Итальянский театр кукол


Самой «кукольной» страной Европы считается Италия. История итальянских кукольных представлений более-менее отчетливо вырисовывается с XVI века.
Первое, что всплывает в памяти при упоминании итальянского театра кукол, — имя Пульчинеллы. Рождение этого итальянского кукольного героя произошло, как полагают историки, на рубеже XV-XVI веков, поскольку в более ранней литературе его имя не встречается. И хотя истоки итальянских кукольных представлений уходят, вероятно, к Древнему Риму, их история вырисовывается более-менее отчетливо с XVI века.
К этому времени на территории современной Италии было, по крайней мере, три формы кукольных представлений: простейшие уличные куклы, танцующие на доске; перчаточные куклы, выступавшие также под открытым небом, но в своем маленьком театрике, надстроенном над легкой переносной ширмой-палаткой; марионетки, или куклы на нитях. Расставаясь с бродячей жизнью, марионетки обзаводились собственными помещениями. В XVII—XVIII веках зрительные залы почти без исключений располагались в подвалах или первых этажах старинных особняков, а то и в парадных комнатах дворцов; маленькие сцены копировали сцены прославленных итальянских театров, а костюмы и парики отличались роскошью и изыском.
Бродячие кукольники часто ходили парами, и пока один давал представление, другой обходил публику с шапкой или тарелкой, собирая деньги.
аменитый в свое время врач и математик Кар дани, живший в середине XVI века в Милане, пишет: «Я видел двух сицилийцев, совершавших настоящие чудеса с двумя деревянными фигурками, которые они заставляли играть между собой. Один конец нити был привязан к деревянной стойке, другой к ноге кукольника. Движением ноги кукольник дергал веревку, заставляя кукол размахивать руками, качать головами, шевелить ногами». Кардани слышал, что танцующих кукол народ называл «магателли». Современные словари этого слова не содержат. Кукольники наших дней называют подобных кукол «планшетными» — очевидно, современный термин произошел от французского слова «ля пляншет» — доска. Традиция планшетных кукол как в Италии, так и повсюду в Европе угасла к концу XIX века.
Другой вид кукольных представлений давали на ширме-будочке, или палатке, называемой итальянцами «кастелло» (замок), «кастелетто» (маленький замок), «касотто» (домик) или «барака» (шалаш, палатка). На этой ширме с надстроенным театральным портальчиком выступали перчаточные куклы, которые назывались «бураттини».
кольников, работающих в этой технике, называют «бураттинаи».
Происхождение термина «бураттини» объясняют по-разному. Одни считают, что он берет начало от названия ткани, другие — от имени популярного во Флоренции XVI века актера Буратино, выступавшего в представлениях народной комедии дель арте .
Нам же всем Буратино знаком по любимой сказке, созданной А.К. Толстым на основе книги Карло Коллоди «Пиноккио, или Приключения деревянного человечка».
Героем театра бураттинов стал Пульчинелла. Откуда взялось его имя, также объясняют по-разному. По мнению одних историков, персонаж пришел на кукольную сцену из комедии дель арте, где, в свою очередь, унаследовал в слегка искаженной форме имя комика Пуччо д’Аньелло. Другие полагают, что имя происходит от слова «пульчино» (цыпленок) и что кукольный герой получил его из-за своего писклявого голоска, создаваемого пищиком — металлическим приспособлением из двух тонких пластинок, перевязанных тесьмой, — который кукольник держал во рту, когда говорил за Пульчинеллу.
Бродячие кукольники-бураттинаи не записывали своих текстов. Как и актеры комедии дель арте, они всегда импровизировали. Их репертуар состоял из определенного набора традиционных сцен, сценарии передавались из поколения в поколение в устной форме. Количество и порядок исполнения этих сцен варьируется, еще более свободно сочиняется диалог, так как кукольники очень чутко улавливают реакцию публики, всегда откликаются на ее настроение и на события дня.
огда сочиняют новые сценки, однако персонажи в них действуют, как правило, традиционные.
Традиция уличного театра Пульчинеллы все еще жива в Неаполе, и один из самых ярких ее представителей — Бруно Леоне, обучавшийся этой профессии у народных актеров. Знаменитый кукольник приезжал в Москву, где играл свое представление перед столичной публикой. 

