Греческое здание с колоннами


Греческое здание с колоннами

Храм Артемиды в Эфесе (в настоящее время г. Сельчук в Измире в Турции). Считался одним из семи чудес света. Был сооружён в середине 4 в. до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., несколько раз подвергался восстановлению и перестройкам.

Архаичный период

В древнегреческой архитектуре различают архаичный период (7 в. до н.э. – 590 гг. до н.э.) В этот период народы, населяющие территорию Древней Греции, создавали сооружения, принципы конструкции которых легли в основу более поздних построек. Образцы древнегреческой архитектуры архаичного периода, в основном, сохранились на Апеннинском полуострове, в Сицилии, в Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах. Композиция архитектурных ансамблей архаики создавалась постройками, расположенными в ряд.


Памятниками архаичной древнегреческой архитектуры были храмы Геры (“Базилика”) в Пестуме, Афины (“Деметры”). Храм Геры (“Базилика”) создан из туфа, его особенность заключается в нечетном количестве массивных колонн на торце. Сами колонны утолщаются книзу, создавая ощущение «одутловатости». Массивность строения сочетается с декоративной каменной резьбой.

Греческое здание с колоннами

Храм Геры в Пестуме. Середина 6 в. до н.э.

Греческое здание с колоннами

Колонны храма Геры в Пестуме.

Ранне-классический период

Следующий этап в развитии древнегреческой архитектуры – ранне – классический (590гг. до н.э. – 470 до н.э.). В этот период древнегреческая архитектура обогатилась египетскими и азиатскими элементами, которые вписывались в философию и религиозные воззрения общества. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции – более соразмерными и менее тяжеловесными. В тот период при установке колоннады начали придерживаться соотношения количества колонн торцового и бокового фасадов 6:13 или 8:17.


Образцом древнегреческой архитектуры переходного периода между поздней архаикой и ранней классикой является храм Афины Афайи на острове Эгине (около 490 г. до н.э.) Он имел небольшие габариты, соотношение колонн – 6:12. Храм создан из известняка, его стены покрывали росписи, фронтоны украшали мраморные скульптуры (сейчас они хранятся в Мюнхенской глиптотеке – Münchener Glyptothek).

К переходному периоду в древнегреческой архитектуре относится и храм в Селинунте в Сицилии. Он все еще был вытянут в длину, имел соотношение колонн 6:15. Сами колонны производили впечатление массивных и грузных. Типичным сооружением древнегреческой архитектуры ранней классики являются храм Посейдона в Пестуме и храм Зевса в Олимпии (конец 5 в. до н.э.). Он установлен на трехступенчатом основании. Имеет невысокий стилобат (верхняя часть стереобата – ступенчатого цоколя, на котором возводилась колоннада), низкие широкие ступени, соотношение массивных колонн с утолщением в нижней трети 6:14. Храм был построен с учетом особенностей зрительного восприятия. Издали он выглядит приземистым. По мере приближения к сооружению растет ощущение его мощи и величия. Такой прием расчета на восприятие объекта по мере удаления или приближения характерен для зодчества периода ранней классики в древнегреческой архитектуре.


Греческое здание с колоннами

Храм Посейдона в Пестуме.

Храм Зевса в Олимпии (468 и 456 гг. до н.э.) – произведение архитектора Либона, был самым крупным храмом Пелопоннеса (южная часть Балканского полуострова). Храм был построен из ракушечника. Соотношение колонн 6:13. На фронтонах были изображены состязание на колесницах Пелопса и Эномая, битва греков с кентаврами, на элементах фриза – подвиги Геракла.

Греческое здание с колоннами

Развалины храма Зевса в Олимпии.

Классический период

Классический период древнегреческой архитектуры (470 до н. э. — 338 до н. э.). В этот период продолжилось совершенствование стиля. Вместо песчаника использовался мрамор. Строения становились более легкими и изящными. Примером сооружений классического этапа являются храм Тесея в Афинах, храм в Иллисе (не сохранился) и храм Аптерос на входе в некрополь Афин.

Эллинский период


Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.) в древнегреческой архитектуре развивался под влиянием мотивов Востока. Образец – храм Крылатой Афины в Тегее, храм Зевса в городе Немея. Множество строений с богатым декором было возведено в Малой Азии, например, монумент царю Мавсолу, храм Афины в городе Приена, храм Феба Дидимского в городе Милеет.

Греческое здание с колоннами

Руины храма Крылатой Афины в Теге.

