Капелла донати


Как и обещал, теперь поведу вас в капеллу Портинари, где можно полюбоваться прекрасным мраморным саркофагом XIII века и не менее прекрасными фресками века XVго.

Капелла, напомню, находится за главным алтарем базилики Сант-Эусторджо. Если вы точно подгадаете свой приход к одной из воскресных месс, то получите возможность проникнуть в капеллу бесплатно. В прочее время вход сюда организован через музей, и придется на входе немного раскошелиться. Вы же, дорогие читатели, имеет возможность посетить капеллу совершенно даром, но с одним маленьким условием: вы должны смириться с тем, что все последующие фотографии, взятые из Вики, выполнены неким Джованни даль Орто, который на своей собственной странице охарактеризовал себя "gay and proud". Что поделаешь, у каждого свои недостатки, а в качестве фотографа он бесподобен.

Капелла была построена на деньги флорентийца Пиджелло Портинари (1421-1468), миланского представителя банка Медичи. Капелла должна была служить для погребения спонсора и членов его семьи, а  освятили ее в честь святого Петра Мученика, чья глава хранилась в базилике (обращаю внимание, что изначально ни о каком помещении реликвии в капеллу речи не было).


роительство капеллы началось около 1460 и завершилось к 1468 году – времени смерти основателя. Капелла подозрительно похожа на Старую сакристию флорентийской церкви Сан-Лоренцо, так что традиционно считается,  что автором проекта был кто-то из тосканских архитекторов.
016а-капелла Портинари

В 1736 году реликварий с главой Петра мученика был перенесен из сакристии базилики в апсиду капеллы Портинари , а в 80х годах XIX века при реставрации реликварий был передвинут в центр капеллы, так что стал доступен для осмотра со всех сторон. Реликварий мы с вами еще осмотрим внимательно, а пока замечу, что он на сто лет старше капеллы (1336 год).

Естественно, наличие прекрасного реликвария здесь никогда не было тайной, а вот фрески капеллы были заново открыты в 1868 году. В 1871-1873 году их реставрировали, и тут-то выяснилось, что их автором скорее всего (а сейчас уже бесспорно) является большой мастер со смешной для русского слуха фамилией Винченцо Фоппа (ок.1430- ок. 1515). Сначала задерем голову вверх:
029-купол капеллы Портинари
Концентрические окружности цветов радуги – это совсем не то, что вы подумали, а символ Божественного света, изливающегося на творение.


же под окошками в кругу танцуют ангелы. Что поделаешь: мы с вами погрузились в эпоху Возрождения, а тогдашние люди (и христиане, в том числе) умели радоваться жизни. Еще ниже в парусах изображены четыре латинских Отца Церкви, их вы и без Фоппы знаете. А теперь будет самое интересное: фрески на боковых стенах капеллы.

Но прежде всего пару слов о святом Петре Мученике (1206-1252). В данном ЖЖ мы как-то пренебрежительно доселе относились к доминиканским храмам и внимательно их не рассматривали. Единственным исключением была венецианская церковь Сан-Дзаниполо, но там я вынудил читателей рассматривать, в основном, гробницы. Как-нибудь мы наверстаем упущенное, а пока же напомню, что ни один доминиканский храм, пожалуй, не обойдется без изображений трех святых – Доминика (основателя ордена), Фомы Аквинского (знаменитого богослова, западного Учителя Церкви) и Петра Мученика. Прозвище, думаю, говорит само за себя: Петр был первым доминиканским мучеником. Он проповедовал в Северной Италии, где значительную часть населения составляли те, кого Церковь считала еретиками. Этой ереси господствующая Церковь присвоила несколько названий, самые известные из которых – катары и альбигойцы. Еще лет 10 назад я бы с удовольствием пересказал вам заблуждения этих еретиков, но с годами все яснее понимаю, что знаем мы о них очень мало, потому что информацию черпаем из архивов католических победителей.


