Дуччо из сиены


Дуччо ди Буонинсенья
итал. Duccio di Buoninsegna
Дуччо. Деталь алтаря «Маэста».
Дуччо. Деталь алтаря «Маэста».
Имя при рождении Duccio di Buoninsegna
Дата рождения 1255–1260
Место рождения Сиена
Дата смерти 1319(1319)
Место смерти
  • Сиена, Тоскана, Италия

Страна
  • Италия
Жанр живопись
Стиль сиенская школа
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, 1255—1260 — 1319) — итальянский художник, один из виднейших представителей сиенской школы.

Биография

Несмотря на то, что Дуччо жил довольно давно — в XIII веке, о нём осталось немало сведений. Из документов следует, что художник был очень независимым и темпераментным человеком, а за изысканностью и элегантностью его творений скрывался мятежный дух. Любое проявление власти вызывало у него протест. Первый из его многочисленных конфликтов с властями Сиены произошёл в 1280 году. Суть конфликта в документах не освещена, но большая сумма штрафа, которую Дуччо пришлось заплатить — 100 лир, свидетельствует о том, что это было нечто весьма серьёзное.


Ощутив первые лучи славы и почувствовав некоторую защищённость, связанную с положением популярного художника, Дуччо вел себя довольно дерзко. В те времена войны были очень частыми, а Дуччо, например, в 1289 году отказался принять клятву на верность командиру милиции (народного ополчения). В 1302 году он отказался участвовать в военных действиях в Маремме, за что был оштрафован на 18 лир и 10 сольди. 22 декабря того же года он был вновь оштрафован, правда на сей раз уже за занятия магией. Впрочем, эти занятия в то время не рассматривались как большое преступление, и штраф составил всего пять сольди.

Согласно документам, в 1292 году художник имел дом в Кампореджо, недалеко от церкви Сан Антонио в Фонте Бранда, который ранее принадлежал Буонинсенья, его отцу, а также владел полями и виноградниками в сельской местности. В 1313 году он приобрёл дом в сиенском квартале Сталлореджи, в котором жил и держал мастерскую. Однако, судя по количеству штрафов, наложенных за неуплату налогов, Дуччо не умел грамотно распоряжаться деньгами.Художник часто конфликтовал с властями, однако те сумели оценить его талант, и, несмотря на все проблемы, он смог сделать блестящую карьеру.

Первое упоминание о Дуччо в архивных документах Сиены относится к 1278 году. Оно связано с заказом таволетта для Биккерны. Документ позволил ученым вычислить примерную дату рождения художника, поскольку работа могла быть поручена только мастеру, достигшему зрелого возраста. Таким образом, дата рождения Дуччо была отнесена к 1255-60 годам. Биккерна заказывала ему роспись таволетта девять раз, с 1278 по 1295 год. Однако эти заказы не давали большого дохода. Гораздо больше денег приносили картины с изображением Мадонны, покровительницы города, вокруг которой в Сиене после битвы при Монтаперти возник настоящий культ.


Запись в документах от 3 августа 1319 года упоминает о кончине Дуччо. В тексте сообщается, что сер Раньеро ди Бернардо произвёл официальную церемонию по вступлению детей и жены Дуччо, Тавианы, в права наследования. Из семерых детей Дуччо только двое — Гальгано и Амброджо — занялись живописью. Однако никаких упоминаний об их творчестве и выполненных ими заказах не сохранилось. Зато след в истории искусства оставил его племянник — Сенья ди Бонавентура, сын брата Дуччо, Бонавентуры, а также сыновья Сеньи — Франческо и Никколо ди Сенья, которые тоже были художниками.

Согласно теории, выдвинутой Роберто Лонги в 1948 году и поддерживаемой ныне большинством ученых, Дуччо учился у Чимабуэ, поскольку примерно с 1270 по 1280 год был в его бригаде, работавшей над фресками в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Именно в этот период упоминания о Дуччо в сиенских документах полностью отсутствуют.

Творчество

Основная суть искусства Дуччо заключалась в стремлении обновить художественный язык, выйдя за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала в его время в искусстве Сиены. И он смог это сделать как истинный мастер, не порывая с прошлым, а создавая прекрасную смесь старого и нового всей силой своего таланта и тонкого вкуса.


Вторая половина XIII века была в Сиене временем большого обновления в искусстве. Множество факторов способствовало тому, чтобы Сиена стала одним из самых оживленных центров художественного экспериментирования. Это и наличие скульптуры Николо и Джованни Пизано, произведения Арнольфо ди Камбио, и сами местные художники, которые не испытывая колебаний отправлялись во Францию, чтобы на месте освоить последние готические новации. Готический стиль большой алтарной картины «Маэста» неоднократно подталкивал ученых к мысли, что Дуччо тоже мог побывать во Франции. В качестве доказательства такой версии приводились следующие аргументы: 1. Сведения о Дуччо полностью отсутствуют в архивных документах Сиены в последние несколько лет XIII века. 2. Примерно в это время в парижских архивах зафиксировано проживание на Рю де Прешер некоего «Duch de Siene» или «Duch le lombart». Однако у этой версии слишком хлипкие основания.

Формирование Дуччо происходило под влиянием Чимабуэ. Известный итальянский искусствовед Фердинандо Болонья относит период его формирования к 1278-79 годам, или даже ранее. Он считает, что в 1283-84 годах Дуччо и Чимабуэ уже работали в тесном сотрудничестве, и вполне убедительно доказывает, что во фресках Чимабуэ, которые тот написал в Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи, в нескольких местах отчётливо видна рука Дуччо.


К сожалению, подписанным самим Дуччо является только одно произведение — большая «Маэста» из сиенского собора. Однако сегодня практически ни у кого не вызывает сомнений атрибуция ещё нескольких работ. Это маленькая «Маэста» (Музей искусства, Берн), «Францисканская Мадонна» (Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» известная как «Мадонна Строганова» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Мадонна с младенцем и шестью ангелами» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа), и небольшой «Триптих № 566» (Национальная галерея, Лондон). Кроме названных, практически бесспорных работ Дуччо, сегодня ему приписывают «Полиптих № 47» (Сиена, Пинакотека). Существует ещё несколько произведений, которые приписывают либо мастерской Дуччо, либо его совместному с кем-либо творчеству, например, «Мадонна с младенцем.(№ 593)» (Сиена, Пинакотека), которую по мнению экспертов он написал совместно с Мастером Бадиа а Изола. Большинство сотрудников его мастерской не оставили своих имён.

Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным, и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение. На первый взгляд «Мадонна Креволе» выглядит обычной византийской иконой; соблюдены все привычные нормы: красный мафорий на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом. Однако подчёркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона.


Мадонна Ручеллаи.

