Дом рафаэля в урбино


Урбино (Urbino) — небольшой итальянский город на востоке страны, один из важнейших исторических и культурных центров. Несмотря на свои небольшие размеры, он остается невероятно красивым и живописным городом. Родина великого Рафаэля, в прошлом законодатель культуры, образования и политики, Урбино ежегодно привлекает миллионы туристов со всего мира.

Что посмотреть в Урбино самостоятельно?

Красивые места и главные достопримечательности: фото с описаниями на русском языке.

Палаццо Дукале (Palazzo Ducale)

Герцогский дворец начали возводить в середине XV столетия. Этот процесс затянулся на несколько десятков лет. Прежде на этом месте стоял более старинный небольшой замок. Строили его по заказу правителя Урбино герцога Федериго III да Монтефельно. Он привлек к строительству талантливых флорентийских архитекторов и скульпторов.

Первый проект дворца разработал зодчий Мазо ди Бартоломео. Над фасадом, уютным двориком и величественной лестницей трудился Лучано Лаурана, находившийся под влиянием творчества знаменитого Брунеллески.


Дворец возведен в стиле ренессанс входит в списки ЮНЕСКО как объект всемирного культурного наследия. Он до начала XVI века оставался незавершенным в связи со смертью герцога.

До реставрации в 1985 года был правительственным зданием, в котором находились муниципальные органы управления, архивы и офисы. После окончания ремонта здесь открылась Национальная галерея Марке, в которой хранится уникальна коллекция произведений времен Ренессанса. В музее находится знаменитая работа Рафаэля «Немая», также представлены работы Джованни Беллини, Тициана, Пьеро делла Франческо и других. Интересные экспозиции размещены в подвальных помещениях палаццо.

  • Адрес: Piazza Rinascimento, 13, Урбино, Италия.
  • Время работы: с 10.00 до 18.00.
  • Стоимость посещения: 6,5 евро.

1-Палаццо-Дукале

Ораторий Сан — Джованни — Батиста (Oratorio di San Giovanni Battista)

Ораторий Сан — Джованни — Батиста одна из старейших церквей региона Марке. Время ее постройки относится к середине XIV столетия. С конца этого же века ею владело братство Сан — Джованни — Батиста. Использовалось в качестве приюта для паломников, монахи занимались лечением больных. Неприметное снаружи здание скрывает в себе захватывающее дух великолепие готических фресок.


Их выполнили в начале XV столетия местные мастера Лоренцо и Джакопо Салимбени. Яркие краски прекрасных росписей не утратили до сих пор своей свежести.

Картины отличаются своими большими размерами и многоплановостью. На них изображены сцены из жития Иоанна Крестителя, Мадонны. Большую реалистичность каноническим изображениям придают бытовые сценки.

В 2014 году была проведена реставрация. Для удобства посетителей, изучающих в деталях изображения на фресках, в середине зала установлены ряды стульев. Здесь продаются буклеты с разъяснениями символики изображений.

  • Адрес: Via Federico Barocci 31, 61029 Урбино, Италия.
  • Время работы: понедельник — суббота — с 10.00 до 13.00, с 15.00 до 18.00. Воскресенье с 10.00 до 13.00.
  • Стоимость посещения: 3,5 евро.
  • Время работы: с 10.00 до 17:30, перерыв на обед 1 час.

2-Oratorio-di-San-Giovanni-Battista

Кафедральный Собор Урбино (Duomo di Urbino)

Кафедральный Собор возведен в середине XI столетия и посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Инициатором его строительства был епископ Беато Майнардо. Как и многие старинные постройки, собор неоднократно перестраивался и реконструировался. Одна из значительных перестроек была в XV столетии.


После сильного землетрясения, от которого Дуомо значительно пострадал, в XVIII веке в результате реконструкции был придан современный вид в неоклассическом стиле. Имеет трехнефное устройство.

Фасад увенчан треугольным фронтоном, опирающимся на пилястры. На фронтоне установлены пять скульптур: Милосердие, Вера, Надежда, Святой Иоанн Златоуст, и Св. Августин. К входному порталу ведет широкая, во весь фасад, лестница, украшенная статуями Блаженного Сан-Майнардо и Святого Кресценция, которого в городе почитают как покровителя и заступника.

Внутренне убранство отличается лаконичностью и элегантностью линий. Сдвоенные мраморные колонны разделяют нефы. Стены украшены прекрасными фресками знаменитых художников на евангелистские мотивы.

  • Адрес: Piazza Duca Federici, 61029 Urbino, Италия.
  • Время работы: собор — с 7.30 до 13.00 и с 14.00 до 19.00. Музей — 9.30 до 18.00.
  • Стоимость посещения: собор — бесплатно, музей — 3,5 евро.

3-Duomo-di-Urbino

Капелла Святого Джузеппе (Oratorio di San Giuseppe)

Капеллу Святого Иосифа возвели в XVI столетии. Инициатором строительства выступило одноименное монашеское братство. Основным его предназначением являлся уход за больными и членами их семей. Финансирование строительства было осуществлено семейством Альбани. Одним из выдающихся его представителей был римский папа Климент XI.


Две объединенные часовни образуют единое здание Оратории. Более крупную часовню подвергли реконструкции в XVII столетии. Вторая же осталась в своем первозданном виде.

Внутренне убранство капеллы отличается великолепными фресками, на которых изображены сцены жития святого Иосифа, рождества Христова, исхода в Египет.

В оратории хранится знаменитый вертеп, созданный в XVI столетии, ваятелем из региона Марке Федерико Брандини. В украшении капеллы есть также элементы, доставленные из Рима — это две порфировые колонны в алтаре взятые из Пантеона, из базилики Сан-Джованни-ин-Латерано привезли статую святого.

  • Адрес: Via Federico Barocci 42, 61029 Урбино, Италия

4-Oratorio-di-San-Giuseppe

Церковь Святого Франциска (Chiesa e Convento di San Francesco)

Церковь Святого Франциска датируется XIV столетием. Выполнена в строгом готическом стиле. Современный внешний вид она приобрела после реставрации в XVIII веке. С течением времени от первоначального здания остались только колокольня и характерный портал.

