Пушкинский музей изобразительных искусств венецианцы


В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им.А.С.Пушкина) летом 2017 года проходит выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России». Большинство представленных картин прибыли из итальянских музеев и церквей – из Венеции, Рима, Вероны, Генуи, Флоренции, Неаполя и других городов. Некоторые из выставленных работ никогда не покидали пределов Италии до этого проекта. Вот, например, «Тайная вечеря» Якопо Тинторетто из венецианской церкви Сан Маркуоло (1547 года создания)

ГМИИ им.А.С.Пушкина выставка "Венеция ренессанса"

Выставка «Венеция Ренессанса» небольшая — всего 23 работы – и представляет нам произведения трех художников: Тициана Вечеллио, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе. Эти три мастера были современниками, творили в течение XVI века в основном в Венеции и её округе, но принадлежали к разным поколениям, имели различное социальное происхождение и образование, творили каждый в своем художественном пространстве и круге заказчиков, в своей неповторимой манере и стиле.


Творчество Тициана, Тинторетто, Веронезе во многом перевернуло представления о самом процессе живописи и оказало влияние на развитие искусства во всей Европе. На произведениях этих трех художников учились такие мастера последующих веков, как Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Пуссен. На полотнах мы видим традиционные сюжеты – вот, например, «Похищение Европы» Паоло Кальяри, прозванного Веронезе по месту рождения (г.Верона)

Выставка "Венеция ренессанса" в ГМИИ им.А.С.Пушкина

А вот его же картина «Венера и Марс с амуром и лошадью», небольшая по размеру, где изображение второго плана привносит мотив человеческой обыденности в сцену из жизни героев античных мифов

Выставка "Венеция ренессанса" в ГМИИ им.А.С.Пушкина

А вот это полотно «Мадонна с младенцем, святыми Петром и Екатериной Александрийской» Веронезе написал в возрасте 22 лет


Выставка "Венеция ренессанса" в ГМИИ им.А.С.Пушкина

Одна из самых значимых картин выставки – «Саломея» Тициана. Считается, что отрубленная голова Иоанна Крестителя на блюде имеет черты самого художника — Тициана Вечеллио

Выставка "Венеция ренессанса" в ГМИИ им.А.С.Пушкина

На меня же самое большое впечатление произвели два произведения. Первое – это две парных картины «Святой Иоанн креститель» и «Святой Мина» Веронезе, которые находились в церкви, не сохранившейся до наших дней. Полотна были сняты и ныне хранятся в музее. Святые словно выходят к нам из ниш в стене

Выставка "Венеция ренессанса" в ГМИИ им.А.С.Пушкина

Второе – это картина Тинторетто «Святой Георгий, убивающий дракона». Картина, которой без малого полтысячи лет, поразила меня яркостью красок и по-современному сказочной трактовкой мифологического сюжета. Посмотрите сами, это же просто кадр из диснеевского мультфильма, даже принцесса в розовом платье есть:


Выставка "Венеция ренессанса" в ГМИИ им.А.С.Пушкина

Кстати, это полотно  из Эрмитажа. Всего на вставке экспонируется три картины из российских музеев.

Как попасть на выставку «Венеция Ренессанса» в ГМИИ им.А.С.Пушкина

Выставка проходит в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина по адресу ул.Волхонка, д.12. Ближе всего идти от станции метро Кропоткинская, из метро лучше всего выходить по указателям


Можно также дойти пешком от станции метро Боровицкая, Александровский сад, Библиотека им.В.И.Ленина

Билеты на выставку можно свободно приобрести на сайте музея. Обратите внимание: купленный через интернет электронный билет надо обменять в кассах музея на входной билет. И ещё важно заметить, что сделать это можно не только в кассах главного здания, но и в кассах Галереи искусства стран Европы и Америки (Волхонка, 14с6). Это к тому же и выгоднее: в Галерее у меня на это ушло полсекунды, а в главном здании в кассу стояла очередь. Кроме того, если вы идете от метро Кропоткинская, то все равно проходите мимо этой Галереи.

