Массимилиано фуксас проекты
Глядя на них, можно подумать, что Фуксас — всецело заложник параметрического метода проектирования. Однако это вовсе не так — Массимилиано по-прежнему рисует. Хотя и современными технологиями не пренебрегает: «Рисунок, макет, виртуальная модель — все это пути к архитектуре, равнозначные инструменты для наращивания „напряжения“, — говорит архитектор. — Ведь архитектура, в которой нет „напряжения“, никогда не вызовет никаких эмоций».
Вообще имя Фуксаса известно в России значительно лучше большинства других: хотя уроженец Рима с немецко-литовскими корнями пока ничего у нас не построил, но участвовал в ряде заметных конкурсов — в частности, на здание технопарка «Сбербанка» в Сколково (в консорциуме с российской мастерской «Атриум»), а в конкурсе архитектурных концепций Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ им.
В. Ломоносова проект студии Fuksas (совместно с бюро Speech Сергея Чобана) даже занял первое место. Массимилиано часто наведывается в Москву, читает публичные лекции и активно участвует в жизни конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика». Кроме того, многие знают его по проекту выставочного центра Rho Pero в Милане, где ежегодно проходит крупнейшая выставка предметного и интерьерного дизайна iSaloni. А кто-то начал идентифицировать итальянского архитектора после его нашумевшего общественного центра в Тбилиси — в виде то ли «лепестков», то ли диковинных «грибов», выросших прямо посреди исторического центра города. Сейчас Фуксас завершает еще один характерный проект в столице Грузии — с него мы и начнем рассказ о пяти последних его проектах.
Музыкальный театр и выставочный холл Rhike Park, Тбилиси, Грузия, 2016
Еще с подачи бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили в древний город пришла современная итальянская архитектура: еще до Фуксаса и его общественного центра Микеле де Лукки построил Президентский дворец и футуристичного вида стеклянный мост Мира через реку Куру, соединяющий старую часть Тбилиси с новой.
Символом нового Тбилиси, куда ведет тот самый мост, стал большой Рике парк в восточной части города. Именно здесь, почти напротив «грибов», на участке 10 000 кв. м, разместились две огромные стеклянные «трубы» обтекаемых очертаний, в левой из которых, если смотреть со стороны фасадов, — музыкальный театр на 566 мест, а в правой, более короткой, — выставочный центр. Сам архитектор называет их «перископом»: вид на старый Тбилиси на противоположном берегу, обрамляемый лентой реки, — то, ради чего обе «трубы» слегка приподняты над землей. Та, что с музыкальным театром, покоится на опоре, а у второй — высокий вход, к которому с уровня улицы ведет рампа. В основании же перископа лежит соединившая обе «трубы» сохраняемая кирпичная стена.
Официально центр откроется в этом году, внутри пока заканчивают отделочные работы, но уже ясно, что Rhike Park обречен стать одной из громких архитектурных премьер сезона. Громких — считай, что и скандальных: жители Тбилиси не слишком охотно принимают новые архитектурные веяния. Мост Микеле де Лукки прозвали «прокладкой», фуксасовские «грибы» стараются обходить стороной.
nbsp;ведь мог же Массимилиано построить что-нибудь вполне себе каменно-лаконичное, как церковный приход в Фолиньо. Но на самом деле в той же мере, в какой бетонная коробка с асимметричными прорезями экспериментальна для церковного прихода, стеклянные «трубы» — ответ Фуксаса на вызов спроектировать современный концертно-выставочный зал. А главное — есть шанс, что на их фоне тбилиссцы смирятся с более ранними постройками. И начнут воспринимать тему контрастов, такую характерную для всех крупных европейских городов, с цивилизованным смирением и терпимостью.
Отель при гольф-клубе Is Molas, Кальяри, Сардиния, 2016
В 18-15 вв. до н.э. на острове Сардиния были построены тысячи нурагов — башен из толстого камня до 20 метров в высоту. В наши дни сохранилось около 8 тысяч построек, все они признаны археологическим памятником и в основном сосредоточены недалеко от Кальяри — примерно там же, где раскинулось одно из лучших в мире полей для игры в гольф. Бюро Массимилиано Фуксаса занимается развитием этих территорий: проектирует новое здание клуба, два пятизвездочных отеля, спа-центр и несколько вилл.
