Святые мощи монастырь


Святые мощи монастырь

С первых дней нашей монашеской жизни мы получали особую поддержку и духовную помощь от Матушки игумении Николаи, настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого монастыря. Матушка Николая училась монашеской жизни у многих современных старцев, как живых, так и уже почивших. Она была духовной дочерью почившего в Бозе старца схиархимандрита Михаила, состояла в переписке со старцем Иоанном Крестьянкиным, с афонским старцем Иосифом монахом, духовным чадом старца Иосифа исихаста. Матушка игумения пила духовный мед наставлений старцев отца Николая Гурьянова, отца Павла Груздева, отца Иеронима Санаксарского, отца Кирилла Павлова и многих других духовников. Особые духовные отношения связывают Матушку с современными старцами схиархимандритом Илием, схиархимандритом Власием. Благодаря Матушке, эти духовные наставники помогают и нам. Матушка игумения стала для всех нас духовной матерью, к которой мы обращаемся за наставлением и помощью во всех трудных ситуациях, которые возникают в нашей монашеской жизни.


Покров молитв Афонской горы простирается над Малоярославецким монастырем благодаря горячей любви Матушки игумении Николаи к Саду Пречистой Богородицы. Современные афонские подвижники, игумены монастырей, калив и келий, и просто монахи, любят приезжать в Свято-Никольский монастырь, т. к. чувствуют там близкий их сердцам афонский дух настоящего монашества. Черноостровский монастырь стал росточком духовного Сада Пречистой Богородицы, и не только расцвел, но и принес свои плоды. Многие сестры монастыря возглавили другие обители по городам и весям нашей страны, от Хабаровска до Ессентуков, стараясь насадить в новых монастырях те же ростки строгой монашеской жизни, чтобы принести сторичный плод.

Трудно выразить ту благодарность Богу, которую мы испытываем, имея эту большую монашескую семью.

Храм – это сердце монастыря, главное послушание сестер в обители – молитва. В богослужебной жизни сестры находят укрепление в несении монашеского креста, утешение в скорбных обстоятельствах.

Но в монашеской жизни любое послушание приобретает особый смысл, так как выполняется во Славу Божию. Монастырские труды спасительны и наполнены глубоким духовным содержанием. Сестры с одинаковой радостью и усердием стараются петь на клиросе, или копать землю на огороде, заниматься рукоделием, или мыть посуду. Сестры любят обитель и благодарят Бога за возможность спасаться на этом святом месте.

Монашество — это тайна, но постигшие эту тайну духовноопытные монахи говорят: «Монашество — это блаженство».


Святые мощи монастырь

Источник: spasnaugre.ru

Рака с частицами мощей святого князя Даниила

Частицы мощей благоверного князя Даниила, помещенные в раку, были переданы Данилову монастырю Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 17 марта 1995 года. История их восходит к 1920–1930-м годам. Мощи в ковчежце, похожем на пенал, с неумелым, но благоговейно выполненным изображением святого князя Даниила, принадлежали архиерею, имя которого осталось неизвестным. В 1930-е годы, находясь в ссылке на севере, он передал их профессору И. Е. Аничкову, который хранил святыню в течение многих лет, а незадолго до своей кончины отдал ее академику Д. С. Лихачеву, наказав вернуть мощи в Данилову обитель в благоприятное время. Д. С. Лихачев вверил святые мощи протоиерею Иоанну Мейендорфу, который для большей сохранности увез их в США, а в 1995 году вернул Русской Православной Церкви. Рака находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, под северной аркой.

Ковчег с частицами мощей святого князя Даниила


Частицы мощей благоверного князя Даниила, принадлежавшие последнему до закрытия настоятелю обители архиепископу Феодору (Поздеевскому, † 1937), были переданы Данилову монастырю предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополитом Феодосием 30 мая 1986 года. Ковчег находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.

Иконы святого князя Даниила с частицами мощей

В Покровском храме находятся две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), находится на столпе между иконостасами; мощи, помещенные в эту икону, были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Другая икона с частицей мощей − аналойная, небольшого размера, находится на аналое посреди храма – для поклонения.

 

 

Рака с мощами преподобноисповедника Георгия (Лаврова)

Преподобноисповедник Георгий († 1932) пострадал за Христа в годы гонений на Церковь, воздвигнутых в России богоборческой властью. Воспитанник знаменитой Оптиной пустыни, в годы революции архимандрит Георгий был настоятелем Мещовской Георгиевской обители в Калужской епархии. Промыслом Божиим избавленный от верной смерти, в 1920-е годы он нес послушание духовника и старца в Даниловом монастыре. За пастырский подвиг был сослан в Казахстан. Умер в Нижнем Новгороде на обратном пути из ссылки. Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Память его совершается 21 июня / 4 июля (день преставления). Честные мощи преподобного Георгия были обретены вскоре после прославления, осенью 2000 года. Деревянная резная рака с мощами преподобного Георгия, находится в Покровском храме.

Ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского


Ковчег с мощами благоверного князя Александра Невского хранится в Троицком соборе обители, у центрального юго-восточного столпа.

