Выставка венецианских художников в пушкинском музее


В Пушкинском музее завершается монтаж новой экспозиции. 24 июля там открывается выставка работ венецианских художников 18 века – «От Тьеполо до Каналетто и Гварди». За последними приготовлениями наблюдала Анастасия Егорова.

Мастер жанровых сцен, друг драматурга Карло Гольдони прославился забавными зарисовками – Лонги фиксировал тайные свидания, уличную жизнь Венеции. Его работы, как и десятки других картин, преодолели больше двух тысяч километров в специальных ящиках, которые надежно защищают полотна.

Перед монтажом картины тщательно осматривают. Изменения, если они есть, заносят в паспорт сохранности картины. Кураторы довольны – полотна из собраний Палаццо Кьерикати и банка Интеза Санпауло в превосходном состоянии. Их дополнили картины из коллекции Пушкинского музея. В едином пространстве шедевры со страниц учебника истории искусств. Большинство – детально прорисованные городские пейзажи – ведуты. Мастер этого жанра – Антонио Каналетто. Его работ в Италии нет. В Пушкинском их три.


Готовясь к выставке, Виктория Маркова совершила неожиданное открытие – установила автора небольшой картины. Она была в запасниках ГМИИ и никогда не экспонировалась, пока не попала в руки реставраторов. Художником оказался знаменитый ведутист Франческо Гварди. «Я сомневалась в том, что он сам написал, предполагалось, что кто-то из художников мастерской, потому что это была семейная мастерская, которую возглавлял его старший брат. Потому что под этим слоем лака, пыли и грязи, которую лак вбирает, плохо была видна живопись», – рассказала она.

Особая гордость итальянской стороны – произведения Пьяцетты. Его картин в России нет. Знаменитую алтарную композицию «Экстаз святого Франциска» в экспозиции расположили, как и в 18 веке, рядом с произведением Тьеполо. В тот период они располагались в одной из церквей Виченцы.

«Тьеполо был предвестником новой эпохи, которая зарождалась в период, в который он жил. Прекрасная молодая девушка держит в руках солнце – символ века просвещения, который вот-вот наступит, в другой руке – зеркало, но она в него даже не смотрит. Оно отражает эпоху прошедшую», – комментирует сокуратор выставки Джованни К.Ф. Вилла.

После выставки в Москве картины великих венецианцев покажут в итальянской Виченце.

Новости культуры

Источник: tvkultura.ru

Работы из Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце, из Коллекции «Интеза Санпаоло» — Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари в Виченце и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве


ГМИИ им. А. С. Пушкина,
24 июля — 14 октября 2018
Главное здание, Москва, ул. Волхонка, 12

В экспозиции представлено 57 работ, среди которых 23 произведения из Палаццо Кьерикати, 25 произведений из ГМИИ им. А. С. Пушкина, 9 произведений из Галерей Италии — Палаццо Леони Монтанари. Выставка проходит под патронатом Посольства Италии в Москве.

  • Выставка венецианских художников в пушкинском музееДжамбаттиста ТЬЕПОЛО Время, открывающее Истину. Около 1745
    Холст, масло
    Палаццо Кьерикати
    Источник: pushkinmuseum.art
  • Выставка венецианских художников в пушкинском музееДжованни Баттиста ПИТТОНИ Диана и нимфы. 1723–1725
    Холст, масло
    Палаццо Кьерикати
    Источник: pushkinmuseum.art

Работы из этих собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые показаны вместе в едином пространстве, что позволяет зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи рококо. В экспозиции можно увидеть произведения таких важнейших итальянских художников, как Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Тьеполо, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги.

Кураторы выставки: Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина, хранитель итальянской живописи; Джованни К. Ф. Вилла, почетный директор Городских музеев Виченцы.

  • Выставка венецианских художников в пушкинском музееДжамбаттиста ТЬЕПОЛО Смерть Дидоны. 1760-е
    Холст, масло
    ГМИИ им. А. С. Пушкина
    Источник: pushkinmuseum.art
  • Выставка венецианских художников в пушкинском музееДжованни Антонио КАНАЛЬ, прозванный КАНАЛЕТТО Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. Около 1730
    Холст, масло
    ГМИИ им. А. С. Пушкина
    Источник: pushkinmuseum.art

Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке переживает новый период блестящего расцвета. Венеция становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров.

Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) — крупнейший итальянский живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве. Его полотна и монументальные росписи отличаются эмоциональной взволнованностью, динамизмом композиций и яркой красочностью.

В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название «ведуты». Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663–1730), чьи композиции можно видеть на выставке. Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697–1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников. В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712–1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название «каприччо».

Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702–1785): зарисовки из жизни — тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий — стали основными темами работ художника.


Мастера, прославившие венецианскую школу, не всегда жили и работали в столице: свой талант художники часто реализовывали в небольших городах. Особого внимания заслуживает Виченца — «город Палладио», называемый так в честь знаменитого итальянского зодчего Андреа Палладио. Он родился в Падуе, но значительную часть архитектурного наследия оставил именно в Виченце. Один из шедевров Палладио — Палаццо Кьерикати, в котором сегодня располагается Городской музей Виченцы, предоставивший свои работы на выставку в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Зрители также могут увидеть в экспозиции работы из Палаццо Леони Монтанари (Галереи Италии) в Виченце, которые знакомят с венецианской живописью XVIII столетия из коллекции «Интеза Санпаоло».

  • Выставка венецианских художников в пушкинском музееПьетро ФАЛЬКА, прозванный ЛОНГИ Слон. 1774
    Холст, масло
    Коллекция банка «Интеза Санпаоло». Галереи Италии — Палаццо Леони Монтанари
    Источник: pushkinmuseum.art
  • Выставка венецианских художников в пушкинском музееФранческо ГВАРДИ Архитектурная фантазия с разрушенной готической аркой. 1780-е
    Холст, масло
    ГМИИ им. А. С. Пушкина
    Источник: pushkinmuseum.art

На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина произведения итальянских художников из разных собраний дополняют друг друга: знаменитое полотно Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (в самой Венеции можно найти лишь несколько работ). В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея. В то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты, одна из лучших работ которого, «Экстаз святого Франциска», экспонируется на выставке. Мало знакомо российскому зрителю и творчество Пьетро Лонги, художника, посвятившего себя жанровой живописи. Его небольшие забавные картины, исполненные тонкого юмора, открывают перед зрителем жизнь венецианского аристократического общества. В экспозиции показаны работы Джамбаттисты Тьеполо, одного из величайших мастеров европейской живописи XVIII столетия, которыми по праву гордятся музеи Москвы и Виченцы. Таким образом, на выставке его творчество предстает в широком тематическом диапазоне и в многообразии жанров, от плафонной композиции на аллегорическую тему «Время, открывающее Истину» (Палаццо Кьерикати, Виченца) до написанных для церквей алтарных образов и небольших станковых картин для частных заказчиков, среди которых мастерством исполнения выделяется «Смерть Дидоны» (ГМИИ им. А. С. Пушкина). Хронологически завершает экспозицию группа пейзажей-каприччо Франческо Гварди, оставившего потомкам неповторимый исполненный поэзии образ Венеции — удивительного города на лагуне.


Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина: «ГМИИ им. А. С. Пушкина на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии, благодаря чему имеет возможность организовывать выставки итальянского искусства высочайшего уровня. Вдохновленный высоким уровнем картин итальянской школы, хранящихся в ГМИИ, директор Художественного музея Виченцы профессор Джованни Вилла предложил провести совместную выставку, объединяющую произведения из российского и итальянского собраний. Выставка станет важным шагом в развитии партнерских отношений итальянских и российских музеев и пройдет в два этапа: сначала будет показана в Москве, а затем — в Виченце».

Источник: pushkinmuseum.art

Источник: artinvestment.ru

Куратор выставки «Венеция Ренессанса» Томас Далла Коста

Что вы хотели бы сказать этой выставкой? В чём состоит её концепция? Сколько картин в экспозиции?

