Капелла скровеньи джотто


Большинство туристов посещают Падую одним днем, поэтому не успевают увидеть всемирно известные фрески Джотто, погулять по Ботаническому саду, попробовать лучшего вареного осьминога Италии. Многие интересные места Падуи доступны только в определенные часы и по записи. Не пропустите!

Torre dell'Orologio
Torre dell’Orologio

Содержание

  • Достопримечательности Падуи
    • Капелла Скровеньи (Cappella degli Scrovegni)
    • Базилика Святого Антония
    • Университет Падуи
    • Центральные площади
    • Ботанический сад (Orto Botanico)
    • Астрономическая обсерватория La Specola
  • Падуя-Венеция

Планируя путешествие по региону Венето, мы отвели на Падую 2 дня между Венецией и Вероной. Этого времени хватило, чтобы осмотреть основные достопримечательности.

В Падуе есть 3 офиса туристической информации: на вокзале и в центре города.


консультацией лучше обращаться в Galleria Pedrocchi у площади Фруктов. По туристической карте Падуи трудно составить маршрут — 115 номеров без описаний и картинок. Этот недостаток компенсируются тем, что все материалы бесплатны, так же как и wi-fi в историческом центре. Дисконтная карта Падуи «Padova card» на 48 (€16) или 72 (€21) часа включает проезд на городском транспорте, вход в 8 музеев, скидки. Мы гуляли по Падуе пешком и посетили 2 места с платным входом.

Достопримечательности Падуи

Туристический минимум в Падуе: фрески Джотто в Капелле Скровеньи, базилика Святого Антония, Университет (Palazzo Boo), центральные площади.

Капелла Скровеньи (Cappella degli Scrovegni)

Капелла Скровеньи
Капелла Скровеньи

Капелла Скровеньи или Капелла дель Арена была построена в 1305 году на деньги богатого горожанина Энрико Скровеньи. Расписывать домовую церковь он пригласил самого известного художника Италии того времени — Джотто. Цикл из 36 фресок Джотто дошел до наших дней практически в оригинальном виде и является самым значительным художественным произведением европейской живописи XIV века. Попасть в Капеллу Скровеньи можно по предварительной записи, билеты продаются онлайн не раньше, чем за 24 часа до посещения. Мы записались и оплатили билеты в туристическом офисе Падуи.


Дневной билет со вторника по воскресенье за €13 включает посещение Musei Civici degli Eremitani и Palazzo Zuckermann. В понедельник эти музеи закрыты, отдельный билет в Капеллу Скровеньи стоит €8. Часть года в капелле проводятся вечерние сеансы «Giotto sotto le stelle» (Джотто под звездами) с 19:00 до 22:00, билет €8. Мы попали на такой сеанс в 20:40.

Приходить надо заранее, чтобы получить билеты в кассе музея археологии, сдать вещи в камеру хранения и подойти к капелле. Сеанс длится 30 минут, из которых половина занимает фильм на итальянском с английскими субтитрами, остальные 15 минут — осмотр фресок.

У Капеллы Скровеньи находится Palazzo Mantua Benavides — один из самых роскошных отелей Падуи. Во дворце 1540 года сад со статуей Геркулеса и аркой эпохи Ренессанс.

Базилика Святого Антония

Базилика Святого Антония
Базилика Святого Антония

Строительство церкви началось сразу после смерти Святого Антония Падуанского в 1232 году. Католическая базилика открыта с раннего утра до 18:45-19:45, вход бесплатный. Внутри лежат буклеты со схемой осмотра. Церковь очень большая с несколькими внутренними двориками. Алтарь и конная статуя на площади перед входом работы Донателло. Все загадывают желание, прикасаясь к гранитной плите на могиле святого, стоят в очередь к реликвиям. Во дворе базилики Св. Антония находятся капеллы Oratorio di San Giorgio с фресками Альтикьеро (1377) и Scuola del Santo с тремя фресками Тициана (1511).


Отели у базилики Святого Антония: Al Fagiano, Mignon.

