Античные здания


Различие ордеров не связанно с тем, что грекам нужно было разнообразие(хотя …). Так получилось из-за традиций, культурных влияний, но основным фактором сыграл материал. На западе Греции древесина строевых пород(кедр, осина), позволяющая делать прочные конструкции из толстых стволов. Отсюда вытекают все крупномасштабные элементы дорического ордера. Восточные районы не могли похвастать древесиной для строительства. Поэтому для постройки приходилось связывать брусья, чтобы получать необходимое сечение. В следствии чего ионический ордер более “хрупкий”. Что удивительно, два стиля развивались параллельно, а в 5 веке до н.э. пытались соединить оба стиля и получить общий, но не прижилось.

Древнегреческие храмы знакомы нам именно в камне, но начинались, как уже было сказано, в дереве и кирпиче-сырце. Колонны и перекрытия делались из дерева. Целла(святилище) выкладывалась из кирпича-сырца. Время шло и камень, из-за своей прочности, вытеснил все остальные материалы. И уже на камне стали вырезать традиционные детали.



Храмы.

Перейдем к основному, к храмам. Ордера в них использовались разнообразно. Сами храмы также делятся на несколько типов.

Первый храм, антовый, самый простой. Состоит из целлы(пронаос, наос) с одним центральным проемом, который находится в углублении. Углубление ограничивают с боков продолжение боковых стен целлы, это и есть анты, между антами стоят две колонны. Проще не придумать. Такой тип получил название дистиль, из-за наличия двух колонн. Еще называют как храм в антах.

Второй тип отличается лишь наличием 4 колонн выдвинутых вперед, а анты расположены за боковыми колоннами. Это простиль.

Амфипростиль третий вид храмов, самый часто встречающийся. Тот же простиль, но с обоих фасадов. Примером служит храм Ники Аптерос.

Следующий, периптер, где целла окружена колоннами со всех четырех сторон. На переднем и заднем фасадах по 6 колонн, а наличие боковых определяется по формуле 2n+1, где n количество углерода колонн на фасаде. Примером будет Парфенон, построенный из пентелийского мрамора. 8 колонн на фасадах, 17 по бокам, учитываем боковые. Сейчас он в довольно печальном состоянии. Целла храма имела три части вместо двух, пронаос, наос, опистодом. Опистодом отделен от наоса сплошной стеной. Вход в него только один, через задний(западный) фасад. Там хранились всякие реликвии. Периптер характерен для дорической архитектуры, в ионической был диптер, который имел на фасадах по 2 ряда колонн.
 Позже в 4 веке до н.э. появился круглый периптер с цилиндрической целлой и колоннами вокруг.
 Греки любили колонны и заполняли ими интерьер храмов не меньше чем экстерьер. Но здесь все логично, они использовали всю туже стоечно-балочную систему, зачем придумывать что-то иное.


Источник: pikabu.ru

Глава «Жилые здания» подраздела «Архитектура античных государств северного Причерноморья» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: Я.Я. Сорокина (Москва, Стройиздат, 1973)


Жилые здания занимают важное место среди дошедших до нас архитектурных памятников Северного Причерноморья. По их остаткам, относящимся к различным эпохам, возможно проследить развитие жилища от конца VII в. до н.э. до IV в. н.э.

Наиболее ранние дома Северного Причерноморья открыты на острове Березань, в Ольвии, а в Восточном Крыму — в Киммерике, Нимфее, Тиритаке, Пантикапее. Архаические дома на о. Березань имели много общего в планировке и строительной технике с домами Милета, отличаясь от них наличием хозяйственных ям и колодцев.

Пантикапейские дома раннего времени свидетельствуют о существовании жилищ с простым и с более развитым планом. Примером жилья первого типа служит дом конца VII — начала VI в. до н.э., состоящий из одной комнаты площадью около 8 м2. Дом имел сырцовые стены и фундаменты из рваного камня на глиняном растворе и глинобитный пол. Помещение обогревалось очагом, сложенным из сырца. Дома с одним помещением сооружались и позднее.


Образцом более сложного пантикапейского дома является так называемый дом Коя конца VI в. до н.э., состоящий из нескольких небольших помещений общей площадью не менее 40 м2. Стены, сложенные из небольших, грубоотесанных известняковых камней на глине, местами сохранившиеся на высоту до 2,5 м, были облицованы беловатой глиной. Крыша покрыта черепицей. Представление о многокомнатном жилье, кроме того, дает дом с тремя помещениями из Тиритаки, относящийся ко 2-й половине IV в. до н.э.

Расцвет жилой архитектуры в городах Северного Причерноморья относится к IV—I вв. до н.э. Дома этого времени отличались сложностью и разнообразием плана, хорошей строительной техникой. Площадь жилищ колебалась от 80 м2 (Ольвия, Херсонес) до 400 м2 (Ольвия), достигая в отдельных случаях 600 м2 (Херсонес). Количество помещений в эллинистических домах бывало обычно от 3 (Ольвия) до 14 (Херсонес) в зависимости от достатка хозяев.