Внешний облик церкви суровый, без каких-либо украшений. Единственное из них — арочный портал из четырех арок, опирающихся на колонны. Имеет три нефа, разделенные между собой сдвоенными квадратными колоннами.


Внутреннее убранство также лаконично и выдержано в светлых тонах. Прекрасные фрески на стенах сделаны неизвестным местным художником, сделанные в XV веке.

Церковь является своеобразным местным пантеоном. Здесь захоронены родители художника Рафаэля. Из знаменитых людей здесь также захоронены художники Вити и Бароччи, некоторые члены семейства Монтефельтро и другие знаменитые жители Урбино.

  • Адрес: Via Raffaello, 61029 Урбино, Итали

5-Chiesa-e-Convento-di-San-Francesco

Церковь Святого Доменика (Chiesa di San Domenico)

Церковь Святого Доменика возведена и освящена в середине XIV столетия. Изначально была посвящена святому Доменику и принадлежала одноименному монашескому ордену.

За многие века своей истории церковь претерпела много изменений. Но самая радикальная перестройка была проведена в XVIII веке. В результате нее в центре купола появилось круглое отверстие. Его украсили каймой с растительным орнаментом.

Фасад здания отличает наличие протира, выполненного из известняка, что придает церкви ренессансный стиль. Люнет над ним украшает терракотовыми фигурами Богоматери с Младенцем в окружении святых, расположенных на лазоревом фоне.


Храм имеет единственный неф. В результате реконструкции внутренне убранство утратило большинство своих декоративных настенных украшений. Возле алтаря расположены прекрасные картины Франческо Ванни с ангелами. В самом алтаре, созданном Джовани Конка, изображена Богоматерь с Младенцем, святой Доминик, святые Роза Лимская и Екатерина Сиенская.

Храм не является действующим. Осмотреть его можно только во время мероприятий, которые регулярно проводятся в нем.

  • Адрес: Piazza Rinascimento, s/n, Урбино, Италия

6-Chiesa-di-San-Domenico

Пещеры Дуомо (Grotte del Duomo)

Ораторий в Урбино, имеющий несколько названий: Ораторий делла Гротта, ораторий дель Сантисимо Кросифико делла Гротта.

Он находится в пещерном помещении под Кафедральным собором в Урбино. В его состав входит четыре небольшие часовни. Время строительства относится к XVI — XIX векам.

Изначально эти помещения, находящиеся ниже Дуомо, использовались как подсобные для магазинов. В начале XVI века герцог Джиобальдо да Монтефельно передал в качестве пожертвования два помещения в монашеское братство отца Джироламо Рекальчи. Так было основано Братство Святого распятия.

Часовни Оратория Дуомо:

  1. часовня Рождества, находится первой на пути посетителей. Свод расписан фресками начала XVIIIвека, с 1682 года хранится картина с изображением Рождества Христова;

  2. капелла Воскресенья хранит скульптуру Пьета, предположительно, автор Джованни Бандинини, росписи с изображением Благовещения Богородицы и Триумфа Креста;
  3. часовня Распятия — в ней находится чудотворное Распятие, гробница последнего герцога Урбано;
  4. капелла Гроба Господня: датируется началом XVII столетия, здесь находится скульптурная группа, относящаяся к XV веку, представляющая снятие с креста Мертвого Иисуса.
  • Адрес: Piazza Duca Federico 5, Урбино, Италия

7-Grotte-del-Duomo

Родительский дом Рафаэля (Casa Natale di Raffaello)

В этом доме в 1483 году родился великий художник Рафаэль Санти. Его отец Джезеппе Санти тоже был художником на службе у герцога. В этом доме художник провел свое детство, пока его не отправили на обучение в Перуджу к художнику Пьетро Перуджино. У него он проучился 4 года, здесь приобрел свой стиль и почерк.

Время постройки дома датируется началом XIV века. Семье Санти принадлежал с 1460 года. В 1637 году его купил архитектор из Маршей Маурицио Одди. Затем в 1837 году в нем создали Академию Рафаэля.

В настоящее время здесь действует музей. В интерьере собрана старинная мебель, стены и потолки украшены фресками. Исполнение некоторых работ приписывают отцу Рафаэля — Джованни Санти. На стене дома расположена мемориальная доска с указанием о том, что здесь проживал великий Рафаэль.

Особое внимание обращают на себя Мадонна делла Сегдиаолла, Видение Иезекииля, Мадонна Дом Санта, Мадонна с Младенцем.

  • Адрес via Raffaello, 57, 61029 Урбино, Италия.
  • Время работы с 9.00 до 14.00.
  • Стоимость посещения: 5 евро.

8-Casa-Natale-di-Raffaello

Крепость Альборнос (Fortezza Albornoz)

Крепость Альборнос является хорошо укрепленным зданием, превращенным в крепость. Занимает стратегическое положение в городе. Была построена по распоряжению кардинала Англико Гримоард в промежутке между 1367 и 1371 годами.

Свое имя получила в честь кардинала ЭджидиоАльвареса Карилло де Альборноса. Он в начале XV столетия произвел реконструкцию и расширение крепости. Еще раз крупные работы по реконструкции были проведены в XVI веке.

В 1673 году дворец подарили отцам кармелитианских скальсов, которые основали здесь свою резиденцию и сделали официальным местом жительства. К концу XVII столетия крепость вновь стали использовать как венный объект. Реконструкцией занимался архитектор Винченцо Нини.

В настоящее время является сооружением из кирпича прямоугольной формы в окружении земляных валов. В углах стен стоят две башни. Благодаря своему выгодному расположению на возвышенности, служит хорошей смотровой площадкой, с которой можно полюбоваться окрестностями Урбино и горами на горизонте.

  • Адрес: Viale Bruno Buozzi / Parco della Resistenza, 61029 Урбино, Италия.

