Древнегреческие архитекторы


Общая характеристика

Архитектура Древней Греции оказала значительное влияние на зодчество более поздних эпох. Ее философия, мировоззренческие основы надолго закрепились в традициях европейской культуры. Древнегреческая архитектура заложила основы европейской, став платформой для многих стилей.

Древнегреческая архитектура тесно связана с философией. В основе как философии, так и искусства того времени лежали представления о красоте и силе человека, его гармонии и единстве с окружающей природной и общественной средой. Архитектура тогда носила ярко выраженный социальный характер, т.к. общественно-политическая жизнь в Древней Греции получила бурное развитие.

Древнегреческая архитектура развивалась активно и многосторонне. В полисах возводились здания самого разного предназначения:

  • Жилые каченные здания;
  • Фортификационные сооружения;
  • Портовые сооружения;
  • Общественные здания.

Древнегреческая архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ


Рисунок 1. Древнегреческая архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Главные особенности древнегреческой архитектуры и основные ордера сложились именно в процессе возведения последнего типа зданий и, в частности, храмов. Храм, построенный по всем правилам ордера, занимал центральное место в городе и с точки зрения значимости для общественной жизни, и с точки зрения архитектурного ансамбля всего города. Ордерный храм вполне можно назвать вершиной в архитектуре Древней Греции, помимо того, он оказал огромное влияние на более поздние стили в мировой архитектуре.

Основным помещением в греческом храме является целла – внутренняя часть, в которой находилась статуя божества, которому тот храм был посвящен. Она находилась на ступенчатом основании (называемом «стереобат») и была окружена по периметру колоннами, поддерживающими балочное перекрытие (антаблемент) и опирающуюся на него двускатную крышу, образующую на узкой стороне треугольник (фронтон).

Древнегреческая архитектура охватывает VIII – I вв. до н.э. и достигает наибольшего расцвета в Классический период (об этом ниже).

Периоды развития

История архитектуры Древней Греции делится на несколько этапов:

  1. Гомеровский период (XI – VIII вв. до н. э.);
  2. Архаика (VIII – VI вв. до н.э.);
  3. Классический период (480 – 330 гг. до н. э.);
  4. Период эллинизма (330 – 180 гг. до н. э.).

Источниками данных об архитектуре Гомеровского периода являются эпос и данные археологии (немногочисленные остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов). Следует отметить скудость археологических данных, которая не позволяет достоверно воссоздать архитектурный облик городов той эпохи.

Описания древних святилищ встречаются в некоторых местах «Одиссеи» и «Илиады». Также там можно найти характеристику жилой постройки. Она была разделена на мужскую и женскую половины и имела специальное помещение для рабов. Основным помещением жилого дома был зал с очагом в центре (мегарон), примыкавший ко двору. В крыше имелось отверстие для выхода дыма. Материалом для построек данного периода служила глина или кирпич-сырец. В IX – VIII вв. до н. э. началось применение деревянных каркасов.

Следующий период – Архаический. Город того времени, как правило, планировался вокруг укрепленного холма (акрополя), на вершине которого находилось святилище и храм. У его подножия размещались жилые кварталы. Центром нижнего города была торговая площадь, называемая агорой, служившая также для политических собраний граждан.

Со временем возникали новые формы общественной жизни, что стало толчком к появлению множества типов общественных зданий. Ведущее место среди них принадлежало храмам, но также к числу общественных зданий относились фонтаны, театры, стадионы. Целые комплексы сооружений отводились для размещения в них палестр и гимназий.


Расцвет древнегреческой архитектуры, как уже упоминалось выше, приходится на Классический период. Развитие ее характерных черт было связано, в основном, с формированием различных типов общественных зданий, главным образом, храмов. Композиция храма формировалась под воздействием жилого дома. Вершиной развития архитектуры Древней Греции стали храмы Афинского акрополя (V – IV вв. до н.э.). В третьей четверти V в. до н.э. были возведены Парфенон, Пропилеи и храм Ники Аптерос.

Парфенон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Парфенон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Пропилеи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Пропилеи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Храм Ники Аптерос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Храм Ники Аптерос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следующий период в развитии древнегреческой архитектуры – период Эллинизма. Для сакральной архитектуры того времени характерно доминирование ионийского ордера (о нем и других ордерах – ниже). В светском же строительстве часто прибегали также к дорическому ордеру. Примером сооружений того периода может служить храм Аполлона в Дидимах.