В IV—I вв. до н.э. наиболее распространенным типом жилья был дом, ядро которого составлял открытый внутренний дворик, окруженный жилыми и хозяйственными помещениями. Наряду с ним в III—I в. до н.э. строились перистильные дома, аналогичные домам Делоса, Приены и других центров Эгейского моря. Эти дома составляют меньшую группу в жилой архитектуре Северного Причерноморья.


Архитектура античных государств северного Причерноморья. Жилые дома. Планы: а — херсонесского квартала, III —II вв. до н. э.; б — дома эллинистического времени в Ольвии; в — «северного» здания в Ольвии
23. Жилые дома. Планы: а — херсонесского квартала, III —II вв. до н. э.; б — дома эллинистического времени в Ольвии; в — «северного» здания в Ольвии

Херсонесские дома (рис. 23) стандартны по планировке и являются типичными для жилой архитектуры греческого полиса. Характерной особенностью их являлся узкий коридор, который соединял улицу с двором. Вокруг двора— жилые и хозяйственные помещения. При домах, как правило, устраивались подвальная кладовая, вырубленная в скале, цистерны или колодцы, находившиеся во дворе. Более богатые дома строились двухэтажными с применением ордера (ионический, дорический) и росписью по штукатурке. В домах имелись комнаты для купанья. Перистиль в херсонесских жилых домах пока не засвидетельствован.

Ольвийские дома строились с большим разнообразием планировки. Примером очень скромного дома может служить дом в Верхнем городе площадью 85 м2. Он состоял из трех помещений и открытого двора (рис. 23 б).


Более сложную планировку жилища представляет так называемое северное здание в Ольвии, сооруженное в III в. и перестроенное во II в. до н.э. Оно состояло из двух домов. Западный включал три жилых помещения (рис. 23 в), два из которых имели характерные для Ольвии хозяйственные подвалы. Восточный — с восемью помещениями, представлял промежуточный тип между домом с одним и двумя дворами. Главный вход с улицы вел в квадратной формы дворик (4,5X4,5 м), замощенный каменными плитами и окруженный с трех сторон портиками на деревянных столбах. Стены, выходившие во двор, облицованы рустованными плитами. Стены внутренних помещений обмазаны глиной и побелены.

Подобные дома, принадлежащие городскому населению среднего достатка, были открыты и на Боспоре. От этих жилищ сильно отличаются перистильные дома наиболее зажиточных слоев рабовладельческого общества. Это были многокомнатные жилища, построенные с применением ордера (чаще всего дорического); их крыши были украшены архитектурной терракотой, стены покрыты расписанной штукатуркой, открытые дворики окружены дорической колоннадой и вымощены каменными плитами. Полы особенно богатых домов изредка выкладывались мозаикой из гальки. В домах имелись подвальные помещения, цистерны для хранения воды и часто колодцы.

Перистильные дома Ольвии имеют лучшую сохранность и могут служить образцами жилищ этого типа. Ольвийский дом III в.до н.э., раскопанный в 1902 г. в Верхнем городе, интересен тем, что представляет промежуточное звено между домами с простадами, типа домов в Приене и типом развитого перистильного дома с острова Делоса.


Этот дом имел открытый, квадратной формы двор, обнесенный колоннадой ионического ордера, с нижним диаметром колонн 0,5 м. Длина колоннады 3,5 м. По восточной стороне дворика стояло шесть колонн, по южной и северной — по пяти. Двор был вымощен темно-синей, светло-бурой, буро-красной галькой, образующей геометрический орнамент в сочетании с фигурами животных (рис. 25). Западная сторона дворика, где находилась простада, имеет два варианта реконструкции. Одна была предложена Б. В. Фармаковским, который считал, что простада была двухэтажной, с двумя колоннами на каждом этаже, стоявшими между антами (рис. 25). Нижние колонны  ионийского ордера, верхние — коринфского. Второй вариант реконструкции принадлежит И.Н. Соболеву, полагающему, что простада была одноэтажной, но более высокой, чем остальные помещения, примыкавшие к дворику. Простаду обрамляли два анта коринфского ордера, пространство между которыми не имело колонн, (см. рис. 24).


Архитектура античных государств северного Причерноморья. Жилые дома: а — Ольвия. Простада дома 1902—1903 гг. Фасад по реконструкции И. Н. Соболева; б — Мирмикий. Дом винодела
24. Жилые дома: а — Ольвия. Простада дома 1902—1903 гг. Фасад по реконструкции И. Н. Соболева; б — Мирмикий. Дом винодела; в — Ольвия. Нижний город. План квартала эллинистического времени (справа — пританей, открытый в 1909—1910 гг., слева — дом, раскопанный в 1911 —1912 гг.); г — Тиритака. План дома III — IV вв. н.э.
Архитектура античных государств северного Причерноморья. Жилые дома: в — Ольвия. Нижний город. План квартала эллинистического времени (справа — пританей, открытый в 1909—1910 гг., слева — дом, раскопанный в 1911 —1912 гг.); г — Тиритака. План дома III — IV вв. н.э.

