Лестерский кодекс леонардо да винчи
Лестерский кодекс Леонардо да Винчи. $30,8 млн в 1994 году на аукционе Christie’s
“> Страница из Лестерского кодекса Леонардо да Винчи, ок. 1506 г.
Рукописный манускрипт, созданный Леонардо да Винчи, представляет собой 18 листов бумаги, сложенных в виде тетрадей и скрепленных друг с другом. 72 страницы исписаны рукой великого мастера его особым зеркальным шрифтом, поэтому прочитать записи можно только с помощью зеркала. Книга создана в Милане в 1506-1510 годах. В ней Леонардо записывал свои рассуждения о природных явлениях. Свое название манускрипт получил намного позднее, когда в 1717 году его владельцем стал граф Лестер. В 1994 году бесценный раритет был выставлен на продажу на аукционе Christie’s. Купил его основатель Microsoft Билл Гейтс за $30,8 млн., что сделало этот экземпляр самой дорогой книгой в истории человечества. Теперь книга демонстрируется по очереди в разных музеях мира.
Евангелие Генриха Льва. $11,7 млн в 1983 году на аукционе Sotheby’s
“> Рукописное Евангелие Генриха Льва, ок. 1188 г.
След этого рукописного средневекового шедевра несколько раз терялся в истории. Создали его монахи-бенедектинцы в XII веке по заказу герцога Саксонии и Баварии Генриха Льва. Манускрипт содержит 226 рукописных страниц с 50 прекрасными миниатюрами. Шедевр был потерян еще в средневековье, затем «выплыл» ненадолго в XIX веке и снова исчез, пока в 1983 году его не выставил на продажу анонимный коллекционер. Раритет был выкуплен правительством Германии и с тех пор хранится в библиотеке имени барона Августа в городе Вольфенбюттель – в тех местах, где он был создан.
«Птицы Америки», Джон Джеймс Одюбон. $11,5 млн в 2010 году на аукционе Sotheby’s
“> Листы «Птиц Америки» имеют формат 99 на 66 см, так называемое «фолио двойного слона»
Иллюстрации для первого издания этого альбома, вышедшего Лондоне с 1827 по 1838 годы, были отпечатаны в типографии, а затем раскрашивались вручную акварельными красками. Чтобы обеспечить тираж около 200 экземпляров, над этим работали 50 человек. Несмотря на необычные иллюстрации, эти фолианты считаются напечатанными, и экземпляр из собрания лорда Хескета является самой дорогой из когда-либо проданных печатных изданий. Данная книга имеет и большое научное значение, так как до эры цветной фотографии она сохранила для нас невероятно точные и анатомически верные изображения птиц, многие из которых вымерли за последние 200 лет.
"Кентерберийские рассказы", Джеффри Чосер. $7,5 млн в 1998 году на аукционе Christie’s
“> Первое издание Кентерберийских рассказов Джеффри Чосера, 1477 г.
Это произведение конца XIV века осталось незавершенным. Книга, о которой идет речь, была напечатана в 1477 году в типографии английского первопечатника Уильяма Кэкстона в Вестминстерском аббатстве. Из 12 сохранившихся экземпляров только одно находится в частной коллекции, и именно оно было выставлено на продажу в 1998 году. Интересно, что в XIX веке это произведение было запрещено в США по причине его непристойности, и до сих пор все переиздания подвергаются жесткой цензуре и сокращениям. Несмотря на это его несколько раз экранизировали.
