Выставка итальянских художников в пушкинском музее


Вспоминая о золотом веке Венеции, оглядываются обычно не на время Гольдони и Казановы, а на куда более раннюю эпоху. Среди титульных героев называют мастеров Возрождения – Тициана, Тинторетто, Веронезе, Карпаччо, обоих Беллини. Первым трем и был посвящен прошлогодний выставочный проект Пушкинского музея, в котором он участвовал единичными произведениями, а итальянские музеи предоставили тогда основной корпус работ.

Теперь работ из Италии и России почти поровну, и видим мы живописцев XVIII столетия – свидетелей заката Светлейшей (титул La Serenissima, которым называли Венецианскую республику, отсылает напрямую к Византии).

Венеция перестала быть владычицей морскою, уступив сначала османам, а потом, окончательно, Наполеону. Республика, прекратившая свое существование в 1797 г., утратила земли и могущество, но одержала множество новых, уже на ниве искусств и литературы, побед.

В маске


«По какому-то историческому возмездию этот век неустанного «Просвещения» и веры в разум хранил в себе зерна, из которых выросли потом причудливые и необыкновенные деревья, – целый заколдованный романтический лес, полный чудес и теней», – писал об этом времени Павел Муратов, подразумевая Европу XVIII в. в целом, но прежде всего Италию. А в Италии выделял Венецию, «фантастичнейший из городов».

Тогда уже Венеция начала становиться тем, чем застали ее мы – объектом поклонения, приютом авантюристов и путешественников всех мастей, среди которых уже появлялись и русские: если Екатерина Великая своих «итальянцев» покупала из вторых и третьих рук готовыми коллекциями, то Юсупов картины Джамбаттисты Тьеполо приобретал непосредственно в его мастерской, и в Архангельском до сих пор существует зал Тьеполо. Город предстает на холстах того времени прекраснейшей витриной, театральной декорацией, местом обманов и соблазнов, где за приросшей намертво баутой скрывается драматизм настоящих мыслей и чувств.

Высокий стиль сменился романтическим барокко, и, словно усугубляя легкость и декоративность стиля, венецианскую выставку в Москве открывают гигантские цветочные натюрморты Элизабетты Маркиони – художницы, о которой не то что в России, но и в Италии мало что известно кроме того, что была она, судя по всему, женой ювелира и жила в Ровиго, на полпути от Падуи к Ферраре, на рубеже XVII–XVIII вв.


Здесь снова легко поверить Муратову: «У Венеции было то преимущество, что в ней не было резонеров, лицемерных моралистов, деловых людей и скучных насмешников». Искусство веселой эпохи кажется здесь особенно несерьезным еще потому, возможно, что почти нет портретов. А на единственном включенном в выставку автопортрете его автор, творивший в Венето француз Луи Дориньи, в богатейшем, чуть не до локтей, парике выглядит не художником, а персонажем комедий Гольдони. По ним, как и по сказкам Гоцци и скрипичным пассажам Вивальди, мы опознаем Венецию XVIII в. скорее, чем по живописи, уступившей в тот момент первенство соседним видам искусств.

Мертвое и живое поменялись местами в этом непрерывном карнавальном пиршестве – персонажи мифов и библейских историй, от святого Франциска (в «Экстазе святого Франциска» Пьяццетты – художника, чьих работ совсем нет в России) до фигур с полотна «Эней, Анхиз и Асканий» (около 1773) младшего Тьеполо, Джандоменико, выглядят элементами декораций, а палаццо, каналы, мосты, крылатые львы, глядящие на нас с холстов, и есть одушевленные герои. Место в Венеции важнее людей. И потому самым ярким жанром оказались ведуты – подробнейшим образом выписанные городские пейзажи Франческо Гварди, огромные холсты Каналетто и Мариески – взгляд из лагуны на город, который почти не изменился с тех пор.
плафон «Время, открывающее истину», написанный около 1745 г. старшим Тьеполо, не его «Непорочное зачатие» (1760-е), не созданное через 20 лет его сыном «Возвращение блудного сына» производят главное впечатление, а висящие в соседнем зале ведуты, написанные примерно в те же годы Пьетро Фалька, прозванным Лонги. Слон на улице, сплетничающие венецианки и их мрачные обольстители, ящик с картинками, явный предшественник волшебного фонаря, – вот что для нас действительно ново: работ Лонги в ГМИИ им. А. С. Пушкина совсем нет.

