Искусство вкуса


ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.

Художественный вкус, в котором обобщается художественный опыт личности (общества), формируется прежде всего под непосредственным воздействием искусства. Однако было бы ошибкой считать художественный вкус простым производным от качества художественного объекта и интенсивности общения с ним. Многое в его становлении и формировании зависит от индивидуальных особенностей самого человека, его способности воспринимать и оценивать те действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство.

Индивидуальный, точнее, индивидуализированный характер художественного вкуса определяется особенностями художественного восприятия биолого-психологические стороны последнего оказываются весьма важными в процессе постижения искусства. Акцентирование этой, по преимуществу чувственной стороны структуры художественного вкуса приводит идеалистическую эстетику (главным образом субъективистского толка) к выводу, что природа художественного вкуса строится на врожденном свойстве личности.


Опыт общения человека с искусством обусловливает и качественный уровень художественный вкус , этой особой, по определению Вольтера, «чувствительности к прекрасному и уродливому в искусствах».

Формирование художественного вкуса зависит от многих факторов. Кроме художественного опыта, здесь сказываются возрастные особенности личности, психофизиологические характеристики, ее принадлежность к определенному классу, социальной группе, характер потребностей и интересов, профессиональные занятия и жизненный опыт.

В истории искусства нередки случаи, когда одни художники не принимали творчества других из-за различия идейно художественных позиций. Так, Л. Толстой отвергал творчество В. Шекспира, В. Стасов критически относился к живописи К Брюллова, П. Чайковский отрицал музыку И. Брамса. Это не значит, что у Л. Толстого и Стасова плохой вкус. Известно, например, что Л. Толстой высоко ценил творчество А. Чехова, И. Бунина Л. Андреева, а Стасов был одним из корифеев русской художественной критики. Здесь речь может скорее идти об элементах односторонности в высокоразвитом художественном вкусе.

Многообразие вкусов влияет и на соотношение индивидуального и коллективного суждений в художественном вкусе. Идеалистическая эстетика веками разрабатывала элитарный подход к этой проблеме, где индивидуальное мнение аристократического «ценителя искусства» противопоставлялось мнению безликой «толпы». Существовал и прямо противоположный подход к проблеме, когда вопрос о ценности художественного произведения автоматически решался «большинством» голосов. Однако ни тот, ни другой не определяет истинность суждения вкуса, которая зависит лишь от степени его объективности.


Источник: esthetiks.ru

     Художественный вкус  как качество личности – способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение;  способность  отвечать требованиям искусства, соответствовать эстетическому вкусу.

     — Дорогая, — обращается кавалер к своей даме после длительного и утомительного блуждания по залам выставки модернистского искусства, — обрати внимание, с каким художественным вкусом  написаны эти два простеньких реалистичных силуэта на фоне нагромождений и абсолютно непонятных сюжетов!— Говори, пожалуйста, тише! Это же таблички на дверях туалетов.

     Художественный вкус – способность адекватно осознавать и оценивать качество того или иного произведения искусства. В отличие от снобов, склонных слепо подражать вкусам и манерам высшего общества,  претендовать на изысканно-утончённый вкус, человек с истинно художественным вкусом по-настоящему видит красоту и качественность произведений искусства.


     Художественному вкусу чужд конформизм, пристрастность и предвзятость. Если человек обладает художественным вкусом, он чувствует в произведении искусства душу, нерв, сумасшедшую энергетику, «шаровую молнию», осознает ее штучность и эксклюзивность. Никакие экспертные оценки, авторитетные высказывания, тенденциозные мнения общества не смогут  повлиять на него даже в мельчайшей степени.

     От произведений великих мастеров исходит огромная энергия, которая переворачивает душу, «рвёт аорты», заставляет сильнее биться сердца,  очищает разум. От соприкосновения с настоящим искусством человек личностно растёт, совершенствуется, приближается по своим качествам личности к Богу.

     Снобы стараются выставить себя истинными ценителями искусства, пытаются навязывать другим свой извращённый вкус, но всё это не более чем позёрство, рисовка и красование. Для истинного обладателя художественного вкуса смешны их неуклюжие попытки казаться знатоками искусства.

    Анекдот в тему. Из-за преступной халатности работников Эрмитажа картина великого Казимира Малевича «Черный квадрат» два месяца провисела вверх ногами и ни один ценитель искусства, обладающий «тонким» художественным вкусом, не заметил этого вопиющего безобразия.

     Художественная галерея. У картины Малевича «Черный квадрат» экскурсовод рассказывает историю картины. Один посетитель задает вопрос: — Я слышал, что существуют четыре оригинала этой картины, это правда? Экскурсовод: — Да, это правда. Хотя надо сказать, что Малевич писал десять оригиналов, но шесть других не получились.