этому клеймить я здесь никого не буду, но лишь сообщу, что Петр Мученик был убит 6 апреля 1252 года. Его убийца впоследствии раскаялся, и благодаря его рассказу мы неплохо преставляем сцену убийства. Петру был нанесен удар топором в голову, он упал на колени и перед смертью, омочив палец в собственной крови, написал на земле первые слова Символа веры: "Верую во единого Бога". Спутник Петра по имени Доминик пытался бежать, но был настигнут убийцей и смертельно ранен. Петр был погребен на кдбище близ Сант-Эусторджо (мы же помним, что кладбище здесь существовал с первых веков христианства?). Уже через год 9 марта 1253 года Петр был канонизирован, а его мощи эксгумированы. Я как-то не понял, где хранится их основная часть, а вот местонахождение главы известно с точностью до миллиметра – она здесь, в капелле Портинари, в уже упомянутом реликварии.

После короткой справки поглядим на фрески.
1. Южная сторона:
1.1. Чудо с облаком
024б-чудо с облаками
Петр проповедует на улице в жару. Слушатели возмущаются: жарко, мол. Тогда Петр взмахом руки призывает на небо тучку, она закрывает солнце, и уже в благословенной тени прповедь продолжается.
1.2. Разоблачение катарского идола


024а-разоблачение катарского идола (В.Фоппа)
У катаров имелась чудотворная статуя Богородицы. Петр же был убежден, что у еретиков не может быть никаких истинных чудес, и статуя – это мерзкий идол. В доказательство своих слов он отслужил мессу на алтаре, возвигнутом перед статуей, и в момент вознесения Даров у "Богородицы" и "Младенца" внезапно выросли рога – в статуе обитали демоны.

2. Северная сторона.
2.1. Чудо исцеления отрезанной ноги.
025-исцеление отрезанной стопы
Некий молодой человек повздорил с отцом и то ли ударил, то ли оскорбил его. В отчаянии от своего поступка юноша отсек себе стопу ноги (замечу в скобах: вот это сюжет!). Оказавшийся по счастью на месте Петр немедленно приставил отрезанную стопу к ноге, и та приросла на место.
2.2. Мученичество святого Петра.
026-мученичество Петра Веронского (В.Фоппа)
Действующие лица легко узнаваемы.

Теперь от ярких фресок Фоппы перейдем к строгим готическим изображениям на реликварии. Вот теперь самое время напомнить, что реликварий исполнен в 1336 году, а автором его считается Джованни ди Бальдуччо. Вот этот реликварий поближе:


016б-гробница Петра Веронского
С точки зрения хронологии изображенных событий удобнее начать осмотр сзади.
3.1. Исцеление немого
020-исцеление немого

3.2. Исцеление бесноватого (в путеводителе было политкорректнее: эпилептика)
022-исцеление эпилептика

3.3. Уже знакомая нам сцена: чудо с облаком
021-чудо с облаками

Теперь можно перейти на переднюю сторону
4.1. Явление св. Петра на море (схожая история, помнится, была у св. Николая Мирликийского)
019-чудо Петра Веронского на море

4.2. Погребение св. Петра


017-погребение Петра Веронского

4.3. Канонизация св. Петра Иннокентием IV (1253)
018-канонизация Петра Веронского

Доселе я старательно скрывал свои чувства по поводу изображенного, ибо негоже оскорблять религиозные чувства наших западных собратий. Но все же мой сицилийский патриотизм здесь прорвался: дорогие читатели, знайте, что Иннокентий IV был редкостной сволочью. Весь свой понтификат он посвятил не делам благочестия, а войне против Гогнештауфенов, возомнив себя вправе изгнать законных правителей из Сицилийского королевства. Это он, не слушая оправданий, отлучил от Церкви императора Фридриха II, это он сеял смуту в королевстве в правление Конрада и в начале регенства Манфреда, это он разжигал войну гвельфов и гибеллинов. Со мной согласны писания пророков мнения историков:

"Немногие папы были столь постоянны, столь неутомимы и столь отважны в сражении за дело папства, но и немногие были столь неразборчивы в средствах, столь вероломны и столь настойчивы в готовности использовать духовное оружие в суетных мирских целях. Иннокентий усмирял светских правителей, но его методы не делали чести ни ему, ни церкви, главой которой он являлся. Он был твердым и бесстрашным защитником папства, но папство заслуживало более благородного защитника" (Стивен Рансимен "Сицилийская вечерня")