Три источника

Весь Каналетто, три из пяти работ Джамбаттисты Тьеполо и многие другие вещи на выставке – из московского музея. Джандоменико Тьеполо, Пьетро Лонги, Керкховен etc – из Виченцы: Светлейшую представляет не собственно Венеция, а один из красивейших городов «террафермы» – твердой земли, как называли расположенные на материке территории республики. От города Палладио до столицы Венето меньше часа пути.

Кураторы нынешней экспозиции – хранитель итальянской живописи Пушкинского музея Виктория Маркова и директор Музея Кьерикати в Виченце Джованни Карло Федерико Вилла собрали ее из трех мест: 25 произведений предоставил ГМИИ, 23 – Музей Кьерикати в Виченце, девять полотен – коллекция банка «Интеза Санпаоло». Джованни К. Ф. Вилла был инициатором выставки: обнаружив в Пушкинском музее впечатляющую коллекцию венецианского XVIII века, он предложил соединить пазл – и после Москвы выставка поедет в Виченцу, где среди раскинувшихся на холмах палладианских вилл (палаццо Кьерикати, в котором работает вичентинский музей, – одна из них) щедрому барокко самое место.


В Москве же это искусство рождает другие эмоции. «Туалет Вирсавии» (1730-е) Якопо Амигони – эскиз к большому полотну, написанный в нарочито небрежной манере, висит напротив ведут Лонги, но кажется видением из будущего, а дебелая Андромеда на фреске (1675–1700) Луи Дориньи – единственный сохранившийся фрагмент росписи палаццо Капра Клементи Барбьери в Виченце – выглядит не венецианкой, а Брунгильдой. Внедренные в постоянную экспозицию ГМИИ два выставочных зала заставляют задуматься о том, что было в Венеции до романтичного сеттеченто, что случилось после и сколь разные персонажи нашли здесь приют.

До 14 октября

Источник: www.vedomosti.ru

Работы из Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце, из Коллекции «Интеза Санпаоло» — Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари в Виченце и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве

ГМИИ им. А. С. Пушкина,
24 июля — 14 октября 2018
Главное здание, Москва, ул. Волхонка, 12

В экспозиции представлено 57 работ, среди которых 23 произведения из Палаццо Кьерикати, 25 произведений из ГМИИ им. А. С. Пушкина, 9 произведений из Галерей Италии — Палаццо Леони Монтанари. Выставка проходит под патронатом Посольства Италии в Москве.


  • Выставка итальянских художников в пушкинском музееДжамбаттиста ТЬЕПОЛО Время, открывающее Истину. Около 1745
    Холст, масло
    Палаццо Кьерикати
    Источник: pushkinmuseum.art
  • Выставка итальянских художников в пушкинском музееДжованни Баттиста ПИТТОНИ Диана и нимфы. 1723–1725
    Холст, масло
    Палаццо Кьерикати
    Источник: pushkinmuseum.art

Работы из этих собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые показаны вместе в едином пространстве, что позволяет зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи рококо. В экспозиции можно увидеть произведения таких важнейших итальянских художников, как Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Тьеполо, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги.

Кураторы выставки: Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина, хранитель итальянской живописи; Джованни К. Ф. Вилла, почетный директор Городских музеев Виченцы.


  • Выставка итальянских художников в пушкинском музееДжамбаттиста ТЬЕПОЛО Смерть Дидоны. 1760-е
    Холст, масло
    ГМИИ им. А. С. Пушкина
    Источник: pushkinmuseum.art
  • Выставка итальянских художников в пушкинском музееДжованни Антонио КАНАЛЬ, прозванный КАНАЛЕТТО Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. Около 1730
    Холст, масло
    ГМИИ им. А. С. Пушкина
    Источник: pushkinmuseum.art

Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке переживает новый период блестящего расцвета. Венеция становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров.

Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) — крупнейший итальянский живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве. Его полотна и монументальные росписи отличаются эмоциональной взволнованностью, динамизмом композиций и яркой красочностью.


В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название «ведуты». Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663–1730), чьи композиции можно видеть на выставке. Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697–1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников. В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712–1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название «каприччо».

Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702–1785): зарисовки из жизни — тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий — стали основными темами работ художника.

