Катакомбы домитиллы и присциллы


Древние улицы Рима скрывают в своих недрах ещё один город, наполненный таинственными лабиринтами и мрачными подземельями. Это катакомбы. Они протянулись под городом на сотню километров. Археологами обнаружены десятки разветвленных систем коридоров и ниш. Для экскурсий открыта только малая их часть, и те, что открыты, пользуются большой популярностью у путешественников

Подземная история христианства

Обычно считается, что катакомбы это сеть подземных тоннелей, образованная в результате работ на каменоломнях или построенная в качестве бомбоубежищ. Но это ошибочное мнение. Изначально катакомбами называли подземные галереи, используемые для погребения усопших и проведения религиозных церемоний в небольших часовнях. Практика погребения усопших в катакомбах существовала в Риме вплоть до четвертого века. За это время в них было похоронено около 750 тысяч человек.

Катакомбы представляют собой подземные лабиринты, проделанные в легко обрабатываемой пористой породе (туфе). По обе стороны от коридоров располагаются небольшие помещения, вмещающие несколько могил. Их называют кубикулами. Изначально это слово обозначало спальное место в доме у римлян. Кубикулы являлись фамильными склепами, в которых располагались усыпальницы зажиточных граждан. Тех, кто не мог себе позволить отдельные кубикулы, хоронили в узких нишах, расположенных по бокам основных коридоров.


Катакомбы святого мученика Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano)

Катакомбы домитиллы и присциллы

Римские катакомбы использовались во времена язычества, а со второго века в них стали хоронить последователей Христа. Любопытно в этом отношении место погребения мученика раннехристианской эпохи Себастьяна. В нем можно отследить интересный переход: языческие надписи и изображения сменяются христианскими символами. Здесь, в пугающей тишине, расположилась крипта римского легионера, гонимого за свою веру и осуждённого на смерть. В настоящее время мощи Себастьяна покоятся в церкви его имени. В четвертом веке ее возвели поверх катакомб.

По преданию, здесь же, были погребены мощи Павла и Петра, учеников и последователей Иисуса. Они были казнены римскими солдатами в первом веке. Безмолвные стены сохранили надпись, гласящую о том, что "здесь почивали святые".

Расположены: via Appia Antica 136, сайт http://www.catacombe.org/

 

Катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla)


Катакомбы домитиллы и присциллы

Это самые старые римские катакомбы. Территорией, где они вырыты, когда-то владел Акилий Глабрий. К его роду принадлежала и Присцилла, именем которой названо захоронение. Ее казнили по распоряжению императора Домициана, гонителя христиан.

На территории катакомб воздвигнута капелла, в которой встречаются надписи на греческом. В капелле можно увидеть картину таинства причащения, рисунок Девы Марии с младенцем на руках, а также образы других библейских героев. Эти изображения появились здесь во втором веке.

Расположены: via Salaria, 430 сайт http://www.catacombepriscilla.com/

 

Катакомбы святой Домитиллы (Catacombe di Domitilla)

Катакомбы домитиллы и присциллы

Они расположены на территории фамильного поместья семьи Флавиев. Историки предполагают (хотя это до конца не установлено), что Домитилла это внучка римского императора Веспасиана, принявшая мученическую смерть за свою веру. Хоронили усопших в этом месте вплоть до четвертого века. Из-за нехватки места, ниши в стенах располагались в четыре этажа. В катакомбах Домитиллы сохранилось уникальное изображение Иисуса Христа, в образе Доброго Пастыря.

Расположены: via delle Sette Chiese, 282 сайт http://www.domitilla.info/

 

Катакомбы святой Агнессы (Catacombe di Sant'Agnese)


Катакомбы домитиллы и присциллы

Место названо именем мученицы Агнессы Римской, причисленной к лику святых. На стенах подземелья нет традиционных рисунков с христианской символикой, но в двух галереях можно увидеть надписи (эпитафии). Мощи святой Агнессы находятся в базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, возведённой над катакомбами в четвертом веке. Ее построили по решению дочери императора Константина. В этой базилике и покоятся останки святой Агнессы, перенесенные из подземного захоронения.

Расположение: via Nomentana 349, сайт http://www.santagnese.org/catacombe.htm

 

Катакомбы святого Каллиста (Catacombe di San Callisto)

Катакомбы домитиллы и присциллы

Катакомбы Каллиста – крупнейший комплекс христианских катакомб в Риме. Его протяжённость – около 20 км. Галереи захоронений и кладбищ насчитывают 170 тысяч могил христиан, погребенных на четырёх уровнях. Назвали катакомбы по имени римского священнослужителя Каллиста, при жизни занимался организацией похорон христиан.

