Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки


Цитата сообщения Stephanya Музы.Часть 9. Эвтерпа .


Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки

Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки

Эвтерпа или Евтерпа («увеселяющая»)— в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с двойной флейтой или лирой в руках.
Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Муза (мать Реса) выступает как действующее лицо трагедии Псевдо-Еврипида «Рес».

Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
Франческо-дель Косса/Муза Эвтерпа (фрагмент) [ок. 1460]


Сегодня я видела Эвтерпу, в высшей степени Музу, ибо в руках у нее был музыкальный инструмент, который сейчас для нас символизирует музыку, Науку о Музах, гармонию, в которую сливаются, соединяясь между собой, науки и искусства.

Она предстала передо мной такой, какими мне обычно являются все мои необыкновенные видения: овеянная сиянием волшебства, она дивным образом превращала в музыку ветер, проходящий сквозь полый стебель, что служил ей флейтой. То, что до сих пор было своевольной и беспорядочной воздушной стихией, отныне превращалось в стройный и чистый звук, выливавшийся в особую фразу, музыкальную мысль, которую мы, люди, называем мелодией. Я вспомнила, как ценила Муза умение подбирать и сочетать звуки, умение соткать музыку из звуков и глубокого, сдержанного молчания.

Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
Arnold Bocklin.Euterpe, 1872

Я вспомнила, что для Музы звук не есть величина случайная, и ей не все равно, какие из них сочетать между собой, поскольку созвучия рождают либо гармонию, либо диссонансы, в зависимости от нашего умения сочетать их надлежащим образом. Старик Платон, ровесник Музы, уже поведал нам о различных состояниях души, которые может вызвать в человеке музыка. И по этому принципу он делил музыку на позитивную и негативную. Позитивная музыка возвышает человека, подготовляя его к великим начинаниям, заставляя его почувствовать себя сильным и уверенным в себе, деятельным, счастливым, умиротворенным. Негативная музыка, напротив, дышит меланхолией, страхом и неуверенностью, боязнью неудачи, пассивностью.


Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
Jacob Adriaensz. Backer — Portrait of a Lady as the Muse Euterpe — ca. 1650 — Private Collection

И парадоксально, что сегодня, когда у нас есть так много мест, где надобно предаваться музыке, мы все больше видим оскверненных храмов, где господствует ее черная противоположность. За вычетом исключений (на то они и исключения) нынешняя музыка не есть искусство, рожденное с помощью вдохновения. Она служит пошлой торговле, где безраздельно повелевает мода на развращение человека, унижение его вкуса, сведение на нет малейших его поползновений к пробуждению. А если следуешь моде, то чем больше тебе платят, тем лучше, ведь мода — вещь дорогая.

Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки

Звуки соединяются в несогласном ритме, провоцирующем тело на противоестественные кривляния. Гармония теряется в потоке обезьяноподобных скачков, а человеческий голос заглушают предсмертные звуки, хрипы диких животных. Флейта Эвтерпы… бедная флейта… у нее недостает сил, чтобы рассказать о стольких бедствиях. Ей на смену пришли экзотические инструменты, но в тысячу раз красивей звучит ветер, входящий в них с одного конца, нежели мелодия, выходящая из другого.

Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
Euterpe pintura de Camille Roqueplan (1803-1855)


А поскольку иной музыки слушать нам не приходится, мы довольствуемся этой, и она, в конце концов, начинает нам нравиться полным отсутствием красоты и гармонии. Особенно этими меланхолическими, плотскими, сладострастными звуковыми выражениями инстинктов упивается молодежь. Чем только не займешься ради прожигания своих естественных сил… сли бы они выросли в здоровой обстановке, а то ведь сколько боли, обмана и нищеты придется им повидать!.. Но для Эвтерпы нет места в этом мире. Она изгнана, а потому мое смиренное видение под конец растворилось под воздействием отдаленного грохота и криков, которые доносились до меня — и до нее тоже — из одной такой "обители музыки".

Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
Euterpe tocando la flauta (Las Musas).Crispin van de Passe,(1564-1637)

Ушла Эвтерпа в ореоле своих прозрачных одежд и чудесных напевов, примеряя свой шаг к ритму этой дивной музыки. А уходя, она оставила мне иное таинство. Свою полую флейту… ветер свободно проходит сквозь нее, она лишь на мгновение приостанавливает его, чтобы превратить в музыку, доступную для слуха, и вновь отпускает на волю… Эвтерпа тоже полая внутри, она чиста и свежа, как рассветный луч солнца, и потому красота и гармония вмещаются в ней… А мы, что мы? Несчастные тростинки, залепленные глиной времени, поросшие мхом страстей, разучившиеся держать строй из-за ржавчины изменившей нам воли…
Нужно, чтобы человек, как некогда научила его Эвтерпа, очистился и открылся изнутри, призвав на помощь высшую силу, которая опирается на силу идеала. И тогда инструмент зазвучит, а мир узнает гармонию, которая ныне скрыта от него, но которая явится, когда восстанет Человек.
За эту весть спасибо тебе, Эвтерпа. И ты увидишь, что я всегда буду помнить об этом.


Делия Стейнберг Гусман

Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
Muse Euterpe from the illustrations to Ovid by Virgil Solis (1562).

Твое сердце должно петь, подобно птице на рассвете. Если ты не будешь носить радость в себе, мрак источит тебя изнутри; а без внешней радости ты сделаешься объектом ненависти окружающих. И, хотя ты не должен зависеть от их мнения, не следует и оскорблять их беспричинными вспышками гнева или приступами меланхолии.

Хорхе Анхель Ливрага

Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
Лиссабон, музей изразцов

Все в Природе трепещет и поет. Покоя нет нигде. Все стремится к некой цели, все исполняет свое собственное предназначение.

Делия Стейнберг Гусман

К ЭВТЕРПЕ

Пой, Эвтерпа дорогая!
В струны арфы ударяй,
Ты, поколь весна младая,
Пой, пляши и восклицай.
Ласточкой порхает радость,
Кратко соловей поет:
Красота, приятность, младость —
Не увидишь, как пройдет.


Бранным шлемом покровенный
Марс своей пусть жертвы ждет;
Рано ль, поздо ль, побежденный
Голиаф пред ним падет;
Вскинет тусклый и багровый
С скрежетом к нему свой взгляд
И венец ему лавровый,
Хоть не хочет, да отдаст.

Пусть придворный суетится
За фортуною своей,
Если быть ему случится
И наперсником у ней,
Рано ль, поздо ль, он наскучит
Кубариться кубарем;
Нас фортуна часто учит
Горем быть богатырем.

Время всё переменяет:
Птиц умолк весенних свист,
Лето знойно пробегает,
Трав зеленых вянет лист;
Идет осень златовласа,
Спелые несет плоды;
Красно-желта ее ряса
Превратится скоро в льды.

Марс устанет — и любимец
Счастья возьмет свой покой;
У твоих ворот и крылец
Царедворец и герой

Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
"La Musique : Euterpe, les ris et les jeux". Copperplate by Gérard Edelinck after Charles-Antoine Coypel (1694-1752)

Брякнут в кольцы золотые;
Ты с согласия отца
Бросишь взоры голубые
И зажжешь у них сердца.

С сыном неги Марс заспорит
О любви твоей к себе,
Сына неги он поборет
И понравится тебе;
Качествы твои любезны
Всей душою полюбя,
Опершись на щит железный,
Он воздремлет близ тебя.

Пой, Эвтерпа молодая!
Прелестью своей плени;
Бога браней усыпляя,
Гром из рук его возьми.
Лавром голова нагбенна
К персям склонится твоим,
И должна тебе вселенна
Будет веком золотым.
1789
Г. Р. Державин, «К Эвтерпе»


Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
Euterpé.

Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
Euterpe, muse of music, carrying a flute. Detail from the “Muses Sarcophagus”, representing the nine Muses and their attributes. Marble, first half of the 2nd century AD, found by the Via Ostiense.
Многие картинки кликабельны.

Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки


Геракл
Подвиги Геракла.Подвиг первый.Немейский лев.
Подвиги Геракла.Подвиг второй. Лернейская гидра.
Подвиги Геракла.Подвиг третий. Птицы Стимфалийского озера.
Подвиги Геракла. Подвиг четвертый. Керинейская лань.
Подвиги Геракла. Подвиг пятый. Эриманфский вепрь и битва с кентаврами.
Подвиги Геракла. Подвиг шестой. Скотный двор царя Авгия.
Подвиги Геракла. Подвиг седьмой. Критский бык.
Подвиги Геракла. Подвиг восьмой. Кони Диомеда.
Подвиги Геракла. Подвиг девятый. Пояс Ипполиты.
Подвиги Геракла.


двиг десятый. Коровы Гериона.
Подвиги Геракла. Подвиг одиннадцатый. Похищение Цербера.
Подвиги Геракла. Подвиг двенадцатый. Золотые яблоки Гесперид.
Венера Милосская
Венера
Прометей
Легенда о Пандоре
Адонис
Аполлон
Артемида.Часть1.
Артемида. Часть 2.
Музы. Часть 1.
Музы.Часть 2.Каллиопа
Музы.Часть 3.Клио.
Музы.Часть 4.Мельпомена.
Музы.Часть 5.Талия.
Муза.Часть 6. Полигимния.
Музы.Часть 7. Терпсихора .
Музы.Часть 8. Урания .

Источник: www.liveinternet.ru

Эвтерпа- муза лирической поэзии .

Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
Боги жили в великолепных чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом на вершине Олимпа, самой высокой горы Греции. Там они пребывали в вечной юности, питаясь нектаром< и амброзией, дававшим им бессмертие. Порой они внимали пению муз, которых родила Зевсу богиня памяти Мнемозина, чтобы они воспевали победу богов-олимпийцев над титанами.
Вот эти девять муз:
-Клио-муза истории;
-Каллиопа- муза эпической трагедии и знаний;
-Мельпомена- муза трагедии;
-Талия- муза комедии;
-Урания- муза астрономии;
-Терпсихора- муза танца;
-Эрато- муза любовной поэзии;
-Эвтерпа- муза лирической поэзии;
-Полигимния- муза торжественных песнопений в честь богов.


Эвтерпа муза лирической поэзии и музыкиДревние покровительницы искусств – Музы.
9 сестёр, дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемос (з) ины. Они были спутницами Аполлона- бога Солнца и искусств. Музы — богини поэзии, искусств и наук, рождённые в Пиэрии и носящие имя «олимпийские» . Они обитают на Геликоне, воспевая все поколение богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее.
Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов.
В эллинскую эпоху Музы превратились в символические образы:
1. Клио — Муза истории, со свитком и палочкой для письма.
2. Эрато — Муза любовно-лирической поэзии, с лирой в руках.
3. Эвтерпа — Муза лирической поэзии и музыки, флейтой сопровождает лирическую песнь.
4. Полигимния — Муза торжественных песнопений и гимнов.
5. Каллиопа — Муза эпической поэзии и знания, со свитком и палочкой для письма
6. Талия — Муза комедии, с комической маской
7. Мельпомена — Муза трагедии, с трагической маской и венком из плюща
8. Терпсихора — Муза танца, с лирой и плектром
9. Урания — Муза астрономии, с небесным сводом и циркулем.
Все они, за исключением Урании («небесная» ) и Клио («дарующая славу») , указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением.
Сначала эти музы назывались по – другому, но с течением времени из Македонии прибыл Пиэр по имени которого была названа гора) , он установил число Муз- 9 и дал им имена.