Мастера, прославившие венецианскую школу, не всегда жили и работали в столице: свой талант художники часто реализовывали в небольших городах. Особого внимания заслуживает Виченца — «город Палладио», называемый так в честь знаменитого итальянского зодчего Андреа Палладио. Он родился в Падуе, но значительную часть архитектурного наследия оставил именно в Виченце. Один из шедевров Палладио — Палаццо Кьерикати, в котором сегодня располагается Городской музей Виченцы, предоставивший свои работы на выставку в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Зрители также могут увидеть в экспозиции работы из Палаццо Леони Монтанари (Галереи Италии) в Виченце, которые знакомят с венецианской живописью XVIII столетия из коллекции «Интеза Санпаоло».


  • Выставка итальянских художников в пушкинском музееПьетро ФАЛЬКА, прозванный ЛОНГИ Слон. 1774
    Холст, масло
    Коллекция банка «Интеза Санпаоло». Галереи Италии — Палаццо Леони Монтанари
    Источник: pushkinmuseum.art
  • Выставка итальянских художников в пушкинском музееФранческо ГВАРДИ Архитектурная фантазия с разрушенной готической аркой. 1780-е
    Холст, масло
    ГМИИ им. А. С. Пушкина
    Источник: pushkinmuseum.art

На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина произведения итальянских художников из разных собраний дополняют друг друга: знаменитое полотно Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (в самой Венеции можно найти лишь несколько работ). В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея.
то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты, одна из лучших работ которого, «Экстаз святого Франциска», экспонируется на выставке. Мало знакомо российскому зрителю и творчество Пьетро Лонги, художника, посвятившего себя жанровой живописи. Его небольшие забавные картины, исполненные тонкого юмора, открывают перед зрителем жизнь венецианского аристократического общества. В экспозиции показаны работы Джамбаттисты Тьеполо, одного из величайших мастеров европейской живописи XVIII столетия, которыми по праву гордятся музеи Москвы и Виченцы. Таким образом, на выставке его творчество предстает в широком тематическом диапазоне и в многообразии жанров, от плафонной композиции на аллегорическую тему «Время, открывающее Истину» (Палаццо Кьерикати, Виченца) до написанных для церквей алтарных образов и небольших станковых картин для частных заказчиков, среди которых мастерством исполнения выделяется «Смерть Дидоны» (ГМИИ им. А. С. Пушкина). Хронологически завершает экспозицию группа пейзажей-каприччо Франческо Гварди, оставившего потомкам неповторимый исполненный поэзии образ Венеции — удивительного города на лагуне.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина: «ГМИИ им. А. С. Пушкина на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии, благодаря чему имеет возможность организовывать выставки итальянского искусства высочайшего уровня. Вдохновленный высоким уровнем картин итальянской школы, хранящихся в ГМИИ, директор Художественного музея Виченцы профессор Джованни Вилла предложил провести совместную выставку, объединяющую произведения из российского и итальянского собраний. Выставка станет важным шагом в развитии партнерских отношений итальянских и российских музеев и пройдет в два этапа: сначала будет показана в Москве, а затем — в Виченце».


Источник: pushkinmuseum.art

Источник: artinvestment.ru

1-В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» - 1.jpg

В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» — 1


В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди», на которой представляют работы венецианских мастеров XVIII века. Более половины из пятидесяти семи картин экспозиции приехали в Москву из двух выдающихся музейных коллекций города Виченцы.


На выставке в Пушкинском музее можно увидеть произведения важнейших итальянских художников: Джованни Баттиста Тьеполо, Джамбаттиста Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги. Из пятидесяти семи представленных работ двадцать три произведения — из собрания Городского музея Палаццо Кьерикати, девять произведений из Галереи Италии — Палаццо Леони Монтанари, двадцать пять произведений — из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Работы из собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые показаны вместе в едином пространстве, что позволяет зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи XVIII века.


2-В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» - 2.jpg

В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» — 2
Фото: Светлана Мишина

3-В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» - 3.jpg

В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» — 3


Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке пережила новый период блестящего расцвета.


4-Каналетто - Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей.jpg

Джованни Антонио Каналь (Каналетто) — Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей, 1730


Венеция в этот период становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров. Таковы работы на выставке, и собрать вместе такое количество представительных картин венецианцев — большая удача.

На открытии выставки директор музея Марина Лошак сказала: «ГМИИ им. А. С. Пушкина на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии, благодаря чему имеет возможность организовывать выставки итальянского искусства высочайшего уровня. Вдохновленный высоким уровнем картин итальянской школы, хранящихся в ГМИИ, директор Художественного музея Виченцы профессор Джованни Вилла предложил провести совместную выставку, объединяющую произведения из российского и итальянского собраний».

Экспозиция после показа в Москве поедет в Виченцу.


