Катакомбы коммодиллы
Голованова Ю.
Рассказ Юлии Головановой продолжает серию статей, задуманных в своё время для одного маленького издательства, созданного, чтобы публиковать книги по архитектуре. Статьи эти посвящены самым выдающимся памятникам культового зодчества разных стран. В каждом из них воплощена вера создавшего их народа в Бога. Написаны эти статьи в 1990-е годы молодыми историками архитектуры, перед которыми стояла задача – рассказать о памятниках архитектуры маленьким детям. Сегодня все авторы – уважаемые учёные, а их дети сами стали молодыми специалистами.
Мы уже познакомили читателей с Тадж-Махалом, мечетью в Кордове, церковью Санта-Мария дель Фьоре. Сегодня мы расскажем о загадочных катакомбах Рима.
«Я, Аверкий, ученик непорочного Пастыря, пасущего овец Своих среди скал и долин, имеющего большие глаза, которые все видят. Он преподал мне учение жизни и послал меня в Рим, чтобы увидеть царство и царицу, одетую в золото и золотую обувь. И там я увидел народ, украшенный светлым знаком… И всюду я находил братьев, собранных вместе… »
Аверкий – епископ Иерапольский, во II веке посетивший Рим. Непорочный Пастырь – Иисус Христос. Народ, украшенный светлым знаком, – первые римские христиане.
Не прошло и ста лет со дней мученической смерти Иисуса Христа и Его чудесного Воскресения, а Благая Весть об этом событии распространилась по всей Римской империи. Пришла она и в самое сердце язычества – в столицу империи, Рим.
Поначалу она распространилась среди самых обездоленных, но затем искренность и справедливость учения Христа покорили многих зажиточных и знатных граждан. Вскоре на собраниях первых христиан можно было видеть прачку со стёртыми ладонями и старого легионера в отставке, образованного лекаря-грека и клеймённого раба, мальчишку-водоноса и угрюмого кулачного бойца, разорившегося землевладельца и городского мастерового, знатную матрону и рабыню-флейтистку. Римский наместник Вифинии Плиний Младший в своём письме к императору Траяну пишет об обычае христиан «в определённый день собираться на рассвете и читать, чередуясь между собой, гимн Христу как Богу, и что они обязываются клятвою… не совершать краж, разбоя, прелюбодеяния, не обманывать доверия…».
В трактате христианского писателя Минуция Феликса римский язычник Цецилий с раздражением говорит: «Эти люди узнают друг друга по особым тайным знакам и питают друг к другу любовь не будучи даже между собой знакомы… Они называют друг друга без разбора братьями и сёстрами».
Такое поведение было в диковинку в тогдашнем Риме, который славился своей пресыщенной роскошью и кровавыми развлечениями. Христиане не посещали пиров и боёв гладиаторов, жили обособленно. «И мир возненавидел их, потому что они не от мира» (Евангелие от Иоанна, 17:14).
Уже упомянутый Цецилий очень хорошо передаёт отношение римских язычников к первым христианам: это люди скрывающиеся, избегающие света. Немые в обществе, говорливые в своих убежищах. Они презирают храмы, отвергают богов, насмехаются над священными обрядами, милосердствуют о бедных, если возможно; сами полунагие, они пренебрегают мучениями, которые у них пред глазами, и боятся неизвестного и будущего. Они не боятся смерти, но боятся умереть после смерти.
Одно из древнейших изображений апостола Павла |
Всё недовольство вылилось в массовые гонения на христиан, которые они переносили с непостижимым для язычников мужеством.
е в I веке нашей эры жестокий император Нерон обвинил христиан в поджоге Рима (который устроил сам). Свидетель этого события, римский историк Корнелий Тацит писал: «Их (христиан) умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или, обречённых на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения». Во II и III веке преследования продолжались и особенно усилились после 250 года при императоре Диоклетиане, приказавшем запретить христианские собрания, заключить под стражу церковных служителей. Писания сжечь, рядовых верующих заставить принести жертву языческим богам. В случае неподчинения – мучительная смерть.