Храм Аполлона в Дидимах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 5. Храм Аполлона в Дидимах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Архитектурные ордера


Происхождение древнегреческого ордера изучено довольно хорошо. Известно, в частности, что его источником являются деревянные и укрепленные на постаменте столбы, несущие на себе деревянные балки. Форма двускатной крыши каменных храмов восходит к стропильной деревянной конструкции.

В архитектуре Древней Греции существовало четыре основных ордера:

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский;
  • эолийский.

Архитектурные ордера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 6. Архитектурные ордера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В каждом из них существует ясный и строгий порядок сочетания трех основных частей здания: основания (стереобата), несущих опор (колонн) и несомой конструкции (антаблемента).

Дорический ордер возник в начале VII в. до н.э. Для него свойственная колонна со сходящимися под острым углом каннелюрами, стоящая без базы и завершенная простой капителью.

Ионический ордер появился в середине VI в. до н.э. и отличался стройной колонной, которая стояла на базе и завершалась капителью с двумя волютами. Каннелюры разделялись плоской дорожкой.


Коринфский ордер похож на ионический. Отличие состояло в наличии более сложной капители, украшенной растительными узорами.

Эолийский ордер известен по некоторым постройкам, принадлежащим к VII в. до н.э. Для него характерна более гладкая колонна, стоящая на базе и завершенная капитель, волюты которой воспроизводят растительные мотивы.

Источник: spravochnick.ru

Принцип строительства городов или греческая мифология и её отражение в архитектуре

Архитектурный облик Древней Эллады отражает мифы народа, жившего на её территории. В мифологии Древней Греции боги обитали на горе Олимп. А у подножия жили обычные люди. По такому же принципу строились города (полисы).

Архитектура Древней Греции: коротко о главном
Храм Геры в Олимпии. Сегодня здесь хранится Олимпийский огонь

Где и как жили простые смертные?

Вокруг природного или насыпного холма строили нижний город. Ремесленники одной профессии жили компактно в кварталах. В центре всегда была торговая площадь, где они решали хозяйственные и административные вопросы, собираясь вместе. Место это называлось агора.


Вокруг агоры строили общественные здания для совета общины (булевтерии) подобно современной мэрии.  Для торжественных мероприятий строили пританеи. Всякого рода развлекательные клубы (лесхи), театры, стадионы, парки располагались здесь же.

Гимназии и спортивные школы (палестры) имели большие комплексы находились неподалёку.

Где и как отдыхали боги?

На холме, окружённом городом, возводили храм для бога-покровителя. Как правило холмы имели и защитную функцию: их хорошо укрепляли на случай войны. Назывались такие холмы — акрополи.

Греческая архитектура: Храм Афайи, о. Эгина
Храм Афайи на острове Эгина в Сароническом заливе

Самыми могущественными городами-государствами в тот период являлись Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Они как сотрудничали, так и воевали между собой.

Архитектура архаики: греческая ордерная система

К этому периоду относят VIII – VI вв до н.э.. Это времена, когда

  • впервые провели олимпийские игры,
  • Гомер написал «Иллиаду» и «Одиссею»,
  • греки захватили Сицилию, южную Италию и Фракию.

Достижениями греческого зодчества архаического периода считается  создание и последовательное применение ордерных принципов. Ордер — это стоечно-балочная система, состоящая из

  • вертикальных колонн и пилястр и
  • горизонтальных перекрытий (антаблемент).

Слово это произошло НЕ от «ордена», а от латинского ORDO — строй, порядок. Возник этот принцип, как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер и его брутальность

В начале периода архаики использовался дорический ордер. Название своё получил от живших на северных территориях греческой метрополии дорийских племён.

Храмы тяжеловесны и приземисты, колонны, простые, мощные, немного утолщенные (Мужественные). Верхняя часть колонны – капитель – образуется двумя каменными плитами (нижняя круглая, верхняя квадратная). Вертикальные желобки вдоль создают устремленность вверх.

