Греческое христианство


Государственная религия в Греции – православие. Его исповедуют около 98 % населения страны. Согласно конституции, все граждане имеют право на свободу в выборе вероисповедания, тем не менее пропаганда других религиозных конфессий в стране запрещена. Это следует учесть каждому путешественнику, чтобы не оскорбить веру местного населения.

религия в Греции

Зарождение православия на территории Греции

Христианство в Греции стало распространяться еще с середины I века нашей эры благодаря стараниям апостола Павла. Он прибыл в македонскую гавань Неаполь, а затем отправился на территорию соседнего городка Филиппы. Оттуда он начал путешествие с христианскими проповедями. В тот день, когда Святой Павел впервые обратился к жителям Филипп, одна из богатых горожанок по имени Лидия приняла крещение и склонила к нему всех членов своей семьи. Именно Лидия стала первой христианкой в Греции.

История греческих верований указывает, что к началу II века в Афинах, Фессалониках, Коринфе, Ахайе и других больших городах уже существовали христианские общины. К этому времени на эллинских землях вместе с Павлом проповеди читали апостолы Лука, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Прокопий, Варнава и Марк.


Около 300 лет христиане на территории Греции преследовались. Лишь с углублением в начале IV века раскола Священной Римской империи, в состав которой входили эллинские земли, возникли предпосылки утверждения в их пределах христианской веры.

Закономерно возникает вопрос о годах, когда Греция приняла христианство. Условия для этого начали складываться в эпоху правления Константина Великого (306-337 годы). Согласно легенде, императору, отправляющемуся в бой в 312 году, явился в небе образ креста и послышались слова«Сим победиши». Константин одержал в битве победу над Максенцием, а в следующем году – над Лицинием, и стал единовластным правителем Римской империи.

Император считал, что его успех связан с заступничеством христианского Бога. Поэтому в 313 году он издал «Эдикт веротерпимости» (Миланский эдикт), который защитил христиан от гонений. В 330 году Константин Великий перенес столицу империи из Рима в Константинополь и заявил, что на территории этого города больше никогда не будут отправляться языческие культы.


В 380 году во времена правления императора Феодосия христианство было провозглашено религией Византийской империи. Таким образом эта вера стала господствующей и на эллинских землях, которые тогда являлись частью Византии.

Сложны путем устанавливалось  православие в Греции. Так, к VIII веку усугубились религиозные споры между патриархом Константинопольским и Папой Римским. Они касались права священников на брак, особенностей соблюдения постов, формулировки молитв, языка богослужения и других аспектов. Результатом этих противоречий стал раскол христианства в 1054 году (Великий церковный раскол) на православие и католицизм. Первое стало доминирующей религией на востоке Византийской империи, к которому относились и греческие земли, второе – на Западе (с центром в Риме).

Как официальная религия в Греции православное христианство существует с 11 июня 1975 года. В этот день была принята конституция современной республики, на страницах которой православие закреплено в качестве государственной веры.

Какие религиозные праздники отмечают в Греции

Греки считаются набожной нацией. Церковные праздники являются для граждан страны одними из наиболее почитаемых. 25 декабря в Греции принято отмечать Рождество Христово. Повсеместно люди украшают елки, крестные родители сопровождают крестников на церковное богослужение. Традиционно накрываются праздничные столы, где главными блюдами становятся свинина с сельдереем и индейка.

Греческое православие подразумевает и празднование Богоявления, которое приходится на 6 января. Население собирается на литургию, после которой освящается вода. По традиции священнослужитель бросает в речку крест, а мужчины прыгают за ним в водоем. Кто найдет святыню, тот и будет признан героем праздничного дня.


До середины февраля в Греции длится пост. А затем начинается Апокриес – аналог русской Масленицы.

Великие религиозные праздники в Греции включают и Пасху. Отмечают ее в апреле–мае. Это семейное торжество, которое в разных регионах страны празднуют по-разному. К примеру:

  • на острове Санторини в деревне Пиргос местные жители устраивают красочный крестный ход;
  • на острове Корфу население выбрасывает из окон расписные горшки из глины в знак избавления от грехов и бед;
  • на острове Идра люди проводят обряд сжигания чучела Иуды.

15 августа в Греции празднуется Успение Богородицы. В этот день девушки сжигают венки, сплетенные в праздник труда и цветов – 1 мая. Принято считать, что это помогает каждой представительнице прекрасного пола сохранить чистоту души.

8 сентября греки отмечают Рождество Божьей Матери. Православное вероисповедание в Греции велит всем верующим посетить в этот день церковь. Кроме того, к празднику в монастырь Тсамья (Цамья), расположенный на острове Родос, съезжаются тысячи бездетных женщин со всего мира. Они, поднимаясь вверх почти на 1 500 м на коленях и локтях, просят Бога послать им малышей.

вероисповедание в Греции

В середине сентября греки отмечают Воздвижение Креста. Оно и завершает ежегодный цикл великих церковных праздников.


Святые места Греции

Греция по праву считается оплотом православия, и паломничество к греческим святым местам не утрачивает актуальность. Посетить монастыри и православные храмы Греции стремятся как истинные верующие, желающие поклониться христианским святыням, так и ценители искусства, которые хотят своими глазами увидеть величайшие шедевры архитектуры.

