Муза творчества и вдохновения


Муза творчества и вдохновения

Клио прошлых времен дела вещает потомству, 
Мельпомена трагический вопль исторгает печали, 
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, 
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, 
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, 
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, 
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, 
Жестами все выражая, Полимния славит героев.

Авсоний

С Древне-греческого слово «муза» переводятся как «мыслящие». Классическими музами считаются 9 дочерей бога Зевса и титаниды, богини памяти Мнемосины – покровительницы наук, искусства и поэзии. Родились музы у подножия Олимпа. Их сердца чисты и девственны. Музы – это источник всего чистого и возвышенного в состоянии человека, поэтому внимание к ним было так велико на протяжении всей истории человечества.

Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира. Их предводителем был Аполлон, как покровитель искусств, бог гармонии и божественного порядка.


Муза творчества и вдохновения

На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении 9 муз. У художников Возрождения этот сюжет был один из любимых. Изображение хоровода из 9 муз встречается и на саркофагах, поскольку считалось, что музы сопровождали души умерших на небесный остров Счастливых.

Муза творчества и вдохновения

Музы отмечали своим священным присутствием все важные события в жизни – рождение, любовь, брак, выбор пути и предназначения, творчество и рождение всего нового.

Муз называли также спутницами Диониса. Они всегда участвовали в его празднествах. Они воплощали в себе силу энтузиазма, вдохновения, мечты и внутреннего огня, которые ведут человека по пути просветления.

 Современный мир может видеть сюжет с музами на картинах Рафаэля и Мантеньи, на сохранившихся римских саркофагах, в Лувре и в Ватикане.


Муза творчества и вдохновения

По одной из версий древнегреческий мифологический Македонский царь Пиер, прибывший на гору Парнас из своих владений, определил число муз, установил культ их почитания, дал им имена и первым сочинил о них поэтические стихи. Мифы о Пиере объясняют второе название муз – пиериды, живущие около Кастальского источника. По легенде того, кто выпьет воды из этого источника, музы наделяли вдохновением.

Муза творчества и вдохновения

Музы считались достаточно жестокими и мстительными, и они сурово наказывали каждого, кто осмеливался с ними соперничать и состязаться, не терпели обман и  оскорбления, не прощали тщеславия. Главными соперницами муз являлись 9 дочерей-нимф царя Македонского Пиера. Музы превратили нимф в болтливых птиц сорок за то, что посмели претендовать на право владеть источниками вдохновения на Геликоне. Другими соперницами стали женщины-птицы Сирены (музы смерти) с удивительными голосами, пленяющими всех мужчин. За невиданную смелость Сирен состязаться с талантом муз, они были ощипаны и  опозорены.

Однако в большей степени они помогали, утешали и наставляли людей, относились ласково и доброжелательно к своим любимцам (поэтам, музыкантам, драматургам и актёрам), которые осознавали, что только благодаря музам они талантливы. Музы вдохновляли поэтов и влагали песни в их души, являясь своеобразной опорой для поэта, помогали им в словах выразить божественные образы. Музы предназначены для очищения души и являются своеобразной связующей нитью между человеческим и божественным.  До сих пор мы часто восклицаем «Муза меня покинула», когда наше вдохновение пропадает.


У муз красивые голоса – они веселили богов своими песнями и танцами. Музы воспевали законы и славили добрые нравы богов.

Считалось, что они также обладали даром предсказания, что им было ведомо прошлое, настоящее и будущее.

Одним из первых упоминаний муз в литературе является их участие в сюжете «Илиады» и «Одиссеи».

Муз изображали молодыми прекрасными девушками с одухотворёнными лицами и определёнными атрибутами, соответствующими искусству, которое каждая из них представляла. У каждой музы был свой храм, который назывался Мусейон (от этого слова образовалось понятие «музей» – как здание, в котором хранятся предметы исторической важности разных направлений искусства). Музам всегда воздавались большие почести, их культ был распространён повсеместно. Греки любили и преклонялись музам даже больше, чем богам и богиням, которые были более жестоки и несправедливы.