В это страшное время, чтобы сохранить Церковь, христиане должны были найти себе прибежище для тайных встреч и богослужений. Для этого идеально подошли катакомбы – старые каменоломни, где с античных времён добывался камень для строительства римских дворцов и форумов. Так же как пещера в Вифлееме стала прибежищем для новорожденного Христа, так и катакомбы стали прибежищем для новорожденного христианства.
Катакомбы – это множество подземных ходов, многократно разветвляющихся и пересекающихся на разных уровнях. Коридоры то углубляются, то поднимаются на поверхность. В некоторых местах коридоры расширяются, образуя достаточно обширные залы. Общая протяжённость катакомб очень велика. Глядя на город, трудно представить, что есть ещё и подземный Рим, с которым так тесно связаны первые шаги христианства.
Катакомбы Джордани. “Воскрешение Лазаря” |
Поначалу собрания христиан украшали только огни зажжённых факелов, но вскоре члены общины захотели как-то ещё украсить место своих встреч. И очень скоро туфовые стены пещер покрылись росписями. Каждая фреска изображала какое-нибудь событие библейской истории, или была символом, очень важным и хорошо понятным для каждого верующего. Надо учитывать, что канонического текста Библии ещё не существовало. Среду верующих ходили разрозненные рукописные копии книг Священного Писания на греческом и древнееврейском языках.
Чаще всего рассказы о библейских событиях передавались из уст в уста. Изображения на стенах катакомб помогали лучше их запомнить. Особенно важно это было для новообращённых.
Вот несколько символов, особенно часто встречающихся в катакомбах.
Одно из них – Добрый Пастырь. Пастырь – это старинная форма слова «пастух». Образ трудолюбивого пастуха, непрестанно заботящегося о своём стаде, был хорошо понятен и древним иудеям, и древним римлянам, так как эти народы исстари занимались животноводством. Обращаясь к ученикам и народу, Иисус Христос часто прибегал к этому образу. Он говорил: «Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна, 10.11). В ветхозаветные времена царь Давид начал один из своих самых прекрасных псалмов словами: «Господь – Пастырь мой» (Псалом 22).
1. Катакомбы Каллиста. “Добрый пастырь”. 2. Катакомбы Понциано. “Христос Вседержитель”. 3. Катакомбы Маджоре. “Оранта” |
Изображение Доброго Пастыря очень часто встречается в христианских подземельях. Одно из наиболее известных – в катакомбах Каллиста. Там изображён молодой стройный юноша в короткой античной тунике, перехваченной на бёдрах. С одного плеча ниспадает широкий плащ. На ногах – римские сандалии с ремешками крест-накрест до колен.
На плечах юноша держит ягненка. И сразу вспоминаются слова притчи Христа: «…кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью; и придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: “порадуйтесь со мною; я нашёл мою пропавшую овцу”».
В руке Доброго Пастыря из катакомб Каллиста – ведёрко с молоком, которым пастух часто подкармливает слабых ягнят, так же как Бог питает христиан Своим Словом – Библией: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы возрасти вам во спасение» (Первое послание Петра, 2.2). Карфагенская мученица Перепетуя перед своей смертью видела во сне Доброго Пастыря, поившего её молоком небесной сладости.
Христос наставляет учеников |
С другой прекрасной новозаветной притчей связан образ виноградной лозы. Её изображение хорошо сохранилось в катакомбах Домициллы. Это тоже символ Христа и единства верующих во Христе. Евангелист Иоанн, любимый ученик Спасителя, сохранил для нас Его чудные слова о виноградной лозе: «Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь… Я есть лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего» (Евангелие от Иоанна, 15.1, 5).
