Караваджо портрет куртизанки


Источник: artchallenge.ru

Впервые имя Караваджо я услышала на лекциях по БИС.
Потом, разбирая уже "большие стили" самостоятельно прочитала о нем в книге "Барокко" Герман Бауэр и Андреа Пратер.
Но информация была довольно сухая.


же несмотря на то, что на обложке была картина Караваджо "Вакх", в книге больше упоминались термины "караваджизм", "кьяроскуро" и влияние Караваджо на последователей.
"Тиранический индивидуализм" – именно так охарактеризовали авторы искусство художника.
"Именно Рембрант стал тем, кто наконец-то понял, чего Караваджо так отчаянно искал: он искал свет – свет, который вырывает смиренные фигуры у ночи, чтобы поручить их вечности".

А потом я узнала о выставке в Пушкинском Музее "Караваджо и последователи" – конечно же решила идти, но предварительно подготовившись.
Написала в Яндексе запрос "караваджо" и… пропала…

Караваджо портрет куртизанки
Портрет Караваджо Оттавио Леони

Я завороженно всматривалась в это лицо – непослушные волосы, плотно сжатые губы и взгляд, проникающий куда-то вглубь меня.
Очень кратко прочитав биографию художника, я начала смотреть фильм Симона Шамы «BBC: Сила искусства. Караваджо: Давид с головой Голиафа» (2006)


… Италия, 1610 год, Микеланджело Меризи да Караваджо снова в бегах… ничего удивительного, ведь у него всегда были проблемы с законом…
Но в этот раз все иначе. Он разыскивается по обвинению в убийстве, и за его голову назначена награда. И он делает тоже, что обычно – то, что умеет лучше всего – пишет картины…

Глядя на кадры итальянца мечащегося по песчаному берегу, вперемешку с фрагментами его картин, мое сердце начало биться. Я вглядывалась в экран, ловя каждое слово…
Это документальный фильм, который перемежается художественными вставками и сценами из жизни Караваджо.
Я узнавала обрывки информации, отголоски биографии.
…С самого начала он пошел наперекор правилам…
"О, прекрасный бунтарь", пронеслось в моей голове.

…Вот ответ Караваджо на требование копировать классиков – его автопортрет в виде бога виноделия Вакха…

Караваджо портрет куртизанки
Больной Вакх, 1593

Бог вина и юности изображен смертельно больным, с сине-зеленым лицом, грязными ногтями и тухлым виноградом в руках…

И дальше в фильме вижу сцену допроса "полицейского", задержавшего Караваджо:
… за 5 часов после заката Микеланджело да Караваджо был пойман моими людьми с мечом и кинжалом. Я спросил, есть ли у него разрешение на ношение оружия. Он показал его мне и был отпущен. Тогда я пожелал ему "доброй ночи", на что он ответил "Засуньте это себе в задницу"…

Я не поверила своим ушам! Неужели такое могло произойти на самом деле?
(позже из записи программы с А. Маховым ЖЗЛ я узнала, что это обычное ругательство для итальянцев).

Дальше – больше… карточные игры, драки, стычки, проститутки в роли натурщиц.
… артишоки приготовлены на обычном или на сливочном масле?…

Чем больше фактов биографии я узнавала, тем больше влюблялась.
Я ехала в машине и думала о КАРАВАДЖО!!!

Вот он находит труп проститутки в качестве натуры для изображения Девы Марии.

Караваджо портрет куртизанки
Успение Богоматери

Вот рисует с Лены Марию Магдалену… дерется на улице до полусмерти, бежит на Мальту, принимает посвящение в рыцари…
…несчастный и больной пытается нагнать фелюгу со своими картинами.

Микеле… Я представляла, как он занимается любовью со своими женщинами, а они нежно шепчут ему "Микеле"…
(и в дальнейшем я увидела эти сцены в художественном фильме "Караваджо").

Могла ли я когда-либо себе представить, что со мной может такое случится? Что все мои мысли будет занимать давно умерший художник?
Это чувство подтолкнуло меня к дальнейшим изучениям.

Я нахожу еще один документальный фильм "Свет и тень. Загадка Караваджо" (2012)
Узнаю еще больше биографических фактов и невероятно интересные исследования о технике письма Караваджо. Использование зеркал, разные источники света, рисование без эскизов и…
еще одно невероятное совпадение!
Есть версия, что свою мастерскую Караваджо превратил в огромную Камеру Обскуру.
И именно художественный образ этой книги Набокова нам надо сделать через пару недель…

Тем временем у меня скачиваются еще два фильма.

