Храм муз в античные времена



Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях.  Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?

 

9 муз Древней Греции

Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.


 

Почитание муз в культуре

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».

Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.

Елена Метелева

Источник: elramd.com

9 муз Древней Греции


Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.

 

Почитание муз в культуре

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».

Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.


Елена Метелева

Источник: elramd.com

      В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
      Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.
      Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом.
      Культ почитания муз распространился по всей Греции.


дали множество имен, связанных с местами, где их особенно любили: пиериды, геликониды, парнассиды, касталиды, царицы Геликона, парнасские сестры. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»). Так, в Афинах, к юго-западу от Акрополя, находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам, богиням обучения.

      Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.


Сафо       Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага. Они обучались игре на лире, пению, стихосложению, танцам.

      В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был также посвящен музам.
      Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).

Храм муз в античные времена

      На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.


«Вы, о пестуньи Души…»

      Музы сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения — в моменты, когда решалась его судьба. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового.
      Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.

Храм муз в античные времена
      Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.

Храм муз в античные времена       Впер.


мент, когда в нашем сознании возникает первый, еще нечеткий, образ того, о чем или о ком мечтаем, древние греки называли посещением музы. С этого мгновения мечта поселяется в нашем сердце, и мы уже понимаем, что не можем жить без нее. И начинается долгий путь к мечте, путь проб и ошибок, но это и путь к гармонии и свету Аполлона, к встрече с самыми дорогими людьми. И с того самого первого мгновения вдохновения спутницы Аполлона и Диониса не оставляют того, кто эту дорогу выбрал.
Что ж — в добрый путь, и да пребудут с вами музы!


Смотреть на YouTube:

_______________________________

* Плектр — пластинка с заостренным углом, посредством которого извлекаются звуки при игре на некоторых щипковых инструментах.

** Касталия (греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, Касталия превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ — источник вдохновения.


*** Геликон— гора в средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали музы. На Геликоне находился источник Иппокрены, или Гиппокрены, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса. Поэтому Геликон — это место поэтического вдохновения.

Источник: www.newacropol.ru

У каждого слова, как и у каждого человека, – своя аура, как модно теперь выражаться. Свое настроение, свой вкус и цвет. Например, слово "муза", согласитесь, сразу вызывает у нас ассоциации с чем-то прекрасным, романтическим и возвышенным, а вот слово "музей" – с чем-то прекрасным, но холодным, застывшим, неподвижным.

И ровным счетом ничего в этом странного нет, ведь музей – это прежде всего учреждение. Пусть даже и занимается оно собиранием, хранением и изучением предметов истории и искусства (реже – техники), но все равно учреждение. То ли дело муза – богиня, юная и очаровательная покровительница искусств и наук! Но давайте не будем торопиться: музам без музея, как выясняется, никуда!

После смерти императора Александра Великого в 322 году до нашей эры один из его лучших военачальников и верных друзей, Птолемей, установил контроль над всем Египтом. Он перенес столицу государства в город Александрию и почти сорок лет правил там в роскоши и довольстве. Его сын Птолемей II правил Египтом почти столько же. Так вот, правители Птолемеи изо всех сил пытались превратить свою столицу в важнейший, лучший город этой части света.


И среди прочего создали учреждение, где ученые могли бы свободно работать.

Как пишет Айзек Азимов в книге "Слова в истории", государство Птолемеев обеспечивало ученых всем необходимым для работы. В их распоряжение отдали большую библиотеку, которая впоследствии стала самой знаменитой Александрийской библиотекой – величайшей библиотекой Древнего мира. И вот это учреждение по-гречески как раз и называлось Мусейон – то есть храм муз, девяти богинь искусства и наук. В латинском написании это слово превратилось в museum.

Мусейон, как пишут историки, пользовался громадным успехом среди всех образованных людей того времени. Ученые ехали в Александрию со всех концов греческого мира, и этот город все-таки стал настоящим центром греческой культуры на последующие семь веков, а кропотливо создаваемый и укрепляемый Мусейон стал древним прообразом – нет, не современного музея, а скорее, современного университета, храма наук.

Судьба самого Мусейона в итоге оказалась весьма незавидной: в период господства в этой части света Римской империи он прекратил свое существование – римские императоры тратились в основном на войну, и денег на всяких там ученых им было жаль. Знаменитая библиотека тоже, увы, пропала безвозвратно.

Осталось только слово "музей" – храм муз. Тоже немало, скажу я вам.

Источник: rg.ru


Парнас — обиталище Муз. (Станца Рафаэля)

Музы (др.-греч. μοῦσα, мн.ч. μοῦσαι «мыслящие») — богини-покровительницы искусств и наук. Согласно древнегреческой мифологии Музы появились от связи бога Зевса и титаниды Мнемосины (по другой версии — Гармонии). Обиталищем Муз была священная гора Парнас (греч. Παρνασσός Парнассо́с) в Фокиде, у южного подножия которой располагался храм дельфийского оракула.