Билеты продаются по сеансам. Сеанс — это время входа на выставку. Продолжительность посещения не ограничивается. Хотя на сайте музея сказано, что билет действует только на сеанс, указанный на билете, но практика показала, что можно войти и позже указанного времени. Однако предупреждение надо иметь в виду, в случае ажиотажа оно может вступить в силу. Билет без льгот стоит 500 рублей, про льготы лучше узнать на сайте музея. Билет дает право осмотреть всю экспозицию главного здания, как постоянную, так и временно работающие в нем выставки.


Можно взять аудиогид за 350 рублей, при этом оставляется в залог либо документ, либо 2000 руб. К аудиогиду можно присоединить свои наушники. Также на выставке проводят экскурсии сотрудники музея. Расписание таких экскурсий надо смотреть на сайте музея.

Источник: trymoscow.ru

Момент захватывающий – после долгой дороги из Италии с полотна снимают защитную бумагу и кропотливо обследуют миллиметр за миллиметром. Вдруг какие-то микроскопические повреждения? Все-таки привезли шедевр: «Крещение Христа» кисти Тинторетто. Свет настраивают, чтобы заиграла еще одна картина – «Саломея c головой Иоанна Крестителя». Автор – великий Тициан. Холст Веронезе «Воскресение Христа» подняли прямо из реставрационных мастерских Пушкинского музея. Все три художника – гении XVI века. Поэтому выставка так и называется: «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе».

«Концепция этой выставки пытается оспорить распространенное в историографии мнение о соперничестве или даже вражде этих трех художников, – рассказывает сокуратор выставки Томас Далла Коста. – Мы стараемся показать сходство и общие черты, как проходил диалог между мастерами и что их между собой роднило».


Все трое работали в Венеции – городе, воспевающем земные наслаждения и чувственность. Вот Зевс в образе быка похищает красавицу Европу. Марс – бог войны усмирен в объятьях богини любви Венеры. Она же пытается удержать Адониса, зная, что на охоте его ждет гибель. Картину продали на западном аукционе как копию, а она оказалась подлинником! «Оригиналом этой картины считалась композиция, которая находится в Прадо, но новейшие исследования картины говорит о том, что эта версия ей предшествовала», – отмечает куратор выставки Виктория Маркова.

Тициана еще при жизни называли «королем живописи и живописцем королей». Карл V, по легенде, даже поднял упавшую кисть мастера со словами: “Услужить Тициану почетно даже для императора”. В истории искусства художник произвел настоящую революцию. «Он брал холст и часто, даже не делая подготовительного рисунка, начинал писать красками», – рассказывает Виктория Маркова. Начиная с Тициана создание картины становится почти импровизационным.

По-своему новаторская «Тайная вечеря» Тинторетто. Библейский сюжет перенесен в таверну, земное соединено с божественным – за счет удивительного света. Картина не из музея, привезли алтарную роспись венецианской церкви. Всего в экспозиции – 23 полотна. Некоторые из сокровищ еще никогда не покидали границ Италии. Два шедевра предоставили Пушкинский музей и Эрмитаж. Выставка откроется девятого июня в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина и продлится до 20 августа. 

Источник: www.1tv.ru

Главной летней выставке Пушкинского музея — посвящается


9 июня в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина стартует долгожданная выставка «Венеция Ренессанса». О причинах, по которым эту выставку ни в коем случае нельзя пропустить, читайте в нашем специальном материале. 

Первая причина: познакомиться с Тицианом

Пушкинский музей изобразительных искусств венецианцы
«Саломея с головой Иоанна Крестителя»
Тициан Вечеллио, 1515, Рим, Галерея Дориа-Памфили

Тициану Вечеллио не было и тридцати, когда его признали лучшим живописцем Венеции и поставили в один ряд с тремя титанами эпохи Возрождения: Леонардо, Микеланджело и Рафаэлем. Только ему император Карл V и испанский король Филипп II доверяли писать свои портреты. Его главными заказчиками были сильные мира сего, в том числе далеко за пределами Италии. Эти могущественные покровители достойно оплачивали его работу, так что художник, вполне развенчавший миф о бедности творческих натур, жил ни в чем себе не отказывая. Он с удовольствием устраивал богатые пиршества и, говорят, очень ценил женское общество. 