Пока что завершен один отель на 80 номеров и виллы, но их облик, очевидно, станет определяющим для всех остальных зданий: Фуксас будто бы ставит рядом несколько нурагов, местами покосившихся и утративших ровные оси, и сращивает вместе, обмазывая сверху глиной: они превращаются в единый биоморфный объем, который напоминает лунные кратеры.
Чтобы максимально вписаться в контекст, стройматериалы используются местные. «Обмазанные» и затем оштукатуренные поверхности возникают и в интерьерах. Полы же отделаны добытым на Сардинии камнем — так же, как в нурагах тысячелетия назад.
Отель и конференц-центр EUR, Рим, Италия, 2016
Еще один проект Фуксаса этого года — отель в историческом квартале EUR, занимающий участок площадью 55 000 кв. м, и его дизайн-концепцию можно коротко выразить тремя образами: «тека», «облако» и «лезвие».
aquo;Тека» — это основа всего, вытянутая коробка из стекла и стали, внутри которой заключено «облако» — полная противоположность геометрически выверенной оболочке. Объем из криволинейных профилей, покрытый еще 15 000 кв. м стекла, — центральное место конференц-центра: в нем находится аудитория на 1850 человек со всей сопутствующей инфраструктурой. Наконец, «лезвие» — еще одна, автономная часть центра: с отелем на 439 номеров и подземным паркингом на 600 машиномест. По проекту это вторая очередь строительства — первая, с «облаком», уже завершена.
Фуксас уделил много внимания «зеленым» технологиям — энергосбережения и уменьшения расходов воды. К примеру, система климат-контроля регулирует мощность работы в зависимости от количества людей, которые находятся внутри конференц-центра. А остекление «Теки» содержит в себе фотоэлементы, накапливающие энергию: они защищают здание от перегрева и позволяют ему производить электричество, как раз достаточного для автономной работы всех систем жизнеобеспечения.
Торговый центр Bory Mall, Братислава, Словакия, 2014
Моллы и магазины — то, что Фуксас всегда делает с особой изобретательностью и вдохновением: чего только стоит сложносочиненная пластиковая лестница в бутике Armani в районе Ginza в Токио или торговый центр MyZeil во Франкфурте-на-Майне с закрученными на крыше и фасаде «воронками». Новый молл в Братиславе — не исключение: чтобы создать форму, при которой здание местами оказывается вывернутым «наизнанку» через кровлю, архитектор использовал свой фирменный объемный каркас, заполняемый треугольниками из стекла, — так называемый «Торнадо». В подобной конструкции размеры каждого поддерживающего троса и заполняющего ячейку фрагмента просчитываются индивидуально и производятся роботизированно.
Фасадов, впрочем, у торгового центра четыре — как обычно: один с магазинами, выходящий на пешеходный бульвар, второй служебный с загрузочными доками, а третий и четвертый относятся к слову «развлекательный» — на перекресток шоссе «смотрят» фитнес-центр, кинотеатр Imax и детская площадка.
Внутренняя центральная часть здания — та самая, где оно «выворачивается наизнанку», — тоже предназначена для развлечений: вкусной еды и проведения мероприятий. Фудкорт предусмотрительно спрятан под крышу, а на открытой площадке хорошо устраивать презентации, концерты и фестивали. При этом «Торнадо» — благодаря своей хитрой конструкции — доставит все отголоски и отблески веселья наружу, за пределы торгового центра, и установит прочную связь между интерьером и экстерьером, «изнанкой» и «передом», формой и содержанием.
Реконструкция здания бывшего Военного союза, Рим, Италия, 2013
В тот же год, что и терминал международного аэропорта в Шэньчжене — одного из самых красивых и технологически навороченных зданий аэропортов в мире, — Фуксас закончил еще один любопытный проект в своем родном городе. Роскошный дом Военного союза XIX века постройки находится в самом центре Рима, недалеко от площади Испании. Роскошным, однако, он был лишь когда-то: деградировав до банального офисного центра, он утратил все исторические интерьеры, сохранив лишь фасад с классическими портиками и колоннами.
Получив заказ на приспособление здания под современный универмаг, Фуксас фасад тщательно восстановил. Но взамен канувших в лету классических интерьеров сделал новое ультрасовременное пространство, которое особенно хорошо просматривается с юга благодаря большим окнам-витринам: так архитектор интерпретировал идею городского театра.