Источник: otvet.mail.ru

Муза Каллиопа

Любовь Кортункова

Муза, скажи мне, ты кто?
Есть ли родство между нами?
Дева в венце золотом,
Стилос, доска со стихами…

Знаю, молчи — не молчи,
место покорной рабыни.
Призрачной славы лучи
Мне не знакомы поныне.

Мать не купала меня
В водах «фиалково-темных».
Ты целовала, пленя,
Лоб мой, росой окропленный!

Но, Каллиопа нема…
Знать не припомнит земное.
Многих ты сводишь с ума,
Муза, воспетая мною!

Муза героической поэзии Каллиопа

Терешкова Галина

На челе —
золотая корона,
строго действует
в рамках закона,
хоть главенство
над всеми почётно,
а судьба —
она так мимолётна…
Восковая табличка
и стилос*
записать всё,
что в мире вершилось,
и оставить
сюжет для потомков,
КАЛЛИОПА
должна из обломков.
Величаво взглянув
на героев,
что шагали
с отвагою строем
звуки бронзовых труб
услыхала,
блеск щитов и мечей
увидала…
Сколько мужества,
силы и страсти
нужно им
одолеть все напасти,
каждый шаг для героя —
бессмертен,
если тот
справедлив, милосерден.


************************************************************ Клио

Муза Клио

Елена Косцынич

Новейшую историю творя
И, всуе, поминая Геродота,
Мы забываем, и, пожалуй, зря,
Что «понедельник начинается в субботу».
В попытке прошлое переиначить,
Чтоб варварство слепое оправдать.
Мы ставим непосильную задачу —
Перед потомками Героями предстать.
О, Муза милая, поверится едва ли
Преданьям древним и убогим черепкам.
Коль мы вчерашнее бесстыдно забывали
И поклонялись временным богам.

Клио — муза истории

Муза истории КЛИО

Терешкова Галина

Хранительница лет, истории богиня…
Венок на голове,
и книга да перо..
Держа ответ
вдвойне:
где — зло,
а где — добро.
Старинный
манускрипт
исписан
так давно;
листать
страницы книг,
лишь КЛИО —
суждено.
Для всех
так нужно знать
источники открытий;
их важно описать
в истории событий…
А, впрочем,
божества,
потомков — не прощают,
в небытие,
едва….
Всё смертным —
завещают.

************************************************************ Мельпомена

Греческая муза Мельпомена

Борис Межиборский

Греческая муза Мельпомена,
Трагедийность есть в твоих словах.
И тобой рождённые сирены,
Обольщали голосом в морях.
Души моряков они пленили,
Опьяняя песней как вином.
В сети свои крепкие ловили,
Опуская моряков на дно.
Привлекая всех плывущих лирой,
Были так проворны и нежны,
Поневоле все прощались с миром,
Музыкой сирен, удивлены.
Но живёт поныне Мельпомена,
Где дают Шекспира и Мольера.

Муза Мельпомена

Елена Косцынич

Трагичных песен мрачная геенна.
Страданье, скорбный плач и муки.
Так болью сердца, муза Мельпомена
Врачует души от ленивой скуки.
Рыдаем над судьбою юной пары.
Презренный Яго вызывает гнев.
И Макбеты заслуживают кары.
И гибнет Лир, в бессильи поумнев.
А в шторме пережитого конфликта
Постигнем мы гармонию и суть.
Катарсисом разряжена — омыта,
Душа захочет в светлый мир взглянуть.

Мельпомена — муза трагедии

О, Мельпомена! Спутница моя!

Нелен Любовь

О, Мельпомена! Спутница моя!
Веселых песен нам не петь с тобою,
Мы носим маски всюду за собою,
трагических событий, не тая,

в твоём венке — янтарный виноград,
в моём — берез пронзительность скупая,
но за тобой бреду я, как слепая,
тирады повторяя невпопад.

