, но звуковое, колористическое богатство, мягкость и благородство тона, легкость звукоизвлечения сохраняются — достаточно указать на скрипку 1734 года изготовления, «Геркулес», на которой играл Э. Изаи.

Из двух тысяч (приблизительно) скрипок, изготовленных мастером, до нашего времени дошло около шестисот тридцати пяти. В конце жизни из его мастерской выходили и инструменты с этикетками «Сделано под наблюдением Антонио Страдивари» — это были работы его двух сыновей Франческо (1671 —1743) и  (1679—1742), которые не обладали талантами отца.

Гораздо более интересным был еще один ученик Страдивари — Карло Бергонци (1676—1747), учившийся сначала у П. Гварнери (сына А. Гварнери), затем много лет проработавший в мастерской Страдивари и перенявший его манеру изготовления инструмента. Его скрипки, несколько грубоватые, имеют расширенный внизу корпус, удлиненные углы, более широкие эфы, помещенные ниже, чем у Страдивари. Звук скрипок Бергонци напоминает Страдивари, уступая, может быть, ему несколько по благородству и богатству тембра.

Постепенно спрос на высококачественные дорогие инструменты был удовлетворен. В Тироле — в Миттенвальде, где работала семья Клотц, а затем и в соседнем Клингентале началось массовое ремесленное изготовление инструментов — «тирольских скрипок», подорвавшее итальянские школы, которые постепенно пришли в упадок, а секреты их мастерства оказались утраченными.

До сих пор поиски рецепта лака, которым пользовались выдающиеся мастера, лака, который до сих пор сохраняет эластичность, так же как поиски рецепта пропитки дек, не привели к успеху. Многое остается неясным и с настойкой дек, подбором дерева — тем гениальным чутьем мастера, который заранее слышал звук будущей скрипки в куске дерева. Шедевры Страдивари и Гварнери дель Джезу до сих пор остаются недосягаемыми образцами гениального творчества итальянских скрипичных мастеров.

Постепенное развитие исполнительской техники, расширение мелодического диапазона каждой, особенно верхней струны, обусловившее более частые смены позиций, возросшая динамика вызвали в конце XVIII века некоторые изменения конструкции скрипки. Был значительно удлинен и поднят гриф, в связи с этим в старых инструментах была врезана новая шейка (с сохранением колковой коробки и завитка), поставлена более высокая подставка. Возросшее натяжение струн потребовало постановки более мощной пружины, что помогло дальнейшему усилению звучности инструмента. Жильные струны постепенно обвивались металлом или заменялись металлическими.

Новые художественные задачи, связанные с масштабностью игры, виртуозной трактовкой инструмента, вызвали и смену способа держания скрипки — потребовалось более устойчивое ее положение. Все это от первоначального положения скрипки на верхней части груди привело к ее перемещению на плечо и наложению подбородка на корпус скрипки сперва справа от струнодержателя (подгрифа), а затем (примерно с середины XVIII века) — слева от него.

Значительное усовершенствование способа держания инструмента было связано с изобретением в первой половине XIX века подбородника, идея которого приписывается немецкому скрипачу Людвигу Шпору (1784—1859); подбородник сперва находился непосредственно над подгрифом, а затем переместился влево от него. В XX веке были введены различного типа «мостики», крепящиеся к нижней деке струны, пришедшие на смену «подушечке», привязывавшейся к инструменту или подкладывавшейся между ним и плечом.

Рассмотрим кратко историю смычка. На протяжении многих веков, предшествовавших появлению классической скрипки, конструкция смычка оставалась почти неизменной. Имелись две основные разновидности — малый смычок, на котором волос был натянут близко к трости, и крупный, имеющий дугообразную форму. Смычок первого типа использовался при игре на геньсле, мазанках, скрипицах, суках; крупный — для инструментов типа Фиделя. Способ держания смычка был одинаковым: кисть располагалась несколько выше современного положения, ближе к середине трости.

Лишь после возникновения классического типа инструмента начинается развитие смычка на пути от его старинного типа до современного. Оно тесно связано с эволюцией звукоизвлечения, в первую очередь со стремлением к певучести тона.

Смычок современного типа появляется лишь в 80-х годах XVIII столетия. Длительный процесс выпрямления трости, оформления конца и колодки смычка (XVI—XVII вв.), замены неподвижной колодки подвижной, позволяющей регулировать натяжение волоса (кремальерой, а с конца XVII века — винтом), завершился реформой французского мастера Франсуа Турта (1747—1835), который пользовался советами жившего во Франции известного итальянского скрипача Дж.- Б. Виотти.

Отвечая требованиям развивавшегося музыкального, в частности смычкового искусства, Турт установил современную длину трости, ее изгиб внутрь, что придало смычку необходимую упругость и эластичность, способствовало дальнейшему прогрессу звукоизвлечения, развитию легких, прыгающих штрихов. Стремясь к сочетанию эластичности, прочности и соответствующего веса трости, Турт избрал для изготовления смычков гибкое, легкое и вместе с тем прочное фернамбуковое (красное) дерево.

Туртом был также усовершенствован металлический винт и введена перламутровая пластинка, распластавшая волос в виде широкой ленты и закрывшая его крепление в колодке. Наконец, Турту принадлежит дифференциация длины и веса смычка для различных инструментов. Длина волоса туртовского скрипичного смычка равняется 63—64 см, при общей длине смычка 73—74 см (в современных смычках соответственно — 65 см и 75 см).

Среди лучших мастеров, изготовлявших скрипичные смычки, следует назвать парижских мастеров Фр. Люпо и Ж.-Б. Вильома, петербургского мастера Н. Киттеля.

— —

Продолжение следует

 

Источник: blagaya.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.