Источник: www.facade-project.ru

Принцип строительства городов или греческая мифология и её отражение в архитектуре

Архитектурный облик Древней Эллады отражает мифы народа, жившего на её территории. В мифологии Древней Греции боги обитали на горе Олимп. А у подножия жили обычные люди. По такому же принципу строились города (полисы).

Архитектура Древней Греции: коротко о главном
Храм Геры в Олимпии. Сегодня здесь хранится Олимпийский огонь

Где и как жили простые смертные?


Вокруг природного или насыпного холма строили нижний город. Ремесленники одной профессии жили компактно в кварталах. В центре всегда была торговая площадь, где они решали хозяйственные и административные вопросы, собираясь вместе. Место это называлось агора.

Вокруг агоры строили общественные здания для совета общины (булевтерии) подобно современной мэрии.  Для торжественных мероприятий строили пританеи. Всякого рода развлекательные клубы (лесхи), театры, стадионы, парки располагались здесь же.

Гимназии и спортивные школы (палестры) имели большие комплексы находились неподалёку.

Где и как отдыхали боги?

На холме, окружённом городом, возводили храм для бога-покровителя. Как правило холмы имели и защитную функцию: их хорошо укрепляли на случай войны. Назывались такие холмы — акрополи.

Греческая архитектура: Храм Афайи, о. Эгина
Храм Афайи на острове Эгина в Сароническом заливе

Самыми могущественными городами-государствами в тот период являлись Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Они как сотрудничали, так и воевали между собой.

Архитектура архаики: греческая ордерная система


К этому периоду относят VIII – VI вв до н.э.. Это времена, когда

  • впервые провели олимпийские игры,
  • Гомер написал «Иллиаду» и «Одиссею»,
  • греки захватили Сицилию, южную Италию и Фракию.

Достижениями греческого зодчества архаического периода считается  создание и последовательное применение ордерных принципов. Ордер — это стоечно-балочная система, состоящая из

  • вертикальных колонн и пилястр и
  • горизонтальных перекрытий (антаблемент).

Слово это произошло НЕ от «ордена», а от латинского ORDO — строй, порядок. Возник этот принцип, как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер и его брутальность

В начале периода архаики использовался дорический ордер. Название своё получил от живших на северных территориях греческой метрополии дорийских племён.

Храмы тяжеловесны и приземисты, колонны, простые, мощные, немного утолщенные (Мужественные). Верхняя часть колонны – капитель – образуется двумя каменными плитами (нижняя круглая, верхняя квадратная). Вертикальные желобки вдоль создают устремленность вверх.


Греческая архитектура: Дорический ордер
Древнегреческий храм Геры II в Паестуме (Кампанья, Италия) ошибочно называемый храмом Нептуна или Посейдона. Дорический ордер. Реконструкция

По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники  — фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые.

Несущие конструкции храмов (колонны и архитравы) не раскрашивались.

Это подтверждают раскопки

  • храма Геры в Олимпии,
  • храма Афайи (Афеи) на острове Эгина в Сароническом заливе и другие.

Ионический ордер: храм богини Артемиды

Ионический ордер характеризуется легкостью в пропорциях, декоративностью и изяществом. Он сформировался под влиянием культуры Востока в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции. Начали использовать его в конце архаического периода наряду с дорическим.


Наиболее известен храм Артемиды, всегда юной богини охоты и женского целомудрия, дающей счастье в семейной жизни (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе, выстроенный в конце VI в. до н.э. — одно из 7 античных чудес. В настоящее время — это город Сельчук на юге турецкой провинции Измир.

архитектура Древней Греции: храм Артемиды в Эфесе
Руины храма Артемиды в Эфесе и модель-реконструкция в парке Миниатюрк (Турция)

Большое внимание уделялось ландшафтному дизайну вокруг храма. В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей.

Классический период: архитектура Древних Афин

Классический период относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы

  • Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и
  • великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи.

Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является Афинский акрополь (фото кликабельно).

Архитектура Древней Греции: Афины
Афинский Акрополь

Как богиня Афина стала владычицей Аттики

Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.

Расцвет греческой архитектуры начался в 5 в до н.э. и неразрывно связан с именем знаменитого государственного деятеля  Перикла. Во время его правления были начаты грандиозное строительство в Афинах, а именно на укрепленном холме Акрополе.

Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении  был поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь. В центре высилась бронзовая статуя покровительницы города — богини мудрости Афины.


Архитектрура Древней Греции: коротко о главном. Афинский Акрополь
Реконструкции афинского Акрополя (фото увеличивается) Ссылка

Далее виднелся своеобразный и сложный храм Эрехтейон. Его отличает выступающий портик, где перекрытия поддерживают мраморные изваяния в виде женских фигур — кариатиды.

