Греческий архитектор


К XII в. до н. э. распад микенского государства и упадок его куль­туры были ускорены нашествием дорян. Несмотря на разрушение крито-микенской культуры дорийскими племе­нами, она послужила ступенью в формировании античной культуры Восточного Средиземноморья.

Центром античной греческой культуры стал Балканский полуостров. Здесь в результате вторжений и перемещений ахейских, дорийских, ионийсних и других племен (получивших общее название эллины) складывается рабовладельческая форма хозяйства, укрепившая различные области экономики: ремесло, торговлю, земледелие.

Развитие экономических связей эллинского мира способствовало его политическому сплочению; предприимчивость мореходов, заселявших новые земли, благоприятствовала распространению греческой культуры, ее обновлению и совершенствованию, созданию раз­личных местных школ в едином русле общеэллинской архитектуры.

В результате борьбы демоса (свободного населения городов) против родовой аристок­ратии складываются государства — полисы, в управлении которыми принимают участие все граждане.


мократическая форма правления способствовала развитию общест­венной жизни городов, формированию различных общественных учрежде­ний, для которых строили залы собраний и пиров, здания совета ста­рейшин и др. Их размещали на площади (агоре), где обсуждались важнейшие городские дела, совершались торговые сделки (рис. 30). Религиозным и политическим центром города был акрополь, расположен­ный на высоком холме и хорошо укрепленный. Здесь строили храмы наиболее почитаемых богов—покровителей города.

Агора в Ассосе

Рис. 30. Агора в Ассосе. Градостроительное завер­шение площадь получила в эллинистический период. 

Религия занимала большое место в общественной идеологии древних греков. Боги были близки людям, их наделяли человеческими достоинст­вами и недостатками в преувеличенных размерах. В мифах, описываю­щих жизнь богов и их похождения, угадываются бытовые сюжеты из жизни самих греков. Но вместе с тем люди верили в их могущество, приносили им жертвы и строили храмы по образу своих жилищ. В куль­товой архитектуре сконцентрированы самые значительные достижения греческой архитектуры.

Сухой субтропический климат Греции, горный рельеф, высокая сейсмич­ность, наличие высококачественного строительного леса, известняка, мрамора, которые легко поддаются обработке и моделировке в камен­ных конструкциях, определили «технические» предпосылки греческой архитектуры.


Народное жилище Греции и планировочные решения общественных и культовых зданий включают открытые галереи, лоджии, портики, обеспечивающие укрытие от солнца и дождя. Стоечно-балочная конструк­ция этих элементов зданий составляла основной объект конструктивных и художественных разработок древнегреческого зодчества.

XIII—XII вв. до н. э. — Гомеровский период, живо и красочно описан­ный поэмами Гомера;

VII—VI вв. дон.э. — архаический период (борь­ба рабовладельческой демократиии против родовой знати, становление городов-полисов);

V—IV вв. дон. э. — классический период (греко-персидские войны, эпоха расцвета культуры, разложение союза поли­сов);

IV в. до н.э.—I в. н.э. — эллинистический период (создание империи Александра Македонского, распространение греческой культуры и ее расцвет в колониях Малой Азии).

Архитектурой этого периода продолжаются крито-миненские традиции. Древнейшие жилые дома, сло­женные из кирпича-сырца или бутового камня мегароны, имели закруглен­ную стену, противоположную входу. С введением каркаса, формованного кирпича и тесаных каменных блоков стандартных размеров здания становились прямоугольными в плане.


С ростом городов и форми­рованием полиса складывается рабовладельческая тирания, опиравшаяся на поддержку свободного населения. Возникают различные формы общественных учреждений: симпосии, булевтерии, театры, стадионы.

Наряду с городскими храмами и священными участками строятся общеэллинские святилища. Планировочная композиция святилищ учитывала сложные условия рельефа и сам характер религиозных церемоний, кото­рые были прежде всего жизнерадостными праздниками с торжествен­ными процессиями. Поэтому храмы размещались с учетом их визуаль­ного восприятия участниками шествий.

Одной из форм укрепления единства эллинских городов были Олимпийские игры, впервые проведенные в 776 г. до н. э. у священной горы Крон на полуострове Пелопонесс и устраивавшиеся регулярно каждые четыре года до 393 г. до н. э.

В архаический период происходит переход от сырцовой кладки к каменной, складываются типы греческих храмов (рис. 31).

Типы древнегреческих храмов

Рис. 31. Типы древнегреческих храмов: 1 — храм в антах; 2 — простиль; 3 — амфипростиль; 4 — периптер; 5 — диптер; 6 — псевдодиптер; 7 — толос.

Храм в антах развивает формы мегарона. Он состоит из прямо­угольного в плане помещения целлы и портика. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика—антов.


Простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.

Периптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения.

Культовые здания устанавливали на ступенчатое основание из кам­ня — стереобат; его верхняя площадка называлась стилобат.

С применением железных орудий, облегчивших обработку камня, сначала стены храмов, затем и остальные элементы здания — деревянные колонны и перекрытия — заменяются каменными. При этом сложившиеся формы деревянных конструкций переносятся в камень,

Тектоника стоечно-балочной системы портиков становится основным средством для достижения художественной выразительности зданий. Художественно переработанная логика стоечно-балочной конструкции заложена в основу древнегреческого архитектурного ордера. Пропор­циональными соотношениями основных элементов ордера: колонн и балочного перекрытия —антаблемента— архитекторы Древней Греции умели создать образ легкого, изящного здания или монументального сооружения, в котором подчеркивалась напряженная работа колонн, несу­щих тяжелое строение крыши.

В эпоху архаики складываются дорический и ионический ордера.

Дорический ордер


Дорический ордер, воплотивший художественные идеалы суровых и воинственных дорийских племен, получил особенно широкое распро­странение в архаической Греции. Его составные части:   колонна, состоящая из ствола, имеющего вертикальные желобки (каннелюры), и капители; антаблемент, включающий архитрав, фриз и карниз (рис. 32).