В зажатых пальцах – палица и меч,
нам не забыть своё предназначенье,
как наших скучных мантий облаченье,
уж никогда не скинуть с гордых плеч.

И всё-таки различий много есть:
жив астероид в солнечной системе,
его не гасит каверзное время,
он носит имя, знай, в твою лишь честь,

а именем моим не назовут
созвездье, астероид иль планету,
я буду гаснуть, павшею кометой,
не разорвав обвивших душу пут,

но след паденья не заметит мир,
и только ты, быть может, скажешь тихо:
— В душе всегда тоски неразбериха,
хоть верно выбран был её кумир.

Муза трагедии Мельпомена

Терешкова Галина

На сцене шумно…
Крики, плач,
и торжествующий
палач.
Судьба богов
предрешена —
судом
доказана вина.
Построен так
сюжет в главе,
— О! МЕЛЬПОМЕНА!
внемли мне:
в златой короне.
в облаках,
ты держишь
скипетр свой в руках.
Трагедий рок
тебе известен,
а, может, здесь
он — не уместен?
Так будь же ты
во всём правдива,
прими решенье
справедливо…
Но, снова слышу
стон и плач,
то пьесу…
Завершил палач.

******************************************************** Полигимния

Муза Полигимния

Елена Косцынич

Оратор Демосфен всю силу слов постиг.
Исея из Афин прилежный ученик.
Силок сигнальный — мимика и жест,
Вниманье привлечет и выразит протест.
Народ изб’алован, толпа неутомима,
И жажда зрелищ в ней неутолима.
Столь труден путь трибуна и борца —
Венок лавровый… горький яд дворца.
Пылает сердце — Муза, будь довольна!
Всю жизнь он представлял тебя достойно.

Полигимния — муза священных гимнов, пантомимы, риторики и ораторского искусства

Муза риторики Полигимния

Терешкова Галина

Свиток в руке
и задумчивый взгляд…
Люди с почтеньем
о ней говорят,
если с риторикой
лично знаком —
истина двери откроет
в ваш дом.
Здесь есть поэты,
что гимны слагают,
люди науки,
что всех просвещают,
будь то правитель,
оратор, мудрец,
пишут трактат
и старик, и юнец.
Таинство слов ведь
реальная сила,
то вдохновит,
то сведёт до могилы,
дарит бессмертье,
позор или славу,
почести всем,
кто радел за державу!

********************************************************* Талия

Муза Талия

Елена Косцынич

Грустная улыбка, незлобивый смех,
Едкая ирония, хохот гомерический…
Глупость и спесивость высмеять не грех.
Талия венчает пантеон языческий.
В свите Аполлона, одна из девяти —
Но богам известен бритва-язычок.
И секреты держат строго взаперти,
Чтобы не попасться на ее крючок.
Кто же хочет, право, в фарс иль водевиль?
Не к лицу бессмертным за спиной смешки.
А грешить со вкусом – это ли не стиль?!
Быть святым и вечным, спятишь от тоски.

Талия — муза комедии 

Муза комедии Талия

Терешкова Галина

В руках
посох пастуха,
ну а поступь
так легка;
шумных масок
карнавал,
ТАЛИЯ
здесь правит бал.
Всюду,
в зале,
слышен смех,
знать,
в комедии —
успех!
Диадема
из цветов,
наслажденье
от стихов;
зритель,
стоя рукоплещет;
сердце девичье
трепещет!
Сей триумф
поэмы дня,
снова в путь
манит меня.

******************************************************** Терпсихора
 
Муза Терпсихора

Источник: veravverav.blogspot.com

Происхождение муз

Девять муз с именами и четко обозначенными функциями появились не сразу, их образы складывались в течение нескольких веков.

Первоначально музы были абстрактным понятием. Позднее греческие поэты стали обращаться к ним по именам и приписывать им божественную силу. Это были так называемые «доолимпийские музы». До нас дошли лишь некоторые имена (Мелета, Аэда, Мнема, Нета и другие), а уж о том, какими они обладали силами, можно только гадать.