Главное сооружение Акрополя – храм, посвященный Афине – Парфенон. Он так же является отличным примером дорического стиля.  Сохранились имена его создателей – Иктин и Калликрат. В храме стояла колоссальная статуя Афины, созданная Фидием.

Хоромы богини Афины

В 447 году до н. э. началась работа над Парфеноном, чтобы заменить старый храм, разрушенный персами в 480 до р.Х.. Парфенон, который мы видим сегодня, начался именно по приказу Перикла.

Дело поручили архитекторам Иктинуи Калликарту. Отделкой занимался Фидий. Их задачей было своим талантом воскресить силу, величие и могущество общеэллинской державы.

Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным.

Он признан величайшим достижением зодчих всех времён. Имеет более стройные и изящные пропорции, чем храм Зевса в Олимпии, но высотой не уступает ему.

Архитектура Древней ГРеции кратко: Древнегреческий Парфенон
Парфенон в Афинах: вид сегодня и реконструкция
  • Строгие спокойные формы,
  • золотая пропорция,
  • сверкающий на солнце белый мрамор колонн,
  • яркие краски —

всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение.

На входе в акрополь располагались Пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи — это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.

Шик храма богини победы Ники

Обратите внимание на маленький  Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности  к юго-западу от входа. Он был построен в ок. 420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке.

Ионический ордер проник на территорию  Греции из области Ионийской Малой Азии. Колонны более нарядные и утонченные. Средняя часть капители напоминает закрученную латинскую букву I , разрезанную пополам – волютами.

Древнегреческая архитектура: Реконструкция храма Ники
Реконструкция Акрополя. Храм Ники справа.

Ряды колонн перед каждой из его узких сторон украшают рельефные фризы на верхней части стен.  На них изображены боги (с восточной стороны) и сцены из битв.

С точки зрения его скульптурной композиции храм Ники был шикарный. Маленькое здание было украшено больше, чем любой ионический храм в истории греческой архитектуры.

Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы. Фронтоны —  сцены битвы.

На момент строительства это было необычно: фронтоны классических ионических зданий обычно не украшались.

фриз храма Ники
Реконструкция фриза храма Ники (фото увеличивается).
Древнегреческая архитектура: Фриз храма Ники
Ссылка

Кариатиды Эрехтейона

Другой пример, где встречается ионический ордер  — это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Греческий стиль — это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях.

Говорят, что в этой части Акрополя были некоторые очень древние святилища. Одним из предназначений нового здания было объять их. Здесь хранились дары, приносимые в жертву богам.

На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крыша поддержана шестью статуями девиц — Кариатидами. На внешней стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн на стороне восточного фасада.

Архитектура Древней Греции кратко Храм Эрехтейон
Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона)

Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства

  • светских зданий,
  • торговых комплексов и
  • зрелищных арен.

Стадионы находились в естественных долинах.  Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).

Легенда о возникновении Коринфского ордера

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер. Его отличие — более насыщенный декор (разновидность ионического ордера). По легенде, его прообразом стала корзина, обвитая листьями буйно растущего кустарника. Архитектор увидел её на могиле девушки.

Коринфский ордер называют «девичьим» или «юношеским»,
дорический — «мужественным» или «мужским»,
а ионический — «женственным» или «женским».

Архитектура Древней Греции кратко : Олимпийский храм Зевса
Коринфский ордер храма Зевса в Олимпии

В конце классического периода к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский.

Эллинизм: чудеса и открытия

Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдодиптерой — двойной колоннадой, внутренний ряд которой скрыт наполовину в стене. Автором этого открытия был Гермоген. Римляне переняли эту формулу и широко использовали в своей архитектуре.

Как греки обогатили Египет

Эллинизм знаменит ещё возведением круглых зданий. Сохранилось несколько построек такого типа в Эретрии, Олимпии, на острове Самофракия.

Но самым грандиозным считается стометровый Александрийский морской маяк (о. Форос).

Александр Македонский во время своих походов основал 17 одноименных городов. Но лишь один дожил до наших дней — Александрия в Египте. После смерти Александра город перешёл под власть фараона Птолемея.

Он и распорядился построить маяк, вошедший в список «7 чудес«. Целью его сооружения было облегчить путь мореплавателям в плохую погоду и ночное время.

Как Колосс Родосский пал дважды

Ещё одно «чудо» из списка было построено Харесом в виде гигантской скульптуры бога Гелиоса — Колосса Родосского. Простоял он около 50 лет на Родосе и был разрушен землетрясением.