Первый этаж вообще максимально открыт, чтобы напоминать нечто вроде рыночной площади: подобно тому, как на рынке продавцы зычно зазывают покупателей к прилавкам, открытая планировка реконструированного здания тоже заманивает внутрь. Там — чистые подсвеченные пространства с мебелью, похожей на детские игрушки, и яркими «пузырями» цвета на ослепительно белом полу. Но главный «пузырь» — это стеклянный купол, начинающийся на крыше и пронизывающий здание насквозь.
Стеклянные купола — вообще-то излюбленный способ интервенции в исторические здания. В данном случае его появление обусловлено шикарной панорамой города, открывающейся с крыши. Поэтому Массимилиано решил сделать здесь видовой ресторан, и стеклянная конструкция неправильной формы вознеслась над зданием на высоту 7,5 м. Фуксас прозвал этот купол «фонарем», и ночью он свое названием вполне оправдывает, подсвечиваясь вместе со всем зданием. Впрочем, под куполом необычно светло и днем: в данном случае «Торнадо» приносит свет. На стекло местами нанесено зеркальное покрытие с тем расчетом, чтобы направлять в интерьер максимальное количество солнечного света.
Так Фуксас в очередной раз доказал, что умеет направлять стихию творческой энергии в мирное — и впечатляющее своей нерукотворной рукотворностью — «русло».
Изображения © Nikolay Kaloshin, Joel Rookwood, Sophia Arabidze, Fuksas, Moreno Maggi, Gianni Basso
Источник: archspeech.com
Массимилиано и Дориана Фуксас в консорциуме со словенским архитектором Сэнди Пирсом выиграли конкурс на проектирование 111-метровой башни Capo Grande в Копере. Двойная эллиптическая структура, слегка склоненная к морю, станет новой достопримечательностью и главным символом этого небольшого города на юго-западе Словении, недалеко от итальянской границы.
К постройке будет примыкать 100-метровый застекленный мост со смотровой площадкой, который соединит набережную с соседним холмом. Необычная сдвоенная форма башни символизирует две культуры — итальянскую и словенскую, которые сосуществуют в Копере на равных, объясняют архитекторы. Отсюда ее неофициальное название — «Башня мира». Ночью две переплетающиеся освещенные спирали будут испускать тонкий луч света, струящийся над морем.
На вершине холма, куда будет проложен мост, планируется оборудовать общественную зону, где расположатся бары, рестораны, а также небольшой спортивный городок с горками, скалодромом и площадками для банджи-джампинга. А у основания башни предусмотрена детская игровая площадка.
Массимилиано Фуксас — один из самых известных в мире итальянских архитекторов второй половины ХХ века, представитель поколения шестидесятников, создателей европейского модернизма. Выпускник римского университета Ла-Сапиенца, в 1967 году Фуксас открыл собственную архитектурную мастерскую Studio Fuksas, у которой на сегодня два филиала — в Париже и Шэньчжэне. С конца 1980-х годов Фуксас работает в паре со своей супругой Дорианой Мондрелли.
Среди наиболее крупных реализованных проектов бюро — Дом искусств в Бордо, Концертный зал Zénith в Страсбурге, Центр мира Шимона Переса в Яффе, Дворец правительства области Пьемонт в Турине, Центр госуслуг в Тбилиси и другие. В 2013 году Studio Fuksas в консорциуме с российским бюро SPEECH выиграла международный конкурс на лучший проекта здания музейно-просветительского центра МГУ и Политехнического музея в Москве.
Источник: art-and-houses.ru
Они придумывают здания и предметы, которых не забыть. Массимилиано и Дориана Фуксас (Massimiliano, Doriana Fuksas) — дуэт, балансирующий на грани пуризма и гламура. Их считают мастерами экспрессивной инновационной архитектуры, которые «проектируют скорее карандашом и кистью, чем за компьютером». Действительно, фуксасовская архитектура и дизайн будят воображение.
MASSIMILIANO, DORIANA FUKSAS
Литовец, родившийся в Риме, Массимилиано Фуксас — член комиссий по планированию Берлина и Зальцбурга, академик, командор ордена Искусств и лауреат множества премий. Был директором VII Венецианской биеннале и со скандалом оставил этот пост. Практикует с 1967 года. Дориана O. Мандрелли, выпускница университета La Sapienza, искусствовед, вместе с Массимилиано с 1985 года.