Одна из его пассий — натурщица Виоланта — изображена на полотне «Саломея с головой Иоанна Крестителя», которое будет представлено на выставке. Догадаться, что это именно она, помогает ловко припрятанный в складках декольте цветочек виолы — отсылка к ее имени. Многие искусствоведы сходятся во мнении, что лицо Иоанна на картине — это лицо самого художника.

По легенде, юная Саломея своим танцем так поразила царя Ирода, что он согласился исполнить любое ее желание. Девушка попросила принести ей голову Иоанна Крестителя. Царь Ирод тут же исполнил ее просьбу. С этого момента Саломея приобрела репутацию роковой женщины, ради которой мужчины готовы на все. Так же и Тициан сложил голову перед юной Виолантой — правда, только на картине. Между прочим, лицо девушки встречается на ряде полотен других художников того времени: похоже, не для одного Тициана она служила источником вдохновения.

Вторая причина: разобраться, чем различается 
творчество Тинторетто и Веронезе

Пушкинский музей изобразительных искусств венецианцы
«Тайная вечеря» 
Тинторетто, 1547, Венеция, церковь Сан-Маркуола

На самом деле Тинторетто — не фамилия, а прозвище, которое переводится как «маленький красильщик». Якопо Робусти получил его в честь профессии отца и с самых юных лет начал расписывать стены: сначала углем, а потом красками, участвуя в малярных работах. Эти ремесленные истоки творчества Тинторетто сформировали его будущие художественные приемы: он никогда не стремился оттачивать детали изображения, а всегда хотел запечатлеть всю картину сразу, выразить идею целиком.


Веронезе — тоже не фамилия, и в этом они с Тинторетто схожи. Паоло Калиари переехал в Венецию из Вероны и сразу получил соответствующее прозвище — Веронец. Он был художником-праздником, писал в яркой цветовой гамме и населял холсты большим количеством персонажей. В отличие от драматичных полотен Тинторетто атмосфера картин Веронезе всегда торжественная и жизнеутверждающая.

Творцы эпохи Возрождения часто обращались к сюжетам из Евангелия и обыгрывали их на свой манер. Тинторетто, например, написал как минимум восемь версий «Тайной вечери» — начиная с полотна 1547 года, которое будет представлено на выставке, и заканчивая вариантом 1592–1594 годов. На примере этих картин можно проследить, как изменялось и эволюционировало его творческое видение на протяжении 45 лет. 

История написания «Тайной вечери» Веронезе больше похожа на анекдот. Художник, фирменным приемом которого было изображение классических сюжетов, помещенных в декорации современной ему Венеции, изобразил Христа и апостолов на пышном пиру в роскошном венецианском доме. Кругом разодетые гости, столы ломятся от яств, карлики-шуты подливают вино из золотых кувшинов. Такая трактовка мгновенно вызвала вопросы у Святой инквизиции, и Веронезе был привлечен к ответу. Суд постановил переписать картину и удалить с нее все, что не соответствовало догматам церкви. Художник исправил полотно, ни разу не сделав взмаха кистью. Он просто изменил название. Так «Тайная вечеря» превратилась в «Пир в доме Левия», на чем конфликт с инквизиторами был исчерпан.


Третья причина: узнать, в каких отношениях состояли 
три великих художника венецианского Ренессанса

Пушкинский музей изобразительных искусств венецианцы
«Воскресение Христа»
Паоло Веронезе, около 1575, Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина

Ошибочно считать, что три гения венецианского Ренессанса враждовали или хотя бы конкурировали между собой. Все было совсем наоборот: каждый из них признавал таланты другого, а Тициан вообще выступал всеобщим покровителем. Веронезе на своей картине «Брак в Кане Галилейской» изобразил всех троих в роли музыкантов: Тициан играет на контрабасе, а Тинторетто и сам Веронезе подыгрывают на виолончелях. Они продолжили дело главного художника Венеции, добавив свои ноты, но не изменив при этом общий дух пьесы. 