Капитель и антаблемент дориче­ского ордера

Рис. 32. Капитель и антаблемент дориче­ского ордера и его деревянный прототип.

База в дорическом ордере отсутствует, колонна ставилась не­посредственно на стилобат. Ствол ее делался кверху тоньше и имел легкую выпуклость—энтазис, что вместе с каннелюрами создавало впечатление напряженности конструкции, стройности колонны. Капитель, передающая вес антаблемента на колонны, также в художественной форме выражает идею борьбы с тяжестью и состоит из абаки — квадратной плиты, и эхина — сплюснутой круглой подушки.

В частях антаблемента сохранена Конструктивная логика деревянного прототипа дорического ордера.

В эпоху развитой архаики для строительства храмов применялся известняк, легко поддающийся отделке. Вырабатываются основные приемы каменной кладки, транспортировки и подъема блоков. Подогнанные друг к другу блоки укладывали насухо, скрепляли железными штырями и скобами с заливкой пазов свинцом. Принцип сборности требовал высокой точности обработки деталей, продуманной последовательности работ, внедрения в строительство стандартизации, системы пропорционирования и модулирования сооружений.


Большинство блоков доставлялось из каменоломен в готовом виде. Некоторые из них, например барабаны колонн, обрабатывали уже после сборки. После завершения кладки внешние поверхности тщательно от­делывали. Стены храмовых целл и фронтоны штукатурили для грунтовки поверхности под окраску. Древние греки любили украшать свои храмы яркой росписью, накладными металлическими деталями, монументальной скульптурой, рельефом. Фронтоны украшались сложными композициями на мифологические сюжеты. Колонны оставались неокрашенными.

Для перевозки блоков, особенно крупных архитравных балок, при­менялась окантовка их деревянными брусьями, образующими форму колеса. При монтаже для подъема блоков в них прорубались петле­образные пазы, в которые закладывались веревки подъемного механизма, использовались клинья-анкеры и другие приспособления.

Дорический ордер архаики отличается грузными формами, тяжело­весными пропорциями, сильно акцентированным сужением колонн под капителью, сочными, пластичными изгибами широкого эхина, наивным реализмом скульптур, несколько условных и статичных. Ведущим архитек­турным типом в это время был периптер.

Древнейшие из сохранившихся дорических сооружений греков — храмы на о. Сицилия (ансамбль в Селинунте, середина VI в. до н. э.) и в Посейдонии на юго-западном берегу Италии (храмы в Пестуме, середина VI в. до н. э.) — земледельческих колониях греков.

Ионический ордер


В эпоху расцвета средиземноморских колоний греков, основанных ионийскими племенами, вытесненными дорянами с Балкан, начинается, а точнее, продолжается формирование ионического ордера. В его формах соединились архитектурные традиции греческих переселенцев и народов, издавна населявших эти районы.

Колонна ионического ордера опирается на базу, ствол имеет кан­нелюры, разделенные тонкими ребрами. Капитель с завитками восходит своими формами к древнейшим растительным мотивам завершений колонн в архитектуре Эгейского мира.

Трехчастный, аналогично дорическому, антаблемент зрелого ионического ордера вначале не имел фриза, как и его деревянный предшественник. Введенный впоследствии фриз стал поясом, несущим декоративные и скульптурные украшения (рис. 33).

Капитель и антаблемент иониче­ского ордера

Рис. 33. Капитель и антаблемент иониче­ского ордера и его деревянный прототип.

Гигантский диптер, храм Артемиды в Эфесе (IV в.


н.э.) — одно из самых древних сооружений ионического ордера — перестроен в эпоху эллинизма (рис. 34). Его ордер еще не имел фриза, зато нижние барабаны колонн были отделаны скульптурным рельефом. Храм поста­вили на болотистом участке, считая, что мягкая почва послужит аморти­затором при землетрясениях. Но, чтобы здание не погрузилось в тряси­ну, под его основанием был вырыт глубокий котлован, который на­полнили смесью шерсти и древесного угля. Храм Артемиды причислялся к семи чудесам света.

В эпоху архаики складываются градостроительные принципы гре­ческого поселения, его общественного и религиозного центров в виде агоры и акрополя. Было завершено в основных чертах формирование греческого храма, отработаны конструкции и методы каменного строи­тельства, создана ордерная система. Заимствовавший структуру деревян­ной конструкции, каменный ордер утвердился как самостоятельная с конструктивной и художественной точек зрения тектоническая си­стема.

В начале V в. до н. э. греко-персидские войны заканчиваются победой Греции, закрепившей преиму­щества прогрессивного экономического уклада греков, более передового по сравнению с восточными деспотиями общественного устройства. Военно-политические и экономические успехи способствовали возвыше­нию и расцвету Афин, Спарты, Сиракуз.

В Греции получает развитие новая форма государственного устройст­ва — рабовладельческая демократия. Начинается новый подъем искусства, науки, философии, архитектуры. Идеалом греческой культуры этого периода становится образ воина—гражданина, всесторонне развитого  человека.


Города-колонии Малой Азии были ослаблены войнами и поэтому первая половина V в. до н. э. отмечена преобладанием в греческой архитектуре дорического ордера.

Периптер остается ведущей формой храма. Совершенствуются его планировочные решения, пропорциональные соотношения, отрабатываются наиболее выразительные сочетания пластики всего объема и декора­тивных деталей. Эффект величия достигался за счет соразмерности и уравновешенности частей здания.

Прекрасный пример раннеклассической архитектуры представляет не­большой храм Афины Афайи на о. Эгина, в ясных и гармоничных пропорциях которого воплотились патриотические идеи греков (храм был сооружен в честь победы над троянцами). Храм Зевса в Олимпии, несмотря на крупные размеры, также не вызывает ощущения тяжело­весности. Его пропорции доведены до классического совершенства. Масштабный строй этого храма и даже размеры его колонн приобрели значение нормы при возведении храмов последующего времени. В его интерьере была установлена статуя Зевса — главного бога греческого пантеона, — изваянная великим греческим скульптором Фидием. Фронтоны и фризы целлы были украшены рельефами и скульптурой.