Первый фильм "Караваджо" – арт-хаус режиссера Дерека Джармена, 1986 года.В середине картины чувствуешь себя как бы на заднем плане картин Караваджо, смотрящим на происходящее изнутри. Весь фильм трех-цветный – черный, грязно-белый, красный в сочетании с золотом.
И тут уже нет никакого романтического образа – агрессия, пусть даже за идею и справедливость, страх, безумие и трагедия.
Использование режиссером калькулятора, печатной машинки, велосипеда, звуков поезда в кадрах Италии 17 века пугает, заставляет напрячься всем телом и дает ощущение полнейшей реальности и нереальности происходящего одновременно.


…иногда несовместимое становится примером совместимости…

Второй фильм – "Караваджо" 2007 года.
Двухсерийное биографическое кино.
Вся жизнь художника, начиная с самого детства, основные биографические точки, взаимоотношения с женщинами, друзьями, покровителями. Историческая реконструкция.
Смотрится очень легко, на одном дыхании впитываются простые диалоги. И тут Караваджо уже такой, каким нарисовала я его себе в своем воображении – смелый, сильный, язвительный, талантливый борец за справедливость и бунтарь.
И финальная сцена, когда его по ошибке задерживают в Порто-Эркеле и сажают в тюрьму. Выбравшись через три дня Микеле пытается догнать фелюгу со своими картинами, в качестве благодарности Павлу V за помилование, но он смертельно болен.
Я рыдала…
Это ужасное ощущение, когда ты знаешь, что хэппи энда не будет. Но до самого конца, вцепившись взглядом в экран, надеешься, что все закончится хорошо.
Наплакавшись, я не могла заснуть – мне мерещился Караваджо, умирающий в грязи и фрагменты его картин. До трех ночи я искала все новую и новую информацию, читала статьи, документы и записи.


И самое интересное оставила напоследок.
Картины…
Конечно, я уже видела их в статьях и фильмах, уже знала историю создания и основные технические моменты.
Но мне хотелось увидеть и прочувствовать все вживую.
На выставке "Караваджо и последователи".Конечно, я была расстроена, что картин Караваджо на выставке всего две… И там опять нельзя было фотографировать! Рррр!
Но даже эти две картины стоят того, чтобы сходить в музей и увидеть.

Первая – "Мальчик, чистящий фрукты". Одна из ранних картин художника, написанная в 1592 годуЭто не просто фрукты… Лишь два фрукта выглядят светлыми и спелыми, а остальные абсолютно гнилые. И мальчик срезает гниль в надежде найти что-то съедобное.
…Звезды – это бриллианты бедных людей… (из фильма Караваджо, 1986)

Вторая картина, ядро всей выставки – "Мальчик, укушенный ящерицей", 1596 (из собрания Лонги).
Саму картину я тихонечко сфотографировала, несмотря на запрет фотосъемки, но вот сфоткать фрагменты было невозможно.
Что вижу:
– самое яркое освещенное пятно – рука, плечо и щека с неестественным румянцем
– две красные вишни, как кровь, стекающая с пальцев
– грязь под ногтями
– искаженный лоб
– линии пальцев как линии бровей и плеча
– линии плавные, но пространство дробится при помощи света и тени и неестественных изгибов тела
– саму ящерицу не видно, она в темноте, замечаешь только при очень ближайшем рассмотрении
– всклокоченные волосы, почти сливающиеся с фоном


Что чувствую:
Для начала попыталась также сложить руку – получилось с трудом и тут же свело! А если еще и плечо попробовать также поднять, то вообще все тело в судороге.
Мыщцы – свело от напряжения
Кроветок – кровь толчками
Дыхание – прерывистое
Тело – сжало в комок, позвоночник как струна

Судорога, момент боли и испуга, крайний кульминационный момент. И я как будто чувствую боль по всему телу и укус.

Отошла на другой конец зала – а взгляд все равно возвращается. Как же она меня притягивает, завораживает!
Издалека вижу только искаженное лицо и вывернутую руку (как раз то, что и залито светом). Хочется встать "по струнке".
А мимо проходят посетители: "И за что я заплатил 400 рублей?"…
Обошла другие залы, а меня все равно тянет к Караваджо.
На выставке много интересных талантливых картин последователей, но ни одна из них не обладает такой магией!

Уже после выставки посмотрела еще фильмы.