Известные центры паломничества

Среди святых мест Греции, к которым ежегодно устремляются десятки тысяч путешественников и православных верующих, особой популярностью пользуются:

  1. Святая гора Афон на острове Халкидики. Здесь существует монашеская республика с мужским населением, которая является единственной в своем роде. Сегодня на Афоне насчитывается около 20 действующих монастырей.
  2. Монастырь Иоанна Богослова в Суроти. Он известен еще как «женский Афон». Здесь похоронен преподобный старец Паисий Святогорец – основатель монастыря, которого глубоко почитают все православные.

  3. Беломраморный собор Андрея Первозванного в городе Патры. В здании хранится Честная глава апостола и остатки креста, на котором его распяли. Рядом с храмом есть святой источник.
  4. Парфенон в Афинах. Построенный изначально как языческая святыня, в V веке нашей эры он превратился в православный храм Святой премудрости. Позже его нарекли в честь Пресвятой Богородицы. Но в XIII веке представители католической церкви установили над Парфеноном свою протекторат и переименовали в Норт Дам д’Атэн.
  5. Салоники. В этом городе расположен Митрополичий собор, в котором хранятся мощи одного из великих отцов церкви – Григория Паламы. Также в Салониках находится базилика покровителя воинов – великомученика Димитрия Солунского.
  6. Крит. В Главном апостольском соборе острова хранится Честная глава апостола Тита – ученика Святого Павла, основавшего 9 православных епархий. Также паломнические туры на Крит организовываются для желающих посетить монастырь Панагия Палиани. В его стенах находится икона Богородицы, на которой стало прорастать и укореняться, скрывая ветвями лик Божьей Матери, нарисованное дерево.
  7. Патмос. Это остров, на котором божье откровение явилось Иоанну Богослову. Здесь находится свыше 50 православных монастырей и церквей.

Это далеко не полный перечень святых мест Греции. Паломников непременно заинтересуют женский монастырь Пантократор-Вседержитель на острове Корфу, монастырские постройки в Метеорах, Голский монастырь в Спарте, Филеримский монастырь на острове Родосе и многие другие святыни.

Есть ли различия между греческим и русским православием

Православие греческое и русское – две ветви одной и той же религии. В догматах и канонах между ними разницы нет, чего нельзя сказать о церковной жизни, обрядах, порядке богослужения. Рассмотрим подробнее, чем отличается греческая православная церковь от русской:


  1. В Греции церковь, в отличие от России, наделена государственным статусом. Она ведет тесное сотрудничество с общественными структурами. До сих пор не утрачены традиции греческих церковных судов.
  2. Требования к греческим священнослужителям более строгие, чем к русским. Так, греческое православие исключает рукоположение человека, вступившего в добрачные отношения, заключившего второй брак или разведенного.
  3. С 13.00 до 17.00 в Греции длится сиеста. В это время не принято приходить в церковь. Прихожан ждут на вечерню с 17.00 или 18.00. В России двери церкви открыты всегда.
  4. В греческих церквях, в отличие от русских, не ставят свечи перед иконами. Свечи находятся рядом с вытяжками в притворах.
  5. Есть различия в церковной иерархии. Если в русской православной церкви митрополит выше архиепископа, то в греческой – наоборот.
  6. Особенности религии в Греции предусматривают, что причащаться необходимо каждое воскресенье, а исповедоваться – несколько раз в году. Прихожане русской православной церкви приходят к причастию реже.

  7. Обряд богослужения в греческом храме намного демократичнее и проще, чем в русском.
  8. Длительность литургии в греческой православной церкви зачастую не превышает 1,5 часа. В русской же, напротив, богослужение может длиться и более 3 часов.
  9. Первая часть литургии (проксомидия) в греческом храме проводится на одной просфоре (богослужебном хлебе), а в русском – на 5.
  10. В отличие от России, в Греции в церковных хорах нет женщин.

Также у греческих священников несколько другая одежда: у ризы не предусмотрено шейное возвышение, а камилавка имеет ободок сверху. Кроме того, священнослужители русской православной церкви всегда – даже вне храма – носят кресты поверх одеяния. Греческие священники надевают кресты только перед архиерейскими службами.

Русские православные храмы в Греции

Русские православные храмы в Греции

Русскоязычная православная община на территории Греции имеет свои официальные приходы и храмы. Среди наиболее известных:

  • Троицкая церковь (Афины);
  • Церковь преподобного Серафима Саровского (Пирей);
  • Церковь Святой равноапостольной Ольги (Пирей);
  • Церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины (Ханья);
  • Церковь Святителя Николая Чудотворца и Святого великомученика Димитрия Солунского.

Православная русская церковь в Греции старается поддерживать традиции, которые существуют в русском православном мире.

Другие религиозные направления

Из прочих течений христианства на территории Греции представлены католицизм и протестантизм. Около 200 000 греков являются приверженцами католической церкви, до 40 000 исповедуют протестантизм. Приблизительно так выглядит религиозный состав последователей христианства в стране. Еще около 5 000 верующих являются членами иудейских общин.

С XV века территория современной Греции была одним из центров противостояния между христианским и исламским мирами, так как до 1829 года греческие земли находились в составе Османской империи. С тех времен и до сих пор важная роль в общественно-политической жизни государства принадлежит исламскому фактору.