Муза творчества и вдохновения

Например, в Афинах к юго-западу от Акрополя находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам. А на острове Лесбос, посвящённому Аполлону и Дионису известная древнегреческая поэтесса Сафо открыла школу, где девушки получали особое образование – учились играть на лире, писать стихи, танцевать и петь песни.


Изначально их почитание связывали только с поэзией, а в дальнейшем их влияние распространили на все области искусства, в том числе на астрологию и на историю.

В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.

На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз.

Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком  в руках и заострённой палочкой для письма;

Эрато – муза лирической поэзии с кифарой в руках;

Эвтерпа – сопровождала лирическую песню с флейтой в руках;

Клио – муза истории со свитком из папируса;

Мельпомена – муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев);

Полигимния – муза торжественных гимнов и пантомимы;

Терпсихора – муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы;


Талия – муза комедии с комедийной маской и венком из плюща;

Урания – муза астрономии с глобусом и циркулем.

Музы Йоханна Йоахима Кендлера восседают, а точнее словно воспаряют над пьедесталами в форме причудливых раковин. Скульптор сотворил из фарфора только 6 из 9 возможных муз – это муза танца (Терпсихора), музы театра трагедии и комедии (Мельпомена и Талия), муза лирической песни (Эрато), муза поэтического искусства (Каллиопа) и муза гимнов (Полигимния). А также к этой серии фигур принадлежит изображение предводителя муз Аполлона.

Кендлер изобразил муз в своих скульптурах по-своему, иногда с большими несоответствиями их классическому древнегреческому образу. Однако можно в полной мере заявить, что он мастерски сумел отразить стиль эпохи своего времени – рококо.

Изначально все эти 7 фигур украшали в качестве фрагментов фарфоровую рамку к зеркалу, которое скульптор Йоханн Йоахим Кендлер выполнил в начале 1750-ого года на заказ курфюрста Фридриха Августа II в качестве свадебного подарка своей дочери Марии Юзефа, которая в январе 1749 года вышла замуж за дофина Франции. Это зеркало сейчас висит в пансионате Назарьево в Одинцовском районе Подмосковья. Второй раз такое зеркало было изготовлено по тем же формам в 1900 году для Парижской выставки. 

Муза творчества и вдохновения

В дальнейшим фигуры, изображающие муз, стали уже представлять отдельные самостоятельные произведения искусства. Скульптор Эммерих Андресен в 1901 году решил изготавливать муз на отдельных постаментах.


Муза творчества и вдохновения

Муза творчества и вдохновения

Муза творчества и вдохновения

Скульптуры Муз являются важнейшими во всём богатстве произведений, созданных великим скульптором мануфактуры Meissen Кендлером. Ведь сам он ни раз повторял, что всё его творчество постоянно было вдохновлено невидимым присутствием силы муз и имело место быть только благодаря им.

Искусство одного из самых выдающихся художников на мануфактуре Meissen в данных скульптурах достигло своего апогея. Выражение одухотворённых лиц муз, детальность их аттрибутики, роспись – всё говорит о непревзойдённом таланте скульптора.

 

ПОЛИГИМНИЯ

Полигимния (в переводе с древне-греческого слова ¨Πολυυμνια¨) – одна из 9 муз в греческой мифологии. Она является покровительницей поэтов-писателей торжественных гимнов. Эта муза славилась своей помощью «запоминать схваченное». Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят и восхваляют олимпийских богов и героев.


Муза творчества и вдохновения

Этой музе приписывают создание музыкального инструмента лиры. Именно с ней изобразил Полигимнию скульптор Йоханн Йоахим Кендлер. Часто эта муза изображается закутанной в покрывало, со свитком в руках, как правило в задумчивой позе, с мечтательным лицом.

Помимо своего основного предназначения Полигимния считается музой пантомимы.

Интересным фактом является то, что в честь музы Полигимнии был назван астероид , открытый в 1854 году.

КАЛЛИОПА

Каллиопа (в переводе с греческого «прекрасноголосая») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии. Среди своих сестёр она была старшей. Каллиопа считается покровительницей эпической поэзии, науки и философии.

