Энрико скровеньи


Слушайте рассказ богослова и историка Тимофея Китниса о Благовещении в живописи Джотто.


Фрагмент фрески Джотто "Благовещение"

– Здравствуйте, это радио «Фома». 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Он характерен не только для Восточной Церкви, но и для Западной, его любят не только в России, но и в Западной Европе тоже. И в западноевропейской живописи есть масса тому подтверждений. Вот, например, в итальянском городе Падуя находится особая часовня, которую называют капелла Скровеньи, в которой можно увидеть потрясающие по красоте фрески. Вся эта часовня посвящена Пресвятой Богородице. И она была освящена в праздник Благовещения. Расписывал эту часовню Джотто, великий мастер. Почему именно он? Кто такие Скровеньи? И почему все это связано с Благовещением – об этом попытаемся поговорить. У нас на связи по скайпу Тимофей Китнис, историк, богослов. Здравствуйте.Часовня Скровеньи в Падуе: история создания и особенности.


– Здравствуйте!

– Насколько я знаю, часовню Скровеньи освятили в 1305 году на Благовещение. Почему именно с этим праздником все связали?

– Дело в том, что у этой истории очень интересное начало. Эта капелла посвящена одному из очень известных ростовщиков, Реджинальдо Скровеньи. Он был отец того человека, который построил капеллу, – Энрико Скровеньи. Ростовщичество было тяжким грехом. Но многие, тем не менее, им занимались. Таковы были представления на XII, XIII, начало XIV века. Давать деньги в рост считалось очень большим грехом. И хотя люди этим занимались, они это переживали как грех. Великий Данте даже поместил Реджинальдо Скровеньи в седьмой круг ада в своей «Божественной комедии» – настолько это был известный ростовщик. И вот его сын Энрико Скровеньи решает совершить акт покаяния. Это не случайно происходит именно в начале XIV века. Дело в том, что в 1300 году Римский папа объявляет юбилейный год. Это означает, что все те люди, которые искренне хотят покаяться, прийти ко Христу, обязательно получат прощение грехов. Именно в этот период Энрико Скровеньи и задумал построить капеллу, которую решил посвятить Благовещению.

-Почему именно Благовещению?

– Дело в том, что этот праздник что в западной, что в восточной традиции не зря называется началом нашего спасения.


чиная с Иринея Лионского Сама Матерь Божия называется «Новой Евой». То есть тем человеком, с которого начинается наше спасение. Несколько позже Блаженный Иероним скажет: как от ветхозаветной Евы пришла к человечеству смерть, так от «Новой Евы», Пресвятой Богородицы, приходит к человеку спасение, воплощается Спаситель. Вот на чем базируется сюжетная, богословская линия этой капеллы.

– И праздник Благовещения считается особым для этой капеллы. Что происходило там в этот день?

– Сам Энрико Скровеньи действительно переживал свою жизнь и жизнь своего отца как глубоко греховную. Но благодаря этому празднику, Благовещению, даже такие грешники как он и его отец могли получить спасение. Поэтому он так особым образом этот праздник и почитал. Часовня Скровеньи была устроена именно для частного пользования, частной молитвы. Но один раз в году она была открыта для всеобщего посещения. Это было именно в праздник Благовещения. Вот таким образом и Джотто, и Скровеньи этот праздник почтили.

– А можно вопрос, связанный с фресками, которые внутри этой часовни? Честно говоря, я там была и обратила внимание, что фресок очень много, причем огромное количество сюжетов посвящено различным эпизодам из жизни Пресвятой Богородицы. И тут возникает вопрос. Для христиан главным источником информации о тех событиях является Евангелие, Священное Писание. Но в Священном Писании сказано о Богородице буквально несколько слов. О Ее детстве, о родителях нет никакого упоминания. Откуда у Джотто такие подробности? Например, одна фреска посвящена тому, как отца Пресвятой Богородицы изгоняют из храма. У них была бесплодная семья, а по иудейскому закону, если в семье нет детей, то Господь, значит, эту семью не благословил. Откуда у Джотто знание о таких вещах?