9-Fortezza-Albornoz

Церковь Святого Бернардина (Chiesa di San Bernardino) и Мавзолей герцогов (Mausoleo dei Duchi)

Церковь святого Бернардина возведена во второй половине XV столетия. Принадлежала монашескому ордену францисканцев. Место для ее строительства монахи выбрали на возвышенности Доната за границами городских укреплений. Вплотную к ренессансному храму стоит монастырь того же ордена.

Считается, что зодчим храма был Браманте. Но существует суждение, что построить его мог и архитектор из Сиены Франческо ди Джорджио Мартини, который возводил герцогский замок. Стройка была начата по заказу герцога Федериго да Монтефельтро. Он хотел обустроить в церкви семейный мавзолей.

Храм выполнен в плане в виде римского креста и имеет один неф. Боковые пределы заканчиваются полукруглыми апсидами. В середине XVI века к церкви была пристроена колокольня.

В церкви по обеим сторонам от входного портала расположены каменные саркофаги герцогов Федериго и Гвидобальдо да Монтефельтро. До французского нашествия здесь хранились прекрасная картина «Мадонна с Младенцем, святыми, ангелами и герцогом Федериго да Монтефельтро». В настоящее время она хранится в экспозиции Галереи Брера в Милане.

  • Адрес: Zona Cesane, Colle Di San Donato, 61029 Урбино, Италия.

10-Церковь-Святого-Бернардина

Монастырь святой Клары (Monastero di Santa Chiara)

Монастырь Святой Клары был построен по повелению герцога Федериго II в середине XV сиенским зодчим Франческо ди Джорджио Мартини, который построил палаццо Дукале и еще большое количество зданий в Урбино.

За время своего существования он неоднократно подвергался перестройкам и реконструкциям. После смерти в великого правителя Урбино, его дочь Элизабетта провела перестройку в монастыре. Первоначально он был построен круглой формы. Во время реконструкции вокруг него была возведена квадратная стена.

После смерти мужа Роберто Малатесты в 1482 году, вдовствующая Элизабетта решила удалиться в него и жить там как монахиня. В начале XVI столетия здесь планировали устроить фамильную герцогскую усыпальницу. В начале XX столетия после очередной перестройки здание было отдано под городскую больницу.

Является архитектурным памятником эпохи Возрождения, наряду с палаццо Дуомо. В настоящее время здесь располагается Институт художеств.

  • Адрес: Via Santa Chiara, 36, 61029 Урбино, Италия.

11-Монастырь-святой-Клары

Памятник Рафаэлю (Monumento a Raffaello)

Памятник Рафаэлю установлен благодарными жителями города Урбино на рубеже XIX и XX столетий. Его автором является скульптор Луиджи Белли. Вокруг памятника установлены еще несколько памятников знаменитым землякам: отцу великого Рафаэля Джованни Санти, художнику Браманте.

Изначально памятник был установлен на площади «Duca Federico», но впоследствии был перемещен на Пьяццале Рома. От Дома-музея художника к нему можно пройти верх по улице Раффаэлло. С площадки открывается великолепный вид с трех сторон на окрестности города.

Бронзовая скульптура гениального художника установлена на высоком пьедестале. У ног скульптуры расположены статуи и барельефы, изображающие различные аллегории.

  • Адрес: Piazzale Roma, 61029 Урбино, Италия.

12-Памятник-Рафаэлю

Национальная галерея Марке (Galleria Nazionale delle Marche)

Национальная галерея Марке сформировалась в Герцогском Дворце в 1912 году. Долгие годы семейство герцогов да Монтефельтро, а впоследствии и наследовавший им род делла Ровере, собирали выдающиеся произведения искусств эпохи Возрождения.

После угасания обоих родов и присоединения в 1631 году города Урбино к папской области, из Палаццо Дукале было вывезено большое количество уникальных картин, гобеленов, фарфора, книг из библиотеки. Изымались даже элементы декора. И все же, дворец не утратил своей привлекательности.

В результате масштабной реставрации в 1985 году были восстановлены первоначальные интерьеры нескольких помещений. Особый интерес представляет кабинет герцога, украшенный инкрустацией из дерева.

Экспозиция галереи находится на первых двух этажах и размещена в 80 залах. Здесь представлены работы самого великого Рафаэля и его отца, картины Пьеро дела Франчески. Кабинет герцога украшают портреты знаменитостей эпохи Ренессанса кисти Юстаса Гентского, несколько картигн которого хранятся в Лувре.

Наибольшей ценностью галереи являются картины Тициана «Тайная вечеря» и «Воскресение» и Рафаэля «Немая».

  • Адрес: Piazza Rinascimento 13, Palazzo Ducale, 61029, Урбино, Италия
  • Время работы: воскресенье-понедельник с 9.00 до 14.00, вторник -суббота с 9.00 до 19.00.
  • Стоимость посещения — 6,5 евро.

13-Национальная-галерея-Марке

Рампа Эликоидале (Rampa Elicoidale)

Лестница Эликоидале была построена по приказу правителя Урбино герцога Федериго III да Монтефельно в середине XV столетия. Внешне выглядит как башня в которой могут проехать экипажи. Выполнена по проекту зодчего Франческо ди Джорджо Мартини.

Герцог владел огромной конюшней, в ней, по некоторым данным, насчитывалось до 300 лошадей. Располагались она за пределами замка. Переход от конюшен и башня со спиралевидной широкой лестницей объединялись в единый ансамбль с Палаццо.

Рампа Эликоидале предназначалась для того, чтобы всадники, пешеходы, торговцы с товаром могли подняться с низины от площади Меркатале в центр города, расположенный на одном из холмов. Возведение такого необычного архитектурного сооружения для средневековья, говорит о мудрости и предусмотрительности герцога.

Во времена упадка Урбино конюшни герцога разрушились. На их месте даже возделывался огород. В середине XX под руководством архитектора Джанкарло де Карло Герцогские конюшни и Рампа были восстановлены. А для тех, кому сложно подниматься в гору пешком, рядом с Рампой установлен лифт, который за невеликие деньги быстро доставит в центр Урбино.