Муза творчества и вдохновения

Она обычно изображается в виде прекрасной девушки с вощёной табличкой или свитком заострённой палочкой для письма, которая в Древней Греции называлась стилос. По одному из мифов Лин и Орфей – знаменитые певцы – были детьми союза Каллиопы и Аполлона.

Песни-гимны Орфея стали гимнами не религиозного, а скорее философского содержания. Считается, что именно Аполлон подарил своему сыну лиру и научил его играть на ней. Мастерство Орфея приобрело магический характер: его музыка завораживала, подчиняла себе людей, зверей, богов и животных, бушующие волны могла успокоить, а деревья заставляла танцевать.


В честь Каллиопы был назван оригинальный и редкий инструмент 1855 года выпуска – паровой орган, который построен на воспроизведении гудков локомотивов и пароходов. Звук такого инструмента очень пронзительный и громкий, а регулировать в нём возможно только высоту и длительность. Многие каллиопы работали по принципу механического пианино или органа без участия исполнителя с автоматическим звукоизвлечением.

Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть свой эгоизм, страх перед судьбой и вдохновляла воинов на подвиги.

Греки выделяли Каллиопу среди других муз – она для них стала первой. На её голове красуется золотая корона в знак старшенства перед другими музами.

К Каллиопе обращается Вергилий в своей поэзии. Дионисий в своих элегиях считал поэзию прекрасным «криком Каллиопы».

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора (от древнегреческого «Τερψιχορη») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала танцам и хоровому пению. Эта муза изображалась в виде танцующей молодой женщины с улыбкой на лице. Её голову венчал венок, в одной руке она, как правило, держала лиру, а в другой – плектр.


Муза творчества и вдохновения

Считалось, что она открывала людям связь между душой и телом, между внутренним и внешним миром, учила душу правильно сочетаться с телом. В Древней Греции танцы были обязательным предметом в гимназиях. Античный танец отличался строгим соблюдением ритма, красивыми и гармоничными движениями. Он строился на сочетании шагов и движений рук. Танец должен был отражать мысли, настроение и чувства. Танец воспринимался своеобразным отражением постоянных движений природы, где всё течёт и меняется согласно неписаным законам.

По одному из мифов её называют матерью сирен, которых она родила от бога реки Ахелоя. 

У Кендлера Терпсихора изображена вместе с ребёнком одетым в костюм с рисунком из цветных ромбов, характерных для Арлекино.

ЭРАТО

Эрато (от древнегреческого «Ερατω») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала лирическим любовным песням. Её атрибутом считается кифара.  Очень часто с ней рядом изображали маленького Эрота (амура). Данная муза стала за всю историю очень популярным образом и символом в искусстве. К ней очень часто обращаются в поэмах многие поэты. Она обладала способностью вдохнуть в душу любовь всему живому, преобразить всё в красоту любовного чувства.


Муза творчества и вдохновения

Интересным фактом является то, что в честь Эрато назван астероид, открытый в 1860 году. 

У скульптора Кендлера фигура музы Эрато изображена держащей колёсную лиру в руке.

ТАЛИЯ

Талия (от древнегреческого «Θαλεια») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала комедии и лёгкой поэзии. Она даёт возможность посмотреть на себя со стороны, посмеяться над своими ошибками, поскольку комедия – это своеобразная школа жизни, которая учит не унывать, извлекать уроки из содеянного, которые постепенно приведут нас к скрытой глубинной душевной сути. Талия помогает оценить силу улыбки.

Как правило, Талия должна изображаться держащей маску комедии в руке и с венком плюща на голове. Кроме этого она узнавалась по специальной обуви, которую античные актёры использовали в своих постановках.

Муза творчества и вдохновения

По мифам Зевс, превратившийся в коршуна, взял Талию себе в жёны. Она пряталась в недрах земли от гнева Геры и родила там демонических существ.

По другому мифу от Аполлона и Талии были рождены корибанты – боговдохновенные и пораженные вакхическим безумием существа.