Очевидно, Тициан быстро распознал дарования Тинторетто и Веронезе и выбрал позицию «старшего брата». Три творца, будто фрегаты, сошлись в бескрайнем творческом море, поприветствовали друг друга и расплылись по своим гаваням. Вряд ли Тициан чувствовал себя вправе обучать этих выдающихся самородков, хотя Тинторетто некоторое время посещал его мастерскую. Он даже упомянул «учителя» в девизе собственного творчества, который украшал стену его студии: «Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана».

И хотя у каждого художника были собственный стиль и своя ниша, темы, к которым они обращались, имеют одинаковое происхождение. В основном это портреты, мифологические и религиозные полотна. Один из таких христианских сюжетов у Веронезе — «Воскресение Христа», которое относится к периоду его раннего творчества. Полотно 1575 года будет впервые представлено на выставке после реставрации, проделанной Пушкинским музеем.

Четвертая причина: посмотреть картину-сенсацию

Пушкинский музей изобразительных искусств венецианцы
«Венера и Адонис»
Тициан Вечеллио, около 1545, Москва, Фонд «Классика» 

Полотно «Венера и Адонис» станет сенсацией этой выставки. Спустя годы исследований и досконального анализа удалось установить, что эта картина принадлежит кисти Тициана (ранее считалось, что ее написал один из последователей художника). Особенно ценно, что это открытие совершила Виктория Маркова, главный научный сотрудник Пушкинского музея и по совместительству куратор выставки, о которой идет речь. Полотно раннее ни разу не выставлялось в России и только недавно вошло в историю искусства.

Картина рассказывает историю любви между Венерой и юношей Адонисом. Богиня влюбилась в красавца с первого взгляда, когда стрела Купидона пронзила ее сердце. Правда, чувствам влюбленных не суждено длиться вечно. Для Адониса была заготовлена печальная участь — быть убитым кабаном во время охоты. Напрасно богиня уговаривает его отказаться от роковой затеи: упрямый не слушает ее и, исполняя волю рока, погибает, оставляя подругу безутешной.

Это романтичное полотно стало одной из семи работ Тициана, созданных для испанского короля Филиппа II. Во время сватовства к английской королеве Марии I Тюдор, более известной как Кровавая Мэри, государь решил преподнести ей в дар именно эту картину. Уже после свадьбы, следуя совету Тициана, Филипп повесил «Венеру и Адониса» рядом с обнаженной «Данаей» из той же серии, изображенной анфас. Таким образом он мог любоваться красотой женского тела с обоих ракурсов. 

Пятая причина: увидеть в одном месте картины, 
собранные со всех уголков Италии

Пушкинский музей изобразительных искусств венецианцы
«Крещение Христа»
Тинторетто, около 1580, Венеция (Сан-Поло), церковь Сан-Сильвестро

25 картин, которые будут представлены на выставке, в другом случае было бы невозможно встретить в одном месте и в одно время. Все они собраны буквально поштучно с разных концов Италии и только частично из коллекций российских музеев. На родине Тициана — в Венеции — вообще очень мало его полотен: просто потому, что его заказчики жили по всей стране и далеко за ее пределами. Например, в музее Прадо в Мадриде собрано около 30 картин художника — это уникальная и очень большая коллекция.

Специально для выставки была подготовлена масштабная образовательная программа. Гости смогут не только посмотреть картины, привезенные из музейных собраний и церквей Италии, но и узнать интересные факты об эпохе Возрождения. Картина «Крещение Христа» Тинторетто от 1580 года, например, прибудет на выставку из церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Другие полотна доставят из церкви Сан-Маркуола в Венеции, музея Кастельвеккьо в Вероне, галереи Дориа-Памфили в Риме. География представленных полотен огромна: они приедут в Москву из Болоньи, Виченцы, Генуи, Неаполя, Турина и Флоренции. Таким образом, осмотреть их даже в рамках поездки в Италию за раз было бы невероятно трудно.

Для справки

Увидеть вживую все вышеперечисленные картины вы можете с 9 июня по 20 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на выставке «Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе», генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ.

Источник: vtbrussia.ru

1-В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» - 1.jpg

В залах выставки “От Тьеполо до Каналетто и Гварди” – 1


В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит выставка “От Тьеполо до Каналетто и Гварди”, на которой представляют работы венецианских мастеров XVIII века. Более половины из пятидесяти семи картин экспозиции приехали в Москву из двух выдающихся музейных коллекций города Виченцы.