В период классики утверждается канонический тип храма: по числу колонн, пропорциям, архитектурной образности. Отношение количества колонн на торцовом и боковом фасадах, определяющее, по существу, габариты плана, устанавливалось по формуле: nx(2n+1), где n — число колонн торцового фасада, причем число это всегда принималось четным.


Модульная система размерностей — важнейшее достижение греческой архитектуры — была выработана для решения задач художественной выразительности и удобства заготовки элементов здания.

Но стандартизация элементов зданий не привела греческую архитек­туру к сухости и однообразию.

Греки умели корректировать зрительные иллюзии, порождаемые четкой ортогональностью зданий. Кроме энтазиса колонн, легкие выпуклости (курватуры) придавались горизонтальным частям—антаблементу и стило­бату, регулировались наклон колонн и расстояния между ними, что, кстати, повышало сейсмостойкость здания. Своего высшего расцвета греческая архитектура достигла в «Золотой век» Перикла — вождя афинской демокра­тии. Афины становятся центром греческой культуры.

Расположенные недалеко от моря, Афины были связаны дорогой с Пиреем — гаванью города. Дорога и сам город были окружены кре­постными стенами. В Афинах действовали водопровод, система канали­зации.

Афинский акрополь

Афинский акрополь представляет одно из наиболее цельных и гармо­ничных произведений греческой архитектуры (рис. 35). Он расположен на высокой скале Пиргос, имеющей длину 300 м и ширину в средней части около 150 м. Храмами акрополя утверждалась идея военно-полити­ческой и культурной гегемонии Афин. Использованием в храмах дорического и ионического ордеров демонстрировалось единство греческих полисов. Процессии, устраивавшиеся раз в четыре года на акрополе, определяли композиционное построение ансамбля с постановкой храмов, учитывающей наилучший ракурс восприятия с установленной трассы движения процессии.

Афинский акрополь. V в до н. э. Общий вид

Рис. 35. Афинский акрополь. V в до н. э. Общий вид: 1– пропилеи; 2 – храм Нике Аптерос; 3 – Парфенон; 4  – Эрехтейон

Ансамбль открывается Пропилеями большим портиком с пятью проходами (421 г. до н. э.). Фасады Пропилеи решены в дорическом ордере, центральный проход окружают ионические колонны.

К входной группе акрополя относятся также т. н. Пинакотека (место экспозиции живописных произведений) и небольшой ионический амфипростиль Нике Аптерос — храм «Бескрылой победы», организованные в асим­метричную, но уравновешенную композицию. За Пропилеями была поставлена величественная статуя Афины-Воитель­ницы, выполненная Фидием. Центральное сооружение акрополя — Парфенон (храм Афины) построен архитекторами Иктином и Калликратом в 432 г. до н. э. (рис. 36).

Храм Парфенон в Афинском акрополе

Рис. 36. Храм Парфенон в Афинском акрополе. 432 г. до н. э. Фасад,   план.

Закон­ченность и совершенство пропорций Парфенона, простота и выразитель­ность его форм, органичное слияние конструктивных и художественных начал представляют творческий итог и вершину классической древнегре­ческой архитектуры. Самое крупное здание акрополя, дорический периптер Парфенона, имеет композицию, совместившую в себе дорические и иони­ческие традиции. Его целла разделялась глухой стеной на помещение святилища с хризоэлефантинной (из слоновой кости и золота) статуей Афины, окруженной двухъярусной галереей дорического ордера, и сокро­вищницей, где хранилась казна Морского союза греческих городов, во главе которого стояли Афины. Колонны сокровищницы были, по-видимому, ионическими. Скульптурный фриз длиной 160 м, опоясывающий стену целлы снаружи, также свидетельствует о наличии ионических мотивов в архитектуре Парфенона.

Идейная значимость Парфенона в качестве главного храма Греции и как воплощение политической победы демократии над родовой аристокра­тией подчеркивалась и тематикой скульптурных композиций его фронтонов. На западном была изображена сцена спора Афины—богини, особенно почи­тавшейся демосом, с Посейдоном—богом морей и «потрясателем земли», покровителем родовой знати, за владычество над Аттикой (областью, принадле­жавшей Афинам); на восточном—миф о рождении Афины из головы самого Зевса.

В дорическом ордере классической эпохи произошли изменения: формы его становятся более стройными, сухими. В его пропорциях и изяществе декоративной отделки все заметнее влияние ионического ордера.

Ионический храм Эрехтейон был построен в том месте акрополя, где, по преданию, и произошел спор Афины и Посейдона; он посвящен этим богам. Его строители должны были учитывать рельеф участка, северо­западная часть которого почти на 3 м ниже основного уровня. Храм асимметричен, что встречается очень редко в практике культового древне­греческого строительства; в его южном портике вместо колонн на высокий парапет поставлены фигуры кариатид (рис. 37).

Храм Эрехтейон в Афинском акророле

 

Рис. 37. Храм Эрехтейон в Афинском акророле. 407 г. до н. э. Вид портика кариатид, план.

Несмотря на сложность пространственного решения, все части храма гармонично уравновешены и представляют законченный ансамбль. Лишенный героического пафоса, присущего рядом стоящему Парфенону, Эрехтейон иллюстрирует другую сторону достижений греческой архитектуры: утонченность и изящество композиции, глубокую человечность масштаба, великолепное сочетание целого и деталей.