Источник: dramateshka.ru

Бураттини из Италии

итальянские куклыВ средневековой Италии существовали несколько видов кукольных театров — планшетные, перчаточные и марионетки.  Планшетные и перчаточные в основном использовались бродячими артистами, а марионетки «любили» оседлую жизнь, так как для тяжелых кукол требовалось место для хранения и для представления — обычно в подвалах жилых домов. 

Планшетные куклы — оригинальное изобретение итальянских мастеров. Вот как их описывал в XVI веке математик Кардани: «Я видел двух сицилийцев, совершавших настоящие чудеса с двумя деревянными фигурками, которые они заставляли играть между собой». Управляла этими куклами нить, проходившая через обе фигурки. Один конец нити был привязан к деревянной стойке, другой — к ноге кукольника. Движением ноги кукольник дергал веревку, заставляя кукол махать руками, качать головой, шевелить ногами. «Должен добавить, что движения фигурок абсолютно совпадали с тактом музыки, и поэтому смотреть на них было вдвойне приятно», — говорил Кардани.


Перчаточные куклы имели еще одно название, знакомое каждому россиянину — бураттини. Эти куклы надевались на руку, а представление велось на  ширме. Главным героем этих представлений был Пульчинелла. Его особенностью был писклявый голос, создаваемый кукольником при помощи пищика — двух металлических пластинок, перевязанных тесьмой. Пульчинелла был так популярен, что разошелся по всему миру. Во Франции он превратился в Полишинеля, в Англии — в Панча, а в России — в Петрушку…

Интересно, что к XIX веку куклы в Италии, а затем во всей Европе стали столь популярны, что представления устраивались и в домах аристократов и знаменитостей. Например, сын писательницы Жорж Санд, художник Морис Санд, регулярно устраивал домашние спектакли. Он называл эти представления «Театром друзей». Санд поставил около 20 новых спектаклей, причем разыгрывались такие серьезные вещи, как «Дама с камелиями»… Всех персонажей изображали перчаточные куклы, которых у художника насчитывалось 125 штук.

В Париже в 1862 году группой художников и поэтов был создан домашний кукольный театр, получивший название «Эротикон Театрон». На его представления допускались только самые проверенные люди — ибо спектакли смело можно было назвать неприличными. Вскоре слава об «Эротиконе» пошла по всему Парижу, но попасть на эротический кукольный спектакль все равно могли только единицы…

Страсти на Сицилии


итальянские куклыОсобняком в истории итальянских кукол стоит сицилийский театр марионеток, недавно объявленный ЮНЕСКО памятником культуры, «неотъемлемым и неприкасаемым наследием человечества».

Сицилия издавна отличалась от всех остальных областей Италии. Этот остров с античных времен  являлся лакомым кусочком для завоевателей, которые совершали сюда набеги с завидной регулярностью. Население Сицилии было вынуждено мириться с захватчиками, при этом подспудно мечтая о мести и справедливости. Эти желания отразились во многих областях сицилийского искусства, и, конечно, в самой знаменитой —  в кукольном театре.

Если в обычном итальянском театре разыгрываются шуточные представления с проказниками Пульчинеллой и Арлекином, то в Сицилии все серьезно. Главными героями пьес являются благородные рыцари, бесстрашные воины, прекрасные дамы — всего более 200 персонажей! 

Главным героем сицилийского театра марионеток является рыцарь Роланд или Орландо.  Интересна история его появления на сцене. В XVI веке итальянский поэт Ариосто на основе французских легенд и сказок написал поэму «Неистовый Роланд» — о честном, благородном рыцаре, сражавшемся с врагами, помогавшем обездоленным и угнетенным.


Поэма пришлась по душе сицилийцам, и вскоре местные кукловоды начали инсценировать ее по частям. Получалось нечто вроде бесконечного сериала, который специально обрывался на самом интересном месте, чтобы продолжиться на другой  день. Для того, чтобы показать сагу о Роланде полностью, требовалось 394 дня!

И зрители с радостью бежали на очередное представление, чтобы сопереживать героям. И это неудивительно — ведь сицилийские марионетки так похожи на людей, что воспринимаются как живые.