  • Адрес: Piazzale Mercatale, Урбино, Италия

14-Rampa-Elicoidale

Театр Санти (Teatro Sanzio)

Театр Санти построили в середине XIX столетия над винтовой лестницей (Rampa Elicoidale), ведущей из низины от графских конюшен с площади Mercatale. Возведение театра продолжалось восемь лет. Разработал проект и руководил постройкой архитектор Винченцо Гинелли.

В день открытия в театре давали оперы Верди «Риголетто» и «Трубадур», для участи в которых пригласили самых лучших исполнителей тех лет со всей Италии.

Teatro Sanzio выполнен в позднем неоклассическом стиле. При строительстве применяли исключительно красный кирпич. Внешний облик изысканно-классический, без излишеств.

Единственным украшением служат шесть колонн на фасаде и барельефы сфинксов из белого камня на фронтоне. В фойе театра гостей встречают бюст Рафаэле и скульптура Браманте.

Зал рассчитан на 450 зрителей, имеет 56 лож в три яруса. В середине XX века театр закрыли на реконструкцию, которая продолжалась до 1982 года, долгих тридцать лет. В театре и сейчас по традиции ставят оперы Верди «Риголетто» и «Трубадур».

  • Адрес: Corso Giuseppe Garibaldi, 61029 Урбино, Италия.

15-Театр-Санти

Ворота Вальбона (Porta Valbona)

Арка Вальбона является воротами в старый город — родной город великого художника Рафаэля Санти. Здесь берет начало улица Via Giuseppe Mazzini, ведущая к центру города, к площади Республики.

В средневековье была традиция, когда новый архиепископ въезжал в Урбино через эти ворота. Они были построены по поводу бракосочетания в 1621 году юного герцога Федерико Убальдо делла Рововере с его невестой Клаудией Медичи.

Этот брак был надеждой семейства делла Ровера на появление наследника и продолжение рода. Надеждам не суждено было оправдаться: в браке родилась девочка, а в 1623 году молодой правитель скоропостижно скончался. Других наследников по мужской линии больше не было. После кончины старого герцога их владения перешли под управление римского папы.

Ворота украшают сдвоенные колонны, разорванный фронтон, и памятная доска на фризе. По бокам от фронтона раскинули крылья два орла, зорко наблюдающие за путниками. Они были установлены в середине XVIII столетия, выполнены скульптором Франческо Буонамичи. Здесь устроены ступеньки, чтобы подняться на смотровую площадку.

  • Адрес: Via Giuseppe Mazzini, 61029 Урбино, Италия.

16-Ворота-Вальбона

Ущелье Фурло (Gola del Furlo)

Ущелье Фурло находится в долине гор Пьетралата и Пагануччио, возвышающимися в регионе Марке. Образовалось оно из-за размывания почвы течением реки Кадильяно, впадающей в Метауро. В 2001 году ущелье присоединили к ландшафтному заповеднику.

В античные времена через него пролегала знаменитая Виа Фламиния, связывавшая Адриатическое и Тирренское побережья Италии. Тоннель был пробит в наиболее узком месте каньона для обеспечения беспрепятственного передвижения путников по распоряжению древнеримского императора Веспасиана в I веке. Рядом с ним находится еще один, меньший по размеру, проход, вырубленный консулом Фламинием в начале III века до н.э.

Пейзажи ущелья Фурло никого не оставляют равнодушными. Сочетание суровых гор, пышной зелени и струящейся реки очаровывают и дают отдохновение душе. По ущелью проложены туристические маршруты. Здесь можно передвигаться на велосипеде или пешком, что дает возможность не спеша полюбоваться окружающей красотой природы.

  • Адрес: Localita Furlo di Acqualagna, 61041, Италия

17-Ущелье-Фурло

Площадь Республики (Piazza della Repubblica)

Площадь Республики является историческим центром города Урбино. Вокруг нее всегда вращалась общественная жизнь поселения. Первоначально здесь был рынок, на который стекались торговцы со всей окрестности.

Пьяцца Репаблика сформировалась в нынешнем виде к XIX столетию, имеет форму трапеции. От нее, как лучи от звезды, отходят пять улочек. Украшает ее фонтан, построенный архитектором Диомеде Калалуччи в 1927 году.

Пьяцца является популярным местом отдыха горожан, туристов и многочисленных студентов. В Урбино один из лучших университетов в Европе. Вечерами отовсюду льется музыка, вьются ароматы кофе и пиццы.

Отсюда по крутой Via Raffaello можно пройти к дому-музею знаменитого уроженца города Рафаэло Санти. Прогуливаясь по Via Giuseppe Mazzini можно полюбоваться самыми красивыми зданиями Урбино, ощутить истинную атмосферу средневековья.

  • Адрес: Piazza della Repubblica, Урбино, Италия.

18-Площадь-Республики

Палаццо Одаси (Palazzo Bonaventura Odasi)

Палаццо Бонавентура — Одаси был возведен в XIV столетии как родовое гнездо для знатного семейства Бонавентура в стиле ренессанс. Находится южнее площади Респеблики. До XVI века в нем постоянно проводились перестройки и реконструкции. В итоге палаццо превратился в один из самых больших дворцовых комплексов города, находящихся в частном владении.

В 1446 году палаццо перешло в собственность семейства Одаси. Продав палаццо, семья Буонавентура перебралась в прошлый герцогский дом, в котором ныне располагается основной корпус Университета. Особо большие изменения в архитектуре и интерьерах дворца вносились после воссоединения Италии.

И сейчас в помещениях видны прекрасные росписи на кессонных деревянных сводах, можно полюбоваться портиком с изящными колоннами.

В настоящее время во дворце располагается Городской музей. В нем представлены экспозиции, рассказывающие о торговых, научных и культурных связях горожан. Отдельные залы отданы символике и знакам, системам измерения, а также гравюрам и различным инструментам, приспособлениям, связанным с их изготовлением.

Здесь же можно полюбоваться работами местных известных художников. В отдельном помещении выставлен макет «идеального города». На первом этаже находится выставка эскизов Умберто Мастроянни.

  • Адрес: Via Valerio, 1, Урбино, Италия.