Во дворик вел широкий проход длиной 10 м; часть его была отведена для привратника. Остальные помещения были частично жилыми, частично — хозяйственного назначения. Качество строительства дома было довольно высоким для того времени. Под фундаменты из бутовой кладки были подведены многослойные субструкции из глины и золы. На фундаменты опирались стены толщиной 0,5 м из хорошо отесанных известняковых плит (местами с рустом) с забутовкой на глине. Кровля дома — черепичная, фронтон простады украшен симой и акротериями. Стены внутренних помещений, имевших парадный характер, были оштукатурены и покрыты росписью.


План двора, к сожалению, полностью не выяснен из-за недостаточной сохранности сооружения. Но дом, открытый в 1911— 1912 гг. в Ольвии в Нижнем городе, близкий по типу к описанному, дает возможность изучить более полно планировку подобных зданий (см. рис. 24).

Дом III в. до н.э. в Нижнем городе примыкал с севера к так называемому пританею и составлял с ним единый квартал. Дом площадью 482 м2 имел до 12 помещений, три из которых располагались над подвалами. Все они группировались вокруг открытого двора неправильной четырехугольной формы, куда выходило и особенно парадное помещение (андрон), пол которого был вымощен мозаикой из речных камешков и обрамлен бордюром из плотного известкового раствора красного цвета.

Архитектура античных государств северного Причерноморья. Ольвия. Перистильный дворик дома, раскопанного в 1902—1903 гг. Реконструкция Б. В. Фармаковского
25. Ольвия. Перистильный дворик дома, раскопанного в 1902—1903 гг. Реконструкция Б. В. Фармаковского

Стены дома, выходившие во двор, облицованы рустованными каменными плитами. Со стороны помещений они были оштукатурены и покрашены в красный, белый и черный цвета.

Богатые перистильные дома, близкие по типу ольвийским, известны и в городах Боспора. Для нас интересны некоторые дома Пантикапея и Фанагории, в развалинах которых были найдены остатки расписной штукатурки, дающей представление о внутреннем убранстве богатых жилищ эллинистического периода.

Дома первых веков н.э. отличались от домов эпохи эллинизма. Жилища Херсонеса стали значительно крупнее, они достигали по площади более 300 м2, увеличилась толщина стен. В планировке тем не менее много элементов предшествующей эпохи. В оформлении наиболее богатых жилищ еще применялся архитектурный декор, свидетельствующий, однако, о деградации ордера.

В I—II вв. по традиции от предшествующего времени сохраняется тип перистильного дома. Один дом конца I — начала II в. с перистильным двориком трапециевидной формы открыт в Ольвии. Но перистильные дома в первые века н.э. уже не были типичны для городов Северного Причерноморья, в том числе и для Ольвии. Там чаще всего сохраняется традиционный, характерный для рядовых жилищ план дома с небольшим двориком, замощенным плитами, тремя — пятью помещениями, группирующимися вокруг него. Все дома выстроены из бутового камня на глине, полы у них земляные, стены с глиняной обмазкой, штукатурка встречается редко. Строятся дома более упрощенного типа, с низким качеством строительства, подобные тем, которые открыты в Ольвии около оборонительной стены, сооруженной в первые века н.э. Дома, пристроенные в один ряд к стене, имели смежные стены и состояли из одного полуподвального помещения с узкой дверью, ведшей прямо на улицу. Эти жилища хорошо иллюстрируют рассказ Диона Хрисостома об оскудении Ольвии.


Для первых веков н. э. характерно включение в жилой комплекс помещений производственного назначения. Подобное явление наблюдается в Ольвии, но особенно характерно оно для Херсонеса и еще больше для Боспора. Так, жилище винодела III в. до н.э. — II в. н.э. было открыто в Мирмикии, а в Тиритаке — дом III—IV вв. н.э., принадлежащий рыбопромышленнику (см. рис. 24). Этот дом площадью 300 м2, распланированный применительно к рельефу местности, состоял из двора, мощенного плитами, к которому примыкало восемь помещений (некоторые на них двухэтажные). В комплекс входила цистерна для засолки рыбы. Цистерны такого же назначения имелись во многих домах Херсонеса первых веков н.э.

Архитектура античных государств северного Причерноморья. Планы домов, III в. н.э. в городах и поселениях Боспора: а, в, д, з — Илурат; б — Тиритака; г, е, и, к — Семеновка; ж — Золотое
26. Планы домов, III в. н.э. в городах и поселениях Боспора: а, в, д, з — Илурат; б — Тиритака; г, е, и, к — Семеновка; ж — Золотое

Дома первых веков н.э. отражают новые элементы в понимании жилища, которые сложились под воздействием изменившихся условий жизни, экономики и культуры городов Северного Причерноморья и особенно Боспора в этот период. В целом создается представление о варваризации жилищного строительства и об утрате в это время принципов античного зодчества (рис. 26). Стены некоторых помещений возводятся не прямыми, а полукруглыми, исчезла потребность в архитектурном оформлении двориков, в росписи стен, украшении крыш зданий архитектурной терракотой. Вместо этого заметно возросла потребность в чисто функциональных сооружениях — в больших подвалах, которые используются как складские помещения (Танаис), в устройстве закромов (Илурат, Семеновка) и даже небольших загонов для скота (Семеновка). Жилища внутри крепостей характерны стандартностью, о чем свидетельствуют дома Илурата. Для них характерны открытые дворики с группирующимися вокруг помещениями (от одного до пяти). Многие дома имели общие стены и были пристроены непосредственно к оборонительной стене. Помещения обогревались очагами и печами.