Университет Падуи

Университет Падуи
Университет Падуи

Один из старейших университетов Италии был основан в 1222 году. В 1592-1610 гг. в нем преподавал профессор Галилео Галилей. Комплекс зданий университета — Palazzo Boo. Можно свободно зайти во внутренний двор, рассмотреть гербы на стенах, посидеть на мраморных лавочках, подняться на балкон. Вход в помещения с экскурсией, билет €7 (Анатомический театр, Зал Сорока, Aula Magna, комната Медицины). Соседний комплекс неоготических зданий — Caffe Pedrocchi (1831) тоже является достопримечательностью и любимым местом встречи студентов.

Центральные площади

Piazza della Frutta
Piazza della Frutta

В центре Падуи расположены две похожие площади: площадь Трав — Piazza delle Erbe и площадь Фруктов — Piazza della Frutta, на которых работает рынок. Их разделяет Palazzo della Ragione с просторным залом на втором этаже, расписанном фресками, билеты на входе.


La Folperia
La Folperia

После 17:00 на угол Piazza della Frutta приезжает палатка «La Folperia», продающая свежайшие морепродукты. Фирменное блюдо — вареный осьминог (folpo). Можно сесть за столик от соседней палатки, заказав напиток. Наш ужин на двоих с бокалом вина стоил €25. «La Folperia» выиграла множество наград и входит в 10 лучших точек уличной еды Италии.

Площадь Piazza dei Signory украшает башня с астрономическими часами (1344). На соседней Piazza del Duomo находится Кафедральный собор, в оформлении которого принимал участие Микеланджело. Падуанский собор закрыт днем с 12:00 до 16:00. В пристройке Battistero можно посмотреть фрески XIV века, заплатив за вход.

Prato Della Valle
Prato Della Valle

В южной части города расположена одна из самых больших площадей Европы Prato Della Valle, 90.000 м2. Овальная Прато-делла-Валле со всех сторон окружена каналом, по периметру стоят статуи известных жителей Падуи, посередине — фонтан. На площади проходят концерты и мероприятия, во время нашего визита готовились к марафону.

На Прато-делла-Валле выходит базилика Святой Иустины (Basilica di Santa Giustina) VI в., вторая по величине после базилики Св. Антония. В Санта-Джустина покоятся мощи евангелиста Луки. Дневной перерыв с 12 до 15 часов.

Отели у центральных площадей Падуи: Diamantino Town House — Piazza dei Signory.
Гостевой дом Casa Prato Della Valle — Prato Della Valle.

Если у вас осталось время, посетите ботанический сад и обсерваторию Падуи.

Ботанический сад (Orto Botanico)

Ботанический сад Падуи
Ботанический сад Падуи

Ботанический сад Падуи — первый ботанический сад в мире (1545), в 1997 году внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заплатив €10 за билет, мы гуляли по его территории 2 часа, любуясь цветущими и редкими растениями. В отдельно стоящей оранжерее представлено свыше 1300 видов из разных климатических зон нашей планеты.

Отель Al Prato рядом с Ботаническим садом.

Астрономическая обсерватория La Specola


Астрономическая обсерватория La Specola
Астрономическая обсерватория La Specola

Средневековая башня построена в красивом месте, между двух каналов. Посещение музея астрономической обсерватории проводится часовыми сеансами в группах. Билеты за €7 продаются в соседней Oratorio St. Michele. Большинство просто осматривают здание обсерватории снаружи.

По выходным в Падуе проходят сборные экскурсии Padova Walks (итальянский, английский), стоимость €10 с человека, информация в группе на facebook.

Падуя-Венеция

Падуя расположена в 35 км от Венеции. Это всего 26 минут на электричке за €4,15. Расписание на сайте Trenitalia. Многие останавливаются в Падуе из-за разнице в цене на отели или ездят в Венецию одним днем. Центральный вокзал Падуи находится в нескольких минутах ходьбы от исторического центра города. Отель Grand’Italia в стиле модерн один из лучших в этом районе.

Круизы Падуя-Венеция по реке Брента проводятся с марта по октябрь. Маршрут: Padua-Stra-Dolo-Mira-Oriago-Malcontenta-Fusina-Venice с посещением вилл. Цена €99. Речная прогулка на полдня до Oriago стоит €65. Обратно возвращаться своим ходом на поезде или автобусе. Если использовать круиз для переезда в Венецию, придется доплатить по €20 за каждое место багажа.


