Эвтерпа муза поэзии и лирики


Муза Каллиопа

Любовь Кортункова

Муза, скажи мне, ты кто?
Есть ли родство между нами?
Дева в венце золотом,
Стилос, доска со стихами…

Знаю, молчи – не молчи,
место покорной рабыни.
Призрачной славы лучи
Мне не знакомы поныне.

Мать не купала меня
В водах «фиалково-темных».
Ты целовала, пленя,
Лоб мой, росой окропленный!

Но, Каллиопа нема…
Знать не припомнит земное.
Многих ты сводишь с ума,
Муза, воспетая мною!

Муза героической поэзии Каллиопа

Терешкова Галина

На челе –
золотая корона,
строго действует
в рамках закона,
хоть главенство
над всеми почётно,
а судьба –
она так мимолётна…
Восковая табличка
и стилос*
записать всё,
что в мире вершилось,
и оставить
сюжет для потомков,
КАЛЛИОПА
должна из обломков.
Величаво взглянув
на героев,
что шагали
с отвагою строем
звуки бронзовых труб
услыхала,
блеск щитов и мечей
увидала…
Сколько мужества,
силы и страсти
нужно им
одолеть все напасти,
каждый шаг для героя –
бессмертен,
если тот
справедлив, милосерден.


************************************************************ Клио

Муза Клио

Елена Косцынич

Новейшую историю творя
И, всуе, поминая Геродота,
Мы забываем, и, пожалуй, зря,
Что «понедельник начинается в субботу».
В попытке прошлое переиначить,
Чтоб варварство слепое оправдать.
Мы ставим непосильную задачу –
Перед потомками Героями предстать.
О, Муза милая, поверится едва ли
Преданьям древним и убогим черепкам.
Коль мы вчерашнее бесстыдно забывали
И поклонялись временным богам.

Клио – муза истории

Муза истории КЛИО

Терешкова Галина

Хранительница лет, истории богиня…
Венок на голове,
и книга да перо..
Держа ответ
вдвойне:
где – зло,
а где – добро.
Старинный
манускрипт
исписан
так давно;
листать
страницы книг,
лишь КЛИО –
суждено.
Для всех
так нужно знать
источники открытий;
их важно описать
в истории событий…
А, впрочем,
божества,
потомков – не прощают,
в небытие,
едва….
Всё смертным –
завещают.


************************************************************ Мельпомена

Греческая муза Мельпомена

Борис Межиборский

Греческая муза Мельпомена,
Трагедийность есть в твоих словах.
И тобой рождённые сирены,
Обольщали голосом в морях.
Души моряков они пленили,
Опьяняя песней как вином.
В сети свои крепкие ловили,
Опуская моряков на дно.
Привлекая всех плывущих лирой,
Были так проворны и нежны,
Поневоле все прощались с миром,
Музыкой сирен, удивлены.
Но живёт поныне Мельпомена,
Где дают Шекспира и Мольера.

Муза Мельпомена

Елена Косцынич

Трагичных песен мрачная геенна.
Страданье, скорбный плач и муки.
Так болью сердца, муза Мельпомена
Врачует души от ленивой скуки.
Рыдаем над судьбою юной пары.
Презренный Яго вызывает гнев.
И Макбеты заслуживают кары.
И гибнет Лир, в бессильи поумнев.
А в шторме пережитого конфликта
Постигнем мы гармонию и суть.
Катарсисом разряжена – омыта,
Душа захочет в светлый мир взглянуть.

Мельпомена – муза трагедии

О, Мельпомена! Спутница моя!

Нелен Любовь

О, Мельпомена! Спутница моя!
Веселых песен нам не петь с тобою,
Мы носим маски всюду за собою,
трагических событий, не тая,


в твоём венке – янтарный виноград,
в моём – берез пронзительность скупая,
но за тобой бреду я, как слепая,
тирады повторяя невпопад.

В зажатых пальцах – палица и меч,
нам не забыть своё предназначенье,
как наших скучных мантий облаченье,
уж никогда не скинуть с гордых плеч.

И всё-таки различий много есть:
жив астероид в солнечной системе,
его не гасит каверзное время,
он носит имя, знай, в твою лишь честь,

а именем моим не назовут
созвездье, астероид иль планету,
я буду гаснуть, павшею кометой,
не разорвав обвивших душу пут,

но след паденья не заметит мир,
и только ты, быть может, скажешь тихо:
– В душе всегда тоски неразбериха,
хоть верно выбран был её кумир.

Муза трагедии Мельпомена

Терешкова Галина

На сцене шумно…
Крики, плач,
и торжествующий
палач.
Судьба богов
предрешена –
судом
доказана вина.
Построен так
сюжет в главе,
– О! МЕЛЬПОМЕНА!
внемли мне:
в златой короне.
в облаках,
ты держишь
скипетр свой в руках.
Трагедий рок
тебе известен,
а, может, здесь
он – не уместен?
Так будь же ты
во всём правдива,
прими решенье
справедливо…
Но, снова слышу
стон и плач,
то пьесу…
Завершил палач.


