Музеи ватикана что посмотреть обязательно


История

Начало музейной коллекции положил Папа Римский Юлий II, когда в 1503 году перевез в один из ватиканских дворцов обнаруженную в конце 15-го столетия статую Аполлона Бельведерского. Тремя годами позже к ней присоединилось еще одно произведение искусства — скульптурная композиция «Лаокоон и сыновья», созданная древнегреческими скульпторами в 1-м веке до нашей эры.

Этот артефакт нашли при раскопках в виноградниках древнего поселения на одном из холмов Рима. Папа тут же отправил доверенных людей, среди которых был Микеланджело Буонарроти, для покупки шедевра. И когда скульптурная группа прибыла в Ватикан, к ней открыли всеобщий доступ.

Дело Юлия II продолжили взошедшие за ним на папский престол Климент XIV и Пий VI. Их вклад в развитие музейной коллекции был настолько велик, что в память об этих двух понтификах даже назвали один из музеев. После в течение сотен лет экспозиция неустанно пополнялась, строились новые здания и дворцы — Сикстинская капелла в 15-м веке, башня Боржиа в начале 16-го столетия. Последними были открыты появившиеся уже в 20-м веке Исторический музей и Музей современного религиозного искусства.

Что посмотреть туристу


Сикстинская капелла

Эта часовня — самый известный и самый впечатляющий объект ватиканского музейного комплекса. В течение веков именно здесь проходят выборы нового Папы Римского, и уже это выделяет ее из ряда других. Но, помимо того, она представляет собой настоящее произведение искусства благодаря уникальной росписи стен.

Свое название построенная в 15-м веке капелла получила от имени Папы Сикста IV, для которого и была возведена. А всеобщую известность ей принес Микеланджело, что украсил фресками стены и потолок здания. При этом сам мастер пытался отказаться от работы, скромно заявляя, что не считает себя художником, однако именно его творения привлекают сюда миллионы туристов. Среди 9 сюжетов из Ветхого Завета на потолке часовни особо выделяется «Сотворение Адама», а на стенах — изображенный у алтаря «Страшный суд».

К сожалению, внутри Сикстинской капеллы запрещено делать фото, так что все ее красоты придется унести с собой лишь в виде воспоминаний.

Интересный факт: Микеланджело практически все фигуры на своих фресках рисовал обнаженными, однако позже их «одели» в набедренные повязки, чтобы соблюсти приличия.

Музеи Ватикана

Музей Пия-Климента


Эта экспозиция во дворце Бельведер, названная в честь двух понтификов, содержит древнегреческие и древнеримские статуи. Во внутреннем дворике в специальных нишах находятся известные скульптуры «Лаокоон и сыновья», Аполлон Бельведерский, Антиной (он же Гермес) и Персей. Последний был создан неоклассиком Антонио Канова после того, как войска Наполеона вывезли большую часть экспонатов в Париж.

Позже к коллекции присоединился найденный в 19-м веке мраморный Апоксиомен, который является копией скульптуры 1-го столетия. Для этого объекта выделен отдельный кабинет.

Музей Пио-Клементино содержит несколько залов:

  • Галерея статуй с двумя яркими достопримечательностями — Юпитером и Спящей Ариадной;
  • Галерея бюстов с десятками оригинальных античных бюстов и копий;
  • Зал животных с многочисленными древнегреческими и римскими статуями зверей;
  • Зал Ротонда (или Круглый зал), в центре которого красуется чаша-бассейн императора Нерона, а по периметру установлены античные статуи;
  • Зал греческого креста с древними мозаиками и скульптурами, а также гробницами дочери и матери римского императора Константина I;
  • Кабинет масок, получивший свое название из-за напольной мозаики 2-го века с изображением масок;
  • Зал муз со скульптурами 9 муз под предводительством Аполлона и знаменитым Бельведерским торсом — фрагментом статуи 1-го века до нашей эры.

Интересный факт: доподлинно неизвестно, кого изображает Бельведерский торс — возможно, это Геракл, Полифем или Аякс. Сохранилась лишь надпись, из которой мы знаем, что автором работы является афинский мастер Аполлоний. Этим бюстом в свое время восхищался Микеланджело и брал его за образец во время работы над Сикстинской капеллой

Пинакотека

В Пинакотеке Ватикана размещается около 460 полотен религиозной тематики, которые иллюстрируют собой развитие живописи от времен Средневековья до 19-го столетия. Изначально они были выставлены в папских покоях и открыты для просмотра в 18-м веке. Однако во время наполеоновских войн большая часть картин была вывезена во Францию, и обратно в музей они попали лишь спустя 20 лет.

В 1932 году для этой коллекции построили отдельное здание, где она находится и сегодня. В настоящее время кроме работ знаменитых художников Италии — Перуджино, Леонардо да Винчи, Джотто, Караваджо, Рафаэля — здесь хранится собрание византийских мастеров.

Музей Кьярамонти

История этого музея связана с именем Папы Римского Пия VII (светское имя понтифика — Луиджи Кьярамонти). Экспозиция занимает часть 300-метровой галереи, созданной Браманте для перехода из Папского дворца в Бельведер. Большая часть коллекции состоит из древнеримских бюстов и статуй, среди которых особо выделяется большая скульптурная композиция с богом Нилом. По речному богу ползают 15 младенцев — это символизирует подъем воды на 16 локтей, необходимый для того, чтобы река Нил напитала будущие поля.


Другим интересным объектом музея Кьярамонти является статуя императора Августа 1-го столетия нашей эры. Считается, что это точный портрет выдающегося правителя, который после смерти был причислен к богам. Также в галерее есть коллекция надгробных надписей, однако она закрыта для свободного посещения.

Светский григорианский музей

Как несложно догадаться по названию, эта часть музейного комплекса была основана Папой Григорием XVI, что правил Ватиканом в середине 19-го века. Здесь собраны экспонаты времен Древнего Рима: статуи, бюсты, гробницы и барельефы. Жемчужиной коллекции являются фигуры Марса и Афины — копии бронзовых скульптур древнегреческого мастера Мирона, жившего в 5-м столетии до нашей эры.

Григорианский музей этрусков

Папа Григорий XVI стал основателем нескольких музейных экспозиций, и Этрусский музей, расположенный во дворце Иннокентия VIII, считается одной из самых интересных. По богатству и разнообразию он мало чем уступает известному Museo Nazionale Etrusco в парке Вилла Боргезе. Вместе они представляют собой две крупнейшие коллекции произведений искусства этрусков в Италии.

Из особо важных достопримечательностей Григорианского этрусского музея можно отметить амфору с изображением игры Ахиллеса и Аякса, бронзовую скульптуру Марса, созданную за 500 лет до нашей эры, еще более древнюю карету, резной деревянный трон, собрание этрусского золота. Всего здесь 22 зала с воссозданной обстановкой храмов, статуями, военным снаряжением, предметами быта и т.д. Не меньший интерес представляет и сам дворец — он расписан фресками итальянских художников середины 16-го века Бароччи и Помаранче.


Григорианский музей Египта

Коллекцию предметов искусства и быта Древнего Египта начали собрать в этих стенах еще во времена Папы Пия VII, однако в отдельную экспозицию она превратилась лишь в 1839 году. Часть экспонатов, представленных в 9 музейных залах, попала сюда с раскопок в окрестностях Рима, часть была выкуплена у других владельцев.

В первом зале находится статуя Рамзеса II, скульптура египетского жреца 6-го века до нашей эры, а также другие статуи и каменные плиты с иероглифами. Второй зал посвящен древнеегипетским предметам быта, статуэткам Ушебти, ритуальным сосудам. Также в Египетском музее Ватикана собраны редкие папирусы, деревянные и каменные саркофаги, несколько мумий, разнообразные произведения искусства. Самые древние из экспонатов были созданы за 2 500 лет до нашей эры.

Два музейных зала посвящены римским копиям древнеегипетских статуй, а также артефактам из Сирии и Месопотамии античного периода.

