Джузеппе пьермарини


В середине XVIII столетия в зодчестве Италии начинается поворот от барокко к классицизму. Признаки коренных изменений в мышлении архитекторов появляются сперва в теоретических трудах и сказываются на практике лишь к концу века. Этот временный разрыв между теорией и практикой, которые на протяжении трех веков развивались в Италии в неразрывной связи, показывает, с одной стороны, сузившиеся экономические возможности, приведшие к резкому сокращению строительной деятельности в стране, а с другой, — своеобразные истоки итальянского классицизма, значительно отличавшиеся от классицизма абсолютистской Франции и Англии.

Первая последовательная и очень принципиальная критика барочной архитектуры была развернута францисканским монахом Карло Лодолли в школе для молодых венецианских нобилей в конце 1750 и в самом начале 1760 г. Мысли Лодолли, критиковавшего барокко за неоправданные излишества и формализм, четко потребовавшего от архитектуры возвращения к трезвому функционализму, были последовательно изложены лишь через четверть века после его смерти в трактате Андреа Меммо, но несомненно оказали широкое влияние задолго до этого.


к, один из учеников Лодолли, — Альгаротти — приверженец традиционной, т. е. барочной, архитектуры излагает и критикует взгляды своего учителя в работах, опубликованных в 1760 гг. * В них Лодолли предстает как «пурист» и «ригорист», борющийся против излишних украшений и иллюзионистских фокусов. Но Лодолли не был одинок; против изжившего себя стиля позднего барокко поднимались и другие голоса *. Очень оживленную, подчас яростную борьбу мнений в работах итальянских теоретиков 2-й половины XVIII в. можно хорошо проследить по сочинениям Милициа (F. Мilizia. Vite dei piu celebri architetti. Roma, 1768). Последний, хотя и причисляется многими авторами к числу основных итальянских теоретиков классицизма, в действительности не был вполне последователен в своих взглядах.

* Francesco, Conte Algarotti. Saggio sopra l’architettura. Livorno, 1764; Lettere sopra l’architettura. Livorno, 1765.

* См., например, Т. Qallicini. Trattato sopra gli errori degli architetti, трактат, написанный еще в 1621 г. (!), но опубликованный лишь в 1767 г., когда критика барочной архитектуры стала отвечать веяниям времени; А. Visеntini. Osservazioni, 1771; G. Passe ri Discorso della ragione dell’architettura, 1772.

Исключительное значение для формирования стиля классицизма сыграло развитие вкуса к античности и романтизации древнеримских развалин, проявившееся в работах многих живописцев, художников и архитекторов в Италии (Дж.


Паннини) и в других странах. Крупнейший среди них архитектор и гравер Джованни Баттиста Пиранези (1720, Мольяно близ Венеции — 1778, Рим) опубликовал несколько серий вдохновенных, поражающих богатством воображения офортов, отметивших своим влиянием целую художественную эпоху. Не менее важное значение имело открытие и последовавшие раскопки погребенных под пеплом Везувия древнеримских городов, прежде всего Геркуланума (публикации 1757 и 1792 гг.), а также увлеченная проповедь эллинизма Вишкельманом, издавшим в 1763 г. «Историю античного искусства».

В архитектуре Италии, как уже говорилось, возникновение новых тенденций классицизма можно отметить еще в 1740-х годах в римских произведениях А. Галилеи. Характерные черты классицизма — спокойная, уравновешенная композиция и строгое, тектонически оправданное применение ордеров — проявились и в новых музейных помещениях Ватикана, особенно в корпусе музея Пио Клементино (1774, арх. М. А. Симонетти), перегородившего возведенный Браманте двор Бельведера.

Одним из наиболее значительных представителей классицизма в итальянской архитектуре был Джузеппе Пьермарини (1734—1808). Он был сперва учеником, а затем (с 1765) помощником Ванвителли на постройке дворца в Казерте и позднее в Милане. В Милане Пьермарини возвел палаццо Реале (с 1769), Бельджойозо (1781) и здание театра Ла Скала (1776—1778, рис. 65). Он строил также в Мантуе и Монце.