******************************************************** Полигимния

Муза Полигимния

Елена Косцынич

Оратор Демосфен всю силу слов постиг.
Исея из Афин прилежный ученик.
Силок сигнальный – мимика и жест,
Вниманье привлечет и выразит протест.
Народ изб’алован, толпа неутомима,
И жажда зрелищ в ней неутолима.
Столь труден путь трибуна и борца –
Венок лавровый… горький яд дворца.
Пылает сердце – Муза, будь довольна!
Всю жизнь он представлял тебя достойно.

Полигимния – муза священных гимнов, пантомимы, риторики и ораторского искусства

Муза риторики Полигимния

Терешкова Галина

Свиток в руке
и задумчивый взгляд…
Люди с почтеньем
о ней говорят,
если с риторикой
лично знаком –
истина двери откроет
в ваш дом.
Здесь есть поэты,
что гимны слагают,
люди науки,
что всех просвещают,
будь то правитель,
оратор, мудрец,
пишут трактат
и старик, и юнец.
Таинство слов ведь
реальная сила,
то вдохновит,
то сведёт до могилы,
дарит бессмертье,
позор или славу,
почести всем,
кто радел за державу!


********************************************************* Талия

Муза Талия

Елена Косцынич

Грустная улыбка, незлобивый смех,
Едкая ирония, хохот гомерический…
Глупость и спесивость высмеять не грех.
Талия венчает пантеон языческий.
В свите Аполлона, одна из девяти –
Но богам известен бритва-язычок.
И секреты держат строго взаперти,
Чтобы не попасться на ее крючок.
Кто же хочет, право, в фарс иль водевиль?
Не к лицу бессмертным за спиной смешки.
А грешить со вкусом – это ли не стиль?!
Быть святым и вечным, спятишь от тоски.

Талия – муза комедии 

Муза комедии Талия

Терешкова Галина

В руках
посох пастуха,
ну а поступь
так легка;
шумных масок
карнавал,
ТАЛИЯ
здесь правит бал.
Всюду,
в зале,
слышен смех,
знать,
в комедии –
успех!
Диадема
из цветов,
наслажденье
от стихов;
зритель,
стоя рукоплещет;
сердце девичье
трепещет!
Сей триумф
поэмы дня,
снова в путь
манит меня.

******************************************************** Терпсихора
 
Муза Терпсихора

Источник: veravverav.blogspot.com

Не всякое искусство одинаково ценно


В далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, и позже, когда великие поэты слагали свои стихи о них, самым почитаемым видом искусства считалось умение сплетать слова. Живопись или скульптура относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. На вершине всего стояла поэзия. Неслучайно с разными ее направлениями связано несколько муз. Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику. Каллиопа отвечала за эпос. Муза Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии. А еще среди прекрасных сестер была Полимния или Пологимния, которая покровительствовала всем, кто складывал гимны.

У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у астрономии и истории. Эти науки приравнивались к искусству. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Историки же славили Клио.

Поэзия тесно связана с драматургией и театром. Музы Мельпомена и Талия помогали создавать трагедии и комедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Замыкает плавное шествие сестер Терпсихора — муза танца и хорового пения.

Откуда пришли к нам музы?

Вдохновительницы поэтов происходят от древних нимф источников. Они жили в звенящих водах ключей и дарили людям способность слагать стихи. Собственно музы появляются сначала как три сестры, Мелета, Мнема и Аэда (размышление, память и песня). И уже несколько позже появляются привычные современному человеку девять вдохновительниц. Начав с благословения своих любимцев поэтическим даром, они постепенно разделили между собой все направления искусства.


Согласно Гессиоду и другим авторам, муза Эвтерпа с сестрами были дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины. Родились прекрасные девы у подножия Олимпа. Музы — вечно юные красавицы, поющие на пирах богов. Часто они изображаются вместе с Аполлоном, он был их покровителем и неизменным спутником.

Музы одаривали тех, кто почитал их. Могли вдохновить на создание шедевра, рассказать, как добиться милости богов. Тех же, кто считал себя талантливее муз или пытался с ними соперничать, жестоко наказывали.

Считается, что культ муз возник в племени фракийских певцов. Жили они у горы Олимп, в Пиэрии, а несколько позже перешли в Беотию. Здесь располагается Геликон, любимый музами. Эту гору, а также Парнас, музы любили за шуршащие листвой рощи, прохладные пещеры и ключи с кристально чистой водой. Здесь прекрасные девы обитали. Считалось, если выпить воды из источника Аганиппа или Гиппокрена, можно обрести поэтический дар.

Поклонялись музам в специальных храмах, мусейонах. В них нередко жили и трудились ученые. Современное слово «музей» (место, где хранятся и выставляются произведения искусства) произошло именно от названия храма муз.

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Считалось, что она выделяется среди муз особой утонченностью и нежностью. Согласно мифам, боги Олимпа могли бесконечно долго наслаждаться ее стихами.