"Плачущие родственники с гримасами окружали его (Иннокентия IV) смертное ложе, и он, обратясь к ним, воскликнул: «Чего вы плачете, жалкие люди? Разве я не довольно обогатил вас?». Английский хроникер рассказывает о видении, бывшем после смерти папы: один злой кардинал видел Христа, стоящего между Девой Марией и некоторой благородной женщиной, державшей в руках изображение церкви, между тем как коленопреклоненный Иннокентий молил о прощении своих грехов. Почтенная матрона предъявила ему три главных обвинения: он превратил церковь в рабыню, сделал из храма Божия меняльную лавку и поколебал основы церкви: веру, справедливость и истину. Спаситель сказал грешнику: иди и получи возмездие за твои дела; и так его увели прочь. Иннокентий IV, последний выдающийся средневековый папа из школы Иннокентия III, прославился своей победой над империей Гогенштауфенов. Бессовестный священник, лукаво игравший договорами, решительный партийный глава современного гвельфского направления, ни перед чем не отступавший, что было лично для него выгодно, он наполнил мир мятежами и междоусобными войнами и глубоко погрузил церковь в мирские дела, на которые он налагал печать святости. Всякий беспристрастный человек может лишь с отвращением смотреть на тогдашнее состояние церкви, которую Иннокентий превратил частью в постоянный военный лагерь, частью в дипломатический кабинет или в банкирскую контору; и это суждение лишь с трудом может быть смягчено ссылкой на характер того времени" (Фердинанд Грегоровиус "История города Рима в Средние века")


Если бы я умел пользоваться фотошопом, я бы без колебаний стер изображение этого недостойного архиерея с последней фотографии. Но поскольку руки у меня растут откуда-то из неправильного места, то я могу лишь огненным глаголом припечатать к позорной стенке Иннокентия, что и делаю, испытывая несказанное удовольствие. Прошу прощения, если ненароком оскорбил чьи-нибудь чувства, хотя кто любит Иннокентия IV, то нам не френд.

Источник: sibeaster.livejournal.com

3 Март, 2012 Эльвира

Статья о Капелле в память о погибших веронцах  в первой мировой войне, которая находится в церкви Св. Луки.

23/07/2009  Исполнилось 90 лет месту, где соединены народная память и искусство: Капелле погибшим в церкви Сан Лука, рядом с центральной площадью Бра в начале проспекта Порта Нуова. Для тех, кто входит со стороны проспекта в боковой вход церкви, Капелла практически открывается перед ними.

Четыре колонны поддерживают свод, в глубине на алтаре скульптура Христа работы Туллио Монтини (1878 – 1964), скульптора который украшал богатые монументальные могилы городского кладбища. Входящих под свод капеллы охватывает волнение и тревога из-за сотен и сотен имён погибших солдат-веронцев в первой мировой войне. Все мраморные стены покрыты фамилиями, над ними длинная непрерывная полоса полоса украшений, написанная веронским художником Карло Донати (1874-1969). Здесь представлены сцены дороги на Голгофу и череда одинаковых  лиц, искажённых страданием, напоминающих нам античную религиозную живопись.


Некоторые критики отзывались об этом декоративном решении отрицательно, находя его безжизненным и малотворческим. Тем не менее решение Донати, исходящее из обширной стены в Капелле, производит впечатление. Со времением, краски поблекли и трудно разглядеть подробности декораций. Фреска написана под влиянием прерафаэлитов:  прямолинейность и выбор интенсивной цветовой гаммы подчёркивают пристрастие к стилю либерти. Сразу после войны эта Капелла была задумана монсиньором Джузеппе Коитом, одним из самых значительных персонажей веронской церкви.

Капелла была торжественно открыта 2 ноября 1919 года в день Всех Святых, а не в годовщину окончания войны 4 ноября. Возможно, это объясняется запрещением епископа Вероны монсиньором Бартоломео Бачильери помещать в церквях мемориальные плиты или сооружать капеллы павшим во время войны.

«Такая инициатива,- писал епископ- кажется нам не только опасной из-за возможных последствий, но и и противоречит святости мест, посвящённых Богу».


предлагал помещать памятные мемориальные доски на стенах кладбищ. Этот запрет был позицией церкви против многочисленных комитетов памяти, растущих в этот период под влиянием зарождающегося фашизма. Епископ не хотел, чтобы атеисты и маловерующие использовали церкви для нерелигиозных целей. На страницах «Арены» развернулась полемика против священников, которые строили  памятные Капеллы, в особенности против монсиньора Киота. История тех времён и общественные настроения воссозданы в книге Джорджио Тревизана «Воспоминания о Великой Войне, памятники погибшим в Вероне и провинции», изданной в 2005 году.