«Караваджо. Тайна смерти гения»
Существует несколько версий смерти Караваджо, учитывая, что тело его не было найдено – от болезни до убийства. К концу жизни картины художника стоили целое состояние.
Итальянские ученые произвели исследование костей кладбища близ Порт-Эркеле в попытках отыскать тело… Там же обсуждается версия, что агрессивность Караваджо связана с постоянной работой с тяжелыми металлами, содержавшимися в красках и отравлением, усугубляющимся с возрастом.

и «Ток-шоу «ЖЗЛ» (автор официальной биографии Александр Махов и сторонник альтернативного мнения Сергей Тарабаров)
И выложу несколько картин Караваджо…

Караваджо портрет куртизанки
Вакх, 1596

… – Но как же так? Груша стухла, а яблоко с червоточиной?!
– Но ведь именно так и есть в жизни…
(из худ. фильма Караваджо, 2007)

Караваджо портрет куртизанки
Пишущий Святой Иероним, 1605

… – Нас, контрреформистов, этот святой приводит в ужас, он слишком похож на человека!
– Но он такой же человек как и мы…
(из худ. фильма Караваджо, 2007)

Караваджо портрет куртизанки
Положение во гроб

… – Вся неправда, что про вас говорят.
– А что говорят?
– Вы – как ваши картины: одна сторона светлая и прекрасная, а вторая темная и скрывает грехи. Но это говорят те, кто вас не знает…
(из худ. фильма Караваджо, 2007)

Караваджо портрет куртизанки
Призвание святого Матфея, 1600

…Думаешь это так просто? Нет ничего сложнее добиться простоты…
(из худ. фильма Караваджо, 1986)

Караваджо портрет куртизанки
Шулера, 1594

…Настоящее искусство идет от жизни, от того, что видишь, а не от вымысла…
Караваджо

Караваджо портрет куртизанки
Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1608

…Ни надежды, ни страха…
(из худ. фильма Караваджо, 1986)

Караваджо портрет куртизанки
Давид с головой Голиафа, 1610

"Смирение побеждает гордыню" – единственная картина, подписанная Караваджо

Продолжение следует.
На очереди у меня книга Александра Махова "Караваджо", фильм 1941 года "Караваджо, проклятый художник" и фильм "Жизнь Караваджо" 1967 года…
Еще скачала кино про леди Батори, где как-то мелькает Караваджо…

И куда же меня все это еще заведет?

Источник: pastilka-art.livejournal.com

Картины Караваджо невозможно отделить от его же грязного белья, или, если угодно, художеств по жизни.

Караваджо работы От (527x350, 75Kb)

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год.

445 лет назад, 29 сентября 1571 г., родился знаменитый художник Микеланджело. Те, кто скажет, что Микеланджело к тому моменту уже лет семь как умер, будут правы. Просто новорождённый предпочитал своему звучному имени прозвище, данное по родному городу – Караваджо.

В России находится лишь одно его полотно – «Лютнист», купленное во времена Екатерины Великой. А ведь мы могли бы обладать значительной частью его наследия. Было время, когда картины Караваджо продавали по дешёвке – они казались современникам слишком грубыми и вульгарными: «Эти картины переполняют толпы мужчин и женщин с порочными и опухшими от беспробудного пьянства лицами». Иные «тонкие ценители» искусства презрительно цедили: «Кажется, что он жил в трущобах и кабаках».

«Лютнист» (602x400, 66Kb)

«Лютнист», 1595 год, Государственный Эрмитаж

Правда жизни

Известно утверждение: «Биография художника – его картины». Мол, ворошить грязное бельё личной жизни великих – занятие гадкое, наслаждайтесь лучше полотнами. Однако картины Караваджо невозможно отделить от его же грязного белья, или, если угодно, художеств по жизни.

Вот в 1599 г. он получает первый крупный публичный заказ – две картины для капеллы, посвящённые евангелисту Матфею. И – скандал. Сюжет призвания апостола почему-то развивается… в кабаке. Ни разверстых небес, ни ангелочков – только продажный сборщик налогов Матфей, грязь и убожество. А ведь в этом и была правда. Правда Евангелия: «Более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о 99 праведниках».

Изучать искусство живописи и искусство фехтования он начал практически одновременно – ещё подростком. А поскольку всякий художник ещё и неплохой анатом, Караваджо знал, куда и как ударить наилучшим способом. Перерезанная глотка на картине «Юдифь и Олоферн», виртуозно пронзённая плоть Христа с картины «Уверование апостола Фомы» – всё это созвучно с протоколами допросов свидетелей типа: «Я видел человека с обнажённым оружием в руке – это был кинжал или охотничий нож… Раненый сказал, что это не может быть никто иной, кроме Микеланджело да Караваджо».