«Первое фолио: комедии, хроники и трагедии», Уильям Шекспир. $6,2 млн в 2001 году на аукционе Christie’s
“> Первое фолио Шекспира – одна из самых дорогих книг в мире
Этот сборник из 36 произведений великого драматурга был издан через 7 лет после смерти автора в 1623 году. Ценность данного издания огромна хотя бы потому, что друзья и соратники Шекспира, многие из которых участвовали в его авторских постановках пьес, проделали огромную и сложную работу, выверяя тексты. Дело в том, что к тому времени уже ходило множество неточных образцов, переписанных или перепечатанных с большими ошибками. В предисловии первого фолио его создатели написали об этом:
«Признаем, было бы желательно, чтобы сам автор дожил до этого времени и мог наблюдать за печатанием своих произведений, но так как суждено было иначе и смерть лишила его этой возможности, то мы просим не завидовать нам, его друзьям, принявшим на себя заботу и труд собирания и напечатания его пьес, в том числе тех, которые ранее были исковерканы в различных краденых и незаконно добытых текстах, искалеченных и обезображенных плутами и ворами, обманно издавшими их; даже эти пьесы теперь представлены вашему вниманию вылеченными, и все их части в полном порядке: вместе с ними здесь даны в полном составе и все его прочие пьесы в том виде, в каком они были созданы их творцом».
Вероятно, всего было напечатано 750 экземпляров. До наших дней сохранилось около 230. За рекордные для этого издания 6 млн долларов в 2001 году оно было куплено Полом Алленом, соучредителем компании Microsoft. Интересно, что в 2006 году еще один экземпляр первого фолио ушел с молотка гораздо дешевле – за 5,2 миллиона.
Источник: homsk.com
Лестерский кодекс (Codex Leicester) — самая дорогая книга в мире. В 1994 году ее приобрел Бил Гейтс за 30 800 000 долларов.
Чем же так ценна эта книга? Дело в том, что это единственный манускрипт Леонардо да Винчи, сохранившийся до нашего времени. Он был написан в 1506-1510 годах в Милане и посвящен объяснению различных природных явлений при помощи множества математических расчетов, рисунков и пояснений к ним. Сам ученый называл его «Трактат о воде, земле и небесных делах». Книга представляет собой тетрадь, состоящую из 18 листов, которые заполнены с обеих сторон. В общей сложности образуется 72 страницы.
Самая дорогая книга в мире была названа в честь британского графа Люстера, который купил ее в 1717 году. Так она и называлась до 1980 года, когда произведение приобрел Арманд Хаммер и в течении 14 лет книга носила неофициальное название «Кодекс Хаммера» (Codex Hammer). В 1994 году, после смерти Хаммера, тетрадь была выставлена на продажу на аукционе Christie’s, в ходе проведения которого ее и купил Бил Гейтс.
Уникальность работы еще и в том, что текст написан так называемым «зеркальным» шрифтом, который Леонардо сам придумал. Такой текст необходимо читать при помощи зеркала.
Итак несколько фото Кодекса Лестера:
На листе 5B Леонардо да Винчи анализирует берег реки на возможность возникновения эрозии и показывает несколько причин ее возникновения.
На странице 7B Леонардо отмечает, что свет распространяется во всех направлениях. К такому выводу он пришел основываясь на свойствах света и статическом положении наблюдателя. К тому же на этой странице он выступает против теории того времени, что поверхность Луны отполирована, как зеркало.
Лист 9А Леонардо посвящает практическому применению гидравлики, в частности при забивании свай и строительстве плотин. Рассказывает о том, как сделать наклон плотины, чтобы она не была подвержена эрозии.
Страница 14B — это одна из самых подробных страниц во всей книге. На ней ученый говорит о видах волн, которые образуются после падения объектов в статическую воду, и их взаимодействие друг с другом. Во-первых, он показывает, как круговые волны начинаются в центре круглого сосуда и «путешествуют» от края к краю. Во-вторых, знаменитый итальянец, демонстрирует, как две волны проходят через друг друга, при этом не нарушается их структура. Также описывается как волна сталкивается с краем и отражается от него. Все выводы были сделаны ученым после проведения испытаний в естественных и искусственных условиях.
На странице 7A самой дорогой книги в мире Леонардо да Винчи продолжает исследование воды.
На листе 14А ученый описывает 26 экспериментов по исследованию физических свойств воды. В том числе описывается метод для измерения силы потока падающей воды.