В стране насчитывается более 250 000 мусульман. Район их компактного проживания – Западная Фракия. Здесь каждый третий житель исповедует ислам.

Становится популярным неоязычество в Греции. В государстве несколько десятков тысяч греков, которые поклоняются старым богам во главе с Зевсом. В последние десятилетия в стране возводятся неоязыческие церкви. Их прихожане добиваются утверждения официального юридического статуса, мотивируя тем, что язычество является важнейшей частью культурного наследия Греции.

Вместо послесловия


Современная Греция – страна, в которой религиозные традиции гармонично вплетены в повседневную жизнь общества. Ответ на вопрос о том, какая религия у греков считается официальной, – православие.

Каждая греческая семья старается строго соблюдать церковные обычаи, чтить великие христианские праздники. Кроме православных верующих, в государстве много католиков, протестантов, иудаистов, мусульман. На статус второй официальной религии претендует неоязычество.

Источник: zagranportal.ru

Официальной религией в Греции является православное христианство. Его исповедует практически все население страны (более 98%).

Глава Элладской Православной Церкви – Архиепископ, резиденция которого расположена в Афинах. Православные церкви монастырской республики Святой Горы Афон, а так же церкви Крита и Додеканских островов находятся в непосредственном подчинении Вселенскому патриарху, резиденция которого – в Константинополе (Стамбуле).

Согласно Конституции Греции, православное христианство является государственной религией страны. Всем гражданам предоставляется свобода вероисповедания, однако пропаганда других религий среди православных верующих запрещена.

В стране представлены и другие ответвления христианства. Самым распространенным после православия считается католицизм, исповедуемый среди немногочисленного населения некоторых островов Эгейского моря, принадлежавших в свое время Венецианской республике, оказавшей значительное культурное и религиозное влияние на местных жителей.


Кроме того, в Греции есть протестанты, Свидетели Иеговы, староверы, пятидесятники, евангелисты, а так же квакеры и мормоны, численность которых достаточно скромна. В Салониках, втором по величине городу Греции, существует общество «Евреи Сефарды» – это несколько тысяч человек, хранящих ценности крупной еврейской общины, уничтоженной во время Холокоста во Второй Мировой войне. Мусульманское меньшинство Греции – это в основном потомки турков-мусульман, живущие во Фракии и на острове Родос. Самые малочисленные конфессии страны – кришнаиты, буддисты, бахаиты, саентологи, а так же последователи древнегреческой (языческой) веры.
Множество светских реформ, проводимых в Греции, не сказались на Элладской православной церкви, которая по-прежнему не отделена от государства и остается одним из влиятельнейших институтов в стране. Религия тесно переплелась с повседневной жизнью греков, войдя в каждый дом, каждую семью. Вопрос «ты христианин?» часто приравнивается к вопросу «ты грек?».

Исторически сложилось так, что в своем большинстве, греки считают себя потомками и наследниками христианской Византии, а не языческой Древней Греции. Именно поэтому в стране так много монастырей, церквей и часовен – памятников византийской эпохи.

В каждой греческой семье строго соблюдаются церковные обычаи и таинства, к которым относятся очень серьезно. Самое распространенное время для посещения службы – это воскресенье. И, конечно же, праздничные богослужения.

Проходя или проезжая мимо церквей, каждый верующий грек обязательно перекрестится. Такие большие религиозные праздники как Рождество, Богоявление и Пасха превращаются в Греции в массовые народные гулянья. Можно смело говорить о том, что христианские обычаи и традиции тесно связаны с жизненным укладом современного греческого общества.

Чтобы перечислить все православные святыни Греции, потребуется не одна страница, поэтому стоит отметить лишь самые значимые для христианского мира. Ими являются мощи Спиридона Тримифутского, мощи Св. царицы Феодоры на острове Корфу; множество сохранившихся византийских церквей на Крите, с великолепными фресками критской школы; Метеоры – потрясающие своей красотой монастыри, расположенные «между небом и землей» и, конечно же, Святая Гора Афон – удивительная монашеская республика, где непрерывно возносится молитва за весь мир.

Это далеко не все православные святыни Эллады. Вы сможете узнать о них подробнее, отправившись в Паломнический тур по Греции. 
Для этого обратитесь в Греческий православный паломнический центр Солунь, предоставляющий уникальную возможность посетить самые значимые святыни Греции, не отвлекаясь на организационные вопросы.

Фотографии Святого Афона от Костаса Асимиса

Полная коллекция фотографий Афона от Костаса Асимиса находится на сайте паломнического центра Солунь

Фотогалереи Афона от Костаса Асимиса

Источник: www.mouzenidis-travel.ru

Крупнейшие города

  • Афины
  • Салоники
  • Патры

Статус автономного региона имеет монашеская республика Афон, расположенная в центральной и южной части восточного полуострова Халкидики Айон-Орос. Это самоуправляемая община двадцати православных монастырей, что с 1313 года находятся под непосредственной церковной юрисдикцией Константинопольского Патриарха. Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским соглашением 1923 года. В отличие от других епархий Константинопольского Патриархата, на Афоне используется юлианский календарь, в том числе в административных документах. Для православных всего мира Афон — одно из главных святых мест, а также объект мирового наследия ЮНЕСКО.