Римский император Нерон стремился увековечить себя копией Колосса. Но и тот пал, а его имя с итальянским произношением «Колизей» перешло амфитеатру.

Древнегреческий стиль: угасание

Архитектура эллинизма стремиться к большей пышности:

  • колонны становятся еще более стройные,
  • канавки более углублённые,
  • коринфские капители более украшенными растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Храмам стали уделять мало внимания. Богов забывали: строили в основном

  • общественные сооружения,
  • дворцы,
  • библиотеки,
  • амфитеатры,
  • обносили площади колоннадами.

Усилилось влияние других стилей, появилась эклектика.

Архитектура Древней Греции: кратко

  • Принцип градостроительства: боги — наверху, смертные — внизу.
  • 3 периода развития архитектуры:
    • архаический (VIII – VI вв до н.э.),
    • классический (V век до н.э.),
    • эллинический (IV – I века до н.э.).
  • 3 ордера:
    • дорический,
    • ионический,
    • коринфский.

В архаике — дорический и ионический.
В классике добавился коринфский.
Эллинизм — все три.

Оцените статью, пожалуйста. Выскажите своё мнение в комментарии, нам интересно знать, что Вы думаете. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопку социальных сетей.

Источник: arhi1.ru

Греческое здание с колоннами

Над Афинским акрополем возвышается мраморный храм.

Греческий храм

Здание прямоугольной формы, стройные ряды монументальных колонн. Силуэт этого здание известен во всем мире, он стал одним из символов древнегреческой архитектуры и античной культуры в целом. Это Парфенон, храм, посвященный покровительнице города Деве Афине, классический образец дорического ордера.

При переходе к строительству из камня сохраняются, а затем перерабатываются и получают новое звучание некоторые приемы, используемые при деревянном зодчестве. Так появляется и формируется система архитектурных ордеров – определенной комбинации и соотношения конструктивных элементов (несущих и несомых) и декоративной составляющей.

Греческий храм

Архитектурные системы с использованием колонн и балок, выполненных в едином стилевом решении, использовались в различных древних культурах, например, в египетской или крито-микенской. Но строгая, упорядоченная система появилась только в Древней Греции. Именно эта культура подарила миру первые классические архитектурные ордера.

Существует три древнегреческих классических ордера: дорический, ионический и коринфский. Каждый получил свое название по месту своего возникновения.

Чем древнее архитектурный ордер, тем ближе он по своей сути к изначальной опорно-балочной конструкции, тем проще с точки зрения художественного оформления. Со временем декоративной составляющей уделяется все больше внимания, она становится все более витиеватой.

Отличительные черты каждого ордера наглядно демонстрирует архитектура древнегреческих храмов, возведенных в разные периоды. Разумеется, каждый новый ордер не появлялся на ровном месте, а формировался в течение какого-то времени, с накоплением опыта, применением и отработкой архитектурных приемов. Системы плавно сменяли друг друга, поэтому в некоторых древнегреческих строениях присутствует черты различных ордеров.

Греческий храм

Греческий храм состоит из трех частей: стереобата (основания), несущих колонн и антаблемента. В свою очередь, каждая часть делится на элементы. Так стереобат древнегреческого храма, как правило, состоит из трех ступеней. Верхняя часть стереобата именуется стилобатом.

На несущих колоннах покоится антаблемент – верхний несомый элемент ордера, подразделяющийся на архитравную балку, фриз и карниз.

Древнегреческие архитектурные ордера различаются по пропорциональному соотношению и художественному оформлению всех частей храма.

Дорический ордер

Греческий храм

Дорический ордер – самый ранний из древнегреческих архитектурных ордеров, появился в период архаики в VII веке до н.э. Простой, лаконичный в плане декоративного оформления, его нередко называют воплощением «мужского начала» в архитектуре.

У мощных, приземистых колонн нет базы, они опираются непосредственно на стилобат. Каннелюры, желобки с заостренными краями, идут по всей длине ствола колонны, делая ее визуально более легкой. В дорическом ордере таких желобков немного, не более 20 на колонну. Капитель, верхняя декоративная часть колонны, состоит из эхина (сплюснутой подушки с круглым сечением) и абака (квадратной плиты). Антаблемент включает архитрав, фриз с триглифами и метопами и карниз.

Помимо Парфенона в дорическом ордере выдержан храм Афины Афайи на острове Эгине.

Ионический ордер

Греческий храм

Черты ионического ордера появлялись постепенно, его окончательное формирование относится к VI веку до н.э. Существует два варианта ионического ордера: аттический и малоазийский. В малоазийском варианте отсутствует фриз. Этот тип считается основным, так как аттический появился позднее и был вариацией малоазийского.