Интересно: несколько скульптур египетских божеств имеют в своем облике характерные черты древнегреческих статуй. Например, фрагмент скульптуры Анубиса напоминает греческого Геракла, а мраморный Осирис очень похож на Антиноя. Это произведения римского искусства, найденные на вилле Адриана у Тиволи.


Музей современного религиозного искусства

Эта музейная зона — одна из самых молодых в Ватикане, ведь коллекция была открыта для публики лишь в 1973 году. Здесь находятся работы таких известных мастеров как Дали, Кандинский, Шагал, Пикассо, Ван Гог, Корбюзье и других. Большинство экспонатов появилось в музее в результате частных пожертвований.

Маршрут по этой экспозиции ведет от Апартаментов Борджиа к Сикстинской капелле и отображает все разнообразие искусства 20-го столетия.

Христианский музей Пия

Первоначально Пио-Кристиано, как еще называют этот музейный отдел, появился в Латеранском дворце Рима в середине 19-го века, и лишь позже переехал в Ватикан. Он был основан Пием IX вскоре после организации археологической религиозной комиссии. Первыми же экспонатами стали находки ранней христианской эпохи, которые ради их сохранности нужно было срочно вывезти с территории раскопок.

Сегодня здесь демонстрируются раннехристианские барельефы, элементы саркофагов, надгробные надписи, статуи. Жемчужиной экспозиции можно считать скульптуру Доброго Пастыря, что относится к 3-му веку и предположительно символизирует Христа.

Миссионерский этнологический музей


Этнологическая коллекция — еще одна из тех, что были основаны Пием IX в Латеранском дворце, а после переместились в ватиканские залы. В этом собрании артефактов, что были привезены миссионерами из разных уголков Земли, есть статуи богов, маски шаманов и другие предметы культа Океании, Африки, азиатских стран и обеих Америк. Всего здесь находится около 100 000 экспонатов, среди которых самыми интересными являются по всеобщему мнению скульптуры мексиканского бога Кветцалкоатля и полинезийского Туматауэнга.

Апостольская библиотека Ватикана

Библиотека, появившаяся еще в середине 16-го века, тоже является в каком-то смысле музеем, ведь здесь хранятся редчайшие экземпляры книг, рукописей и манускриптов. В их числе оригинальные письма Мартина Лютера, Микеланджело, Петрарки, записки Фомы Аквинского, папирус Бодмера (самый ранний вариант Евангелия от Луки), «Божественная комедия» с рисунками Боттичелли, а также напечатанная Гуттенбергом в 1450-х годах Библия и многое другое. Эта библиотека начиналась с относительно скромного собрания из 340 книг, но за века стала одной из самых крупных и влиятельных в мире. Самые ценные библиотечные реликвии представлены в Сикстинском салоне.

Помимо книг здесь можно увидеть кубки, иконы, распятия, металлические и глиняные лампы, античные фрески, монеты и другие старинные артефакты. Большая часть из них представлена в музеях светского и сакрального искусства, которые расположены на территории библиотеки.


Исторический музей Ватикана

Относительно новый музейный комплекс, основанный в 1973 году. В начале 90-х годов он был частично перенесен в Латеранский дворец, однако в Ватикане остался каретный павильон. В нем представлены практически все модели карет, повозок, паланкинов и автомобилей, на которых когда-либо передвигались понтифики. Также здесь можно увидеть старинные фото и документы, связанные с жизнью «государства в государстве».

План музеев
Карта Ватикана с музеями
Музейный комплекс Ватикана

Дворы Музейного комплекса Ватикана

Если посмотреть на схему музейного комплекса, несложно заметить, что он содержит два основных здания — Апостольский дворец и Бельведер, которые соединены двумя 300-метровыми постройками. Таким образом, образуются два больших внутренних двора. Первым появился Апостольский двор, что примыкает к Собору Святого Петра, второй же двор — Бельведер — возник после перестройки дворцов в конце 15-го столетия. Когда же в 1590 году возвели здание библиотеки, Бельведер стал разделен на верхний и нижний дворики.

Верхний дворик в Бельведере — двор Шишки или Пинии — получил свое имя из-за оригинального античного фонтана. Предполагается, что фонтанная система в форме большой шишки когда-то украшала храм Исиды вблизи Парфенона.


А в центре площади находится другая достопримечательность — так называемый «Золотой Глобус» или «Sfera Con Sfera», творение современного итальянского автора Арнольдо Помодоро. Эта инсталляция представляет собой огромный шар диаметром около 4-х метров, а точнее — две сферы, вложенные одна в другую и символизирующие нашу планету внутри Вселенной. Трещины на внутренней и наружной сфере по замыслу скульптора означают, что разрушая планету, мы негативно влияем на всю Вселенную.

Галереи Музеев Ватикана

Три большие галереи находятся в западном крыле, соединяющем Апостольский дворец и Бельведер. Кроме непосредственно экспонатов все они интересны уникальными потолочными фресками, которые можно рассматривать часами.

У каждой из галерей — своя тематика:

  • Галерея канделябров (музей Профано) — уставлена греческими и древнеримскими скульптурами, саркофагами, вазами, а также мраморными канделябрами 2-го века нашей эры. Большая часть представленных здесь статуй является ранними римскими копиями греческих работ времен эллинизма.
  • Галерея гобеленов (она же галерея Арацци) — представляет собой коллекцию из 10 гобеленов работы фламандских мастеров. Они были выполнены в Брюсселе в 16-м веке по мотивам картин учеников Рафаэля. Первоначально эти гобелены украшали Сикстинскую капеллу, и лишь к середине 19-го столетия под них была выделена отдельная экспозиция. Название Арацци у этого места появилось ввиду того, что именно так назывались тканые полотна с 14-го по 17-й век, когда слово «гобелен» было еще не в ходу.

  • Галерея географических карт — содержит 40 больших настенных карт с обозначением бывших владений католической церкви. Их автором является Антонио Данти, который создавал эти полотна с помощью своего брата Игнацио — известного географа и математика. На многих картах указаны не только города, но также крупные исторические события.
Музеи Ватикана на видео

Залы Апостольского дворца

Апартаменты Борджиа

В северном крыле Апостольского дворца, а именно — в покоях Николая V, часть комнат еще в конце 15-го века была отведена под личные апартаменты Папы Александра VI из могущественной и скандально известной династии Борджиа. Понтифик, будучи большим ценителем искусства, поручил внутреннюю отделку стен итальянскому художнику Бернардино Пинтуриккьо и его ученикам, которые за три года создали здесь множество уникальных фресок.

Шесть личных комнат Папы были названы впоследствии по мотивам этих росписей:

  • Зал сивилл с изображениями пророков;
  • Зал таинств, украшенный сюжетами 7-ми таинств веры;
  • Зал святых со сценами из жизни священномучеников;
  • Зал искусств, бывший кабинетом Александра VI;
  • Зал чудес веры с фресками по мотивам Ветхого и Нового заветов;
  • Зал понтификов, где некогда были портреты — увы, несохранившиеся до наших дней.

Интересно: Зал чудес веры недаром носит такое «говорящее» название — в 1500 году его деревянный потолок внезапно рухнул на собравшихся внизу людей, в числе которых был и сам понтифик. В результате было много погибших, однако сам Папа каким-то чудом уцелел.

Капелла Николая V

Часовня Николая V или Никколина находится неподалеку от залов Рафаэля, на верхних этажах башни Иннокентия III. Это одна из старейших комнат Апостольского дворца Ватикана, бывшая ранее личной капеллой понтифика.

Ее стены украшены фресками итальянского художника и монаха Фра Беато Анджелико. Верхний ярус настенной росписи посвящен жизнеописанию Святого Стефана, а на картинах нижнего яруса отображены ключевые события жизни Святого Лаврентия. К сожалению, алтарь часовни был разрушен и сегодня фрески остались в целостности лишь на трех стенах.