У Кендлера образ музы Талии был представлен читающей с листа бумаги.

В 1852 году был открыт астероид, который был назван в честь музы Талии.

МЕЛЬПОМЕНА

Мельпомена (от древнегреческого «Μελπομενη») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала театру трагедии. Она вдохновляла художников на всём протяжении истории.

Муза творчества и вдохновения

Мельпомена изображалась с бесстрастным строгим лицом. На голове её была повязка из листьев винограда или плюща. Одета она была в театральную мантию, в одной руке держала меч или палицу, как символ неизбежного наказания того, кто нарушает волю Богов, а в другой – трагическую маску.

В 1852 году был открыт астероид названный в честь музы Мельпомена.

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

Источник: art-salon.eu

sZtDZBbSouBm (668x690, 295Kb)

Греческая мифология;
Музы – девять богинь поэзии, искусств и наук,
в картинах великих художников

Продолжаю мою любимую тему греческая мифология. Кто такие музы? Музы – это девять богинь поэзии, искусств и наук. Музы дословно означают “мыслящие”. Их матерью была богиня Мнемозина, а отцом муз был сам царь богов, Зевс.

Музы поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль. Они – спутницы Аполлона. Вместе с ним под звуки его божественной кифары водят они хороводы на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ (его волшебные воды давали вдохновение), и в Аонии на горе Геликон возле источника Гиппокрены (“лошадиный источник”, возник от удара копыта крылатого коня Пегаса).

Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные “музей”, “музыка”). Музы славятся не только искусствами, но и тем, что знают судьбы людей, им ведомы прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что музы покровительствуют всем тем, кто стремится к прекрасному. Именно они вдохновляют певцов и музыкантов. “Его посетила муза”, – говорят о талантливом человеке. Каждая из муз покровительствует различным искусствам

78320dd (700x365, 340Kb)

Каждая из муз покровительствует различным искусствам:

КЛИО (“дарующая славу”) – Муза Истории
.
В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен. О Клио известно, что она родила сына Гиацинта.

78910os (387x520, 215Kb)

Вуэ Симон (1590-1649), французский живописец. КЛИО

78915pa (523x700, 392Kb)

Миньяр Пьер (1612-1695), французский художник, брат Никола Миньяра. Имел прозвище Римский чтобы отличаться от брата.
КЛИО

78919g (569x700, 429Kb)

Мейнье Шарль (1768-1832), французский художник. КЛИО

78919wa (433x700, 361Kb)

МЕЛЬПОМЕНА (“поющая”) – Муза Трагедии
.
Изображалась в виде женщины в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

78913d (425x600, 159Kb)

Jollain Nicolas-Rene, Мельпомена

78916y (650x510, 140Kb)

Булонь Луи Младший (1654 – 1733) – французский живописец
Мельпомена и Урания

78918n (700x582, 376Kb)

Сирани Элизабета, Мельпомена

78912n (501x600, 220Kb)

Simmons Edward Emerson, Мельпомена

78913mm (700x424, 414Kb)

ТАЛИЯ (“цвету”, “разрастаюсь”) –
покровительница комедии и легкой поэзии
.
Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

78914k (450x600, 216Kb)

Натье Жан-Марк (1685-1766), французский живописец эпохи рококо- ТАЛИЯ

7855f (700x627, 404Kb)

Тишбейн Иоганн Генрих Вильгельм (1751-1829), немецкий живописец, график. ТАЛИЯ

78912ha (500x404, 154Kb)

Булонь Луи Младший (1654-1733), французский придворный живописец, Музы Талия и Эрато — музы Комедии

78912o (700x439, 284Kb)

ЭВТЕРПА (“увеселяющая”) – Муза лирических песен

Изображалась со сдвоенной флейтой в руке, у ног свиток.