Классицизм в архитектуре Италии. Рим. Фонтан Треви, 1732—1762 гг., Н. Сальви Классицизм в архитектуре Италии. Милан. Театр Ла Скала, 1776—1778 гг., Дж. Пьермарини
Рис. 64. Мотив театральной декорации. Бибиена Рис. 65. Милан. Театр Ла Скала, 1776—1778 гг., Дж. Пьермарини

В начале XIX в. в Италии был осуществлен ряд градостроительных начинаний крупного масштаба. В Милане, который стал столицей созданного французами «Итальянского королевства» (1805—1814), в сторону реки проектировался Форум Бонапарте (с 1801), были построены Арена, вмещающая 30 тысяч зрителей (с 1806, арх. Л. Каноника), Триумфальная арка Мира (1806—1838, Л. Каньола), Порта Нуова (1810, арх. Цанойя) и др.

В Турине улица По и площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле) были обнесены портиками. На другой стороне реки Ф. Бонсиньоре возвел церковь Гран Мадре ди Дио (1818—1831), классицизирующий вариант композиции римского Пантеона (рис. 66). Форму ротонды, но с монументальной полуциркульной в плане колоннадой, раскрытой к королевскому дворцу, получила церковь Санти Франческо э Паоло в Неаполе (1817—1846, арх. П. Бьянки, рис. 67).

Другая неаполитанская постройка этого времени — театр Сан Карло, начатый еще Фугой и Медрано, но отстроенный после пожара 1816 г. арх. Никколини, которому принадлежит монументальный пятиарочный фасад, увенчанный портиком (рис. 68).


Классицизм в архитектуре Италии. Площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле), начало XIX в.; церковь Гран Мадре ди Дио, 1818—1831 гг., Ф. Бонсиньоре. План площади Классицизм в архитектуре Италии. Площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле), начало XIX в.; церковь Гран Мадре ди Дио, 1818—1831 гг., Ф. Бонсиньоре. Общий вид в сторону реки
Рис. 66. Турин. Площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле), начало XIX в.; церковь Гран Мадре ди Дио, 1818—1831 гг., Ф. Бонсиньоре. План площади, общий вид в сторону реки

Классицизм в архитектуре Италии. Неаполь. Церковь Санти Франческо э Паоло, 1817- 1846 гг., П. Бьянки
Классицизм в архитектуре Италии. Неаполь. Театр Сан Карло. Фасад, после 1816 г., А. Никколини
Рис. 67. Неаполь. Церковь Санти Франческо э Паоло, 1817- 1846 гг., П. Бьянки Рис. 68. Неаполь. Театр Сан Карло. Фасад, после 1816 г., А. Никколини

Памятником классицизма в Милане является церковь Сан Карло Борромео, завершенная большим барабаном и куполом (1836—1847, арх. К. Амати).

В эту пору монументальный антикизирующий облик придается все новым сооружениям, даже таким чисто утилитарным, как резервуары в Ливорно (П. Поччанти).

Наиболее значительное по своим художественным достоинствам градостроительное мероприятие связано с именем Дж. Валадье, который закончил пл. дель Пополо.


Джузеппе Валадье (1762, Рим — 1839, Рим) учился у отца — ювелира Луиджи Валадье и в Академии ди Сан Лука в Риме. Ездил в Северную Италию (1781), Францию (1785), Сицилию (1798— 1800). С 1814 г. назначен главным архитектором Ватикана и Рима, преподавал в Академии ди Сан Лука (1821—1837), участвовал в археологических работах и публикациях. Издал учебник по архитектуре в пяти книгах. Главная работа: реконструкция площади дель Пополо и терраса Пинчо в Риме (1816—1820). Реставрационные работы: арка Тита в Риме, арка в Римини.



Новая овальная форма придала площади дель Пополо ярко выраженную поперечную (по отношению к лучевым улицам) ось и резко изменила ее характер; из динамического пункта схождения (или расхождения) нескольких улиц площадь превратилась в гармонически завершенное, вполне уравновешенное открытое пространство, доминирующее над вливающимися в нее улицами. Низкие парапеты полукруглых рамп четко ограничили пространство площади, однако не замыкали ее. Вместе с тем была оформлена и поднимающаяся над площадью, раскрытая на город терраса Пинчо, а затем разбиты регулярные сады над ней (рис. 69).