Залы Рафаэля

Одно из самых красивых мест ватиканских музеев — Станцы Рафаэля. Это три богато расписанные светлые комнаты в северной части Апостольского дворца, на этаж выше апартаментов Борджиа. Они появились по указу Юлия II, который взошел на папский престол после Александра VI. Новый Папа Римский не захотел жить в апартаментах предшественника и решил обустроить для себя другое жилье.

Рафаэль Санти работал над фресками в этих комнатах с 1508 года, однако ему часто приходилось переключаться на другие дела, и роспись продвигалась медленно. Полностью завершена она была уже после смерти мастера его учениками.

Станцы Рафаэля:

  • Станца делла Сеньятура — первая из комнат, над которыми работал Рафаэль, и единственная, выполненная полностью мастером (без помощи учеников). На стенах и потолке этого зала можно увидеть фигуры античных философов: Платона, Аристотеля, Сократа, Эвклида и других. Наряду с ними изображены и великие личности более поздних времен, а также современники художника, включая Леонардо да Винчи и Микеланджело.
  • Станца д’Элиодоро — второй зал, роспись которого была начата после окончания станцы Сеньятура. Фрески в этой комнате посвящены, в основном, религиозным событиям от времен Ветхого Завета до Средневековья. При этом самому Рафаэлю принадлежат лишь 4 «ветхозаветные» фрески на потолке.
  • Станца Пламени — свое оригинальное название эта комната, использовавшаяся для заседаний суда Ватикана, получила за счет фрески «Пожар в Борджо». Оформление данного зала практически полностью заслуга учеников Рафаэля, которые руководствовались в работе его эскизами.
  • Зал Константина — комната, примыкающая к Станцам Рафаэля, где можно посмотреть фрески с сюжетами из жизни императора Константина. Этот римский правитель попал на стены музеев Ватикана благодаря тому, что именно в период его правления христианство стало официальной религией в Риме.

Ложа Рафаэля

Длинная крытая галерея — лоджия Рафаэля — состоит из 13 секций, в каждой из которых мастером были написаны по 4 фрески. В первой секции представлены сюжеты из Нового Завета, во всех остальных — сценки из Ветхого Завета. Всего здесь можно найти 52 картины, которые часто называют «Библией Рафаэля».

Интересный факт: некоторые росписи из Лоджии Рафаэля можно увидеть в Санкт-Петербурге, если попасть в Эрмитаж. В конце 18-го века по приказу императрицы Екатерины II с итальянских фресок были сняты копии для петербургского музея.

Зал Кьяроскури

Зал Кьяроскури или «Зал попугаев», названный так из-за того, что в нем стояла клетка с попугаями, представляет собой помещение рядом с Сикстинской капеллой. Здесь Папа Римский переодевался и готовился к богослужениям или другим церемониям. Также эту комнату иногда называют «залом конюхов», что связано со следующим фактом: обязанность переносить папский трон, как правило, была возложена именно на конюхов, которые тоже находились в данной комнате.

Музей Люцифера

Самое интригующее и загадочное помещение в Ватикане, о котором ходят легенды. Эта музейная экспозиция появилась в 1933 году по инициативе Пия XI как собрание доказательств реального существования дьявола. Находится она в подвальных залах церкви Святого Сердца Мученика.

Что же можно увидеть в необычном музее:

  • Итальянский молитвенник 16-го века, прожженный в нескольких местах — согласно преданию, к нему прикоснулся сам дьявол.
  • Платье графини Сибиллы де Меркер середины 14-го столетия, которая, по легенде, столкнулась с сатаной во дворе собственного замка и умерла на месте.
  • Документ, найденный в сундуке на одном из пепелищ Берлина в 1946 году — он представляет собой договор между Адольфом Гитлером и… никем иным как Люцифером. Под необычным документом стоят две подписи кровью, одна из которых, по свидетельству историков, совпадает с известными автографами рейхсканцлера Германии. Заключено соглашение в 1932 году, а срок его действия составляет ровно 13 лет, в течение которых Гитлер должен получить нечеловеческие способности и огромную власть в обмен на, конечно же, душу. Но доподлинно узнать, имеет ли Гитлер отношение к этому документу, и кто на самом деле был второй стороной договора — уже невозможно.
  • Мумия некого человекообразного существа с небольшими рожками и удлиненными клыками. Она была обнаружена в Мексике под алтарем одной старинной церкви в 1997 году. Предположительный возраст мумии — около 600 лет.

Винтовые лестницы

В музеях Ватикана интересны не только залы и галереи — даже лестницы здесь могут поразить воображение туристов.

Лестница Браманте

Старинная лестница итальянского архитектора Донато Браманте появилась в 1505 году. Она представляла собой пологий, плавно спускающийся в форме спирали пандус, поддерживаемый дорическими колоннами. Он соединял Апостольский и Бельведерский дворцы, а за счет отсутствия ступеней был пригоден как для людей, так и для конных повозок. Такие устройство позволяло беспрепятственно перемещать грузы между зданиями. В настоящее время эта лестница закрыта для передвижений — на нее можно лишь полюбоваться в рамках экскурсионного тура.

Лестница Джузеппе Момо

Более поздняя спиралевидная лестница, разработанная после того, как в 1929 году Ватикан стал отдельным государством, и появилась необходимость открыть доступ к музеям со стороны Италии. Тогда архитектор Джузеппе Момо предложил идею винтового перехода через стену в форме двух спиралей — одна для спуска вниз и другая для подъема наверх. В 1932 году была построена красивая лестница с бронзовыми ограждениями. Над нею находится большой стеклянный купол, что дает естественное освещение.

Интересный факт: тип винтовой лестницы в виде двойной спирали позже не раз использовали в мировой архитектуре, но Джузеппе Момо, конечно же, не был первым, кому это пришло в голову. Считается, что за основу он взял идею Браманте и одну из лестниц Микеланджело.

Помимо того, в 2000 году была построена еще одна винтовая лестница, ведущая от нового входа в мир музеев Ватикана. Она сделана по мотивам лестницы Момо, чтобы подчеркнуть неразрывную связь с прошлым, но в то же время имеет полностью современный вид.

Как добраться до музеев Ватикана

Поскольку музейный комплекс находится фактически в центре Рима, добраться до него не составит труда из любой точки города.

Точный адрес: Viale Vaticano, 00165 Roma. Вход с проспекта viale Vaticano.

От центрального ж/д вокзала:

  • Вариант 1

    Метро:по красной ветке от станции TERMINI до станции Cipro Musei Vaticani.

  • Вариант 2

    Автобус:маршрут № 492 от вокзала по улице via Marsala пройти до остановки
    Volturno/gaeta, после на автобусе проехать до остановки Bastioni Di Michelangelo (около 30 минут).

  • Вариант 3

    Пешком:путь через Via Crescenzio займет около 1 часа (4,8 километра).

Из аэропорта Фьюмичино:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрут Sitbusshuttle, который направляется к Via Crescenzio, 2 (автобус ходит раз в полчаса, время в пути — около 50 минут).

    Пешком:пройти от остановки 20 минут мимо Замка Святого Ангела до входа в музеи Ватикана.

  • Вариант 2

    Поезд:доехать поездом до вокзала TERMINI.

    Метро:на вокзале пересесть на красную ветку метро и доехать от станции TERMINI до станции Cipro Musei Vaticani.

ВАЖНО: билеты на поезд можно купить заранее на сайте итальянских железных дорог, однако русскоязычной версии нет. Если вы видите портал на русском языке, скорее всего, это сайт мошенников.

Также около Ватикана проходят автобусы № 23, 32, 49, 81, 247, 490, 495, 590 и другие, трамвай № 19.

Схема римского метро
Схема метро Рима
Музеи Ватикана на карте

График работы и стоимость билета

Музеи Ватикана открыты:

  • С 09:00 до 18:00 (последний вход в 16:00).

Дни работы — с понедельника по субботу включительно.

Цена билетов зависит от того, хотите вы посетить музейный комплекс самостоятельно или с экскурсоводом, а также от заказа аудиогида, питания и т.д. Льготы имеют студенты итальянских ВУЗов, инвалиды, дети до 18 лет.