Идея этой выставки построена на сопоставлении творчества Тициана, Веронезе и Тинторетто — главных художников венецианского Возрождения, продлившегося на век дольше римско-тосканского (которое, как принято считать, заканчивается со смертью Рафаэля).


неция XVI века — это очень богатый город, один из самых густонаселённых в Европе (наряду с Москвой, Парижем и Неаполем). Здесь встречаются разные культуры, цвета, костюмы, языки. Можно сказать, что и эти три художника говорили на разных языках и носили разные одежды. Именно в этом состоит замысел выставки: попытаться объяснить, проиллюстрировать, как каждый из этих художников-современников, родившихся и выросших в едином контексте, сумел выработать свою собственную, совершенно самобытную манеру живописи. Картины для выставки предоставили 17 музеев, из Италии привезено более двадцати работ; по одной важной вещи предоставили Эрмитаж, частная московская коллекция и сам Пушкинский музей. Все вместе они помогают проявить основные отличительные черты трёх великих мастеров.

В чём особенности жизни в Венеции в ту эпоху и живописи венецианского Возрождения? Как развитие местного искусства связано с экономикой и общественно-политическим устройством?

В Венеции тех времён существовала своеобразная форма республиканского правления. У власти находилась группа олигархов, а общество разделялось на несколько классов: горожан (коренных жителей Венеции), патрициев, дворян. Кроме того, нарастала численность купечества — сословия, к XVI веку сосредоточившего в своих руках огромную власть и богатство.


ли в городе и другие социальные группы, не столь влиятельные: от них трудно было ожидать интересных заказов. Тем не менее, Тинторетто много работал с церквями, религиозными орденами и общинами. На выставке есть огромная картина «Тайная вечеря» (шириной более 5 метров), написанная Тинторетто для церкви Сан-Маркуола и хранящаяся там по сей день. По ней видно, что хотя его манера письма была обращена прежде всего ко власть имущим, он также пытался говорить и с простыми, не столь зажиточными гражданами Венеции.

Город был необыкновенно богат, и купеческое сословие играло в нём ключевую роль; торговцы со всего мира имели здесь свои интересы. Были среди венецианских купцов и люди, происходившие из континентальных владений Венеции или работавшие там. Художником, который переводил стремления и запросы этого влиятельного слоя на язык живописи, стал Паоло Веронезе. Как ясно из его прозвища, Паоло был родом из Вероны — другого великолепного города, откуда он, впрочем, счёл нужным уехать. Да, в Вероне в начале XVI в. была своя, прекрасно развитая визуальная культура, — но Веронезе обладал необыкновенным талантом и, видимо, чувствовал себя там немного белой вороной. Поэтому в середине XVI в. он принимает решение перебраться в Венецию, где судьба сводит его с Тинторетто и Тицианом.

Тициан был самым старшим из всех троих, он родился ещё в XV в. и заложил основы нового направления венецианской живописи. Именно он первым стал официальным государственным художником; помимо политиков, заказчиками Тициана выступали церкви, для которых мастер писал алтарные полотна (одно из них есть на выставке). Конечно, он не брался за недорогие заказы и не сотрудничал со светскими братствами, как Тинторетто.


Уже к середине XVI в. Тициан становится художником, который работает для крупнейших правителей Европы: это императоры, короли, герцоги Мантуанские и Феррарские (последние, по всей видимости, заказали художнику «Саломею»).

Таким образом, карьеры этих трёх художников разительно отличались. И поскольку в Венеции не было двора — в городе сосуществовали несколько полюсов власти, — здесь сформировались различные круги заказчиков, а это давало художникам возможность спокойно сосуществовать в многогранной, богатой (и стимулами, и деньгами) и сулящей прекрасный заработок социокультурной среде. Именно это мы и хотели бы продемонстрировать нашей выставкой: речь идёт о трёх художниках, способных работать бок о бок в одном городе. Они наблюдали друг за другом, изучали друг друга и вне всякого сомнения были знакомы.

Конечно, иногда им приходилось и соперничать, но даже в этих случаях между ними не было той вражды, о которой так любят говорить некоторые исследователи. Это было мирное соперничество, которое развивалось вполне добропорядочным образом.