Каждый седьмой день недели первые христиане вспоминали о смерти Иисуса Христа и о Его чудесном воскресении (на русском языке этот день так и называется – воскресенье). Богослужение в этот день было особое – после общей молитвы о прощении грехов каждый член общины съедал кусочек хлеба и отпивал глоток вина из общей чаши. Так создавалась атмосфера Тайной Вечери, во время которой Христос прощался с учениками, предчувствуя близкую смерть, принятую во искупление грехов всего мира. «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание”. Также и чашу после вечери и сказал: “Сия чаша есть новый завет в Моей Крови…”» (Первое послание к Коринфянам, 11:23-25). С тех самых пор и до наших дней – это важнейшее христианское таинство. У православных – литургия, у католиков – месса, у протестантов – хлебопреломление, или Вечеря Господня. Это таинство совершается всеми христианами в мире.
1. Катакомбы Присциллы. “Оранта”. 2. Реконструкция Кубикулы пап в катакомбах св. Каллиста. (Дж. Б. де Росси, 1867) |
Поэтому в катакомбах очень часто встречаются изображения чаши и корзинки с хлебом. Иногда эта корзинка стоит на спине рыбы, как, например, на фреске в катакомбах Каллиста. Это еще одна удивительная христианская метафора. Если прочитать по-гречески только первые буквы слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» – получается греческое слово «ИХТИС» – рыба. Богослов Тертулиан во II веке писал: «Мы маленькие рыбки, вслед за нашим Иисусом Христом в воде (благодати) рождаемся, и, пребывая в ней, можем быть невредимыми». Рождение в воде-благодати – это, конечно же, крещение. А в римской провинции Галлии была найдена надпись: «О божественный род небесной Рыбы, сохрани сердце навсегда чистым и получи здесь, среди смертных, бессмертный источник вод. О друг, цели свою душу водой, щедро дарующей Мудрость. Возьми сладкий как мёд хлеб Спасителя святых и вкушай его с великим желанием, держа в руках твоих рыбу».
Среди росписей в катакомбах многие иллюстрируют библейские сюжеты: Ной в ковчеге, Моисей в пустыне, три отрока в пещи огненной, Даниил во рву со львами, пророк Иона, извергаемый из пасти морского чудовища, поклонение волхвов, двенадцать апостолов. Все эти сюжеты хорошо известны тем, кто читает Библию.
Прекрасная фреска сохранилась в катакомбах Присциллы. Дева Мария нежно прижимает к своей груди маленького Христа. Лицо её, обрамлённое легким покрывалом, очень красиво и человечно. Её красота, пластичность позы предвосхищают мадонн Возрождения. Рядом стоит человек с книгой, который указывает на звезду, сияющую над головой Марии. Конечно же, это Рождественская звезда, а человек – пророк Исайя, предсказавший рождение Спасителя. Именно в это время складывается обычай праздновать Рождество, которое окончательно было признано церковным праздником в 350 году.
1,2. Катакомбы Нунциателлы. “Христос”. 3. Катакомбы св. Лоренцо |
А одно из изображений женской фигуры из катакомб Каллиста нашло своё продолжение в восточной иконописной традиции. Такая Богоматерь с поднятыми в молитве руками называется по-гречески Оранта (молящаяся). Она часто изображалась на мозаиках и иконах в византийских и русских храмах. Катакомбная Оранта запомнится надолго: широкая одежда в складках, лицо, озарённое радостью и покоем, руки с тонкими пальцами, поднятые то ли для молитвы, то ли для материнского объятия. Часто считают, что это изображение и Матери-Церкви, объемлющей весь мир. Оранта в катакомбах Каллиста изображена на своде в большом круге. Она как бы парила над головами молящихся, уверяя их, что настанут времена, когда христиан можно будет встретить в любом уголке Земли.
В катакомбах Валентина находится одно из самых древних Распятий, вернее, остатки уникальной фрески, сильно пострадавшие в XVI веке, когда катакомбы Валентина были превращены в винный погреб.
Все росписи немногоцветны – они выполнены в тёплых коричневых тонах, иногда с добавлением синего и зелёного. По своей манере они несколько напоминают росписи в римском городе Помпеи. Конечно, по сравнению со многими античными фресками, яркими и многоцветными, росписи в катакомбах могут показаться совсем неяркими и неброскими. Но всегда следует помнить, что рукой безвестных художников водило не мастерство, но искренняя вера. Именно это делает росписи в катакомбах уникальными.