Юдифь и Олоферн (602x400, 80Kb)

«Юдифь и Олоферн». Караваджо, 1599 год. Национальная галерея старинного искусства, Рим.

Ответить головой

Знание анатомии сыграет с ним злую шутку. 29 мая 1606 г. он смертельно ранил Рануччо Томассони, с которым играл в мяч. Пустяковая ссора из-за ставки в 10 монет переросла в поединок, в ходе которого Караваджо тяжко оскорбили. Томассони съязвил: «Эй, ты, я тебе сейчас посшибаю рога, которые наставила Лена!» Лена – прозвище Маддалены Антоньетти, куртизанки, в которую был влюблён Караваджо. Художник отреагировал молниеносно и жестоко – Караваджо в ответ нанёс удар шпагой в самый пах, поразив мужское достоинство обидчика.

Мальчик, чистящи (350x423, 22Kb)

Первая дошедшая до нас картина Караваджо — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).

Бегство. Сначала в имение давней покровительницы – маркизы Констанцы Колонна, потом в Неаполь, потом на Мальту, искать убежища у сильного в те годы рыцарского ордена иоаннитов. Римский папа Павел V объявил Караваджо вне закона. Но сделал ремарку, которая подарила нам целый ряд шедевров. «Присуждается к смертной казни через отсечение головы». Это и стало главной темой его картин в период четырёхлетнего изгнания. «Давид с головой Голиафа» – целая серия. И везде в чертах отсечённой обезображенной головы Голиафа можно узнать лицо самого художника.

Больной Вакх» (350x456, 26Kb)

“Больной Вакх”

Сюжет шедевра, которым Караваджо должен был расплатиться с мальтийскими рыцарями за своё убежище, «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Единственная подписанная им картина. Подпись поставлена в крови, вытекающей из разрубаемой шеи святого.
Отмечая окончание своего «Крестителя», художник, ставший ещё и членом ордена, устроил пирушку. Шумную. Один из рыцарей призвал компанию к тишине. Когда его не послушали, обдал гуляк содержимым ночного горшка. И попал в Караваджо. Тот не стерпел. Итог – избиение и несколько ножевых ранений. Тюрьма ордена – глухой каменный мешок, откуда никто не убегал. Но Караваджо это удаётся. Как – не могут понять до сих пор.

Теперь его смерти хотели слишком многие – наёмные убийцы несколько раз нападали на художника. Но он снова и снова выкручивался. Подкосило его известие о том, что корабль, на котором он перевозил свои картины, ушёл без него. Расстаться с делом всей жизни он не мог. Повреждение в уме. Малярия. Смерть в одиноче¬стве. Клеймо злодея. Забвение. О том, что Караваджо – гений, вспомнили только через 300 лет после его гибели – в 1910 г.

Судебные художества

Считается, что общество иной раз травит гениев, так непохожих на простых обывателей. Но некоторые подвергались настоящим судебным преследованиям.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

винчи (100x120, 18Kb) В 1476 г. художник, живший тогда во Флоренции, по тайному доносу вместе с рядом других лиц обвинялся в содомии. После расследования его освободили, обвинения были сняты.

Бенвенуто Челлини (1500-1571)

чел (100x120, 8Kb) Неоднократно подвергался аресту. Повод – драки, три убий¬ства. Постоянно в бегах. Самое крупное обвинение – кража драгоценностей у самого папы римского, которая позже не подтвердилась.

Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

рем (100x120, 7Kb) В 1649 г. специальный суд А¬мстердама «Камера семейных ссор» вынес художнику приговор: «За отказ жениться на обманутой им госпоже Гертье Диркс обязать выплачивать ей по 200 гульденов ежегодно».

Микеланджело Да Караваджо (1571-1610)

кара (100x120, 22Kb) Постоянно подвергался преследованиям. Повод – сочинение оскорбительных стихов, драки, поножовщина. Самое тяжёлое обвинение – убийство. Объявлен папой Павлом V вне закона.

http://www.aif.ru/culture/art/uboynaya_zhivopis_po…adzho_otrazilis_v_ego_kartinah

Источник: www.liveinternet.ru

1. Настоящее имя


Его настоящее имя было Микеланджело Меризи, но его лучше знали как «Эль Караваджо» (в честь маленького городка в Ломбардии, откуда приехала его семья).

2. Банда «Nec spe, nec metu»


В детстве и юности у Караваджо был крайне вспыльчивый характер. Он сколотил с другими художниками и архитекторами банду, которая наводила страх на улицы Рима и жила под девизом «nec spe, nec metu» («без надежды и без страха»).