19-Палаццо-Одаси

Дворец Албани (Palazzo Albani)

Дворец Альбани одно из великолепнейших зданий Урбино. Время его строительства достоверно не установлено. Но известно, что принадлежало оно богатому семейству с албанскими корнями (отсюда, вероятно, и название Албани). Но имеются сведения, что в XVI столетии дом был уже построен и в нем проживали.

В современном виде здание сформировалось в первой половине XVIII столетия. Здание в ренессансном стиле имеет два этажа. Фасад над входом украшает медальон с фамильным гербом, на котором изображены три горы со звездой над ними.

Через вестибюль можно пройти прямо во внутренний дворик, главным украшением которого является висячий сад. Интерьеры в обильно украшены лепниной, фресками, картинами, имеется богатая коллекция книг, великолепная старинная мебель. Лепные гипсовый декор дворца выполнен Ванвителли, фрески принадлежат кисти Де Маркиса.

  • Адрес: Via Bramante.
  • Время работы: 9.00−18.00, перерыв на обед 2 часа
  • Стоимость посещения: 5 евро.

20-Via-Bramante

Капелла Смерти (Oratorio della Morte)

Капелла Смерти построили в 1595 году по заказу монашеского братства, служением которого была забота об обеспечении христианского погребения усопших. В этом качестве они действуют и по настоящее время.

Фасад часовни украшает портал, отделанный грубыми крупными камнями. В остальном, внешний облик аскетичен и суров.

Внутреннее убранство капеллы также отличается скромностью и простотой. Главным ее украшением ее является великолепная фреска на алтарной стене «Распятие со скорбящими и Марией Магдалиной», принадлежащая кисти Федерико Бароччи. Художник работал над ней с 1597 по 1603 годы. Она обрамлена массивную позолоченную раму, подчеркивающую значимость изображенного на картине.

Справа от алтаря расположена картина, которая символизирует смерть с косой, как бы напоминая посетителям о бренности всего земного.

  • Адрес: Via Porta Maia, 16, Урбино, Италия.

21-Oratorio-della-Morte

Урбания (Urbania)

Урбания — небольшой городок региона Марке в провинции Пезаро-э-Урбино. Его население чуть больше семи тысяч человек. Расположен на площади 78 квадратных километров в тридцати минутах езды от Урбино.

Это бывшая летняя резиденция герцогов Урбинских. В средневековье носил имя Кастельдуранте. Современное имя получил в честь понтифика Урбино VIII. Он создал в небольшом поселении епархию, придав ему статус города.

Здесь сохранилось много старинных интересных зданий, великолепных аркад. В их числе летняя резиденция герцогов, построенная в XIII веке, реконструированная в XV — XVI столетии. В настоящее время здесь размещен музей и остатки прекрасной библиотеки герцогов Урбино, в которой находятся старинные карты, глобусы, небольшая картинная галерея.

Одним из оригинальных памятников старины является церковь Мертвых. В ней за алтарем находятся несколько мумий, образованных естественным путем при проведении захоронений в часовне. В далеком прошлом мумификация считалась чудом.

  • Адрес: Urbania, провинция Пезаро-э-Урбино, Италия.

22-Урбания

Праздник Festa del Duca

Урбино примечателен не только архитектурными памятниками средневековья, но и своими народными традициями. Праздник Festa del Duca служит ярким примером бережного хранения жителями города Урбино исторической памяти. Он посвящен одной из наиболее значительных боевых побед, случившихся в прошлом. Подразумевается тот факт истории Италии, что в XV столетии герцог Федерико да Монтефельтро со своим войском уверенно победил армию миланского герцога — Фанческо Сфорца.

Фестиваль проводится ежегодно в конце августа. Город веселится от души. Повсюду проходят многочисленные танцевальные и театральные выступления, организованы общедоступные демонстрации кинофильмов на исторические тематики. На центральных площадях проводятся яркие шумные ярмарки. Все эти мероприятия проходят на фоне естественных декораций — средневековых зданий и при максимально воссозданной обстановке — все участники обязательно наряжаются в костюмы той эпохи.

Заключительным аккордом костюмированного фестиваля становится реконструкция битвы между правителями Урбино и Милана, в которой войско города одерживает ошеломительную победу.

  • Адрес: Урбино, Италия.

23-Festa-del-Duca

Крепостные стены Урбино

Крепостные стены многие века служили городу Урбино надежной защитой. Их общая протяженность достигает 2,5 км, в них насчитывается 13 ворот и 14 бастионов.

Город с античных времен занимал стратегическое положение. Еще в III столетии до н.э. по решению римского Сената здесь был основан форт для защиты Рима от нападений неприятелей со стороны Адриатического моря.

После ослабления и развала Римской империи Урбино с IV века оказался в центре Готских войн. Его неоднократно захватывали то одни, то другие варварские племена.

Так продолжалось до тех пор, пока его не завоевал франкский король и не передал под управление папскому государству как независимое государство.

Защитные стены вокруг города возводились на протяжении XI — XIV веков. Строили ее на остатках древнеримских оборонительных сооружений. Она и в настоящее время служит границей между старым и новым городом.

  • Адрес: Урбино, Италия.

24-Крепостные-стены-Урбино

Парк Сопротивления (Parco della Resistenza)

Парк Сопротивления был основан через тридцать лет после освобождения города от фашистов в 1975 году. Посвящен всем участникам движения Сопротивления в годы минувшей войны. Чтобы попасть в него нужно пройти по улочкам Санта-Маргерита и Виа-деи-Мачери, с весьма крутыми подъемами.

Расположился парк вокруг крепости Альборноз. Ранее на этом месте были огороды монастыря Кармелиток. Отсюда открываются самые великолепные виды на город Урбино и его окрестности.
Палаццо Дукале отсюда виден как на ладони и можно сделать прекраснейшие панорамные фотографии. До бесконечности можно любоваться открывающимися видами Урбино и окружающих его гор.