Падуя расположена в центре региона Венето. Из Падуи можно съездить на Эвганейские холмы (Colli Euganei). Здесь находятся замки, виллы, дом поэта Петрарки и популярный термальный курорт Абано Терме. От Падуи до Виченцы ехать 25 минут, до Вероны 1 час на поезде.

Источник: travelq.ru

Слово капелла часто переводят как часовня, что не совсем точно. На самом деле в католичестве это небольшое культовое строение, часто приватного характера. Вот и церковь Святой Марии Милосердной была построена как домашняя одним из представителей богатого купеческого семейства Скровеньи на принадлежащих ему землях Падуи.

Капелла скровеньи джотто

Говорят, Энрико Скровеньи сделал это во искупление грехов своего отца, который, вероятно, был настолько успешен в ростовщичестве, что сам Данте поместил его в какой-то соответствующий круг своего ада. Как бы то ни было, она была построена в самых первых годах XIV века, а расписать ее фресками Энрико Скровеньи пригласил Джотто.

Капелла скровеньи джотто

Вот он, Энрико, вручает ангелам модель капеллы, посвящая ее Богоматери. Принято считать, что это чуть ли не первый персональный портрет в западной живописи. Что, конечно, одно из тех попсовых утверждений, истинность которых не стоит преувеличивать, но не будем сейчас углубляться в эти рассуждения.


Капелла скровеньи джотто

Модель на фреске вполне узнаваема, но в некоторых деталях отличается от реальной капеллы, потому что фреска создавалась прямо в процессе постройки. Собственно, фрески Джотто и сделали славу имени донатора и этой капелле, ради них и стоит однажды приехать в Падую.

Капелла скровеньи джотто

Фреска, т.е. живопись по сырой штукатурке, субстанция довольно нежная, подверженная любым механическим воздействиям, колебаниям влажности и температуры. Поэтому я полезла в интернет смотреть, а пускают ли туда вообще посетителей. Все русскоязычные туристические сайты мне бодро сообщили, что, дескать, велкам всю дорогу, по графику обычного музея. Так вот предупреждаю – не верьте, это полнейшая фигня! Вот из первых рук график и описание особенностей посещения.

Капелла скровеньи джотто

Я даже продублирую главное по-русски:
капелла Скровеньи в Падуе открыта для посещений
– в январе
– в феврале
– с 16 июня по 31 июля
– в ноябре
– в декабре с 16 по 24 и с 27 по 31

В ХХ веке капелла реставрировалась. Касалось это, в основном, рам, сводов и фасадов, пострадавших не только от времени, но и от бомбардировок в войну. А все последние десятилетия основные усилия направлены на сохранение фресок. Для этого даже изменили трафик движения по прилегающей улице, чтобы исключить воздействие колебаний.


Капелла скровеньи джотто

Многочисленные датчики постоянно мониторят показатели микроклимата внутри капеллы. На результатах этого мониторинга и основан график наиболее безопасных климатических периодов, когда капелла открыта для посещений.

Капелла скровеньи джотто

Тем не менее, даже в эти относительно безопасные периоды необходимо соблюдать специфические меры предосторожности, чтобы свести к минимуму разрушительное воздействие атмосферных колебаний на живопись. Для этого к капелле пристроена специальное буферное помещение.

Капелла скровеньи джотто

Вход в него загерметизирован уплотнителями, примерно как дверь холодильника. И внутри там практически и есть холодильник, в котором поддерживается тот же искусственный микроклимат, как и внутри самой капеллы.


Капелла скровеньи джотто

Посетителей впускают небольшими группами, максимум 25 человек. Но вы не можете сразу войти в капеллу – предварительно вам придется минут 20 просидеть в этом буферном холодильнике. Смысл в том, что даже два десятка людей, если бы они, потные и горячие, вошли с жаркой итальянской улицы, уже тем самым вызвали бы скачок изменений влажности и температуры, угрожающий сохранности фресок.

Капелла скровеньи джотто

Поэтому их самих нужно сначала в буферном помещении охладить. Вы это почувствуете, уверяю вас, там реально холодильник!