Греческая архитектура: Дорический ордер
Древнегреческий храм Геры II в Паестуме (Кампанья, Италия) ошибочно называемый храмом Нептуна или Посейдона. Дорический ордер. Реконструкция

По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники  — фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые.

Несущие конструкции храмов (колонны и архитравы) не раскрашивались.

Это подтверждают раскопки

  • храма Геры в Олимпии,
  • храма Афайи (Афеи) на острове Эгина в Сароническом заливе и другие.

Ионический ордер: храм богини Артемиды

Ионический ордер характеризуется легкостью в пропорциях, декоративностью и изяществом. Он сформировался под влиянием культуры Востока в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции. Начали использовать его в конце архаического периода наряду с дорическим.

Наиболее известен храм Артемиды, всегда юной богини охоты и женского целомудрия, дающей счастье в семейной жизни (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе, выстроенный в конце VI в. до н.э. — одно из 7 античных чудес. В настоящее время — это город Сельчук на юге турецкой провинции Измир.


архитектура Древней Греции: храм Артемиды в Эфесе
Руины храма Артемиды в Эфесе и модель-реконструкция в парке Миниатюрк (Турция)

Большое внимание уделялось ландшафтному дизайну вокруг храма. В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей.

Классический период: архитектура Древних Афин

Классический период относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы

  • Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и
  • великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи.

Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является Афинский акрополь (фото кликабельно).

Архитектура Древней Греции: Афины
Афинский Акрополь

Как богиня Афина стала владычицей Аттики


Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.

Расцвет греческой архитектуры начался в 5 в до н.э. и неразрывно связан с именем знаменитого государственного деятеля  Перикла. Во время его правления были начаты грандиозное строительство в Афинах, а именно на укрепленном холме Акрополе.

Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении  был поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь. В центре высилась бронзовая статуя покровительницы города — богини мудрости Афины.

Архитектрура Древней Греции: коротко о главном. Афинский Акрополь
Реконструкции афинского Акрополя (фото увеличивается) Ссылка

Далее виднелся своеобразный и сложный храм Эрехтейон. Его отличает выступающий портик, где перекрытия поддерживают мраморные изваяния в виде женских фигур — кариатиды.

Главное сооружение Акрополя – храм, посвященный Афине – Парфенон. Он так же является отличным примером дорического стиля.  Сохранились имена его создателей – Иктин и Калликрат. В храме стояла колоссальная статуя Афины, созданная Фидием.

Хоромы богини Афины

В 447 году до н. э. началась работа над Парфеноном, чтобы заменить старый храм, разрушенный персами в 480 до р.Х.. Парфенон, который мы видим сегодня, начался именно по приказу Перикла.

Дело поручили архитекторам Иктинуи Калликарту. Отделкой занимался Фидий. Их задачей было своим талантом воскресить силу, величие и могущество общеэллинской державы.

Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным.

Он признан величайшим достижением зодчих всех времён. Имеет более стройные и изящные пропорции, чем храм Зевса в Олимпии, но высотой не уступает ему.

Архитектура Древней ГРеции кратко: Древнегреческий Парфенон
Парфенон в Афинах: вид сегодня и реконструкция
  • Строгие спокойные формы,
  • золотая пропорция,
  • сверкающий на солнце белый мрамор колонн,
  • яркие краски —

всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение.

На входе в акрополь располагались Пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи — это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.

Шик храма богини победы Ники

Обратите внимание на маленький  Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности  к юго-западу от входа. Он был построен в ок. 420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке.

Ионический ордер проник на территорию  Греции из области Ионийской Малой Азии. Колонны более нарядные и утонченные. Средняя часть капители напоминает закрученную латинскую букву I , разрезанную пополам – волютами.

Древнегреческая архитектура: Реконструкция храма Ники
Реконструкция Акрополя. Храм Ники справа.

Ряды колонн перед каждой из его узких сторон украшают рельефные фризы на верхней части стен.  На них изображены боги (с восточной стороны) и сцены из битв.

С точки зрения его скульптурной композиции храм Ники был шикарный. Маленькое здание было украшено больше, чем любой ионический храм в истории греческой архитектуры.

Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы. Фронтоны —  сцены битвы.

На момент строительства это было необычно: фронтоны классических ионических зданий обычно не украшались.