На выставке в Пушкинском музее можно увидеть произведения важнейших итальянских художников: Джованни Баттиста Тьеполо, Джамбаттиста Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги. Из пятидесяти семи представленных работ двадцать три произведения – из собрания Городского музея Палаццо Кьерикати, девять произведений из Галереи Италии – Палаццо Леони Монтанари, двадцать пять произведений – из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Работы из собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые показаны вместе в едином пространстве, что позволяет зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи XVIII века.


2-В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» - 2.jpg

В залах выставки “От Тьеполо до Каналетто и Гварди” – 2
Фото: Светлана Мишина

3-В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» - 3.jpg

В залах выставки “От Тьеполо до Каналетто и Гварди” – 3


Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке пережила новый период блестящего расцвета.


4-Каналетто - Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей.jpg

Джованни Антонио Каналь (Каналетто) – Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей, 1730


Венеция в этот период становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров. Таковы работы на выставке, и собрать вместе такое количество представительных картин венецианцев – большая удача.

На открытии выставки директор музея Марина Лошак сказала: “ГМИИ им. А. С. Пушкина на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии, благодаря чему имеет возможность организовывать выставки итальянского искусства высочайшего уровня. Вдохновленный высоким уровнем картин итальянской школы, хранящихся в ГМИИ, директор Художественного музея Виченцы профессор Джованни Вилла предложил провести совместную выставку, объединяющую произведения из российского и итальянского собраний”.

Экспозиция после показа в Москве поедет в Виченцу.


5-В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» - 4.jpg

В залах выставки “От Тьеполо до Каналетто и Гварди” – 4


На выставке в Пушкинском музее произведения итальянских художников из разных собраний дополняют друг друга: знаменитое полотно Каналетто “Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей” и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (в самой Венеции можно найти лишь несколько работ). В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея. В то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты – на выставку привезли одну из лучших работ этого художника “Экстаз святого Франциска”.


6-Джамбаттиста Питтони 1720-е - Диана и нимфы.jpg

Джамбаттиста Питтони – Диана и нимфы, 1720-е годы


Картина из музея Палаццо Кьерикати под названием “Диана и нимфы” – шедевр итальянского мастера Джованни Баттиста Питтони и одно из самых значительных произведений на мифологическую тему в венецианской живописи XVIII века. В истории Дианы и Актеона художник в большей мере сосредотачивает внимание на чувственном, нежели драматическом аспекте повествования. В правой части произведения нимфы, будто слившиеся в золотое облако, окружают Диану, помогая ей снять одеяния перед купанием. На дальний план отодвинут другой сюжет: расплата Актеона за свое любопытство и плотские желания. Это мрачная сцена гибели растерзанного собственными собаками персонажа, написанная художником в легкой и звонкой цветовой гамме. “Диана и нимфы” – классический пример венецианской живописи стиля рококо, что особенно проявляется в манере изображения утонченных обнаженных фигур.
Показывая картины мастеров, составители экспозиции стремятся подать характерные черты в творчестве каждого, подчеркнуть нюансы. Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) – крупнейший итальянский живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве.


7-Тьеполо - Время открывающее Истину - 1745.jpg

Джованни Баттиста Тьеполо – Время, открывающее Истину, 1745


Одно из самых масштабных произведений на выставке – работа Джамбаттиста Тьеполо “Время, открывающее Истину” из городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце. Устало-поникшая фигуру крылатого старца, изображённого на картине, олицетворяет Время. Его полная противоположность – возлежащая рядом молодая девушка, которая символизирует Истину. Другой канонический герой этой сцены, Неведение, расположен в правой части картины, откуда он устремляется вниз.

Аллегорическая тема произведения Тьеполо раскрывается в остроумной и живой форме: Время, рядом с которым лежит большая коса, приказывает одному из маленьких амуров перевернуть песочные часы, тогда как девушка остается безразличной и к старцу, и к зеркалу, в котором она отражается.