Классицизм в архитектуре Италии. Рим. Пьяцца дель Попало, 1816—1820 гг., Дж. Валадье: вид на площадь с подъёма на Пинчо

Классицизм в архитектуре Италии. Рим. Пьяцца дель Попало, 1816—1820 гг., Дж. Валадье: вид в сторону Корсо на церкви Санта Марка ди Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (с 1662 г.). К. Райнальди, Л. Бернини, К. Фонтана
Классицизм в архитектуре Италии. Рим. Пьяцца дель Попало, 1816—1820 гг., Дж. Валадье: вид на Порта дель Пополо Рис. 69. Рим. Пьяцца дель Попало, 1816—1820 гг., Дж. Валадье: 1 — вид на площадь с подъёма на Пинчо; 2 — вид в сторону Корсо на церкви Санта Марка ди Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (с 1662 г.). К. Райнальди, Л. Бернини, К. Фонтана; 3 — вид на Порта дель Пополо; 4 — план площади
Классицизм в архитектуре Италии. Рим. Пьяцца дель Попало, 1816—1820 гг., Дж. Валадье: план площади

Во Флоренции градостроительные работы развернулись в годы кратковременного превращения ее в итальянскую столицу (1865—1868). В этот период архитектор Поджи создал площадь Кавур, полукольцо магистралей на месте городских укреплений и проложил извивающуюся по холмам Виале деи Колли.


Все эти преобразования явились лишь преддверием более серьезных изменений в городской застройке, последовавших во 2-й половине XIX в. вместе с развитием промышленности, быстрым притоком в города населения, нуждавшегося в массовом жилище, с появлением механизированного транспорта, прокладкой инженерных сетей и совершенствованием всего городского благоустройства.


Глава «Архитектура Италии конца XVI — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: В.Ф. Маркузон. Москва, Стройиздат, 1969

Источник: classic.totalarch.com

Джузеппе пьермарини

Оперный театр Ла-Скала (Teatro alla Scala). 1776-1778 гг. Архитектор Дж. Пьермарини.


Италия была страной, сохранившей античные памятники архитектуры и искусства, которые оказали влияние на принципы формирования произведений в разных областях культуры. Развитию классицизма в Италии, как и в других странах Европы, способствовало мировоззрение нарождавшейся буржуазии, представители которой отрицали избыточную роскошь барокко и рококо и стремились внести в искусство принципы античной классики. Археологические раскопки в Помпеи расширили знания о зодчестве Римской империи. Результаты исследований классической культуры описывались в научных трудах. Из итальянских авторов наиболее известен Джованни Пиранези, которые создал офорты на темы античности, выходившие сериями, начиная с 1740-х гг. Классицизм в Италии формировался не только под влиянием античности, но и под воздействием Ренессанса и произведений Андреа Палладио. Наиболее известным архитектором и проводником классицизма в Италии был Дж. Пьермарини (Giuseppe Piermarini.1734-1808гг.), один из проектов которого – оперный театр Ла-Скала (Teatro alla Scala) в Милане, церковь Санта Мария дель Приорато (Santa Maria del Priorato) в Риме, построенная Пиранези.

Джузеппе пьермарини

Церковь Санта Мария дель Приорато (Santa Maria del Priorato) в Риме. Архитектор Дж. Пьермарини. 1766 г.


В Милане был спроектирован Форум Бонапарте (с 1801г.), построены Арена на 30 тыс. зрителей (с 1806 г, архитектор Л. Каноника), Триумфальная арка Мира (Arca della Pace.1806-1838 гг., архитектор Л. Каньола), Порта Нуова (Porta Nuova.1810г., архитектор Цанойя). В Турине созданы с элементами классицизма улица По и площадь Витторио Венето (Vittorio Veneto). Архитектор Ф. Бонсиньоре (1760-1843 гг.) построил церковь Гран Мадре ди Дио (Chiesa della Gran Madre di Dio. 1818-1831 гг.), напоминающую римский Пантеон. В Неаполе переход от барокко к итальянскому классицизму демонстрирует в своих работах Луиджи Ванвителли (Luigi Vanvitelli. 1700 – 1773 гг.) Его произведение – церковь Санта Аннунциата (Chiesa della Santissima Annunziata. начало в 1760 г.), ее фасад еще имеет типичные линии барокко, но нижняя часть здания выполнена в ионическом стиле, а верхняя часть – в коринфском стиле. Элементы ордерной системы архитектор создал также в Королевском замке в Козерте. Центр здания составляет восьмигранник, пилястры украшают флигеля и двор. В 1817-1846 гг. в Неаполе архитектор П. Бьянка (Pietro Bianci. 1787–1849гг). возвел церковь Санти Франческо э Паоло с ротондой (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo.1817 – 1846 гг.), с полуциркульной в плане колоннадой, раскрытой в сторону королевского дворца.