Расцвет Греции нашел отражение в быстром росте городов метрополии (Балканского полуострова) и особенно колоний. Ускоренные темпы планомерного создания городов пробудили интерес к теории градостроитель­ства, вызвали необходимость в разработке принципов регулярной плани­ровки. Изобретение регулярного города приписывается Гипподаму — архитектору из Милета, хотя элементы «гипподамовой» системы греческого градостроительства сформировались уже в эпоху стихийной колонизации УШ-УИ вв. до н. э.

Один из ранних примеров гипподамовой системы в .греческом градо­строительстве дает планировка Олинфа (V—IV вв. до н. э.) — города в Маке­донии. Стандартные по размерам кварталы Олинфа (100 Х 40 м) разделялись пополам проходом, в котором были устроены перекрытые плитами траншеи канализации. Обе части квартала делились каждая на пять дворов, застроен­ных по периметру. Перистильная схема планировки жилых домов, когда все помещения раскрываются во внутренний дворик через окружающие его галереи, типична для Олинфа. Жилища возводились из недолговечных материалов: стены—из сырца на каменном фундаменте; перекрытия, лестницы, опоры террас и входного портика были деревянными. Кровля выстилалась черепицей, полы в основном оставались земляными. В богатых домах иногда мостили полы каменными плитами, украшали мозаикой. Стены штукатурились и расписывались фресками. Перистильный тип дома, естественно сформировавшийся в соответствии с климатическими усло­виями Средиземноморья, народными бытовыми и строительными тради­циями, получил широкое распространение во всем эллинском мире.

Городская площадь—агора, имевшая первоначально торговое назна­чение, приобретает с развитием общественной жизни греческого полиса многообразные функции, становится политическим центром города. К пло­щади примыкали культовые и общественные сооружения: святилища и алтари, залы общественных собраний, театры, пинакотеки, гимнасии, палестры (спортивные школы). Ближе к окраинам города размещались стадионы и ип­подромы. Крупнейшим общественным зданием V в. до н. э. был Телестерионв Элевсине, построенный Иктином. Огромный зал его размером 50Х45 м перекрывался деревянными конструкциями, что позволило широко рас­ставить колонны интерьера и создать нормальные условия видимости.

Греческие театры зарождаются как праздничные игры, посвященные богу Дионису. Представления разворачивались на площадке у подножия холма, на склоне которого располагались зрители. Традиционные места представлений впоследствии благоустраивались.

Основные планировочные элементы театра: орхестра — круглая пло­щадка для выступлений хора; скена —помещение для переодевания актеров; театрон — места для зрителей, окружавшие орхестру. Крупнейшие театры вмещали до 50 тыс. зрителей, а диаметр театрона достигал 140 м. Для улучшения эвакуации зрителей ряды мест разделялись радиальными и коль­цевыми проходами.

С развитием греческой драматургии наиболее частым реформам под­вергалось устройство скены, которая из легкой палатки превращается в двухэтажное здание, служившее фоном действию, его постоянной декора­цией. С выделением основной сюжетной линии в представлении игра главных действующих лиц переносится на проскениум — пристройку перед скеной в виде высокой площадки (рис. 38).

Театр в Сегесте

Рис. 38. Театр в Сегесте. Вид на скену эллинистического периода.

Каждый греческий город имел театральные сооружения. Наиболее известны театр в Эпидавре и театр Диониса в Афинах.

К концу V в. до н. э. углубляются противоречия в рабовладельческом обществе Греции. Ожесточенная классовая борьба, восстания рабов, войны между отдельными полисами расшатывают основы экономического и поли­тического союза греков. Греческая архитектура IV в. до н. э. утрачивает высокие гражданские идеалы, единство стиля, присущее централизованной державе. Экономические возможности отдельных полисов не позволяют возводить крупные, значительные сооружения. Тем не менее предприни­мается реконструкция сгоревшего храма Артемиды в Эфесе. Еще сохра­няется общеэллинское значение святилищ в Дельфах, Олимпии, Эпидавре, которые продолжают застраиваться мелкими храмами, алтарями, памят­никами.

Усиливаются декоративные тенденции, проявляются значительные откло­нения в трактовке ордеров, В архитектуре мемориальных памятников используется коринфский ордер. Художественный образ пышной капители этого ордера заимствован, по легенде, от корзины, сквозь которую пророс­ли листья кустарника аканта.

Устранение афинской гегемонии на Средиземном море благоприят­ствует процветанию рабовладельческих монархий Малой Азии. Здесь в IV в. до н. э. создаются оригинальные образцы архитектуры, отразившей и угасающие греческие традиции, и стремление воспользоваться приемами восточных строителей.

В Галикарнасе в середине IV в. до н. э. для карийского правителя Мавсола строится гробница, названная его именем Мавсолей. От него сохранились лишь архитектурные детали и статуя самого Мавсола, по которым разработано несколько вариантов реконструкции. По одному из них на высоком цокольном этаже здания располагался ионический храм, завершенный ступенчатой пирамидой и скульптурной группой, изобра­жающей Мавсола и его жену Артемисию, стоящих в парадной колеснице (рис. 39). Здание было облицовано мрамором, богато украшено скуль­птурой, рельефными фризами.

Мавзолей в Галикарнасе

Рис. 39. Мавзолей в Галикарнасе. Середина IV в. до н. э.

Разрозненные города-государства Греции IV в. до н. э, были завоеваны македонским царем Филиппом, а в 332 г. до н. э. его сын Александр предпринимает ряд дальних походов и создает огромную державу, распавшуюся после его смерти на несколько эллинистических государств на обширной территории от Балкан до Индии, от Черноморья до Египта.

В зависимости от устойчивости местных традиций эллинистическая культура оказала разное по силе влияние в захваченных странах и сама претерпела значительные изменения.

С продвижением македонян и колонизацией новых земель возводились новые города, расширялись и реконструировались старые. Эти работы носили широкий масштаб, были государственным делом и проводились в сжатые сроки. На смену стихийному развитию города пришла регулярная застройка с четким выделением общественных и религиозных центров, главных маги­стралей.