Захоронения еще исследуются учеными, поэтому для экскурсий доступна только их часть. На территории погребальных галерей посетители могут увидеть три крипты (большие помещения с захоронениями):


Пещера пап. Получила название в честь шести пап, нашедших покой в её стенах. Кроме них здесь погребено множество епископов и святых. Захоронения относятся к третьему веку.

Крипта святых таинств. Представляет собой пять кубикул, предназначенных для захоронения одной семьи. Крипта украшена фресками, каждая из которых рассказывает о великих божественных свершениях: таинстве крещения, обряде причастия и будущего воскресения.

Крипта святой Цецилии. Место расположения саркофага Цецилии римской – мученицы третьего века, причисленной католической церковью к ликам святых. Она известна как активная сторонница христианской веры, приведшая к Богу около 400 римлян. На стенах крипты выгравированы греческие эпитафии и уникальные фрески.

Расположены: via Appia Antica 110/126 сайт http://www.catacombe.roma.it/it/index.php

 

Добро пожаловать на интересные экскурсии в Риме! http://rome-with-love.ru/tours

 

Источник: rome-with-love.ru

Я уже писал ранее, почему считаю посещение катакомб жизненно необходимым, достойным и правильным, всехвальным и проч. мероприятием в жизни христианина (неужели Вы могли забыть это выступление? ну тогда Вам сюда:  sibeaster.livejournal.com/10233.html) Так вот в Риме известных археологам раннехристианских катакомб в Риме более 60. Для посещения открыты пока только пять:
1. катакомбы Сан-Каллисто (старая Аппиева дорога – via Appa Antica)
2. катакомбы сан-Себастьяно (там же)
3. катакомбы Домитиллы (район двух предыдущих)
4. катакомбы Сант-Аньезе (виа Номентана)
5. катакомбы Присциллы


Самые разрекламированные и раскрученные – это Сан-Каллисто. Туда постоянно прибывают туристические автобусы, там приходится долго ждать своей очереди. Там же самые бездарные экскурсии: группа идет за группой; находясь в одной кубикуле, слушаешь еще парочку гидов в соседних кубикулах.
Самые "исторические" – это Сан-Себастьяно. В отличие от остальных катакомб эти были известны всегда, их посещали все знаменитости, бывшие в Риме. Туристов там тоже много, но гиды постепеннее, они даже позволяют себе отвечать на вопросы посетителей. Да и маршрут поинтереснее: много узких извилистых коридоров, электричество экономится, так что в боковых галереях царит приятный кладбищенский полумрак.
Про катакомбы Домитиллы сказать ничего не могу. В Риме я бываю в январе, и именно в этот месяц данные катакомбы закрыты.
Самые неинтересные – Сант-Аньезе. Никаких фресок, никаких надписей – длинные коридоры с чернеющими нишами. Ни в коем случае не стОит начинать знакомство с миром катакомб с Сант-Аньезе – будете разочарованы.
Ну а начнем мы с самого сложного.


катакомбы Присциллы добираются только знатоки Рима и утонченные эстеты (ну Вы понимаете, это я про себя). Туда не возят организованных туристов, своими ногами туда не дойти. В общем, только для тебя, дорогой читатель, я открою великую тайну этих катакомб.
Как доехать? Автобусы 86 и 92 от Термини. Выходить на остановке Пьяцца Крати (Piazza Crati). Обратите внимание: это не конечная, и надо следить за маршрутом, чтобы не проехать. Общее направление такое: автобус выезжает за Аврелиановы стены, выписывает непонятные кренделя и выезжает в итоге на виа По (via Po). Дальше эта улица несколько раз меняет название (via Tagliamento, via Sebino, via Nemorense), но остается относительно прямой. Заодно посмотрите на римскую застройку эпохи модерна. В определенный момент по правую сторону улицы появляется садик – Parco Virgiliano , а это знак – турист, будь готов! Конец этого парка – это и есть пьяцца Крати. Еще один важный знак – на площади постоянно действующий овощной рынок. В левом дальнем углу площади от нее отходит кривая, как рожа после укуса пчел, улица via Priscilla. Там уже есть указатели на катакомбы. Вход в них – с виа Салария (via Salaria)
Когда открыты? По состоянию на январь 2011 года: все дни, кроме понедельника, с 8-30 до 12-00 и 14-30 до 17-00. Народу здесь действительно мало. Поэтому либо придется ждать еще одного безумца, желающего увидеть катакомбы, либо догонять ушедшую под землю группу. Но об этом в следующий раз.