От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Девять Муз были покровительницами поэзии,  различных искусств и наук:

    • Каллиопа (Καλλιόπη) — эпическая поэзия
    • Эвтерпа (Εὐτέρπη) — лирическая поэзия и музыка
    • Эрато (Ἐρατώ) — любовная поэзия
    • Полигимния (Πολυύμνια, Πολύμνια) — пантомима и гимны
    • Мельпомена (Μελπομένη) — трагедия
    • Талия (Θάλεια, Θαλία) — комедия
    • Терпсихора (Τερψιχόρη) — танцы
    • Клио (Κλειώ) — история
    • Урания (Οὐρανία) — астрономия

Мусейоны как культурные и научно-учебные центры

school.jpg

Мусейон (роспись на килике)

Мусическое искусство было неотделимо от образования. Если в первоначальном значении Мусейонами назывались жертвоприношения при культе Муз и празднества в их честь, то уже в классическую эпоху в греческом языке так обозначались уже сами школы. А философ Платон, например, «Мусейоном» называет учебную книгу.

Sanzio_01.jpg

Афинская школа (Станца Рафаэля)

Два известнейших Мусейона — Академия, основанная Платоном, и Ликей Аристотеля — являют собой прообразы первых научных центов античности. Совместные занятия учителей и учеников, зачастую проходившие в форме бесед, составляли существо сложившихся в античной Греции ученых сообществ. Возникновение и дальнейшее существование этих сообществ всецело зависело от инициативы, личного авторитета, а зачастую и от личных средств основателей научных школ и их преемников.

В более позднюю эллинистическо-римскую эпоху положение изменилось, и государственная власть в лице царей эллинистического Египта и римских императоров взяла на содержание и поставила под свой контроль и высокую науку и образование. Примером может служить крупнейший в античности Александрийский Мусейон, основанный первыми царями Птолемейской династии (III в. до н.э.).

Александрийский Мусейон

В отличие от Афин, в Александрии на первый план сильнее выступали чисто филологические науки, так что Страбон прямо мог назвать членов Мусейона мужами-филологами. Однако слава великих библиотекарей, поэтов и филологов, таких, как Зенодот из Эфеса, Каллимах из Кирены, Аристофан из Византия, Аристарх из Самофракии, не может умалить значения Мусейона и как математико-естественнонаучного исследовательского центра непревзойденного в древности уровня.

alexandria.jpg

Александрийский Мусейон

Со времен Августа заботу о Мусейоне приняли на себя римские императоры. Император Клавдий в подражание Александрийскому Мусейону основал в Риме второй Мусейон. В раннее императорское время в Александрийском Мусейоне особенно процветали филологические занятия, представленные, к примеру, такими учеными, как Феон, Трифон, Апион. Во II в. в Мусейоне были такие именитые ученые, как, например, филологи Аполлоний Дискол, Гарпократион и Гефестион, математик Менелай, врач Соран, астроном и географ Клавдий Птолемей.

01.jpgГлавное значение Александрийского Мусейона для будущего состояло в его косвенном воздействии на учителей христианской церкви в Александрии. Но остававшийся во все античные времена языческим, этот научный центр был уничтожен в IV в. при византийском императоре Феодосии I, по его распоряжению о запрещении языческих культов и разрушении языческих святилищ.

Таким образом, научно-философские школы, освященные именем Муз и потому называвшихся Мусейонами, появились в классический период древнегреческой истории, как частные учебные заведения, в поздний эллинистическо-римский период фактически трансформировались в крупные научно-учебные центры под патронатом эллинистическо-римских монархий, но при этом продолжали называться Мусейонами.

— Аркадий Варламович, почему Вы не смотрите фильм? Вы — служитель муз!
— Я служу Мосэстраде!
(Цитата из кинофильма "Покровские ворота")

К сожалению, с гибелью Александрийского Мусейона практически пресеклась античная традиция научно-учебных центров с таким наименованием. Хотя, по отношению к учебным заведениям часто используют метафору "храм науки". Другие названия научных и учебных центров, пришедшие к нам из древнегреческого языка, оказалась с более завидной судьбой: школа, гимназия, лицей, кафедра, академия — все эти научные и учебные заведения с точки зрения древних греков назывались бы мусейонами. Разумеется, в современном значении названия учебных заведений утратили свой первоначальный языческий смысл. Например, академиями называются и научные центры (Российская Академия наук), и христианские богословские учебные заведения (Московская Духовная Академия).

Музей

Современные музеи, как наследники имени, в наши дни служат иному назначению

Мы хотим «сиять заставить заново величественное слово» "мусейон", наполнить его новым смыслом, и тем самым вдохнуть в него новую жизнь. Считаем, что в современном понимании этот термин будет уместно применять ко многим гуманитарным учебным и культурным заведениям.

Популяризация греческого языка и культуры — миссия нашего Центра. Поскольку, преподавание греческого языка является основным видом нашей деятельности, то нам представляется справедливым считать наш Центр греческого языка и культуры новым мусейоном.

Источник: www.greek-center.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.