Дон Киот (1879-1960) не был фашистом: он стал священником прихода Сан Лука в 1914 году, и в то же время был капелланом тюрьмы Скальци до 1946 года. Он принимал близко к сердцу проблемы заключённых и поддерживал культурные и трудовые  инициативы, как средство перевоспитания и возвращения к нормальной жизни после тюрьмы.

В 1943-44 гг. Дон Киот был рядом с Галеаццо Чиано и другими высшими чинами, осуждёнными за предательство Муссолини, и облегчал их страдания во время смертной казни 11 января 1944 года. Ему посвящена памятная плита в вестибюле главного входа в церковь, а памятник работы скульптора Витторе Боккетта возведён в районе Скальци, где была тюрьма. Капелла Погибшим органично вписалась в интерьер церкви Сан Лука, с анонимным невыдающимся фасадом, но тем не менее с ценными произведениями искусства внутри.

Постройка церкви Сан Лука восходит к 1172 году, но её золотым веком стал семнадцатый век, когда она перешла к Братству Тайного Причастия. В глаза бросается великолепно украшенный главный алтарь в стиле барокко, сооружённый в 1680 году. Коринфские колонны и элегантные статуи окружают Святой Трон, работы скульптора Джузеппе Антонио Скьяви.

Ризница церкви украшена полотнами и медальонами с изображениями епископов Братства Тайного Причастия. На умывальнике из розового мрамора – надпись на латыни: «Сначала плачем омой сердце, а потом водой – руки». Церковь Сан Лука открыта с 7 до 12, и с 15.30 до 19.

 

Источник: www.veronavisita.it

В ответ на мой комментарий к чужому посту по поводу смерти Эйко Ишиоки, мне написали: «не расстраивайтесь, незаменимых нет». Я не стала вступать в дискуссию, но на самом деле, я убеждена: НЕЗАМЕНИМЫЕ ЕСТЬ.

Как и кем можно заменить Боттичелли, Врубеля, Дали и других художников, оставивших ярчайший след в истории культуры? Можно ли заменить Пушкина, Данте, Бодлера? Стали бы мы смотреть старые фильмы, читать классику, отстаивать очереди в музеи — если всем и всему была бы замена?

Среди многих талантливых художников по костюмам, двух дизайнеров я считаю просто уникальными: Эйко Ишиоку и Данило Донати. Они не просто одевали киногероев, они создавали вместе с режиссерами другую реальность, эстетику, мир. Про Ишиоку я уже не раз писала, сегодня пришла пора рассказать о Донати.

Капелла донати

Данило Донати

Вот некоторые из его работ в качестве художника по костюмам:

– "Евангелие от Матфея" (1964) Пазолини
– "Укрощение строптивой" (1967) Дзеффирелли
– "Феллини – Сатирикон" (1969)
– "Брат Солнце, сестра Луна" (1972) Дзеффирелли
– "Рим" (1972) Феллини
– "Амаркорд" (1973) Феллини
– "Калигула" (1979) Тинто Брасс
– "Жизнь прекрасна" (1996) Бениньи
– "Пиноккио" (2002) Бениньи

Капелла донати

Он имеет 2 статуэтки Оскар:
1977 год – за фильм "Казанова Феллини"

Капелла донати

1969 год – за фильм "Ромео и Джульетта" Ф. Дзеффирелли

Капелла донати

Но Донати еще не раз выступал в качестве художника – постановщика:

– "Рим" (1972) Феллини
– "Амаркорд" (1973) Феллини
– "Интервью" (1987) Феллини
– "Пиноккио" (2002) Бениньи
и уж, что совсем удивительно – "Тихий Дон" (2006) С. Бондарчука

Собственно, стать художником – постановщиком Донати вынудил Феллини, который сказал ему: "Если Вы хотите делать для меня костюмы, то также должны разрабатывать и сценографию". В сарае на Cinecitta Донатти сделал свою собственную студию, где создавал костюмы и реквизит из различных материалов, часто, весьма необычных.