Источник: sibeaster.livejournal.com

В Риме находится свыше 60 катакомб. Это система подземных ходов, часто напоминающих лабирины. Настенные фрески в катакомбах оптимистичны и наполнена верой в воскрешение. Здесь царит покой и умиротворение.

О катакомбах

Катакомбы Рима (Catacombe di Roma) – это огромные многоуровневые галереи, запутанные ходы, опоясывающие и пронизывающие пространство под Вечным городом. Они возникли в дохристианскую эпоху. Большая часть римских катакомб была создана в раннехристианский период. Всего в итальянской столице найдено более 60 тайных лабиринтов (150—170 км длиной, около 750 тыс. захоронений).

Виды римских катакомб

  • языческие
  • синкретические
  • иудейские
  • христианские

Катакомбы домитиллы и присциллы

Христианские катакомбы

Самые древние христианские катакомбы Рима относятся примерно к 107 году н.э. Первые римские христиане подвергались гонениям. Для совершения обрядов и захоронения покойных по религиозным канонам верующие использовали заброшенные туфовые каменоломни.

В подземельях христиане чувствовали себя в безопасности. Они устраивали молельни и погребальные камеры, рыли новые лабиринты, расширяли существующие коридоры, делали ниши в их стенах. Ширина подземных ходов составляла около 1–1,5 м; высота достигала 2,5 м. Ниши-гробницы устраивали по обеим сторонам коридоров, в несколько ярусов. В каждое углубление помещали одно или несколько тел, потом усыпальницы замуровывали кирпичом, каменными плитами. Из подземелий на улицы Рима открывались выходы и вентиляционные шахты.


С 312 года по воле императора Константина христианство было объявлено легальной религией, гонения на верующих прекратились. Катакомбы стали официальными и почитаемыми захоронениями. К V веку хоронить под землёй перестали,  и даже многие останки были перенесены в церкви Рима, римские лабиринты пришли в запустение и были надолго забыты.

Катакомбы Присциллы

Через десять веков – в 1578 году, при строительстве дороги Виа Салария, обнаружилось первое подземное кладбище. Это были старейшие в Риме катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla) с погребальными камерами раннехристианских мучеников. Аристократка Присцилла Римская происходила из семьи консула Акилиуса Глабрио, владевшего обширными землями, на которых и образовалось подземное кладбище.

Эти катакомбы не разграбили варвары в V веке, поэтому захоронения хорошо сохранились. Именно здесь обнаружились уникальные образцы раннехристианского искусства, искусные фрески, изображающие Доброго Пастыря с рыбами (символ Иисуса), рисунки Святой девы Марии (II век н.э.), настенные росписи с ветхозаветными сюжетами, сценами Нового завета. Главной достопримечательностью катакомб Присциллы считается Cappella Greca – помещение со скамьями для поминальных трапез, с греческими надписями на стенах.


Есть в катакомбах «Комната женщины в вуали» (Il Cubicolo della Velata), известная  фреской с изображением молящейся молодой женщины в пурпурном платье и белой вуали. Рядом прописаны сцены из её жизни, а над головой —  Райский сад. Изображение второй половины II в. и находится в хорошем состоянии.

Как доехать

Вход в катакомбы Присциллы расположен по адресу: Via Salaria, 430. Он находится рядом с парком Villa Ada.

Ехать от станции Termini автобусом 92 или 310 до остановки Piazza Crati,
от площади Venezia на 63 автобусе тоже до Piazza Crati.
Затем пройти по via di Priscilla, по указателю.

Время работы

ВТ-ВС  09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.
ПН — выходной.

Билеты

Полный билет — €8;
дети (7-15 лет) — €5.

Подробнее о катакомбах Присциллы читайте на сайте.

Катакомбы святого Каллиста

Самое крупное и известное подземное христианское захоронение Рима – катакомбы Святого Каллиста  (Catacombe di San Callisto) (II–IV вв.), основанные епископом Каллистом. Четырёхуровневый лабиринт с сотнями тысяч гробниц протянулся на 12 км. Он занимает площадь в 15 гектаров на территории между старой Аппиевой дорогой, улицами Via delle Sette Chiese и Via Ardeatina. Это настоящий «город мёртвых»: в подземельях Сан-Каллисто объединены несколько некрополей разных периодов. Здесь есть свои улицы, площади, перекрёстки.