Специально для посетителей расставлены скамеечки в тех местах, откуда открываются наиболее интересные пейзажи. Прогулявшись по городу здесь можно насладиться свежим воздухом, неспешной прогулкой вокруг крепости или отдохнуть в тени деревьев, созерцая окружающую природу.

  • Адрес: Урбино, Италия.

25-Parco-della-Resistenza

Какие бы планы на Италию у вас не были, непременно побывайте в Урбино и познакомьтесь с уникальными достопримечательностями этого многогранного и живописного города.

Источник: obzorurokov.ru

Я узнаю тебя, ты родом из Урбино!
Белла Ахмадулина

28 марта (по другим данным 6 апреля) 1483 года в Урбино родился светлый гений Ренессанса Рафаэль Санти, которого современники называли Рафаэлем Урбинским.
Сколько бы мы ни готовились к встрече с Урбино, сколько бы восторженных отзывов ни прочитали, действительность превзойдет наши ожидания. Авторы путеводителей не скупятся на красивые сравнения: «фантастический мираж», «фата-Моргана», «сказочное зрелище», «искусно выполненная декорация к старинной пьесе», «горное гнездо», «погружение в прошлое». И они не преувеличивают. Урбино – уникальный, полностью сохранившийся со времен Ренессанса город – недаром взят под охрану ЮНЕСКО. В его облике мало что напоминает о современности. Возникает ощущение, что мы действительно перешагнули через века и очутились в 15-м столетии, когда Урбино ненадолго стал одним из блистательных художественных центров итальянского Возрождения.

Дом рафаэля в урбино
Урбино. Герцогский дворец

Италия была в ту пору раздроблена на множество городов-государств. Их властители не только соперничали на поле брани, но стремились превзойти друг друга великолепием двора. Они наперебой приглашали под свое покровительство знаменитых художников, литераторов, философов, затевали грандиозные постройки, коллекционировали произведения искусства.

Урбино, небольшой город в предгорьях Апеннин, с начала13 в. был вотчиной семейства Монтефельтро. Добрым гением города стал герцог Федерико да Монтефельтро. Он правил Урбино с 1444 по1482 гг. и был, как сказали бы мы сейчас, профессиональным военным – кондотьером, предводителем наемных войск. Но хотя Федерико считался одним из лучших кондотьеров своего времени, хотя успешные военные кампании принесли ему богатство, вовсе не война была настоящим призванием герцога. Этот решительный и удачливый военачальник был разносторонне образованным человеком и щедрым меценатом. Он сумел сделать свое маленькое государство подлинным очагом культуры.

Дом рафаэля в урбино     Дом рафаэля в урбино
Пьеро делла Франческа.
Портрет герцога Федерико да Монтефельтро. Ок.1465 г.
Предположительно Рафаэль.
Портрет герцога Гвидобальдо да Монтефельтро. 1506 г

Федерико обладал превосходным художественным вкусом. Он построил великолепный герцогский дворец (Palazzo Ducale), его богатейшим коллекциям завидовали в Ватикане, его собрание старинных рукописей не имело себе равных ни в одном европейском университете. Гостями Урбино были люди незаурядные, светлые умы Ренессанса.
Один из друзей герцога, прославленный художник Пьеро делла Франческа, написал около 1465 г. поразительный портрет Федерико да Монтефельтро, который хранится ныне в галерее Уффици. Властный профиль государя четко вырисовывается на фоне неба. Художник предельно реалистичен: Федерико, с выпирающим острым подбородком, с поврежденной в сражении переносицей, почти уродлив. Живописец не упустил даже бородавок на коже! И в то же время монолитная фигура герцога в красных одеждах исполнена такой значительности и внутренней силы, что ему, кажется, подвластен весь мир. В написанном словно с высоты птичьего полета пейзаже узнаются окрестности Урбино.

   Дом рафаэля в урбино        Дом рафаэля в урбино

Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1515 г.
Рафаэль. Автопортрет. 1509 г.

Наследник Федерико, его изнеженный и болезненный сын Гвидобальдо, продолжал славные традиции отца. В 1506 г. в Урбино был основан университет, существующий и поныне. Во дворце царила атмосфера утонченной духовности, и нередко возвышенные вечерние беседы продолжались до рассвета. Говорили о благородстве, о чистоте итальянского языка, о совершенной любви… Однажды гости герцога четыре вечера подряд рассуждали о том, каким должен быть идеальный придворный.

Эти беседы побудили одного из их участников, писателя и дипломата графа Бальдассаре Кастильоне, написать книгу «Иль Кортеджиано» («Придворный»). В знаменитой некогда книге, сохранившей для потомков дыхание урбинских вечеров, писатель-гуманист Кастильоне размышлял о том, каким должен быть совершенный, гармоничный, идеальный человек, и, как истинный сын Возрождения, утверждал: «Лишь тот настоящий философ, кто желает быть добрым. Не может быть красоты без добра. Можно сказать, что доброе и красивое – в известном смысле одно и то же».

Случайно ли, что Урбино, город среди ласковых гор, стал родиной светлого гения Ренессанса – Рафаэля Санти? Вот что пишет об этом в своих «Образах Италии» Павел Муратов: «Воля великого Федерико создала из глухого горного городка легендарный приют муз, но мы могли бы позабыть обо всех иных его заслугах перед историей, памятуя только одно: что созданный им Урбино произвел на свет Рафаэля».

Рафаэль легко и естественно приблизился в своей жизни и искусстве к тому духовному совершенству, которое грезилось герцогам Урбинским Федерико и Гвидобальдо, к тому идеалу добра и красоты, который исповедовал Кастильоне. Для потомков творчество Рафаэля стало воплощением гармонии, покоя, душевной чистоты и ясности. Для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» буквально превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари, и завершает: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги».

Хотя художник покинул Урбино семнадцатилетним юношей, исследователи его творчества сходятся на том, что «живые и разнообразные впечатления детских и юношеских лет больше, чем прямые наставники, способствовали воспитанию молодого мастера» (В.Н. Гращенков). Однако и наставники сыграли благотворную роль в развитии великого таланта: всю свою недолгую жизнь Рафаэль был дружен с Бальдассаре Кастильоне, переписывался с ним и глубоко воспринял его гуманистическую философию. В 1515 г. он создал проникнутый теплым чувством портрет старшего друга, который хранится в Лувре.