1. Катакомбы Коммодиллы. Христос. 2. Катакомбы Присциллы. Добрый пастырь. 3. Катакомбы Петра |
Здесь же, в этих подземельях, христиане хоронили своих умерших, в том числе и тех, кто был замучен или казнён. По имени захороненного там мученика катакомбы получали своё название. Часто катакомбы называют подземными кладбищами христиан.
В обычаях римлян было сожжение тел умерших, а христиане старались сберечь тела и предать их земле, дословно выполняя слова о том, что человек из праха пришёл, в прах и уйдёт. Уже упомянутый язычник Цецилий говорит, что христиане «гнушаются сожигания мёртвых и осуждают такой обычай погребения».
В стенах катакомб вырубались полукруглые ниши, куда устанавливали саркофаги, из грубого камня. В первые века нашей эры христиане находились в постоянном ожидании второго пришествия Христа, когда «мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретении Господу» (Первое послание к Фессалоникийцам, 4.16–17).
Пророк Иона |
Таким образом, даже и после смерти христиане оставались в своей общине, ожидая вместе с живыми братьями и сёстрами воскресения и вечного воссоединения на Небесах.
Конечно же, катакомбы трудно сравнивать с надземным Римом. Его форумы и дворцы прекрасны величием своих форм и богатством отделки. Но в этих тёмных печальных подземельях зародилась сегодняшняя христианская культура.
В заключение хочется привести слова русского философа Владимира Эрна, передающие его впечатление после посещения катакомб: «Безмолвная, почти немая тайна первохристианства вдруг безмолвно и немо открылась сердцу, и самая суть катакомб стала такой близкой, такой понятной, такой родной. Я всем существом ощутил мир, мир, превосходящий всякое разумение, мир, который благодатными волнами бил в мою душу из этой массы безвестных смиренных могил… нет смерти, нет печали и воздыхания, есть одна беспримесная, беспредельная радость».
Катакомбы Дженероза. Изображения святых |
Оглавление
Источник: www.vatanym.ru
В Риме находится свыше 60 катакомб. Это система подземных ходов, часто напоминающих лабирины. Настенные фрески в катакомбах оптимистичны и наполнена верой в воскрешение. Здесь царит покой и умиротворение.
О катакомбах
Катакомбы Рима (Catacombe di Roma) – это огромные многоуровневые галереи, запутанные ходы, опоясывающие и пронизывающие пространство под Вечным городом. Они возникли в дохристианскую эпоху. Большая часть римских катакомб была создана в раннехристианский период. Всего в итальянской столице найдено более 60 тайных лабиринтов (150—170 км длиной, около 750 тыс. захоронений).
Виды римских катакомб
- языческие
- синкретические
- иудейские
- христианские
Христианские катакомбы
Самые древние христианские катакомбы Рима относятся примерно к 107 году н.э. Первые римские христиане подвергались гонениям. Для совершения обрядов и захоронения покойных по религиозным канонам верующие использовали заброшенные туфовые каменоломни.
В подземельях христиане чувствовали себя в безопасности. Они устраивали молельни и погребальные камеры, рыли новые лабиринты, расширяли существующие коридоры, делали ниши в их стенах. Ширина подземных ходов составляла около 1–1,5 м; высота достигала 2,5 м. Ниши-гробницы устраивали по обеим сторонам коридоров, в несколько ярусов. В каждое углубление помещали одно или несколько тел, потом усыпальницы замуровывали кирпичом, каменными плитами. Из подземелий на улицы Рима открывались выходы и вентиляционные шахты.
С 312 года по воле императора Константина христианство было объявлено легальной религией, гонения на верующих прекратились. Катакомбы стали официальными и почитаемыми захоронениями. К V веку хоронить под землёй перестали, и даже многие останки были перенесены в церкви Рима, римские лабиринты пришли в запустение и были надолго забыты.