5-В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» - 4.jpg

В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» — 4


На выставке в Пушкинском музее произведения итальянских художников из разных собраний дополняют друг друга: знаменитое полотно Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (в самой Венеции можно найти лишь несколько работ). В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея. В то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты — на выставку привезли одну из лучших работ этого художника «Экстаз святого Франциска».


6-Джамбаттиста Питтони 1720-е - Диана и нимфы.jpg

Джамбаттиста Питтони — Диана и нимфы, 1720-е годы


Картина из музея Палаццо Кьерикати под названием «Диана и нимфы» — шедевр итальянского мастера Джованни Баттиста Питтони и одно из самых значительных произведений на мифологическую тему в венецианской живописи XVIII века. В истории Дианы и Актеона художник в большей мере сосредотачивает внимание на чувственном, нежели драматическом аспекте повествования. В правой части произведения нимфы, будто слившиеся в золотое облако, окружают Диану, помогая ей снять одеяния перед купанием. На дальний план отодвинут другой сюжет: расплата Актеона за свое любопытство и плотские желания. Это мрачная сцена гибели растерзанного собственными собаками персонажа, написанная художником в легкой и звонкой цветовой гамме. «Диана и нимфы» — классический пример венецианской живописи стиля рококо, что особенно проявляется в манере изображения утонченных обнаженных фигур.
Показывая картины мастеров, составители экспозиции стремятся подать характерные черты в творчестве каждого, подчеркнуть нюансы. Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) — крупнейший итальянский живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве.


7-Тьеполо - Время открывающее Истину - 1745.jpg

Джованни Баттиста Тьеполо — Время, открывающее Истину, 1745


Одно из самых масштабных произведений на выставке — работа Джамбаттиста Тьеполо «Время, открывающее Истину» из городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце. Устало-поникшая фигуру крылатого старца, изображённого на картине, олицетворяет Время. Его полная противоположность — возлежащая рядом молодая девушка, которая символизирует Истину. Другой канонический герой этой сцены, Неведение, расположен в правой части картины, откуда он устремляется вниз.

Аллегорическая тема произведения Тьеполо раскрывается в остроумной и живой форме: Время, рядом с которым лежит большая коса, приказывает одному из маленьких амуров перевернуть песочные часы, тогда как девушка остается безразличной и к старцу, и к зеркалу, в котором она отражается.


8-Тьеполо - Смерть Дидоны.jpg

Джованни Баттиста Тьеполо — Смерть Дидоны
Фото: www. italian-art.ru


В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название «ведуты». Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663-1730), чьи композиции можно видеть на выставке. Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697-1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников.


9-Каналетто - Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Вирджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло - 18 век.jpg

Джованни Антонио Каналь (Каналетто) — Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Вирджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло, XVIII век


В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712-1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название «каприччо».


10-Франческо Гварди - Архитектурная фантазия с двориком - 18 век.jpg

Франческо Гварди — Архитектурная фантазия с двориком, XVIII век


Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702-1785): тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий стали основными темами работ художника.


11-Пьетро Лонги - Игра кастрюлями.jpg

Пьетро Лонги — Игра кастрюлями

12-Пьетро Лонги - Слон - 1774.jpg

Пьетро Лонги — Слон — 1774

Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» в ГМИИ им. А.С. Пушкина
работает до 14 октября 2018 года.

Тьеполо, Каналетто и другие: картины венецианских мастеров показывают в Пушкинском музее

Источник: lovers-of-art.livejournal.com

Экспонаты на этой выставке называют не иначе, как сокровищами. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина покажут шедевры итальянских живописцев эпохи Ренессанса — Тициана, Веронезе, Тинторетто. При подготовке экспозиции искусствоведов ждали открытия, а чего стоило только доставить полотна в Москву! Ценители прекрасного смогут увидеть их уже завтра, 9 июня.

Три художника, которые изменили ход истории живописи. Тициан, Веронезе, Тинторетто. Они стали символом эпохи Ренессанса и национальным достоянием Италии. Новая выставка Пушкинского музея объединила сразу 23 их шедевра, многие из них выехали за пределы своей родины впервые. Беспрецедентный случай.

«Каждый музей, где хранится такой шедевр, очень ревниво относится к своему наследию, ведь они являются их изюминкой, привлекают основную массу посетителей. Кроме того, эти полотна нельзя перевозить обычным образом, это очень сложная процедура со специальной упаковкой и необходимой службой охраны. При этом картины еще необходимо застраховать. Только представьте, общая страховая сумма данной конкретной выставки превышает 300 миллионов евро!» — рассказал посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини.