Источник: antique.totalarch.com

Принцип строительства городов или греческая мифология и её отражение в архитектуре

Архитектурный облик Древней Эллады отражает мифы народа, жившего на её территории. В мифологии Древней Греции боги обитали на горе Олимп. А у подножия жили обычные люди. По такому же принципу строились города (полисы).

Архитектура Древней Греции: коротко о главном
Храм Геры в Олимпии. Сегодня здесь хранится Олимпийский огонь

Где и как жили простые смертные?

Вокруг природного или насыпного холма строили нижний город. Ремесленники одной профессии жили компактно в кварталах. В центре всегда была торговая площадь, где они решали хозяйственные и административные вопросы, собираясь вместе. Место это называлось агора.

Вокруг агоры строили общественные здания для совета общины (булевтерии) подобно современной мэрии.  Для торжественных мероприятий строили пританеи. Всякого рода развлекательные клубы (лесхи), театры, стадионы, парки располагались здесь же.

Гимназии и спортивные школы (палестры) имели большие комплексы находились неподалёку.

Где и как отдыхали боги?

На холме, окружённом городом, возводили храм для бога-покровителя. Как правило холмы имели и защитную функцию: их хорошо укрепляли на случай войны. Назывались такие холмы — акрополи.

Греческая архитектура: Храм Афайи, о. Эгина
Храм Афайи на острове Эгина в Сароническом заливе

Самыми могущественными городами-государствами в тот период являлись Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Они как сотрудничали, так и воевали между собой.

Архитектура архаики: греческая ордерная система

К этому периоду относят VIII – VI вв до н.э.. Это времена, когда

  • впервые провели олимпийские игры,
  • Гомер написал «Иллиаду» и «Одиссею»,
  • греки захватили Сицилию, южную Италию и Фракию.

Достижениями греческого зодчества архаического периода считается  создание и последовательное применение ордерных принципов. Ордер — это стоечно-балочная система, состоящая из

  • вертикальных колонн и пилястр и
  • горизонтальных перекрытий (антаблемент).

Слово это произошло НЕ от «ордена», а от латинского ORDO — строй, порядок. Возник этот принцип, как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер и его брутальность

В начале периода архаики использовался дорический ордер. Название своё получил от живших на северных территориях греческой метрополии дорийских племён.

Храмы тяжеловесны и приземисты, колонны, простые, мощные, немного утолщенные (Мужественные). Верхняя часть колонны – капитель – образуется двумя каменными плитами (нижняя круглая, верхняя квадратная). Вертикальные желобки вдоль создают устремленность вверх.

Греческая архитектура: Дорический ордер
Древнегреческий храм Геры II в Паестуме (Кампанья, Италия) ошибочно называемый храмом Нептуна или Посейдона. Дорический ордер. Реконструкция

По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники  — фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые.

Несущие конструкции храмов (колонны и архитравы) не раскрашивались.

Это подтверждают раскопки

  • храма Геры в Олимпии,
  • храма Афайи (Афеи) на острове Эгина в Сароническом заливе и другие.

Ионический ордер: храм богини Артемиды

Ионический ордер характеризуется легкостью в пропорциях, декоративностью и изяществом. Он сформировался под влиянием культуры Востока в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции. Начали использовать его в конце архаического периода наряду с дорическим.

Наиболее известен храм Артемиды, всегда юной богини охоты и женского целомудрия, дающей счастье в семейной жизни (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе, выстроенный в конце VI в. до н.э. — одно из 7 античных чудес. В настоящее время — это город Сельчук на юге турецкой провинции Измир.

архитектура Древней Греции: храм Артемиды в Эфесе
Руины храма Артемиды в Эфесе и модель-реконструкция в парке Миниатюрк (Турция)

Большое внимание уделялось ландшафтному дизайну вокруг храма. В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей.

Классический период: архитектура Древних Афин

Классический период относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы

  • Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и
  • великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи.

Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является Афинский акрополь (фото кликабельно).

Архитектура Древней Греции: Афины
Афинский Акрополь

Как богиня Афина стала владычицей Аттики

Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.

Расцвет греческой архитектуры начался в 5 в до н.э. и неразрывно связан с именем знаменитого государственного деятеля  Перикла. Во время его правления были начаты грандиозное строительство в Афинах, а именно на укрепленном холме Акрополе.

Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении  был поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь. В центре высилась бронзовая статуя покровительницы города — богини мудрости Афины.