В отличие от дорического, ионический ордер более изящен, утончен, легок. Продолжая аналогию, его можно назвать проявлением «женственности» в камне.

Ионическая колонна состоит уже из трех частей: у нее появляется база, она становятся более высокой, тонкой, количество каннелюр увеличивается. На капители колонны используется новый декоративный элемент – волюты (завитки). Узкий антаблемент состоит из гладкого архитрава, фриза без триглифов (иногда фриз вовсе отсутствует) и выступающего карниза. Фриз украшен рельефными изображениями. На карнизе размещается ряд дентикул – небольших декоративных выступов в виде зубчиков.

К образчикам ионического ордера относится храм Эрехтейон в Афинах.

Коринфский ордер

Греческий храм

Самый юный из древнегреческих ордеров – коринфский ордер – сформировался в конце VI века до н.э. Его пропорции схожи с ионическими, но он отличается более обильным декоративным оформлением. В Древней Греции он считался лишь разновидностью ионического ордера. Свою популярность и распространение коринфский ордер обрел позже, уже в Древнем Риме. Отличительной чертой коринфского ордера является высокая капитель, состоящая из шестнадцати волют, сопровождаемых рельефными изображениями листьев аканта. По преданию этот ордер был придуман Каллимахом из Коринфы, древнегреческим скульптором. Мотивом послужила плетенная корзина, оставленная на могиле юной девушки. Корзина утопала в листьях буйно разросшегося аканта – ядовитого растения. Этот образ лег в основу декоративных элементов коринфского ордера. В отличие от «мужского» дорического и «женского» ионического, коринфский ордер называют образом «юной, незамужней девы».

Типичным коринфским строением считается Храм Зевса Олимпийского в Афинах.

Древнегреческая архитектура знакома нам еще по учебникам истории Древнего мира. Сложно переоценить ее вклад в мировую культуру. К древнегреческим ордерам обращались архитекторы разных эпох и стран, их художественная переработка встречается в каменных памятниках различных культур и времен. Современные архитекторы и дизайнеры также тщательно изучают системы древнегреческих ордеров и активно используют их при разработке дизайна современных строений и интерьеров. Как ни парадоксально звучит, но чем древнее ордер, тем актуальнее его звучание в современном исполнении.

Источник: gidvgreece.com

древнегреческая архитектураВ истории развития всей европейской культуры важнейшее место занимает искусство и культура древней Греции. На ее основе и сформировались классические каноны античности.

В целом, ее культурные традиции были полны противоречий, потому что создавались они  в обществе рабовладельческой демократии. Однако произведения античных мастеров стали эталоном для творцов многих последующих поколений.

Первые археологические раскопки в начале XVIII  века были проведены в городах Помпеи и Геркуланум, погребенных под вулканической лавой Везувия. В результате исследований были обнаружены многие уникальные образцы различных произведений мастеров той эпохи.

Это скульптуры и рельефные изображение, посуда и предметы домашней утвари, оружие и древние инструменты. Среди всех найденных ценных экземпляров особое внимание привлекают сохранившиеся фрагменты зданий. Они представляют огромный интерес для ученых в процессе изучения архитектурного облика городов древней Греции.

Периоды развития древнегреческой архитектуры

Всю историю развития архитектуры в древней Греции можно разделить на несколько периодов:

  • Гомеровская эпоха ( с XII до середины VIII веков до нашей эры) — период зарождения и развития эллинской архитектуры, время постепенного разложения родового строя и появления новых классовых отношений. В основе эллинского зодчества изначально лежали традиции эгейской культуры, но впоследствии зарождались и новые, самобытные черты.

В бронзовом веке храмы еще не строились. И только в начале VIII века появляется храм, особенности конструкции которого напоминают мегарон, возникший ранее в архитектуре Крита и Микен. Основным строительным материалом для храма стал необожженный кирпич, а двускатная крыша была сделана из дерева.

Большую часть сведений об облике сооружений того периода ученые почерпнули из произведений Гомера. В те времена строились дома из древесины, которые для большей прочности скрепляли металлической обшивкой.

Еще одним распространенным видом строительного материала был кирпич — сырец. К концу периода строители начали использовать черепицу из обожженной глины. Для этого времени характерно строительство не только обычных жилых домов, но и первых храмов.

Данный период примечателен формированием особенной планировочной системы, важное место в которой занимает колоннада, окружающая здание со всех сторон. Одним из самых ранних сооружений того периода считается храм богини Геры на острове Самосе.