Девять муз, представление о которых сохранилось до наших дней, впервые были упомянуты в «Одиссее» Гомера, а Гесиод в поэме «Теогония» («Происхождение богов») впервые назвал их имена и рассказал их истории. Матерью муз поэт назвал богиню памяти – Мнемосину, а отцом – громовержца Зевса.

Вероятно, сначала музы отвечали за сферу размышлений, ведь с греческого языка слово «муза» переводится как «мыслящая». Тогда становится понятно, почему матерью названа Мнемосина, память – необходимый элемент мыслительной активности. Постепенно музы переключились со сферы размышлений на сферу искусств, и старшей из них стала муза поэзии.

Функции муз

Понятие о специализации муз появилось только в эллинистическую эпоху, когда возникли все виды искусств. Для наглядности сведения о музах представлены в таблице.

Девять олимпийских муз
Имя Значение имени За что отвечает Атрибуты
Каллиопа Прекрасноголосая Эпическая поэзия На голове – золотая корона, в руках дощечка или свиток и стилос
Клио Дарующая славу История Скрижаль или свиток пергамента
Мельпомена Мелодия, радующая слушателей Трагедия Трагическая маска, меч или палица
Талия Процветание Комедия Комическая маска
Полигимния Восхваление Гимны, ораторское искусство Свиток
Терпсихора Наслаждение Танец и хоровое пение Лира
Урания Устремленная к небу Астрономия Глобус и циркуль
Эвтерпа Увеселяющая Лирическая поэзия Лира или флейта
Эрато Желанная для любви Любовная поэзия Кифара

Каллиопа – старшая из муз

Каллиопу принято считать старшей дочерью Мнемосины и Зевса. Но главенствующее положение среди своих сестер она занимает не только поэтому. Как муза эпической поэзии, она ближе всего соприкасается с деяниями богов.

Этот род поэзии повествует о подвигах героев, прославляет олимпийцев. Декламируя ее, греки стремились получить покровительство высших сил. Каллиопа была способна вызывать в человеке жертвенность, помогала преодолеть эгоизм и направляла на путь служения высоким целям. Эта муза поэзии поощряла отвагу, достоинство, рыцарство, благородство и чистоту души.

По одной из версий, Каллиопа — мать Орфея, легендарного певца, которому сам Аполлон вручил божественную лиру, от звука которой успокаивались дикие звери, расступались деревья и скалы.

Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки

Лирическая поэзия, в отличие от эпической, воспроизводит сугубо личные чувства и переживания автора. Ее истоки следует искать в народной песне. Во времена муз и богов лирические стихи всегда пелись, сопровождались танцами и выразительной мимикой. Поэтому не случайно, что Эвтерпа также покровительствует музыкантам. Ее, как правило, изображали с флейтой в руках, готовой в любую минуту пуститься в пляс.

Муза лирической поэзии всегда высоко почиталась поэтами и музыкантами. Ей продолжали посвящать гимны и стихи и спустя века после падения Древней Греции. Она даровала людям очищение и чувство гармонии с Природой.

Эрато – муза любовных песен

Свое имя муза любовной поэзии получила в честь бога Эрота. Ее представляли в образе невинной и прелестной девушки. Венок из роз обрамлял ее лицо, а струящиеся складки одежд подчеркивали грацию. Эрато могла вдохнуть любовь в сердце любого живого существа. Даже богов она вдохновляла на романтические поступки. Ее также называют музой свадебных гимнов и царицей поэзии.

Муза любовной поэзии помогает преображать все, что окружает человека, в красоту. Она показывает силу чувств, дарует крылья и помогает преодолеть любые преграды на пути к счастью. Она учит тому, что творчество – высшее проявление любви.