Капелла скровеньи джотто

И только когда датчики буферной камеры покажут, что микроклимат выровнялся после запуска очередной партии посетителей, вас, хорошенько охлажденных и насладившихся информационным роликом на экране, через еще один уплотненный портал впустят в саму капеллу.

Капелла скровеньи джотто

Где вы, впрочем, не будете находиться слишком долго. Собственно, у вас будет ровно столько времени внутри, сколько потребуется следующей за вами партии посетителей чтобы, в свою очередь, охладиться до приемлемой температуры.

Капелла скровеньи джотто

Но, возможно, для одного сеанса этого времени и достаточно. Потому что концентрация впечатлений слишком велика и порог восприятия достигается очень быстро. Но о том, что внутри, нужно говорить отдельно.

Источник: verapapkova.livejournal.com

История

Капелла Скровеньи или Капелла дель Арена была заложена в 1300 году. Посвящена она Деве Марии. Свое название получила благодаря Энрико Скровеньи, на чьих землях, а также на чьи средства была построена церковь.

Скровеньи был богатым купцом и планировал возвести домовую церковь Энрико, то есть сооружение частного характера.

Церемония открытия храма была невероятно пышной. Энрико даже по такому случаю взял напрокат ковры и ткани из церкви Сан Марко.

Капелла Скровеньи

Здание открывали для публики в дни Благовещения. И оно привлекало настолько большое внимание, что соседние церкви даже жаловались на отток посетителей, обвиняя Скровеньи в тщеславии.

Думаю, зерно истины в этом есть. Ведь украшение интерьера своей домовой церкви купец поручил самому знаменитому на то время художнику Италии – Джотто.

Архитектура и декор

Архитектор здания фра Джованни взял за основу церкви самый простой вариант – прямоугольник с алтарной апсидой и одним нефом.

Алтарь, созданный Джованни Пизано, украшен изображениями ангелов и Мадонны.

С самого начала внутреннюю часть здания планировалось расписывать, поэтому все стены здесь гладкие.

Работу по росписи стен купец поручил великому итальянскому художнику Джотто. Всё пространство от пола до потолка Джотто украсил своими фресками. Именно их сейчас называют не только достоянием храма, но и величайшим произведением искусства христианского мира.

Достопримечательности Падуи

Цикл этих фресок признан ключевой работой Джотто. Более того, он считается одним из важнейших произведений западного искусства.

Художник решил создать панно с рядом драматических эпизодов.

Каждая фреска здесь является отдельным законченным эпизодом. Причем Джотто отказался от подробной передачи материальных предметов.

  • Общая композиция подчинена особенностям естественного освещения храма.
  • Он использует мягкие непрерывные линии и светлые тона.
  • Глубина взгляда подчеркивается затемнением вокруг глаз.
  • Лица персонажей индивидуализированы, а фигуры массивны.

Капелла скровеньи джотто

Все фрески расположены в три яруса.

Верхний находится на изгибе свода. Художник выполнял работу в спешке. С этим связаны некоторые несовершенства фрески «Страшный суд». Доделывать работу над ней он поручил своим ученикам.

Все вместе фрески рассказывают нам историю Девы Марии, Иоакима, Иисуса Христа.

Самыме знаменитые фрески, на которые стоит обратить особое внимание:

  • «Страшный суд»
  • «Поклонение волхвов»
  • фрески, посвященные Страстям Господним.

Капелла скровеньи джотто

Капелла Джотто – одно из самых красивых и удивительных мест, в которых мы побывали. Ради неё стоит специально приехать в Падову.

Время работы

Посещение возможно с 9:00 до 19:00.

Сколько стоит

Стандартный билет 13 евро

Внутрь капеллы Джотто пускают небольшими группами. Каждые пятнадцать минут группа меняется.

Перед началом демонстрируется фильм о капелле, о Джотто. К сожалению, фильм доступен только на итальянском и английском языках. Но сюжет его понятен и без языка.

С собой нельзя проносить сумки, камеры и другие вещи. Звук мобильных должен быть отключен.

Мы купили билет на текущий сеанс, но говорят, что так бывает не всегда. Чаще приходится ждать своей очереди.

Рядом со входом в капеллу разбит парк. Здесь в тени деревьев на скамейке можно подождать и отдохнуть.