 

Развалины храма богини Геры на острове Самосе
Развалины храма богини Геры на острове Самосе

 

  • Архаический период ( с VIII по начало V веков до нашей эры) — характеризуется окончательным формированием рабовладельческого государства, и возникновением города — полиса.

В начале архаического периода была также распространена техника строительства из дерева и сырцового кирпича. Отличие заключалось лишь в применении терракотовых облицовок для отделки храмов. В дальнейшем наиболее важные и масштабные сооружения начинают строить из мягкого и легкого в обработке известняка. В конце периода самым распространенным материалом становится мрамор.

В течение VII века до нашей эры древнегреческое строительное искусство развивается сразу в нескольких направлениях, которые имели существенные различия.

В архаический период появляются первые образцы монументальных сооружений, а также формируются различные типы храмов  и других зданий общественного назначения.

Происходит зарождение и развитие ордеров, которые впоследствии становятся базовыми и наиболее узнаваемыми элементами древнегреческой архитектуры.

  • Классический период ( с 480 по 400 годы до нашей эры) — время правления Перикла, которое характеризуется высоким уровнем развития архитектуры и всех сфер искусства.

Широко применяется отточенная до идеального состояния ордерная система. Облик зданий приобретает утонченность, а почерк архитекторов — узнаваемость.

Афины становятся главным городом, имеющим правильную планировку улиц. В других городах также проводится постройка новых жилых кварталов по единому плану.

В этот период формируется архитектурный облик типового греческого дома, который состоит из окруженного портиками внутреннего дворика, прообразом которого стал мегарон.

Для классического периода характерно появление открытых каменных театров и залов для музыки — одейонов. Новые формы приобретают общественные здания для собрания большого количества людей.

  • Эпоха разложения полисов ( IV век до нашей эры) — в этот период храмы теряют свое передовое значение, однако с большей интенсивностью развивается светская архитектура и совершенствуется планировка жилых домов.

Экстерьер зданий приобретает большую утонченность и изящество благодаря использованию ионического и коринфского ордеров.

  • Эпоха эллинизма ( 330 — е годы — I век до нашей эры) — период возникновения греко — восточных монархий  и проникновения древнегреческой культуры в Малую Азию и Египет.

Дли эпохи эллинизма характерно смешение различных стилей и ордеров с чисто декоративной целью. Но при этом теряется былая лаконичность, монументальность и узнаваемость ордерной системы.

Однако этот факт совершенно не мешает созданию масштабных городских ансамблей, в архитектуре которых повсеместно применяется перистиль — ряды колонн, окружающих дворы и площади.

Ордерная система

Ордер в архитектуре — это система проявления конструкции сооружения в определенной форме. С развитием и становлением стилистики различных ордеров устанавливается соразмерность целого сооружения и отдельных его частей, композиция и соответствующие пропорции. Постепенно совершенствуются формы построек, и греческая классика достигает вершины своего развития.

В архитектуре древней Греции использовались три основные ордера:

  • Дорический
  • Ионический
  • Коринфский

Основное различие архитектурных ордеров заключалось прежде всего в формах колонн и антаблемента, а также в различных декоративных деталях и соотношении пропорций.о

При этом планировка пространства зданий была одинаковой для всех ордерных систем. И дорический, и ионический ордера использовались в процессе строительства не только культовых, но и светских сооружений, а также мест общественного посещения.

Каждая постройка представляет собой единое целое, созданное из отдельных архитектурных элементов, среди которых можно назвать следующие:

  • Крепида — это подножие любой постройки, своего рода фундамент сооружения.
  • Стены
  • Колонны различных ордеров
  • Антаблемент 
  • Кровля
  • Треугольный фронтон

В древнегреческой архитектуре использовалась система колонн и антаблементов или , как ее еще называют — стоечно — балочная система. Лучшими образцами построек стали храмы, которые изначально возводились из древесины, а позднее —  из природного камня.

Дорический ордер

Дорический ордер — наиболее массивный из всех, но при этом отличается простотой декоративных деталей и строгостью отделочных элементов. Дорический ордер сформировался в VI веке до нашей эры. Ярким примером можно считать храм Геры в Олимпии.

 

Храм Геры в Олимпии
Храм Геры в Олимпии

 

Размеры отдельных частей сооружения и их пропорциональное соотношение связаны с длиной радиуса колонны в ее основании. Этот радиус называется модулем, и на его основе проводятся расчеты всех последующих пропорций.

В дальнейшем, с развитием техники строительства, колонны становились более тонкими, изящными и высокими. Соответственно, между ними увеличивалось расстояние, а высота антаблемента уменьшалась.