В чём особенности венецианского Ренессанса с художественной точки зрения и чем отличается почерк каждого из трёх мастеров?

Основные особенности венецианского искусства восходят к полемическому утверждению Джорджо Вазари, что якобы флорентийцы были умелыми рисовальщиками, а венецианцы — более искусными колористами. Последнее качество роднит всех трёх наших художников; в итальянском языке прочно вошли в обиход такие обороты, как «красный Тициана» и «зелёный Веронезе». С Тинторетто никакой цвет не ассоциируется, хотя это было бы забавно: можно было бы назвать в его честь оттенок коричневого! Вероятно, дело в том, что в работе с цветами он уступал своим коллегам, — зато его живопись была очень динамичной, сильной, его манера хорошо подходила для драматичных религиозных сюжетов. Он был отличным портретистом, как и Тициан, которого, однако, отличала особая монументальность в изображении людей, выражений их лиц, экспрессии, и особенно умение передавать эмоции и пафос; его драматизм отличается от драматизма Тинторетто. Веронезе же был более деликатным, нежным, возвышенным художником; с точки зрения техники ему, пожалуй, не было равных в умении сочетать цвета (чего стоят его знаменитые цветные тени). Цвет для него был основополагающим преимуществом, но и качество рисунка было выдающимся. Вообще Веронезе и Тинторетто были одними из наиболее плодовитых рисовальщиков Венеции и всей Европы XVI в.

Неверно говорить, что венецианцы не умели рисовать, но в работе с цветом они безусловно были великолепны. Хроматические переходы, использование света — вот то, что отличает венецианскую живопись от других школ.

Этому есть какое-то объяснение?

Конечно. Венеция — город на воде, и в разное время суток она окрашивается в разные цвета: вода отражает свет. На исходе дня солнце медленно опускается за горизонт, расцвечивая стены домов закатными красками. Это видно и на некоторых картинах нашей выставки — обратите внимание на то, как изображены полы. Можно сказать, что контекст определяет наше восприятие и эстетическое развитие. Если вам посчастливится прокатиться по каналам Венеции на лодке или гондоле в солнечные дни, проплывая под многочисленными мостами, можно полюбоваться игрой отражённого света на их сводах. Можно сказать, что венецианские художники находились в постоянном контакте с природой, и даже относились к ней с прагматизмом.

Могли бы вы выбрать по одной наиболее характерной картине каждого из художников и рассказать нам немного о ней?

Конечно. Эта картина Тинторетто называется «Снятие с креста», она была написана в начале 60-х годов XVI века для церкви иезуитов в Венеции, впоследствии разрушенной. Картина хранится в Галереях Академии. До 2008 года картина никогда не путешествовала, так как находилась в плачевном состоянии, но благодаря реставрации теперь мы можем оценить всё её первозданное великолепие. Когда-то она висела в главном алтаре церкви. Орден иезуитов в то время только появился, и возможно, что это одно из первых произведений искусства, выполненных по их заказу. Так что у этой работы ещё и значительная историческая ценность.

В той же церкви работал Паоло Веронезе — и, если исходить из доступных нам свидетельств, они сотрудничали, а вовсе не соперничали. Веронезе расписывал своды, а Тинторетто работал над алтарным образом, чрезвычайно драматичным и близким с хроматической точки зрения к Веронезе, поскольку цвета помогают Тинторетто передать драматизм этой почти что двойной смерти. В самом деле, кажется, что на картине изображена гибель сразу двух персонажей: бледный лик Марии искажён страданием, от которого она лишается чувств. Она снова испытывает боль, подобную той, что пережила при рождении сына, в момент, когда его снимают с креста мёртвым на противоположной стороне холста. Зеркальные фигуры Христа и Богоматери воплощают собой и ту своеобразную «физическую» трактовку религиозности, в изображении которой Тинторетто достиг большого мастерства. Вот почему эта картина сейчас здесь.