Православие в Греции

Гре́ческое правосла́вие (греч. Ελληνορθόδοξη Εκκλησία) — обобщающее название нескольких церквей в рамках более широкого евхаристического общения в православии, имеющих общие культурные традиции, литургия в которых также традиционно проводится на греческом диалекте койне, языке оригинала Нового Завета. В настоящее время в неё входят церкви на территории Греции, Болгарии, Ливана, России, Сербии, Румынии, Польши, Украины, Белоруссии, Кипра, Турции, Иордании, Израиля, Палестины, Египта, Сирии, Албании, Эфиопии и Италии.

Церкви

Церквями, к которым применим термин «греческое православие», являются:

  • четыре древних Патриархата:
    • Константинопольская православная церковь во главе со Патриархом Константинопольским, включая четыре епархии Константинопольского Патриархата:
      • Греческая православная архиепископия в Фиатирии и Великобритании
      • Греческая православная архиепископия Италии и Мальты
      • Греческая православная архиепископия Америки
      • Греческая православная архиепископия Австралии
    • Александрийская православная церковь
    • Антиохийская православная церковь
    • Иерусалимская православная церковь
  • Две национальные автокефальные церкви:
    • Элладская православная церковь
    • Кипрская православная церковь

Из других автокефальных церквей к греческому православию может быть отнесена Албанская православная церковь. После падения тоталитарного режима в Албании архиепископ Анастасий, грек по национальности, стал проводить литургию в церквях на греческом койне в районах, населённых греческим этническим меньшинством. В настоящее время в большинстве албанских православных храмов богослужение совершается на албанском языке.

История термина

Исторически термин «греческое православие» используется также для описания всех православных церквей, поскольку прилагательное «греческий» в «греческом православии» можно отнести к греческому наследию Византийской империи. В течение восьми веков христианской истории большинство крупных интеллектуальных, культурных и социальных событий христианской церкви состоялась в рамках империи или в сфере её влияния, поэтому большая часть литургии, традиций и практики Константинопольской Церкви были приняты всеми народами, что обеспечило основные закономерности современного православия. Тем не менее, от апелляции к «греческому» отказались славянские и другие национальные православные церкви уже с X века нашей эры в связи с национальным пробуждением своих народов.

Элладская православная церковь

Элла́дская (Гре́ческая) правосла́вная це́рковь (официально Це́рковь Элла́ды, греч. Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус. В настоящее время придерживается новоюлианского календаря.

История

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви.

По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет. 29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.

В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.

4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, оказавшихся после Лозаннского договора на территории Греции. Согласно Патриаршему и Синодальному актам епархии «новых территорий» (Эпира, Южной Македонии, Западной Фракии и большинство островов Эгейского архипелага), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года.

В 1935 году три епископа, активно протестовавшие против нового календаря, объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.). В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквами старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки.

Во время Второй мировой войны Церковь оказалась в трудном положении. В первую очередь, необходимо пополнить ряды убитых священников: их было около шестисот. Вторая проблема: восстановление разрушенных церквей. Архиепископ Афинский организовал для этой цели сбор пожертвований по всей Греции.

С 1949 года государство приняло на себя материальную заботу духовенстве. Учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников; семинарии также содержатся на государственный счёт.

Устройство и управление

Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Священному Синоду Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.

Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.

Современное состояние

Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так наз. «Новые территории») номинально — в юрисдикции Константинопольского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — находится под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.

Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 10,6 млн всего населения Греции).

На 31 декабря 2010 года число священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 — Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.

Святые

  • Святитель Спиридон Тримифунтский
  • Святой Григорий V, Патриарх Константинопольский
  • Святой великомученик Димитрий Солунский
  • Святая мученица Параскева
  • Святитель Нектарий Эгинский
  • Святитель Григорий Палама
  • Святой исповедник Иоанн Русский

Читать далее…

Святыни

Все святыни Греции и Святой Горы Афон

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины) («Большая Митрополия»). Мощи:

  • свщмч. Григорий V Константинопольский (XIX в.),
  • прмц. Филофея Афинская (XVI в.).

Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры):

  • мощи ап. Андрея Первозванного (глава, часть мощей; также часть креста, на котором был распят апостол).

Мужской монастырь Агиа Лавра (Калаврита):

  • прп. Алексий, Человек Божий (IV в.) (глава),
  • прав. Филарет Милостивый (VIII в.) (глава).

Монастыри

Основные монастыри Греции

Монастыри Метеоры

Метеоры (греч. Μετέωρα) — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων) Элладской православной церкви.

Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.

Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).

Подробнее…

Мужской монастырь ап. Иоанна Богослова (Патмос)

Монастырь Иоанна Богослова основан на месте где, находясь в ссылке, проповедовал апостол и где он получил «Откровение». Монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Греческое название — Μονή Αγ Ιωάννου Θεολόγου.

Монастырь основан в 1088 году преподобным Христодулом, прибывшим на Патмос с острова Кос. Разрешение на строительство монастыря было получено от византийского императора Алексея I Комнина, который 11 апреля 1088 года выдал Христодулу золотую буллу, которой передал остров Патмос в собственность монастыря, освободил от всех налогов и запретил доступ на остров любым государственным чиновникам. Благодаря этому Патмос, по словам Ф. Шаландона, стал маленькою религиозной, почти независимой республикой, где могли жить только монахи.

