Кариатиды эрехтейона


Сколько человек за два с половиной тысячелетия прошло по Акрополю, чтобы так
отполировать мрамор Священной скалы? И все они шли за постижением Красоты?
Хотели увидеть то, о чем  говорят другие? Ничего не хотели — просто шли?

Афинский акрополь - Священная скала
Афинский акрополь — Священная скала

И пусть идут, потому что увиденное не забывается, и когда-нибудь оно,
непременно, всплывет в яви своей в жизни каждого, бродившего по
расплавленным плитам Афинского акрополя…


Святилище Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Последней постройкой Акрополя стал храм Эрехтейон. Он возводился в тяжелое для Афин время. С 431 по 404 годы велась борьба за первенство между Афинской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой. Эти Пелопоннесские войны уже не были простой борьбой за господство на море и на суше. Шла борьба олигархии (Спарта) и демократии (Афины). Афины потерпели поражение. Начался кризис греческих полисов, кризис демократии. Это привело во второй половине IV в. до н. э. к подчинению греческих городов новой мощной державе — Македонии.

Что за храм мог появиться на Акрополе в то время, когда афиняне, считавшие, что Победа будет с ними всегда, терпели поражение?

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Антаблемент высок, он должен быть тяжел для дев прекрасных?Нет, приглядитесь, такого впечатления не возникает. Девы в ниспадающих многоструйными складками одеяниях гордо и царственно шествуют, направляясь, по-видимому, к Парфенону.


Портик с кариатидами радует глаз своим изяществом — я тоже хочу присоединиться к этому мнению, но… К сожалению, мне известно другое суждение, принадлежащее римскому теоретику архитектуры Витрувию (I век уже новой эры)…

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

«Так, например, если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемых кариатидами, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан.


ди этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.»

Витрувий еще не знает о том, что история с карийцами повторится, когда янычары возьмут Афины и, «перебив мужчин и опустошив их государство, уведут их жен в рабство».

Я видела в Афинах дивных гречанок во всем черном и с черными плачущими глазами. Как только начинал дуть ветер Борей, они надевали на летние тонкие темные платья каракульчовые шубы. При движении расстегнутые шубы колебались длинными мягкими складками. Они шли медленно и гордо, будто неся на своих плечах «вечный позор» за мужчин, отдавших их врагам. Мне казалось, что мужчины должны мучиться вечным раскаянием, но ничего подобного мне не пришлось разглядеть в их — тоже черных — глазах.

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Ионический антаблемент состоит из трех частей, как в дорическом ордере: архитрав, фриз, карниз. Отличие ионического антаблемента заключается в том, что фриз не разделён на триглифы и метопы, а огибает здание сплошной полосой, гладкой или украшенной рельефом. В небольших храмах существуют портики, в которых колонны заменены статуями девушек. Но это — лишь подвид ионических колонн.

Последнее суждение замечательно, только кариатиды — не подвид ионических колонн. Они — скульптурированное выражение их общего — женственного — содержания: светлого, изысканного и ничем не защищенного кроме красоты своей.

В Древней Элладе очень сложное отношение к женщине.
Даже в демократических Афинах нет между ними равенства:
«свободными гражданами» считаются лишь мужчины.

ПО СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ГОРОД-ПОЛИС АФИНЫ
НЕ БЫЛ ГАРМОНИЧНЫМ ГОСУДАРСТВОМ.
В НЕМ ЕЩЕ БОРОЛИСЬ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫЛОГО МАТРИАРХАТА
И ЖАЖДУЩИЙ ПОЛНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ПАТРИАРХАТА.

ДУМАЮ, ВО ВРАЖДЕ ДВУХ МИРОУСТРОИТЕЛЬНЫХ НАЧАЛ —
ОДНА ИЗ ПРИЧИН, ЧТО ДРЕВНЯЯ ЭЛЛАДА,
ДОСТИГНУВ ВЫСОЧАЙШИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЕРШИН,
В ЖИЗНЕННОЙ БОРЬБЕ ПРОИГРАЛА — УТРАТИЛА В СЕБЕ СЕБЯ.
ЭТО ЛИ НЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ТРАГЕДИИ?


Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Какая красота — несказанная! Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. Возник в середине VI века до н. э. в Ионии — на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.

От более раннего Дорического ордера отличается изяществом пропорций и декором. Капитель выполняется в виде двух в противоположные стороны направленных волют. Ионический ордер уже во времена античности считался «женским» ордером из-за своей утончённости, изысканности и дополнения разнообразными украшениями.

Очень похоже, что в Эрехтейоне не три портика и кариатиды, а один, только в разных интерпретациях пребывающий: архитектурной и скульптурной.

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Что именно позволяет Эрехтейону стать воплощением
Третьего акта Трагедии? То, что в нем использован
не Дорический, а Ионический ордер?


Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен.
Кариатиды, установленные ныне на террасе, — слепки с оригинала.
Оригиналы кариатид, хранящиеся в музее Акрополя.

Кариатиды идут через Пространства-Времена, неся на своих головах не вазы с цветами и плодами, а тяжесть, нет — не позора за мужей, а несостоятельности Прекрасных идей. С тем вихрем, что рождается в одной точке и уходит в безграничность пространств — в бесконечность времен, не справиться, каков бы ни был «глаз» — Пустотой, «черной дырой», кромешной Тьмой, даже Светом, все источающим — все поглощающим… Идея умозрительна по природе своей. Спиралевидный смерч — данность неотвратимая…


Авторы Эрехтейона пытались объединить противоположные начала: Симметрию — Асимметрию, Вечность — Мгновение, Абсолютное — Живое-Земное, Женское — Мужское, Всевластие — Свободу, ничему не подчиняющуюся, кроме требований Красоты — душевной простоты…

ЭТО НЕ БЫЛО ОТКАЗОМ ОТ РАНЕЕ ОСВЯЩЕННОГО ПРИНЦИПА.
ЭТО БЫЛО РАЗВИТИЕМ ИДЕИ В ПОИСКЕ СПАСЕНИЯ…
МАЛЕНЬКИЙ ЭРЕХТЕЙОН ПЫТАЕТСЯ СНЯТЬ ТРАГЕДИЮ,
СПИРАЛЬЮ УНОСИМУЮ ВО ВСЕ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНА?
ПЫТАЕТСЯ…

Но ведь в Элладе второй после Зевса Богиней Олимпа была Афина? Досмотрим завершение «Панафинейских торжество«…

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Третий храм ни в чем не похож на Парфенон… Храм небольшой, даже маленький. Выстроен в Ионическом — не Дорическом — ордере. Посвящен Афине, Посейдону и мифическому герою Эрехтею или Эрихтонию.


Этот Эрихтоний, родившийся со змеиной нижней половиной туловища, был воспитан Афиной, пожелавшей, чтобы он стал царём посвящённого ей города. Придя на афинское царствие, змееногий правитель учредил в честь богини-покровительницы великий праздник “Панафиней”. По имени царя храм и назван Эрехтейоном.

Эрехтейон стоит на месте, где в древности происходил спор Афины с Посейдоном. Не на Олимпе спор происходил, как утверждает западный фронтон Парфенона, — здесь. В полу храма имелось отверстие, через которое был виден след на скале, оставленный трезубцем Посейдона. Перед храмом росла священная маслина — дерево Афины. Неподалеку журчал священный источник. Какие доказательства еще нужны?!

Автор Эрехтейона должен был решить головоломную задачу, поскольку в единой постройке следовало объединить целых четыре древних святыни. И возникло произведение, в котором все было иным — необычным для архитектуры Древней Эллады.