«Сусанна и старцы» хранится в Генуе, в музее палаццо Бьянко. Я выбрал эту картину, так как её сюжет типичен для Паоло Веронезе, который написал бессчётное количество его вариантов. С одной стороны, это библейский сюжет: двое старейшин домогаются молодой женщины в момент, когда она собирается искупаться в своём саду. Сусанна отказывает им, защищая свою честь. Тогда старцы угрожают обвинить её в прелюбодеянии, за что в то время полагалась смерть через побиение камнями. Но Сусанна предпочитает смерть бесчестью.

Интересно, что Паоло Веронезе обычно ассоциируется с пышными праздниками и античной мифологией, но если посмотреть каталог его работ повнимательнее, то обнаруживается, что у него очень много картин на религиозные сюжеты. Хотя и таким сценам он придаёт значительный эротический заряд. Взгляните на статую сатира за спиной у Сусанны: дело даже не в его очевидно эрегированном фаллосе под мраморной накидкой, а в дьявольски похотливом выражении лица, с которым он взирает на объект своего желания. В то же время Сусанна выглядит как венецианская невеста тех времён: её шею обвивает жемчужное ожерелье, в ушах жемчужные серьги — непременные атрибуты тогдашнего свадебного убранства. Её волосы собраны, что также символизирует чистоту. Целомудренность Сусанны, прикрывающейся тканью, наводит на мысль об образе Венеры стыдливой, прикрывающей свою наготу и стремящейся укрыться от взглядов посторонних.

Cобачка в углу картины заходится в яростном лае, стремясь защитить свою хозяйку.

Её попытки нисколько не впечатляют двух старцев, уверенных в своей безнаказанности и не обращающих внимания ни на лай, ни на бубенцы, звон которых мы почти что можем услышать. Виноград на заднем плане говорит о том, что дело происходит в саду, где Сусанна совсем одна, и никто не придёт ей на помощь. И всё же Сусанна находит силу в Господе: жемчуг, который она носит, говорит о том, что она верная невеста Христова.

FullSizeRender (2)

«Портрет кардинала Алессандро Фарнезе», Тициан

Это портрет кардинала Алессандро Фарнезе, написанный Тицианом в 1545 или 1546 году в Риме, где художник жил в то время, работая на очень влиятельную семью Фарнезе. Эта картина хранится в Неаполе, в музее Каподимонте; в XVII-XVIII веках многие картины из коллекции Фарнезе оказались в этом музее. Кстати, этот портрет считается жемчужиной собрания, и его довольно редко вывозят за пределы музея. Благодаря столь бережному хранению он в превосходном состоянии, так что вы можете оценить выдающуюся технику Тициана. Как я уже говорил, Тициан был самым интернациональным художником из трёх. В середине 40-ых годов Фарнезе принимают его у себя в Риме. Чтобы оценить могущество этой династии, достаточно сказать, что дядей изображённого на портрете кардинала был папа римский Павел III. Так что можно без преувеличения сказать, что искусство открыло Тициану дорогу в самое высшее общество. Тициан также был придворным художником самого могущественного политика той эпохи, Карла V, императора Священной римской империи.

Именно Тициан совершил революцию в портрете, повлиявшую на последующую европейскую визуальную культуру и творчество таких великих портретистов, как Рембрандт, Франса Пурбус Младший, Антонис Мор и другие.

Тициана отличает великолепное умение передать энергетику, психологию изображаемого человека: обратите внимание на внимательный и проницательный взгляд кардинала Фарнезе, который он, кажется, обращает на зрителя.

В каких местах Венето вы порекомендовали бы побывать тем, кому интересна эта выставка? Где можно увидеть, из чего прорастает это искусство?

Естественно, начать стоит именно с Венеции. Помимо Галерей Академии и Дворца дожей, пышно украшенных теми же Веронезе и Тинторетто, в городе несметное множество церквей. Например, Сан-Себастьяно считается храмом Паоло Веронезе, а Мадонна-делль-Орто — памятником религиозной живописи Тинторетто. На материковой части Венето интересны великолепные виллы, в частности вилла Барбаро (в Мазере).