ВАЖНО: Для всех 26-ти музеев действует единый билет, который можно купить в кассе или онлайн. Если вы хотите попасть в музеи без очереди, воспользуйтесь онлайн-бронированием — оно стоит 4 € (~293 руб.). Таким образом, вы приобретете электронный ваучер, который затем вам обменяют на обычный билет.

Самостоятельное посещение:

  • Взрослый билет — 17 € (~1 245 руб.);
  • Детский билет от 6 до 18 лет — 8 € (~586 руб.);
  • Посещение + завтрак — 38 € (~2 783 руб.) и 29 € (~2 124 руб.);
  • Посещение + обед — 39,5 € (~2 893 руб.) и 20 € (~1 465 руб.);
  • Визит ночью — 38 € (~2 783 руб.) и 29 € (~2 124 руб.).

За аудиогид на русском языке нужно будет оплатить 7 € (~513 руб.) дополнительно.

  • Утренний тур с завтраком — если вы выбрали этот вариант, нужно быть на месте уже в 07:15, хотя завтрак по расписанию начинается в 08:15. Экскурсия утром имеет одно преимущество: в это время посетителей еще не очень много. Поэтому на нее стоит идти, если вы готовы пожертвовать комфортом ради того, чтобы рассмотреть все достопримечательности без толпы людей.
  • Ночной тур — если вы хотите попасть в музеи вечером, на месте нужно быть к 19:00, а покинуть музейный комплекс в 23:00. В стоимость билета в данном случае входит концертная программа. Однако такой тур нельзя бронировать заранее — оплатить вход можно только в кассе в день экскурсии.

Экскурсионный тур для индивидуальных лиц:

  • Взрослый билет — 33 € (~2 417 руб.);
  • Детский билет — 24 € (~1 758 руб.).

Экскурсия с гидом для организованных групп:

  • Взрослый билет — 21 € (~1 538 руб.);
  • Детский билет — 12 € (~879 руб.);
  • Доплата за гида — 250 € (~18 308 руб.) с группы не более 15 человек.

Экскурсии проводятся с понедельника по субботу, продолжительность тура составляет 2 часа. Начало маршрута обычно лежит через музей Кьярамонти или Пия-Климента, а заканчивается осмотр всегда Сикстинской капеллой.

Место встречи с экскурсоводом — у стола «Экскурсии», к которому можно попасть из вестибюля, поднявшись по лестнице слева.

Бесплатный вход — каждое последнее воскресенье месяца музейный комплекс можно посетить бесплатно, время работы в этот день — с 09:00 до 14:00.

ВАЖНО: не забывайте о правилах посещения — они предполагают достаточно закрытую одежду без мини-юбок у женщин и коротких шорт у мужчин. Желательно, чтобы были закрыты плечи и колени (особенно если вы собираетесь также смотреть изнутри Собор Святого Петра). Головной убор не обязателен. Словом, здесь действует тот же дресс-код, что и при визите в любую католическую церковь. Зимой посетителям разрешают пройти в верхней одежде.

Виртуальная экскурсия


На сегодня Музеи Ватикана признаны одними из лучших в Европе, а в 1984 году они были внесены в список ЮНЕСКО. Здесь на каждом сантиметре можно увидеть что-то интересное — начиная прямо с главных ворот миниатюрного государства, которые охраняет швейцарская гвардия в яркой форме, созданной Рафаэлем. Никакое описание и отзывы других туристов не заменят личных впечатлений от древней святыни католического мира. В целом маршрут по всем залам составляет около 7 километров, но если вы ограничены во времени, можно посмотреть только лучшие музеи и вложиться в 2-3 часа. А тем, кто готов посвятить экскурсии весь день, стоит приобрести путеводитель и позаботиться об удобной обуви — вам вряд ли захочется прервать свой визит пораньше. И напоследок рекомендуется зайти в сувенирный магазин при Соборе Святого Петра — кроме обычных сувениров здесь представлены ювелирные изделия, копии антикварных медальонов и много других уникальных вещей.

Визитная карточка

Источник: theplacement.ru

Двор шишки

Первое место куда попадают все туристы это двор шишки. Шишка античная и в древнем Риме она украшала собой фонтан, потом какое-то время шишка стояла в старой базилике святого Петра, а сейчас она дала свое имя целому двору Ватикана. У подножия шишки прилегли отдохнуть два древнеегипетских льва. В этом здании за шишкой как раз расположен Грегорианский египетский музей.

Музеи ватикана что посмотреть обязательно
Двор шишки, оцените сколько народа

Музей Пио Клементино

Обычно среднестатистические посетители начинают осмотр музеев Ватикана с музея Пио Клементино. Музей получил двойное имя от двух пап основавших его — Климента XIV (1769-1774) и Пия VI (1775-1799). В экспозициях Пио Клементино представлена широкая коллекция античной скульптуры.

Толпа пронесет вас через зал животных, входить с сам зал нельзя, он огорожен веревками. И вынесет в великолепный восьмиугольный дворик.

Музеи ватикана что посмотреть обязательно
Толпы людей в восьмиугольном дворике

Вот тут нужно задержаться. Именно в этом дворике установлены знаменитые статуи Аполлона Бельведерского, Гермеса Бельведерского, Персея Триумфатора с отрубленной головой Медузы Горгоны. Последнюю изваял Антонио Канова, т.е. это уже XIX век, а не античность.  Там, где стоит самая большая толпа быстрее всего скрывается знаменитый Лаокоон. Лаокоон имеет для Рима огромное значение. Ниже расскажу почему.

Музеи ватикана что посмотреть обязательно
Персей Триумфатор XIX век, Лаокоон, Торс

Описание скульптурной группы Лаокоон содержится в античных произведениях Плиния Старшего. Рассказывают, что во время Троянской войны, Лаокоон, жрец Аполлона в городе Трое, отговаривал троянцев от втаскивания в город деревянного коня, оставленного греками за городскими воротами. Афина и Посейдон, которые были на стороне греков, послали двух больших морских змеи убить жреца и его сыновей. С римской точки зрения, смерть этих невинных людей имеет решающее значение для Энея, который поверил предупреждению Лаокоона и бежал из Трои. Именно беглецы из Трои во главе с Энеем основали Рим.

Насчет возраста статуи споры не утихают. Бросается в глаза невероятная эмоциональность скульптуры, с другой стороны мы знаем, что древние не умели передавать движения и эмоции так ярко, но это не помешало теоретикам искусства отнести дату рождения Лаокоона к началу на нашей эры.

По центру зала Муз установлена статуя «Торс». Это античная скульптура, говорят именно с нее Микеланджело списал обнаженные фигуры фрески «Страшный суд», украшающей одну из стен Сикстинской капеллы. Далее привожу фото античных саркофагов, очень они замечательные.

Музеи ватикана что посмотреть обязательно
Саркофаг с битвой амазонок
Музеи ватикана что посмотреть обязательно
Саркофаг, изображающий Дионисии

Бюст Сократа я сфотографировала за то, что его имя написано почти нашими буквами, Фортуну на удачу. Самым ценным экспонатом ниже представленной троицы является Геракл с яблоками Гесперид. Во-первых это античная бронза, а античных бронз до нашего времени дожило совсем не много, а во-вторых очень многие мраморные статуи являются копиями с античных бронз не сохранившихся до нашего времени. Античные бронзы выставляются сейчас только в музеях Италии и Греции, в других странах их нет.

Музеи ватикана что посмотреть обязательно
Сократ, муза Фортуна, Геракл с яблоками Гесперид

Полы Круглого зала украшает античная мозаика. А по центру стоит огромный порфировый бассейн, диаметром 5 метров. Считается, что бассейн античный, как они его сделали остается загадкой, порфир твердый камень. Изготовить что-либо из порфира гораздо тяжелее, чем сделать это же из мрамора или травертина.