Гнев муз

Олимпийские музы – это дочери Зевса. Они воспевали и поддерживали всех греческих богов, прославляли их добрые нравы и справедливые законы. К обычным людям музы относились вполне дружелюбно. Особым покровительством, разумеется, пользовались поэты, певцы и музыканты. Муза поэзии могла передать поэту часть своего дара, утешить его в беде, поддержать мудрым словом. Но не стоит считать их безобидными. Они никогда не терпели соперничества и могли жестоко покарать тех, кто осмеливался выступить против них.

Существует, например, легенда о дочерях македонского царя Пиероса – Пиеридах. В то время как музы прославляли богов и героев, Пиериды обличали их трусость, смеялись над их страхом перед драконом Тифоном. Нимфы устроили соревнование между непримиримыми врагами и присудили победу музам. Пиреиды, отказавшиеся принять такие результаты, набросились на своих обидчиц с кулаками и в это мгновение были обращены в сорок. С тех пор им суждено летать по лесам и полям, нарушая покой людей и зверей своими криками.

Дошла до нас и легенда о Тамирисе. Это был фракийский певец, поражающий всех своей красотой и искусством игры на кифаре. Он был бессменным победителем соревнований между музыкантами и однажды дерзнул вызвать на состязание самих муз. Тамирис заявил, что в случае его победы музы должны стать его любовницами, а в случае поражения могут забрать у него то, что им вздумается. Богини выиграли соревнование и отняли у дерзкого певца зрение, голос и способности играть на музыкальных инструментах.

Муз-богинь, дарующих вдохновение, призывают поэты всех стран и континентов. Красивая легенда поддерживает веру в божественную природу художественного слова. Думается, что и сама тяга к творчеству будет существовать только до тех пор, пока в сердцах поэтов будет жить муза, покровительница поэзии.

Источник: www.syl.ru

Не всякое искусство одинаково ценно

В далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, и позже, когда великие поэты слагали свои стихи о них, самым почитаемым видом искусства считалось умение сплетать слова. Живопись или скульптура относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. На вершине всего стояла поэзия. Неслучайно с разными ее направлениями связано несколько муз. Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику. Каллиопа отвечала за эпос. Муза Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии. А еще среди прекрасных сестер была Полимния или Пологимния, которая покровительствовала всем, кто складывал гимны.

У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у астрономии и истории. Эти науки приравнивались к искусству. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Историки же славили Клио.

Поэзия тесно связана с драматургией и театром. Музы Мельпомена и Талия помогали создавать трагедии и комедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Замыкает плавное шествие сестер Терпсихора — муза танца и хорового пения.

Откуда пришли к нам музы?

Вдохновительницы поэтов происходят от древних нимф источников. Они жили в звенящих водах ключей и дарили людям способность слагать стихи. Собственно музы появляются сначала как три сестры, Мелета, Мнема и Аэда (размышление, память и песня). И уже несколько позже появляются привычные современному человеку девять вдохновительниц. Начав с благословения своих любимцев поэтическим даром, они постепенно разделили между собой все направления искусства.

Согласно Гессиоду и другим авторам, муза Эвтерпа с сестрами были дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины. Родились прекрасные девы у подножия Олимпа. Музы — вечно юные красавицы, поющие на пирах богов. Часто они изображаются вместе с Аполлоном, он был их покровителем и неизменным спутником.

Музы одаривали тех, кто почитал их. Могли вдохновить на создание шедевра, рассказать, как добиться милости богов. Тех же, кто считал себя талантливее муз или пытался с ними соперничать, жестоко наказывали.

Считается, что культ муз возник в племени фракийских певцов. Жили они у горы Олимп, в Пиэрии, а несколько позже перешли в Беотию. Здесь располагается Геликон, любимый музами. Эту гору, а также Парнас, музы любили за шуршащие листвой рощи, прохладные пещеры и ключи с кристально чистой водой. Здесь прекрасные девы обитали. Считалось, если выпить воды из источника Аганиппа или Гиппокрена, можно обрести поэтический дар.