3. Оклеветанный натариус


Когда Микеланджело Меризи повзрослел, ситуация немного изменилась. Его сложный характер постоянно приводил к тому, что Караваджо регулярно попадал за решетку. В 1601 году его посадили в тюрьму за то, что Караваджо ранил палкой и мечом сержанта замка Сант-Анджело. В 1603 году художник Джованни Баглен обвинил его в клевете и подал в суд. Причиной стало то, что Караваджо публично критиковал некоторых художников того времени, особенно выделяя тех, кто «рисует много картин для продажи, но делает это бездарно».

4. Кастрированный сутенер


В 1605 году Караваджо ранил топором нотариуса, который сумел выжить и отказался от обвинений против него. Через год художника приговорили к обезглавливанию, когда он попытался кастрировать сутенера Рануччо Томассони, поспорив с ним из-за проститутки Филлиде Меландрони. В итоге сутенер скончался от кровопотери, поскольку Караваджо случайно перерезал его бедренную артерию.

5. Бегство от правосудия


После этого Караваджо начал скрываться от правосудия по всей Италии. Сначала он хотел поселиться в Неаполе, но там вечером группа людей жестоко его избила. Художнику изуродовали лицо. В итоге в 1607 году его тело было обнаружено на пляже в Порто-Эрколе. Предполагается, что гениальный художник умер от малярии.

6. Страх перед тюрмой


Он так боялся, что его посадят в тюрьму, всегда спал одетый и просыпался при любом шуме. При этом под рукой всегда был кинжал.

7. Последователи Краваджо


Вокруг художника возникла целая группа последователей, которую назвали караваджисты. Основными среди них были его ученики: архитектор Онорио Лунги и художники Филиппо Трисеньи и Орацио Джентилески.

8. Истинное, искреннее, естественное


Караваджо выступал за свободное, истинное и искреннее искусство, которое отображало бы реальность во всем ее блеске. Примером этого является картина «Мальчик, укушенный ящерицей» (1593-1594), на которой гримаса боли на лице его модели выглядит потрясающе естественно.

9. «Тенебризм»


Так называемый «тенебризм» являлся одним из стилей, отличавших работы Караваджо. Одними из лучших примеров этого стиля являются картины «Мученичество святого Матфея» и «Призвание апостола Матфея», написанные в 1600 году, чтобы украсить капеллу Контарелли римской церкви Сан Луиджи Франчези

10. Чрезмерный реализм


Караваджо писал свои картины, восхищал многих критиков и художников, но из-за этого он также подвергался критике со стороны ряда римлян, называвших его жестоким, вульгарным и даже страшным. Это привело к тому, что художник был вынужден переписать детали некоторых картин по приказу духовенства.

11. Пошлость, святотатство и отвращение


О стиле, который практиковал художник, секретарь кардинала однажды написал: «Эти картины полностью состоят из пошлости, святотатства и отвращения. Я могу сказать только одно: это работы, выполненные художником, который плохо рисует, с темной душой и отсутствием в ней Бога».

12. Саломея с головой Караваджо


В своей работе «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609) Караваджо изобразил свою собственную лежащую на блюде отрубленную голову. Этот довольно жестокий нюанс подчеркивает часть личности художника.

13. Змеи реки Тибр


Ученые и биографы пришли к выводу, что Караваджо рисовал себя на многих других картинах. К примеру, одной из них является картина «Медуза» (1598). Змеи на голове были реальными зарисовками змей из реки Тибр.

14. Орден мальтийских рыцарей


Благодаря своей дружбе с Алофом де Виньякуром, Великим Магистром Ордена мальтийских рыцарей, Караваджо был назначен главным художником ордена и отправился жить в казарме этого ордена (уже будучи в бегах). Это еще не все, художнику пожаловали звание мальтийского рыцаря.

15. Уличная жизнь Рима


Его религиозные работы были полны отсылок на римскую уличную жизнь, с которой он так хорошо был знаком: на картинах Караваджо можно увидеть не только Иисуса или святых, но и солдат, воров, проституток, торговцев или нищих. Считается, что в «Смерти девы Марии» (1606) ему позировала проститутка.

Картины Караваджо могут продемонстрировать разные углы реальности: от темных сторон нарциссизма до противоречивых «святых-проституток». Все это как нельзя лучше описывает одну из самых противоречивых личностей искусства, который плюнул на все «гламурное» и интеллектуальное, чтобы побаловать себя жестокой жизнью на улицах.

Источник: art.mirtesen.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.