Официальный сайт: www.cappelladegliscrovegni.it

Как добраться

на Tram Padova. Остановка — у вокзальной площади, справа. Капелла Скровеньи будет через одну остановку.

Адрес: Piazza Eremitani, 8, 35121 Padova PD, Италия

Источник: traveltu.ru

Светотень

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».

И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и, хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Техника создания фресок

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.

Отдельные цвета, особенно – ультрамарин, некоторые зеленые и красные тона, были нанесены в технике «сухой фрески» – краска наносится на сухую штукатурку, эти детали подверглись сильному разрушению.

Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого, позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу над фреской. Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день (пока поверхность остается влажной). Если данный участок не отличался сложностью, за день расписывалась большая площадь дневной; в противном случае – поменьше. При подсчете оказалось, что Джотто провел за работой в капелле дель Арена 852 дня, даже учитывая то, что вероятно ему помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился не менее двух лет.

Здание капеллы дель Арена

Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом – довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу — найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм, сравнительно небольшое помещение капеллы производит впечатление большого пространства. Композиции Джотто составляют празднично-нарядный ансамбль, заключенные в нарядное орнаментальное обрамление, сияющие интенсивными, густыми тонами ультрамарина, розово-красных, голубых, желтых, фисташково-зеленых красок, выделяющиеся холодновато-синем фоне. Колорит у Джотто играет важную роль – он не только выражает небесную символику, но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции.

Фрески капеллы

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31×2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники — почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.

Нижний ряд начинается сравнительно невысоко — на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

Джотто выполнил сцены в стиле Чимабуе и Арнольфо ди Камбьо, которые руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного пространства фигур. В интерьере Капеллы дель Арена, расписанной Джотто, уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено спокойного достоинства. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке,- вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания. Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства (ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Персонажи фресок изображены на фоне природного и архитектурного пейзажа. Обстановка, место действия всюду намечены очень скупо: условными архитектурными павильонами, напоминающими раздвижные декорации на сценической площадке. Тонкие колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что действие происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или иную мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. И нигде никаких подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые, холодные краски, гладкая фактура. Опуская второстепенные детали, он концентрирует внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым выразительным контуром.

В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, исполненных сдержанности, достоинства и силы духа, наделены величавым обликом. Герои Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик коренасты, широколицы, все они имеют схожий тип лица — продолговатого, с тяжелым подбородком и близко поставленными глазами. Персонажи закутаны в хламиды простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо писал, что герои художника – совершенно живые люди, лишь не могут говорить. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи) у него снабжены нимбами.

В своих композициях Джотто показывает различные эмоции персонажа, стороны его характера, его нравственное состояние. На сегодняшний вкус, художник действует временами очень неуверенно, но путь, который он наметил, впоследствии приведет к высшим взлетам Ренессанса. Даже Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто эти первые, неуверенные, на наш взгляд, шаги.

Открытие расписанной капеллы

25 марта 1305 года, после окончания расписных работ, состоялась вторая церемония освящения этой небольшой церкви. Слава о его художественных нововведениях привлекала в капеллу верующих, из-за чего даже возник конфликт с соседней церковью Эремитани (Отшельников). Капитул монахов отшельников выразил в связи с этим официальный протест епископу города Падуи, обвиняя Энрико Скровеньи в гордыне.

Открытие капеллы для публичных посещений совпало с всплеском интереса к творчеству Джотто, которым был отмечен конец XIX века. Судьба хранила эти сокровища и в годы Второй мировой войны. На Падую не раз сыпались бомбы, но ни одна из них не попала в капеллу. Чувствуется в этом факте мистическое дыхание.