Храм дорического ордера обычно строили на трехступенчатом высоком основании. Ступени крепиды не были предназначены для восхождения людей. Это был один из характерных элементов древнегреческой архитектуры. Высота ступеней основания определялась из расчета общих пропорций сооружения.

 

Дорический храм Сегеста в Греции
Дорический храм Сегеста в Греции

 

На трехступенчатом основании устанавливались колонны, не имеющие базы. Они состояли из трехчастной капители ( гипотрахелий, эхин, абака) и каннелюрованного ствола, имевшего небольшое утолщение — энтахис. По своей высоте ствол колонны был равен приблизительно 11 модулям, то есть был в 11 раз длиннее радиуса колонны в основании.

Антаблемент дорического ордера тоже являлся трехчастным. На колоннах размещался архитрав с фризом, который состоял из триглифов и метоп. Он также поддерживал слегка выступающий карниз. Крыша была двускатной с небольшим уклоном. Фронтон треугольной формы, как правило, был украшен скульптурами.

 

Дорический ордер храма Гефеста ( V век до нашей эры).
Дорический ордер храма Гефеста ( V век до нашей эры).

 

Для композиционной завершенности дорического храма огромное значение имел цвет сооружения, который дополнительно подчеркивал его конструкционные особенности.

Наиболее известным из сохранившихся образцов дорических построек является храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах.

 

Храм Посейдона в Пестуме
Храм Посейдона в Пестуме

 

По своим архитектурным достоинствам самым значительным сооружением считается Парфенон на Афинском Акрополе.

 

Храм Парфенон в Афинах
Храм Парфенон в Афинах

 

Ионический ордер

Постройки ионического ордера характеризуются большей легкостью и изяществом. Особенно это заметно по сравнению с массивными элементами дорического ордера.

Ионические храмы раннего периода имели большие размеры и более роскошное убранство , чем тяжеловесные и строгие дорические храмы.

Но главной отличительной особенностью можно считать внешний облик колонн: они гораздо стройнее и тоньше. К тому же, имеют базу, ствол и капитель. Наиболее роскошной формой характеризуется капитель с волютами.

При этом колонны не связаны ритмическими элементами, как в дорическом ордере. Вместо фриза ионический антаблемент был отделан поясом, декорированным барельефом. Все детали ионического ордера имели сложную профилировку.

Наибольшего расцвета ионический ордер достигает в Малой Азии, где образцы сооружений имеют значительные размеры. Ярким примером может служить храм Артемиды в Эфесе, который достигал в длину 126 метров, и имел колонны высотой 18 метров.

 

Храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды в Эфесе

 

В самой Греции сооружения ионического ордера представлены небольшими изящными постройками. Из сохранившихся образцов можно назвать храм Ники- Аптерос и Эрехтейон в ансамбле Акрополя в Афинах.

 

Храм Ники - Аптерос
Храм Ники — Аптерос

 

Эрехтейон - последний храм в ансамбле афинского Акрополя
Эрехтейон — последний храм в ансамбле афинского Акрополя

 

Коринфский ордер

Коринфский ордер получил свое развитие на основе ионического и окончательно сформировался только в римской архитектуре. Главное отличие коринфского ордера от ионического заключалось в наличие капители с четырьмя сторонами, украшенными скульптурным изображением листьев аканта.

Среди наиболее значительных образцов коринфского ордера в Греции можно назвать капитель памятника Лисикрата в Афинах. Еще одним примером использования коринфского ордера является незаконченный афинский Олимпейон.

 

Олимпейон - храм Зевса в Афинах
Олимпейон — храм Зевса в Афинах

 

Памятник Лисикрата ( Афины)
Памятник Лисикрата ( Афины)

 

Строительная техника

В архитектуре древней Греции основным строительным материалом был природный камень различных сортов. Так, в ранний период применялся мягкий известняк, который легко поддавался обработке. При строительстве Афинского Акрополя в VI веке до нашей эры был использован известняк. Но в ансамбле Нового Акрополя, построенного Периклом, уже встречаются сооружения из пентелийского мрамора.

При этом нужно подчеркнуть, что из камня возводились  прежде всего храмы и общественные здания. А вот жилые дома обычно строились из кирпича — сырца  или обожженного кирпича.

В процессе кладки стен общественных зданий тоже иногда использовался кирпич, но позже наружную сторону облицовывали каменными плитами.

Для сооружения кровли и перекрытий обычно использовали древесину. В ранний период из дерева были сделаны и колонны храмов. Это можно было наблюдать на примере храма Геры в Олимпии, где деревянные колонны впоследствии были заменены каменными.