Главный эпитет, который украшал музу лирической поэзии, — дарящая удовольствие. Само имя «Эвтерпа» происходит, по Диодору, от описания наслаждения, испытываемого слушающими музыку. Чуткая и вдохновляющая, она могла подарить своим избранникам умение рождать из хаоса звуков гармоничную мелодию, складывать, казалось бы, случайные слова в тягучую и плавную песню. Легконогая и своенравная, как и все сестры, муза Эвтерпа жестко ставила на место тех, кто пытался ей перечить или делал вид, что превосходит в мастерстве. Один из мифов хорошо описывает, как расправлялись вдохновительницы с соперниками.

Как появились сороки

Дочери македонского царя Пиэра, а было их девять, как и муз, безмерно гордились своими талантами. Они решили вызвать вдохновительниц на музыкальное состязание и показать, насколько хороши их голоса. В качестве судей пригласили нимф. Муза музыки Эвтерпа и ее сестры прибыли в назначенный час.

Дочери царя запели о войне богов с великанами. Они не прославляли Зевса и его приближенных, но смеялись над тем, как бежали олимпийцы от грозного Тифаона в образе лесных зверей. Музы вознегодовали, но были вынуждены петь. Прекрасная Каллиопа взяла в руки лиру и поведала о похищении Персефоны. Нимфы были заворожены голосом и игрой музы и признали ее лучшей на состязании, но царевны с таким решением не согласились. Гордость и своенравие довели дочерей Пиэра до того, что они попытались ударить муз. Такого оскорбления вдохновительницы простить не смогли. Они превратили спесивых царевн в сорок, крикливых и трескучих.

Атрибуты прекраснейшей из муз


Тем же, кто чтил богинь, они дарили свое расположение, а с ним и умение покорять сердца людей различными искусствами. Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, согласно мифам, своим пением и игрой на флейте могла озарить душу человека волшебным светом, очистить ее от налета черствости и серости. Изображалась она практически всегда в руках с музыкальными инструментами. Как правило, это были флейта, авлос (двойная свирель, предок современного гобоя) или лира. Также нередко встречаются изображения музы в сопровождении лесных нимф. На некоторых полотнах и барельефах муза Эвтерпа держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты.

Несмотря на то что музы не покровительствовали скульпторам и живописцам, они на протяжении многих веков посвящали свои произведения бессмертным сестрам. И конечно, о них писали поэты всех времен и многих народов: Байрон и Гомер, Пушкин, Фет и Есенин. У Г.Р. Державина есть стихотворение, посвященное Эвтерпе («К Эвтерпе»). Многие художники писали ее образ. Среди них итальянец Франческо дель Косса и швейцарец Арнольд Беклин. Скульптуры, изображающие муз, украшают музей Ватикана и Лувр. Копии античных статуй можно увидеть в прекрасном парке в Павловске под Санкт-Петербургом. Эвтерпа здесь изображена без традиционного атрибута, свирели. Скульптура является копией размещенного в Ватикане римского изваяния, которое, в свою очередь, воспроизводит утраченную работу греческого мастера.


Эвтерпа, муза лирики, вдохновляет и современных деятелей искусства. Ей по-прежнему посвящают стихи и скульптурные изображения. Покровительница поэтов и музыкантов незримо присутствует не только на вечерах, посвященных греческому искусству. Она, как и ее сестры, является источником творчества для всех, кто проникся поэтикой античной мифологии.

Источник: fb.ru

Муза Каллиопа

Любовь Кортункова

Муза, скажи мне, ты кто?
Есть ли родство между нами?
Дева в венце золотом,
Стилос, доска со стихами…

Знаю, молчи – не молчи,
место покорной рабыни.
Призрачной славы лучи
Мне не знакомы поныне.

Мать не купала меня
В водах «фиалково-темных».
Ты целовала, пленя,
Лоб мой, росой окропленный!

Но, Каллиопа нема…
Знать не припомнит земное.
Многих ты сводишь с ума,
Муза, воспетая мною!

Муза героической поэзии Каллиопа

Терешкова Галина

На челе –
золотая корона,
строго действует
в рамках закона,
хоть главенство
над всеми почётно,
а судьба –
она так мимолётна…
Восковая табличка
и стилос*
записать всё,
что в мире вершилось,
и оставить
сюжет для потомков,
КАЛЛИОПА
должна из обломков.
Величаво взглянув
на героев,
что шагали
с отвагою строем
звуки бронзовых труб
услыхала,
блеск щитов и мечей
увидала…
Сколько мужества,
силы и страсти
нужно им
одолеть все напасти,
каждый шаг для героя –
бессмертен,
если тот
справедлив, милосерден.

************************************************************ Клио

Муза Клио

Елена Косцынич

Новейшую историю творя
И, всуе, поминая Геродота,
Мы забываем, и, пожалуй, зря,
Что «понедельник начинается в субботу».
В попытке прошлое переиначить,
Чтоб варварство слепое оправдать.
Мы ставим непосильную задачу –
Перед потомками Героями предстать.
О, Муза милая, поверится едва ли
Преданьям древним и убогим черепкам.
Коль мы вчерашнее бесстыдно забывали
И поклонялись временным богам.