Название этой алтарной картины ведёт своё происхождение от капеллы Ручеллаи в церкви Санта Мария Новелла, где она находилась до тех пор, пока её не стали, начиная с 1591 года, переносить с места на место в разные части собора. Так продолжалось до 1937 года, когда состоялась первая большая выставка посвящённая Джотто, на которую картина была отправлена. После этого «Мадонна Ручеллаи» осталась в Галерее Уффици. Сохранился документ от 15 апреля 1285 года, в котором сообщается, что братство Лаудези при церкви Санта Мария Новелла заказывает Дуччо написать образ во славу Девы Марии. Несмотря на то, что этот документ был опубликован в конце XVIII века, споры вокруг картины долго не утихали. В XV веке считали, что это работа Чимабуэ (эту атрибуцию поддерживал и Вазари). Декорация рамы картины и жест младенца бесспорно напоминают хранящуюся в Лувре «Маэста» Чимабуэ. Однако типично готическое сияние красок, золотая кайма на платье Мадонны были совершенным новшеством, во всей структуре картины чувствуется северное, заальпийское влияние. Нетипична и сама иконография картины — ангелы в ней поддерживают трон Мадонны. В спорах об авторстве в пользу Дуччо сыграл аргумент, основанный на изобразительной программе, содержащейся на раме картины. Братство Лаудези зародилось внутри Доминиканского ордена в 1244-45 годах; его целью была борьба с ересями посредством усиления проповедничества. Набор святых в медальонах на раме «Мадонны Ручеллаи», по мнению ученых, соответствует идейной программе этого братства, которое, согласно документу, и было её заказчиком.


После «Мадонны Ручеллаи» Дуччо написал несколько маленьких мадонн — «Францисканская Мадонна» (23,5х16 см; название связано с тремя монахами-францисканцами, изображенными возле ног Мадонны), «Мадонна Строганова» (28х20,8 см; она принадлежала графу Григорию Строганову, умершему в Риме в 1910 году), а также маленькая «Маэста» (31,5х22,5см) из бернского Музея искусства. Эти небольшие произведения вызывали сомнения, потому что Дуччо считался мастером крупного формата. Однако учёные вспомнили, что Дуччо много раз расписывал таволетта, которые имеют примерно такой же размер, поэтому в совершенстве владел миниатюрной техникой. Все три изображения Мадонны основаны на византийской иконографии, и во всех трёх можно обнаружить нововведения, уводящие от неё. К этой группе произведений примыкает небольшой «Лондонский Триптих» (61х78см), на центральной панели которого изображена Мадонна с младенцем в окружении четырёх ангелов, а на боковых створках святые Доминик и Агнесса. Эта работа стилистически относится к тому же периоду, что «Мадонна Строганова», поэтому датируется примерно 1300 годом.

Можно упомянуть ещё две приписываемые Дуччо работы из Национальной галереи Умбрии. Это «Мадонна с младенцем», которую атрибутировал Дуччо в 1911 исследователь Курт Вайгельт, и Полиптих № 28 , который приписал руке Дуччо итальянский искусствовед Энцо Карли, (но большинство учёных считает, что это продукт его мастерской). В «Мадонне с младенцем» мафорий уже совсем «готический», Дуччо акцентирует внимание на его «невизантийских» складках, изобразив необычный жест младенца. Специалисты считают, что эта Мадонна является частью полиптиха, который был расформирован.


Последним произведением Дуччо, которое он создал уже после своей знаменитой гигантской «Маэста» из сиенского собора, считается «Полиптих № 47», который раньше находился в госпитале Санта Мария делла Скала (1311-18 гг., Сиена, Пинакотека). Он плохо сохранился, и из всех его частей кисти Дуччо приписывают только центральную панель — Мадонну с младенцем. Впрочем, и с этой атрибуцией далеко не все согласны.

Главное произведение

В главном произведении Дуччо — алтарном образе сиенского собора «Маэста» с изображением Богоматери в окружении ангелов и святых на лицевой стороне и «Страстей Христовых» на оборотной стороне (1308—1311, основная часть полиптиха — в Музее собора, Сиена), художник, не порывая с канонами средневекового искусства, стремится к жизненной убедительности бытовых деталей, добивается звучной декоративности цвета, лиричности образной системы. По рисунку Дуччо в 1288 был выполнен первый в Италии монументальный витраж в круглом окне хора сиенского собора.

Источник: infosphere.top


Сиена — город с древнейшей культурной традицией; местный университет основан 775 лет назад, а кроме него в городе есть престижная Музыкальная академия Киджи, Университет для иностранцев, Академия наук Сиены и Академия Интронати. Здесь каждый камень имеет многовековую историю; атмосфера Сиены уникальна, потому что её жители сохранили живые традиции предков — прежде всего те из них, что связаны с праздничными скачками Палио, событием, которое сиенцы каждый год проводят с неизменной энергией и энтузиазмом.

 

История

Вид на исторический центр Сиены / Shutterstock.com

Первоначально на месте Сиены находилось поселение этрусков. Древние римляне основали здесь колонию под названием Сена-Юлия. В средние века Сиена — крупный и важный город; сначала её захватывают лонгобарды, затем — Каролинги; с IX по XI вв. городом управляет епископ, а в 1147 г. он становится свободной коммуной и начинает прибирать к рукам соседние земли. Эта захватническая политика с неизбежностью ведёт к противостоянию с Флоренцией; война между двумя городами то возобновляется, то прерывается вплоть до 1555 г., когда после долгой осады флорентийцы берут Сиену штурмом, в результате чего город теряет свою самостоятельность и входит в состав Великого Герцогства Тосканского, оставаясь его частью вплоть до присоединения к Итальянскому королевству в 1861 г.


 

Что посмотреть

Площадь пьяцца-дель-Кампо

Пьяцца-дель-Кампо © pisaphotography / Shutterstock.com

Эта площадь издавна была и остаётся местом встреч сиенцев и ареной главного события местной жизни — Палио. Она имеет необычную форму раковины и входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пьяцца-дель-Кампо — сердце Сиены; именно здесь расположены важнейшие памятники её славного средневекового прошлого.

 

Палаццо-Пубблико и башня Торре-дель-Манджа

Палаццо-Пубблико / Shutterstock.com

Палаццо-Пубблико на пьяцца-дель-Кампо — это главное здание Сиены, где когда-то размещались городские власти сначала сеньоры, затем подеста, а начиная с конца XIII в. — Совет Девяти). Поскольку в течение своего шестимесячного правления девять членов Совета не имели права покидать здание дворца, они достроили балкон, обращённый в сторону площади пьяцца-Меркато — так называемую «Лоджию Девяти», — чтобы иметь возможность «подышать воздухом».