Семья очень много строит и проектирует. Дориана возглавляет отдел дизайна, Массимилиано полностью погружен в архитектуру. Только что их светильник Chantal для Slamp был отмечен жюри престижной премии German Design Award 2016. Из грандиозных построек последних лет — Терминал 3 международного аэропорта Шэньчжэнь Баоань, перестроенное здание бывшего Военного союза в Риме, Национальный архивный центр Франции.
Она — профессиональный историк искусства, он — архитектор, который в молодости мечтал стать поэтом, а потом художником. Командор ордена Искусств Франции, почетный член Американского инстутита архитекторов и Королевского института британских архитекторов — Фуксас (р. 09.01.1944) слывет интеллектуалом, исповедующим почти левые взгляды. При этом супруги обожают свою в высшей степени буржуазную квартиру на площади Вогезов в Париже, где на трехстах метрах свободно располагается коллекция дизайна — чета обладает вневременными раритетами Жана Пруве, Шарлотты Перриан и Гарри Бертойи.
«Архитектор в первую очередь должен быть творцом, — говорит маэстро Фуксас. — Работу всегда начинаю с поиска образа. Если хотите, чтобы постройка была чем-то большим, чем просто стены, фундамент и крыша, — нужно вложить в нее эмоции. Хорошая архитектура дарит новый эстетический и чувственный опыт. Заметьте, я почти всегда использую материалы, которые оговорены в техзадании. Важно, как с ними обращаться: каждый обладает достоинствами. За длинную карьеру мне довелось поработать с патинированной медью, бронзой, латунью, стальными пластинами, не говоря уже о стекле и бетоне. Например, моя церковь в Фолиньо вся из бетона. Люблю материалы, которые способны «перерасти время» и умеют красиво стареть. И еще те, что обладают интересными свойствами и фактурами и поэтому могут улучшить качество здания. Пристально слежу за новейшими разработками. Посмотрите на лестницу, которую мы спроектировали для Армани в Нью-Йорке: она из современного пластика на стальном каркасе. Из всех моих проектов ее я считаю самой выразительной именно по работе с материалом».
В 2000 году, будучи куратором VII Венецианской биеннале, Фуксас провозгласил лозунг: «Меньше эстетики, больше этики», который задел за живое архитектурный цех России. Хотя собственно постройки Фуксаса, человека темпераментного, скорее похожи на арт-объекты. Пример — музей для Piaggio, производителя мотороллеров Vespa в Пондере. В цех завода встроены две параллельные пластины, которые вздымаются пузырями. Форма из полиэфирной смолы и стеклопластика окрашена в фирменный «красный Vespa». Этот зажигательный цвет — один из любимых у Фуксасов. Он есть и на фасаде концертного зала «Зенит» в Страсбурге. Каркас, как барабан, обтянут полупрозрачной синтетической тканью алого тона. Ночью, освещенный изнутри, он приобретает новый апельсиновый оттенок.
Проектируя масштабные, невероятно сложные объекты, Фуксасы находят время и желание придумывать вазы, светильники, креcла и столы. В их портфолио есть даже дверные ручки и кофе-машины. Как дизайнеры они выступают с 2000 года. Их приглашают прославленные бренды: Alessi, Baxter, Fiam, iGuzzini, Poltrona Frau, Zonca, Venini и многие другие. Причем, если традиционно предметы, спроектированные архитекторами, выделяются продуманным конструктивом, то Фуксасы вовсю оперируют фактурами и цветом. Коллекция посуды и столовых приборов Colombina Fish для Alessi привлекает формами, словно обточенными морем. Обои из коллекции Angelinah для Glamora — золотым филигранным кружевом на белом фоне. Кресло Baby Dolly для Baxter — ироничным реверансом в сторону старой доброй классики. А светильники Charlotte и Chantal для Slamp — иллюзорной игрой световых бликов, проходящих сквозь прорези-соты в свернутых рулонами тонких листах полимера, за что и были отмечены German Design Award. Всё это — новинки, выпущенные в 2015 году.