фриз храма Ники
Реконструкция фриза храма Ники (фото увеличивается).
Древнегреческая архитектура: Фриз храма Ники
Ссылка

Кариатиды Эрехтейона

Другой пример, где встречается ионический ордер  — это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Греческий стиль — это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях.

Говорят, что в этой части Акрополя были некоторые очень древние святилища. Одним из предназначений нового здания было объять их. Здесь хранились дары, приносимые в жертву богам.

На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крыша поддержана шестью статуями девиц — Кариатидами. На внешней стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн на стороне восточного фасада.

Архитектура Древней Греции кратко Храм Эрехтейон
Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона)

Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства

  • светских зданий,
  • торговых комплексов и
  • зрелищных арен.

Стадионы находились в естественных долинах.  Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).

Легенда о возникновении Коринфского ордера

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер. Его отличие — более насыщенный декор (разновидность ионического ордера). По легенде, его прообразом стала корзина, обвитая листьями буйно растущего кустарника. Архитектор увидел её на могиле девушки.

Коринфский ордер называют «девичьим» или «юношеским»,
дорический — «мужественным» или «мужским»,
а ионический — «женственным» или «женским».

Архитектура Древней Греции кратко : Олимпийский храм Зевса
Коринфский ордер храма Зевса в Олимпии

В конце классического периода к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский.

Эллинизм: чудеса и открытия

Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдодиптерой — двойной колоннадой, внутренний ряд которой скрыт наполовину в стене. Автором этого открытия был Гермоген. Римляне переняли эту формулу и широко использовали в своей архитектуре.

Как греки обогатили Египет

Эллинизм знаменит ещё возведением круглых зданий. Сохранилось несколько построек такого типа в Эретрии, Олимпии, на острове Самофракия.

Но самым грандиозным считается стометровый Александрийский морской маяк (о. Форос).

Александр Македонский во время своих походов основал 17 одноименных городов. Но лишь один дожил до наших дней — Александрия в Египте. После смерти Александра город перешёл под власть фараона Птолемея.

Он и распорядился построить маяк, вошедший в список «7 чудес«. Целью его сооружения было облегчить путь мореплавателям в плохую погоду и ночное время.

Как Колосс Родосский пал дважды

Ещё одно «чудо» из списка было построено Харесом в виде гигантской скульптуры бога Гелиоса — Колосса Родосского. Простоял он около 50 лет на Родосе и был разрушен землетрясением.

Римский император Нерон стремился увековечить себя копией Колосса. Но и тот пал, а его имя с итальянским произношением «Колизей» перешло амфитеатру.

Древнегреческий стиль: угасание

Архитектура эллинизма стремиться к большей пышности:

  • колонны становятся еще более стройные,
  • канавки более углублённые,
  • коринфские капители более украшенными растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Храмам стали уделять мало внимания. Богов забывали: строили в основном

  • общественные сооружения,
  • дворцы,
  • библиотеки,
  • амфитеатры,
  • обносили площади колоннадами.

Усилилось влияние других стилей, появилась эклектика.

Архитектура Древней Греции: кратко

  • Принцип градостроительства: боги — наверху, смертные — внизу.
  • 3 периода развития архитектуры:
    • архаический (VIII – VI вв до н.э.),
    • классический (V век до н.э.),
    • эллинический (IV – I века до н.э.).
  • 3 ордера:
    • дорический,
    • ионический,
    • коринфский.

В архаике — дорический и ионический.
В классике добавился коринфский.
Эллинизм — все три.

Оцените статью, пожалуйста. Выскажите своё мнение в комментарии, нам интересно знать, что Вы думаете. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопку социальных сетей.

Источник: arhi1.ru

Минойская архитектура

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Минойская архитектура

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.

Циклопическая кладка в южных стенах Микен
Циклопическая кладка в южных стенах Микен

Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.

Сокровищница Атрея
Сокровищница Атрея

Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Ионический ордер

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.

Храм Аполлона в Дельфах
Храм Аполлона в Дельфах

Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.

Парфенон
Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.

храм Зевса Олимпийского
храм Зевса Олимпийского

Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – храм Зевса Олимпийского в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  •  толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.

Театр в Эпидавре
Театр в Эпидавре

Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Источник: GreeceMagazine.ru

Министерство образования и науки Украины.