Музеи ватикана что посмотреть обязательно
Круглый зал

В зале Греческого креста выставлено два порфировых саркофага. Один из них по преданию принадлежал Святой Елене, а второй Констанцию. На вид это типичные античные саркофаги. Аудиогид неутомимо твердил про христианских воинов, изображенных на саркофаге Святой Елены, но никаких признаков принадлежности воинов к христианству нет. Саркофаг Констанция украшен сценами сбора винограда, тут предлагаются аналогии между виноградом, воскресающим в виде вина, и воскресением Христа. По-моему все это сильно притянуто за уши. Даже согласно официальной версии Святая Елена и ее сын Константин приняли христианство на закате своих жизней, не успели они еще изготовить себе христианские саркофаги. Надо просто признать этот факт.

Музеи ватикана что посмотреть обязательно
На заднем плане саркофаг Святой Елены, впереди люди смотрят на мозаичные полы

Любопытно, что в саркофаге святой Елены позже похоронили очередного Папу. Для меня это на грани святотатства, а Святых отцов такие вещи совсем не смущают.

Музеи ватикана что посмотреть обязательно
Мозаичные полы в зале Греческого креста

На этом залы музея Пио Клементино заканчиваются. Отсюда можно свернуть или в Египетский музей или в музей Этрусков. Залы Египетского музея выведут вас опять к началу музея Пио Клементино. Тут каждый решает для себя сам хочет он свернуть налево и увидеть Грегорианские музеи или нет.

Грегорианский египетский музей

Грегорианский египетский музей носит имя Папы Григория XVI, основавшего коллекцию в 1839 году. Музей состоит всего из 9 залов и представляет типичные для Древнего Египта коллекции, как то многочисленные иероглифические надписи, саркофаги, статуи старинных египетских божеств с головами животных и даже настоящую мумию египетской знатной дамы по имени Аменирдис, затянутую в сетку из драгоценного бисера. Больше всего меня поразил древнеегипетский бог Бес, покровитель младенцев и беременных женщин. Если ему предстояло отгонять злых духов, то внешность у него самая подходящая.

Грегорианский музей Этрусков

Как вы уже догадались его открыл Папа Григория XVI. Музей состоит из 18 залов и был одним из первых музеев посвященных этрускам. Вот в этот музея я рекомендую заходить всем славянам. Существуют исторические теории, согласно которым этруски были славянами и жили намного позже, чем принято о них думать сейчас. Польский ученный Тадеуш Воланский дешифровал еще в XIX веке многие этрусские надписи и издал книги об этом своем исследовании. За это Папа Римский просил русского императора Николая I применить к ученому аутодафе из его книг. Этот эпизод имел место быть в просвещенном XIX веке. Книги запретили, вопрос замяли, официальная наука до сих пор считает этрусские надписи не читаемыми.

Золотые украшения этрусков очень похожи на то, что у нас выставлено в Золотой кладовой Эрмитажа, т.е. на скифские вещи.

Галерея канделябров

Галерея канделябров является частью музея Профано. Длина галереи 80 м. Свое название галерея получила благодаря античным канделябрам, украшающим ее со всех сторон. Потолок украшен росписями на тему примирения религии и науки, религии и искусства и даже согласия между язычеством и христианством.

Музеи ватикана что посмотреть обязательно
Ватиканские толпы, галерея канделябров, герб папы Льва XIII

Галерея гобеленов

Галерея гобеленов была оформлена в при Папе Пие VI. Главные экспонаты гобелены брюссельской мануфактуры Питера Ван Эльста, вытканные в XVI веке при Клементе VII попали в галерею намного позже 1838 году до этого момента они украшали стены знаменитой Сикстинской капеллы.  Ткачи Фландрии умудрялись изображать сложные религиозные сюжеты, используя нити всего лишь 6 цветов.

Галерея географических карт

Необычайно длинная узкая галерея географических карт возможно самое впечатляющее помещение Апостольского дворца, она была расписана фресками по заказу Папы Григория XIII. Три года с 1580 по 1583 понадобилось для того чтобы 40 фресок заняли свои места обеим сторонам галереи. Некоторые карты имеют важную картографическую ценность. Карты изображают области Италии, принадлежащие Папской области. В самом конце галереи расположена карта Италии во времена античности, а с другой стороны карта Италии современная времени написания фрески (XVI век).

Музеи ватикана что посмотреть обязательно
Одна из областей Италии в галерее географических карт

Во времена ренессанса было довольно популярно оформлять залы дворцов географическими картами, например, аналогичным образом оформлен зал Глобуса в палаццо Веккьо во Флоренции.

По дороге к одной из самых замечательных частей дворца мы заглянули во внутренний двор Ватикана, наверное это вся личная жизнь Ватикана доступная туристам. Ничто человеческое Святым отцам не чуждо, они любят машинки и ездят на них в Рим. Ватикан настолько мал, что ездить там негде.

Музеи ватикана что посмотреть обязательно
Внутренний двор Ватикана

Станцы Рафаэля

Горячо рекомендую осматривать эти комнаты с аудиогидом. Станцы или просто комнаты, были расписаны Рафаэлем и его учениками с 1508 по 1524 год для Папы Юлия II делла Ровере. Комнат всего 4. Каждая из этих картин была тиражирована в разных дворцах всего мира. Если вы не знаете кто эти люди и что это за сюжет, то лучше пойти в магазин выбирать обои, эффект будет примерно таким же. Например, шпалеры повторяющие рафаэлевские сюжеты «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас» выставляются сейчас в Эрмитаже. Изначально они были изготовлены для оформления Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

Чтобы вы смогли составить представление о величии этих росписей вставлю официальное видео музеев Ватикана. Объяснять сюжеты не буду, это легко можно растянуть на целую статью. Да и желающие могут легко найти все в интернете.

Следующим заслуживающим внимания и остановки будут апартаменты Борджиа.

Апартаменты Борджиа

Фанатам сериала «Борджиа» здесь останавливаться обязательно. Росписи были выполнены  Бернардино Пинтуриккьо (Пинтуриккьо в переводе с итальянского означает просто прекрасная живопись) в самом конце XV века, ранее росписей Рафаэля, по уму надо бы сначала смотреть на них, а уже потом знакомится со станцами Рафаэля, но маршрут составлен так что в эти комнаты можно попасть только после покоев Юлия II, преемника и соперника Александра VI Борджиа.

Люди, смотревшие сериал, припомнят этот сюжет. Папу Александра VI Борджиа до сих пор считают развратником, убийцей и очень не хорошим человеком — это официальная версия. Согласно не официальной версии, он проиграл в политической борьбе своим оппонентам и те его очернили, приписали ему  и даже его детям все мыслимые и не мыслимые прегрешения. Его обвиняют даже в том, что он развратил свою 13-летнюю дочь Лукрецию.

Скромностью Александр VI точно не страдал, например, он поместил свое изображение на фреску с известным религиозным сюжетом Воскресение Христово. Но этим он ничем не отличался от своих последователей. В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, что у Пантеона, мы видели, кардинала Карафу, вставленным в сюжет Благовещение.

Музеи ватикана что посмотреть обязательно
Воскресение Христово, Папа Борджиа изображен на этой фреске

Но эта грязная история еще не все интересное и загадочное, что могут вам предложить апартаменты Борджиа.  Наши ученые Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко вычислили дату зашифрованную на потолке зала Сивилл. Они считают, что на потолке изображена дата 28 августа 1228 г.н.э., и она соответствует созданию Птолемеевской системы мира. Официальная историческая наука считает, что  Птолемеевская система мироустройства появилась во II веке нашей эры. Не стыковка в 1000 лет налицо. Расчеты  Г.В.Носовского, А.Т.Фоменко опубликованы в интернете, желающие могут ознакомится и составить собственное мнение.

 Сикстинская капелла

В Риме меня всю дорогу поражало тесное переплетение языческих и христианских символов. Своего апогея это ощущение достигло в Сикстинской капелле. А вы могли бы представить, чтобы иерархи православной церкви устраивали свои заседания в подобном зале? А отцы католической церкви устраивают в Сикстинской капелле свои конклавы, именно здесь выбирают нового Папу.