Гипподамова система была применена при реконструкции Милета и строительстве Приемы, заменившей город Гелину, разрушенную землетря­сением и смытую наводнением.

Приена(IV—II вв. до н. э.) располагалась на крутом склоне горы недалеко от моря и примыкала с юга к скале акрополя. Ее продольные улицы имели широтную ориентацию, поперечные пересекали склон и в боль­шинстве случаев представляли собой лестницы. Живописность такой пла­нировки не скрывает, однако, недостатков применения в подобных усло­виях абстрактно геометрического трассирования магистралей, не характер­ного в целом для греческой архитектуры, сооружения которой возводились в гармонии с природой и градостроительный замысел исходил из условий рельефа.

Милет(рис. 40) получил новую регулярную планировку в эпоху эллиниз­ма. Расположенный на изрезанном бухтами полуострове, город огражден со стороны материка изломанной в плане линией стен. Торговый характер города определил тяготение центра к гавани, насыщенность его портовыми сооружениями. Здания общественного назначения объединялись здесь стоями ионического ордера. С юга к главной площади примыкал Большой рынок размером 162×116 м, окруженный дорическим портиком, за которым с юго-востока и юго-запада располагались торговые и складские помещения. Обе площади, завершенные уже при римлянах, композиционно связывались зданием Булевтерия. Он имел зал, вмещавший 1500 человек и предназначался для заседаний совета города. Культурный центр Милета к западу от Большого рынка включал театр, гимнасий и стадион, живописно расположенные вокруг бухты. Жилые кварталы деловой части города более мелки.

Город Милет. II в. до н. э. План

Рис. 40. Город Милет. II в. до н. э. План.

В некоторых городах сохранялась подчиненная рельефу планировка центральных частей, сложившихся еще в эпохи архаики и классики. В Пергаме сооружения акрополя живописно развернуты на концентрических террасах, ниспадающих к морю гак, что центром композиции, ее ключом, стал театр на 14 тыс. зрителей.

Простота и монументальность классики сменяются динамизмом, размельченностью, богатством деталей, игрой света и тени, активным использова­нием перепадов высот в качестве дополнительных средств достижения выразительности архитектуры. Идея обобщения застройки площадей пери-стильными колоннадами проникает и в культовую архитектуру. Святилище Афины в Пергаме представляет обширную площадь, окруженную с трех сторон двухъярусной стоей; южнее святилища располагался алтарь Зевса, также решенный в виде ионического перистиля. Цоколь алтаря обработан скульптурным фризом общей длиной 120 м, изображающим борьбу богов с гигантами (рис. 41). Динамичная, эмоционально напряженная композиция скульптурных групп алтаря характеризует общую направленность искусства эллинистической эпохи, его склонность к психологической характеристике, изображению грандиозных и драматичных событий.

Алтарь Зевса в Пергаме. 180 г. до н. э.

Рис. 41. Алтарь Зевса в Пергаме. 180 г. до н. э. Общий вид, план.

В использовании ордеров уже не придерживались канонических схем. Ордер сохраняет значение основной конструктивно-художественной сис­темы, но приобретает более богатые декоративные формы. В сочетаниях ордеров по вертикали (в стоях) придерживаются принципа тектонической последовательности: монументальный дорический—внизу, легкий иониче­ский—на втором ярусе. В объемно-планировочных решениях фасад укра­шается дорическим или ионическим ордером, в интерьер вводятся изящные коринфские колонны. Излюбленным становится ионический ордер.

Широкое распространение эллинистической культуры и включение в сфе­ру ее влияния стран, где до этого развивались местные традиции, вызывает новые, смешанные явления в архитектуре, что приводит к обратному воз­действию на сложившиеся формы греческой архитектуры объемно-плани­ровочных принципов архитектуры Малой Азии и Египта.

Перистильный тип жилого дома окончательно утверждается в эллинисти­ческих областях. По-прежнему сохраняется изолированность жилища от внешней среды. Богатые дома имели бассейны, щедро украшенные рос­писью, мозаикой, скульптурой интерьеры. В озелененном дворе устраива­лись уютные места для отдыха, фонтаны.

Греки строили хорошо оборудованные гавани, маяки. История сохра­нила описания гигантских маяков на о. Родос и на о. Фарос в Алек­сандрии.

Родосский маяк представлял собой огромную статую из меди, изобра­жавшую Гелиоса — бога Солнца и покровителя острова (рис. 42) — с заж­женным факелом, указывающего вход в гавань. Статуя была сооружена родосцами ок. 235 г. до н. э. в честь своих военных побед. От нее не сохра­нилось ничего; неизвестно даже, какой она была высоты. Греческий историк Филон называет цифру «семьдесят локтей», т. е. около 40 м.

Стагуя-маяк на о. Ро­дос. III в. до н. э.

Рис. 42.Стагуя-маяк на о. Ро­дос. III в. до н. э. Рекон­струкция общего вида.

Республиканский строй Родоса способствовал необычайному расцвету искусства. Чтобы судить о родосской скульптурной школе, достаточно упомянуть всемирно известное произведение «Лаокоон».

Александрия — столица эллинистического Египта, части основанной Александром Македонским державы. В конце IV в. до н. э. здесь органи­зуется крупнейший научный центр — Мусейон, где работали видные греческие ученые: математик Евклид (III в. до н. э.), астроном Клавдий Птоломей (II в.), врачи, писатели, философы, художники. При Мусейоне была создана знаменитая Александрийская библиотека. Город стоял на трассах торговли греков с восточными странами: он располагал крупными портовыми соору­жениями, удобными бухтами.

На северной оконечности о. Фарос, образующего защищенную гавань перед городом, в конце III в. до н. э. был сооружен маяк в виде высокой многоярусной башни с павильоном, где постоянно поддерживался яркий огонь. По сведениям историков, его высота равнялась 150—180 м (Ф1—8).