8-Тьеполо - Смерть Дидоны.jpg

Джованни Баттиста Тьеполо – Смерть Дидоны
Фото: www. italian-art.ru


В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название “ведуты”. Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663-1730), чьи композиции можно видеть на выставке. Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697-1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников.


9-Каналетто - Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Вирджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло - 18 век.jpg

Джованни Антонио Каналь (Каналетто) – Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Вирджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло, XVIII век


В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712-1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название “каприччо”.


10-Франческо Гварди - Архитектурная фантазия с двориком - 18 век.jpg

Франческо Гварди – Архитектурная фантазия с двориком, XVIII век


Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702-1785): тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий стали основными темами работ художника.


11-Пьетро Лонги - Игра кастрюлями.jpg

Пьетро Лонги – Игра кастрюлями

12-Пьетро Лонги - Слон - 1774.jpg

Пьетро Лонги – Слон – 1774

Выставка “От Тьеполо до Каналетто и Гварди” в ГМИИ им. А.С. Пушкина
работает до 14 октября 2018 года.

Тьеполо, Каналетто и другие: картины венецианских мастеров показывают в Пушкинском музее

Источник: lovers-of-art.livejournal.com

Прекрасная жемчужина на волнах океана, La Serenissima, «Светлейшая», город, выросший из морских брызг и солнечных бликов, тающий в соленой дымке, изменчивый и прихотливый. Все это прекрасная Венеция — город-призрак, где в мраморные ступени дворцов (роскошных «ка») бьются зеленоватые волны, город-театр, лицедействующий причудливым карнавалом в великолепных древних декорациях, где вырастающие из воды церкви повторяют своими плавными силуэтами изменчивые линии волн.

Изысканные узорчатые ткани, драгоценные мозаики (наследие Византии), тонкое венецианское стекло и, конечно, великолепная живопись прославили этот загадочный остров и определили его уникальное и самобытное место в истории мировой культуры.

Сегодня в ГМИИ имени А.С. Пушкина открывается масштабная выставка из музеев Италии и России «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе». Возросшая на этих трех «столпах» искусства венецианская живописная школа на века вперед определила развитие и итальянского, и всего мирового художественного языка. Именно Венеция со своим влажным морским климатом, губительным для фресок, дала миру картину на холсте, ввела в обиход масляные краски и в итоге родила свой неповторимый теплый, золотистый колорит, как будто в каждой работе, выполненной венецианцем, разлито сияние древних золотых мозаик, играют блики отраженного морскими потоками света и мерцают тонкие грани муранского стекла.

При всей неоспоримой общности трех великих мастеров венецианского Ренессанса каждый из них обладает безусловной яркой выразительностью и уникальностью.

Структура выставки в ГМИИ позволяет нам наглядно сопоставить и выяснить особенности их дарования. В едином пространстве представлены собранные из разных церквей и музеев портреты, работы на религиозные и мифологические сюжеты.

Один из «титанов» Возрождения, Тициан Вечеллио (около 1488, Пьеве ди Кадоре – 1576, Венеция), старший из экспонируемых авторов, обладал поистине масштабным видением сюжета, безупречным чувством композиции и тонким психологизмом искусного наблюдателя.

Среди самых ярких шедевров выставки — принадлежащая его кисти Саломея из частной Галереи Дориа Памфили в Риме. Драматизм сюжета сочетается здесь с изысканной красотой и гармонией композиции. Изящный изгиб фигуры молодой очаровательной героини, преданный взгляд служанки, сочный теплый колорит, мягкое свечение юной, бархатистой девичьей кожи, искусно переданные складки дорогих тканей — все это создает при беглом осмотре образ пышный, гедонистический. Однако тем выразительнее зарождающийся в глубине покрытых дымкой прекрасных глаз тайный страх, ужас перед этой пугающей наградой, которую получила Саломея за свой знаменитый танец. Она силится отвернуться, но не может отвести тревожного взгляда от отрубленной головы Иоанна Крестителя, покоящейся на золотом блюде. С непостижимой проницательностью и мастерством молодой Тициан воплотил в этой классической композиции момент зарождающегося осознания ужасного преступления, только что с легкостью совершенного и теперь пугающего своей необратимостью.