Башня Armani Ginza в Токио, терминал аэропорта в Шэньчжэне, курорт в Абу-Даби, прозрачный офисный центр в Тбилиси — дуэт проектирует на всех континентах. Но широкой публике бренд Fuksas известен по выставочному комплексу Rho Fiera, под стеклянными пируэтами которого проходит Миланский мебельный салон. Для торговли Фуксасы всегда успешно предлагают тему «цирка», «аттракциона». Шестиэтажный MyZeil во Франкфурте-на-Майне стал новым этапом ее развития. Обтекаемые формы гигантского торгового молла образуют головокружительные каньоны и водовороты, они покрыты 13 тыс. треугольных панелей из стекла. Немцы потратили 960 млн евро и открытие отмечали с размахом. Публику в вечерних платьях поднимал в ресторан самый длинный в Германии 46-метровый эскалатор.
В творчестве Фуксасов есть два направления. Пример первого — Центр мира в Яффе. Упрощенная форма, медитативные интерьеры: поиски в духе рационального пуризма. Проекты MyZeil и бутик Armani — образец второго: чувственного и гламурного. Новейшие проекты архитекторов, пока представленные лишь в 3D, демонстрируют ту же тенденцию. В 2013-м их бюро выиграло конкурс на строительство Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ на Воробьевых горах: на прозрачной основе из стекла и бетона покоятся четыре гигинтских кристалла, отстраненно-медитавных и холодных. Другой проект-победитель того же года — правительственный конгресс-центр в Канберре: огромная белая медуза со вздымающейся пузырем крышей-куполом и перетекающими друг в друга волнами этажами.
Когда в конце 2013-го открылся спроектированный ими третий терминал шеньчженского аэропорта, люди были потрясены буквально обрушившейся на них игрой света в пространстве: тысячи бликов, проходящих сквозь шестиугольные отверстия в крыше, пляшут на глянцевых полах площадью 500 тыс. кв. м. Тогда же была закончена реконструкция исторического здания бывшего Военного союза в центре Рима: посетители универмага проходят по раскрашенным в яркие цвета футуристичным интерьерам и поднимаются на крышу, покрытую волнистым стеклянным куполом, чтобы увидеть как на ладони вечный город. Национальный архив Франции в предместье Парижа — еще одно недавнее достижение архитекторов: окруженные бассейнами с водой 10-этажный сверкающий алюминием блок архива и легкая прозрачная структура, взятая, как алмаз, в ромбовидную огранку, где находятся офисы и конференц-залы.
В 2016 году Studio Fuksas готовит к сдаче сразу 7 впечатляющих архитектурных объектов: люксовый торговый молл Beverly Center в Лос-Анджелесе, бизнес-центр Euromed в Марселе, небоскреб Guosen в Шэньчжэне, резорт Is Molas на Сардинии, штаб-квартиру правительства области Пьемонт в Турине, конгресс-центр в Риме, концертно-выставочный комплекс Rhike Park в Тбилиси. Судя по масштабности этих проектов, его и Дориану ждут новые престижные награды — возможно, даже Притцкеровская премия по архитектуре.
Источник: www.interior.ru
В конце апреля в Москву приезжал Массимилиано Фуксас. Он выступил с лекцией в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Мы воспользовались случаем и поговорили о рисунке и его роли в работе архитектора.
Массимилиано Фуксас — архитектор, сооснователь Studio Fuksas (Италия). Родился в Риме, окончил архитектурный факультет римского Университета Ла Сапиенца. В 1967 году открыл собственную архитектурную мастерскую в Риме, а затем ее филиалы в Париже, Вене и Шэньчжэне. В качестве приглашенного профессора преподавал архитектуру в Колумбийском Университете в Нью-Йорке, Специальной школе архитектуры в Париже, Государственной Академии изящных искусств в Штутгарте. В 2000 году был куратором Венецианской Архитектурной Биеннале. В 2010 году награжден Орденом Почетного легиона Президентом Франции. Кавалер Ордена искусств и литературы Французской Республики. Член Королевского Института британских архитекторов RIBA и Американского Института архитекторов (AIA).
М.Фуксас. © Studio Fuksas
Обычно с Вами говорят об архитектуре. Я хочу спросить Вас о рисовании. Рисуете ли Вы?
Да, конечно. Обычно никто не спрашивает меня о рисовании, но все знают, что это важная часть моего творчества.
Вы предпочитаете рисовать рукой, не пользуетесь компьютером?