В эпоху эллинизма греческая культура проникает в самые отдален­ные уголки цивилизованного мира. Культурному обмену способствовали обширные завоевания Александра Македонского. «Высочайший внутрен­ний расцвет Греции совпал с эпохой Перинла, высочайший внешний расцвет — с эпохой Александра», — писал К. Маркс.

Архитектура Древней Греции на долгое время определила направлен­ность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не исполь­зовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов.

Жизнеспособность принципов древнегреческой архитектуры объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций.

Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство худо­жественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах.

Произведения греческой архитектуры отличаются удивительно гармонич­ным сочетанием с природным окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику градостроительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стан­дартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последу­ющих эпох.

Ткачев В. Н. История архитектуры. – М.: Высшая школа, 1987.

Источник: www.ckofr.com

Во втором тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно перемещаются в эгейскую область с севера. Племя дорийцев захватывает микенские территории и приносит с собой иной способ жизни и, видимо, знание железа.

Греки-дорийцы, племена которых покорили ахейские города, восприняли религиозно-мифологические представления ахейцев, многие навыки и традиции, но в целом они стояли на более низкой ступени общественного развития, потребовалось более трех столетий для того, чтобы на земле Древней Эллады созрело классовое общество и возникли рабовладельческие города-государства.

Под давлением дорийцев местное население отступает и заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На территории Греции возникает множество городов-государств, таких как Афины или Спарта, соперничающих между собой.

Историю культуры античного мира традиционно делят  на периоды.

Гомеровский период  (XI — IX вв. до н. э.) От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, по которым можно судить о преемственности гомеровской Грецией эгейской культуры: в именах богов, которым посвящались храмы; в планах храмов, напоминавших очертания мегарона микенской эпохи с входом на узкой стороне прямоугольной постройки.

Храм Аполлона в Дельфах.

Древние греки придавали расположенному в Дельфах храму Аполлона и Дельфийскому оракулу огромное значение. Античный географ Страбон писал: «Наибольший почет выпал на долю этого святилища ради его оракула, так как из всех оракулов на свете он казался самым правдивым, но все же и местоположение самого святилища кое-что прибавило к его славе. Ведь оно расположено почти в центре всей Греции как по эту, так и по ту сторону Истма. Полагали также, что оно находится в центре обитаемого мира, и назвали его пупом земли. В добавок был сочинен миф, передаваемый Пиндаром, о том, что здесь встретились два орла, выпущенные Зевсом: один — с запада, другой — с востока».

Храм был построен в 366—339 годах до н.э., на месте нескольких сменявших друг друга построек, самая ранняя из которых датируется 548—547 годами до н.э. Но и до нее на этом месте существовало по крайней мере еще три храмовых здания-предшественника.

Ныне от величественного храма Аполлона уцелело несколько колонн и фундаменты. В длину храм составляет 60 м, в ширину — 23. Некогда его окружали со всех сторон по шесть колонн с торцов и по пятнадцать — на длинных боковых сторонах. Это был классический древнегреческий храм, получивший название периптера.

Олимпейон, храм Зевса Олимпийского самый большой во всей Греции храм, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.
Длина основания храма Зевса составляла примерно 96 м, а ширина — 40. Пятнадцать из ста четырех 17-метровых колонн храма стоят до сих пор, еще одна колонна лежит разобранной.

Храм Артемиды в Эфесе одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время Сельчук, Турция). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами.

Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э.)

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. Собственно в Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей.

В V-IVвв.до н.э. Афины стали главным городом Древней Греции. Кипучее строительство развернулось в правление Перикла. При нем, под руководством выдающегося скульптора Фидия был возведен ансамбль из нескольких сооружений — афинский Акрополь.

 

Афинский Акрополь.

Храмы,скульптуры и вся композиция Акрополя стали самым ярким примером расцвета греческого классического искусства.

У подножия холма находятся портик Пропилей- торжественных ворот-и маленький храм бескрылой Ники (Ники Аптерос).

 

 

Главный храм Акрополя-Парфенон (447г.до н.э.).На фоне яркого голубого неба его колоны из коричневато-золотистого мрамора выглядят торжественно и монументально.Всего 46 колон окружают храм. Расстояние между крайними колонами меньше чем между колонами в середине. Это создает ощущение, что колоны движутся.

Парфенон украшал скульптурный фриз, большинство скульптур которого Фидий высек своими руками. На фризе запечатлены 365 фигур людей и 226-животных, и ни одна фигура не повторяется. Внутри здание делилось на две части. В большом зале стояла 12-метровая статуя богини Афины, созданная Фидием. Другую половину храма занимал зал, где хранились казна, государственный архив.

Небольшой храм Эрехтейон  стоит на месте, где, по преданию, произошел спор wp7a6f083e_05_06Афины с Посейдоном. Боги хотели владеть Грецией, но они должны были принести ей свои дары. Посейдон высек из скалы своим трезубцем соленый источник.

Афина вонзила в землю свое копье, и выросло оливковое дерево. Дар Афины людям понравился больше. И она стала покровительницей Аттики и города, которому дали ее имя.

Храм назван в честь одного из первых царей Афин – Эрехтея, который ради Афин принес в жертву богам свою дочь. В этом же храме и находилась его могила. В Эрехтейоне так же был похоронен мифический царь Кекроп, бывший основателем города Афины.

Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на архитектурную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса.