Побывав в Урбино, мы по-новому увидим знакомые произведения Рафаэля: кажется, родись этот художник где-то в другом месте, он утратил бы частицу той благодати, той умиротворенности, что исходит от его полотен и фресок.

Дом рафаэля в урбино
Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504 г.
В пейзаже на заднем плане художник запечатлел окрестности Урбино

С дома Рафаэля (Casa Raffaello) лучше всего начать экскурсию по Урбино. На площади Borgo Mercatale, рядом с автовокзалом, возьмем в информационном центре (Infopoint) карту города. В старый город мы войдем через ворота Porta Valbona и двинемся вверх по широкой Via Mazzini до оживленной площади Piazza della Repubblica. Здесь повернем налево и пройдем вдоль площади San Francesco на Via Raffaello. Нелегко идти по Урбино быстрым шагом – ведь вокруг так красиво! Но если мы хотим попасть в дом Рафаэля, приходится спешить: с 13 до 15 часов в музее перерыв.

В этом доме Рафаэль родился, здесь он жил в детстве. Отец, придворный живописец герцога Урбинского Джованни Санти, был его первым учителем. В музее собрано немало подлинных предметов 15-го столетия, представлены картины Джованни Санти, который был хорошим педагогом и заботливым отцом, но, как мы можем убедиться, посредственным художником. Пожалуй, самое интересное, что можно увидеть в этом обширном музее, – юношеская работа Рафаэля, первая из его «Мадонн».

Дом рафаэля в урбино
Дом Рафаэля с мемориальной доской

После осмотра музея пойдем вверх по Via Raffaello к памятнику Рафаэлю (1897 г.) Несколько помпезный монумент выигрывает благодаря своему расположению: с трех сторон открываются прекрасные виды на горы. Впрочем, в том, что касается красивых видов, Урбино неисчерпаем. И самым эффектным из них мы насладимся, если пойдем от памятника Рафаэлю вдоль крепостной стены на северо-запад, параллельно Viale Buozzi. Главное – не пропустить маленькую калитку в стене, чуть не доходя укрепления Fortezza Albornoz. Войдя в эту неприметную калитку, поднимемся по лестнице в крепостной стене на земляной вал (Parco della Resistenza). Здесь перед нами откроется, без преувеличения, потрясающая панорама, о которой справедливо и точно сказано в путеводителе „Baedeker“: «atemberaubende Aussicht“ – вид, от которого захватывает дух.

Дом рафаэля в урбино
Памятник Рафаэлю в Урбино

Город, дворец и собор вырисовываются на фоне гор как неразрывное целое. Золотистый кирпич почти сливается с чуть более темной черепицей крыш; геометрические формы – плоскости стен, кубики домов, цилиндры башен, конусы шпилей, полусфера купола – плавно перетекают одна в другую. «И весь твой облик слажен из одного куска», – эти слова Бориса Пастернака, сказанные вовсе не о городе, а о человеке, как нельзя более точно передают впечатление от Урбино.

При взгляде на эту величественную панораму нам становится понятен оригинальный замысел Федерико да Монтефельтро – создать город-дворец. Palazzo Ducale очень велик, его считают одной из крупнейших ренессансных построек в Италии. Но с городом он сравним не только своими размерами. Дворец – это не здание в обычном понимании, а множество сросшихся друг с другом построек и внутренних дворов. Асимметричный, сложный архитектурный комплекс причудливо расположен на разных уровнях: холм, пологий с юга, круто обрывается с северной стороны. Кажется, что дворец вырос стихийно, однако эта мнимая хаотичность подчинена продуманному плану. Она усиливает впечатление громадности дворца и придает его столь непохожим фасадам живописность и разнообразие.

Дом рафаэля в урбино
Вид на дворец с земляного вала

Palazzo Ducale похож на неприступную крепость, где в случае опасности может укрыться все население города, и в то же время в нем нет средневековой суровости и тяжеловесности – он легок, строен, изящен. Мы еще не раз увидим панораму дворца, гуляя по Урбино, и всегда его облик будет немного иным.

Возведение и отделка интерьеров Palazzo Ducale продолжались около 70-ти лет. Известно, что Урбино в свое время посетил сам Леон Баттиста Альберти – признанный мэтр, теоретик архитектуры Ренессанса. Идеи Альберти были использованы при строительстве дворца, которое с 1468 г. вел Лучиано Лаурано. Он разработал уникальную планировочную схему, гармонично объединив уже существующие и новые постройки. Главным творением Лаурано стал «Башенный фасад» – Facciata dei Torricini – с нарядными лоджиями и странными, похожими на мусульманские минареты, башнями. Этому архитектору принадлежат также проекты внутреннего двора, о котором у нас речь впереди, и парадной лестницы. В 1472 г. зодчий оставляет свой пост, а на его место герцог приглашает другого крупного мастера – Франческо ди Джорджио Мартини. К его заслугам можно отнести отделку пышных дворцовых интерьеров.

Дом рафаэля в урбино       Дом рафаэля в урбино
Вид на Башенный фасад дворца с одной из улиц
Вид на дворец от капеллы Oratorio di San Giuseppe

Полюбовавшись видом, возвратимся к памятнику Рафаэлю. Теперь настало время спокойно осматривать город, постепенно продвигаясь к дворцу. Куда идти? Да, в общем-то, все равно! Урбино удивительно живописен. Зайдите в любой переулок, и вам тут же захочется достать фотокамеру и сделать снимок.

Огромное достоинство Урбино заключается в том, что новые районы находятся в стороне от исторического центра. Старый город не «оброс», как это часто бывает, безликими предместьями; он живет в таком же счастливом единении с природой, как и пять веков назад. Узкие переулки, превращаясь в лестницы, то взбираются вверх, к самому небу, то обрываются вниз, к зеленым долинам. И везде в просветах между домами видны горы.