Поклонялись музам в специальных храмах, мусейонах. В них нередко жили и трудились ученые. Современное слово «музей» (место, где хранятся и выставляются произведения искусства) произошло именно от названия храма муз.

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Считалось, что она выделяется среди муз особой утонченностью и нежностью. Согласно мифам, боги Олимпа могли бесконечно долго наслаждаться ее стихами.

Главный эпитет, который украшал музу лирической поэзии, — дарящая удовольствие. Само имя «Эвтерпа» происходит, по Диодору, от описания наслаждения, испытываемого слушающими музыку. Чуткая и вдохновляющая, она могла подарить своим избранникам умение рождать из хаоса звуков гармоничную мелодию, складывать, казалось бы, случайные слова в тягучую и плавную песню. Легконогая и своенравная, как и все сестры, муза Эвтерпа жестко ставила на место тех, кто пытался ей перечить или делал вид, что превосходит в мастерстве. Один из мифов хорошо описывает, как расправлялись вдохновительницы с соперниками.

Как появились сороки

Дочери македонского царя Пиэра, а было их девять, как и муз, безмерно гордились своими талантами. Они решили вызвать вдохновительниц на музыкальное состязание и показать, насколько хороши их голоса. В качестве судей пригласили нимф. Муза музыки Эвтерпа и ее сестры прибыли в назначенный час.

Дочери царя запели о войне богов с великанами. Они не прославляли Зевса и его приближенных, но смеялись над тем, как бежали олимпийцы от грозного Тифаона в образе лесных зверей. Музы вознегодовали, но были вынуждены петь. Прекрасная Каллиопа взяла в руки лиру и поведала о похищении Персефоны. Нимфы были заворожены голосом и игрой музы и признали ее лучшей на состязании, но царевны с таким решением не согласились. Гордость и своенравие довели дочерей Пиэра до того, что они попытались ударить муз. Такого оскорбления вдохновительницы простить не смогли. Они превратили спесивых царевн в сорок, крикливых и трескучих.

Атрибуты прекраснейшей из муз

Тем же, кто чтил богинь, они дарили свое расположение, а с ним и умение покорять сердца людей различными искусствами. Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, согласно мифам, своим пением и игрой на флейте могла озарить душу человека волшебным светом, очистить ее от налета черствости и серости. Изображалась она практически всегда в руках с музыкальными инструментами. Как правило, это были флейта, авлос (двойная свирель, предок современного гобоя) или лира. Также нередко встречаются изображения музы в сопровождении лесных нимф. На некоторых полотнах и барельефах муза Эвтерпа держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты.

Несмотря на то что музы не покровительствовали скульпторам и живописцам, они на протяжении многих веков посвящали свои произведения бессмертным сестрам. И конечно, о них писали поэты всех времен и многих народов: Байрон и Гомер, Пушкин, Фет и Есенин. У Г.Р. Державина есть стихотворение, посвященное Эвтерпе («К Эвтерпе»). Многие художники писали ее образ. Среди них итальянец Франческо дель Косса и швейцарец Арнольд Беклин. Скульптуры, изображающие муз, украшают музей Ватикана и Лувр. Копии античных статуй можно увидеть в прекрасном парке в Павловске под Санкт-Петербургом. Эвтерпа здесь изображена без традиционного атрибута, свирели. Скульптура является копией размещенного в Ватикане римского изваяния, которое, в свою очередь, воспроизводит утраченную работу греческого мастера.

Эвтерпа, муза лирики, вдохновляет и современных деятелей искусства. Ей по-прежнему посвящают стихи и скульптурные изображения. Покровительница поэтов и музыкантов незримо присутствует не только на вечерах, посвященных греческому искусству. Она, как и ее сестры, является источником творчества для всех, кто проникся поэтикой античной мифологии.

Источник: fb.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.