– Ко времени Джотто, XIII – началу XIV века, уже была довольно сформировавшаяся традиция, Предание, которое рассказывало о детстве Пресвятой Богородицы, о Ее Рождении, о том, как Она выросла… Это Предание имело два источника. Первый – протоевангелие Иакова, которое специалисты датируют серединой II века. Это апокрифический текст, он не был включен в канон Евангельских книг. Но вместе с тем его использовали как источник, как Предание, освященное давней традицией, где довольно подробно рассказывалось о детстве Пресвятой Богородицы, о том, как проходило Ее воспитание и как Она жила до того момента, пока не получила от Архангела Гавриила радостную весть, что именно от Нее родится Спаситель мира.

джотто2

Второй источник – так называемая «золотая легенда», которая была написана в 1260 году. Ее автор – Иаков Ворагинский. Надо сказать, что она очень пестрая, в ней очень много фантастического. Но, тем не менее, этим текстом пользовались, в том числе, в западном искусстве – в живописи, литературе – как источником вдохновения. И там нашла свое отражение история, изложенная в протоевангелии Иакова. Вот два этих источника и вдохновляли Джотто, когда он стал расписывать капеллу Скровеньи.


Кстати, сюжеты для капеллы выбирал один очень известный в то время богослов – Альтеградо де Катанеи, он также изображен на фресках – вместе с Энрико Скровеньи. Вообще, то, что мы наблюдаем в этой капелле, – это, можно сказать, прорыв. И в живописи, и в богословии.

– А почему прорыв? Что там такого принципиально нового, чего не было до Джотто?

– К примеру, в этой капелле возникает портретная живопись. Портрет Энрико Скровеньи – это по сути первый портрет, который нашел свое отражение в средневековой живописи.

– А как же так? Энрико Скровеньи и упомянутый богослов изображены в этой капелле среди святых людей. Есть сонм святых, Пресвятая Богородица, Архангел Гавриил… И есть два вот этих вполне себе смертных человека. Отец одного из них даже помещен Данте в седьмой круг ада. То есть папа в аду, а сын – в капелле Джотто среди святых. Как все это возможно?

– Но там есть один интересный момент. Сам Энрико Скровеньи изображен в лиловых одеждах. Лиловый – это цвет покаяния. То есть он изображен там в качестве кающегося грешника. Богослов же помогает ему. Если сам Энрико просто дал деньги на часовню, призвал Джотто, уже известного к тому времени мастера, то богослов помогал ему преподнести этот дар Пресвятой Богородице. Именно в таком аспекте он там и был изображен. Наверное, это отчасти его извиняет.


– Так что же там было нового?

– Да все. Джотто ужалось создать принципиально иной тип живописного мышления. Именно там рождается тип стенного панно. То есть появляется последовательное, осмысленное, четко спланированное изображение сюжетов на фресках. Именно в капелле Скровеньи получает наиболее гармоничное развитие и другая тенденция. Надо сказать, что для средневекового искусства был присущ последовательный теоцентризм. То есть Господь – в центре всего: в центре познания, в центре мышления… И это правильно. Но очень часто при этом личность человека как бы отодвигалась на второй план. И Джотто не зря называют отцом проторенессанса. Он почувствовал те тенденции, которые будут характерны именно для раннего ренессанса, когда человеческая воля, человеческое участие, человеческая личность так же важны для искусства и для Бога. Именно поэтому в творчестве Джотто, в творчестве раннего ренессанса была найдена очень удачная точка, когда божественная мысль, одухотворенность сочетается с очень ярким человеческим присутствием. Даже сами краски, которыми изображаются люди, имеют очень интересное название. С латыни оно переводится как плотские краски, телесный цвет появляется. Карнация – даже такой термин вводится в искусстве.


Кроме того, он очень много находок делал. К примеру, чтобы расширить пространство – капелла сама по себе была небольших размеров, Джотто впервые применяет так называемую иллюзорную архитектурную декорацию.

– А что это значит?

– Он таким образом расписывает и распределяет пространство, что возникает ощущение, что там – мраморный барьльеф.