Это глючная 3Д-панорама Сикстинской капеллы с официально сайта Ватикана, она все время предлагает сохранить файл музыкального сопровождения, не обращайте на это внимания.

Изначально Микеланджело нарисовал все фигуры совсем обнаженными со всеми анатомическими подробностями, набедренные повязки им добавили гораздо позднее. Сивиллы опять же присутствуют на потолке. Я читала Библию и хорошо помню, что через весь Ветхий завет красной нитью проходит мысль о том, что гадатели и прорицатели это мерзость перед лицом Господа. А в Риме чуть ли не в каждой церкви изображены гадалки в виде сивилл.

Фотографировать в Сикстинской капелле нельзя совсем. Дело в том, что у итальянцев не было денег на реставрацию капеллы. Они были вынуждены продаться японской фирме, вложившейся в реставрацию. Японцы получили эксклюзивные права на съемку в капелле. В момент, когда мы осматривали капеллу людей в ней было, как в автобусе в час пик. Все стояли плечом к плечу и слушали свои аудиогиды. Великолепный пол Сикстинской капеллы я рассмотрела только на 3Д-панораме.

Если после Сикстинской капеллы пойти налево, то можно попасть в собор Святого Петра без очереди, а направо продолжение осмотра музеев.

Источник: trip-together.ru

Площадь св. Петра

В I в. в местности на месте нынешней площади располагался окруженный садами цирк, в котором по приказам Нерона были казнены первоверховные апостолы Петр и Павел, а также многие другие христиане. К XVI в. сады и цирк сменила грунтовая местность, на которой сохранялся обелиск из розового гранита, в I в. привезенный из Египта императором Калигулой. В начале XVI в. на месте распятия апостола Петра вместо разрушавшейся церкви еще IV в. было решено построить величественный собор. Благоустройство прилегающей к нему территории было поручено выдающемуся архитектору и скульптору Джованни Бернини.

Зодчий блестяще справился со своей задачей. Реализация его проекта позволила скрыть имевшийся 10-метровый перепад рельефа местности.

Piazza San Pietro – гигантская площадь в форме двух симметричных полукругов, как бы притягивающая очерчиваемое ими пространство к расположенному на ней собору св. Петра. Колоннады полукружий похожи на две огромные руки, влекущие находящихся на площади людей к собору. С высоты птичьего полета собор, колоннады и площадь похожи на замочную скважину, в которую вставлен ключ – собор. Эффект вовсе не случаен: ведь ключи от Царствия Небесного Иисус решил дать именно Петру.

В центре площади установлен тот самый египетский обелиск. В конце XVI в. его переосвятили, а первоначальный золоченый шар на вершине заменили христианским крестом. После этого 300-тонную громадину передислоцировали в центр строящейся площади.

По сторонам от обелиска находятся два идентичных фонтана. Любопытно, что они созданы в разное время и разными архитекторами. От обелиска, ранее игравшего роль и астрономических часов, к колоннадам как бы расходятся лучи. За колоннадами видна неприметная белая линия – граница Ватикана.

Во время обращений папы Римского в дни церковных праздников на площади св. Петра собирается до 400 тысяч человек. А еженедельные проповеди понтифик читает по средам в 11 часов. Около обеих колоннад действует отделения так называемой «Почта Ватикана», дающей возможность туристам отправить письмо или открытку с обратным ватиканским адресом. Другая туристическая хитрость – запрограммированная Бернини оптическая иллюзия при нахождении на белом круге недалеко от обелиска: при взгляде на колонные полукружия они кажутся прозрачными и одно из них исчезает.

Собор св. Петра

Basilica di San Pietro – центр Римско-католической церкви, Великая базилика и главная паломническая церковь Рима.

После распространения христианства в Риме над могилой распятого в цирке Нерона апостола Петра была сооружена церковь. В 1506 г. папа Юлий на ее месте решил воздвигнуть храм, который должен был затмить все доселе существовавшие религиозные постройки. Строительство длилось более века: свою лепту в него внесли несколько выдающихся зодчих, сменявших один другого.

Преобладавший в начале строительства ренессансный стиль ближе к завершению начал уступать позиции набирающему силу барокко, поэтому в соборе присутствуют черты обоих стилей.

Первоначальный проект архитектора Донато Браманте предполагал сооружение в форме равностороннего греческого креста. Сменивший его Рафаэль предпочел классический несимметричный крест. Массивный центральный купол – идея Микеланджело, которую реализовал Джакомо делла Порта. Завершавший строительство Карло Мадерна возвел монументальный западный фасад, который совместно с куполом стал архитектурной доминантой собора.

Главный фасад

На карнизе главного фасада собора длиной 115 м установлены фигуры Христа, 11 (исключая Петра) апостолов, а также Иоанна Крестителя высотой 5 м 65 см. Статуи Петра со свитком и ключом и Павла со свитком и мечом находятся вблизи входа в собор. Портик фасада за колоннами имеет пять ведущих внутрь порталов (ворот).

Центральный из них, выполненный в середине XV в., принадлежал еще прежней церкви. Он носит имя создавшего его мастера Филарете из Флоренции. Напротив портала расположена известная мозаика «Навичелла», выполненная Джотто в XIII в.
Все остальные порталы были созданы в XX в.

Обычно замурованный Святой портал (крайний справа) действует только в юбилейный год (единственный в четверть века). В канун его Рождества изнутри разбирается его каменная кладка, оставляя вход открытым вплоть до начала следующего года. 16 рельефов на этой двери иллюстрируют возможное искупление человеческих грехов: ведь Господь стучит в дверь каждого, но не все открывают ему.

Первый слева Портал Смерти предназначен исключительно для выноса тела умершего Папы. Два оставшихся носят названия портала Добра и Зла и портала Таинств. Латинская надпись над колоннами подчеркивает роль Папы Павла V Боргезе в завершении строительства собора.

В период правления Папы Климента VIII на купол был помещен крест, на котором находятся шкатулки с реликвиями. С огороженного балкона башни купола открывается римская панорама, которую хочется видеть вновь и вновь.

Интерьер

Высота купола собора почти достигает 137 м, уступая только единственной церкви мира (в столице Кот-д’Ивуара). Зато по вместимости он не имеет себе равных в мире: 55 тысяч человек. Отметки на полу центрального нефа собора св. Петра наглядно показывают границы других крупных храмов, которые могли бы поместиться внутри. Огромные размеры храма позволяют минимизировать туристическую сутолоку, несмотря на постоянное присутствие внутри множества путешественников.

Внутренняя поверхность купола декорирована изображениями евангелистов Марка, Луки и Иоанна вместе с их символами – апокалиптическими животными, и Матфея с ангелом. Латинская надпись над ними цитирует евангельские слова Иисуса об основании Христовой Церкви и вручении Петру ключей от Царствия Небесного.

Главный алтарь из мрамора, мессу за которым имеет право проводить только Римский папа, увенчан монументальным 29-метровым киворием Baldacchino, созданным Бернини. Увенчанные ангелами витые колонны повторяют форму изогнутой колонны иерусалимского храма Соломона. На киворий ушло десятки тонн бронзы: часть ее даже сняли с крыши Пантеона (по приказу тогдашнего папы Урбана VIII Барберини). Лестница близ алтаря ведет вниз к гробнице св. Петра.

В апсиде главного нефа находится Кафедра св. Петра, также созданная Бернини в XVII в. Она представляет собой бронзовый трон св. Петра, считающегося первым римским епископом. Трон поддерживают пятиметровые статуи четырех Отцов Церкви; над ним в солнечных лучах парит голубь – символ Святого Духа. Реальная реликвия – простой деревянный стул св. Петра скрыт внутри Кафедры.