Храм Аполлона в Бассах ( уникальный в своем роде, так как сочетает в себе все wp3c78d583_05_06три древнегреческих архитектурных ордера. В основе своей это — дорический храм, периптер, с пронаосом(пристройкой перед входом в храм), целлой, святилищем и сокровищницей. Он имеет 6 колонн по узким сторонам и 15 по длинным (в противоположность принятому в ту эпоху соотношению числа колонн 6 х 13). Храм посвящен Аполлону Эпикурейскому.  Аполлон Эпикурий означает Аполлон-спаситель, вероятно, потому, что он помог фигалийцам в борьбе со Спартой, либо потому, что он избавил город от эпидемии чумы, которая была распространена во время Пелопоннесской  войны.Сооружение храма относят к 420-400 гг. до н.э., а его архитектором считают Иктина (одного из строителей Афинского Парфенона), которому в этом своем творении удалось соединить множество архаических элементов, свойственных древней религиозной традиции Аркадии, с новейшими достижениями классической эпохи.По причине отдаленности от главных греческих центров, храм был долгое время забыт, но именно благодаря этому он так хорошо сохранился до наших дней. Он был случайно обнаружен французским архитектором в 1765 году. Первые серьёзные раскопки производились здесь в 1836 году (в них принимал участие Карл Брюллов).

Интерес представляет культовая статуя Аполлона, ещё раз подчеркнувшая асимметричное и живописное оформление храма. По одной из версий, она стояла против входа в маленькое отделение целлы, в южной части храма — таким образом, ее освещали первые лучи восходящего солнца. Статуя Аполлона, не сохранилась,  она якобы была увезена в IV в до н. э. в ново основанный пелопоннесский город Мегалополь и получила там новое место.

Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса в Олимпии (468—456 г.г.до н.э.)— один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии.Храм знаменит своими скульптурными украшениями, в особенности же колоссальной статуей отца богов, исполненной Фидием.Историческая реконструкция Храма Зевса 19 века, выполненная Паулем Неффом Верлагом.wp1c74d857_05_063

 

Источник: www.mir-arxitiktyri.ru

Минойская архитектура

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Минойская архитектура

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.

Циклопическая кладка в южных стенах Микен
Циклопическая кладка в южных стенах Микен

Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.

Сокровищница Атрея
Сокровищница Атрея

Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Ионический ордер

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.

Храм Аполлона в Дельфах
Храм Аполлона в Дельфах

Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.

Парфенон
Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.

храм Зевса Олимпийского
храм Зевса Олимпийского

Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – храм Зевса Олимпийского в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  •  толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.

Театр в Эпидавре
Театр в Эпидавре

Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Источник: GreeceMagazine.ru

Самыми распространенными объектами строительства древнегреческих зодчих были храмовые постройки. Они обладают изящностью и тектоникой масс. Это не случайно: греческая религия прославляла в божестве человеческое начало. Поэтому, пребывание в греческом храме рождало чувство гармонии, собственного достоинства. Давление на личность отсутствовало.

  Удивительно, что слова «греки» и «Греция» вошли в употребление уже во время правления римской империи. На самом деле, греки называли себя эллинами, а свою страну — Элладой.

  В древнегреческой архитектуре происходит распад на 3 главных школы: ионическую, дорическую и аттическую (коринфскую).

  Ионическая школа развивается в греческих колониях малоазийского побережья. Из-за близкой границы с Востоком, здесь в VII-VI вв. до н. э., складывается особое художественное и изящное направление в искусстве и архитектуре. К примеру, величественные формы древнего храма Артемиды Эфесской. Грация ионических колонн, стала первым шагом к выражению женственности, человечности.

  Дорическая школа полностью противоположна ионийской. Зародилась она в Аргосе, в Спарте, и на других островах, где сохраняются устои далёких предков — завоевателей этих земель. Дорический стиль отличается строгостью, простотой форм, отсутствием украшений. В ней нет очарования ионийской школы.

  Коринфская (аттическая) школа сыграла огромную роль в формировании греческого искусства. Она соединила в себе дорическую суровость и ионийскую просветленную одухотворенность. Это был настоящий творческий синтез.

Типы храмов
Типы храмов
ЭПОХА ЗАРОЖДЕНИЯ ЭЛЛИНСКОГО ЗОДЧЕСТВА (XI—IX ВВ. ДО Н. Э.)

  Сооружения строятся из дерева и сырцового кирпича, а кровлю покрывают обожженной черепицей. Помимо обычного жилья возводятся первые древнегреческие храмы.

  В этот период начинают сооружать мегароны ( греч. «megaron» — «большой зал») — прямоугольные, в плане, сооружения с очагом посередине. Таким образом появляется простой тип древнегреческого «Храма в антах».

  Анты (лат. «ante» — «впереди») — выступающие продольные стены прямоугольной постройки, которые ограждают вход по обе стороны. Колонны, находящиеся между выступами стен, находятся в антах.  Сначала, анты использовались, как несущий элемент, для поддержания крыши, но, в связи, с развитием технологий производств материалов, они приобрели декоративный характер. С течением времени, от «храма в антах» постепенно переходят к простильному храму: добавились промежуточные колонны, поддерживающие портик. 

храм в антах
Храм в антах. Сокровищница афинян возведено 490-489 до н.э. Дельфы. Греция

  В этот период появились первые зачатки эллинской архитектуры — птерон (или перестасис). Некая колоннада, которая окружает целлу со всех сторон.

  Периптеральный тип храма (IX-VIII вв. до н. э.) получил широкое распространение на много веков вперед. В отличие от мегарона, периптеральный греческий храм воспринимается со всех сторон, а не только с главного фасада. Благодаря этому, он выглядит еще массивнее и значительнее.

периптер
Периптеральный тип храма Гефеста. Сооружён в период 449—415 годов до н. э. Афины. Греция
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI ВВ. ДО Н. Э.)

  Греческий храм нередко увенчивает холм, особо не выделяясь, будто он часть холма.  Особенность мышления греков состояла в том, что они представляли себе даже реки и горы в виде живых существ, — прекрасных девушек и сердобольных старцев. Храм гордо высился над домами простых смертных, рассеянными у подножия холма. Ведь он должен был производить впечатление торжественного величия, спокойной уверенности, веры человека в свою правоту, чувства его достоинства.

  Дорические колоны сравнивали с мужской фигурой, ионийские — с женской, коринфские — с девичьей. Эта особенная черта, в уподоблении колонн человеческим фигурам, принадлежала исконно греческим зодчим.