Как настоящие

Сицилийские куклыНадо сказать, что современные марионетки ничуть не отличаются от своих предшественников, изготовленных в XVI веке. Ростом они почти в рост человека и изготовлены с абсолютной достоверностью. Корпус куклы вручную вырезается из дерева, а затем обшивается самой лучшей материей. Кроме того, марионетки одеты в настоящие металлические доспехи, воспроизведенные с исторической точностью. Латы, вооружение, рисунки на доспехах —  все абсолютно такое же, как у средневековых рыцарей. В левой руке у каждого рыцаря имеется щит с собственным гербом.

Интересно, что одежда игрушечных героев шьется по всем канонам итальянской высокой моды, тщательно и достоверно, со стопроцентным соответствием историческим моделям.


Размер марионеток зависит от значимости фигуры, которую они представляют. Самая большая принадлежит  королю Карлу Великому — важной фигуре сицилийских кукольных представлений. Сам Роланд чуть поменьше, а второстепенные фигуры совсем маленькие. Управляются марионетки так  — металлический прут держит «тело» куклы, а движения она совершает при помощи веревок, за которые дергает кукловод. Управлять марионетками не так просто — весят они около 20 кг…

В наши дни представления о Роланде уже никто не будет смотреть 394 дня подряд, и поэтому современные кукольники делают спектакли, в которых события развиваются быстро и динамично. Сюжеты тоже все более разнообразны  — героями становятся не только средневековые рыцари, но и более современные персонажи. Например, можно посмотреть спектакль «По следам Моби Дика» — по роману Германа Мелвилла или увидеть похождения графа Калиостро — земляка сицилийцев.

В последнее время усилился интерес к сицилийским марионеткам, на что чутко среагировали жители острова — теперь представлений разыгрывается намного больше, а в сувенирных лавках появилось огромное количество кукол. Кроме того, по всей Сицилии открываются музеи марионеток. В сицилийском городе Сиракузы открылся этнографический и историко-художественный музей «Пупи» — так называют на острове кукол-марионеток традиционного театра. Основу экспозиции составила коллекция деревянных фигур, собирание которой начала местная династия кукольных мастеров с ХVII века, передавая своих маленьких любимцев от отца к сыну, создавая новые сценические образы.


Гости музея окунутся в прекрасный и таинственный мир кукольных персонажей — христианских и сарацинских рыцарей, магов и волшебников, ведьм и чудовищ. Слышится звук «броньи» — деревянного рожка, по форме напоминающего раковину, а братья Даниэль и Альфредо Маучери — нынешние владельцы одного из самых популярных кукольных театров Сицилии — открывают закулисные секреты своего ремесла, рассказывают об истории марионеток, ставших подлинно народными героями.

Источник: www.chronoton.ru

Театры марионеток Феано и Фиандо
Искусство кукольных представлений

На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатии итальянской публики. То тут, то там в печати мелькали слова восторга, высказанные в их адрес. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток «Фиандо». Один из его почитателей насмешливо замечал, что неплохо бы танцовщикам знаменитого театра Ла Скала, кичащимся своим мастерством, посмотреть на изящество и грацию своих маленьких собратьев. Другой любитель этого жанра, делясь впечатлениями, говорил, что был поражен способностью кукольных балерин выполнять все фиоритуры балетных танцовщиц; когда кукла-балерина заканчивала свой номер, она выбегала на аплодисменты, приседала в глубоком реверансе, то есть проделывала все, что полагается танцовщице Ла Скала.
е один поклонник марионеток потешался над римскими властями: куклы-танцовщицы в театре «Феано» (том самом, в котором ранее побывал Стендаль) были так совершенны, что местные власти, заботясь о нравственности римлян, принудили кукольников надеть на балерин голубые панталончики – такие, какие в те времена обычно выглядывали из-под платьиц благовоспитанных девочек.

Описания XIX столетия обнаруживают еще одну характерную черту итальянского марионеточного театра: хотя марионетки и копировали спектакли оперных и драматических театров, они разрешали себе и некоторые отступления – в виде «своих» марионеточных пьес со «своими» героями. Почти в каждом из крупных городов Италии на марионеточную сцену выходили, подобно римскому Кассандрино, местные любимцы публики: в Венеции – Панталоне и Бригелла, Факанапа, в Болонье – доктор Балаордо Грациано, в Милане – Джироламо, в Турине – Джиандуя, в Неаполе – Пульчинелла, Тарталья, Скарамучча. Многие из этих персонажей пришли из комедии дель арте, но некоторые, как, например, Кассандрино или Факанапа, Джироламо или Джиандуя, родились на марионеточной сцене. Они перекочевывали из спектакля в спектакль, независимо от исполняемой пьесы, и даже если это была очень известная пьеса, они находили себе место в ее действии. Как правило, они исполняли «первые роли», и кукольники придумывали пьесы специально для них Сохранилось несколько названий пьес, сочиненных для Кассандрино: «Путешествие в Чивитта-Веккио», «Кассандрино, любитель музыки и импрессарио». А в известной в те времена пятиактной драме «Принц Евгений Савойский», шедшей в Милане, главную роль фактически исполнял Джироламо – неуклюжий, тугодумный увалень, в лице которого миланцы подсмеивались над своими соседями туринцами.