Можно использовать и компьютер. Но мне нравится просто рисовать, потому что так быстрее – нужно всего лишь взять карандаш в руку. Дело в том, что рука и мозг – гораздо быстрее. Нет ничего в мире, что мы знаем лучше, чем это… На самом деле, я не очень люблю пользоваться компьютером, потому что в нем ничего нет. Все в голове. Конечно, если вам хочется использовать компьютер, используйте его. Но это можно делать чуть позже – для доработки первоначального материала.
М.Фуксас. © Studio Fuksas
Когда Вы читаете лекции студентам, говорите ли Вы о необходимости рисования? Вы учите их рисовать?
Нет, я не верю в то, что этому можно научить… Невозможно научить творчеству. Креативность либо есть в человеке, либо ее нет. Это точно так же, как нельзя рассказать слепому человеку, что такое звезды, как они выглядят. Он не сможет этого понять.
М.Фуксас. © Studio Fuksas
Когда Вы начали рисовать?
Я начал рисовать, когда мне было лет 13-14. Однажды после школы я зашел в один магазин и купил себе две кисти и краски. И пока я выбирал нужные мне цвета, я решил стать художником. Так началось мое рисование.
Когда мне было 17 лет, я познакомился с Де Кирико. У нас сложились очень хорошие отношения. К 18 годам я был неплохим художником, у меня было много идей и собственная мастерская. И кто-то даже покупал мои картины. По окончании школы я должен был определиться с выбором университета. Моя мама, профессор философии, спросила меня, принял ли я решение по этому вопросу. Я ответил, что хочу поступать на философский факультет. Она сказала: «Нет. Я думаю, что ты на этом факультете – это катастрофа». Тогда я спросил: «А как тебе архитектура?». Она ответила: «Архитектура – лучше». Так я поступил на архитектурный факультет Римского университета.
За два года я прошел весь курс архитектуры и сдал экзамены. На самом деле, мне было не очень интересно учиться. Мои однокурсники смотрели на меня странно, они видели, что я не заинтересован, что мне все это не очень нравится. Им нужно было много времени, чтобы освоить профессию, а я все делал быстро, и у меня остался целый год, который я мог посвятить только себе. Я решил отправиться в путешествие – поездить, порисовать. В Англии я встретил своего друга, и он рассказал мне, что в Лондоне есть странные архитекторы – группа Archigram, и я должен с ними познакомиться, потому что мне это понравится. Я отправился в их офис, похожий на гараж. Это были 5-6 безумцев, которые делали разные вещи. Они сказали мне, что, вообще-то, не рисуют, но я могу рисовать. И я начал делать коллажи с элементами рисования, модели. И мне это показалось интересным. Потом я вернулся в Рим и за пять месяцев сделал экзаменационный проект. Все говорили, что это странно. А я подумал, что именно этим надо заниматься. И так все пошло.
М.Фуксас. © Studio Fuksas
Кого, кроме де Кирико, вы считаете своими учителями, на кого ориентируетесь?
Многих, очень многих… В Италии были сильные художники в 1970-х годах…
Вы писали вступительное слово к книгам рисунков Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Что Вы об этом думаете?
Да, я написал вступительные тексты. Думаю, что Сергей Чобан и Сергей Кузнецов делают то, что действительно важно. Ведь в чем заключается идея рисунка? Она заключается в том, что мы строим сейчас. Рисунки говорят нам: «Давайте перестанем заниматься коммерческими вещами и начнем заниматься творчеством». Иногда важнее заглянуть внутрь рисунка, чем внутрь здания. Если вы делаете небольшой рисунок, небольшой проект, рисуете своей рукой все линии, это позволяет вам лучше понимать многие вещи. Я считаю, что рисунки очень важны. Креативность важна, творчество важно. Стратегия больше не важна. Пожалуйста, расскажите всем, что стратегия больше не важна. Мы подошли к концу эпохи стратегии. А рисунок позволяет положить конец стратегии. Он позволяет понять, что стратегия более не важна. Важно то, что будет в сердце. Если сердце соединить с умом, то все получится прекрасно. А если ум работает в одиночку, ничего хорошего не будет.