Башня Торре-дель-Манджа / Shutterstock.com

Сегодня в здании находится городской музей (Museo Civico), где выставляются такие шедевры, как «Маэста» и «Гвидориччо да Фольяно» Симоне Мартини, великого художника сиенской школы, или цикл Амброджо Лоренцетти «О хорошем и дурном правлении».

Башня Торре-дель-Манджа, символ величия Сиены, является частью дворцового комплекса. Башню строили с 1338 по 1348 гг.; её отличает лёгкая и изящная архитектура: кирпичный корпус венчает каменное завершение и звонница. Название же колокольни восходит к первому звонарю, прозванному Манджагваданьи (что буквально переводится как «проедатель заработков» — звонарь якобы любил хорошо поесть). С башни открываются великолепные виды на город, оттуда можно охватить взглядом весь его исторический центр.

 

Кафедральный собор Санта-Мария-Ассунта и крипта

Кафедральный собор Санта-Мария-Ассунта / Shutterstock.com

Сиенский Дуомо (или собор Санта-Мария-Ассунта) находится на одноимённой площади , расположенной выше Пьяцца-дель-Кампо. Это великолепное здание в готическом стиле, украшенное множеством шедевров таких мастеров, как Донателло, Пизано и Микеланджело, а также фресками знаменитого Пинтуриккьо. Собор настолько потрясает своей красотой, что уже при взгляде снаружи производит глубочайшее впечатление.

Здание строилось с 1214 по 1263 гг. и имеет в плане латинский крест; оно увенчано не слишком выступающим куполом, а рядом высится колокольня. И экстерьер, и интерьер отделаны блоками белого мрамора, которые чередуются с более тонкими полосами чёрно-зеленоватого цвета — это цвета Сиены.

В невероятной красоты интерьере собора колонны воспроизводят мотив чередования белого и чёрного мрамора. Подняв взгляд, вы увидите бюсты сиенских религиозных деятелей прошлого.

Пол также заслуживает внимание: именно здесь вы обнаружите самые поразительные произведения искусства во всём соборе. Целых 56 сцен, высеченных в мраморе между 1369 и 1547 гг. сорока крупнейшими художниками того времени — сиенцами по происхождению, за исключением Бернардино ди Бетто, более известного как Пинтуриккио (он был родом из Умбрии). Для окончания работ потребовалось около 600 лет: последняя панель была завершена в 1800 г.

Интерьер собора Санта-Мария-Ассунта © Eddy Galeotti / Shutterstock.com

В центральной части здания, в левом трансепте, можно увидеть потрясающее «Избиение младенцев» Маттео ди Джованни (1481 г.). Художник был одержим этой темой и создал в Сиене сразу несколько картин на этот сюжет: в Палаццо-Пубблико и в церкви Санта-Мария-дей-Серви.

Пинтуриккьо. Интерьер Библиотеки Пикколомини © Anilah / Shutterstock.com

Среди других шедевров собора необходимо назвать великолепный баптистерий работы Донателло справа от Библиотеки Пикколомини, готическую розу Дуччо Буонинсеньи и мраморный амвон Никола Пизано.

Обязательно загляните в крипту под главным зданием собора. Здесь сохранились невероятные фрески сиенской школы XIII в. со сценами из Ветхного и Нового Завета.

 

Библиотека Пикколомини

Пинтуриккьо. Потолок Библиотеки Пикколомини / Shutterstock.com

Внутри Сиенского собора таится ещё одно сокровище несравненной красоты — Библиотека Пикколомини. Она создана в 1492 г. по воле кардинала Франческо Пикколомини Тодескини с тем, чтобы разместить в ней собрание ценных книг папы римского Пия II (в миру — Энеа Сильвио Пикколомини), и украшена великолепными фресками Пинтуриккио (начало XVI в.), которые рассказывают о жизни понтифика. Здесь хранятся большие антифонарии (обиходные книги) с миниатюрами XV-XVI вв.

Стены разделены на 10 сцен с самыми важными событиями в биографии Пия II: назначение посланником европейских дворов, момент, когда он приветствует нового императора и когда представляет Элеонору Фридриху III, получение кардинальского, а затем и папского сана, и многое другое.

Пинтуриккьо. Библиотека Пикколомини. Деталь / Shutterstock.com

Потолок расписан великолепными фресками: главный прямоугольник и половина свода окрашены в синий, красный и золотой цвета с фресками в стиле гротеск. Фамильный герб, как и полагается, расположен в центре; но если поискать полумесяц во всём зале и на фресках, вы внезапно обнаружите, что он здесь буквально повсюду.

 

Баптистерий Сан-Джованни

Баптистерий построен в 1316-1325 гг. у основания апсиды собора. Неоконченный фасад относится ко второй половине XIV в. Интерьер, завершённый в 1325 г., был дополнен замечательной скульптурой и живописью в последующем столетии.

Баптистерий Сан-Джованни © mikestravelguide.com

Самое значительное произведение искусства, которое хранится в баптистерии, — это, вне всякого сомнения, знаменитая купель — шедевр раннего тосканского Возрождения, созданный по проекту, который приписывают Якопо делла Кверча. Шестиугольная купель украшена панелями из позолоченной бронзы со сценами из жизни святого Иоанна Крестителя работы всё того же делла Кверча, а также Турино ди Сано, Джованни ди Турино, Лоренцо Гиберти и Донателло. Между панелями располагаются статуи с аллегориями добродетелей (Вера и Надежда — дело рук Донателло, остальные принадлежат Джованни ди Турино и Горо ди Нероччо). Дароносица украшена четырьмя музицирующими ангелами из бронзы работы Донателло и ди Турино и барельефами делла Кверча, а выше помещается статуэтка Крестителя. Среди других важных произведений искусства в баптистерии можно отметить статуи школы Джованни Пизано, триптих с Мадонной, святыми и сценами из жития святого Стефана Андреа Ванни и Джванни ди Паоло, а также фрески Веккьетты с атрибутами веры.

 

Палаццо-Толомеи

Палаццо-Толомеи © panoramio.com

Палаццо-Толомеи — это старинное здание на одноимённой площади, поблизости от главной улицы Сиены. Род Толомеи обосновался в Италии после похода Карла Великого, и в Сиене это семейство одним из первых сделало себе состояние в банковском деле, сделавшись могущественной силой. Толомеи владели башнями и замками на территории между Монтаньола-Сенезе и Мареммой.

В этой части Сиены, которая тогда находилась вне городских стен, этот род в XI-XII вв. имел замок, который свидетельствовал об их благосостоянии на тот момент. Нынешнее здание начали строить в 1205 г., что делает его древнейшей частной резиденцией, сохранившейся в Сиене; правда, верхние этажи дворца переделали после 1267 г., когда здание едва ли не разрушили гибеллины. В 1277 г. дом Толомеи стойко перенёс пожар; в 1971 г. его отреставрировали, и сейчас здесь офис флорентийского банка Cassa di Risparmio di Firenze.