Источник: hontos.ru
Все, что связано с именем великого итальянского художника Леонардо да Винчи, всегда вызывало в обществе огромный интерес. К примеру, одну из его тетрадей с записями – так называемый Лестерский кодекс – в 1994 году продали на аукционе Christie’s за 30,8 миллиона долларов. Тетрадь Леонардо приобрел основатель компании Microsoft Билл Гейтс.
Живописные полотна и рисунки Леонардо считаются не только шедеврами изобразительного искусства, но и отличным вложением средств. Даже клочок бумаги с собственноручными записями гения эпохи Возрождения можно продать и купить по фантастической цене.
Что уж говорить о тетрадях художника, в которые он заносил свои мысли по самым разным поводам, сопровождая размышления рисунками и математическими расчетами! Так что в рейтинге аукционных цен имя Леонардо стоит на первом месте.
Крамольная анатомия
Леонардо да Винчи был не только талантливым художником. Его ум живо интересовали все отрасли человеческого знания. В те времена единственной наукой, которая привлекала художников, была анатомия. И понятно, почему: она помогала живописцам правильно изображать человеческое тело. Но большинство художников ограничивались небольшим экскурсом в «подкожное» строение человека. Больше они все-таки полагались на собственное зрение и писали своих персонажей с заказчиков или натурщиков.
Леонардо же так внимательно и кропотливо изучал взаимодействие работы костей и мышц, что оставил нам рисунки, которые можно назвать анатомическими атласами. Он исследовал даже то, что вряд ли бы помогло ему в живописи, – стадии развития плода внутри матки. Для этого он вскрыл не одну беременную женщину (само собой – мертвую).
Работу мышц и костей он рассматривал скорее как инженер и даже проводил измерения и математические расчеты. Словом, для великого флорентийца человек был таким же механизмом, как подъемный мост или баллиста. Глядя на то, как атлет поднимает тяжести, он думал не о красоте самого движения, а о том, как прекрасно работает система рычагов внутри человеческого тела, и разрабатывал искусственные механизмы, способные повторить творение природы.
Животные, птицы, насекомые, бег воды в реках и ручьях, перемещение облаков на небе вызывали в нем не только эстетическое удовольствие, но и желание проникнуть за пределы видимого, понять, как же все это устроено. Для времени, в котором жил Леонардо, такое настроение ума считалось крамольным.
Неудивительно, что свои мысли художнику приходилось прятать, – даже обычное анатомирование покойников считалось тогда крамолой, за которую можно было отправиться на костер. Леонардо свои размышления записывал, но старался сделать их недоступными для случайного человека, ненароком заглянувшего в его тетради.
Он использовал способ зеркального письма и довел его до полного автоматизма. Несведущим его записи казались не поддающимися прочтению. Правда, почти всегда они дополнялись рисунками, и внимательный читатель легко мог сообразить, какие тайны сокрыты в тексте, – но самих тайн без дешифровки узнать бы не сумел.
«Трактат о воде, земле и небесных телах»
На протяжении нескольких лет -с 1506 по 1510 год -Леонардо был поглощен изучением природы воды, воздуха, минералов и небесных тел. Размышления на эту тему и составили так называемый Лестерский кодекс – множество шифрованных записей и рисунков на 18 больших листах, исписанных с двух сторон и сложенных так, что образовалась тетрадь в 72 страницы.
Свои записи гений назвал так: «Трактат о воде, земле и небесных делах». Сведущий в шифровании человек мог прочитать в этом трактате мысли Леонардо об устройстве мира и получить ответы на вопросы, почему движется вода в реках, что означают странные окаменелости, которые находят в известковых отложениях по их берегам, и как эти окаменелости образовались, почему Луна не светит так же ярко, как Солнце, и если сама Луна не испускает свет, откуда берется ее свечение, какова роль воздуха в устройстве человеческого мира и как человеческое тело соответствует идеальным пропорциям, свойственным природе.
Конечно, объяснения Леонардо соответствуют научным критериям того времени: воздух художник называет душой мира, землю – телом мира, а воду -его кровью. Мир, природа, по его мнению, – огромный живой механизм, в котором все взаимосвязано и целесообразно.