Типы греческих ордеров
Типы греческих ордеров

  Греческий храм не имеет замкнутого пространства. Возможно, что некоторые храмы не имели покрытия. Колонны образовывали вокруг ядра храма ажурную оболочку, своеобразное оперение (на что намекает само название храма: периптер — окрыленный со всех сторон)

  Дорический периптер достигает зрелости в начале V века. К числу храмов V века принадлежал храм Афайи на о. Эгина, храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии и храм в Акраганте, задуманный в таком крупном масштабе, что его выполнение было неосуществимо.

  В построении древнейших греческих храмов учитывалась разумное начало и целесообразность, так как расстояние между колоннами определялось величиной каменных балок, составляющих антаблемент.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V—IV ВВ. ДО Н. Э.)

  Самый продуктивный период в искусстве Древней Греции. Характеризуется сближением ионического и дорического стилей.

  В этот период строится Афинский Акрополь (греч. — «верхний город»). При входе в храмовый комплекс стоят пропилеи из суровых дорических колонн и изящных ионических колонн. Смелый прием сочетания разных типов ордеров сочетал в себе разнообразие и единство. Справа от пропилей, на естественном основании скалы, высился храмик бескрылой Победы, который производил впечатление особого изящества.

схема акрополь
Схема афинского Акрополя

  Прямо за пропилеями высилась огромная статуя Афины-воительницы. Справа вырисовывался массив самого главного величественного здания Акрополя — Парфенона. Он сохраняет форму традиционного дорического периптера: три ступени основания, колонны с желобками, антаблемент с метопами, двускатная кровля. Но колонны хоть и были дорические, но истолкованы в стиле ионических: значительно стройнее и расставлены шире, чем в дорических храмах; в них меньше выражен объем и чувствуется порывистый взлет; над ними не так сильно выступает карниз.

  Один из главных храмов древних Афин, расположенный к северу от Парфенона, является Эрехтейон. Он имеет необычную ассиметричную планировку: наличие двух целл, двух входов, которые были оформлены ионическими портиками. Основное здание поделено на две части, стоящие в разных плоскостях. Главный вход украшен портиком с шестью колоннами. С южной стороны храма находится балкон, с колоннами в форме женских статуй — кариатид.

  Театр Диониса у подножия Акрополя относится к более позднему времени. Театр для греков — это в первую очередь место явления божества, приспособленное для зрелищ. Одним из лучших сохранившихся греческих театров следует считать театр в Эпидавре (IV век до н.э.)

  Акрополь обладает большим разнообразием в своих отдельных частях и вместе с тем внутренним единством свободно развившегося целого.

  «Ничего лишнего» — этот завет Соломона полностью осуществили в своих произведениях мастера V века. Классика всегда соблюдала, то чувство меры, которое греки противопоставляли беспредельной роскоши и пышности образов Востока.

  Всё это позволило грекам создать ценности мирового значения. Энгельс давал высокую оценку культурной миссии греков. «Из сумерек Востока, — говорил он — выявился свет свободного эллинского сознания»

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IV — СЕРЕДИНА I ВВ. ДО Н. Э.).

  Замечается утрата целостности и величия, присущих архитектуре V века. В IV веке возникает ряд новых типов: рядом с периптером, который воспринимался, как жилище божества, местопребывание его статуи, возникают огромные, неизмеримо более вместительные храмы. Храм Артемиды в Эфесе построили на месте сгоревшего храма в 356 г., уже с двумя рядами колонн вокруг целлы. Таким образом появляется новый тип — диптер. В моду входит коринфское направление.

схема диптера
План Диптера с двумя-тремя рядами колонн

  Простота и величие классического периода сменяются роскошью, нагромождением форм. Колонны в храме Артемиды достигали 19 метров, то есть в 2 раза выше Парфеноновских. При всем том впечатлению устойчивости и ясности колонн немало препятствовало то, что их базы были украшены горельефом с фигурами человеческого роста.

  Другой храм диптер Дидимейон в Милете (V в. до н.э.), почти в два раза превосходил Парфенон. Разнообразие впечатлений внутри храма напоминали больше восточные храмы, чем греческую архитектуру.

  Заслугу эллинистических архитекторов составляют множество других типов построек, помимо периптера: круглые храмы, стадионы, театры, гимназии, здания воспитательного характера, булевтерии, здания городского управления, монументальные алтари, богато убранные городские ворота. Новые архитектурные вкусы сказались в более свободном обращении с ордером, чем это было принято в классическую пору.

  Примером смешивания разных ордеров могут служить городские ворота Милета.

Городские ворота из Милета
Городские ворота ионического города Милета в берлинском Пергамском музее (Античное собрание)

  Главные достижения эллинистической архитектуры лежали в области градостроительства.

  Ионическая философия сказалась на планировке города, в основе которой служили две взаимно-перпендикулярные улицы. Направление улиц проектировалось с учетом исключения неблагоприятного проникновения ветров. Речь идет о гипподамовых (архитектор Гипподам Милетский) городах: Приена, Милет, Смирна, Александрия, Пергам и др.

  Главной темой эллинизма, был частный дом (раскопки в Делосе, Приене, Милете). Помещения частного дома группировались вокруг открытого двора, а отдельные помещения были связаны не сколько друг с другом, сколько с открытым двором. Так сформировался архитектурный тип – перистиль: открытый двор, обнесенный колоннами, с помещениями, выходящими в него.

  Пергамский алтарь начала II в. до н.э. – последнее крупное произведение греческого монументального искусства.

  В этот период не было таких художественных ценностей, как афинский Акрополь. Совершенство произведений V в. оставалось недостижимым идеалом для большинства греческих мастеров позднейших столетий. Бездушное подражание и мелочность говорят о творческом оскудении эпохи.

  Эллинистическое искусство разработало идеи градостроительства, открыло ценность индивидуальности и  красоту пейзажа.

Источник: arch-simple.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.