Архитектрура Древней Греции: коротко о главном. Афинский Акрополь
Реконструкции афинского Акрополя (фото увеличивается) Ссылка

Далее виднелся своеобразный и сложный храм Эрехтейон. Его отличает выступающий портик, где перекрытия поддерживают мраморные изваяния в виде женских фигур — кариатиды.

Главное сооружение Акрополя – храм, посвященный Афине – Парфенон. Он так же является отличным примером дорического стиля.  Сохранились имена его создателей – Иктин и Калликрат. В храме стояла колоссальная статуя Афины, созданная Фидием.

Хоромы богини Афины

В 447 году до н. э. началась работа над Парфеноном, чтобы заменить старый храм, разрушенный персами в 480 до р.Х.. Парфенон, который мы видим сегодня, начался именно по приказу Перикла.

Дело поручили архитекторам Иктинуи Калликарту. Отделкой занимался Фидий. Их задачей было своим талантом воскресить силу, величие и могущество общеэллинской державы.

Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным.

Он признан величайшим достижением зодчих всех времён. Имеет более стройные и изящные пропорции, чем храм Зевса в Олимпии, но высотой не уступает ему.

Архитектура Древней ГРеции кратко: Древнегреческий Парфенон
Парфенон в Афинах: вид сегодня и реконструкция
  • Строгие спокойные формы,
  • золотая пропорция,
  • сверкающий на солнце белый мрамор колонн,
  • яркие краски —

всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение.

На входе в акрополь располагались Пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи — это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.

Шик храма богини победы Ники

Обратите внимание на маленький  Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности  к юго-западу от входа. Он был построен в ок. 420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке.

Ионический ордер проник на территорию  Греции из области Ионийской Малой Азии. Колонны более нарядные и утонченные. Средняя часть капители напоминает закрученную латинскую букву I , разрезанную пополам – волютами.

Древнегреческая архитектура: Реконструкция храма Ники
Реконструкция Акрополя. Храм Ники справа.

Ряды колонн перед каждой из его узких сторон украшают рельефные фризы на верхней части стен.  На них изображены боги (с восточной стороны) и сцены из битв.

С точки зрения его скульптурной композиции храм Ники был шикарный. Маленькое здание было украшено больше, чем любой ионический храм в истории греческой архитектуры.

Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы. Фронтоны —  сцены битвы.

На момент строительства это было необычно: фронтоны классических ионических зданий обычно не украшались.

фриз храма Ники
Реконструкция фриза храма Ники (фото увеличивается).
Древнегреческая архитектура: Фриз храма Ники
Ссылка

Кариатиды Эрехтейона

Другой пример, где встречается ионический ордер  — это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Греческий стиль — это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях.

Говорят, что в этой части Акрополя были некоторые очень древние святилища. Одним из предназначений нового здания было объять их. Здесь хранились дары, приносимые в жертву богам.

На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крыша поддержана шестью статуями девиц — Кариатидами. На внешней стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн на стороне восточного фасада.

Архитектура Древней Греции кратко Храм Эрехтейон
Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона)

Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства

  • светских зданий,
  • торговых комплексов и
  • зрелищных арен.

Стадионы находились в естественных долинах.  Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).

Легенда о возникновении Коринфского ордера

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер. Его отличие — более насыщенный декор (разновидность ионического ордера). По легенде, его прообразом стала корзина, обвитая листьями буйно растущего кустарника. Архитектор увидел её на могиле девушки.

Коринфский ордер называют «девичьим» или «юношеским»,
дорический — «мужественным» или «мужским»,
а ионический — «женственным» или «женским».

Архитектура Древней Греции кратко : Олимпийский храм Зевса
Коринфский ордер храма Зевса в Олимпии

В конце классического периода к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский.

Эллинизм: чудеса и открытия

Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдодиптерой — двойной колоннадой, внутренний ряд которой скрыт наполовину в стене. Автором этого открытия был Гермоген. Римляне переняли эту формулу и широко использовали в своей архитектуре.

Как греки обогатили Египет

Эллинизм знаменит ещё возведением круглых зданий. Сохранилось несколько построек такого типа в Эретрии, Олимпии, на острове Самофракия.

Но самым грандиозным считается стометровый Александрийский морской маяк (о. Форос).

Александр Македонский во время своих походов основал 17 одноименных городов. Но лишь один дожил до наших дней — Александрия в Египте. После смерти Александра город перешёл под власть фараона Птолемея.

Он и распорядился построить маяк, вошедший в список «7 чудес«. Целью его сооружения было облегчить путь мореплавателям в плохую погоду и ночное время.

Как Колосс Родосский пал дважды

Ещё одно «чудо» из списка было построено Харесом в виде гигантской скульптуры бога Гелиоса — Колосса Родосского. Простоял он около 50 лет на Родосе и был разрушен землетрясением.

Римский император Нерон стремился увековечить себя копией Колосса. Но и тот пал, а его имя с итальянским произношением «Колизей» перешло амфитеатру.

Древнегреческий стиль: угасание

Архитектура эллинизма стремиться к большей пышности:

  • колонны становятся еще более стройные,
  • канавки более углублённые,
  • коринфские капители более украшенными растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Храмам стали уделять мало внимания. Богов забывали: строили в основном

  • общественные сооружения,
  • дворцы,
  • библиотеки,
  • амфитеатры,
  • обносили площади колоннадами.