Адрес: Греция, о. Патмос

Подробнее…

Женский монастырь вмчч. Феодоров (Корфу)

Монастырь святых Феодоров основан в V веке, один из древнейших на острове Корфу. Принадлежит Керкирской митрополии Элладской Православной Церкви. Греческое название — Η Μονή των Αγίων Θεοδώρων Στρατιάς. Престольный праздник монастыря — первая суббота Великого поста (воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона.

Монастырь святых великомучеников Феодоров называют жемчужиной окрестностей Керкиры — является одним из древнейших на острове. Изначально это был женский монастырь, куда уходили жены, матери, дочери и сестры благородных и состоятельных семейств Корфу.

Он был основан вблизи развалин дорического храма Артемиды (590—580 гг. BC) и античного города (Палеополи), сейчас это местечко Стратиа в районе Гарица. Из руин античного языческого храма добывался материал для постройки собора монастыря.

Адрес: Корфу, Стратиа

Подробнее…

Храмы

Основные храмы Греции

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы часто сокращенно именуется Митро́поли — кафедральный собор архиепископа Афинского и всей Эллады, построен в XIX веке. Греческое название — Καθεδρικός Ναος Ευαγγελισμού της Θεοτόκου.

Строительство собора началось в день Рождества 1842 года, фундамент его заложили король Греции Оттон и королева Амалия. Для возведения храма использовали мрамор 72 разрушенных в то время церквей в Афинах. Над проектом в целом работали 3 архитектора, среди которых и Теофил фон Хансен. Через три года все строительные работы были завершены. 21 мая 1862 года собор был освящён в честь Благовещения Божией Матери (Ευαγγελισμός της Θεοτόκου) в присутствии короля и королевы Греции.

Адрес: Греция, Афины, площадь Митрополеос.

Телефон: +30 (21) 032-213-08.

Подробнее…

Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры)

Собор Андрея Первозванного — святыня всего христианского мира; расположен на месте распятия Андрея Первозванного, здесь находятся глава и крест, на котором был распят святой. Является самым большим православным храмом Греции и вторым по величине на Балканах (после собора Святого Саввы в Белграде). Греческое название — Ιερός Ναός Αγίου Ανδρέα Πάτρα.

1 июня 1908 года был заложен фундамент королём Георгом I. Автором проекта и первым руководителем строительства собора был знаменитый греческий архитектор Анастасиос Метаксас. После его смерти, в 1937 году строительство возглавил Георгиос Номикос.

В 1910 году возведение храма приостанавливается из-за нестабильности почвы под ним. В 1930 году строительство возобновляется.

В 1934 году возведён купол, но война и экономическое положение Греции в 1938 году опять останавливают работы.

Только в 1955 году строительство продолжается, так как власти решили экономическую проблему посредством введения налога на строительство храма в счёт электроэнергии горожан.

26 сентября 1974 года храм был торжественно открыт, спустя несколько лет после возвращения святой главы Апостола Андрея.

Адрес: Патры 262 22, Греция

Телефон: +30 261 033 0644

Подробнее…

Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники)

Собор святого Димитрия Солунского — пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.

Адрес: Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη. Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης (на углу улиц святого Димитрия и святого Николая, г. Салоники)

Подробнее…

Фото

Информация для паломников

Свечи

В греческих храмах свечи можно увидеть далеко не у каждой иконы. Как равило, в притворе храма, а иногда и вовсе на улице возле входа, располагаются несколько больших подсвечников, наполненных песком, в который и ставятся свечи. В Греции нет традиции ставить свечи отдельно «за живых» и «за усопших», их ставят вместе. Возможно, это связано с тем, что в Евангелии сказано, что для Бога «все живы» (Лк. 20:38). Панихидного стола в греческих храмах нет. Свечи в греческих храмах не продаются, за них оставляют пожертвование, сумма которого никак не установлена и определяется лишь возможностями человека. Свечи всегда можно взять в нужном количестве в свечном ящике, опустив пожертвование в прорезь на его крышке. Чтобы не вносить в греческий храм суету, ставить свечи лучше всего до или после службы.

Получение благословения

У греческих священнослужителей нет традиции носить крест поверх облачений. Крест поверх рясы или подрясника – это отличительная особенность русских священников. Но в Греции можно увидеть крест на архиереях. Поэтому если вы захотите получить благословение у греческого священника, не смущайтесь тем, что на нем «нет креста». Если Вы захотите получить у греческого священника благословление, то нужно подойти и сказать: Πατερ, ευλογειτε!/Патэр, эвлогитэ (Батюшка, благословите). В ответ услышите: ο Κυριος/о Кириос (Бог благословит).