Джузеппе пьермарини

Санти Франческо э Паоло с ротондой (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo).1817 – 1846 гг. архитектор П. Бьянка. Неаполь.

В 1816 г. классицизм в Италии обогатился реконструированным после пожара театром Сан Карло (Teatro di San Carlo 1737 г) с пятиарочным фасадом и портиком – спроектирован Джованни Антонио Медрано (Giovanni Antonio Medrano.1703-1760 гг.) и Анджело Карасел (Angelo Carasale. ?-1742 г.)

Джузеппе пьермарини

Театр Сан Карло (Teatro di San Carlo). 1737 г. Проект Джованни Антонио Медрано и Анджело Карасел.

В Италии интересным памятником зарубежного классицизма стала работа архитектора К. Амати (Carlo Amati. 1776—1852 гг.) – церковь Сан Карло Борромео (San Carlo Borromeo.1836-1847 гг.), увенчанная барабаном и куполом. Классические мотивы появляются даже у таких сооружений, как резервуары в Ливорно (Livorno) архитектора П. Поччанти (Pasquale Pochantte). Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo. 1811-1822 гг.) архитектора Дж. Валадье (Giuseppe Valadier. 1762–1839 гг.) – яркий пример зарубежного классицизма, который стал одним из примеров для градостроительства. Во Флоренции архитектор Поджи (Giuseppe Poggi. 1811 – 1901гг.) в 1865 г. создал площадь Микеланджело (Piazzale Michelangelo), с которой открывался вид на город.

Джузеппе пьермарини

Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo). 1811-1822 гг. архитектор Дж. Валадье, Рим.

Итальянский классицизм распространился по всему миру благодаря зодчим, работавшим в Германии, России, во Франции и Испании. Интерес к античности заставляет обращать внимание современных архитекторов как на российский, так и на зарубежный классицизм, при воспроизведении мотивов классики в индивидуальных строениях. При помощи элементов декора фасадов, ордерной системы, композиции строения дизайнеры создают сооружения, напоминающие произведения зарубежного классицизма. Примером такого проекта может служить иллюстрация внизу.

Джузеппе пьермарини

Проект дома-усадьбы, созданного по образцам строений зарубежного классицизма.

Автор текста: М. Костин

Источник: www.facade-project.ru

Биография

Piermarini родился в Фолиньо, затем часть Папской области. Он был сотрудником Ванвителли в Казерте, 1765-1769, когда он удалил в Милан. От его Миланской основы он реорганизовал университет Павии (1770) и палаццо для Accademia di Scienze e Belle Lettere или Accademia Virgiliana, в Мантуе (1773), где он также проектировал фасад соседнего Teatro Bibiena. Он проектировал интерьер Зала Марии Терезы Biblioteca Braidense в Милане

С решением Габсбурга постоянно, чтобы установить эрцгерцога в Милане, Piermarini был уполномочен восстановить герцогский дворец, примыкающий к собору как соответствующее городское место жительства и построить совершенно новое имение под Монцой.

Для Королевского дворца Милана Piermarini успешно избежал соревнования с богатым готическим фронтом собора с его трезвым неоклассическим фасадом (1773–80) и создал Piazzetta Reale как часть его урбанистических проектов в центре города. Для виллы Royal Монцы, (1776 вперед), последовательные изменения приспособили оригинальную виллу удовольствия к месту суда. В 1779 Piermarini официально назвали архитектором Имперского Королевства, положение, которое он занимал фактически в течение нескольких лет.