Усилилось влияние других стилей, появилась эклектика.

Архитектура Древней Греции: кратко

  • Принцип градостроительства: боги — наверху, смертные — внизу.
  • 3 периода развития архитектуры:
    • архаический (VIII – VI вв до н.э.),
    • классический (V век до н.э.),
    • эллинический (IV – I века до н.э.).
  • 3 ордера:
    • дорический,
    • ионический,
    • коринфский.

В архаике — дорический и ионический.
В классике добавился коринфский.
Эллинизм — все три.

Оцените статью, пожалуйста. Выскажите своё мнение в комментарии, нам интересно знать, что Вы думаете. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопку социальных сетей.

Источник: arhi1.ru

Минойская архитектура

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Минойская архитектура

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.

Циклопическая кладка в южных стенах Микен
Циклопическая кладка в южных стенах Микен

Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.

Сокровищница Атрея
Сокровищница Атрея

Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Ионический ордер

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.

Храм Аполлона в Дельфах
Храм Аполлона в Дельфах

Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.

Парфенон
Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.

храм Зевса Олимпийского
храм Зевса Олимпийского

Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – храм Зевса Олимпийского в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  •  толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.

Театр в Эпидавре
Театр в Эпидавре

Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Источник: GreeceMagazine.ru

Античный стиль (Anticuus – с лат.Древний) сочетает в себе совокупность культур древней Греции, Рима и Египта.

Архитектура Древней Греции.
В развитии архитектурных стилей, последующих эпох, главную роль сыграли греки, их наследие осталось в веках и эволюционировало вплоть до нашего времени.  Древнегреческая архитектура зародилась в конце 3 тысячелетия до нашей эры на островах Эгейского моря, высшая степень её развития была в 4-5 вв. до нашей эры. Благодаря своей гармонии, целостности, благородству форм, величию, продуманности всех элементов и деталей, является образцом для более поздних стилей таких, как Классицизм, Неоклассицизм,  Ренессанс. Греки первыми разработали и применили стройную теорию архитектуры, а именно: использовали на практике закон симметрии. Позднее в Европе этот закон станет основой стиля Классицизм. Ученики греков древние римляне не только развили, но и дополнили греческую ордерную систему тосканским и композитным ордерами. Римляне совместили греческий ордер, италийскую арку и свод цилиндрической формы, таким образом, создали арочно-ордерную ячейку,  и создали такую красивую форму как купол. Античность вызывает восхищение своей неподражаемой, величественной и законченной красотой.

Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии как науки, позволившей осознать пропорции как меру гармонии.

В те времена греческие города строились по единому принципу: в центре – укрепленный холм (акрополь), вершину которого украшали святилище и храм, воздвигнутый для бога-покровителя полиса; вокруг холма размещались жилые дома, объединенные в кварталы для разных слоев населения, где, например, ремесленники одной профессии проживали компактно, отдельными слободами. Эти поселения назывались нижним городом, центром которого была агора – площадь для собраний, где горожане сообща решали свои хозяйственные и политические вопросы. Вокруг агоры размещались здания общественного назначения: булевтерии (совет общины), пританеи (для торжественных приемов), лесхи (развлекательные клубы), театры, стадионы, фонтаны, места для прогулок. А палестрам (гимнастическим школам) и гимназиям отводилиь целые архитектурные комплексы. Но все же храм на вершине городского холма был главным и самым красивым сооружением полиса.
Внутри храмов – множество скульптур и фресок, раскрашенных преимущественно в синие и красные цвета. Главные, несущие части храмов (архитравы, колонны) вообще не окрашивались. Большое значение придавалось пейзажному окружению храма и святилища. Зигзагообразная освещенная дорога, ведущая к ним снизу, обрамлялась статуями и сокровищницами, а сам храм возникал перед взором идущих людей неожиданно, на последнем повороте. Это создавало впечатление величия и силы.

Античная Греческая архитектура делится на 3 основных периода:
1. Архаический (до V в. до н. э.)
2. Классический (до V в. до н. э.)
3. Эллинистический период (IV – I века)

Ранний период развития античной архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. 
На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. В бронзовом веке храмы еще не строились. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план.
В первой половине VIII в. появляется храм. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры античных храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

Ордерная система.
Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов.
Предположительно в VIII в. до н. э. выявились два направления в архитектуре: дорическое и ионийское.

Ордера архитектурные (от лат. ordo – порядок) – система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей).
Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.

Дорическая архитектура отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. Дорический стиль архитектуры сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. (7 век до н.э.) и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.

Античные здания
Колонна дорического ордера

Колонны
Столь характерная для архитектора греческого храма колонна, несомненно, ведет свое происхождение от микенского деревянного столба. Меняется лишь форма опоры, когда дерево постепенно вытесняется камнем. Микенский столб сужался книзу, дорическая колонна – кверху. Колонна микенская была лишена всех декоративных элементов, превратившись в стройную и строгую колонну дорического ордера. Дорическая колонна имеет конструктивные, тектонические, а не украшательские функции; в самых первых греческих святилищах эпохи архаики колонны были еще деревянными.