Фасад палаццо из серого камня обнажает его типичные для XIII в. очертания: два этажа находятся на почтительном расстоянии друг от друга и разделены профилем, а два ряда по пять элегантных окон-бифор с арочками и сквозными отверстиями в форме трелистника облегчают массивный фасад.

 

Палаццо Салимбени

Палаццо Салимбени © Ellie King / Flickr.com

Палаццо-Салимбени стоит в глубине одноимённой площади. Его готическое здание построено в XIV-XV вв., а в 1879 г. оно было отреставрировано и достроено в неоготическом стиле Джузеппе Партини. Внушительное сооружение сегодня является главным офисом банка Монте-дей-Паски — одного из главных кредитных учреждений Италии, образованного в 1624 г. на основе Монте-Пио, в свою очередь возводящего свою историю к 1472 г.

Название банка связано с тем, что в качестве гарантии своих операций он брал доходы с пастбищ сиенской Мареммы, которые тогда назывались «паски» и принадлежали государству.

Трёхэтажное здание предваряется лестницей; основные элементы фасада — изящный портал с сиенской аркой, элегантные окна-трифоры в третьем этаже, вписанные в стрельчатые арки, и внушительных размеров карниз с арочками и зубцами.

В здании сохранились фрагменты древних складов Салимбени и драгоценный исторический архив банка, в котором есть работы Пьетро Лоренцетти, Сассетты, Якопо делла Кверча, Доменико Беккафуми, Риччо, Рутилио Манетти и Алессандро Франки.

 

Санта-Мария-делла-Скала

Санта-Мария-делла-Скала / Flickr.com

Больничный комплекс Санта-Мария-делла-Скала — это прежде всего один из первых госпиталей Европы, где принимали паломников, шедших по Дороге франков, и помогали бедным и брошенным детям.

Здание расположено в сердце Сиены, напротив собора, и в нём невероятным образом сохранились в целости свидетельства тысячелетней истории, включая эпоху этрусков и римлян, средние века и Ренессанс.

В этом комплексе смешиваются в единое целое изображения этрусков, усталых паломников, путников и больных, благородных господ, византийских императоров, брошенных детей и молящихся братьев. Всё это распределено по монументальным помещениям и узким коридорам, где то и дело можно неожиданно обнаружить фрески с историями из жизни, тёмные крипты, переходы, высеченные в туфе, и огромные пространства с кирпичными сводами.

Доменико ди Бартоло, отделение для паломников в Санта-Мария-делла-Скала © Wikimedia Commons

Самые важные части огромного комплекса — это отделение для паломников (Pellegrinaio), старая сакристия (la Sagrestia Vecchia) с росписями Лоренцо Веккьетты, Капелла-дель-Манто (Cappella del Manto) с люнетом Доменико Беккафуми, Капелла Мадонны (Cappella della Madonna) и церковь Сантиссима-Аннунциата (chiesa della Santissima Annunziata). Кроме того, здесь проходит множество временных выставок.

 

Национальная картинная галерея (Pinacoteca Nazionale)

Дуччо ди Буонинсенья. Полиптих №28 в Национальной картинной галерее Сиены © Wikimedia Commons

В грандиозной Национальной картинной галерее можно совершить путешествие в историю сиенской живописи с XIII по XVII вв. Её собрание — одна из самых богатых коллекций искусства Средневековья и Ренессанса во всей Тоскане. Здание галереи — позднеготическое палаццо Бонсиньори (первая половина XV в.). Разумеется, именно здесь в наибольшем масштабе представлена сиенская школа живописи. Речь прежде всего о XIV-XV вв., но в коллекции есть и шедевры эпохи маньеризма и барокко. Из представленных в собрании художников можно назвать Дуччо ди Буонинсенью, Симоне Мартини, Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Джованни ди Паоло, Доменико Беккафуми.

 

Палио

Палио в Сиене © Migel / Shutterstock.com

Сиена неразрывано связана со своим главным праздником — Палио, одним из самых известных исторических конных состязаний в мире. Оно проходит дважды — 2 июля и 16 августа — среди ярких цветов, пёстрой толпы, криков, на покрытой туфом главной площади города. Наездники, скачущие на лошадях без седла, бросают друг другу вызов в гонке, которая длится меньше минуты. Сиенцы ждут этого события весь год, относясь к своей истории со страстью и огромным уважением. Игра превращается в настоящую жизнь, где чередуются радость и горе, где есть место отваге и интригам, верности и предательству. Скачки включают в себя три круга вокруг площади по дорожке из туфа, проложенной по верхнему кольцу площади, нависающему над раковинообразным углублением. Стартуют всадники от участка, разграниченного двумя канатами (он называется «Мосса»); порядок лошадей на старте определяет жребий. Побеждает та контрада, чья лошадь пробежит три круга первой — со всадником или без.

 

Кухня

Сиенская кухня включает в себя традиционные тосканские блюда (овощной суп риболлита, запечённая свинина ариста, фасоль «алл-учеллетто»), которые здесь часто трактуют на свой лад, обильно сдабривая чесноком и душистыми травами вроде мяты и эстрагона.

Сиенские пичи © foodfrankly.com

Классическая сиенская паста — это «пичи»; похожие на спагетти макароны делают вручную, причём в длину они могут достигать аж трёх метров. «Современный» рецепт предписывает использовать яйца для приготовления теста, однако некогда эта паста была традиционной едой бедных крестьян, которые делали тесто из одной только муки да воды. Едят пичи на первое с рагу (из утки, дичи и т.п.) или с томатно-чесночным соусом («пичи алл-альоне»).

Среди мясных деликатесов почётное место принадлежит прошутто и салями из мяса свиней породы Чинта-Сенезе, которые отличаются белой полосой в верхней части тела. Это деревенская порода с древним происхождением (её разводили ещё в средние века); растят её на свободе или в полусвободном состоянии. Охраной и продвижением этой породы занимается Консорциум компании Чинта-Сенезе.

Чинта-Сенезе © cinellicolombini.it

Также Сиена и её окрестности знамениты своими сырами. Самые известные из них — это «мардзолино», качотта краткой выдержки из овечьего молока, и пекорино «делле-Крете-сенези», овечий сыр, который делают в местности с тощими почвами и обилием душистых трав (дикая мята, тимьян, индау и др.), благодаря чему молоко получается особенно ярким на вкус. Помимо типа пастбища и навыков мастеров-сыроваров, важное значение имеет полное отсутствие молочных ферментов в производстве сыра, отчего он медленно созревает и приобретает несравненный вкус.