– Точно! Он же там «рисует» колонны!

– Да, и за счет этого получается объемное пространство. То есть он там впервые начинает этим заниматься. То, что потом получит такое развитие у Леонардо да Винчи, Рафаэля, – все это заложено именно там, в часовне Скровеньи. И конечно, она во всех смыслах, и с точки зрения богословия тоже, – одно из ярчайших произведений средневекового искусства.

Источник: foma.ru

Джотто ” Поцелуй Иудды “Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена)

Энрико скровеньи

Версии о дате рождения великого итальянского художника Джотто ди Бондоне – реформатора, перевернувшего представление об идеале в живописи, расходятся в промежутках между 1267-1275 г.


Его отец по фамилии Бондоне был то ли кузнецом, то ли крестьянином. Есть легенда, что восхитившись талантом юного пастуха, рисующего овцу, взял на обучение, прославленный в те времена, художник Чимабуэ.
«…По словам Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого…»
Но если Чимабуэ, наследуя принципы и каноны Византийской школы, рисовал лики святых, требующих к себе почтения и смирения, то в работах у Джотто представлены его современники, со свойственными обыкновенным людям достоинствами и недостатками.
«…Спустя сто лет прославленный флорентийский скульптор Гиберти отзывался о нем: «Джотто видел в искусстве то, что другим было недоступно. Он принес естественное искусство… Он явился изобретателем и открывателем великой науки, которая была погребена около шестисот лет». «Естественное искусство», ибо основано на изображении окружающего мира таким, каким его видит наш глаз…»
В 1300 году на средства Энрико Скровеньи, богатого купца и члена рыцарского ордена Гауденти, была заложена, а в 1303 году – освящена в день Благовещения, церковь Святой Марии Милосердной. Прозвание капелла дель Арена или Скровеньи церковь получила из за фундамента, который являлся основанием древнеримского театра. Чести расписать внутреннее пространства был удостоен Джотто – лучший художник тех времён в Италии. Роспись была начата вскоре после открытия капеллы и завершились в 1305 году


54 фрески, написанные в три яруса, покрывают 900 кв. м. стен. Одну из них,по мнению многих искусствоведов самую яркую и известную , которая изображает арест Иисуса и называется « Поцелуй Иуды» я предлагаю рассмотреть.

“И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
как же сбудутся Писания, что так должно быть?
В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали” Евангелие от Матфея 26:47-56.

Энрико скровеньи

Фреска написана в строгом соответствии с евангелическим текстом.


ней Джотто, как режиссёр, расставив людские группы так, чтобы каждая группа исполняла только для неё предназначенные действия в разнесённых временных промежутках. И от этого картина ожила, заставив нас стать соучастниками происходящих событий. Картина разбита на три мизансцены. Первая – масса людей с поднятым вверх оружием и факелами. Начавшееся из глубины, движение этой группы направлено в центр картины и оканчивается на юноше, держащего факел, на босую ногу которого заступлена другая нога. От этой второй обутой, безжалостной ноги римского воина начинается другая, кульминационная сцена, где Иуда обозначает поцелуй. Эта мизансцена построена на противопоставлении профилей, взоров, фигур двух главных действующих лиц. ( Истина – пряма, полна достоинства и красива. Кривда – крива, невнятна, потаенна и злобна. ) Но основной герой картины – это босоногая фанатично настроенная толпа, воспринимающая всё, что внушают ей лжепророки; знамя её адский огонь в руках их. К ней обращён призыв: не слушай ложь, сомневайся. И как наказание за ослушание – отрезанное ухо раба в третьей мизансцене.

Используемые материалы:

http://gallerix.ru/storeroom
http://www.art-giotto.ru/txt/5arh15.shtml
http://gallery.lariel.ru/picture.php?id=117
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32766/episode_id/296642/video_id/296642/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Капелла_Скровеньи

Источник: salman-spektor.livejournal.com

Падуя — прекрасный итальянский город в котором много исторических и культурных памятников, но вот один из них нужно отметить особо, это капелла Скровеньи, расписанная Джотто 700 лет назад.