Клио – муза истории

Муза истории КЛИО

Терешкова Галина

Хранительница лет, истории богиня…
Венок на голове,
и книга да перо..
Держа ответ
вдвойне:
где – зло,
а где – добро.
Старинный
манускрипт
исписан
так давно;
листать
страницы книг,
лишь КЛИО –
суждено.
Для всех
так нужно знать
источники открытий;
их важно описать
в истории событий…
А, впрочем,
божества,
потомков – не прощают,
в небытие,
едва….
Всё смертным –
завещают.

************************************************************ Мельпомена

Греческая муза Мельпомена

Борис Межиборский

Греческая муза Мельпомена,
Трагедийность есть в твоих словах.
И тобой рождённые сирены,
Обольщали голосом в морях.
Души моряков они пленили,
Опьяняя песней как вином.
В сети свои крепкие ловили,
Опуская моряков на дно.
Привлекая всех плывущих лирой,
Были так проворны и нежны,
Поневоле все прощались с миром,
Музыкой сирен, удивлены.
Но живёт поныне Мельпомена,
Где дают Шекспира и Мольера.

Муза Мельпомена

Елена Косцынич

Трагичных песен мрачная геенна.
Страданье, скорбный плач и муки.
Так болью сердца, муза Мельпомена
Врачует души от ленивой скуки.
Рыдаем над судьбою юной пары.
Презренный Яго вызывает гнев.
И Макбеты заслуживают кары.
И гибнет Лир, в бессильи поумнев.
А в шторме пережитого конфликта
Постигнем мы гармонию и суть.
Катарсисом разряжена – омыта,
Душа захочет в светлый мир взглянуть.

Мельпомена – муза трагедии

О, Мельпомена! Спутница моя!

Нелен Любовь

О, Мельпомена! Спутница моя!
Веселых песен нам не петь с тобою,
Мы носим маски всюду за собою,
трагических событий, не тая,

в твоём венке – янтарный виноград,
в моём – берез пронзительность скупая,
но за тобой бреду я, как слепая,
тирады повторяя невпопад.

В зажатых пальцах – палица и меч,
нам не забыть своё предназначенье,
как наших скучных мантий облаченье,
уж никогда не скинуть с гордых плеч.

И всё-таки различий много есть:
жив астероид в солнечной системе,
его не гасит каверзное время,
он носит имя, знай, в твою лишь честь,

а именем моим не назовут
созвездье, астероид иль планету,
я буду гаснуть, павшею кометой,
не разорвав обвивших душу пут,

но след паденья не заметит мир,
и только ты, быть может, скажешь тихо:
– В душе всегда тоски неразбериха,
хоть верно выбран был её кумир.

Муза трагедии Мельпомена

Терешкова Галина

На сцене шумно…
Крики, плач,
и торжествующий
палач.
Судьба богов
предрешена –
судом
доказана вина.
Построен так
сюжет в главе,
– О! МЕЛЬПОМЕНА!
внемли мне:
в златой короне.
в облаках,
ты держишь
скипетр свой в руках.
Трагедий рок
тебе известен,
а, может, здесь
он – не уместен?
Так будь же ты
во всём правдива,
прими решенье
справедливо…
Но, снова слышу
стон и плач,
то пьесу…
Завершил палач.

******************************************************** Полигимния

Муза Полигимния

Елена Косцынич

Оратор Демосфен всю силу слов постиг.
Исея из Афин прилежный ученик.
Силок сигнальный – мимика и жест,
Вниманье привлечет и выразит протест.
Народ изб’алован, толпа неутомима,
И жажда зрелищ в ней неутолима.
Столь труден путь трибуна и борца –
Венок лавровый… горький яд дворца.
Пылает сердце – Муза, будь довольна!
Всю жизнь он представлял тебя достойно.

Полигимния – муза священных гимнов, пантомимы, риторики и ораторского искусства

Муза риторики Полигимния

Терешкова Галина

Свиток в руке
и задумчивый взгляд…
Люди с почтеньем
о ней говорят,
если с риторикой
лично знаком –
истина двери откроет
в ваш дом.
Здесь есть поэты,
что гимны слагают,
люди науки,
что всех просвещают,
будь то правитель,
оратор, мудрец,
пишут трактат
и старик, и юнец.
Таинство слов ведь
реальная сила,
то вдохновит,
то сведёт до могилы,
дарит бессмертье,
позор или славу,
почести всем,
кто радел за державу!

********************************************************* Талия

Муза Талия

Елена Косцынич

Грустная улыбка, незлобивый смех,
Едкая ирония, хохот гомерический…
Глупость и спесивость высмеять не грех.
Талия венчает пантеон языческий.
В свите Аполлона, одна из девяти –
Но богам известен бритва-язычок.
И секреты держат строго взаперти,
Чтобы не попасться на ее крючок.
Кто же хочет, право, в фарс иль водевиль?
Не к лицу бессмертным за спиной смешки.
А грешить со вкусом – это ли не стиль?!
Быть святым и вечным, спятишь от тоски.