Необычность, прежде всего, заключалась в асимметричном расположении помещений. Использовав неровности скалы, строители подчинили планировку храма рельефу. Так восточная половина здания стала на 3 метра выше западной. Три различных ионических портика примкнули к храму. Над террасой антаблемент стали нести не ионические колонны, а кариатиды.


Святилище Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Источник: mif-medyza.ru

 

Эрехтейон  — один из значимых памятников Древнегреческой архитектуры. Он входит в ансамбль афинских храмов и расположен в Акрополе. Построен был примерно в 400 г. до н.э. Это величественное сооружение архитекторы Древней Греции посвятили не только богине Афине, но и Посейдону, а также царю Эрехтею.

Примечательны в этом строении кариатиды. Это выполненные из камня жрицы храма. Фигурки этих женщин не имеют аналогов в Древнегреческой культуре, равно, как не встречаются ни в одной стране мира. Но похожие изваяния можно наблюдать в других культурах. Позже такой стиль в архитектуре получил широкое распространение по всей Европе.


Дословно Кариатиды – «происходящие из Кария» (местечко в Древней Греции в районе Лаконики). Своеобразные балки-опоры представляют собой задрапированные женские изваяния в классическом греческом стиле. Кариатиды прислонены к стенам и немного из них выступают.

Кариатиды очень похожи на колонны или вертикальные опоры. Изобретение кариатид приписывают исключительно греческим архитекторам. Легенда гласит: в городе Кария местные девушки в честь праздника Артемиды устраивали необычные танцы. Для этого они на свои головы водружали корзинки с фруктами. Похожий вид – девушки с корзинами на головах, имеют и изваяния храма Эрехтейона.

Эрехтейон

Эрехтейон

Этот грандиозный монумент Акрополя считается вторым по величине. В Древнегреческой культуре его называли главным храмом, посвящнным Афине. Как известно, ее культ чтили в Греции повсеместно. Наиболее публичным был храм Парфенон. Эрехтейон же почитался как храм жрецов богини. Именно в нем регулярно совершали важные религиозные обряды, которые основывались на исключительном поклонении Афине.

В одном из святилищ Эрехтейона находилась старинная скульптура Афины. В храме было огромное количество помещений и комнат, в которых проводили молебны или хранили реликвии, связанные с верховной жрицей.

Кто создал храм Эрехтейон до сих пор не известно. Но многие исследователи говорят о Мнесикле. Ученые проводят аналогии в планировке Эрехтейона с известным храмом Пропилеем – детищем Мнесикла. Но достоверность этой информации не подтверждена. Большинство исследователей склонны считать, что храм создали Древнегреческие архитекторы Архилох и Филокл.

Есть легенда, которая говорит о том, что возведение храма было начато неспроста. Именно на месте, где он стоит, поспорили когда-то Посейдон с Афиной. Они делили превосходство. В одной из комнат храма есть след, якобы сделанный трезубцем Посейдона. Именно так он выразил свою ярость в споре с Афиной. Некогда этот след находился в открытом доступе, но позже, когда был выстроен храм, он оказался в одном из помещений.

Кариатиды

Неподалеку от Эрехтейона находится вход в пещеру. По легенде, в ней жила змея Афины. Животное считалось священным. Она охраняла городок и царя Эрехтея. Кстати, храм назван в честь него. Но так его стали именовать не сразу. Изначально греки называли его храмом Афины, поскольку именно она покровительствовала жителям. Называли его и «храмом, в котором хранится старинная статуя богини». Эрехтейоном его назвали в римском периоде. Одна легенда говорит об Эрехтейоне, как о сыне царя Эрехтея, другая гласит о том, что так именовали самого владыку и в честь него назвали храм. Согласно Древнегреческой мифологии, Эрихтоний – потомок бога огня. Его воспитала Афина. Она передала младенца в закрытом ларчике Герсе и Аглавре – дочерям правящего тогда короля. Богиня строго запретила девушкам смотреть на младенца, но девы не послушались ее, любопытство пересилило и, взглянув на малыша, они потеряли рассудок. В ужасе принцессы бросились с самой высокой горы и разбились насмерть. А Эрихтоний стал царствовать, как только вырос и возмужал.