Именно благодаря ему фамилия Скровеньи, и сама капелла, прославились на века. Хотя великий Данте в своей “Божественной комедии” упоминает Реджинальдо Скровеньи, помещая его в седьмой круг ада, как грешника, занимющегося роставщичеством. В те времена давать деньги в рост считалось очень большим грехом. Только вот, думаю, что не каждый из нас читал это произведение, а если и читал, то не обратил на данный персонаж внимание. А вот сколько людей посетили капеллу и видели фрески..!

Сын ростовщика Энрико решает совершить акт покаяния. Он рассчитал верно, в 1300 году Римский папа объявляет юбилейный год. Это означает, что все люди, которые искренне хотят покаяться, должны прийти к Христу и они обязательно получат прощение грехов. Чтобы изгладить дурную славу об отце, он покупает землю на месте развалин древнего римского амфитеатра и строит здесь дворец, а при нём часовню во имя “Благовещения”, известную ещё под названием Capella Arena, она была сооружена в 1303 году.

Почему именно “Благовещение”? Начиная с Иринея Лионского Сама Матерь Божия называется “Новой Евой”. То есть тем человеком, с которого начинается наше спасение. Несколько позже Блаженный Иероним скажет: как от ветхозаветной Евы пришла к человечеству смерть, так от “Новой Евы”, Пресвятой Богородицы, приходит к человеку спасение, воплощается Спаситель. Вот на чем базируется сюжетная, богословская линия этой капеллы.

Для её росписи он приглашает уже ставшего знаменитым Джотто, который на главной фреске Страшного суда изображает Энрико Скровеньи в лиловых одеждах, вручающего макет храма самой Марии. Лиловый — цвет покаяния. По сути в этой капелле возникает портретная живопись.

Внешне капелла выглядит аскетично, но это с лихвой компенсируют её внутренний интерьер. Её строение говорит о том, что изначально планировалось отвести ключевую роль фрескам. В ней нет перегородок, лепнины, карнизов и колонн, большая плоскость стен и потолка подлежали росписи.

В те времена фрески в технике аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке,
была новым жанром искусства, а Джотто стал одним из первых великих мастеров этого жанра, родоначальником новой итальянской живописи. Сложность заключалась в том, что фреска писалась по влажной штукатурке разведёнными в воде красками. Размеры росписей были огромные. Кроме художественного таланта здесь нужна была и выносливость. Создание фресок считали “мужской” работой. Главным преимуществом аффреско была высокая стойкость. При высыхании, содержащаяся в штукатурке известь, образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной.

Но это всё предистория. Войдя в капеллу от изумления и восторга перехватывает дух, это непередаваемые впечатления. Настолько всё выглядит ярко, торжественно и масштабно. Краски для росписи свозились в Падую со всего Средиземноморья. Джотто использовал розовый, желтый, оранжевый и весьма дорогой в то время лазурный цвет, которым выписано небо, служащее фоном большинства сцен.

Хорошо, что с нами был экскурсовод, который мог сореинтировать и рассказать о том, что мы видим и в каком порядке это нужно смотреть. Хотя и прочитала заранее о фресках, но увидя всё своими глазами растерялась. Взгляд выхватывал то одни картины, то другие, хотелось увидеть всё сразу, не пропустить, так как время нахождения в капелле ограничено, но при правильном подходе успеваешь всё.

В общем это выглядит так — сияющий золотыми звёздами лазурный свод, в глубокой апсиде алтарь, отделённый от капеллы высокой аркой , а на стенах фрески, олицетворяющие события из жизни Христа и Богородицы.
Они расположены на продольных стенах тремя горизонтальными рядами, а каждый затем разделен ещё вертикальными линиями на несколько сцен.

Верхний ряд посвящён жизни Марии, её родителей, в среднем ряду сцены из жизни Христа. Страсти Господни и Воскресенье – представлены в нижнем, третьем ряду.

Сразу же восхищаешься, как гармонично сочетаются архитектура и живопись, они как бы созданы друг для друга. Не зря некоторые исторические хроники приписывают Джотто и постройку самой капеллы.