Талия – муза комедии 

Муза комедии Талия

Терешкова Галина

В руках
посох пастуха,
ну а поступь
так легка;
шумных масок
карнавал,
ТАЛИЯ
здесь правит бал.
Всюду,
в зале,
слышен смех,
знать,
в комедии –
успех!
Диадема
из цветов,
наслажденье
от стихов;
зритель,
стоя рукоплещет;
сердце девичье
трепещет!
Сей триумф
поэмы дня,
снова в путь
манит меня.

******************************************************** Терпсихора
 
Муза Терпсихора

Источник: veravverav.blogspot.com

История появления

Первоначально музы считались вдохновляющими нимфами. Они способны одарить талантом в конкретном направлении или склонностью к проявлению себя в том или ином виде искусства. С течением времени количество муз менялось. Миф гласит, что каждая из них – дочь Зевса.

Первые упоминания об этих созданиях повествуют о Мелете, чьей привилегией были размышления, Мнеме, ведающей памятью, и Аэде, стихией которой стала песня. Древнегреческий поэт Гесиод воспевал девять девушек, детей Зевса и Мнемозины, богини памяти. По преданию, девушки родились у подножия Олимпа. Прекрасные внешне, они отличались чистосердечием и демонстрировали чудесные таланты.

Гесиод рассказывал, что если муза решала одарить простого смертного талантом, то сопровождала его с младенчества. Девушки покровительствовали тем, кто признавал их силу и верил, что дарование небеспочвенно. Склонных к дерзости музы наказывали. Древняя Греция поначалу веровала в муз, благоволящих поэтической сфере, но впоследствии появились покровительницы точных наук. Каждая сестра приняла на себя ответственность за вверенную ей область. Они имели специфические обязанности и отличительные атрибуты.

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Терпсихора была музой танца и хорового пения и часто изображалась в облике танцовщицы с легкой улыбкой. Ее голову украшал венок, а в руках девушка держала лиру и плектр. Терпсихора властвовала над гармонией между внутренним и внешним, создавая прочные и бесконфликтные отношения души и человеческого тела. В литературных произведениях Терпсихора описывается как «наслаждающаяся хороводами».

Геродот описал появление покровительницы музыки и танца в пятой книге цикла «Музы». В произведении историк оставил описания, касающиеся отношения древних греков к различным направлениям научной деятельности, ремеслам и искусствам, охарактеризовав изображение и восприятие муз соотечественниками.

Муза танцев и пения

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Танец античной эпохи строился на четком соблюдении ритма и его сочетании с движениями рук и ног. Миф гласил, что Терпсихора сопровождала , уча смертных сочетать духовное начало с физическим. По ее завету в танце следует принимать изысканные позы и использовать эстетичные жесты, отображая мысли и настроение, создавая гармоничное действо.

Муза танца была важным персонажем для древних греков и представительницей божественного пантеона. Танец высоко ценился в государстве и отождествлялся по степени серьезности с гимнастикой. В гимназиях существовал отдельный предмет, который обучал гармоничному движению под музыку.

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Биография Терпсихоры неоднозначна. По одним данным, она родила будущего певца Лина, а по другим – в союзе с богом реки Ахелоем произвела на свет сирен. Альтернативные версии сообщают, что Лин – сын Урании, а сирены – дочери .

Терпсихору связывают с , обращая внимание на то, что она нередко изображается с плющом, который был символом бога виноделия.

Существуют подтверждения тому, что в Пифагорейской школе имелся храм, где Пифагор преподавал ученикам. Здесь воспевались Терпсихора, Эрато и Талия, покровительницы физического начала, элементов, флоры и фауны.

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Вопреки расхожему мнению, покровительница танцев и пения придумана древними греками не во имя развлечения. Античные жители верили, что танец – действо, направленное на созерцание и осмысление природы, в которой царят собственные законы передвижения. Терпсихора напутствовала в увеселительных танцах на свадьбах и учила передавать через движение эмоции и тонкую связь с культурой родной страны и природой. Танец воспринимался как гармоничное движение души и тела в симбиозе. Греки умели слышать и слушать музыку и связывали ее с сердцебиением. Отсутствие таланта не всем позволяло реализоваться в этом направлении.

Экранизации

Музы считаются второстепенными действующими лицами древнегреческого пантеона. Образ Терпсихоры редко используется в кинематографе, но отсылки к нему и использование ее имени встречаются часто. Муза упоминается в документальных фильмах, описывающих исследования в области мифологии и теологии, а также в художественных лентах, посвященных искусству музыки и танца.

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Выпущенный в 1995 году фильм «Пленники Терпсихоры» – яркий пример упоминания имени музы в кино. Это фильм-балет российского производства, описывающий взаимодействие педагога – профессора Сахаровой и солистки Балахничевой. Драматический сюжет повествует о периоде обучения танцовщицы Кремлевского балета, вдохновении и сложном пути, проделанном благодаря таланту, трудолюбию и любви к искусству танца.

Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?

Музы Древней Греции. Художник Яннис Стефанидис www.art-book.gr/

9 муз Древней Греции

Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Муза Каллиопи

Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.

Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз – не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.

Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер.

Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.

Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.

От союза Эвтерпы и речного бога Стримона на свет появился герой Рисос. Он командовал отрядом фракийцев в Троянской войне и был убит Диомедом, о чем рассказано в «Илиаде» Гомера.