Днепродзержинский Економический Коледж

Днепродзержинского Государсвеного Технического Университета

Доклад

На тему: «Культура первобытного общества»

Выполнил:

Студент гр. КТОЕ 09 1/9

Самосеенко Александр

Проверила:

Камальдинова Л.Э.

Г. Днепродзержинск

Г.

Древнегреческая архитектура

 Наследие древнегреческой

 архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и

 связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого

 воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах:

 простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности

 общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и

 скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и

 конструктивно-тектонических элементов сооружений.

 Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их

 конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция —

 каменные блоки, из которых выкладывались стены.

Древнегреческие архитекторы

 Антаблемент

Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали

 декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку

 архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей

 степени совершенства и отточенности. Эти сооружения

 можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для

 мастера не было ничего второстепенного.

     Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека,

 находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей

 природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое

 развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный

 социальный характер.

     Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники

 древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

     Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в

 архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих

 (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре

 это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие — антаблемент.

     Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей;

 базы, ствола и капители.

Древнегреческие архитекторы
Капитель

 

     Древнегреческие архитекторы

Дорический стиль

Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные

 особенности этого ордера — строгость и простота. 

 Древнегреческие архитекторы

Ионический стиль

 

 

Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные

 черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность

 форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей

 древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский.

Древнегреческие архитекторы

Коринфский стиль

 

 Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как

 вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

     В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах.

 Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с

 древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен

 храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник,

 окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен

 треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому

 был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные

 стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.

     Самым

 простым и самым ранним типом храма был дистиль,

 или «храм в антах».

Древнегреческие архитекторы

 Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

     Второй, также относительно простой тип храма — простиль.

Древнегреческие архитекторы

Храм Простиль

Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Древнегреческие архитекторы

Амфипростиль

 Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Древнегреческие архитекторы      

Периптер

 Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и

 заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой

 2π + 1, где π — количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Гредии еще один вид храма — круглый периптер, где святилище — целла — имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

     Греки применяли в своих сооружениях, в том числе и в храмах, балочные перекрытия.

 Расстояния между опорами были невелики и не превышали 10 м. Ордерная система

 греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Ордера применялись не

 только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий,

 в интерьерах.

     Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в

 ансамблях.

     Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими

 продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом.

 Афинский акрополь («верхний город») — природная скала удлиненной формы с

 плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу

 ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала

 древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие

 архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.

     Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. "Жемчужиной" акрополя является храм Парфенон,

 центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17 колонн с высотой

 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное

 применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтому Парфенон является

 одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза

 искусств.

     Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили

 сценическую площадку для выступлений хора — «орхестру», а актеры находились на

 эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

     Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей — женская

 часть дома. Основное помещение — андрон — предназначалось для пиров и трапез.

     В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство.

 Строятся новые города и многочисленные торговые центры, строительство

 проводится в больших масштабах и быстрыми темпами. Появляется необходимость выработать технические приемы и теоретические основы для возведения бесчисленных зданий различного назначения. Они обобщаются в архитектурных трактатах, авторы которых на основе изначальных принципов древнегреческого искусства стремятся

 разработать пути рационального строительства и в архитектурно-планировочном, и

 в техническом отношениях. В это время разрабатывается принципиальная схема

 планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие

 кварталы. В центре города располагались общественные сооружения — народное

 собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание),

 гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер

 рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По

 контуру города опоясывались оборонительными стенами.

     Композиция общественных сооружений, многообразных по функциям, также очень различна. Но существует общий пространственный прием, которому отдавалось предпочтение, — использование темы перистильного двора, который в различных комбинациях сохраняет значение композиционного центра здания.

Древнегреческие архитекторы

 Акрополь

 — (греч. akropolis, от akros

 – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Наиболее знаменит Акрополь в Афинах.

     Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот

 ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.). АКРОПОЛЬ в

 Афинах, укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города,

 знаменит своими культовыми постройками классического периода.

 История создания Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

     В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Пропилеи и храм Ники Аптерос

     Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом

 находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа

 от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

 Эрехтейон После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон

 (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за

 обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с

 накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с

 запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон. Парфенон Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн 10,5 м; 447 освящен

 в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

     В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини

 и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные

 группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события ее рождение и

 спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

     Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.