М.Фуксас. © Studio Fuksas
М.Фуксас. © Studio Fuksas
М.Фуксас. © Studio Fuksas
М.Фуксас. © Studio Fuksas
М.Фуксас. © Studio Fuksas
М.Фуксас. © Studio Fuksas
М.Фуксас. © Studio Fuksas
М.Фуксас. © Studio Fuksas
Все изображения предоставлены Studio Fuksas, опубликованы с разрешения Массимилиано Фуксаса. Все права защищены.
Беседу вела Елена Елисеева
Источник: sergey-kuznetsov.com
17 сентября на «Стрелке» состоялась заключительная лекция. На этот раз Москву посетил Массимилиано Фуксас — один из самых известных итальянских архитекторов, за спиной которого здания в США, Китае, Грузии, Италии и других странах мира. Редакция блога попросила его рассказать, как можно менять незнакомые города, каким был самый сложный проект в карьере и почему не нужно хотеть быть поп-звездой.
— Вы уже не первый раз в Москве, расскажите, что бы вы изменили в городе как архитектор и художник?
— Ничего! Я не настолько претенциозен, чтобы думать, что могу изменить такой разноплановый, многослойный город, в котором живут миллионы людей. Это просто немыслимо. Я думаю, что могу лишь акупунктурно влиять на город. То есть исключительно мягко вмешиваться. Это нужно очень чётко понимать, если вы хотите быть хорошим архитектором.
— В интервью для сайта Nowness вы сказали, что не хотите быть поп-звездой. Как бы вы хотели, чтобы люди вас представляли?
— Я хочу быть другом. И делать дружественные людям проекты. Это очень важно! Архитектор сегодня должен быть соседом, ситуация в мире к этому обязывает. Нельзя быть слишком академичными, оторванными от реальной жизни и людей.
— А что собой представляет дружелюбная архитектура?
— Дружелюбной можно назвать ту архитектуру, внутри которой тебе хорошо. Всё очень просто, не надо усложнять. Если вам комфортно работать в здании, там хорошее освещение, не слишком жарко и не слишком холодно, это дружелюбное здание. Место должно вдохновлять и вызывать у вас положительные эмоции.
— Вы также говорили, что архитектура должна быть этичной. Что это значит и какую современную архитектуру вы бы назвали неэтичной?
— Ту, что говорит только о форме, объёме, геометрии. Неэтичная архитектура та, что слишком много говорит о прошлом, слишком академична. Я бы предпочёл привести примеры этичной архитектуры. Мне кажется, к ней относится Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, Собор Святой Софии в Стамбуле и Сиднейский оперный театр. Все эти здания прекрасно взаимодействуют с окружающей средой, и главное — они дружественны по отношению к человеку.
— Какой проект вы бы назвали самым сложным в вашей карьере?
— Самым сложным я бы назвал тот, что делал в своём родном городе, — конгресс-холл Nuvola. Я работаю над ним около 15-16 лет, и уже в следующем году он должен быть закончен. Это крайне важное для города здание, которое очень непросто построить.
— Вы с женой работаете как над большими архитектурными проектами, так и над дизайном маленьких бытовых предметов. Расскажите, есть ли существенная разница в малой и крупной форме?
— Для меня это абсолютно одно и то же. Если вы чаще работаете над зданиями, то проектирование чего-то маленького вам будет крайне полезно. Так вы будете приближены к реальности и не сойдёте с ума, не загордитесь слишком сильно собой. Я вообще считаю, что гордиться собой нельзя. Допустимо только быть довольным проделанной работой. Но не собой.
— У вас богатый опыт работы в разных странах. Расскажите, что самое сложное в проектировании в новых культурных условиях, например в Грузии?
— О! Я обожаю Грузию! Люди там просто замечательные. Работая в новой среде, очень важно понимать, где вы находитесь. Нельзя просто экспортировать здание из одного города в другой, нужно в первую очередь думать о людях. В Тбилиси я работал для народа, а не для своего имени. А народ там восхитительный: они сумасшедшие фантазёры и в то же время очень умные.
— Удалось ли вам посетить Венецианскую биеннале в этом году?
— Нет, мне хватило работы над одной биеннале 15 лет назад. Мне кажется, этого достаточно.
Фотографии: Глеб Леонов, Михаил Голденков / Институт «Стрелка».
Лекция организована при поддержке банка «Интеза» и проходит в рамках совместного образовательного проекта Политехнического музея и Института «Стрелка». Партнером проекта «Политех на Стрелке» выступает компания «МегаФон»
Источник: strelka.com