Катакомбы Присциллы
Через десять веков – в 1578 году, при строительстве дороги Виа Салария, обнаружилось первое подземное кладбище. Это были старейшие в Риме катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla) с погребальными камерами раннехристианских мучеников. Аристократка Присцилла Римская происходила из семьи консула Акилиуса Глабрио, владевшего обширными землями, на которых и образовалось подземное кладбище.
Эти катакомбы не разграбили варвары в V веке, поэтому захоронения хорошо сохранились. Именно здесь обнаружились уникальные образцы раннехристианского искусства, искусные фрески, изображающие Доброго Пастыря с рыбами (символ Иисуса), рисунки Святой девы Марии (II век н.э.), настенные росписи с ветхозаветными сюжетами, сценами Нового завета. Главной достопримечательностью катакомб Присциллы считается Cappella Greca – помещение со скамьями для поминальных трапез, с греческими надписями на стенах.
Есть в катакомбах «Комната женщины в вуали» (Il Cubicolo della Velata), известная фреской с изображением молящейся молодой женщины в пурпурном платье и белой вуали. Рядом прописаны сцены из её жизни, а над головой — Райский сад. Изображение второй половины II в. и находится в хорошем состоянии.
Как доехать
Вход в катакомбы Присциллы расположен по адресу: Via Salaria, 430. Он находится рядом с парком Villa Ada.
Ехать от станции Termini автобусом 92 или 310 до остановки Piazza Crati,
от площади Venezia на 63 автобусе тоже до Piazza Crati.
Затем пройти по via di Priscilla, по указателю.
Время работы
ВТ-ВС 09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.
ПН — выходной.
Билеты
Полный билет — €8;
дети (7-15 лет) — €5.
Подробнее о катакомбах Присциллы читайте на сайте.
Катакомбы святого Каллиста
Самое крупное и известное подземное христианское захоронение Рима – катакомбы Святого Каллиста (Catacombe di San Callisto) (II–IV вв.), основанные епископом Каллистом. Четырёхуровневый лабиринт с сотнями тысяч гробниц протянулся на 12 км. Он занимает площадь в 15 гектаров на территории между старой Аппиевой дорогой, улицами Via delle Sette Chiese и Via Ardeatina. Это настоящий «город мёртвых»: в подземельях Сан-Каллисто объединены несколько некрополей разных периодов. Здесь есть свои улицы, площади, перекрёстки.
На подземной площади «Маленький Ватикан» упокоились 9 римских пап, руководивших церковью в III веке (всего в Сан-Каллисто захоронено 16 понтификов и более 50 святых мучеников). Самое посещаемое место в катакомбах – склеп Santa Cecilia – усыпальница святой мученицы Цецилии с хорошо сохранившимися рельефами, фресками и мозаиками.
Общая длина подземных коридоров Сан-Каллисто, доступных на сегодняшний день, составляет около 20 километров. Археологические исследования ведутся с середины XIX века, открыты пока далеко не все захоронения.
Как доехать
Вход в катакомбы San Callisto расположен по адресу: Via Appia Antica, 110/126.
От вокзала Termini надо ехать:
- на метро А (направление Anagnina) или на автобусе 714 (направление Palazzo Sport) до площади Piazza di S. Giovanni in Laterano. Затем на автобусе 218 — до остановки Fosse Ardeatine;
- на метро B (направление Laurentina) до остановки Circo Massimo.
От остановки Circo Massimo или от остановки Terme Caracalla/Porta Capena на автобусе 118 (направление Villa Dei Quintili) — до остановки Catacombe di San Callisto.
Время работы
ЧТ-ВТ 09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.
СР, католическая Пасха, Рождество и 1 января — выходные.
Билеты
Полный билет — €8;
дети (7-15 лет) — €5.
Подробнее о катакомбах св. Каллиста читайте на сайте: catacombe.roma.it
Иудейские катакомбы
Иудейские катакомбы считаются предшественниками христианских. Они появились в примерно в I в. до н. э. Отличие иудейских катакомб от христианских в том, что сначала появились отдельные склепы, а потом уже их соединили коридорами. Их стены расписаны фресками, на которых изображены менора, цветы, животные, а вот сцен из Ветхого Завета нет.