С полотном Тициана «Венера и Адонис» связана интересная работа по его атрибуции специалистами Пушкинского музея. Кисти мастера из Кадоре принадлежат несколько вариантов воплощения этого сюжета. Тема восходит к «Метаморфозам» Овидия и повествует о прекрасном юноше Адонисе, страстно увлеченном охотой. Влюбленная в него Венера пытается удержать возлюбленного подле себя, но тщетно (на бесполезность ее усилий намекает заснувший амур). Адонис погибает от клыков разъяренного вепря, а скорбящая Венера превращает его кровь в благоуханный цветок анемон.

Изящные статуарные фигуры богини и ее возлюбленного переданы быстрыми мазками, создающими мягкое свечение вокруг их силуэтов. Теплый розоватый колорит включает в себя искристые золотые вкрапления — в пшеничных косах Венеры, драгоценной вышивке по бархату, перевернутой чаше, символе любовного опьянения. Виртуозный мастер композиции, Тициан устремляет движение фигур по быстрой, легкой для восприятия диагонали — слева снизу вправо вверх, тем самым эффектно воплощая драматизм сюжета и эмоциональный накал. Метафора цветения природы и ее умирания, восторга любви и утраченного счастья, легенда об Адонисе снискала большую популярность среди европейских заказчиков.

В 2005 году картина появилась на одном из европейских аукционов как работа неизвестного художника венецианской школы, однако эксперту ГМИИ Виктории Марковой удалось установить авторство Тициана, что впоследствии подтвердили технологические исследования, проведенные в Венеции. Более того, тем же специалистом высказывается гипотеза о том, что находящееся в Москве полотно является оригиналом для серии авторских копий, выполненных художником позже.

Являясь безусловным авторитетом для своих более молодых коллег, Тициан был своего рода образцом для подражания и переосмысления. Якопо Робусти, прозванный Тинторетто, то есть сын красильщика (около 1519, Венеция – 1594, Венеция), своей неистовой молодой энергией постоянно бросал вызов прославленному старцу. Научный руководитель выставки профессор Бернард Айкема отметил желание молодого дерзкого художника превзойти своего учителя, в мастерской которого он недолго работал. Композиция полотна «Грехопадение Адама и Евы» Тинторетто как будто зеркально отражает «Венеру и Адониса» Тициана. Молодой автор придает сюжету драматизм и даже трагизм, направляя основное движение по трудной для глаз диагонали направо вниз, затягивая взгляд зрителя в глубокий пространственный прорыв в правой части картины. Колорит сдержанный и темный, свет выхватывает бледную фигуру Евы, спину отшатнувшегося Адама и сцену изгнания из рая вдали — горькую расплату, которая ждет героев. Открытый мазок создает тревожную вибрацию живописного пространства.

Здесь мы видим основные черты, определившие мятежный и драматичный характер искусства Тинторетто, предвосхитившего в своих творениях живопись барокко и определившего на века развитие венецианской школы. Именно на знаменитого Робусти, как и на его не менее прославленного современника Паоло Веронезе, столетия спустя будут ориентироваться художники XVII, XVIII и XIX века и в первую очередь великий венецианец Тьеполо. Да и наши современники не могут обойтись без творческого диалога с авторами золотого века.

Паоло Кальяри, прозванный Веронезе, то есть уроженец Вероны (около 1528 – 1588, Венеция) резко отличался от неистового Якопо легкостью нрава и веселым расположением духа. Не претендуя на соперничество с Тицианом, он быстро снискал любовь и доверие великого мастера.

Как заметил Бернард Айкема, он «весь как свет, весь как солнечное сияние, его палитра на 50 градусов более ясная, более яркая, более синяя, более красная. Его белый великолепен. Но оба живописца исследуют возможности колорита и, хотя один решает проблему одними средствами, а другой другими, они учитывают друг друга».