Тело природы должно питаться живительными соками, которые дает вода, а воздух позволяет этому телу дышать и жить. И работу природы, как и работу других механизмов, можно улучшить. Поэтому на страницах своей тетради Леонардо разрабатывает полезные для мироустройства улучшения – обустройство искусственных каналов, строительство мостов, дамб и шлюзов, то есть применение инженерных сооружений.
Рассуждения ученого, несмотря на средневековую терминологию, основаны на множестве опытов, которые он проводил с водой и воздухом, и эти опыты тоже детально им описаны.
Наблюдения Леонардо привели его к выводу, что горные массивы прежде были ложем морей, о чем свидетельствуют окаменелые останки морских обитателей, а потом земля поднялась, вынеся эти окаменелости на огромную высоту. Силу водных потоков и напор воды он связывал с высотой кручи, с которой нисходит вода, и делал заметки о том, как строить мосты, учитывая движение
воды и следы эрозии на прибрежных камнях.
Правда, думая о природе лунного света, Леонардо сделал вполне понятную для его времени ошибку: если Земля прорезана реками и покрыта морями и океанами, думал он, то Луна должна иметь аналогичное строение. Луна тоже покрыта водой, поэтому-то она и светится – ведь солнечный свет отражается не от сухой земли, а от водной глади. Однако по этой водной глади движутся волны, отчего Луна и сияет гораздо слабее Солнца.
Также он обратил внимание, что и темная часть лунного диска имеет слабое свечение, и за столетие до Кеплера он решил, что это явление объясняется тем, что темная часть диска получает отраженный свет, но не от Солнца, а от Земли.
Судьба манускрипта
Леонардо умер в 1519 году. «Трактат о воде, земле и небесных делах» перешел по наследству к Франческо Мельци, затем он достался ученику Микеланджело Джованни делла Порта, а от него попал к римскому художнику Джузеппе Гецци. В 1717 году манускрипт купил Томас Кок, граф Лестер, и с той поры почти что до наших дней тетрадью Леонардо владели наследники графа. Именно благодаря именитым владельцам трактат и стал называться Лестерским кодексом.
Однако в 1980 году трактат был выставлен на аукционе и продан знаменитому миллионеру и ценителю искусства Арманду Хаммеру за 5,1 миллиона долларов. За 400 с лишним лет манускрипт сильно обветшал. Хаммер тут же нанял специалиста по восстановлению древних рукописей Карло Педретти, чтобы тот привел кодекс в первоначальный вид. Кроме того, Хаммер захотел иметь полный перевод трактата на английский язык.
Этой сложной работе доктор Педретти посвятил последующие семь лет, и к 1987 году труд Леонардо был восстановлен и снабжен
переводом. Еще через три года новый владелец манускрипта умер, и Лестерский кодекс вскоре снова попал на аукцион. Там-то он и был продан Биллу Гейтсу.
Гейтс тут же отсканировал манускрипт и перевел его в электронный вид. С той поры и текст, и рисунки из тетради Леонардо стали доступны любому пользователю Интернета. Рисунки, сделанные великим художником, с легкой руки Билла Гейтса превратились в экранные заставки и обои для рабочего стола.
Более того, установочные диски с системой Windows выходили с комплектом изображений отсканированного кодекса. А еще для популяризации творения Леонардо Билл Гейтс организовал широкие показы Лестерского кодекса в крупнейших музеях.
Демонстрация кодекса происходит раз в год в одном из городов по всему миру. Первая выставка состоялась в 2000 году в австралийском Сиднее. Кодекс побывал во Франции (замок Шамбор), Японии (Токио), Ирландии (Дублин), а также каждый год демонстрируется на выставках, посвященных гению Леонардо, в самих Соединенных Штатах.
Правда, Билл Гейтс предпочитает показывать не драгоценный манускрипт, а его электронные копии – так безопаснее для манускрипта, которому вредны дневной свет, толпы экскурсантов и посягательства грабителей, которые мечтают заполучить самую дорогую книгу в мире.