Естественно напрашивается сравнение Урбино с другим «горным гнездом», Сан-Марино, и здесь у Урбино есть важное преимущество. Эффектный Сан-Марино с его бесконечными сувенирными лавочками – аттракцион для туристов, Урбино – подлинный, живой и жилой, город. На улочках-лестницах играют дети, кое-где сохнет пестрое бельишко, крыши ниже лежащих домов превращены в уютные балконы или в террасы кафе, кирпичные мостовые перед домами уставлены цветочными горшками и скамьями. Это настоящая, непарадная, будничная Италия. И в то же время в Урбино нигде нет запущенности, неухоженности; старый город содержится в идеальном порядке.

Дом рафаэля в урбино       Дом рафаэля в урбино

Улицы Урбино

Спускаясь вниз по Via Raffaello, можно заходить в переулки и возвращаться назад по параллельным улочкам. К счастью, план города очень подробный, и заблудиться в Урбино мудрено. Немного ниже памятника направо ответвляется переулок Giro del Cassero, который приведет нас на панорамную тропу Camminamento panoramico (она помечена на плане красным пунктиром). Несмотря на то, что с тропы открываются чудесные виды, здесь довольно пустынно, поэтому одинокий путешественник может почувствовать себя немного неуютно. Тропа выводит на красивую Via Bramante. Эта улица названа в честь еще одного великого уроженца Урбино – архитектора Донато Браманте (1444-1514).

Дивные виды на дворец будут наградой тем туристам, которые осилят подъем по крутой улице Via Barocci и дойдут до капелл Oratorio di San Giuseppe (16 в.) и Oratorio di San Giovanni (14 в.). Интерьеры обеих капелл с хорошо сохранившимися фресками тоже стоит осмотреть (перерыв с 13 до 15 ч.).

Дом рафаэля в урбино
Архитектор Лучано Лаурано. Внутренний двор Герцогского дворца

Via Veneto приведет нас к собору. Он строился одновременно с дворцом, но сильно пострадал во время землетрясения 1789 г. и был восстановлен в классическом стиле. На площади, которая носит имя герцога Федерико – Piazza duca Federico, находится вход во дворец. Но не будем спешить, полюбуемся сначала внутренним двориком со стройной колоннадой, шедевром Лучано Лаурано. Такие дворики – непременная принадлежность любого ренессансного палаццо, в Италии их множество. И все же именно этот двор историки архитектуры отмечают как уникальный, соединивший в себе все лучшие черты монументальной римской и утонченной флорентийской школ.

В художественной галерее и во дворце представлены далеко не все сокровища, собранные в свое время герцогами да Монтефельтро и их наследниками из рода делла Ровере. В 1631 г. Урбино стал частью папского государства. Наконец-то, после двухсотлетнего ожидания, вожделенные коллекции «тщеславного Урбино» перешли во владения Ватикана! Из герцогского дворца в Рим и Флоренцию вывозили все, что можно: не только картины, гобелены, библиотеку, но даже фрагменты отделки интерьеров – дверей, стен, каминов. Однако несмотря на такой печальный финал истории Урбинского герцогства, во дворце и сегодня есть много интересного.

Здесь можно осмотреть не только богатую Национальную галерею области Марке (Galleria Nazionale delle Marche), но и вновь отреставрированные покои дворца. Особенно хорош маленький кабинет герцога – Studiolo, украшенный инкрустациями. Из кусочков драгоценных пород дерева с удивительным искусством выложены книги, музыкальные инструменты, воинские доспехи, инструменты астролога и «геометра».

Дом рафаэля в урбино
Рафаэль. «La Muta» («Немая»). 1507 г.

В картинную галерею вернулись многие произведения из собрания герцога, а некоторые картины были подарены Урбино другими музеями. Так, гордость собрания – женский портрет кисти Рафаэля «La Muta» («Немая») – был подарен галереей Уффици, где он хранился несколько столетий. Создав в 1507 г. этот портрет, Рафаэль вступил в творческий диалог с Леонардо да Винчи, который около 1503 г. написал свою «Мону Лизу». Рафаэль осознанно повторяет позу женщины: руки «Немой» сложены точно так же, как у Моны Лизы. Близок леонардовскому и тип модели – не очень молодой и не очень красивой дамы со значительным умным лицом, в котором есть какая-то неуловимая магия. Губы «Немой» плотно сжаты, их не тронула джокондовская улыбка, но глаза, пристальные и живые, так же следят за зрителем, так же не хотят «отпустить», как и глаза Джоконды.

Дом рафаэля в урбино
Пьеро делла Франческа. «Бичевание Христа». Ок. 1455 г.

Нельзя пропустить работы крупных мастеров Возрождения, и прежде всего необычное полотно Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» (ок. 1455 г.). Сцена бичевания отодвинута в глубину холста, а на переднем плане мы видим прекрасную архитектурную композицию, в которой словно живет дух Урбинского дворца. Из окон залов открываются виды на внутренние дворы и городские крыши, которые дополняют впечатления об Урбино.

Дом рафаэля в урбино
Вид из окна дворца на один из внутренних дворов

Выйдя из дворца, обойдем его справа. Строгий южный фасад, Facciata ad Ali, выходящий на Piazza Rinascimento, вблизи выглядит очень внушительно. А изящный Башенный фасад лучше всего виден с широкой Corso Garibaldi. Если позволяет время, можно поблуждать по переулкам в районе Via Saffi, на которую выходят фасады нескольких дворцов городской знати, или спуститься по улице-серпантину Viale Salvalai.

Одного дня, конечно, не хватит, чтобы обойти все живописные уголки Урбино, но как бы нам ни хотелось еще погулять по городу, на автовокзал лучше прийти минут за 10-15 до отправления автобуса. Ведь мы в Италии, и автобус вполне может уехать, не дождавшись указанного в расписании времени!

Дом рафаэля в урбино        Дом рафаэля в урбино

Виды на южный фасад дворца с улицы Piazza Rinascimento

Автор: Марина Аграновская
Источник: www.maranat.de

Источник: bellezza-storia.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.