Записки в греческих храмах

На Святой Земле, в Западной Европе и Америке русские паломники, как правило, подают записки, написанные латиницей, и почти всегда также поступают в Греции. Это приемлемо в больших городах, но в редко посещаемых обителях – нет. Другими словами, рассчитывать на то, что греческие священнослужители знают английский язык, не стоит. Поэтому имеет смысл заранее составить записки на греческом, прибегая к латинским буквам только в тех случаях, когда греческого варианта не найти. Все записки можно составить в электронном виде и потом распечатать, так как писать на греческом получается далеко не у всех, а если и получается, то занимает очень много времени. Распечатанные «греческие» записки значительно облегчают жизнь греческим батюшкам, они их тут же прочитывают, совершают молебны или спокойно уносят в алтарь. Подавать записки лучше всего до или после службы, а не во время совершения богослужения. Здесь находятся таблицы имен и духовных званий по-гречески и по-русски.

На записке «О здравии» пишется ΥΠΕΡ ΥΓΕΙΑΣ, на записке «Об упокоении» – ΥΠΕΡ ΑΝΑΠΑΥΣΕΩΣ. Крест ставится только на записке об упокоении. Когда греки в записке видят крест, они молятся об усопших. Имена пишутся в родительном падеже. Женские имена с окончанием на – α или – η в родительном падеже имеют окончания – ας и – ης. Мужские имена с окончанием на – ος в родительном падеже оканчиваются на – ου. Если возникает затруднительно, можно просто писать имена в именительном падеже, греки поймут. Возле имен не пишется «болящего», «отроковицы» и пр. Чаще всего, записки кладутся в корзиночку или на поднос, возле которых можно встретить надпись «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» (имена на Божественную литургию). Пожертвования кладут в ящички с прорезью, которые стоят повсюду в храмах. На некоторых сайтах можно найти строгие указания по количеству имен в записках, по размерам пожертвований и прочее, но в самой Греции все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Ни в одной обители греки не пересчитывают имена в записках, а по поводу денег, приколотых скрепкой к запискам, сразу же покажут, что их следует опустить в ящичек для пожертвований. Другое дело, что можно ограничить свои записки по количеству имен, чтобы греческим батюшкам легче было их читать. Пожертвования за записки определяются только Вашими возможностями и только Вашими желаниями.

У греков нет традиции подавать записки на длительный срок, у них есть записка на Литургию и записка, читаемая у святынь – чудотворных мощей и икон. Для сугубого поминовения можно купить в хлебной лавке просфору и передать ее до начала службы в алтарь вместе с запиской. Просфора (по-гречески το πρόσφορο) – это приношение, и принесение просфоры в храм на проскомидию – древнейшая христианская традиция. С недавних пор, в связи с большим наплывом паломников из России, Белоруссии и Украины, в некоторых обителях, например, в храме Святителя Спиридона Тримифунтского, можно заказать и сорокоуст (ΓΙΑ 40 ΜΕΡΕΣ, звучит как Сарандалитурго), и годовое поминовение (ΓΙΑ ΕΝΑ ΧΡΟΝΟ).

Поведение в храме

Во время службы не принято ходить по храму, разговаривать (пусть даже тихонечко), особенно во время Таинства Причащения. Чашу греки не целуют, они почитают ее за величайшую святыню, к которой прикасаться категорически нельзя, теплоты в качестве запивки у них нет, но в конце Литургии, когда все прикладываются ко Кресту, раздаются большие куски Антидора.

На мощи святых и иконы нельзя самостоятельно класть предметы для освящения. Все, что вы хотите освятить, отдайте в руки греческому священнику, саму просьбу можно не озвучивать, батюшка вас поймет.

Источник: azbyka.ru

История греческого Православия насчитывает почти две тысячи лет

Христианство проникло в Грецию уже в середине I века, когда на землю Эллады прибыл с проповедью апостол Павел. Апостол высадился в македонской гавани Неаполь (современный город Кавала), а оттуда

Храм на месте крещения Лидии

отправился в расположенный неподалеку город Филиппы, где обратился с проповедью к местным жителям. В тот же день одна из жительниц Филипп, богатая женщина по имени Лидия, крестилась сама и привела к крещению всех своих домочадцев, став «первой христианкой Европы», чем до сих пор гордятся современные жители этих мест (Деяния Апостолов, глава 16, стихи 9-15). Развалины Филипп Основав христианские общины в Филиппах, Фессалониках (современное название – Салоники) и Верии, Павел отправился в Ахайю (южную Грецию) и обратил в христианство немалую часть жителей Афин и Коринфа. Впоследствии апостол поддерживал тесную связь с основанными им общинами, регулярно обращаясь к ним с пастырскими наставлениями. В перечень книг Нового Завета включено пять обширных посланий Павла к христианским общинам Греции, два из которых адресованы христианам Коринфа, два – христианам Фессалоник и одно – христианам Филипп.

Наряду с апостолом Павлом на территории современной Греции активно проповедовали апостол Лука (автор Евангелия от Луки, которое нередко называют «Евангелием для эллинов»), окончивший свою жизнь в беотийском городе Фивы, и апостол Андрей Первозванный, скончавшийся в пелопоннесском городе Патры.