Источник: www.blackwarlock.ru
Живописные полотна и рисунки Леонардо считаются не только шедеврами изобразительного искусства, но и отличным вложением средств. Даже клочок бумаги с собственноручными записями гения эпохи Возрождения можно продать и купить по фантастической цене.
Что уж говорить о тетрадях художника, в которые он заносил свои мысли по самым разным поводам, сопровождая размышления рисунками и математическими расчетами! Так что в рейтинге аукционных цен имя Леонардо стоит на первом месте.
Крамольная анатомия
Леонардо да Винчи был не только талантливым художником. Его ум живо интересовали все отрасли человеческого знания. В те времена единственной наукой, которая привлекала художников, была анатомия. И понятно, почему: она помогала живописцам правильно изображать человеческое тело. Но большинство художников ограничивались небольшим экскурсом в «подкожное» строение человека. Больше они все-таки полагались на собственное зрение и писали своих персонажей с заказчиков или натурщиков.
Леонардо же так внимательно и кропотливо изучал взаимодействие работы костей и мышц, что оставил нам рисунки, которые можно назвать анатомическими атласами. Он исследовал даже то, что вряд ли бы помогло ему в живописи, – стадии развития плода внутри матки. Для этого он вскрыл не одну беременную женщину (само собой – мертвую).
Работу мышц и костей он рассматривал скорее как инженер и даже проводил измерения и математические расчеты. Словом, для великого флорентийца человек был таким же механизмом, как подъемный мост или баллиста. Глядя на то, как атлет поднимает тяжести, он думал не о красоте самого движения, а о том, как прекрасно работает система рычагов внутри человеческого тела, и разрабатывал искусственные механизмы, способные повторить творение природы.
Животные, птицы, насекомые, бег воды в реках и ручьях, перемещение облаков на небе вызывали в нем не только эстетическое удовольствие, но и желание проникнуть за пределы видимого, понять, как же все это устроено. Для времени, в котором жил Леонардо, такое настроение ума считалось крамольным.
Неудивительно, что свои мысли художнику приходилось прятать, – даже обычное анатомирование покойников считалось тогда крамолой, за которую можно было отправиться на костер. Леонардо свои размышления записывал, но старался сделать их недоступными для случайного человека, ненароком заглянувшего в его тетради.
Он использовал способ зеркального письма и довел его до полного автоматизма. Несведущим его записи казались не поддающимися прочтению. Правда, почти всегда они дополнялись рисунками, и внимательный читатель легко мог сообразить, какие тайны сокрыты в тексте, – но самих тайн без дешифровки узнать бы не сумел.
«Трактат о воде, земле и небесных телах»
На протяжении нескольких лет -с 1506 по 1510 год -Леонардо был поглощен изучением природы воды, воздуха, минералов и небесных тел. Размышления на эту тему и составили так называемый Лестерский кодекс – множество шифрованных записей и рисунков на 18 больших листах, исписанных с двух сторон и сложенных так, что образовалась тетрадь в 72 страницы.
Свои записи гений назвал так: «Трактат о воде, земле и небесных делах». Сведущий в шифровании человек мог прочитать в этом трактате мысли Леонардо об устройстве мира и получить ответы на вопросы, почему движется вода в реках, что означают странные окаменелости, которые находят в известковых отложениях по их берегам, и как эти окаменелости образовались, почему Луна не светит так же ярко, как Солнце, и если сама Луна не испускает свет, откуда берется ее свечение, какова роль воздуха в устройстве человеческого мира и как человеческое тело соответствует идеальным пропорциям, свойственным природе.
Конечно, объяснения Леонардо соответствуют научным критериям того времени: воздух художник называет душой мира, землю – телом мира, а воду -его кровью. Мир, природа, по его мнению, – огромный живой механизм, в котором все взаимосвязано и целесообразно.
Тело природы должно питаться живительными соками, которые дает вода, а воздух позволяет этому телу дышать и жить. И работу природы, как и работу других механизмов, можно улучшить. Поэтому на страницах своей тетради Леонардо разрабатывает полезные для мироустройства улучшения – обустройство искусственных каналов, строительство мостов, дамб и шлюзов, то есть применение инженерных сооружений.