Капелла донати

Любимый художник по костюмам Федерико Феллини и Франко Дзеффирелли Данило Донати родился в 1926 году в Судзара, что находится в итальянской провинции Ломбардия.
Данило с самого раннего возраста интересовался живописью и литературой. Поэтому принял решение поступать в знаменитую кузницу школу искусств Scuola d'Arte di Porta Romana во Флоренции. Эту школу закончили знаменитые художники по костюмам Г. Пескуччи, А. Анни. После окончания он смог получить отсрочку от армии. Данило воспользовался этим, чтобы стать учеником у живописца Оттонио Розаи во флорентийской Accademia d'Arte (эту академию закончили П. Този, Ф. Дзеффирелли, Олег Кассини).

Флорентийскую атмосферу сороковых годов и дни, перед освобождением города союзническими войсками, Данило Донатти позже описал с своем романе "Комендантский час".

Капелла донати

В середине сороковых годов он поселился в Риме, вместе со своими друзьями Умберто Тирелли, Франко Дзеффирелли, Пьеро Този, Мауро Болоньини. В то время они весело проводили время, но и много работали.

Капелла донати

Юные Франко Дзеффирелли и Данило Донати

Как рассказывал сам художник в одном из интервью, изначально он не собирался быть дизайнером костюмов, но случайная встреча в Милане с Л. Висконти изменила всю его жизнь. "На чердак, где я работал в качестве помощника у плохого художника, поднялся элегантный мужчина. Он выслушал мои жалобы и взял меня в Ла Скала. Это был Лукино Висконти".

Так Донати стал ассистентом художника по костюмам в операх, которые ставил Лукино Висконти в Ла Скала –  "Весталке"  (1954) и "Травиате" (1955) с Марии Каллас в главной роли.
 В 1959 году он дебютировал в разработке костюмов для фильма "Великая война" Марио Моничелли. Ну а дальше – сотрудничество с Пазолини, Дзеффирелли и Феллини.

Капелла донати

кадр из фильма "Калигула"

Хотя Донати и не был флорентийцем по рождению, он был им по духу. Его навсегда очаровало творчество художников Возрождения, работы которых во Флоренции можно увидеть повсюду: в любой церквушке, в любом палаццо, в любом музее.

Капелла донати

фрески Гирландайо в капелле Торнабуони церкви Санта Мария Новелла (Флоренция)

Капелла донати

фреска Беноццо Гоццоли в капелле Волхвов палаццо Медичи – Риккарди (разумеется, тоже Флоренция)

Капелла донати Капелла донати

кадр из фильма Ф. Дзеффирелли "Ромео и Джульетта"

И все работы Донати в кино несут на себе отпечаток этой любви к Ренессансу. "Чтобы делать костюмы, – любил говорить он, – вы должны знать все: живопись, кулинарию, музыку, историю".

Капелла донати

фреска Гирландайо

Капелла донати

костюмы из фильма "Ромео и Джульетта"

Именно из эпохи Возрождения он позаимствовал особенный подход к структуре костюма, к его объемам, цвету, фактурам.

Капелла донати

Тициан. "Портрет неизвестного с серыми глазами". 1538 Флоренция, Галерея Палатина, Палаццо Питти. Когда смотрю на этот портрет всегда удивляюсь масштабу костюма…

Первую свою возможность интересно поработать на экране с цветом и текстурой Донати получил в фильме Дзеффирелли "Укрощение строптивой" (1967).

12 13

Элизабет Тейлор хотела, чтобы художником по костюмам в фильме была Ирэн Шараф, одевавшая ее в "Клеопатре". Дзеффирелли разрешил Ирэн делать платья для Лиз, но все другие костюмы поручил изготовить старому другу Донати. Только он смог "справиться" со сложной фигурой Ричарда Бартона, у которого были узкие плечи и плотный торс. Художник придумал костюмы с огромнейшими рукавами, которые делали актера мужественнее.

Капелла донати

Капелла донати

Легкая утрированность форм и отделок – стала отличительной чертой творчества Донати. Мы видим это в фильмах «Ромео и Джульетта» , «Брат Солнце, сестра Луна» Ф. Дзеффирелли, «Казанова», «Сатирикон» Феллини.

Капелла донати

Капелла донати

кадры из фильма "Брат Солнце, сестра Луна" Ф. Дзеффирелли

Капелла донати

кадр из фильма "Казанова Феллини", так костюм выглядел в кадре,

Капелла донати

а так – на сайте ателье Тирелли

Капелла донати Капелла донати

Капелла донати Капелла донати

еще одно платье из фильма "Ромео и Джульетта"

Донати огромное значение придавал самим тканям.