Энрико Скровеньи – владелец капеллы дель Арена в Падуе

План

Сцены из жизни Иоакима и Анны

– 1 Изгнание бездетного Иоакима из храма

– 2 Иоаким среди пастухов

– 3 Благовещение Святой Анне

– 4 Жертвоприношение Иоакима

– 5 Сон Иоакима

– 6 Встреча у Золотых Ворот

Сцены из жизни Марии

– 1 Рождение Марии

– 2 Введение Марии в храм

– 3 Женихи передают первосвященнику свои жезлы

– 4 Моление женихов о процветании жезлов

– 5 Обручение Марии с Иосифом

– 6 Свадебное шествие Марии

Встреча Марии и Елизаветы

Бог посылает Архангела Гавриила к Марии

Сцены из жизни Христа

– 1 Рождество Иисуса

– 2 Поклонение волхвов

– 3 Принесение Иисуса в храм

– 4 Бегство в Египет

– 5 Избиение младенцев

– 6 Иисус среди учителей

– 7 Крещение Христа

– 8 Брак в Кане

– 9 Воскрешение Лазаря

– 10 Въезд в Иерусалим

– 11 Изгнание торгующих из храма

– 12 Предательство Иуды

– 13 Тайная Вечеря

– 14 Омовение ног

– 15 Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды. М. Алпатов о фреске Поцелуй Иуды

– 16 Христос перед Каиафой

– 17 Бичевание Христа

– 18 Дорога на Голгофу

– 19 Распятие Христа

– 20 Оплакивание Христа. М. Алпатов о фреске Оплакивание Христа

– 21 Воскресение, или «Не прикасайся ко мне!» или Явление Христа Марии Магдалине

– 22 Вознесение Христа

– 23 Сошествие Святого Духа

Аллегории Добродетелей и Пороков

Страшный суд

Новые приемы художника, примененные в росписях капеллы дель Арена Скровеньи

Мадонна Оньисанти, или Богоматерь на троне (ок. 1310)

Источник: www.art-giotto.ru

Церковь

Эта капелла посвящена Богоматери и её официальным названием было церковь Святой Марии Милосердной (итал. Santa Maria della Carità). Она была заложена в 1300 г., объявленном папой Римским юбилейным, и освящена в день Благовещения в 1303 г., который остался её главным праздником в последующие годы. Прозвание капелла дель Арена или Скровеньи она получила, так как её построили на землях «Арена ди Падова», принадлежавших Энрико Скровеньи, и используя в качестве фундамента остатки древнеримского театра.

Донатор

Энрико Скровеньи, на средства которого была построена капелла, был богатым купцом и членом рыцарского ордена Гауденти, который заказал домовую церковь рядом со своим палаццо.

Эта земля была приобретена им в феврале 1300 года у некого Манфредо Далесманини. Согласно документам, несохранившееся здание, к которому примыкала капелла, было достаточно обширным: помещение для горячих бань, конюшни, два донжона, двое входных ворот, выходящих на монастырь эремитов и реку[1].

Украшение интерьера капеллы владелец поручил Джотто, первому художнику Италии того времени. Встречается предположение, что Энрико построил церковь в искупление грехов своего ростовщика-отца — Реджинальдо, которого даже Данте поместил в 7-й круг Ада в своей «Божественной комедии» (XVII, 64-75).

Энрико обязал наследников в своем завещании делать пожертвования этому храму. Его могила с мраморным портретным изображением во весь рост находится в апсиде, а портретное изображение — в сцене Страшного суда на противоположной стене, где он преподносит модель капеллы Богоматери. Искусствоведы[2] причисляют это живописное изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи. Он предшествует даже портрету Иоанна Доброго. Дополнительная тонкость — фигура донатора Скровеньи выполнена в тех же пропорциях, что и сакральные фигуры, которым он предстоит, без какого-либо иератического соподчинения с уменьшением его в масштабах.

Архитектура здания

Архитектором церкви стал фра Джованни[3] или же сам Джотто. Строитель выбрал самый простой вариант в плане — прямоугольник размером 20х9 м с одним нефом и алтарной апсидой. Здание перекрыто коробовым сводом, высота потолка 13 м. На фасаде — трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Левая сторона, примыкавшая к дому Скровеньи — глухая.

Очевидно, здание изначально планировалось под росписи — все стены гладкие, тут нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер.

Дальнейшая судьба капеллы

После окончания росписей Джотто в 1305 г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи[4]. Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано, другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.

Хотя церковь предназначалась для семейного пользования, тем не менее, её открывали для публики в дни праздника Благовещения. Она привлекала очень большое количество восхищенной публики, что даже служило причиной жалоб соседних монахов-эремитов на отток посетителей и упреков роду Скровеньи в суетности и тщеславии.