План храмового сооружения включал в себя главную часть, поделенную на нефы рядами колонн, и передний зал. В отличие от более поздних греческих храмов ранние не имели колоннады, идущей по всему периметру здания. Разбогатевшие греческие города-государства оказались в состоянии осуществить подлинный переворот в храмовой архитектуре, которая из глиняно-деревянной стала каменной. Появившиеся незадолго до этого деревянные колоннады мало-помалу заменялись на каменные.

Древнейшие дорические перистили – сооружения, обнесенные со всех сторон колоннадой, – отличались значительным превышением длины над шириной, т. е. вытянутостью в длину. Храм Аполлона в Сиракузах, относящийся к старейшим дорическим храмовым постройкам, имеет по 17 колонн при боковых стенах и только 6 с фасада.

Другая особенность  античной архитектуры – большая величина диаметра колонн, стоящих к тому же близко одна к другой, что создавало впечатление тяжеловесной монументальности и серьезности всего облика здания. Дальнейшее развитие дорического стиля привело к изменению этих пропорций, и в первую очередь соотношения диаметра колонны и ее высоты.

В архаическом храме в Коринфе (около 540 г. до н. э.) соотношение диаметра и высоты составляет 1:4, в афинских Пропилеях V в. до н. э. – 1:5,б, а в святилище в Немее (около 330 г. до н. э.) – уже 1:6,5. Колонны становились тоньше и стройнее, что меняло и общий вид сооружения.

Не осталось неизменным и соотношение длины и ширины перистиля. Тип архаического храма, где количество колонн у фасада и у боковой стены соотносилось между собой как 6:17 (в Сиракузах) или 6:15 (в Коринфе), в классической греческой архитектуре уже не встречается. Утверждается правило, по которому боковая стена должна была иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс еще одну.

В результате храм Зевса в Олимпии и афинский Гефестиейон демонстрируют соотношение 6:13, а афинский Парфенон – 8:17. Менялось также количество внутренних нефов, вообще планировка помещений внутри храма. Развитие дорического стиля шло ко все более совершенным пропорциям, архитектурной гармонии.

Ионический стиль архитектуры, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления, стремились достичь легкости, изящества, прихотливости линий.

Строгой, геометрически правильной дорической капители соответствует здесь капитель ионийская, с завитками – волютами, каменным орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса, валиками, служившими опорой архитраву – широкой нижней балке, покоившейся непосредственно на капители колонны. Заметные различия есть и в форме самих колонн. Дорическая вырастает словно дерево из земли, прямо из стилобата – площадки, на которой она стоит. Ионийская колонна имеет сложный цоколь. Углубления на ионийской колонне тоньше и богаче, чем на дорической.

Ионический стиль стремился к все большей декоративности и пышности, в чем, несомненно, сказались влияния Востока. Здесь колонна выступает не только как опора, как элемент тектонический, но и как элемент декоративный. Ионийских святилищ того времен античности сохранилось очень мало.

Античные здания
Храм Афины в Приене. Архитектор Пифей.

Об ионийских храмах эпохи архаики мы знаем больше из античной литературы: слишком много их было уничтожено.
Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в Эфесе, воздвигнутое критянином Херсифроном и его сыном Метагеном, а несколько веков спустя, в 356 г. до н. э., сожженное Геростратом.
От руки персов погиб храм Геры на Самосе, построенный Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата.

Коринфский ордер – один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

«Дорическое» и «ионийское» – не совсем географическое понятие: дорические постройки можно встретить на ионийской территории, и наоборот.
Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы.

Заметим, кстати: созерцая сегодня руины дорических и ионийских святынь, мы как бы забываем, что здания эти были покрыты росписями, отличались богатой полихромией. Древняя Греция была мраморной, но отнюдь не только сверкающей белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок – красной, голубой, золотой, зеленой, – залитые ярко сияющим солнцем юга.

___________________
Расцвет античной архитектуры в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э.

Греческий жилой дом раннего архаического периода представлял собой простое здание, включавшее главное прямоугольное пространство и входной вестибюль.
В классическом периоде, т. е. в V и VI вв. до н. э. встречаемся уже со сложной планировкой дома, состоящей в принципе из двух частей. Первая- мужская часть служила для встреч и бесед. Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая – женская часть также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов. Греческий дом, обычно кирпичный, а позднее и каменный, имел иногда и два этажа. Перекрытия и кровля были плоскими, а фасады, выходящие на улицу, первоначально делались простыми, гладкими и без окон.

Эллинистический период (IV – I века)
Открытием эллинистического периода зодчества были храмы, окруженные двойной колоннадой. Таков был храм Дидимайон (Милет). Милет, кстати, до сих пор считается лучшим образцом градостроительства. Упомянутый храм окружает двойная колоннада (210 колонн). Прославленным практиком и теоретиком зодчества этого периода был Гермоген, создатель новой архитектурной формулы – псевдодиптера, а проще говоря, двойной колоннады с наполовину скрытым в стенах внутренним рядом колонн.