Уже к началу II века христианские общины существовали почти во всех крупных городах Греции. Поскольку в те времена территория Греции входила в состав Римской империи, греческие христиане изначально были тесно связаны с епископом столицы империи – Рима. Почти все епархии Греции начиная с IV века входили в состав Фессалоникийского экзархата, который, в свою очередь, подчинялся римскому Папе (вплоть до ΙΧ века Римская Церковь была вполне православной, более того – римские папы первых веков вели активную проповедь и борьбу с расколами и ересями).  Афон

Храм Святой Софии. Константинополь Однако уже с начала V века территория Греции, вошедшая в состав Восточной Римской (Византийской) империи, стала и в церковном отношении все более тяготеть к новой, восточной столице – Константинополю. В первой половине VIII века епархии, находившиеся на современной территории Греции, вошли в состав Константинопольского Патриархата, более близкого им как по этническому составу, так и по языку богослужения. Фессалоникийский экзархат был упразднен, но сами Фессалоники по-прежнему оставались вторым по значению городом Византии как в светском, так и в религиозном отношении. Именно из Фессалоник вышли многие величайшие православные святые – например, просветители славян и создатели славянской письменности, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий (IX век), или один из наиболее выдающихся отцов Церкви, святитель Григорий Палама (XIV век). Неподалеку от Фессалоник сложился и всемирный центр православного монашества – Святая Гора Афон.

В XIII-XIV веках Православная Церковь в Греции подвергалась жестоким гонениям со стороны крестоносцев (которые вплоть до конца этого периода оккупировали большую часть Центральной и Южной Греции), а с конца XIV – начала XV века для Греции начался период османского ига. После окончательного падения Византийской империи (1453 г.) и воцарения в Константинополе османских султанов для греческой Церкви наступила почти четырехсотлетняя эпоха новомучеников. Десятки и сотни тысяч православных греков приняли за эти столетия мученическую смерть за исповедание Христа.
Косьма Этолийский
При этом в страшные годы османского ига Православная Церковь сыграла огромную роль в сохранении не только христианской веры, но и греческого языка и национального самосознания греков. Среди церковных деятелей, с полным самоотречением трудившихся на ниве народного просвещения, были такие выдающиеся личности, как равноапостольный Косьма Этолийский, преподобный Никодим Святогорец, святой Афанасий  Паросский и тысячи других именитых и безвестных представителей Церкви. В тех областях, где османские правители запрещали обучать детей вере и языку, в монастырях и храмах стараниями монахов и клириков организовывались так называемые «тайные школы», куда ученики приходили по ночам.

Представители Церкви принимали деятельное участие и в освободительной борьбе греческого народа. Духовным вождем греческого Национального восстания 1821 г. стал архиепископ города Патры Герман, воззвание которого стало сигналом к началу освободительной борьбы.

Во второй четверти XIX века, после освобождения части Греции от османского ига и создания независимого Греческого государства, Элладская Православная Церковь стала автокефальной (то есть независимой от Константинопольского Патриархата). Однако поскольку с тех пор территория Греции увеличилась более чем в три раза, в различных её частях действует различный церковный режим. Критская архиепископия, епархии Додеканесских островов, экзархия острова Патмос, монашеская республика на Святой Горе Афон, а также ряд церковных учреждений в некоторых местах Греции по прежнему подчиняются Константинопольскому Патриархату (в ведении которого находятся также многие православные греки, проживающие за пределами Греции). Восемьдесят епархий, расположенных на остальной территории страны, входят в состав автокефальной Элладской Православной Церкви, первоиерархом которой с 2008 года является Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним.

Ольга Ракитянская-Балытникова. Специально для проекта "Греция от Greek.ru"

Фотографии Романа Симкина.  Специально для проекта "Греция от Greek.ru"

Источник: www.greek.ru

    

"Греция променяла православие на деньги!" — уже которую неделю этот лозунг звучит и внутри страны, и за ее пределами. Христианский мир всерьез обеспокоен принятым в Греции законом, разрешающим гражданам с 15 лет менять пол. Жители православного государства готовятся к худшему, обвиняя премьер-министра страны Алексиса Ципраса в потакании Берлину и Брюсселю. О том, почему принятый документ грозит обернуться катастрофой для греческих властей и как скандал отразится на всей христианской Европе — в материале РИА Новости.

"Церковь мощнее государства"

Жительница Афин Александра вспоминает, как она, будучи подростком, услышала в церкви слова священника о том, что геи "плодят других геев", что распространение гомосексуализма сделает страну "крайне уязвимой для возможного нападения Турции".

"Но сейчас я, сменившая пол лесбиянка, чувствую себя свободной и гордой. Церковь может видеть вещи по-своему, но ее взгляды не должны влиять на основные права человека в единой Европе", — утверждает она.

Однако большая часть сограждан Александры ее мнения не разделяют. Многие греки встали на сторону Церкви, обладающей в стране большим авторитетом. В конституции статус православия закреплен как "господствующей в Греции религии". К нему себя причисляют более 70% граждан.

В стране действуют Константинопольская (север страны и острова) и Элладская православная церкви, последняя фактически является государственной — ее духовенство получает зарплату из госбюджета.

Однако, несмотря ни на что, законопроект был принят, хоть и с мизерным перевесом голосов. Обсуждение документа было жарким: в дебатах участвовали все самые влиятельные персоны Греции. Так, в ответ на упрек спикера парламента Никоса Вуциса в том, что Церковь "слишком активно выступает против", патриарх Афинский и всея Греции Иероним призвал не разграничивать политику и религию.