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη) . Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли – боги обратили их в сирен.

Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.

Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям.

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Как противоположность Мельпомене – Талия (Θάλεια) . Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.

Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Что касается музы Эрато (Ερατώ) , она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.

Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.

В качестве символа вечной любви – розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.

Эвтерпа муза поэзии и лирики

А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος . Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.

Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.

С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления – надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Муза Терпсихора (Τερψιχόρη) , в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.

Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.

В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ) , которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок – символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.

Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события – ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.

Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф.

Ещё одна, девятая, муза – Урания (Ουρανία) . Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.

Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер – одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.

Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός.

Почитание муз в культуре

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны – храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».

Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.

Елена Метелева

Терпсихора (греч. Τερψιχόρᾱ , лат. Terpsichorē) — муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Дочь Зевса и Мнемосины. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

The Muses – Terpsichore

Характерные атрибуты:
венок на голове;
в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.

Считается матерью сирен(отец — бог реки Ахелой) и певца Лина (по другой версии его мать — другая муза Урания). По Гигину — мать Евмолпа.

Упомянута Пиндаром. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре)

Studiolo di belfiore, tersicore di angelo maccagnino e collaboratori di cosmè tura, museo poldi pezzoli.

Сегодня я видела Музу, покровительницу искусства Танца. Древние греки называли ее Терпсихорой, и само это имя несет отпечаток ритма и гармонии…
Но имя это уже никто не произносит, а искусством уже никто не занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на неуклюжие телодвижения, имитирующие животные инстинкты.

Эвтерпа муза поэзии и лирики
Raffaello Sanzio.Stanza della Segnatura im Vatikan für Papst Julius II., Wandfresko, Szene: Der Parnaß, Detail: Terpsichore.1510-1511.

Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.

Musa -terpsichore

Если глаза не видят, то и тело не может танцевать. Кусок материи, который мы называем телом, лишь мечется и корчится, словно в болезненных конвульсиях, а не движется в гармоничном ритме. Остается существо, которое непритворно жаждет плотского удовлетворения, а не духовного наслаждения красотой.
Если глаза не видят, то нет и звуков, чтобы слагать из них музыку. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно. Но нас окружает кричащая, агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня.

Jean-Marc Nattier Art Reproductions
Terpsichore, Muse of Music and Dance, c.1739
Fine Arts Museums of San Francisco, California, USA

За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец умер, и его смерть — это победа материализма, обещающего фальшивую свободу, которая никогда не будет достигнута по той простой причине, что ее не существует в тех мирах, где ее пытаются обрести. Эту ложную свободу сулит лозунг «делай что хочешь, а будет по-моему». Или «будь раскованней» — следуя навязанной моде. Ты обязан признавать прекрасным то, что вызывает отвращение, и, закрыв глаза, безумно кружиться и скакать, попирая само воспоминание о священной Музе ритма и гармонии. Среди всей фальши и бессмысленности слов молодые люди не только безнадежно далеки от умения танцевать; в своих прыжках и телесной неопрятности они так опустились и деградировали, что напрочь забыли изящество и грацию движения.
И я воззвала к Терпсихоре. Этот призыв родился в глубине моей души и с силой вырвался наружу.

Wolfgang Sauber. Villa Mulini – Kommode Goldbeschlag

И она явилась ко мне. Каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Я подумала, что ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно… Видение было мимолетно, но в этот миг время и пространство утратили свою пугающую безусловность, а мода стыдливо потупилась перед лицом того, что вечно было, есть и будет.

Эвтерпа муза поэзии и лирики
Terpsichore, created 1816 by Antonio Canova (1757-1822), in the Cleveland Museum of Art, Cleveland, Ohio, USA.

Только мгновение Муза Танца была среди нас. Никто уже не знает ее имени и не вспомнит искусство, которому она покровительствует, Но в чьем-то убогом теле пробудилась неясная тоска. Оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?

Делия Стейнберг Гусман

Muse-Terpsichore at the Hermitage.

Многие картинки кликабельны.

Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: «посетила муза», «муза поэзии» и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы — это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.

adUnit = document.getElementById(“google-ads-wHj0”); adWidth = adUnit.offsetWidth; if (adWidth >= 999999) { /* GETTING THE FIRST IF OUT OF THE WAY */ } else if (adWidth >= 468) { if (document.querySelectorAll(“.ad_unit”).length > 2) { google_ad_slot = “0”; adUnit.style.display = “none”; } else { adcount = document.querySelectorAll(“.ad_unit”).length; tag = “ad_unit_468x60_”+adcount; google_ad_width = “468”; google_ad_height = “60”; google_ad_format = “468x60_as”; google_ad_type = “text”; google_ad_channel = “”; } } else { google_ad_slot = “0”; adUnit.style.display = “none”; } adUnit.className = adUnit.className + ” ad_unit ” + tag; google_ad_client = “ca-pub-7982303222367528”; adUnit.style.cssFloat = “”; adUnit.style.styleFloat = “”; adUnit.style.margin = “”; adUnit.style.textAlign = “”; google_color_border = “ffffff”; google_color_bg = “FFFFFF”; google_color_link = “cc0000”; google_color_url = “940f04”; google_color_text = “000000”; google_ui_features = “rc:”;

Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово «музей». Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.