Рассуждения ученого, несмотря на средневековую терминологию, основаны на множестве опытов, которые он проводил с водой и воздухом, и эти опыты тоже детально им описаны.
Наблюдения Леонардо привели его к выводу, что горные массивы прежде были ложем морей, о чем свидетельствуют окаменелые останки морских обитателей, а потом земля поднялась, вынеся эти окаменелости на огромную высоту. Силу водных потоков и напор воды он связывал с высотой кручи, с которой нисходит вода, и делал заметки о том, как строить мосты, учитывая движение
воды и следы эрозии на прибрежных камнях.
Правда, думая о природе лунного света, Леонардо сделал вполне понятную для его времени ошибку: если Земля прорезана реками и покрыта морями и океанами, думал он, то Луна должна иметь аналогичное строение. Луна тоже покрыта водой, поэтому-то она и светится – ведь солнечный свет отражается не от сухой земли, а от водной глади. Однако по этой водной глади движутся волны, отчего Луна и сияет гораздо слабее Солнца.
Также он обратил внимание, что и темная часть лунного диска имеет слабое свечение, и за столетие до Кеплера он решил, что это явление объясняется тем, что темная часть диска получает отраженный свет, но не от Солнца, а от Земли.
Судьба манускрипта
Леонардо умер в 1519 году. «Трактат о воде, земле и небесных делах» перешел по наследству к Франческо Мельци, затем он достался ученику Микеланджело Джованни делла Порта, а от него попал к римскому художнику Джузеппе Гецци. В 1717 году манускрипт купил Томас Кок, граф Лестер, и с той поры почти что до наших дней тетрадью Леонардо владели наследники графа. Именно благодаря именитым владельцам трактат и стал называться Лестерским кодексом.
Однако в 1980 году трактат был выставлен на аукционе и продан знаменитому миллионеру и ценителю искусства Арманду Хаммеру за 5,1 миллиона долларов. За 400 с лишним лет манускрипт сильно обветшал. Хаммер тут же нанял специалиста по восстановлению древних рукописей Карло Педретти, чтобы тот привел кодекс в первоначальный вид. Кроме того, Хаммер захотел иметь полный перевод трактата на английский язык.
Этой сложной работе доктор Педретти посвятил последующие семь лет, и к 1987 году труд Леонардо был восстановлен и снабжен
переводом. Еще через три года новый владелец манускрипта умер, и Лестерский кодекс вскоре снова попал на аукцион. Там-то он и был продан Биллу Гейтсу.
Гейтс тут же отсканировал манускрипт и перевел его в электронный вид. С той поры и текст, и рисунки из тетради Леонардо стали доступны любому пользователю Интернета. Рисунки, сделанные великим художником, с легкой руки Билла Гейтса превратились в экранные заставки и обои для рабочего стола.
Более того, установочные диски с системой Windows выходили с комплектом изображений отсканированного кодекса. А еще для популяризации творения Леонардо Билл Гейтс организовал широкие показы Лестерского кодекса в крупнейших музеях.
Демонстрация кодекса происходит раз в год в одном из городов по всему миру. Первая выставка состоялась в 2000 году в австралийском Сиднее. Кодекс побывал во Франции (замок Шамбор), Японии (Токио), Ирландии (Дублин), а также каждый год демонстрируется на выставках, посвященных гению Леонардо, в самих Соединенных Штатах.
Правда, Билл Гейтс предпочитает показывать не драгоценный манускрипт, а его электронные копии – так безопаснее для манускрипта, которому вредны дневной свет, толпы экскурсантов и посягательства грабителей, которые мечтают заполучить самую дорогую книгу в мире.
Михаил РОМАШКО, журнал “Загадки истории”
Источник: tainyvselennoi.ru
Все, что связано с именем великого итальянского художника Леонардо да Винчи, всегда вызывало в обществе огромный интерес. К примеру, одну из его тетрадей с записями – так называемый Лестерский кодекс – в 1994 году продали на аукционе Christie's за 30,8 миллиона долларов. Тетрадь Леонардо приобрел основатель компании Microsoft Билл Гейтс.