Самое масштабное полотно Веронезе — «Похищение Европы», его вносят в мраморный зал Пушкинского сразу шесть человек. За всем тщательно наблюдают специалисты из Италии. Находясь в постоянном поиске новых оттенков, Веронезе не скупился на краски на палитре, наверное поэтому картина, которой уже более пяти столетий, до сих пор кажется реалистичной, яркой и свежей.

Когда глядишь на его «Воскресение Христа», от ослепительной игры света хочется слегка прищуриться. Кстати, эта картина — из собрания Пушкинского, ее отреставрировали накануне выставки. И все же работа со светом была не единственным новаторством итальянских мастеров. Художники Эпохи Возрождения редко сами выбирали сюжет для своих произведений. Как правило, все картины писались на заказ. Одна из работ Тинторетто, по задумке архитекторов, должна была украшать так называемый средний этаж венецианского палаццо. Именно поэтому такая необычная композиция — восьмиугольная.

Пирам и Фисба — это вавилонские Ромео и Джульетта. Найдя своего возлюбленного умирающим, отчаянная девушка бросается на него, вонзая себе меч в самое сердце. Эта удивительная динамика есть практически в каждой работе Тинторетто, не стала исключением и его «Тайная Вечеря».

«Помните знаменитую фразу «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень»? Перед нами известный библейский сюжет «Христос и грешница», к которому обратился Тинторетто. Каким-то чудом он запечатлел и то самое мгновение сострадания к грешнице, и ее эмоции и переживания», — рассказывает куратор выставки Томас делла Коста.

Главное сокровище выставки — «Саломея» Тициана. Скольких мастеров привлекала эта легенда об иудейской царевне, попросившей у Царя Ирода голову Иоанна Крестителя за свой танец! Но именно Тициан превратил Саломею в идеал женской красоты, который станет образцом для живописцев на протяжении всех последующих веков.

«Тициан стремился сохранить в портрете, в картине это живое ощущение жизни. Это удивительно, как он умел охарактеризовать человека как тип, типаж, характер, его социальную принадлежность, его статус, но одновременно показать как живого человека в данный момент», — говорит главный научный сотрудник Пушкинского музея, куратор выставки Виктория Маркова.

Еще один шедевр Тициана совсем недавно стал настоящей сенсацией. Картина «Венера и Адонис» принадлежит одному из российских благотворительных фондов. Долгое время ее считали лишь копией, но искусствоведы Пушкинского разглядели в ней руку мастера и доказали ее подлинность.

Источник: www.1tv.ru

Увидев по телевизору сюжет про открытие выставки под названием Венеция ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России, я решила обязательно посетить Государственный Музей Изобразительных Искусств Имени А.С. Пушкина, где она собственно и проходит.Друзья как будто прочитали мои мысли и пригласили составить компанию.

На сайте ГМИИ были приобретены электронные билеты,  которые нужно поменять на обычные в кассе в здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14). Здесь даже просят расписаться при обмене. Видимо, стараются уберечься от перекупщиков.

Конечно, билет можно приобрести и в день посещения непосредственно в кассе, но с электронным как-то спокойнее. Кстати, он даёт право посещения всего музея, а не только одной выставки.

Несмотря на то что в билете указано время сеанса, пройти можно раньше. Видимо, когда нет большого количества посетителей, время не принципиально.

23 работы трёх известнейших художников эпохи Возрождения занимают три зала на втором этаже. Ценителей живописи размещение картин разочарует, скорее всего, так как они перекрываются колоннами, и смотреть можно только с близкого расстояния. Особенно это чувствуется в зале, где находятся самые большие по размеру полотна, поскольку зал небольшой и на представленные произведения смотришь снизу вверх. Вдоль балюстрад же и вовсе начинается «пробка» из людей перед каждой картиной.

 

Исключением является «Саломея» Тициана Вечеллио.  Эта картина заявлена как ключевое произведение выставки и поэтому её можно рассмотреть с любого расстояния и любой точки.

Тициан Вечеллио — итальянский художник. Несмотря на то, что он является известнейшим живописцем своего времени, в его биографии много «белых пятен». Неизвестна ни дата, ни даже год его рождения. В возрасте 10 лет, что тоже не является точным фактом,  приезжает в Венецию, где начинает работать в мастерских знаменитых местных художников, постепенно изучая различные секреты профессии и вырабатывая собственную технику и стиль.