Каменная кладка производилась сухим способом без применения раствора. При этом для усиления конструкции использовались шипы или деревянные шпонки. Сооружение должно было выдерживать подземные толчки в случае землетрясений, поэтому каменные блоки скреплялись друг с другом с помощью множества металлических скоб.

Процесс установки сложных архитектурных элементов был весьма трудоемким. Некоторые детали делали сразу цельными — например, капители и плиты со скульптурными элементами. Остальные части обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка производилась в направлении сверху вниз по мере уменьшения высоты строительных подмостков.

Однако с точки зрения профессиональных архитекторов, древнегреческая архитектура, поражающая благородством и совершенством своих форм, по своей конструкции была очень простой. Эта система состояла  из несущих элементов здания ( стены и колонны), которые выдерживали нагрузку и несомых частей — балок, плит и перемычек.

Источник: design-fly.ru

Посмотрите видео об архитектуре Древней Греции

Ордерная система

Различают три ордерных типа:

• дорический;

• ионический;

• коринфский.

Дорический появился раньше остальных, последним возник коринфский ордер (храм Аполлона в Бассах). Все три ордера строились по одной композиционной системе. Она делила постройку на три части:

• стереобат (основание);

• ствол колонны (стоечная конструкция);

• антаблемент (балочная конструкция).

Колонна также делилась на три уровня (снизу вверх):

• база;

• ствол (фуст);

• капитель.

Особенности древнегреческой архитектуры
База была промежуточным звеном между стереобатом и стволом колонны. Капитель поддерживала антаблемент, который лежал на абаке.

Дорический – самый простой ордер. Он обходился без базы и декоративных деталей. Ионический сужался кверху и завершался валютной капителью. Коринфский ордер украшался вертикальными прорезями в стволе колонны (каннелюрами) и имел пышно декорированную капитель.

Антаблемент также делился на три части (снизу вверх):

• архитрав;

• фриз;

• карниз.

Ордерная система получила широкое распространение по всему миру. Архитекторы до сих пор используют её закономерности.

Особенности древнегреческой архитектуры
Именно эта схема легла в основу древнегреческих храмов, которые представляли собой жилища богов. Изначально греки селили своих богов в окружении природы.

В естественных гротах и рощах устанавливались алтари. С появлением храма, священнодействие переносилось под его крышу.

Древние архитекторы выбирали наиболее возвышенные места под строительство. Их замысел состоял в том, чтобы связать постройку с окружающей природой.

Храм воздвигался на каменном основании, обносился чётным числом колонн, имел портик и двускатную крышу. Внутри помещалась статуя бога.

Особенности древнегреческой архитектуры
Первые постройки делились в плане на несколько частей:

• наос (главная зала);

• пронаос (входной портик);

• опистодом (сокровищница).

Внешний вид превалировал над внутренними помещениями, куда допускался исключительно жрец. Основное богослужение происходило вне стен храма – снаружи. Интерьер не играл никакой роли.

Особенности древнегреческой архитектуры
По количеству и распределению колонн храмы делились на следующие виды:

• храм в антах (одна-две колонны между стенами);

• простиль (колоннада на входном фасаде);

• амфипростиль (колоннада на обоих фасадах);

• периптер (колоннада окружает храм по периметру);

• диптер (удвоенная колоннада по периметру);

• моноптер (округлый в плане храм).

Каменные стены древних храмов активно расписывались красками, замешанными на воске.

Особенности древнегреческой архитектуры
Наиболее выдающимся архитектурным произведением древней Греции стал афинский Акрополь – храмовый комплекс, вознесённый на 156 м над уровнем моря высокой плоской скалой. Он вмещает в себя следующие постройки:

• храм богини победы Ники;

• Эрехтейон (колоннада заменена кариатидами – женскими статуями);

• Парфенон.

Акрополь составлял центр любого древнегреческого города. Помимо него, существовала площадь, окружённая общественными зданиями, – агора. Города были богаты на гимназии, музеи, стадионы.

Особенности древнегреческой архитектуры
Для жилых построек использовались дешёвые материалы. Дома достигали 1-2 этажей и возводились вокруг внутреннего дворика.

В классический период для города начинает складываться схема прямоугольно пересечённых улиц. Возводились кирпичные стены с воротами и башнями.

Особенности древнегреческой архитектуры
В эллинистическую эпоху появляется инфраструктура – водопровод и канализация. Строятся богатые дома из камня, появляются библиотеки, гробницы.

Строгие каноны ордера смягчаются, уступая декоративности. Это время во многом сыграло свою роль в становлении древнеримской архитектуры.

        Поделиться:

Источник: nastroike.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.