О судьбе здания в последующие века известно мало. В XIX веке оно чуть было не была уничтожено из-за своих новых владельцев: ими был разрушен украшавший её входной портик и было снесено примыкающее палаццо Энрико Скровеньи[5]. Это обнажило фасад и оставило левую сторону церкви без надежной опоры. Наконец, в 1881 г. храм отошел к городскому муниципалитету, который предпринял серьезные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьезно ухудшились.

Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году. Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

Фрески Джотто

Цикл проторенессансных фресок капеллы Скровеньи не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства[6]. Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения[7].

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».[8]

Стиль и новшества

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объемов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Мастер устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования.

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Новые стилистические приемы: вместо четких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы[9]. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне[10].

« Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты­ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне­вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг. (М.В. Алпатов) »

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приема — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто[11], хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Состав росписей

Правый верхний ярус посвящен истории Иоакима, отца Девы Марии. Он состоит из следующих изображений:

1. Изгнание бездетного Иоакима из храма
2. Иоаким присоединяется к пастухам
3. Благовещение святой Анне
4. Жертвоприношение Иоакима
5. Сон Иоакима
6. Встреча у Золотых Ворот

Левый верхний ярус — следует за ним хронологически, это история девы Марии:

7. Рождество Богородицы
8. Введение во храм
9. Церемония посохов
10. Моление о чуде посохов
11. Бракосочетание Марии
12. Свадебная процессия

Арка пресбитерия с росписями на триумфальной арке перед абсидой продолжает историю Марии:

13. Архангел Гавриил получает поручение отправиться к деве Марии
14. Фигура архангела Гавриила из Благовещения
15. Фигура девы Марии из Благовещения — находится по другую сторону проема, напротив Гавриила
16. Встреча Марии и Елизаветы

Второй ярус справа начинает историю Иисуса Христа, рассказывая об его детстве:

17. Рождество
18. Поклонение волхвов
19. Сретение
20. Бегство в Египет
21. Избиение младенцев

Второй ярус слева рассказывает уже о взрослых годах Иисуса:

22. Христос среди учителей
23. Крещение
24. Брак в Кане Галилейской
25. Воскрешение Лазаря
26. Вход в Иерусалим
27. Изгнание торгующих из храма

Арка пресбитерия включает еще одно изображение:

28: Предательство Иуды — встреча предателя с первосвященниками находится напротив встречи Марии и Елизаветы (как противопоставление)

Третий ярус справа сосредотачивается на Страстях Господних:

29. Тайная вечеря
30. Омовение ног
31. Поцелуй Иуды и арест Иисуса
32. Христос перед Каифой
33. Бичевание

Третий ярус слева продолжает их:

34. Крестный путь
35. Распятие Христово
36. Положение во гроб
37. Воскресение (Noli me tangere)
38. Вознесение
39. Сошествие святого духа

Нижний ярус изображает цикл из 14 Аллегорий Добродетелей и Пороков:

40. Осторожность
41. Сила
42. Умеренность
43. Правосудие
44. Вера
45. Милосердие
46. Надежда
47. Отчаяние
48. Зависть
49. Неверие
50. Несправедливость
51. Гнев
52. Непостоянство
53. Глупость

Западная стена, противоположная апсиде целиком посвящена одному сюжету:

54. Страшный суд

Остальное пространство занято окнами и изображением архитектурной декорации. Потолок росписан под звездное небо и разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в медальонах размещены полуфигурные изображения Христа, Мадонны и пророков, по четыре с каждой стороны.

Интересные факты

  • Как считается, в качестве образца для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» (во втором ярусе на правой стене) Джотто использовал комету Галлея (которая проходила над Землей в 1301 г.). В честь этого Европейская космическая комиссия назвала «Джотто» два космических зонда, предназначенные для встречи с кометами[12].

Литература

  • «Джотто. Падуя. Капелла Скровеньи. Фрески после реставрации 2002 года». Издательство Giorgio Deganello. 2005 г.

См.также

  • Джотто
  • Церковь Сан-Франческо в Ассизи

Ссылки

  • Полная галерея на wga.hu

Источник: dic.academic.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.