Известные иудейские катакомбы
- Захоронения под Villa Torlonia
Подземные захоронения евреев III- IV веков. Муссолини использовал виллу в качестве резиденции. Во время II мировой войны в катакомбах размещался бункер. - Vigna Apolloni
Поминальные обряды проводились в небольших комнатах, на стенах которых сохранились росписи. Встречаются надписи на греческом и латинском; на иврите и религиозных изображений почти нет. - Vigna Cimarra
Сводчатые ниши, росписи на еврейскую тематики и надписи на иврите отличают это захоронение. В склепах найдены скелеты. - Vigna Randanini
Усыпальница открыта в 1859 году, но хорошо сохранилась. Захоронения с начала эры. На потолках роспись. - Монтеверде
Надписи на стенах, выполненные в 300 годы итальянским квадратным шрифтом, рассказывают о еврейских истории и традициях.
Синкретические катакомбы
Подземные храмы синкретических катакомб отличаются смешением римской и греческой философии с христианством. Есть предположение, что это захоронения секты гностиков.
Известные синкретические катакомбы:
- Подземная базилика в районе вокзала Термини
Обнаружена в 1917 году. В I веке до н. э. ее использовали как место встреч неопифагорейцев. Известна гипсовыми барельефами. - Гипогей Аврелиев
Подземные туннели, открытые в 1919 году. На стенах сохранились фрески, на полу — мозаика. Первоначально катакомбы были двухэтажные. Верхний — просторный зал выходил на поверхность. Нижний — несколько зеркальных комнат уходили под землю. - Гипогей Trebius Justus
В катакомбах хорошо сохранились фрески на религиозную тематику и символические росписи. - Гипогей Вибии
Катакомбы на территории виллы Казали. Это 8 подземных комнат, украшенных фресками с изображением Юпитера, Сабатия, Гермеса, Психопомпа, животных и сюжетами из религиозных книг.
Катакомбы на Via Latina (Catacomba di Dino Compagni)
Катакомбы найдены в 1955 году. Это богатые частные захоронения. Возможно в них были похоронены и язычник, и христиане (около 400 захоронений). На настенных росписях изображены сцены из Ветхого и Нового Завета в новой иконографии.
Известные катакомбы:
- Aproniano
Еще ведутся раскопки. Похоронены язычник и представители раннехристианской конфессии. - Захоронения на Виа Латина
1000 могил, найденные в 1955 году. Во время строительства железнодорожных линий многие были разрушены. - Гипогей Cava della rossa
Захоронения членов богатых семей. В катакомбах несколько двухуровневых галерей. - Аd Decimum
Усыпальница открыта в 1905 году. Это 5 галерей на разных уровнях. - Santi Gordiano ed Epimaco
Захоронены люди разного вероисповедания. Катакомбы многоуровневые.
Источник: holidaygid.ru
КАТАКО́МБЫ, подземные захоронения на территории совр. Италии (вокруг Рима, Неаполя, на о. Сицилия), а также в Сев. Африке (в т. ч. в Александрии), на о. Мальта, в Передней и Малой Азии, на Балканах и др. Представляют собой систему высеченных в туфе коридоров, часто в несколько (не более 5) ярусов, освещённых световыми колодцами и снабжённых стенными нишами [прямоугольными для тел (локули) или аркообразными для саркофагов (аркосолии)], а также квадратными камерами для семейных захоронений (кубикулы). К. использовались для захоронения лиц среднего достатка уже во времена Рим. империи; в соответствии с рим. погребальными обычаями всегда располагались за гор. стеной. С кон. 2 в. К. стали местом захоронений христиан Рима, использовались ими как кладбища до кон. 5 в., впоследствии став объектами паломничеств. К. устраивались близ церковных зданий (катакомбы Сан-Себастьяно, Сант-Аньезе) или на участках, пожертвованных общине её членами (катакомбы Присциллы, Домициллы и др.). Большинство К. были заброшены в эпоху раннего Средневековья, известными оставались лишь те, которые были связаны с пригородными базиликами. Изучение К. началось после случайного обнаружения комплекса близ ц. Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге в 1578; первые систематич. исследования К. провёл в 1-й четв. 17 в. А. Бозио, открывший более 30 катакомб.