Каждую из сторон Эрехтейон обрамляет неповторимое каменное кружево. Древние греки поистине были настоящими мастерами. Совершенство, убранное в камень. Каждая деталь отточенная и утонченная. На одной из сторон здания можно различить картины по сюжетам из Древнегреческой мифологии. Они касались исключительно Эрехтея. Фигуры крепились к зданию уже после того, как скульпторы изваяли их. Большинство из них сделано из светлого мрамора. Некоторые детали покрывали позолотой.

Не только время, но и люди разрушали этот храм. Его периодически реставрировали и перестаивали. Так, в византийский период здесь была церковь христиан. Но когда турки захватили эти земли, в Эрехтейоне находился гарем. Серьезной реставрации Греки подвергли его только в середине 19 века, а в начале 20 в. был восстановлен портик кариатид и вся западная часть Эрехтейона.
Статуи, поддерживающие потолок

 

Кариатиды

Основание здания Эрехтейона – прямоугольное. Длинна его составляет чуть больше 23 метров, ширина – почти 12. Каждая из сторон храма неповторима. Любой из фасадов выглядит по-иному. В западной части строения, там, где находится могила первого правителя Аттики, размещаются всемирно известные кариатиды. Почти трехметровый цоколь удерживает 6 статуй девушек. Они равномерно расставлены по периметру и своими фигурами поддерживают перекрытие. Рост этих девушек довольно высокий – более 2 метров. Статуя, которая стоит в левой части портика, является зеркальным отражением девушки, стоящей в правой его части.

Мастерство скульптора поражает культурологов всего мира. Выглядят девушки довольно естественно и жизнеутверждающе. Рослые дамы весьма величественны. Их головы гордо подняты. Их прекрасные лица украшают богатые шевелюры.

Кариатиды очень спокойны и созерцательны. Стоят прекрасные девы в обыкновенной для тех времен позе – на одной ноге, немного согнув вторую. Но в каком виде находились руки кариатид, до некоторого времени было не известно. В результате многочисленных разрушений храма, даже письменные свидетельства о том, как выглядели руки дев изначально, исчезли.

В середине 19 века на одной из итальянских вилл, точнее на ее развалинах, были обнаружены каменные копии древнейших кариатид. Только благодаря этой уникальной находке, археологи поняли, что одной рукой дамы придерживают свои одежды, а в другой находится кувшин, который используется в ритуале жертвоприношения.

Ученые-культурологи высказывают мысль о том, что девушки-кариатиды – представительницы самых знатных и высокочтимых афинских семей. Аррефоры – так называли служительниц культа Афины, избирались по особому принципу. Их делом было создание священного одеяния Афины, статую которой (она хранилась в Эрехтейоне) каждый год наряжали по-новому.

В середине 19 века кариатиды подверглись чудовищному вандализму. Одну из фигур захотел иметь у себя англичанин, лорд Эльджин. Он выломал каменную деву и увез безвозвратно. Сейчас на ее месте находится точная копия, которую греки создали с огромным трудом. Девы стоят на своих постаментах без рук, да и сами фигуры довольно сильно повредило время. Несмотря на это, кариатиды считаются наивысшим пилотажем мастерства Древнегреческих скульпторов. Спустя многие века они так и не растеряли своего обаяния и сохранили свою неповторимую красоту.

Источник: gidvgreece.com

Храм Эрехтейон и его история

Возведение святыни пришлось на не самые лучшие для страны времена. Едва завершились разрушительные персидские войны, как Древняя Греция погрязла во внутренних междоусобицах. Но эллинам удавалось совмещать военные сражения с восстановлением культурных ценностей.

После войны с персами архитектурное достояние Афин было частично разрушено. Древние святыни были важны афинянам, поэтому правитель Перикл принял решение возродить утраченные храмы. Так Афинский Акрополь получил новый виток развития и на нем появились Парфенон, Пропилей, Эрехтейон и другие достопримечательности Афин.