На подземной площади «Маленький Ватикан» упокоились 9 римских пап, руководивших церковью в III веке (всего в Сан-Каллисто захоронено 16 понтификов и более 50 святых мучеников). Самое посещаемое место в катакомбах – склеп Santa Cecilia – усыпальница святой мученицы Цецилии с хорошо сохранившимися рельефами, фресками и мозаиками.

Общая длина подземных коридоров Сан-Каллисто, доступных на сегодняшний день, составляет около 20 километров. Археологические исследования ведутся с середины XIX века, открыты пока далеко не все захоронения.

Как доехать

Вход в катакомбы San Callisto расположен по адресу: Via Appia Antica, 110/126.

От вокзала Termini надо ехать:

  • на метро А (направление Anagnina) или на автобусе 714 (направление Palazzo Sport) до площади Piazza di S. Giovanni in Laterano. Затем на автобусе 218 — до остановки Fosse Ardeatine;
  • на метро B (направление Laurentina) до остановки Circo Massimo.
    От остановки Circo Massimo или от остановки Terme Caracalla/Porta Capena на автобусе 118 (направление Villa Dei Quintili) — до остановки Catacombe di San Callisto.
Время работы

ЧТ-ВТ  09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.

СР, католическая Пасха, Рождество и 1 января — выходные.

Билеты

Полный билет — €8;
дети (7-15 лет) — €5.

Подробнее о катакомбах св. Каллиста читайте на сайте: catacombe.roma.it

Иудейские катакомбы

Иудейские катакомбы считаются предшественниками христианских. Они появились в примерно в I в. до н. э. Отличие иудейских катакомб от христианских в том, что сначала появились отдельные склепы, а потом уже их соединили коридорами. Их стены расписаны фресками, на которых изображены менора, цветы, животные, а вот сцен из Ветхого Завета нет.

Известные иудейские катакомбы

  • Захоронения под Villa Torlonia
    Подземные захоронения евреев III- IV веков. Муссолини использовал виллу в качестве резиденции. Во время II мировой войны в катакомбах размещался бункер.
  • Vigna Apolloni
    Поминальные обряды проводились в небольших комнатах, на стенах которых сохранились росписи. Встречаются надписи на греческом и латинском; на иврите и религиозных изображений почти нет.
  • Vigna Cimarra
    Сводчатые ниши, росписи на еврейскую тематики и надписи на иврите отличают это захоронение. В склепах найдены скелеты.
  • Vigna Randanini
    Усыпальница открыта в 1859 году, но хорошо сохранилась. Захоронения с начала эры. На потолках роспись.
  • Монтеверде
    Надписи на стенах, выполненные в 300 годы итальянским квадратным шрифтом, рассказывают о еврейских истории и традициях.

Синкретические катакомбы

Подземные храмы синкретических катакомб отличаются смешением римской и греческой философии с христианством. Есть предположение, что это захоронения секты гностиков.

Известные синкретические катакомбы:

  • Подземная базилика в районе вокзала Термини
    Обнаружена в 1917 году. В I веке до н. э. ее использовали как место встреч неопифагорейцев. Известна гипсовыми барельефами.
  • Гипогей Аврелиев
    Подземные туннели, открытые в 1919 году. На стенах сохранились фрески, на полу — мозаика. Первоначально катакомбы были двухэтажные. Верхний — просторный зал выходил на поверхность. Нижний — несколько зеркальных комнат уходили под землю.
  • Гипогей Trebius Justus
    В катакомбах хорошо сохранились фрески на религиозную тематику и символические росписи.
  • Гипогей Вибии
    Катакомбы на территории виллы Казали. Это 8 подземных комнат, украшенных фресками с изображением Юпитера, Сабатия, Гермеса, Психопомпа, животных и сюжетами из религиозных книг.

Катакомбы на Via Latina (Catacomba di Dino Compagni)

Катакомбы найдены в 1955 году. Это богатые частные захоронения. Возможно в них были похоронены и язычник, и христиане (около 400 захоронений). На настенных росписях изображены сцены из Ветхого и Нового Завета в новой иконографии.