"Вы спрашиваете, какова роль Церкви не только в Европе, но и во всем мире? Отвечаю: наша Церковь может предложить больше, чем все посольства Греции", — осадил патриарх своего оппонента.

Действительно, возможности у Церкви в Греции колоссальные. Она объединяет миллионы этнических греков как внутри страны, так и за ее пределами. Греческое духовенство имеет доступ даже в Белый дом. И именно при ее посредничестве Ципрас завязал дружбу с исламским миром, начав с проекта реставрации часовни над Гробом Господним, спонсором которого выступила Иордания.

"Черная метка" для премьера

Между тем греческое духовенство давно выдало Ципрасу "черную метку". В 2015 году Греция стала первой в мире православной страной, узаконившей гей-браки. Тогда влиятельные епископы практически единодушно прокляли премьер-министра, пожелав ему "гореть в аду".

    

Тот в ответ не стеснялся публично заявлять, что не верит в Бога. Теперь же речь идет уже о политической судьбе премьера. Но до последнего момента политик уверенно держался в своем кресле.

"Я прошу политиков, которые голосовали за закон, прекратить посещать церкви и обманывать нас, чтобы получить голоса на выборах. Зачем они нам нужны?" — заявил в одной из проповедей митрополит Феотидский Николай.

Еще более радикально и последовательно против политики Ципраса выступают афонские монахи. Святая Гора фактически является государством в государстве, и ее "граждане" имеют огромный вес в общественной жизни страны. Афонские монахи разъезжают по всей Греции с проповедями, выступают на телевидении и даже ведут ток-шоу. К их мнению апеллировали во время дебатов по закону даже члены "Независимых греков" — партнеров премьерской СИРИЗЫ.

"В нашем православном отечестве законодательно и неприкрыто бросают вызов божественному закону", — Священный Кинот (управляющий орган) Афона предрек Греции "катастрофу".

А простые монахи называют греческих политиков иудами — за то, что те выменяли у ЕС скандальный закон на финансовую помощь. И заявляют, что будут "до конца отстаивать" многовековое правило: на Святую Гору допускаются только мужчины.

Впрочем, Элладская церковь официально ведет себя в лучших традициях легендарной византийской дипломатии: то высшее духовенство ругает Ципраса, то на следующий день может пожелать ему "больших успехов во внешней политике". Такое "виляние" раздражает не только Афон, но и простых верующих. А некоторые эксперты даже заговорили о большом церковном расколе.

"Теоретически возможность такого раскола вполне вероятна, потому что подобные законы очень часто ставят Церковь перед очень серьезным выбором — продолжать общение с этой властью или нет. На самом деле вся история взаимоотношений Церкви и государства во все времена была историей нравственного выбора. … К сожалению, в Элладской церкви и Константинопольском патриархате подобные расколы возможны", — считает председатель византийского клуба "Катехон" при Институте философии РАН, политолог Аркадий Малер.

Демарш миллионов

Интересно, что в 2016 году монахи Афона с радостью приняли Путина, но не пустили с ним на Святую Гору Ципраса. И если в российском президенте православные Греции видят блюстителя "традиционных ценностей", то свой премьер-министр для них уже "политический мертвец".

"Тот факт, что его (Путина. — Прим. ред.) пустили на Афон, говорит об очень высокой оценке его деятельности и очень хорошем отношении к российскому государству. То, что на Афон не пустили Ципраса — это совершенно логично. Если на Афоне знают о политической деятельности человека, который хочет туда прибыть, то она изучается, а затем принимается решение. Уже того, что Ципрас является левым политиком, ставя секулярные ценности выше религиозных, достаточно для запрета на посещение Святой Горы", — подчеркивает Малер.

Немаловажной, по его мнению, является и позиция Русской церкви, усиливающей свое влияние в православном мире. Она уже давно последовательно выступает в защиту традиционных ценностей. Именно в РПЦ намекнули властям Греции и всей остальной Европы, что последователи Христа могут и взбунтоваться.

"Я думаю, в Греции сложилась та ситуация, которая описывается в нашем нормативном документе — Основах социальной концепции Русской православной церкви. Когда власть легализует действия, противоречащие православному вероучению, — это та ситуация, когда Церковь может призвать людей к гражданскому неповиновению", — замечает глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Такая опция, похоже, предусмотрена и Элладской церковью. В сотрясаемой экономическими неурядицами Греции это может вновь вылиться в массовые акции протеста. Только на этот раз на баррикадах окажутся самые уважаемые в стране люди.

"Церковь уже вступала в конфликты с правительством Ципраса, когда власти резко ограничивали финансирование Церкви в ходе кризиса. Но к падению премьера это не привело. В данном случае ситуация немного другая, так как затронут моральный вопрос, который вступает в явное противоречие с христианским учением, разрушает христианскую идентичность Греции", — полагает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

Православное духовенство уже предприняло "яркий политический демарш" — несколько дней по всей стране в знак возмущения звонили колокола. Кроме того, отмечает политолог, в Греции есть православные общественные движения, которые "играют определенную роль в политике и социальном служении, защищая консервативные ценности".

Так или иначе, православное большинство Греции посылает в Брюссель и Берлин четкий сигнал: если ЕС ударит православных по правой щеке, другая подставлена не будет. Будут баррикады.

Источник: pravoslavie.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.