Район производства Брунелло ди Монтальчино / Shutterstock.com

С вином у вас в Сиене если и будут какие-либо проблемы, то только проблема выбора. В сиенской провинции каждый год производится порядка 750 000 гектолитров вина. Большая часть приходится на пять защищённых наименований категории DOCG (Брунелло ди Монтальчино, Кьянти Классико, Кьянти Колли Сенези, Кьянти DOCG, Верначча ди Сан-Джиминьяно) и 12 наименований категории DOC, которые производятся на этих землях.

Источник: latuaitalia.ru

«Рождество Христово» Дуччо ди Буонинсенья – часть грандиозного алтарного образа «Маэста» [1], находившегося в свое время в алтаре Сиенского собора.

Во второй половине XIII века Сиена стала настоящим центром почитания Мадонны. С покровительством Богоматери сиенцы связывали победу над флорентийцами в битве при Монтаперти, произошедшей 4 сентября 1260 года. С тех пор в Сиене сложилась особая традиция почитания и возвеличивания Богоматери. В сиенских художественных мастерских создавалось огромное количество изображений Мадонны. При этом ее роль заступницы и покровительницы расширилась до царственного статуса владычицы города. В 1308 году одному из самых известных на тот момент художников Сиены – Дуччо ди Буонинсенья – был заказан алтарный образ для собора Вознесения Пресвятой Девы Марии [2]. Огромный двусторонний полиптих [3] состоял из отдельных деревянных панелей, включавших изображение Богоматери с Младенцем в окружении ангелов и святых, сцен из детства Иисуса Христа – на лицевой стороне и Страстей Христа – на оборотной.

Этот составной алтарный образ является не только одной из главных работ Дуччо, но и весьма значимым произведением в истории итальянской живописи, во многом определившим пути развития итальянского искусства и заложившим основы фундамента искусства Ренессанса. К слову сказать, это единственное произведение, подписанное художником. У основания трона, на котором восседает Богоматерь, мастер оставил надпись: «Mater Sancta Dei sis causa Senis recuiei sis Ducio vita te quia pinxit ita» («О, Пресвятая Богородица, дарующая мир Сиене и жизнь Дуччо, который тебя так написал»).

9 июня 1311 года «Маэста» Дуччо была торжественно установлена в алтаре собора, где потом находилась до 1506 года. После целого ряда перипетий, в конце XIX века алтарный образ был разобран на части, и панели огромного полиптиха оказались в коллекциях разных музеев мира. Так, композиция с изображением Рождества Христова (43 х 111 см) из пределлы [4] алтарного образа попала в Национальную галерею искусства Вашингтона. Несмотря на то, что «Рождество» является лишь частью полиптиха, его можно считать вполне самостоятельным произведением и при этом такого высокого уровня, что не будет преувеличением назвать его одним из величайших произведений эпохи Проторенессанса. В нем еще сильно ощущается дыхание византийского искусства, но при этом начинает исподволь, едва уловимо, проявляться то, что впоследствии станет основополагающим в искусстве Возрождения. Как метко выразился известный русский византинист В. Н. Лазарев, именно Дуччо «нанес Византии смертельный удар» [5]. После Дуччо византийское искусство перестает играть столь значительную роль на итальянской земле.

В XII–XIII веках Пиза, которая являлась портовым городом и ведущим торговым центром Италии, становится одним из главных передаточных пунктов византийской художественной культуры на территории Италии [6]. В Сиену из Пизы проникают произведения византийского искусства – иконы, иллюстрированные манускрипты. Многие греческие художники, по тем или иным причинам эмигрировавшие из Византии, прибывают в порт Пизы и оседают на постоянное место жительство в городах Тосканы. Таким образом влияние византийского искусства, причем в его наиболее высоком проявлении комниновского и палеологовского ренессанса, на искусство Сиены XIII века является определяющим. Именно византийское искусство стояло у истоков сиенской школы живописи [7]. Сиенский мастер Дуччо ди Буонинсенья (1255–1319) из искусства Византии заимствовал многое: иконографию, особый линейный ритм, чувство цвета, систему пропорций и блестящую технику исполнения.

Создавая композицию с изображением Рождества Христова, Дуччо строго ориентируется на византийскую каноническую систему, которая сложилась в общих чертах уже в V–VI веках и окончательно сформировалась в религиозном искусстве к концу X столетия. На примере отдельных произведений X–XIII веков можно проследить преемственную связь византийского искусства с итальянским искусством Проторенессанса и непосредственно с творчеством Дуччо. В связи с этим можно вспомнить византийскую миниатюру «Рождество Христово» из Минология императора Василия II (X век, Апостольская библиотека Ватикана), мозаики с изображением Рождества из монастыря Дафни (конец XI века, Греция), из монастыря Осиос Лукас (XI век, Фокида, Греция), из церкви Марторана (1143 – 1151, Палермо), из Палатинской капеллы (1143-1150, Палермо), икону с изображением Рождества из монастыря Святой Екатерины на Синае (часть полиптиха, XII век). В рамках византийской традиции остаются итальянские художники XIII века Гвидо да Сиена («Рождество Христово», 1275-1280. Дерево, темпера. Лувр, Париж), Пьетро Каваллини («Рождество Христово», 1291, мозаика, церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим), Якопо Торрити («Рождество Христово», 1295–1296, мозаика, собор Санта-Мария-Маджоре, Рим).

Дуччо, как и другие итальянские художники периода Дученто, не отступает от сложившейся иконографической схемы, иллюстрирующей одну из самых главных сцен евангельской истории, описанной в Евангелии от Луки: «и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк. 2: 7-16).

Возлежащая под деревянным навесом внутри пещеры Мадонна изображена в центре композиции. Главенствующее положение Богоматери подчеркивается не только композиционно, но и цветом. Ее синий мафорий и ярко-красное покрывало выделяются сильным, звучным цветовым аккордом на темном, почти черном фоне пещеры.

Рядом в яслях – запеленутый Младенец, над которым склонились и словно согревают своим дыханием вол и осел. Именно эти животные присутствуют у яслей Спасителя, как исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Слева от вертепа, чуть в стороне – сидящий на скале Святой Иосиф. В этой некоторой отстраненности от происходящего символически обозначена роль Иосифа в Святом Семействе, как опекуна и охранителя. А в его согбенной позе и в жесте руки, придерживающей плащ, прочитывается напряженное раздумье человека, силящегося постичь и вместить в себя тайну Рождества.

По другую сторону от Святой Марии ангел со свитком в руках глаголет благую весть пастухам, которые в буквальном смысле окаменели от страха и изумления.