За эти годы последовательные внутренние реконструкции изменили интерьер Teatro alla Скала, так, чтобы только общий план Пьермарини и его фасад, были тем, что остается от его проектов.

Меньшие работы Пьермарини в Милане включают Палаццо Greppi (1772–78) и Палаццо Belgioioso (1772–81). В Парабьяго его друг успешный краснодеревщик Джузеппе Магджолини уполномочил его устанавливать новый фасад для Кьеза Препозитурале dei Санти Хервасио e Протасио (1780). Он также проектировал виллу Tittoni Traversi.

В 1798 он возвратился в свой родной Фолиньо, где он вызвал некоторые изменения в Дуомо и подготовил проект к Cappella del Sacramento в церкви Сан-Лоренцо в Спелло. Среди его учеников был Джакомо Альбертолли, племянник сотрудника Пьермарини в художественном оформлении штукатурки дворцов, Джокондо Альбертолли. Джакомо следовал за ним как за преподавателем архитектуры в Академии Brera. Он умер в Фолиньо в 1808.

Источник: ru.knowledgr.com

Джузеппе пьермарини

Teatro alla Scala или по-русски театр Ла Скала обязан своим происхождением австрийской императрице Марии Терезии, которая выстроила его взамен сгоревшего в 1776 году миланского королевского театра. Здание театра было построено в стиле неоклассицизма по проекту Джузеппе Пьермарини. Первые спектакли он дал в 1778 году. Снаружи он не столь величественен, как Большой театр, незнакомый с ним человек может пройти его и не признать среди окружающих зданий. Но то снаружи. Его известность давно вышла за пределы Милана благодаря бесподобной акустике и великим композиторам, впервые ставившим здесь свои бессмертные произведения. Неразрывно слава и история театра связана с работавшим здесь гениальным дирижером Артуро Тосканини.

Ла Скала давно и прочно вошел в когорту знаменитейших театров мира. Ла Скала является главной целью очень многих людей, приезжающих в Милан, а очередная премьера неизменно становится культурным событием мирового значения. В это время весь бомонд собирается в Милане. Общепризнанным считается, что эта площадка является главным мировым центром оперы.

Интересна и удивительна история театра Ла Скала. Здание театра было возведено там, где до этого стояла церковь «Санта Мария делла Скала», которая и дала название будущему театру. Интересно, что когда расчищали площадку для строительства театра, на месте нашли мраморную глыбу, изображающую знаменитого древнеримского мима Пилада, что было воспринято хорошим знаком. Достаточно строгий стиль здания придал ему особую красоту, но главное, что зал получился с изумительной акустикой. Места в зрительном зале имеют удобное расположение с прекрасным обзором сцены, художественная отделка роскошная. Здание имеет длину 100 метров и ширину 38 метров. В центральной части фасада расположен просторный портал, куда въезжали кареты знати. Зал выполнен в форме подковы и имел пять ярусов лож, а также галерею. Помимо королевской было еще 194 ложи, вмещавших 8-10 персон и связанных друг с другом коридором. Следом находился второй ряд лож с карточными столами и продажей напитков. При этом сцена была относительно невелика, а в партере не было кресел, которые заменялись передвижными или складными стульями. Освещение было весьма скудным: в ложах горели свечи, а из-за непрерывно капающего из лож горячего воска, сидящие в партере предпочитали оставаться в шляпах. Отопления вовсе не было. Но это все не мешало залу быть прекрасным в своих белых, золотых и серебряных тонах. В нем происходили совершенно разные действия – азартные игры, балы, корриды. Городу новое здание театра обошлось примерно в миллион лир, которые взяли на себя 90 аристократических семейства города.

Театр не раз подвергался реставрации. Во Вторую мировую войну здание было разрушено и восстановлено с сохранением первоначального вида инженером Л. Секи в 1946 году.

«Скала», как коротко ее именуют итальянцы, открылась в 1778 г. Исполнением двух опер, среди которых была «Признанная Европа», написанная специально к открытию А. Сальери. Затем были два балета. Жители города быстро полюбили новый театр, устраивая очереди у входа из желающих попасть на представление. Но, нельзя об этом не сказать, что не всем была интересна сама опера, кое-кто предпочитал коридоры с выпивкой и закуской.

Источник: ru.any-notes.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.