Муза Каллиопа — муза эпической поэзии

Эвтерпа муза поэзии и лирикиИмя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.

Каллиопа — мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону – знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках — стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

Муза Клио — покровительница истории

Эвтерпа муза поэзии и лирикиСопутствующими атрибутами этой музы являются свиток пергамента или скрижаль — доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени — “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.

Муза Мельпомена — муза трагедии

Эвтерпа муза поэзии и лирикиВ греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен — описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.

Мельпомена является матерью сирен — морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.

Муза Талия — муза комедии

Эвтерпа муза поэзии и лирикиТалия или в другом варианте Фалия – в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

От Талии и Аполлона родились корибанты — мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.

Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа – палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Муза Полигимния — муза торжественных гимнов

Эвтерпа муза поэзии и лирикиПолигимния — в греческой мифологии муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам – писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.

Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.

Муза Терпсихора — муза танца

Эвтерпа муза поэзии и лирикиТерпсихора – муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога – плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Муза Урания — муза астрономии

Эвтерпа муза поэзии и лирикиУрания – муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.

Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному – к Небу и Звездам.

Муза Эвтерпа — муза лирической поэзии

Эвтерпа муза поэзии и лирикиЭвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») – в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.

Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.

Муза Эрато — муза любовной поэзии

Эвтерпа муза поэзии и лирикиЭрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору — имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .

Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы — кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.

Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.

По материалам Википедии

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Муза танца в греческой мифологии . Считается покровительницей танцев и хорового пения.Популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами.

В числе других девяти муз , дочь Зевса и титаниды Мнемосины . Сестра Каллиопы – музы эпической поэзии; Клио – музы истории; Мельпомены – музы трагедии; Талии – музы комедии; Полигимнии – музы священных гимнов; Евтерпы – музы поэзии и лирики; Эрато – музы любовной и свадебной поэзии; Урании – музы науки. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство.

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Её эпитет – «наслаждающаяся хороводами». Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Терпсихора предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога – плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

По одному из преданий, Терпсихора родила сирен от бога реки Ахелоя (как вариант: сирены – дети Мельпомены). По другому мифу, Терпсихора – мать певца Лина (как вариант: его мать – Урания).

Российская группа Сплин посвятила целую песню Терпсихоре. В честь музы назван астероид (81) Терпсихора, открытый в 1864 году. Есть упоминание музы в первой главе Евгения Онегина Пушкина.

Мои богини! что вы? где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Все те же ль вы? другие ль девы,

Сменив, не заменили вас?

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?

Источник: ecoprog.ru

МУЗЫ

Зевс и Мнемозина. — Отличительные признаки Муз. — Место пребывания Муз. — Дочери Пиэра. — Музы — победительницы Сирен.

 


Зевс и Мнемозина

Музы первоначально были не что иное, как воодушевляющие нимфы источников. Музы одаряли людей поэтическим талантом и научали их ритмическому размеру в стихах.

Число Муз также подвергалось изменениям. Вначале упоминается только о трех Музах: Мелета — размышление, Мнема — память и Аэда — песня. По древнегреческому поэту Гесиоду, их девять сестер, все Музы — дочери Зевса и Мнемозины (богини памяти).

Музы родились у подножия Олимпа, это прекрасные девы, сердца их чисты и девственны. У Муз дивные голоса, и они поют на пирах богов гармоничные песни, увеселяя богов. Музы поют также о божественных обязанностях обитателей Олимпа и о великих, непреодолимых законах природы. Музы вдохновляют поэта и влагают песни в его душу.

«Когда эти дочери великого Зевса хотят наделить смертного талантами, они, лишь только избранник их родится, начинают кормить его нежной небесной росой, и из уст его льются слова сладкие, как мед» (Гесиод).

Музы любят и покровительствуют поэтам и певцам, которые признают, что только Музам они обязаны своими талантами, и наказывают дерзких, воображающих, что могут состязаться с Музами в пении.

Музам воздавались большие почести, и культ их был распространен повсюду. Для того чтобы понять, почему Муз так почитали, надо вспомнить, что в древние века поэзия являлась могущественным фактором цивилизации.

 


Отличительные признаки Муз

Впоследствии распространили влияние Муз на все отрасли искусства и наук; каждой из Муз отвели определенный круг деятельности и каждой придали особенные отличительные атрибуты.