Эта идея воплотилась в строительстве храма Артемиды Левкофриены (Магнесия). После греков псевдодиптер широко использовался в архитектуре римлян. Еще одним достоянием эллинистического периода было возведение круглых зданий. Судить об этом типе зодчества мы можем по немногим сохранившимся памятникам: Арсиноэйон (о. Самофракия), несколько построек в Эретрии, Олимпии. Но самым грандиозным история признала стометровый морской маяк (о. Форос) неподалеку от Александрии. Его называли одним из семи «чудес света», но до наших времен он не сохранился, как и остальные «чудеса», кроме египетских пирамид.

Архитектура Древнего Рима.
Наследником художественной культуры Древней Эллады стал рабовладельческий Рим, покоривший Грецию во II в. до н. э. Римляне, познакомившись с мифологией, наукой, литературой и театром Древней Греции, высоко оценили творческий гений эллинских зодчих и скульпторов. Недаром знаменитый римский поэт Гораций говорил, что «Греция, взятая в. плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусство…».

Однако Рим, прошедший за восемь столетий (с VIII по I в. до н. э.) путь от маленького, ничем не примечательного города до столицы громадного государства Римской империи, не только воспринял лучшие достижения искусства народов Ближнего Востока и Средиземноморья. Римляне внесли свой вклад в художественную культуру древнего мира.
Еще в эпоху существования Римской республики (V-I вв. до н. э.) римляне построили – великолепные дороги, мосты и водопроводы, первыми стали использовать в строительстве прочный и водонепроницаемый материал – римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему сооружения больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко применяли наряду с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод и купол.

В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами.
Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации.
С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.

Около 125 г. был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры – Пантеон – «храм всех богов». Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству.

Античные здания
Пантеон
Античные здания
Пантеон. Интерьер

Пантеон – наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме (непревзойденного до XX в.) большепролетного купольного пространства.

Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу. Для облегчения веса купол постепенно уменьшается по толщине к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель – пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6 м.

Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема (театр Марцелла в Риме, II в. до н.э., вмещавший около 13 тыс. зрителей, и др.).

Античные здания
Римский театр

Колизей (Коллосей) (75-80 гг. н. э.)- крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 156 х 188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.
Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Система ордеров придает композиции масштабность и наряду с этим особый характер взаимосвязи пластики со стеной.

Античные здания
Колизей
Античные здания
Колизей

Базилика, послужившая впоследствии образцом христианского храма, являлась у римлян чисто гражданским зданием. Идее древней базилики среди современных зданий, быть может, наиболее соответствует «биржа». Это – помещение, предназначенное для судопроизводства, деловых и политических собраний. Пока господствовали древнеримские нравы, обходились без таких базилик; заседания на форуме происходили под открытом небом.
Первая базилика относится к 180 г. до н. э. Общее расположение базилики заимствовано из Греции.

Храмы – ротонды.
Храм Весты.  Здесь хранился священный огонь Весты, богини домашнего очага, который нужно было постоянно поддерживать под страхом великих несчастий. Это обстоятельство порождало неизбежную угрозу пожаров. Последовательно проводимые реставрации не изменили ориентации храма: вход остался с восточной стороны, как того требовали обычаи, и сохранился круглый план, напоминающий форму хижины 1 тысячелетия до н.э. (эпохи железа).
Здание круглой формы; его целла окружена двадцатью коринфскими колоннами, стоящими на подиуме (диаметром 15 м), облицованном мрамором; с восточной стороны к целле вела лестница. Крыша была конусообразной формы с отверстием по центру для выхода дыма. В целле, украшенной снаружи полу-колоннами, не было статуи Весты, но всегда пылал священный очаг, являвшийся воплощением богини.

Античные здания
Храм Весты

Триумфальные арки.
Триумфальные арки относятся к общему типу арок. Они богато украшены и увенчаны аттиком с надписью.

Триумфальная арка Константина  трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Античные здания
Триумфальная арка Константина

Греки воздвигали колоссальные статуи богам, римляне – императорам. Таков колосс Нерона.

Античные здания
Колосс Нерона

Колосс Родосский.

Известные почетные колонны – колонны Траяна и Антонина в Риме, на которых подвиги императоров были изображены рельефом, восходящим спиралью от цоколя до капители, увенчанной статуей.

Колонна Траяна – колонна на форуме Траяна в Риме, установленная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Колонна выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м.
Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

Мосты, акведуки.
К числу крупнейших сооружений римского строительства относятся мосты. Очертания арок всегда приближаются к полукругу, причем каждый бык является параллельно и устоем арки, что позволяет одновременно возводить ряды арок.

Античные здания
Гардский акведук в г. Нима

Римские термы – сложные комплексы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды. Расположенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса.
Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий.
В Риме было построено 11 крупных императорских терм и около 800 небольших частных терм.

Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира.

Оглавление.

Источник: mansa-uroki.blogspot.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.