78914u (450x600, 282Kb)

Тишбейн Иоганн Генрих Вильгельм (1751-1829), немецкий живописец, график. Эвтерпа

78914g (641x520, 151Kb)

Буше Франсуа (1703-70), французский живописец. Эвтерпа

78916gf (700x407, 291Kb)

Арнольд Бёклин (1827-1901) — швейцарский живописец, Эвтерпа

78914w (431x599, 284Kb)

Handmann, Эвтерпа

78914n (378x599, 248Kb)

ТЕРПСИХОРА (“усладительнотанцующая”) –
Музой хорового пения и танца

Изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.

78916f (450x600, 201Kb)

Наттиер Жан-Марк, (1685-1766), французский живописец эпохи рококо. Терпсихора

7855g (700x614, 420Kb)

Тишбейн Иоганн Генрих Вильгельм (1751-1829), немецкий художник, Терпсихора

78916os (488x600, 193Kb)

78916o (629x502, 180Kb)

Буше Франсуа (1703-70), французский живописец.
Терпсихора

78916g (700x488, 346Kb)

Давид Луи (1748-1825), французский живописец.
Mademoiselle Guimard as Terpsichore

78916ds (367x599, 166Kb)

ЭРАТО (“приятная”) –
Муза любовной (эротической) поэзии

Изображалась с лирой в руках, иногда рядом Эрос.

78911g (398x599, 211Kb)

Буше Франсуа (1703-70), французский живописец, Эрато

78916gs (700x511, 372Kb)

КАУФМАН Анжелика, (1741-1807), немецкая художница. Эрато

78919u (463x600, 232Kb)

Мейнье Шарль (1768-1832), французский художник. Эрато

78919wb (428x700, 294Kb)

Липпи Филиппино (1457-1504), итальянский художник, Эрато

78911r (583x700, 477Kb)

КАЛЛИОПА (“прекрасноголосая”) –
Муза героической поэзии и красноречия.

Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и стилем (заостренной грифельной палочкой для начертания букв) в руках. Сыновьями Каллиопы были знаменитые певцы Лин и Орфей.

78911si (459x700, 223Kb)

Куапель Шарль Антуан (1694-1752), французский художник.
Каллиопа

78918ws (700x582, 283Kb)

Фаньяни Джозеф, Каллиопа, Метрополитен

78918k (523x700, 328Kb)

Чезаре Дандини (1596—1656), работал в манере Пассиньяно во Флоренции, Каллиопа

78918w (528x700, 317Kb)

Гирш Александр-Огюст, Каллиопа, обучающая Орфея

78912f (688x700, 496Kb)

УРАНИЯ (“небесная”) –
Муза астрономии и математики

атрибуты: циркуль (или указательной палочкой) в руках, звездная сфера.

78912b (313x599, 107Kb)

Гверчино Франческо Джованни (1591-1666), итальянский живописец, Урания

78918wd (574x700, 400Kb)

Тишбейн Иоганн Генрих Вильгельм (1751-1829), немецкий художник, Урания

78912e (574x516, 131Kb)

Лёсюёр Эсташ (1616-1655), французский художник, Урания

78918na (700x539, 383Kb)

Мейнье Шарль (1768-1832), французский художник.
Аполлон и Урания

78919wf (552x700, 293Kb)

ПОЛИГИМНИЯ (“многопоющая”) –
Муза священных гимнов
,
которой приписывают изобретение лиры; учит людей риторике и ораторскому искусству, олицетворяет силу речи. Полигимния помогала “запомнить схваченное”. Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке. Частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты.

78915g (300x600, 120Kb)

Вуэ Симон (1590-1649), французский живописец.
Муза Полигимния

78919xb (700x567, 399Kb)

Мейнье Шарль (1768-1832), французский художник.
Полигимния

78919we (432x700, 281Kb)

Фаньяни Джозеф, Полигимния, Метрополитен

78915b (473x615, 147Kb)

78919wu (651x700, 409Kb)

Клио прошлых времен дела вещает потомкам,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песнь поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром* в руке Эрато чарует и словом и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Изучает Урания звезды небес и неба вращенье,
Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
(Авзоний)

=Maridara=

Источник: www.liveinternet.ru

9 муз Древней Греции

Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.

 

Почитание муз в культуре

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».

Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.

Елена Метелева

Источник: elramd.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.