Над пещерой горит Вифлеемская звезда, о которой говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 2: 1–2). Хор славящих Господа ангелов, разбитых на две симметричные группы и расположенных сверху по обе стороны от вертепа, уравновешивает всю композицию. Синий полукруг, на который устремлены взоры некоторых ангелов, символизирует Бога-Отца. Круг – есть знак безначального, бесконечного и вечного Бога.

В композицию Рождества Христова включена и сцена омовения Младенца двумя женщинами.

Доподлинно неизвестно, на основании какого письменного источника появилась эта сцена в иконографии Рождества Христова. Об омовении рожденного Иисуса не говорят ни апокрифы, ни другие памятники древней письменности. Из апокрифического Евангелия от Иакова известно лишь о присутствии в момент рождения Иисуса некоей повивальной бабки и Саломеи, не поверившей в девственное рождение, наказанной за это иссохшей рукой и исцеленной прикосновением к Младенцу (Протоевангелие Иакова: 19–20). Первые известные в христианском искусстве сцены омовения Младенца встречаются в мозаике из оратория папы Иоанна VII (705–707 гг, гроты Ватикана) и на фреске церкви Санта-Мария-Форис-Портас в Кастельсеприо (VII–VIII век). По всей видимости, появление этой сцены в изобразительном искусстве есть результат художественной переработки древнего предания [8]. Однако с IX–X века эта сцена становится уже почти обязательным компонентом иконографии Рождества Христова.

В картине Дуччо ди Буонинсенья изображение купания Младенца в чане и омовения Его из кувшина превращается в трогательную жанровую сценку, которая кажется взятой непосредственно из реальной жизни.

Слева и справа от основной части композиции – фигуры пророков Исайи и Иезекииля, тех самых, которые предсказали рождение Иисуса Христа от Девы и вечное Его Царствие. Пророки изображены со свитками в руках, на которых записаны их пророчества: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» (Ис. 7:14), «ибо младенец родился нам — сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:16). Потомок Давида, как предсказывал Иезекииль, будет Пастырем народа Божьего и «будет князем у них вечно» (Иез. 37: 24 – 25).

Дуччо в полной мере усвоил основы византийской эстетики с ее глубокими символическими смыслами и особыми изобразительными метафорами, выражающими определенные духовно-нравственные концепции. Изображенное им конкретное событие евангельской истории несет в себе вневременной сакрально-литургический смысл. Воспринял сиенский мастер и характер византийской живописи с ее тонкой линейной ритмикой и звучным колоритом, в котором каждый цвет становится носителем и выразителем духовных сущностей.

Однако в его произведении сквозь отвлеченный символически-иератический византийский стиль начинают пробиваться ростки пробуждающегося реалистического мировоззрения. Язык жестов в картине наполняется несвойственной для Византии эмоциональной напряженностью. Экспрессивно вскинули руки пророки Исайя и Иезекииль, удостоверяя правоту своего пророчества. В спокойном умиротворении сложила на груди руки Святая Мария. Святой Иосиф в смятении комкает рукой плащ. По-разному реагируют на происходящее ангелы, славящие Господа: одни – с радостью и восторгом, другие – с умилением, третьи – с беспокойством и даже тревогой. Их психологическое состояние передается не только жестами рук, но и выражением лиц. Удивление прочитывается в фигурах пастухов, которые застыли на месте с запрокинутыми вверх головами и вскинутыми в эмоциональном потрясении руками.

В условную каноническую византийскую схему Дуччо вносит не только психологическую составляющую, но и определенный реалистический момент. Сцены омовения Младенца и благовестия пастухам, рядом с которыми толпятся овцы и сидит собачка, можно рассматривать как отдельные маленькие жанровые композиции. Лирическим чувством пронизан образ Богоматери. С удивительной нежностью и одновременно с глубокой печалью она обращает свой взор на ясли с Младенцем, который хотя и является ее дитем, ей уже не принадлежит. Исчезает угловатость и жесткость в лицах изображенных персонажей. Сиенский художник лепит их за счет светотеневой моделировки плавными, текучими мазками нежно-розового цвета с тончайшими оттенками, что придает чертам естественность и мягкость. «Рождество Христово» Дуччо в целом отличает редкий по красоте колорит. Изысканная, звучная цветовая палитра, содержащая в себе яркие красные, фиолетовые, синие, зеленые цвета, создает удивительно торжественно-праздничную атмосферу, которая в сочетании с тонким лирическим оттенком превращает это произведение в настоящий шедевр эпохи Проторенессанса.

Дуччо ди Буонинсенья, оставаясь в рамках византийской иконографии, вносит в условную образную систему элемент поэтического чувства, эмоционального напряжения и даже психологического драматизма. Перед нами не столько догматическое изображение, сколько трогательный лирический рассказ. В своем стремлении к жизненной убедительности Дуччо одним из первых итальянских художников, наряду с Каваллини и Джотто, вырывается за пределы византийской живописи.

Анастасия Татарникова

Примечания:

[1] Маэста (от ит. «maestà» – величие, величественность) – особое изображение Богоматери, сложившееся в Италии в конце XIII века на основе византийской иконографии в результате соединения двух образов: Богоматери Одигитрии и Похвала Богородице.

[2] О жизни и творчестве Дуччо ди Буонинсенья см.: Bellosi L. Duccio. La Maestà. – Milano: Electa, 1998. 363 p.

[3] Полиптих (др.-греч. «πολύπτυχον» – «состоящий из многих дощечек», от «πολύς» – «многочисленный» и «πτυχή» – «табличка, дощечка») – несколько отдельных картин, связанных общей темой, единством цветового и композиционного строя.

[4] Пределла (от ит. predella) – продолговатая надставка внизу алтарной картины, на которой представлены изображения, сопровождающие основную часть алтарного образа. Пределла алтарного образа «Маеста» Дуччо – одна из первых в истории живописи.

[5] Лазарев В. Н. История византийской живописи. – М.: Искусство. 1986. С. 152.

[6] Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 16, 134.

[7] О сиенской школе живописи см.: Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т.2. Искусство Треченто. – М.: Академия наук СССР, 1959.

[8] Об иконографии Рождества Христова см.: Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. 564 с.

Источник: xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai

Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) (около 1255–1319)

Итальянский живописец, основоположник сиенской школы 14 века. Первое упоминание о Дуччо в сиенских архивных документах помечено 1278 годом, и связано с заказом таволетта для Биккерны *. Дуччо испытал влияние так называемой итало-византийской живописи и французской миниатюры, воспринял отдельные тенденции искусства Проторенессанса. Кроме Сиены, Дуччо ди Буонинсенья работал также в Ареццо, Пизе, Лукке и в Пистойе. Созданные Дуччо алтарные образы с их орнаментальными золотыми фонами, звучной и изысканной цветовой гаммой отличаются мягкой поэтичностью, лиризмом, эмоциональной выразительностью линейного ритма, тонкой декоративностью (“Мадонна со святыми”, Национальная пинакотека, Сиена; “Мадонна с младенцем и двумя ангелами” или “Мадонна ди Креволе”, 1283-1284, Музей Собора, Сиена, первоначально находилась в церкви Санта Чечилия в Креволе; “Мадонна Ручеллаи”, 1285, Уффици, Флоренция).

Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным, и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение. На первый взгляд «Мадонна Креволе» выглядит обычной византийской иконой; соблюдены все привычные нормы: красный мафорий* на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом. Однако подчеркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца, и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины, свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона.

Дуччо из сиены
Мадонна Креволе. Дуччо ди Буонинсенья 1282-84 гг. Сиена, Музей Собора.

Дуччо ди Буонинсенья был основателем сиенской школы живописи, одним из наиболее консервативных мастеров как по своим общественным взглядам, так и по художественным позициям среди современных ему живописцев. Старший современник Джотто, он прошел равнодушно мимо всей новизны его художественных реформ, так как всецело был предан византийскому искусству с его плоскостностью, декоративностью, линеарностью, яркой красочностью, отвлеченными золотыми фонами. Документы сохранили свидетельство о том, что, когда в 1299 году в Сиене утвердилось народное правительство пополанов*, Дуччо отказался принести ему присягу.

Религиозное искусство Дуччо не открывало собой новых путей, а скорее завершало живопись Эпохи Дученто. И в этом смысле его трудно поставить в один ряд с идейными предшественниками Джотто. Однако его творчество не было столь консервативным, как у Чимабуэ. К числу сильных сторон его искусства принадлежал редкий по красоте колорит. Изысканная по цвету палитра Дуччо содержала в себе оранжево-красные, фиолетовые, синие, желтые, зеленые, бледно-сиреневые тона, тона чайной розы. Присущий ему тонкий линейный ритм проявляется во всех его произведениях, из которых следует выделить два: “Мадонна Ручеллаи” (Уффици) и “Маэста” — алтарный образ для Сиенского собора.

15 апреля 1285 г. община Марии флорентийской церкви Сайта Мария Новелла поручила Дуччо написать большой образ Мадонны для их капеллы. В 16 в. эту картину перенесли в другую часовню этой церкви, в капеллу Ручеллаи, отсюда и название картины. Эта форма алтарного образа с треугольным фронтоном была обычной в итальянской живописи 13 в. Широкая расписанная рама, украшенная полуфигурными изображениями Иисуса, двадцати четырех пророков и доминиканских святых, в том числе мученика Петра и основателя общины, редко встречается среди сохранившихся памятников той эпохи. Почти все пространство картины заполняет облаченная в сине-зеленый плащ бестелесная фигура Мадонны, восседающей на богато украшенном резьбой деревянном троне. На коленях она держит младенца в белом с золотом одеянии. Трон царицы Небесной с благоговением спускают на землю коленопреклоненные ангелы, по три с каждой стороны. Детализированное, пространственное изображение трона подчеркивает правдоподобность сцены.
В образе Дуччо “Мадонна Ручеллаи” не чувствуется той плоскостности, как у Чимабуэ. Узорный легкий трон изображен с иллюзией глубины; правда, он дан в обратной перспективе*. Ангелы переданы в более объемной манере, контуры фигуры мадонны плавны и ритмичны. 3олотые края ее одежды, прихотливо извиваясь, создают изящный линейный орнамент. Однако образ мадонны Дуччо так же отвлеченен и «церковен», как у Чимабуэ, в нем не ощущается той человечности и жизненности, которая чувствуется в “Мадонне” Джотто. Богоматерь Дуччо воспринимается как объект религиозного поклонения, как торжественный образ религиозного культа.

Дуччо из сиены
Мадонна Ручеллаи. Дуччо ди Буонинсенья. 1285 г. Уффици, Флоренция.

Самым знаменитым произведением Дуччо была его “Маэста”, — единственная подписанная работа Дуччо – огромный двусторонний алтарный образ, написанный в 1308—1311 годах, с изображением Мадонны — покровительницы города Сиены — с младенцем и ангелами, которое занимало всю центральную часть лицевой стороны этой иконы. Пределлы и верхнюю часть, а также всю оборотную сторону Дуччо украсил семьюдесятью шестью небольшими сценами из жизни Марии и Христа . Многих из этих частей в настоящее время не существует, некоторые разбросаны по различным музеям, так что только реконструкция может дать представление об этой грандиозной алтарной иконе, которая по окончании ее художником при огромном стечении народа была перенесена из мастерской Дуччо в Сиенский собор. В главном произведении Дуччо ди Буонинсенья – алтарном образе сиенского собора “Маэста” с изображением Богоматери в окружении ангелов и святых на лицевой стороне и “Страстей Христовых” на оборотной стороне (1308–1311, основная часть полиптиха – в Музее собора, Сиена), художник, не порывая с канонами средневекового искусства, стремится к жизненной убедительности бытовых деталей, добивается звучной декоративности цвета, лиричности образной системы.

«Маэста» является двусторонним произведением, лицевая сторона которого посвящена Богородице, а обратная Иисусу Христу. По развитости иконографической программы его можно сравнить с фресковыми циклами, украшавшими стены церквей.

На лицевой стороне основной панели изображена Богоматерь с младенцем, 12 ангелами и 19 святыми.
Мадонна сидит на мраморном троне с инкрустациями в стиле косматеско. На его подножии написано две молитвы: её просят даровать мир городу Сиена и славу нарисовавшему ее художнику Дуччо («MATER SCA DEI /SIS CAUSA SENIS REQUEI/ SIS DUCIO VITA/ ТЕ QUIA PINXIT ITA»). У самого трона с обеих сторон – по два ангела. С левой стороны среди прочих стоят Иоанн Евангелист (изображен как старик с бородой и книгой), апостол Павел со своим мечом, а последняя в ряду — Екатерина Александрийская с пальмовой ветвью. С правой стороны — Иоанн Креститель, апостол Петр (с книгой), последняя — святая Агнесса (держит медальон с агнцем).

В нижнем регистре изображены коленопреклоненными четыре покровителя города: епископ Ансанус, крестивший Сиену в 4-м веке, епископ Савин (с левой стороны), мученик Кресценциус, чьи останки покоятся в соборе с 1058 г., и Виктор, христианский солдат из Сирии, патрон Сиены с 1288. Второй ряд — ангелы, по шесть с каждой стороны. За троном – также ангелы.
В верхнем ярусе над головами святых и ангелов написаны полуфигуры оставшихся 10 апостолов.
Венчающий ряд этой стороны, согласно реконструкции, состоял из эпизодов Богородичного цикла.
Представляется, что алтарь имел завершение по верху в виде вимпергов* и, возможно, пинаклей*. В вимпергах, как считается, располагались еще 6 изображений ангелов, четыре из которых хранятся в Брюсселе, Филадельфии, Ниделандах и Массачучесе.