В ней можно увидеть один из величайших живописных циклов всех времён и народов — и по размеру, и по содержанию. Её фрески и сегодня исследуют учёные: смысл многих изображений до сих пор не расшифрован. Эта вилла — бесспорный шедевр мировой культуры. К счастью, она открыта для публичного осмотра. А ещё есть Верона — родной город Паоло Веронезе — и Доломитовые Альпы вокруг Беллуно, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно здесь, в Пьеве-ди-Кадоре, родился Тициан. Местные жители тщательно и с огромной любовью ухаживают за его домом, ведь это самый знаменитый местный уроженец.

Как интересно! А если взглянуть шире и отправиться за пределы Венето, какие «секретные» места вы бы посоветовали нашим читателям? Например, в провинции Верона, откуда вы родом?

Вообще-то я родился в провинции Тренто, но я много лет прожил в Вероне, учился там. Так что эти края я знаю неплохо. Здесь много прекрасных мест, приехать стоит не только ради искусства, но и за прекрасными видами, отличной кухней, хорошим вином. На мой взгляд, Тревизо всё еще недооценён туристами, хотя это очень интересный город. Не могу не упомянуть Падую; думаю, немногие слышали о Соаве, что на границе между Виченцей и Вероной. Над этим очаровательным городком высится старинная крепость. Здесь делают превосходное вино из автохтонного винограда гарганега. Он прекрасно растёт здесь благодаря климату (лето здесь прохладное). И раз уж я заговорил о винах, напомню о долине Вальполичелла и вине Амароне. Да, чуть не забыл про море: совсем рядом с Венецией есть несколько морских курортов: Йезоло, Эраклеа и другие. Не хуже можно отдохнуть и на озере Гарда — я особенно рекомендую городки Дезенцано и Бардолино. Если вы побывали в Кадоре, на родине Тициана, то обязательно посетите и Беллуно. Это действительно великолепный город с хорошей кухней. Почему бы не отобедать полентой с дичью, как, несомненно, это делал в своё время Тициан?

Пожалуй, стоит довериться вкусу великого художника. А в каких других регионах Италии вы любите отдыхать?

Мне очень нравится юг, а личные мотивы связывают меня с Флоренцией; бесспорно, это один из самых величественных городов Италии. Впрочем, и помимо Флоренции в Тоскане есть что посмотреть: Ареццо, Прато, Лукка, Сиена. Очень интересна центральная Италия, к несчастью сильно пострадавшая от землетрясения год назад. Например, регион Марке — это одновременно отдых у моря и богатое культурное наследие. В Италии много красивых мест: Рим, Пьемонт и область Ланге, Турин… Со всеми связаны те или иные этапы моей жизни, поэтому я чувствую себя вправе их рекомендовать. Если же вы любите горные лыжи, то приезжайте зимой в Трентино-Альто-Адидже.

Источник: latuaitalia.ru

1-В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» - 1.jpg

В залах выставки “От Тьеполо до Каналетто и Гварди” – 1


В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит выставка “От Тьеполо до Каналетто и Гварди”, на которой представляют работы венецианских мастеров XVIII века. Более половины из пятидесяти семи картин экспозиции приехали в Москву из двух выдающихся музейных коллекций города Виченцы.


На выставке в Пушкинском музее можно увидеть произведения важнейших итальянских художников: Джованни Баттиста Тьеполо, Джамбаттиста Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги. Из пятидесяти семи представленных работ двадцать три произведения – из собрания Городского музея Палаццо Кьерикати, девять произведений из Галереи Италии – Палаццо Леони Монтанари, двадцать пять произведений – из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Работы из собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые показаны вместе в едином пространстве, что позволяет зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи XVIII века.


2-В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» - 2.jpg

В залах выставки “От Тьеполо до Каналетто и Гварди” – 2
Фото: Светлана Мишина

3-В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» - 3.jpg

В залах выставки “От Тьеполо до Каналетто и Гварди” – 3


Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке пережила новый период блестящего расцвета.


4-Каналетто - Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей.jpg

Джованни Антонио Каналь (Каналетто) – Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей, 1730


Венеция в этот период становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров. Таковы работы на выставке, и собрать вместе такое количество представительных картин венецианцев – большая удача.