Киворием и Кафедрой работы Бернини в соборе не исчерпываются. Его авторству также принадлежат статуя римского сотника Лонгина (проткнувшего копьем распятого Христа), гробница Папы Александра VII, усыпальница графини Матильды Каносской и другие детали интерьера. Копье Лонгина, также хранящееся в храме, – одно из двух, соперничающих за право называться подлинным орудием Страстей Христовых (другое хранится в главном храме Армянской Апостольской церкви близ Еревана).

Великолепный интерьер собора с многочисленными капеллами, скульптурами и картинами можно рассматривать часами. Самая знаменитая скульптурная композиция – «Пьета», созданная 24-летним Микеланджело. Она находится в капелле Милосердия (первой справа).

Туристическая информация

Редко кто из туристов упускает возможность посетить смотровую площадку у купола собора св. Петра. Кроме восхитительного вида на Рим, поднявшиеся смогут вблизи увидеть установленные на балюстраде фигуры, а также обозреть интерьер собора сверху. Знание некоторых нюансов позволит сделать это максимально удобным и познавательным.

Для подъема на купол нужно выйти из Собора и продолжить движение, ориентируясь по указателям Cupola.

Однако желающие сэкономить должны трезво взвесить свои силы: им предстоит преодолеть 551 ступеньку по все более крутой и узкой лестнице. Последние ступеньки преодолеваются почти ползком. Дело не только в физических кондициях поднимающегося, но и в его комплекции. К тому же частые повороты могут вызвать головокружение у предрасположенных к нему людей. «Лифтовый» вариант не исключает, а всего лишь сокращает пеший путь до 320 ступенек.

Смотровая площадка открывается на час позже собора. Поэтому бывавшие в Риме опытные путешественники советуют приходить к семи утра, практически без очереди купить билет наверх, хорошенько рассмотреть практически пустой собор, после чего подняться на только начинающую заполняться смотровую площадку. При посещении в другие часы рекомендуется избегать среды и воскресенья – дней богослужений и папской аудиенции. Конечно же, заблаговременное приобретение билета на сайте существенно облегчит жизнь туристу.

Музейный комплекс Ватикана

В него входят великолепные дворцовые залы и экспонирующиеся в них произведения искусства, собранные Римской Католической церковью на протяжении пяти столетий. В ватиканских музеях действуют четыре экскурсионных маршрута продолжительностью от одного до пяти часов. Все они заканчиваются посещением двух шедевров мирового изобразительного искусства – Станцев Рафаэля и Сикстинской капеллы, выделенных в отдельные подзаголовки настоящей статьи. Туристам следует так распределить свои силы, чтобы не подойти к ним эмоционально выхолощенными.

За билетами нередки большие очереди. Они меньше перед открытием и в послеобеденное время. Больше всего народу приходит в среду – день папской проповеди на Piazza San Pietro.

Избежать очереди можно при заблаговременном приобретении билетов на сайте музейного комплекса или здесь. За услугу придется заплатить дополнительные 4 EUR. Зато купленный онлайн билет гарантирует отдельный вход.

У входа в музеи можно арендовать за 7 EUR русскоязычный аудиогид, оставив в залог паспорт. Сдать аудиогид и вернуть паспорт нужно в специальном пункте уже на выходе из музеев.

Помещения Апостольского дворца

Palazzo Apostolico – официальная резиденция папы Римского, называемая также Дворцом Сикста V или Папским дворцом. В реальности это совокупность строений XV–XIX вв., находящихся за правой колоннадой Piazza San Pietro. Часть Апостольского дворца отведена под музеи.

В Апостольском дворце расположены Апартаменты Борджиа, принадлежавшие папе Александру VI, и носящие его светскую фамилию. Этому высшему церковному иерарху с весьма сомнительным моральным обликом нельзя было отказать в любви и понимании искусства. В этом можно убедиться, посетив шесть расписанных залов Апартаментов – Sala de Sibille (сивилл), Misteri della Fede (Таинств веры), Santi (Святых), Pontefici (Понтификов), Arti Liberali (Свободных искусств) и Credo (Чудес веры). Сюжеты для фресок во всех этих залах выбрал сам Александр VI.

Девять музеев Ватикана

В Бельведерском дворце расположился скульптурный Museo Pio Clementino, названный в честь двух Пап, стоявших у истоков ватиканских музеев. Среди экспонатов выделяются мраморные копии древнегреческой статуи Аполлона Бельведерского и скульптурной группы Лаокоона. В зале Ротонда с мозаичным древнеримским полом можно увидеть римскую мозаику и порфировую ванную Нерона из его бывшего Золотого дома. В нише близ зала выставлена бронзовая статуя Геркулеса, датируемая II в. до н. э. В Галерее Статуй выделяется скульптура спящей Ариадны.

Museo Chiaramonti был основан папой Пием VII, давшем ему свою светскую фамилию. В этом музее расположен закрытый для обычный посетителей Лапидарий (собрание каменных надписей). В разноплановой коллекции – гигантская статуя лежащего на боку речного бога Нила, скульптура императора Августа, бюсты знатных римлян, римские напольные мозаики.

Три ватиканских музея носят имя папы Григория XVI, стоявшего у их истоков. Наиболее ценные экспонаты египетского Museo Gregoriano Egizio – древние стелы с иероглифами XXV в. до н. э., мумии, а также римские копии древнеегипетских скульптур II в. до н. э.

В Museo Gregoriano Etrusco (этрусков) демонстрируются вазы и амфоры, на самой известной из которых изображены Ахиллес и Аякс. Среди других экспонатов – деревянный трон и носилки VII в. до н. э. и бронзовая статуя Марса V в. до н. э.

В Museo Gregoriano Profano (светского искусства) также представлены греко-римские скульптуры. Самый известный экспонат – копия бронзовой скульптуры известного греческого мастера Мирона «Афина и Марсий», датируемая V в. до н. э. Здесь же можно увидеть саркофаги и надгробные статуи.

В Museo Pio-Cristiano, основанном папой Пием IX, демонстрируются раннехристианские произведения искусства – саркофаги, барельефы, скульптуры II–VI вв. Многие из них были обнаружены в римских катакомбах. Самый известный экспонат – скульптура IV в. «Добрый пастырь» на одноименном саркофаге.

Museo missionario etnologico содержит религиозные объекты, вывезенные миссионерами из Азии, Океании, Африки и Америки. Это – статуи, маски, культовые предметы, изображения местных божеств.

Музей современного религиозного искусства в 55 комнатах содержит произведения модернистских художников на религиозную тематику. Среди авторов Collezione d’Arte Religiosa Moderna – Кандинский, Матисс, Дали, Пикассо, Ван Гог, а также скульптор Роден.

Исторический музей Museo Storico, обособленно расположенный в Латеранском дворце вне территории Ватикана, посвящен многовековой истории Папской области. Здесь можно видеть портреты Пап, оружие и обмундирование вавского войска, папамобили.

Галереи

Пинакотекой принято называть коллекцию живописи, открытую для широкой публики. В 18 залах Pinacoteca Vaticana представляет картины XII–XIX вв. исключительно религиозного содержания преимущественно итальянских мастеров. Среди них и произведения великих художников – Джотто, Перуджино, Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Караваджо.

Три другие галереи – dei Candelabri, degli Arazzi и delle Carte Geografiche находятся в крыле между Апостольским и Бельведерским дворцами. Самый известный экспонат Галереи Канделябров – подсвечники II в. В Галерее Гобеленов выделяются 10 изделий, изготовленных по эскизам учеников Рафаэля. Самая длинная – Галерея географических карт конца XVI в., на которых изображены города Италии, папские владения и средиземноморские острова.

Сикстинская капелла

Cappella Sistina – бывшая домовая церковь папы Сикста IV, по имени которого она была названа. Неприметное снаружи серое здание, примыкающее к собору св. Петра, было построено в конце XV в. Изнутри капелла была расписана фресками известных итальянских художников, среди которых были Боттичелли и Перуджино.