К концу XIX столетия слава марионеток начала меркнуть. Она вспыхнула еще раз ярким светом в первой половине XX века благодаря театру «Пикколи ди Подрекка», созданному крупным итальянским музыковедом и страстным любителем кукольного искусства Витторио ди Подрекка. Но после его смерти, хотя марионетки и не ушли из жизни итальянцев и выступают еще и сегодня, они ведут скромное, тихое существование, общаясь в основном с детской аудиторией и не создавая ничего выдающегося.

Свет былой славы отражается в повышенной чувствительности итальянцев к кукольному искусству, в чуткости их восприятия, в бурной реакции на малейшее удачное движение куклы, в остром натренированном глазе зрителя, знающего толк в этом искусстве, в способности оценить правдивый и точный жест куклы, создаваемый тонкой длинной нитью, конец которой держит высоко стоящий кукловод.

И в заключение несколько слов о технике работы с марионетками, хотя многое уже ясно из рассказов очевидцев. Традиционная итальянская марионеточная сцена обрамлялась порталом, имела кулисы и задник – в миниатюре там было все, что полагалось театральной европейской сцене. Но было и отличие – за задником пристраивался помост, с высоты которого кукловоды водили марионеток по сцене с помощью длинных нитей. Нитей у традиционных марионеток было немного (по крайней мере у тех кукол XVIII–XIX веков, что сохранились в музеях и частных коллекциях). Как правило,, нити сочетались с тонким железным прутом, прикрепленным к голове куклы, – на этом пруте висела вся кукла, а с помощью нитей, идущих к ее рукам (иногда и к ногам), создавались жесты и походка. Еще одна дополнительная нить, идущая к спине, наклоняет куклу, позволяет ей принимать более свободные позы. Для твердости походки в башмачки подкладывали кусочки свинца. Количество нитей стало увеличиваться к концу XIX века и, вероятно, достигло апогея в театре Подрекки, где число их доходило до двадцати. Вместе с увеличением числа нитей перестал применяться металлический прут. И еще одна особенность театра итальянских марионеток (и не только итальянских, а вообще европейских) – в их спектаклях существовало обязательное разделение на актеров, управляющих куклами, и актеров, говорящих или поющих за них. Эта черта сохранилась до наших дней, современные спектакли идут под запись музыки и актерских голосов.

Далее ► Опера деи Пупи. Кукольный театр Сицилии.