      Человек, обладающий художественным вкусом, легко идентифицирует художественность в творениях мастеров слова, кисти или ноты, сразу сканирует главную идею, которую хотел выразить писатель, художник либо композитор.

     Классическим стало рассуждение Н.Г. Чернышевского о художественности: «Только произведение, в котором воплощена истинная идея, бывает художественно, если форма совершенно соответствует идее. Для решения последнего вопроса надобно посмотреть, действительно ли все части и подробности проистекают из основной его идеи. Как бы замысловата или красива ни была сама по себе известная подробность — сцена, характер, эпизод, — но если она не служит к полнейшему выражению основной идеи произведения, она вредит его художественности».

      Обладатель художественного вкуса чувствует в произведении искусства пульсирующий сгусток нерва, «натянутый канат» жизни:

Посмотрите — вот он

без страховки идет.

Чуть правее наклон —


упадет, пропадет!

Чуть левее наклон —

все равно не спасти…

Но должно быть, ему очень нужно пройти

четыре четверти пути.

     Когда вышел в свет «Нерв» Владимира Высоцкого, для многих книга стала миражом, привидением. Где-то есть, а в руки не возьмешь. О книге слышали многие, о выходе ее в свет написали газеты, публиковались рецензии в журналах «Литературное обозрение» и «Юность». Люди  переписывали «Нерв» от руки. Есть версия, что первое издание (55 000 экз.) не появилось в продаже, а ушло по обкомам КПСС… В народе гулял миф о краже вагона с тиражом «Нерва».

      Когда человек лишен художественного вкуса, он не видит разницы между оригиналом картины и репродукцией. Глядя на произведение искусства, его хаотичный, сумбурный ум выдаёт неожиданные ассоциации.

   В музее у огромной картины во всю стену стоит восхищённый посетитель. Второй посетитель обращается к нему: — У Вас хороший художественный вкус. «Явление Христа Народу» — шедевр. Какие мысли вызывает это грандиозное полотно? — Да вот думаю, небось, ведра два краски пошло на это дело!

   Южный приморский город, вечер. На причале стоит человек во фраке, с галстуком-бабочкой, и любуется закатом. К нему подходит местный художник, и они начинают беседовать о небе, прекрасном заходящем солнце и море. Потом разговор переходит на искусство, живопись и т.д. В конце концов, художник говорит: — У вас такой тонкий художественный вкус. — Вы что, тоже маринист? — Да нет, я вообще-то голубой, но море тоже люблю…


Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: podskazki.info

ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.

Художественный вкус, в котором обобщается художественный опыт личности (общества), формируется прежде всего под непосредственным воздействием искусства. Однако было бы ошибкой считать художественный вкус простым производным от качества художественного объекта и интенсивности общения с ним. Многое в его становлении и формировании зависит от индивидуальных особенностей самого человека, его способности воспринимать и оценивать те действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство.

Индивидуальный, точнее, индивидуализированный характер художественного вкуса определяется особенностями художественного восприятия биолого-психологические стороны последнего оказываются весьма важными в процессе постижения искусства. Акцентирование этой, по преимуществу чувственной стороны структуры художественного вкуса приводит идеалистическую эстетику (главным образом субъективистского толка) к выводу, что природа художественного вкуса строится на врожденном свойстве личности.


Опыт общения человека с искусством обусловливает и качественный уровень художественный вкус , этой особой, по определению Вольтера, «чувствительности к прекрасному и уродливому в искусствах».

Формирование художественного вкуса зависит от многих факторов. Кроме художественного опыта, здесь сказываются возрастные особенности личности, психофизиологические характеристики, ее принадлежность к определенному классу, социальной группе, характер потребностей и интересов, профессиональные занятия и жизненный опыт.

В истории искусства нередки случаи, когда одни художники не принимали творчества других из-за различия идейно художественных позиций. Так, Л. Толстой отвергал творчество В. Шекспира, В. Стасов критически относился к живописи К Брюллова, П. Чайковский отрицал музыку И. Брамса. Это не значит, что у Л. Толстого и Стасова плохой вкус. Известно, например, что Л. Толстой высоко ценил творчество А. Чехова, И. Бунина Л. Андреева, а Стасов был одним из корифеев русской художественной критики. Здесь речь может скорее идти об элементах односторонности в высокоразвитом художественном вкусе.

Многообразие вкусов влияет и на соотношение индивидуального и коллективного суждений в художественном вкусе. Идеалистическая эстетика веками разрабатывала элитарный подход к этой проблеме, где индивидуальное мнение аристократического «ценителя искусства» противопоставлялось мнению безликой «толпы». Существовал и прямо противоположный подход к проблеме, когда вопрос о ценности художественного произведения автоматически решался «большинством» голосов. Однако ни тот, ни другой не определяет истинность суждения вкуса, которая зависит лишь от степени его объективности.


Источник: esthetiks.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.