Живописные полотна и рисунки Леонардо считаются не только шедеврами изобразительного искусства, но и отличным вложением средств. Даже клочок бумаги с собственноручными записями гения эпохи Возрождения можно продать и купить по фантастической цене.
Что уж говорить о тетрадях художника, в которые он заносил свои мысли по самым разным поводам, сопровождая размышления рисунками и математическими расчетами! Так что в рейтинге аукционных цен имя Леонардо стоит на первом месте.
Крамольная анатомия
Леонардо да Винчи был не только талантливым художником. Его ум живо интересовали все отрасли человеческого знания. В те времена единственной наукой, которая привлекала художников, была анатомия. И понятно, почему: она помогала живописцам правильно изображать человеческое тело. Но большинство художников ограничивались небольшим экскурсом в «подкожное» строение человека. Больше они все-таки полагались на собственное зрение и писали своих персонажей с заказчиков или натурщиков.
Леонардо же так внимательно и кропотливо изучал взаимодействие работы костей и мышц, что оставил нам рисунки, которые можно назвать анатомическими атласами. Он исследовал даже то, что вряд ли бы помогло ему в живописи, – стадии развития плода внутри матки. Для этого он вскрыл не одну беременную женщину (само собой – мертвую).
Работу мышц и костей он рассматривал скорее как инженер и даже проводил измерения и математические расчеты. Словом, для великого флорентийца человек был таким же механизмом, как подъемный мост или баллиста. Глядя на то, как атлет поднимает тяжести, он думал не о красоте самого движения, а о том, как прекрасно работает система рычагов внутри человеческого тела, и разрабатывал искусственные механизмы, способные повторить творение природы.
Животные, птицы, насекомые, бег воды в реках и ручьях, перемещение облаков на небе вызывали в нем не только эстетическое удовольствие, но и желание проникнуть за пределы видимого, понять, как же все это устроено. Для времени, в котором жил Леонардо, такое настроение ума считалось крамольным.
Неудивительно, что свои мысли художнику приходилось прятать, – даже обычное анатомирование покойников считалось тогда крамолой, за которую можно было отправиться на костер. Леонардо свои размышления записывал, но старался сделать их недоступными для случайного человека, ненароком заглянувшего в его тетради.
Он использовал способ зеркального письма и довел его до полного автоматизма. Несведущим его записи казались не поддающимися прочтению. Правда, почти всегда они дополнялись рисунками, и внимательный читатель легко мог сообразить, какие тайны сокрыты в тексте, – но самих тайн без дешифровки узнать бы не сумел.
«Трактат о воде, земле и небесных телах»
На протяжении нескольких лет -с 1506 по 1510 год -Леонардо был поглощен изучением природы воды, воздуха, минералов и небесных тел. Размышления на эту тему и составили так называемый Лестерский кодекс – множество шифрованных записей и рисунков на 18 больших листах, исписанных с двух сторон и сложенных так, что образовалась тетрадь в 72 страницы.
Свои записи гений назвал так: «Трактат о воде, земле и небесных делах». Сведущий в шифровании человек мог прочитать в этом трактате мысли Леонардо об устройстве мира и получить ответы на вопросы, почему движется вода в реках, что означают странные окаменелости, которые находят в известковых отложениях по их берегам, и как эти окаменелости образовались, почему Луна не светит так же ярко, как Солнце, и если сама Луна не испускает свет, откуда берется ее свечение, какова роль воздуха в устройстве человеческого мира и как человеческое тело соответствует идеальным пропорциям, свойственным природе.
Конечно, объяснения Леонардо соответствуют научным критериям того времени: воздух художник называет душой мира, землю – телом мира, а воду -его кровью. Мир, природа, по его мнению, – огромный живой механизм, в котором все взаимосвязано и целесообразно.