Как языческие, так и раннехристианские К. содержали надписи и памятные предметы, закреплённые в штукатурке стены близ захоронения усопших, и украшались фресками (реже – мозаиками и стукковыми рельефами). Росписи языческих К. носят орнаментально-декоративный характер (катакомбы Сан-Себастьяно). Первые христианские изображения в К. датируются нач. 3 в. Живопись К., использующая как языческие образы и знаки, так и христианскую символику, демонстрирует процесс становления изобразит. языка раннехристианского искусства. Среди адаптированных к новому смыслу языческих образов наиболее популярны фигуры умерших в позе «оранта», т. е. молящегося (катакомбы Присциллы, крипта Велацио и др.); «Христос – Добрый пастырь», воспроизводящий схемы Гермеса Криофора, овценосца – водителя душ (катакомбы Каллиста, Присциллы). Среди новых христианских символов – рыба как символ Христа, виноградная лоза как символ крови Христа и причащения, крест, якорь как символ надежды. После Миланского эдикта, узаконившего христианство как одно из вероисповеданий империи, появляются т. н. хризмы (греч. инициалы Христа), изображения Христа и Богоматери (К. на Виа-Анапо, Коммодиллы и др.). В декорации К. встречаются также сцены античной мифологии: Орфей с животными, подвиги Геракла (катакомбы на Виа-Латина) и др., частично воспринятые христианами как аллегории победы над смертью.
В декорации К. впервые в христианской традиции появляются сцены из Ветхого и Нового Завета, связанные, как правило, с темой спасения умершего. Традиц. набор сюжетов восходит к тексту молитвы над умирающим св. Киприана Антиохийского и включает сцены чудесных спасений праведников, подобно которым должен спастись и усопший: историю пророка Ионы как прообраз воскресения Христа, «Три отрока в пещи огненной», «Жертвоприношение Авраама», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление кровоточивой жены» и др. Наряду с отдельными сюжетами встречаются первые «циклы», дающие возможность говорить о целостной программе ансамбля и состоящие из двух сцен: «Грехопадение прародителей», открывающее историю падшего человечества, и «Поклонение волхвов» или «Крещение» как начало истории Спасения.
Для стиля катакомбной живописи характерны предельная упрощённость, лапидарность, знаковость изображения. Нарастающая к 5 в. условность изобразит. языка проявляется во фронтальности и неподвижности фигур, обведённых жёстким контуром. Эти перемены объясняются новыми функциями изображения, пришедшими на смену античной декоративности: оно выступает теперь как носитель нового символич. смысла и часть общей иконографич. программы, что характерно уже для ср.-век. концепции образа.
В православной традиции термин «К.» обычно не используется; подземные места отшельничества и погребений называются пещерами (в Киево-Печерской лавре, Псково-Печерском Успенском монастыре и др.). К. называют также систему сложных подземных ходов, заброшенных выработок, шахт и т. д. (напр., К. под Парижем, Одессой, Керчью и др.).
Источник: bigenc.ru
КАТАКОМБЫ – подземные захоронения на территории современной Италии (вокруг Рима, Неаполя, на острове Сицилия), а также в Северной Африке (в т. ч. в Александрии), на острове Мальта, в Передней и Малой Азии, на Балканах и других.