Известная под эпитетом «драгоценная живопись», небольшая работа Веронезе «Венера и Марс с Амуром и лошадью» — вариант решения той же пластической задачи, что и две рассмотренные выше картины. Сияющие драпировки, золото и дорогие ткани, жемчужное ожерелье (символ Венеции, сокровища, окруженного морем), прихотливая прическа Венеры — все это создает образ роскошной избыточности. Две обнаженные фигуры здесь подчинены не таким стремительным диагоналям, как у Тициана. Линии их силуэтов и наклон маленького Амура вместе создают впечатление раскрывающегося цветка. Но веселый Веронезе добавляет в композицию голову лошади, выглядывающую с лестницы, по которой она вряд ли сможет спуститься. Что это? Просто шутка. Он как будто говорит: «Ты велик, Тициан, а я сделаю смешнее».

Интересно сравнить работы Тинторетто и Веронезе на один и тот же сюжет.

«Снятие с креста» Якопо Робусти исполнено возвышенного драматизма и эмоциональности. Иосиф Аримафейский опускает безжизненное тело Христа на колени теряющей чувства Богоматери, их трагическое соединение являет собой символ страдания и сострадания, что было особенно важно для религиозного сознания ордена иезуитов, заказчиков полотна. Активные диагонали, архитектурно выстраивающие композицию, углубляются в пространство, оно пластично и рыхло. Колорит основан на ярком контрасте светлых и темных тонов, знаменитом венецианском «кьяроскуро», особенно остро выраженном Тинторетто.

Паоло Веронезе решает композицию в совершенно другом ключе. Вписанная в треугольник и подчиненная медленной диагонали группа персонажей располагается параллельно плоскости холста. Переживание евангельского события здесь связано с созерцанием свершившегося факта, горя в его безысходной необходимости, тогда как у Тинторетто трепет от горького потрясения и острота трагического момента настигают как ошеломляющее известие.

Образы святых часто встречаются в творчестве всех троих художников. Изображение Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, жившего в VI веке, относится к позднему периоду жизни Тициана и некоторыми деталями подчеркивает юридическую власть дожа в церкви Сан-Джованни. Спор об этом с папским престолом шел на протяжении нескольких веков, и заказанная дожем картина была призвана утвердить долгожданный особый статус храма, хранящего мощи святого патриарха. Сдержанный колорит с характерными теплыми тонами, статуарная фигура старца и низкая линия горизонта, обуславливающая взгляд зрителя снизу вверх, рисуют величественный и классицистический образ. Однако в нем уже проглядывают черты римско-флорентийского маньеризма и влияние позднего Микеланджело, которому был подвержен Тициан. Фигура святого немного удлинена и изогнута, его мощный абрис напоминает титанов великого автора потолка Сикстинской капеллы, которая произвела сильное впечатление на венецианского мастера.

В конце жизни Тициан стал терять зрение и, возможно, это побудило его накладывать краски на холст пальцами, как будто вылепливая полотна. Мягкая дымка, сфумато, вокруг его фигур стала еще более тягучей, пластичной и вибрирующей, что уже заметно в образе святого Иоанна.

Похожий вертикальный формат и взгляд снизу отличает «Крещение Христа» Якопо Тинторетто. Но здесь нет и следа классической сдержанности. Свет заливает изогнутые фигуры, их силуэты дробятся и вибрируют, шумное, подвижное пространство изливается из глубины полотна и не вмещается в границы холста. Цветовая палитра редуцирована до почти монохромных золотисто-коричневых тонов.

Совершенно по-другому решает подобные вертикальные композиции Веронезе. Его святые расположились в свободных спокойных позах на фоне арочных проемов, которые нисколько их не стесняют. Колорит сияет теплыми зелеными и красными тонами. Величие и выразительность, мягкие блики света, как будто отражающегося от воды, и золотистая красочная основа — вот черты, прославившие великих венецианцев на века.

23 картины, представленные на выставке, — это окна в загадочную Венецию Чинквеченто, пиршество для глаз и загадка для ума. Как и сама Венеция, влекущая своими тайнами, своей задумчивой прелестью, своим изобилием красоты и избыточностью искусства, живопись трех великих мастеров Ренессанса наполняет сердце какой-то неясной сладкой тревогой, манит и не отпускает. Любовь к Венеции может родиться, но вряд ли может умереть. Наверное, этот город знает тайну притяжения. Но разгадать ее невозможно, можно только утолить на время свою жажду, погрузившись в волшебный мир ее виртуозного искусства.

Теги:   искусствокультура

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Источник: www.matrony.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.