Тело природы должно питаться живительными соками, которые дает вода, а воздух позволяет этому телу дышать и жить. И работу природы, как и работу других механизмов, можно улучшить. Поэтому на страницах своей тетради Леонардо разрабатывает полезные для мироустройства улучшения – обустройство искусственных каналов, строительство мостов, дамб и шлюзов, то есть применение инженерных сооружений.
Рассуждения ученого, несмотря на средневековую терминологию, основаны на множестве опытов, которые он проводил с водой и воздухом, и эти опыты тоже детально им описаны.
Наблюдения Леонардо привели его к выводу, что горные массивы прежде были ложем морей, о чем свидетельствуют окаменелые останки морских обитателей, а потом земля поднялась, вынеся эти окаменелости на огромную высоту. Силу водных потоков и напор воды он связывал с высотой кручи, с которой нисходит вода, и делал заметки о том, как строить мосты, учитывая движение
воды и следы эрозии на прибрежных камнях.
Правда, думая о природе лунного света, Леонардо сделал вполне понятную для его времени ошибку: если Земля прорезана реками и покрыта морями и океанами, думал он, то Луна должна иметь аналогичное строение. Луна тоже покрыта водой, поэтому-то она и светится – ведь солнечный свет отражается не от сухой земли, а от водной глади. Однако по этой водной глади движутся волны, отчего Луна и сияет гораздо слабее Солнца.
Также он обратил внимание, что и темная часть лунного диска имеет слабое свечение, и за столетие до Кеплера он решил, что это явление объясняется тем, что темная часть диска получает отраженный свет, но не от Солнца, а от Земли.
Судьба манускрипта
Леонардо умер в 1519 году. «Трактат о воде, земле и небесных делах» перешел по наследству к Франческо Мельци, затем он достался ученику Микеланджело Джованни делла Порта, а от него попал к римскому художнику Джузеппе Гецци. В 1717 году манускрипт купил Томас Кок, граф Лестер, и с той поры почти что до наших дней тетрадью Леонардо владели наследники графа. Именно благодаря именитым владельцам трактат и стал называться Лестерским кодексом.
Однако в 1980 году трактат был выставлен на аукционе и продан знаменитому миллионеру и ценителю искусства Арманду Хаммеру за 5,1 миллиона долларов. За 400 с лишним лет манускрипт сильно обветшал. Хаммер тут же нанял специалиста по восстановлению древних рукописей Карло Педретти, чтобы тот привел кодекс в первоначальный вид. Кроме того, Хаммер захотел иметь полный перевод трактата на английский язык.
Этой сложной работе доктор Педретти посвятил последующие семь лет, и к 1987 году труд Леонардо был восстановлен и снабжен
переводом. Еще через три года новый владелец манускрипта умер, и Лестерский кодекс вскоре снова попал на аукцион. Там-то он и был продан Биллу Гейтсу.
Гейтс тут же отсканировал манускрипт и перевел его в электронный вид. С той поры и текст, и рисунки из тетради Леонардо стали доступны любому пользователю Интернета. Рисунки, сделанные великим художником, с легкой руки Билла Гейтса превратились в экранные заставки и обои для рабочего стола.
Более того, установочные диски с системой Windows выходили с комплектом изображений отсканированного кодекса. А еще для популяризации творения Леонардо Билл Гейтс организовал широкие показы Лестерского кодекса в крупнейших музеях.
Демонстрация кодекса происходит раз в год в одном из городов по всему миру. Первая выставка состоялась в 2000 году в австралийском Сиднее. Кодекс побывал во Франции (замок Шамбор), Японии (Токио), Ирландии (Дублин), а также каждый год демонстрируется на выставках, посвященных гению Леонардо, в самих Соединенных Штатах.
Правда, Билл Гейтс предпочитает показывать не драгоценный манускрипт, а его электронные копии – так безопаснее для манускрипта, которому вредны дневной свет, толпы экскурсантов и посягательства грабителей, которые мечтают заполучить самую дорогую книгу в мире.
Источник: p-i-f.livejournal.com