     К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена. Ансамбль Акрополя Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый

 культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу

 Афин как “школы Эллады” и самого прекрасного города. Продуманная композиция

 всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных

 ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок,

 тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения

 Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых

 выдающихся памятников мирового искусства.

 Акрополь в последующие эпохи В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери,

 статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все

 сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.

     После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями. Литература: Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961. Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.

 Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.

 Древнегреческий город Архитектура жилищ Структура и композиции греческого театра. Архитектура Древней Греции тесно связана с философией ибо в ее основе. Древнегреческая архитектура классического периода Афинский акрополь. Создание древнегреческих садовых устройств общественного характера. Что стало высшим достижением древнегреческого градостроительства. Архитектура греческих храмов типы и планировка ордерные системы. На какой горе располагалась резиденция древнегреческих Богов. Древнегреческие архитектурные и скульптурные произведения. Какие элементы архитектуры относятся к самым древним. Выдающиеся памятники древнегреческой архитектуры. Архитектурное устройство древнегреческого театра. Главные особенности древнегреческой архитектуры. Древнегреческое святилище давшее имя состязанию. Ордерная системы в древнегреческой архитектуре. Причины появления круглых в плане типов храмов.

 

Сайт http://refak.ru/referat/1560/

Источник: studopedia.ru

Различие ордеров не связанно с тем, что грекам нужно было разнообразие(хотя …). Так получилось из-за традиций, культурных влияний, но основным фактором сыграл материал. На западе Греции древесина строевых пород(кедр, осина), позволяющая делать прочные конструкции из толстых стволов. Отсюда вытекают все крупномасштабные элементы дорического ордера. Восточные районы не могли похвастать древесиной для строительства. Поэтому для постройки приходилось связывать брусья, чтобы получать необходимое сечение. В следствии чего ионический ордер более «хрупкий». Что удивительно, два стиля развивались параллельно, а в 5 веке до н.э. пытались соединить оба стиля и получить общий, но не прижилось.

Древнегреческие храмы знакомы нам именно в камне, но начинались, как уже было сказано, в дереве и кирпиче-сырце. Колонны и перекрытия делались из дерева. Целла(святилище) выкладывалась из кирпича-сырца. Время шло и камень, из-за своей прочности, вытеснил все остальные материалы. И уже на камне стали вырезать традиционные детали.


Храмы.

Перейдем к основному, к храмам. Ордера в них использовались разнообразно. Сами храмы также делятся на несколько типов.

Первый храм, антовый, самый простой. Состоит из целлы(пронаос, наос) с одним центральным проемом, который находится в углублении. Углубление ограничивают с боков продолжение боковых стен целлы, это и есть анты, между антами стоят две колонны. Проще не придумать. Такой тип получил название дистиль, из-за наличия двух колонн. Еще называют как храм в антах.

Второй тип отличается лишь наличием 4 колонн выдвинутых вперед, а анты расположены за боковыми колоннами. Это простиль.

Амфипростиль третий вид храмов, самый часто встречающийся. Тот же простиль, но с обоих фасадов. Примером служит храм Ники Аптерос.

Следующий, периптер, где целла окружена колоннами со всех четырех сторон. На переднем и заднем фасадах по 6 колонн, а наличие боковых определяется по формуле 2n+1, где n количество углерода колонн на фасаде. Примером будет Парфенон, построенный из пентелийского мрамора. 8 колонн на фасадах, 17 по бокам, учитываем боковые. Сейчас он в довольно печальном состоянии. Целла храма имела три части вместо двух, пронаос, наос, опистодом. Опистодом отделен от наоса сплошной стеной. Вход в него только один, через задний(западный) фасад. Там хранились всякие реликвии. Периптер характерен для дорической архитектуры, в ионической был диптер, который имел на фасадах по 2 ряда колонн.
 Позже в 4 веке до н.э. появился круглый периптер с цилиндрической целлой и колоннами вокруг.
 Греки любили колонны и заполняли ими интерьер храмов не меньше чем экстерьер. Но здесь все логично, они использовали всю туже стоечно-балочную систему, зачем придумывать что-то иное.

Источник: pikabu.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.