Представляют собой систему высеченных в туфе коридоров, часто в несколько (не более 5) ярусов, освещённых световыми колодцами и снабжённых стенными нишами [прямоугольными для тел (локули) или аркообразными для саркофагов (аркосолии)], а также квадратными камерами для семейных захоронений (кубикулы). Катакомбы использовались для захоронения лиц среднего достатка уже во времена Римской империи; в соответствии с римскими погребальными обычаями всегда располагались за городской стеной. С конца II века Катакомбы стали местом захоронений христиан Рима, использовались ими как кладбища до конца V века, впоследствии став объектами паломничеств. Катакомбы устраивались близ церковных зданий (катакомбы Сан-Себастьяно, Сант-Аньезе) или на участках, пожертвованных общине её членами (катакомбы Присциллы, Домициллы и др.). Большинство катакомб были заброшены в эпоху раннего Средневековья, известными оставались лишь те, которые были связаны с пригородными базиликами. Изучение катакомб началось после случайного обнаружения комплекса близ церкви Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге в 1578 году; первые систематические исследования катакомб провёл в 1-й четверти XVII века А. Бозио, открывший более 30 катакомб.
Как языческие, так и раннехристианские катакомбы содержали надписи и памятные предметы, закреплённые в штукатурке стены близ захоронения усопших, и украшались фресками (реже – мозаиками и стукковыми рельефами). Росписи языческих катакомб носят орнаментально-декоративный характер (катакомбы Сан-Себастьяно). Первые христианские изображения в катакомбах датируются началом III века. Живопись катакомб, использующая как языческие образы и знаки, так и христианскую символику, демонстрирует процесс становления изобразительного языка раннехристианского искусства. Среди адаптированных к новому смыслу языческих образов наиболее популярны фигуры умерших в позе «оранта», т. е. молящегося (катакомбы Присциллы, крипта Велацио и др.); «Христос – Добрый пастырь», воспроизводящий схемы Гермеса Криофора, овценосца – водителя душ (катакомбы Каллиста, Присциллы). Среди новых христианских символов – рыба как символ Христа, виноградная лоза как символ крови Христа и причащения, крест, якорь как символ надежды. После Миланского эдикта, узаконившего христианство как одно из вероисповеданий империи, появляются т. н. хризмы (греческие инициалы Христа), изображения Христа и Богоматери (катакомбы на Виа-Анапо, Коммодиллы и другие). В декорации катакомб встречаются также сцены античной мифологии: Орфей с животными, подвиги Геракла (катакомбы на Виа-Латина) и другие, частично воспринятые христианами как аллегории победы над смертью.
В декорации катакомб впервые в христианской традиции появляются сцены из Ветхого и Нового Завета, связанные, как правило, с темой спасения умершего. Традиционный набор сюжетов восходит к тексту молитвы над умирающим святого Киприана Антиохийского и включает сцены чудесных спасений праведников, подобно которым должен спастись и усопший: историю пророка Ионы как прообраз воскресения Христа, «Три отрока в пещи огненной», «Жертвоприношение Авраама», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление кровоточивой жены» и др. Наряду с отдельными сюжетами встречаются первые «циклы», дающие возможность говорить о целостной программе ансамбля и состоящие из двух сцен: «Грехопадение прародителей», открывающее историю падшего человечества, и «Поклонение волхвов» или «Крещение» как начало истории Спасения.
Для стиля катакомбной живописи характерны предельная упрощённость, лапидарность, знаковость изображения. Нарастающая к V веку условность изобразительного языка проявляется во фронтальности и неподвижности фигур, обведённых жёстким контуром. Эти перемены объясняются новыми функциями изображения, пришедшими на смену античной декоративности: оно выступает теперь как носитель нового символического смысла и часть общей иконографической программы, что характерно уже для средне-вековых концепции образа.
В православной традиции термин «катакомбы» обычно не используется; подземные места отшельничества и погребений называются пещерами (в Киево-Печерской лавре, Псково-Печерском Успенском монастыре и др.). Катакомбами называют также систему сложных подземных ходов, заброшенных выработок, шахт и т. д. (например, катакомбы под Парижем, Одессой, Керчью и др.).
Иллюстрации:
Катакомбы Сан-Каллисто в Риме.
«Воскрешение Лазаря». Фреска из катакомб Сан-Каллисто в Риме. III век.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Источник: w.histrf.ru