Известные катакомбы:

  • Aproniano
    Еще ведутся раскопки. Похоронены язычник и представители раннехристианской конфессии.
  • Захоронения на Виа Латина
    1000 могил, найденные в 1955 году. Во время строительства железнодорожных линий многие были разрушены.
  • Гипогей Cava della rossa
    Захоронения членов богатых семей. В катакомбах несколько двухуровневых галерей.
  • Аd Decimum
    Усыпальница открыта в 1905 году. Это 5 галерей на разных уровнях.
  • Santi Gordiano ed Epimaco
    Захоронены люди разного вероисповедания. Катакомбы многоуровневые.

Источник: holidaygid.ru

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ РАН НИХ ХРИСТИАН

В течение трех веков с невероятным терпением первохристиане языческого Рима выдалбливали в каменном основании столицы империи сотни тысяч ниш для погребения своих мертвых.

 

Римские катакомбы — места погребений, в основном в период раннего христианства — находятся вдоль римских дорог, в местах традиционно отведенных под некрополи: дело в том, что закон запрещал хоронить внутри городских стен, поэтому римские дороги за сотни лет приняли характер кладбищ — сначала языческих с мавзолеями и колумбариями, а в первые века нашей эры — христианских, в виде катакомб. Наиболее крупное скопление этих подземных кладбищ лежит в низине вдоль Аппиевой дороги между церковью Св. Себастьяна (нередко именуемой «храм Себастьяна-на-катакомбах») и цирком Максенция. Начиная с IV в. христианское кладбище около этого места называлось «Кладбищем в катакомбах» (Coemeterium ad Catacumbas).

 

Первые римские катакомбы известны с дохристианских времен, как, например, иудейские катакомбы на Аппиевой дороге. Ведутся споры относительно происхождения катакомб. Одни утверждают, что это — остатки древних каменоломен, где добывали горшечную глину-пуццолан. Другие настаивают, что римские катакомбы изначально создавались как христианский некрополь. В доказательство приводится ширина коридоров: они настолько узки, что непригодны для добычи чего-либо.

 

Самые ранние гробницы появились в катакомбах Домитиллы и Присциллы.

 

Катакомбы Домитиллы — самые большие в Риме. Первые — еще языческие — захоронения относятся к I в., во II в. территория этих катакомб расширилась и стала исключительно христианским захоронением. В III—IV вв. катакомбы Домитиллы разрослись до 4 этажей по 5 м в высоту каждый.

 

Трехуровневые захоронения в катакомбах Присциллы относятся к II—V вв. Эти катакомбы прославились тем, что здесь оказались погребенными семь пап и среди них — Святой Сильвестр I, которому, по легенде, император Константин передал власть над западной половиной Римской империи.

 

Домитилла и Присцилла — мученицы эпохи раннего христианства. После того как в народе утвердились эти названия катакомб, сложилась традиция, и прочие катакомбы стали называть именами святых мучеников.

 

Давно опровергнуто распространенное мнение, что римские катакомбы были укрытием для ранних христиан, преследуемых язычниками. Это было бы невозможно: все входы и выходы из катакомб, а также их внутреннее устройство были хорошо известны римским властям. Более того, и сегодня видно, что входы в катакомбы ведут к широким лестницам, а оттуда — прямо в лабиринт.

 

IV в. стал веком максимального разрастания катакомб и… их упадка.

 

После того как император Константин Великий (272-337 гг.) провозгласил христианство господствующей религией Рима, прекратились и гонения на христиан. Катакомбы утратили свое значение, а для погребения стали использовать обычные кладбища. Но, утратив свое первоначальное предназначение, катакомбы превратились в место паломничества: ведь здесь покоился прах множества мучеников. Паломники оставили после себя немало изображений и надписей, в настоящее время обладающих огромной культурной и исторической ценностью.

 

Когда на Рим напали готы Алариха в 410 г., а затем вандалы в 455 г., они грабили и катакомбы тоже. После готов расхищением катакомб занялись и обычные горожане. Чтобы прекратить разграбление, в VIII—IX вв. большинство останков мучеников и святых было перенесено из катакомб к церквям в границах города.

 

В дальнейшем интерес к катакомбам проявляли лишь исследователи-одиночки. Лишь в XIX в. началось планомерное изучение катакомб, чему способствовало учреждение в 1925 г. папой Пием XI Института христианской археологии при понтифике. С 1929 г. исследованиями катакомб занимается Папская Комиссия по священной археологии.