Росписи свода

В начале XVI в. по потолку капеллы пошли трещины. Их ремонт исказил существовавшее изображение звездного неба, поэтому папа Юлий II заказал Микеланджело новую роспись свода капеллы. За четыре года работы Микеланджело изобразил на площади 800 м2 три сотни персонажей, составивших девять фресок. Такова история появления одного из величайших изобразительных шедевров человечества.

Ветхозаветные сюжеты фресок делятся на три тематические группы:

  • творение Небес и Земли;
  • сотворение первых людей и грехопадение;
  • жизнь Ноя.

В каждую группу входит по три фрески. Все они – произведения высокого искусства. Самая известная из них – «Сотворение Адама».

Бог изображен в виде седовласого, но полного жизненных сил старца. Его рука готова прикоснуться к руке физически уже созданного юноши, тем самым вдохнув в него искру божью, т. е. по-настоящему сотворив человека. Споры искусствоведов вызывает изображенная под левой рукой Творца женщина. Мнения разделяются между Софией – аллегорией Божественной Мудрости, и Евой.

Стенные фрески

Расписанный Микеланджело свод Сикстинской капеллы дополнил существовавшие стенные фрески. Из первоначальных 16 до наших дней дошли 12 фресок. На южной стене находятся шесть фресок ветхозаветной истории Моисея. Их авторы – Перуджино, Боттичелли (две фрески), Россели (две фрески) и Синьорелли. Еще одна оригинальная фреска последнего на восточной стене, завершающая моисеев цикл, не сохранилась. Она, правда, воссоздана, но малоизвестным живописцем.

Шесть фресок северной стены отражают новозаветные сюжеты. По две работы принадлежат Перуджино и Россели, по одной – Боттичелли и Гирландайо. Последний автор написал и завершающую новозаветный цикл фреску, которая после разрушения была заново написана не очень известным автором.

Фреска «Страшный суд»

На восточной, алтарной, стене капеллы изначально существовали еще две фрески Перуджино. Но ими пожертвовали ради потрясающей фрески «Страшный суд», заказанной Микеланджело спустя 22 года после окончания росписи свода Сикстинской капеллы. Эта масштабная заалтарная фреска – еще один изобразительный шедевр мастера в Сикстинской капелле. На площади в 200 м2 мастер изобразил 250 фигур. В некоторых из них современники Микеланджело узнавали себя.

На верху огромной фрески изображен явно неканонический Христос (с лицом любимого ученика Микеланджело), вершащий Страшный суд. Стоящая рядом Дева Мария (с лицом одной почитательниц его таланта) отвернулась от Сына: ведь теперь ее заступничество бессильно.

Отдающий Христу ключи апостол Петр сильно напоминает тогдашнего папу Павла III Фарнезе. Вверху композиции – ангелы, опрокидывающие символ земной власти – колонну. В нижней части фрески представлены апокалиптические сцены конца света, в которых изображены трубящие ангелы, небесные праведники и грешники в аду.
В отместку за постоянную критику обилия обнаженных тел церемониймейстером Папы Микеланджело изобразил его в преисподней с ослиными ушами. В ответ на жалобу Папа ответил своему служащему, что не имеет власти над Адом.

Впрочем, натуралистичность фрески вызвала неприятие и в высших церковных кругах. При жизни Микеланджело его высокий авторитет охранял «Страшный суд» от каких-либо правок. Но после его смерти было решено задрапировать гениталии. Художник Даниеле да Вольтерра, которому была поручена эта работа, постарался обойтись минимумом правок. Во время последней реставрации конца XX в. были сохранены только его правки, а более поздние фиговые листки – удалены.

Современная Сикстинская капелла – не только ярчайшая жемчужина ватиканских музеев, но и место выбора нового папы Римского вместо умершего. Все экскурсии по ватиканскому музейному комплексу заканчиваются в Сикстинской капелле.

Станцы Рафаэля

«Комнатами Рафаэля» называются четыре небольших помещения Папского дворца, расписанные самим художником и его учениками. Стены каждой из комнат Stanze di Raffaello покрыты цельной композицией, занимающей всю стену. Сюжеты росписей, задуманные их заказчиком – папой Юлием II, были призваны прославлять Католическую церковь и ее высших иерархов, включая заказчика.

Первое расписанное в 1508–11 гг. помещение – папский кабинет Stanza della Segnatura. Фрески его стен посвящены четырем составляющим духовной деятельности человека – философии (Scuola di Atene), богословию (La disputa del sacramento), поэзии (Parnaso) и правосудию (Virtù e la Legge). Первая из них – одна из лучших в истории изобразительного искусства.

В центре фрески «Афинская школа» – великие греческие философы. Поднятая рука Аристотеля (в красном плаще) утверждает приоритет идей, а рука Платона, направленная вниз, указывает на неразрывную связь идеального с земным. Рафаэль, невзирая на хронологию, изобразил на картине и других выдающихся философов, причем в некоторых из них можно узнать современников Рафаэля и его самого. Платон наделен чертами Леонардо да Винчи, Гераклит – Микеланджело, Евклид – Браманте. Так Рафаэль перекинул временной мостик между античной и ренессансной философией.

Следующие три года Рафаэль работал в помещении, получившим впоследствии название Stanza di Eliodoro. На его главной фреске Рафаэль изобразил предание об изгнании ангелом военачальника Элиодора из иерусалимского храма. Другие фрески Stanza di Eliodoro также изображают божественное покровительство церкви.
В 1514–17 г. расписал Stanza dell’Incendio di Borgo. Главная роспись этого помещения иллюстрирует пожар в римском квартале Борго, остановленный крестным знамением папы Льва IV. Другие росписи этой комнаты также представляет деяния Пап.

Фрески Sala di Costantino, посвященные борьбе римского императора Константина с язычниками, написаны учениками по эскизам Рафаэля уже после его смерти. Фрески изображают битвы императора, обряд его христианского крещения и вручения грамоты, дарующей Папам власть над западом Римской империи.

Рядом с комнатой Константина в крытой галерее Папского дворца находится еще один шедевр Рафаэля – Loggia di Raffaello. Это – 52 картины на библейские темы, распределенные по 13 секциям галереи. Лоджии Рафаэля, закрытые для обычных посетителей Ватиканских музеев, настолько понравились Екатерине Великой, что по ее приказу в Зимнем дворце была создана их копия– единственная в мире. Жители и гости Петербурга имеют возможность увидеть лоджии Рафаэля в рамках посещения Эрмитажа.

Сады Ватикана

В западной части государства Ватикан находятся сады, занимающие половину его площади. В них тоже есть что посмотреть. Следует, правда, отметить, что попасть в них до недавнего времени можно было только в утомительном сочетании с посещением музеев. Требовались также предварительные отдельные запись и бронирование на разных сайтах.

Giardini Vaticani были заложены еще в XIII в. папой Николо III. С того времени почти каждый последующий Папа привносил в оформление Садов свои пристрастия и предпочтения.

Нынешние Сады – совокупность Французского, Итальянского и Английского парков. Во Французском саду можно увидеть копию Лурдских гротов со статуей Девы Марии, зеленый лабиринт, зеленые арки над тропинками и тисовые бордюры, обрамляющие газоны. В Итальянском парке выделяются дерево «красная акация», цветущая «петушиными гребнями» с апреля по декабрь, и азалии в больших глиняных горшках, придающих налет античности пейзажу. Английский парк интересен своим ландшафтом, мастерски имитирующим природный, множеством статуй и колонн. Композиции из самшита и цветов изображают ключи св. Петра и меняющийся герб очередного Папы.

Прогулка по ватиканским садам вызывает ассоциации с райскими кущами. В них много попугаев. Первый из них был подарен Папе в XV в. Диковинную птицу начали называть papagallo, т. е. «папским петухом».

На территории садов находится несколько зданий. Наиболее заметна изящная вилла папы Пия IV, построенная в XVI в. – нынешняя папская Академия наук. С 1976 г. действует вертолетная аэростанция для быстрого перемещения понтифика в римские аэропорты, а также железнодорожный вокзал. А в самой высокой точке садов располагается Ватиканская радиостанция.

Источник: CitySee.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.