дуччо
Маэста. Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.

дуччо
Маэста. Деталь. “Рождество” Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.

дуччо
Маэста. Деталь. “Успение Богородицы” Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.

Оборотная часть алтаря посвящена Иисусу Христу. Дуччо обладает умением вести занимательный лирический рассказ, который, в противоположность распространенным в то время запутанным религиозным аллегориям, передан очень наглядно, просто и ясно. Повествуя о жизни и страданиях Христа в многофигурных сценах оборотной стороны иконы, Дуччо пытается вводить в них реалистические и даже жанровые моменты, но не доводит их до конца, подчиняя все декоративному началу. Перспектива, как правило, везде отсутствует.

дуччо
Маэста. Оборотная сторона. Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.

Дуччо из сиены
Маэста. Оборотная сторона. “Распятие” Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.

e11de04a_zpsompiarmf.jpg
Маэста. Оборотная сторона. “Призвание Петра и Андрея” Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.

Дуччо из сиены
Маэста. Оборотная сторона. “Жены-мироносицы у гроба Господня” Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.

К сожалению, подписанным самим Дуччо является только одно произведение — большая «Маэста» из сиенского собора. Однако сегодня практически ни у кого не вызывает сомнений атрибуция еще нескольких работ. Это маленькая «Маэста» (Музей искусства, Берн), «Францисканская Мадонна» (Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» известная как «Мадонна Строганова» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Мадонна с младенцем и шестью ангелами» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа), и небольшой «Триптих № 566» (Национальная галерея, Лондон).

Дуччо из сиены
Францисканская Мадонна. Дуччо ди Буонинсенья 1300 г. Национальная пинакотека, Сиена.

Дуччо из сиены
Маэста Дуччо ди Буонинсенья 1288-300 Музей Искусств, Берн.

дуччо
Триптих. Дуччо ди Буонинсенья 1300-05 гг. Национальная галерея, Лондон.

Кроме названных, практически бесспорных работ Дуччо, сегодня ему приписывают «Полиптих № 47» (Сиена, Пинакотека). Существует еще несколько произведений, которые приписывают либо мастерской Дуччо, либо его совместному с кем-либо творчеству, например, «Мадонна с младенцем.(№ 593)» (Сиена, Пинакотека), которую по мнению экспертов он написал совместно с Мастером Бадиа а Изола*. Большинство сотрудников его мастерской не оставили своих имен.

дуччо
Полиптих. Дуччо ди Буонинсенья 1300-05 гг. Национальная пинакотека, Сиена.

По рисунку Дуччо в 1288 году был выполнен первый в Италии монументальный витраж в круглом окне хора сиенского собора.

Дуччо из сиены
Витраж. Собор, Сиена.

Дуччо оказал огромное влияние на развитие живописных традиций Сиены. К его творчеству неоднократно обращались многие живописцы последующих лет, например братья Лоренцетти, Симоне Мартини и др.

1. * Таволетта (итал.tavoletta di Biccherna, слово происходит от итал. tavola — доска) — деревянные обложки для расходных книг сиенского казначейства. Расписывались лучшими сиенскими художниками.

В 1257 году сиенское казначейство «Биккерна», созданное городскими властями специально для учета доходов и расходов этого города-государства, установило уникальную традицию — заказывать художникам живописные панели для обложек своих гроссбухов, которые выпускались каждые полгода при смене штата казначейства. Столь частая смена штата была придумана, чтобы избежать коррупции. Традиция росписи деревянных обложек продолжалась до XVII века, то есть фактически до конца существования этого казначейства.

таволетта
Амброджио Лоренцетти 1344 г

таволетта
Бенвенуто ди Джованни 1468 г.

(Таволетты – прекрасны, они достойны отдельного поста! Невыразимый восторг! – das_gift)

2. * Мафорий (греч.) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери (Риза Богородицы) одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 года он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. В иконописи изображается, как правило, малиновым, красным.

3. * Попола́ны (от ит. popolo — народ) — торгово-ремесленные слои городов Северной и Центральной Италии в XII—XIV вв., объединявшихся в цехи. В конце XII-начале XIII в. пополаны вели борьбу с нобилями-феодалами, к середине XIII в. установили свою власть в ряде городов: в Болонье (1245), во Флоренции (1250) и др. В этих городах-государствах была установлена выборная власть представителей цехов, а феодалы (конец XIII в.) были лишены политических прав в законодательном порядке «Установлением справедливости» во Флоренции в 1293 г., «Народными уставами» Сиены в 1277 г. К XIV в. произошло резкое расслоение пополанов на «жирный народ» (городская верхушка) и «тощий народ». В XIV в. термин «пополаны» исчез.

4. * Обратная линейная перспектива – вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов

5. * Пределла (от итальянского predella) — в католических, преимущественно средневековых, церквях — продолговатая невысокая надставка над задним краем престола во всю его длину. Обычно она украшается с лицевой стороны живописным или скульптурным изображением какого-либо религиозного сюжета и служит подножием для шкафика, в котором хранятся Священные Дары, для подсвечников и прочих украшений престола, или же составляет фриз, над которым непосредственно возвышается запрестольный образ. С задней стороны в пределле устраивается шкаф, в который убираются священные сосуды и прочие принадлежности богослужения.

6. * Стиль косматеско — декоративный стиль в архитектуре, типичный для средневековой Италии и в особенности Рима. Стиль характерен для скульптуры, а также предметов религиозной обстановки (колонны, надгробия, канделябры, порталы и т. д.) и предполагает широкое использование штучной мозаики. Примечательны полы в стиле косматеско из белого мрамора с инкрустациями в виде геометрических узоров (квадраты, параллелограммы, круги из темного мрамора), окруженных полосами из красного и зелёного порфира.

7. * Вимперг ( нем. Vimperg – ) – высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом.

8. * Пина́кль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum) — заостренный верх крыши) в романской и готической архитектуре — остроконечная декоративная башенка, увенчивающая контрфорс.

9. * Мастер «Бадиа а Изола» (итал. maestro di Badia a Isola, работал в конце XIII — нач. XIV в.) — итальянский художник. Это анонимный художник, авторство которого приписывается картине «Маэста», хранившейся ранее в церкви Сан Сальваторе Аббадиа а Изола в Монтериджони. Первоначально это произведение приписывалось руке молодого Дуччо, однако дальнейшие стилистические изыскания привели к выводу, что оно создано неизвестным сиенским художником.

Источник: das-gift.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.