  Капелла донати

Капелла донати

кадры из фильма "Брат Солнце, сестра Луна"

Все мужские и женские костюмы для фильма "Брат Солнце, сестра Луна" были сшиты из специально разработанной во флорентийской La casa d'Arte Cerratelli ткани. И там же изготовлены. Хочу этому волшебному ателье по пошиву костюмов для театра и кино посвятить отдельный пост.

Капелла донати

кадр и костюмы из фильма "Брат Солнце, сестра Луна"

Капелла донати Капелла донати

Для фильма Феллини «Сатирикон» художник тоже специально придумал текстиль, который не должен был напоминать зрителю ничего современного.

Капелла донати

Капелла донати

Своими костюмами Донати усиливал режиссерскую драматургию фильма.
Например, роскошь фактур и яркость цвета костюмов знати и духовенства в фильме «Брат Солнце, сестра Луна» он противопоставил простым серым дерюгам святого Франциска Ассизского и его духовным братьям.

Капелла донати

Капелла донати

В «Казанове» художник цветом костюмов иронично разделил гостей на французов и испанцев.

Капелла донати

Французы, слева – рокально – легкомысленные. Испанцы – справа, мрачно – инквизиторские.

В «Ромео и Джульетта» так же, при помощи цвета, он, словно две футбольные команды, разделил Монтекки и Капулетти.

Капелла донати

Поскольку работа с таким режиссером, как Феллини подразумевает блеск и гротеск, эксцентричность и яркость клоунады – Донати часто использовал блестки, бликующие ткани, а то и лампочки, как в показе церковной моды в фильме Ф. Феллини «Рим».

Капелла донати Капелла донати

платье Д. Мазины из фильма "Джинжер и Фред"

Капелла донати Капелла донати

Последний фильм, на котором работал Донати в качестве художника – постановщика и художника по костюмам был "Пиноккио". К сожалению, увидеть смонтированный фильм он так и не смог, так как умер в последние дни съемок 2 декабря 2001 в возрасте 75 лет.

Капелла донати

Донати повезло работать с известными итальянскими режиссерами, которые обладали удивительно развитым чувством визуализации. Но и им выпало счастье работать с такой яркой художественной индивидуальностью. Не было бы законченности в фильмах Феллини без костюмов и декораций Донати. Или ренессансной убедительности в картинах Дзеффирелли без пышных, колористически и фактурно сложных одежд персонажей.
Да, работали в то время в Италии другие прекрасные художники по костюмам, такие, как Този, Анни, Милленотти. Но их творческий почерк совсем другой, более легкий, изящный, лишенный смелого гротеска и мощного цветового натиска. А ведь костюм, не устаю я повторять, это не только красивые тряпочки, прикрывающие наготу героев и обозначающие эпоху, это еще сильный способ воздействия на зрителя для их восприятия картины в целом.
Так что, уверяю вас, незаменимые есть.

Еще мои посты про итальянских художников по костюмам:

Пьеро Този http://la-gatta-ciara.livejournal.com/51229.html
Маурицио Милленотти http://la-gatta-ciara.livejournal.com/85053.html
Габриэлла Пескуччи http://la-gatta-ciara.livejournal.com/12248.html

Ссылки по теме поста:
http://www.imdb.com/name/nm0232219/
интервью с Д. Донати http://unpaese.blogspot.com/2010/11/ricordando-danilo-donati.html
http://www.vogue.it/encyclo/cinema/d/danilo-donati
http://www.filmreference.com/Writers-and-Production-Artists-De-Edo/Donati-Danilo.html
http://www.imdb.com/title/tt0384712/fullcredits?ref_=tt_cl_sm#cast
http://www.treccani.it/enciclopedia/danilo-donati_(Enciclopedia-del-Cinema)/
фотосессия Лейбовитц на тему фильма "Ромео и Джульетта" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/12565.html

Ну и скачать фильмы, о которых здесь говорилось:
"Ромео и Джульетта"
"Брат Солнце, сестра Луна"
"Укрощение строптивой"
"Казанова Феллини"
"Амаркорд"
"Рим" Феллини
"Сатирикон Феллини"
"Калигула"
"Пиноккио" Бениньи – красочный детский фильм

Источник: la-gatta-ciara.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.