Главная ► Мода и история театра

Источник: maskball.ru

Март 19, 2016

°° СИЦИЛИЙСКИЙ ТЕАТР МАРИОНЕТОК °°
** IL TEATRO DEI PUPI SICILIANI **

Il Teatro dei Pupi — традиционный, сицилийский, кукольный театр, с 2001 года входит в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, он прекрасно отражает идентичность страны и народа, является ярким образцом искусства и популярной культуры, с древних времён до современной Сицилии. Некоторые исследователи считают, что искусство кукловодов, берёт свои корни от жителей города Сиракуза, другие, что оно зародилось уже во времена Сократа и Ксенофонта.
На Сицилии существует старинная легенда: ученик Сократа, Ксенофонт Афинский, рассказывает об одном кукловоде, жителе Сиракузы, который развеселил гостей на празднике, устроенном Каллией в честь победителя легкоатлетического соревнования Автолико.
На празднике, в 421 до н. э., присутствовал Сократ, который потребовал у сицилийского кукловода, чтобы его марионетки исполнили танец Вакха и Ариадны.
После представления, Сократ спросил кукловода, что не хватает ему, чтобы быть счастливым? Кукловод, с присущей ему сицилийской хитростью, ответил: «Чтобы было, как можно больше глупцов, приходящих на мои спектакли и приносящих мне деньги на пропитание.»
Современные сценарии спектаклей созданы по мотивам песни о Роланде, рассказов о подвигах Карла Великого и его паладинах, эпических поэм о итальянских рыцарях, (Орландо Яростный, Орландо Влюблённый и Морганте).
Первые современные куклы в доспехах, созданы в восемнадцатом веке, по образу и подобию персонажей поэм о рыцарях шестнадцатого-семнадцатого века.
Тексты на спектаклях марионеток воспроизводили уличные истории. Внутри этого фантастического мира кукольного театра, двигались ремесленники, строители, портные, художники, скульпторы и множество других профессий. В те времена, кукловод был очень уважаемым в обществе человеком, достойным представителем современного искусства.
Платой за вход в театр марионеток был натуральный обмен, например, новые ботинки позволяли получить абонемент на месяц, а сыр, яйца, оливки и фрукты — на несколько спектаклей.
Театр находился в жилом доме, где в течение дня, каждый ребенок хозяев имел определенные обязанности: кто-то натирал доспехи, кто-то вытирал пыль на лицах кукол, а кто-то следил за наличием всех необходимых деталей для ремонта марионеток, которые ломались что во время театральных боёв.
Традиционный кукольный театр сохранился нетронутым и неизменным до нашего времени, поэтому если вы едите на Сицилию, не пропустите возможность увидеть это замечательное шоу.

°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°

Il teatro dei pupi, inserito dal 2001 nell’elenco dei Beni immateriali dell’umanità dell’UNESCO, perché rispecchia l’identità di un paese e di un popolo, è una delle attestazioni di arte e cultura popolare che ancora sopravvive nella Sicilia contemporanea. Alcuni reputano che l’abilità dei pupari provenisse dalla maestria di alcuni siracusani, attivi già al tempo di Socrate e Senofonte, nel costruire e far muovere marionette. Sopravvive infatti in Sicilia questa antica leggenda: Un allievo di Socrate, l’ateniese Senofonte, ci parla di un puparo, un siciliano di Siracusa, che con le sue marionette rallegrò la festa offerta da Callia in onore di Autolico, vincitore di una gara atletica.
Alla festa, che sarebbe avvenuta nel 421 a.C., era presente anche Socrate, che richiese al puparo siciliano di fare ballare le sue marionette, ed egli eseguì la danza di Bacco e Arianna.
Terminato lo spettacolo, Socrate gli chiese che cosa desiderasse per essere felice: il puparo di Siracusa, con arguzia tutta siciliana, gli rispose: «Che ci siano molti sciocchi, perché essi, accorrendo allo spettacolo dei miei burattini, mi procurano da vivere».
Oggi I temi rappresentati derivano dalla Chanson de Roland, racconto delle gesta di Carlo Magno e dei suoi paladini, e dai grandi poemi epico-cavallereschi italiani (Orlando Furioso, Orlando Innamorato e il Morgante).
Le prime marionette realizzate nel Settecento si ispirano per la rappresentazione dei personaggi e la foggia delle armature alle xilografie dei poemi cavallereschi cinquecenteschi e alla stampa popolare del Seicento.
L’opera dei pupi siciliani segue o il racconto orale, che i cantastorie recitavano nelle piazze. Il racconto orale delle piazze si trasferisce in teatro, prende corpo e movenza attraverso i pupi. Attorno a questo mondo fantastico si muovevano artigiani costruttori, sarti, pittori, scultori, una moltitudine di mestieri complementari al teatro dei pupi. In questo ambiente l’oprante era la persona più rispettata, colui il quale raccoglieva in sé il maggior prestigio e l’arte più viva. L’ingresso al teatro era regolato da uno scambio in natura, la realizzazione di un paio di scarpe nuove coincideva con un abbonamento per un intero mese, mentre formaggi, uova, olive e frutta compensavano l’ingresso di più serate. L’abitazione era la casa-teatro , dove durante il giorno ogni figlio esercitava un ruolo preciso: chi lucidava le armature, chi spolverava i visi dei pupi, chi preparava l’occorrente per riparare le marionette che durante i combattimenti si rompevano.
Questa tradizione sopravvive intatta e immutata nel tempo, per cui se andate in Sicilia non perdetevi questo meraviglioso spettacolo.

Оригинал: VK.com//COCO — Преподаватель итальянского — Носитель

марон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.