  • Клио, Муза истории, изображалась со свертком пергамена в руке.
  • Каллиопа, Муза эпоса, в мечтательной позе держит в руках навощенные дощечки и острую палочку (stylos, стиль).
  • Трагическая маска, вакхический венок, котурны — вот отличительные признаки Мельпомены, Музы трагедии. Иногда Мельпомене придают атрибуты Геракла для выражения ужаса, а вакхический венок должен напоминать, что трагедии разыгрывались впервые на празднествах Вакха (Диониса). В Лувре находится прекрасная античная статуя Мельпомены.
  • Терпсихора — Муза танцев. Терпсихора увенчана лаврами и ударяет по струнам большой лиры вроде арфы, оживляя и вдохновляя этими звуками танцующих.
  • Комическая маска, венок из плюща, пастуший посох, тимпан (род гуслей) — обычные атрибуты Талии, Музы комедии и буколической поэзии.
  • Эрато — Муза любовной поэзии. Эрато держит в руках легкую, небольшую лиру. Очень часто рядом с Эрато изображали Эрота (Амура).
  • Эвтерпа изображалась всегда с флейтой. Эвтерпа — Муза лирической поэзии и музыки.
  • Полимния, или Полигимния, — Муза красноречия и гимнов. У Полимнии нет никаких атрибутов, но ее легко узнать среди ее сестер по задумчивому взгляду и по тому, что Полимния опирается о скалу.
  • Наконец, Урания — Муза звездоведения (астрономии). У ног Урании находится глобус, а в руках палка-радиус, который употреблялся древними астрологами для указывания звезд, видимых на небесном своде.

 


Место пребывания Муз

Первоначальный культ Муз явился у древнего племени фракийских певцов, которые жили в Пиэрии, у Олимпа, а затем переселились в Беотию, близ горы Геликон. Эта гора, как и Парнас, была любимым местом пребывания Муз. Там находились прекрасные тенистые рощи, прохладные пещеры и прозрачные источники Аганиппа и Гиппокрена, посвященные Музам.

На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении девяти Муз. Этот же сюжет часто воспроизводится художниками эпохи Возрождения. В Лувре находится известная картина Мантеньи «Парнас», на ней изображен Аполлон, заставляющий танцевать Муз под звуки своей лиры в присутствии Марса, Венеры и Амура.

Рафаэль в своей знаменитой фреске в Ватикане представил Аполлона среди Муз. На картине Джулио Романо бог поэзии сам танцует с Музами.

На римских саркофагах очень часто изображались Музы, так же как и театральные маски, потому что древние смотрели на жизнь как на роль, которую люди играли как бы мимоходом на земле, и тот, кто исполнял хорошо свою роль, попадал на острова Блаженства (Праведных).

Прекрасный саркофаг, известный под названием саркофага Муз, находящийся теперь в Лувре, был открыт в XVIII веке при раскопках вблизи Рима. На нижнем барельефе находится прекрасное изображение девяти Муз с их атрибутами.

 


Дочери Пиэра

Музы так же, как и Аполлон, не оставляли безнаказанными тех, кто осмеливался с ними состязаться.

У царя македонского Пиэра было девять дочерей, которые так гордились своими музыкальными способностями, что решились вызвать Муз на состязание. Они стали воспевать бой богов с великанами, осмеивая первых за то, что многие из них превратились в зверей, чтобы спастись от страшного Тифаона.

Слыша это, Музы и их спутницы пришли в негодование, но так как нимфы всей страны были приглашены на это состязание, то пришлось и Музам петь. Каллиопа, настроив свою лиру, запела о таинственном похищении Персефоны и о горе Деметры.

Нимфы единогласно признали Каллиопу победительницей, но Пиэриды не захотели признавать решения тех самых нимф, которых они же избрали своими судьями, и забылись до того, что пытались ударить божественных Муз.

Кара не замедлила воспоследовать: Пиэриды были превращены в сорок. Сохранив и в этом виде их врожденную болтливость и тщеславие, они стали оглашать леса и поля своими резкими криками.

Этот древнегреческий миф прекрасно характеризует страстность и озлобление соперничавших между собой художественных школ древней Греции.

 


Музы — победительницы Сирен

У Муз явились также и другие соперницы — Сирены, их называли Музами смерти. На примитивных памятниках искусства Сирены изображались с головой и руками женщины и с туловищем птицы. В последующих же изображениях Сирен представляли в виде женщин с крыльями и лапами птиц. Боги дали Сиренам крылья и факел, когда они отправились разыскивать Персефону.

Сирены славились нежностью и мягкостью голоса, их пение привлекало всех. Сирены проводили большую часть своей жизни, лежа на скалах и принося гибель мореплавателям, которых заманивали своими песнями к подножию этих скал.

Гомер называет Сирен очаровательницами, прельщающими всех мужчин, которые отваживались послушать их пение. «Кто по неосторожности остановится и будет прислушиваться к пению Сирен, тот не увидит больше ни жены, ни возлюбленных детей: Сирены очаруют его своими гармоничными голосами и погубят. Вокруг этих очаровательниц валяются кости и высохшие остовы их жертв» («Одиссея»).

Сирены осмелились состязаться с Музами, но были ими побеждены и безжалостно ощипаны. В воспоминание этой победы Музы часто изображались с перьями на голове. Несчастные, ощипанные Сирены кинулись в воду от стыда и горя, — вот, быть может, та причина, почему новейшие художники смешивают их с Тритонидами и изображают их в виде женщин с рыбьими хвостами.

 



Прежде: Лира (кифара) Аполлона

Содержание книги

Далее: Орфей

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Источник: zaumnik.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.