Строительство

История храма Эрехтейон началась в 421 г. до н.э. Для работ над проектированием и строительством святыни пригласили архитектора Мнесикла. А украшал здание знаменитый скульптор Фидий, до этого работавший над святилищем Афины Парфеноном и монументальной статуей богини.

В успешном творческом тандеме мастерам удалось к 406 г. до н.э. завершить строительство. Над Акрополем возвысилось еще одно величественное строение с необычной планировкой и изящными архитектурными элементами. Назывался новый храм – Эрехтейон.

Святыня стала местом хранения важнейших античных реликвий, среди которых:

  • Упавший с небес идол Афины;
  • Статуя Гермеса;
  • Неугасающий светильник Каллимаха;
  • Гробница Кекропа (основателя Афин).

Вход в здание был дозволен исключительно жрецам, что подтверждает уникальный религиозный статус храма. До сих пор ходят разные версии о том, кому посвящен жертвенный алтарь: Посейдону, Афине или Эрехтею.

Легенды

По древнему преданию считалось, что Храм Эрехтейон возведен на месте спора греческих богов за покровительство над Афинами. Якобы именно здесь они представили городу свои дары. Поэтому в зале храма располагался колодец, дарованный Посейдоном, а возле святыни росло оливковое дерево, которое подарила мудрая Афина, ставшая победительницей.

Также легенды гласят еще об одной истории, из-за которой храм и получил название Эрехтейон.

В разгар войны между Афинами и Элевсином, афинский царь Эрехтей собственноручно убил правителя Элевсина Эвмолпа, который был сыном морского бога. В результате возник конфликт Посейдона и Эрехтея, неожиданным судьей которого стал Зевс. Бог морей уговорил брата поразить афинского царя молнией, след от удара которой до сих пор виден на поврежденных плитах.

Несмотря на гнев богов, афиняне очень почтительно относились к Эрехтею и после его смерти. Поэтому когда рядом с местом, где находилась могила царя, возвели новый храм, его стали называть по имени славного правителя.

Современность

С приходом на греческие земли христианства Эрехтейон не утрачивает религиозного значения: вплоть до середины 17 века здесь находился православный храм. Но в 1687 году при осаде города венецианскими захватчиками античному зданию нанесли колоссальный ущерб. Добившись независимости, греки пытались восстановить античную святыню, но результат остался неутешительным. На сегодняшний день здесь сохранились лишь руины строения и фрагменты скульптурных элементов.

Архитектура Эрехтейона

Храм возведен в одной стилистике с остальными зданиями Акрополя, но есть у этой святыни и свои особенности.

Уникальной чертой является планировка Эрехтейона: храм поделен надвое, при этом обе части здания расположены на разных уровнях. Верхний зал посвящен богине Афине, а нижний предназначен для поклонения Посейдону и Эрехтею. Внутрь помещений вели отдельные входы, которые были оформлены портиками.

Перепад высот обусловлен вовсе не уровнем выказываемого уважения. Разрабатывая план Эрехтейона на афинском Акрополе, архитектор руководствовался необходимостью оформить два входа, и нивелировать падение высоты почв, происходящее с юга на север. Поэтому самым приемлемым решением оказалось разделение святыни на две части: западную и восточную.

Западный Эрехтейон

Храм, расположенный на низменности. Здесь находились такие святыни, как:

  • источник Посейдона;
  • алтарь Зевса;
  • могила Эрехтея;
  • алтарь Гефеста;
  • след молнии Зевса.

На северной стороне был главный вход в помещение, увенчанный портиком с 6 колоннами. Западный фасад храма, обрамленный четырьмя полуколоннами, украсили фресками и мраморной резьбой. Также с западной стороны были расположены высокие оконные проемы. Южная часть здания – место, где сохранились знаменитые мраморные Кариатиды, о которых расскажем чуть позже.