 «Саломея» редко вывозится за пределы Италии, где находится в частной галерее.
На холсте изображена иудейская царевна, держащая на подносе голову Иоанна Крестителя. Саломея танцевала на пиру для царя и он прилюдно обещал исполнить любое желание девушки. Она пожелала голову Иоанна Крестителя, поддавшись на уговоры своей матери, имевшей личные причины желать смерти Святого. Мать Саломеи также изображена на полотне, стоящей за спиной дочери.

От картины остаётся ощущение, будто перед тобой живые люди и ты становишься случайным свидетелем страшной трагедии. Так и ждёшь, что девушка в следующую секунду в ужасе отбросит этот поднос.

«Саломея» является жемчужиной выставки, но меня покорило другое полотно: «Воскресение Христа» кисти Паоло Кальяри. Не могу сказать почему, но к этой картине я подходила несколько раз и, поскольку на выставке разрешено фотографировать без вспышки, фотографий этого произведения у меня больше всего.

Несмотря на религиозный сюжет, произведение создавалось не для церкви, а для частного лица. В Россию попала при Екатерине II: была куплена для Эрмитажа. Сейчас это произведение является частью большого собрания ГМИИ Имени А.С. Пушкина и выставлена после реставрации.
Паоло Кальяри родился в 1528 году в Вероне и своё прозвище — Веронезе – он получил как раз по месту рождения.
Живописец занимался росписью церквей, а также выполнял частные заказы для богатых домовладельцев. Основной тематикой полотен, заказываемых для украшения домов, были популярные в то время мифологические сюжеты.
Одним из таких сюжетов является «Похищение Европы». Эта работа тоже произвела на меня особое впечатление. Полотно довольно большое и благодаря сочным краскам и большому количеству оттенков резко выделяется.

Картина иллюстрирует миф о том, как Зевс, влюбившийся в дочь финикийского царя, превращается в быка, похищает девушку и увозит её на своей спине на остров Крит. Полотно отражает всю сюжетную линию мифа: крупным планом изображена Европа, садящаяся на спину Зевса в образе быка и смотрящая наверх на двух амуров, а в правом нижнем углу видно, как бык увозит Европу к морю и уплывает с ней.
Кстати, по такому же принципу создана картина Якопо Робусти, «Грехопадение Адама и Евы».

Крупным планом показаны фигуры Адама и Евы в момент, когда Ева уговаривает Адама попробовать то самое яблоко, а в правой части полотна, на заднем плане, изображен ангел,  изгоняющий их из Рая.
Не могу сказать, что это произведение меня как-то «зацепило», но сам подход к рассказу целой библейской истории в одной картине очень интересен.

Якопо Робусти родился в Венеции в 1518 году. Прозвище «Тинторетто» — маленький красильщик – получил по профессии отца, работавшего как раз красильщиком. Являлся учеником Тициана.
На сайте музея и в приложении izi.TRAVEL есть бесплатная версия аудио гида по выставке, однако, она содержит описание не всех произведений, так что предпочтительнее взять тот, что предлагают на входе. А также проводятся живые экскурсии, присоединиться к которым никто не мешает. Правда, в залах несколько шумно и экскурсоводов, говорящих довольно тихо, плохо слышно.

Меня приятно удивило предлагаемое решение для людей с ограниченными возможностями зрения. В залах расположены небольшие по размеру тактильные копии выставляемых картин с подписями на азбуке брайля. Их всего три, но всё равно это хорошая идея.Кроме того, на сайте музея есть информация об экскурсиях на жестовом языке.

Картины просто великолепны, у каждой своя история, поэтому рекомендую взять аудио гид на месте, а лучше присоединиться к экскурсии.

Выставка, как и весь музей, в четверг и пятницу работает до 21.00, но где-то в 20.45 начали всех просить на выход. Большая часть посетителей стала уходить около 20.30 и мы воспользовались этим временем, чтобы посмотреть картины ещё раз почти в безлюдном зале.
Выставка проходит с 09 июня 2017 до 20 августа 2017 года.

Стоимость билетов:
Входной билет – 500 рублей
Льготный билет – 250 рублей
Билет для сотрудников музеев РФ и членов Ассоциации искусствоведов – 150 рублей
Бесплатный билет – детям до 16 лет и лицам других бесплатных категорий.
Часы работы: вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00 касса (вход) с 11:00 до 19:00
чт, пт с 11:00 до 21:00 касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник
Адрес Москва, ул. Волхонка, 12

Источник: shagau.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.