На открытии выставки директор музея Марина Лошак сказала: “ГМИИ им. А. С. Пушкина на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии, благодаря чему имеет возможность организовывать выставки итальянского искусства высочайшего уровня. Вдохновленный высоким уровнем картин итальянской школы, хранящихся в ГМИИ, директор Художественного музея Виченцы профессор Джованни Вилла предложил провести совместную выставку, объединяющую произведения из российского и итальянского собраний”.

Экспозиция после показа в Москве поедет в Виченцу.


5-В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» - 4.jpg

В залах выставки “От Тьеполо до Каналетто и Гварди” – 4


На выставке в Пушкинском музее произведения итальянских художников из разных собраний дополняют друг друга: знаменитое полотно Каналетто “Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей” и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (в самой Венеции можно найти лишь несколько работ). В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея. В то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты – на выставку привезли одну из лучших работ этого художника “Экстаз святого Франциска”.


6-Джамбаттиста Питтони 1720-е - Диана и нимфы.jpg

Джамбаттиста Питтони – Диана и нимфы, 1720-е годы


Картина из музея Палаццо Кьерикати под названием “Диана и нимфы” – шедевр итальянского мастера Джованни Баттиста Питтони и одно из самых значительных произведений на мифологическую тему в венецианской живописи XVIII века. В истории Дианы и Актеона художник в большей мере сосредотачивает внимание на чувственном, нежели драматическом аспекте повествования. В правой части произведения нимфы, будто слившиеся в золотое облако, окружают Диану, помогая ей снять одеяния перед купанием. На дальний план отодвинут другой сюжет: расплата Актеона за свое любопытство и плотские желания. Это мрачная сцена гибели растерзанного собственными собаками персонажа, написанная художником в легкой и звонкой цветовой гамме. “Диана и нимфы” – классический пример венецианской живописи стиля рококо, что особенно проявляется в манере изображения утонченных обнаженных фигур.
Показывая картины мастеров, составители экспозиции стремятся подать характерные черты в творчестве каждого, подчеркнуть нюансы. Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) – крупнейший итальянский живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве.


7-Тьеполо - Время открывающее Истину - 1745.jpg

Джованни Баттиста Тьеполо – Время, открывающее Истину, 1745


Одно из самых масштабных произведений на выставке – работа Джамбаттиста Тьеполо “Время, открывающее Истину” из городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце. Устало-поникшая фигуру крылатого старца, изображённого на картине, олицетворяет Время. Его полная противоположность – возлежащая рядом молодая девушка, которая символизирует Истину. Другой канонический герой этой сцены, Неведение, расположен в правой части картины, откуда он устремляется вниз.

Аллегорическая тема произведения Тьеполо раскрывается в остроумной и живой форме: Время, рядом с которым лежит большая коса, приказывает одному из маленьких амуров перевернуть песочные часы, тогда как девушка остается безразличной и к старцу, и к зеркалу, в котором она отражается.


8-Тьеполо - Смерть Дидоны.jpg

Джованни Баттиста Тьеполо – Смерть Дидоны
Фото: www. italian-art.ru


В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название “ведуты”. Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663-1730), чьи композиции можно видеть на выставке. Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697-1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников.


9-Каналетто - Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Вирджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло - 18 век.jpg

Джованни Антонио Каналь (Каналетто) – Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Вирджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло, XVIII век


В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712-1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название “каприччо”.


10-Франческо Гварди - Архитектурная фантазия с двориком - 18 век.jpg

Франческо Гварди – Архитектурная фантазия с двориком, XVIII век


Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702-1785): тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий стали основными темами работ художника.


11-Пьетро Лонги - Игра кастрюлями.jpg

Пьетро Лонги – Игра кастрюлями

12-Пьетро Лонги - Слон - 1774.jpg

Пьетро Лонги – Слон – 1774

Выставка “От Тьеполо до Каналетто и Гварди” в ГМИИ им. А.С. Пушкина
работает до 14 октября 2018 года.

Тьеполо, Каналетто и другие: картины венецианских мастеров показывают в Пушкинском музее

Источник: lovers-of-art.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.