Кариатиды эрехтейона

Восточный Эрехтейон

Эта часть строения целиком посвящена культу богини Афины, который был главенствующим для афинян.

Восточная стена храма имела портик из шести монументальных колонн. Внутри здания размещалась деревянная статуя, посвященная Афине Полиаде. Это была древнейшая реликвия, на момент возведения храма насчитывающая более 1000 лет! У статуи Афины горел знаменитый светильник, неугасающий круглый год.

Кариатиды эрехтейона

Размеры Эрехтейона

Как уже отмечалось, храм Эрехтея непропорционален в стенах.

Северный портик, где расположен главный вход, имеет:

  • длину в 10,7 метров,
  • высоту колонн в 7,6 м и
  • антаблемент в 1,7 м.

Габариты восточного портика составляют:

  • 11, 6 м длины,
  • 6,6 м высоты колонн и
  • 1,5 м высоты антаблемента.

Общая площадь фундамента здания составляет 23,5 м на 11, 6 м.

Кариатиды эрехтейона

Кариатиды храма Эрехтейон

Мраморные фигуры дев в ниспадающих одеждах, опираясь на одну ногу, удерживают на своих плечах архитрав. Этот портик фактически визитная карточка здания, хотя был достроен позже возведения храма. Создание скульптур приписывают руке Каллимаха, но достоверно автор не известен.

Девы-кариатиды – это жрицы богини Артемиды. До начала персидских войн, на Акрополе располагался храм Артемиды, но позднее ее культ в Афинах не был распространен. Поэтому Перикл не планировал возрождать святыню Артемиды. Однако, дань почтения богине все-таки решили отдать, изготовив скульптуры жриц и установив их на портике храма.

Важно заметить, что современный облик храма дополняют копии знаменитых скульптур. Настоящие кариатиды Эрехтейона хранятся в музее Акрополя. На данный момент там пять фигур, хотя изначально храм украшали шесть дев. Где же еще одна скульптура?

Дело в том, что одну кариатиду в 1802 году вывез в Лондон и передал Британскому музею лорд Элджин. И хотя сделал он это по разрешению турецкого султана, такой поступок вряд ли можно назвать положительным. Тем более что лорд намеревался увезти и вторую скульптуру, но рабочие не справились с задачей, в результате чего кариатида частично разбилась и осталась стоять на портике. Что же касается вывезенной скульптуры, то греки и по сей день добиваются ее возврата на историческую родину.

Кариатиды эрехтейона

Информация для туристов

Античное наследие – уникальная возможность оценить уровень развития культуры тех лет.

С гордостью Греция хранит все, что археологам удается найти и восстановить. Посетив Акрополь, вы сможете осмотреть не только Эрехтейон, но и Святилище Пандроссы, Аррефорий, руины Парфенона и многое другое. А по вечерам, когда включают нежную подсветку, античные здания еще прекраснее.

Как добраться до Эрехтейона

Доехать до Акрополя можно на метро: одноименная станция расположена на красной ветке. Для ориентира учтите, что это следующая остановка после площади Синтагма.

Если же вы хотите прогуляться по центру Афин пешком, то вам достаточно попасть на улицу Dionysiou Areopagitou и идти все время прямо. Возвышающийся над городом античный холм упустить из виду просто невозможно.

Кариатиды эрехтейона

Часы работы и цены

Эрехтейон открыт для посетителей Акрополя ежедневно, исключение составляют только официальные праздники страны. Режим работы заведения в летний сезон с 08:00 до 20:00, а в зимний период до 15:30.

Стоимость билета составит 20€. Если вы хотите полюбоваться оригинальными кариатидами, то придется доплатить еще 5€ за посещение музея Акрополя. Кроме того, можно приобрести за 30€ комплексный билет, который дает право в течение 5 дней посетить все храмы и музеи Акрополя.

Источник: dzadziki.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.