 

ОТ ЛОКУЛУСА ДО АРКОСОЛ ИУМА

Эти латинские слова обозначают различные типы погребений в катакомбах, сделанные в зависимости от материального состояния и общественного положения усопшего при жизни.

 

Сегодня в окрестностях Рима обнаружено около 50 катакомб. Чаще всего открытие катакомб происходило случайно, когда люди или пасущийся скот проваливались в подземные пустоты. Иногда это открытие становилось результатом целенаправленных поисков, основанных на изучении «итинерариев» — описаний путешествий первых паломников, посещавших захоронения мучеников в период с IV по XIII в., когда этот жанр латинской христианской литературы утратил популярность.

 

Все катакомбы вырублены в пористом вулканическом туфе, характерном для окрестностей Рима.

 

Катакомбы есть небольшие по размеру, такие, как те, что были найдены в 1956 г. на Виа Латина — одной из древнейших римских дорог. Самые большие — катакомбы Домитиллы и Святого Каллиста — запутанный лабиринт коридоров протяженностью около 20 км на четырех уровнях, где сосредоточено до 170 тыс. погребений.

 

Про общую протяженность римских катакомб можно говорить только приблизительно: более-менее исследовано и пройдено до 150 км, предположительно же длина галерей около тысячи километров.

 

Коридоры и галереи иногда сужаются настолько, что по ним едва можно пробраться. Потолок коридоров всегда плоский, иногда с небольшим сводом.

 

Историки считают, что в римских катакомбах несколько миллионов захоронений, пока же найдено до 800 тыс. в отдельных погребальных камерах.

 

В ранней древности погребальные сооружения были в виде примитивной loculus — прямоугольной ниши в длину человеческого тела, проделанной перпендикулярно стене коридора или склепа и заложенной глиняной или мраморной плитой, на которой вырезали или наносили краской имя покойного и благочестивую эпитафию: «Покойся с миром», «Да пребудет с тобой Господь». Иногда нишу запечатывали оттиском монеты на свежем растворе. Ниши, располагавшиеся в 3 -7 ярусов, образовывали разветвленную систему галерей. Еще более простой способ погребения — forma — углубление в полу коридора.

 

Людей богатых хоронили в sepulcrum a mensa, или «столовой гробнице», — вырубленной в стене прямоугольной нише с углублением в полу, а также в arcosolium — гробнице с входом в виде арки. Если семья покойного могла себе это позволить, покойного хоронили в дорогом мраморном solium (саркофаге) и отдельном склепе-крипте.

 

Когда христианская община разрослась, к таким захоронениям стали собираться многочисленные верующие, некоторые крипты пришлось расширить, поднять свод и соединить несколько в одну, образовав капеллы для богослужений.

 

Все эти галереи и коридоры расположены в нескольких уровнях (этажах), соединяющихся каменными ступенями.

 

Захоронения в катакомбах не только христианские, но также иудейские и синкретические, которые трудно отнести к конкретной религии. В этом нашел свое отражение непростой процесс формирования монотеистического мировоззрения.

 

Обычные сюжеты фресок катакомбных залов-молелен — сюжеты историй из Ветхого и Нового Завета: Даниил во рву со львами, Дева Мария на троне, волхвы, Христос и апостолы. И повсюду — раннехристианские символы: рыба, ягненок, якорь и голубь. Попадаются и светские темы, немыслимые в более поздних «надземных» храмах: например,сцены на рынке.

 

Все рисунки — памятники позднеантичного и частично раннесредневекового искусства.

 

ДОСТОПРИМЕЧА­ТЕЛЬНОСТИ

Катакомбы (наиболее известные):

■ Иудейские (под Вилла-Торлония и Винья-Ранданини, 50 г. до н. э.),

■ Синкретические (I в. до н. э.).

■ Христианские (Святого Себастьяна, Домитиллы, Присциллы, Святой Агнессы, Святого Каллиста, на Виа Латина, I—IV вв.).

 

Исторические:

■ Предместья у Стены Аврелиана.

■ Аппиева дорога (312 г. до н. э.).

■ Дорога Виа Латина (V-IV вв. до н. э.).

■ Цирк Максенция (309 г.).

 

Культовые:

■ Церковь Сан-Себастьяна-фуори-ле-Мура (Св. Себастьяна, 340 г.),

■ Базилика Санти-Нерео-э-Акиллео (IV в.).

■ Базилика Сан-Аньезе-фуори-ле-Мура (342 г.).

 

Источник: MirChudes.net


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.