Меня, вопреки временному повествованию, сразу же привлекла фреска с картиной Страшного суда. Слева изображён рай, справа ад, которые резко контрастируют по цвету, небесно-голубой рай и черно-красная пасть ада.

На самом верху, на престоле, величественно возвышается Христос, как верховный судья, окружённый двенадцатью апостолами. Посередине держат крест архангелы Михаил и Рафаил.
Вверху фрески расположено небесное воинство, внизу же люди попадают в пасть ада, или же двигаются к небу, ведомые ангелами.

Левая часть композиции изображает адские мучения грешников, написано с фонтазией, прдставляю, как это впечатляло несколько столетий назад, это нас сейчас не удивишь, после просмотренных в кино ужастиков.
А значение добрых дел на пути к спасению выражено в сцене, в которой Энрико Скровенья передает девам милосердия макет построенной на его средства капеллы.

На противоположной стороне, находится алтарь, украшенный тремя красивыми скульптурами из мрамора, выполненными скульптором Джованни Пизано. Мадонна с младенцем считается одним из величайших шедевров Джованни за мягкость очертаний, за готическую элегантность разворачивания одежды, за выразительность, с которой смотрят мать и ребенок.

Над триумфальной аркой, которая отделяет алтарь, изображено “Благовещение” с Архангелом Гавриилом и Марией.

А далее в верхнем ряду, на боковой стене, следуют сцены из жизни родителей Марии — изгнание её отца из храма, затем встреча у Золотых ворот, бегство в Египет и далее по писанию вплоть до рождения.

Как уже упоминалось сцены из жизни Христа расположены в среднем ряду. На южной стене расположились сцены рождества и детства Иисуса.

На северной стене помещены сцены чудес и торжества Христа.

Здесь и его крещение, Воскрешение Лазаря, въезд в Иерусалим, предательство Иуды, тайная вечеря, арест, распятие, оплакивание и воскрешение.

Гнев

Милосердие, Правосудие, Стойкость
Под главными фресками Джотто имитирует мраморный цоколь и изображает человеческие пороки и добродетели — всего 14 образов, это — Глупость и Благоразумие, Непостоянство и Стойкость, Гнев и Воздержание, Несправедливость и Правосудие, Неверие и Вера, Зависть и Милосердие, Отчаяние и Надежда.

Несправедливость, Зависть, Неверие.
Только две аллегории изображены как мужские персонажи. Все они выполнены в серых оттенках, который словно превращает их в каменные изваяния. Эта техника была применена им впервые и в последующем получила название — “гризайль”.

Фрески, которые мы видим в капелле, в корне отличались от всех написанных ранее – Джотто “очеловечил” всех религиозных персонажей, их фигуры и лица стали реалистичны, они приобретают объем и живые эмоции. Впервые фигуры приобрели глубину, обозначены тени и светотени – изображения получаются уже не такими “плоскими”, как раньше, и манера художественной передачи Джотто стала поворотным моментом в европейской живописи того времени.
Замечательный искусствовед сестра Венди Беккет однажды сказала об этом очень образно: если всё, что было до Джотто, можно назвать радио, то Джотто изобрел телевидение.

Время зкскурсии занимет около 40 минут. Из них 15 вы проводите в специальном буферном помещении, где поддерживается тот же искусственный микроклимат, как и внутри самой капеллы. Группа составляет 25 человек, поэтому войдя с улицы сразу же может изменить окружающую температуру и влажность, а здесь проходит период адаптации. При этом демонстрируется фильм о капелле, но на итальянском языке.

Рядом находится церковь Эремитани и монастырь августинцев-эремитов, сейчас в нём Муниципальный музей изобразительных искусств Падуи. Здесь выставлены работы Джотто, Гуариенто, Франческо Скварчоне, Джорджоне, Тициана, Тинторетто, Паоло Веронезе, Джироламо Романино, Джанбаттиста Тьеполо и др.,

а также археологический музей.

Фильм о капелле Скровеньи.

youtu.be/MP3zJR1N8M0

Источник: turbina.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.