Ковчег с частицей мощей святителя Николая архиепископа Мир Ликийских

Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского

Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
 

 

Иконы преподобного Серафима Саровского

В течение 12-и лет в Серафимовской церкви, устроенной в монастырской стене у Святых врат, хранилась келейная икона настоятельницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита схиигумении Фамари (Марджановой, † 1935). Икона, написанная в 1912 году, была передана в Данилов монастырь в 1988 году монахиней Евпраксией (Киселевой), родной сестрой монахини Фамари (Протасьевой, † 1987), которая была ученицей и сподвижницей схиигумении Фамари. В 2000 году икона возвращена в возрожденный Серафимо-Знаменский скит, а на месте, где она находилась, помещена точная копия с нее, в которую вложена частица мощей преподобного Серафима. Там же хранятся четки, частичка мантии и часть камня, на котором угодник Божий молился в течение 1000 дней.

Другая икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей находится в Троицком соборе, на центральном юго-западном столпе.


Икона преподобного Сергия Радонежского

Небольшая икона XIX века с частицей мощей находится на аналое в северном приделе Троицкого собора, под большой иконой преподобного Сергия.

Икона великомученика Пантелеимона

Современная икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей находится в Покровской церкви.

Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

В том же Покровском храме находится икона святителя Луки с частицей мощей. Икона написана в начале XXI века.

Икона блаженной Матроны Московской

Мощи блаженной Матроны, обретенные 8 марта 1998 года, до прославления (2 мая 1999 года) находились в Даниловом монастыре, где происходило их освидетельствование. В настоящее время в обители остались частица мощей блаженной, помещенная в икону. Икона находится в Покровской церкви.

Икона святителя Иоанна Суздальского

Находится в Покровском храме на южной стене.

 

 

Три чтимые иконы, ранее находившиеся в Даниловом монастыре, в 1980-е годы были возвращены из церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, куда они были переданы после закрытия обители в 1930 году. Этот храм не закрывался в годы гонений, и иконы сохранились. В церкви Сошествия Святого Духа осталась еще одна старая даниловская икона – благоверного князя Даниила.

Владимирская икона Божией Матери с акафистом


Это самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она была написана для первого каменного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, освященного 18 мая 1561 года. В настоящее время Владимирская икона находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Чтимая икона Божией Матери «Троеручица», написанная в Москве конце 17 – начале 18 века, издревле хранилась в Даниловом монастыре. В настоящее время находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. В 19 веке дважды в год накануне дня празднования иконы «Троеручица» при огромном стечении народа прямо на улице совершалось всенощное бдение. Икона вернулась в нашу обитель в 1980-е годы с большими повреждениями красочного слоя. Кроме того был утрачен первоначальный оклад, состоявший из серебряных венцов и убора из жемчуга и полудрагоценных камней. При возвращении в обитель икона сразу явила свою чудотворную силу – у реставратора за время работы над ней восстановилось зрение. Позже было явлено и еще одно чудо исцеления: во время совершения акафиста перед Троеручицей у одной женщины исцелилась высохшая рука, которой больная не могла ничего делать.

Икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина


Этот почитаемый образ, написанный маслом в середине XVIII века, пожертвован Данилову монастырю его ктитором Г. А. Владыкиным († 1805). Клейма с изображениями жития преподобного написаны настоятельницей Серпуховского Владычнего монастыря игуменией Митрофанией (Розен, 1861–1874 гг.), родители которой похоронены в Даниловом монастыре. До закрытия обители в 1930 году икона помещалась в местном ряду иконостаса в Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Ныне находится в Троицком соборе, на центральном северо-западном столпе.

 

Икона Святой Троицы

Эта древняя икона, написанная во второй половине XVI века, была пожертвована в Данилов монастырь в годы его восстановления жителем Москвы, у которого погиб в автокатастрофе младший брат. Погибший собирался принять Таинство Крещения, но смерть настигла его по дороге в храм. В связи с этим трагическим событием и был пожертвован из семейного собрания большой старинный образ Святой Троицы. Это произошло незадолго до освящения Троицкого собора 27 апреля 1986 года, и принесенная в дар икона стала храмовой иконой Троицкого собора. Образ Святой Троицы помещен на центральном юго-восточном столпе храма.

Казанская икона Божией Матери


Икона середины XVIII века, с клеймами, иллюстрирующими «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани». Помещается в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Икона Божией Матери «Достойно есть»

Икона находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. На обороте иконы надпись: «Собств. митрополита Нестора, бывшего экзарха Московской Патриархии в Восточной Азии. (Крестовая церковь.) 1959 г.». Митрополит Нестор – выдающийся миссионер, просветитель Камчатки (1885–1962), похоронен в ограде церкви Спаса Преображения в Переделкине.

Икона великомученика Георгия Победоносца

Икона находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. На оборотной стороне ее сохранилась надпись: «Сия икона сооружена в память войны <…> с Японией на доброхотные средства православных воинов, сражающихся на поле брани, из прихожан села Пущина, в 1905 году. Матвей Климентьев. Алексей Роганов. Тимофей Прокофьев. Савва Павлов. Николай Бычков. Степан Спиридонов. Иван Спиридонов. Иван Климов. Тимофей Дьяков. Дмитрий Кокарев. Иван Дьяков. Терентий Сафонов. Яков Дьяков. Василий Климов. Петр Климов. Яков Дьяков. Григорий Дьяков. Андрей Дьяков. Леонид Дьяков. Александр Жабин».

Икона великомученика Пантелеимона

Икона конца XIX – начала XX века, происходящая из иконописных мастерских Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, была подарена Данилову монастырю в 1980-е годы жительницей Сергиева Посада. Икона находится в Троицком соборе, на центральном юго-западном столпе.

 

 

Башмачок святителя Спиридона Тримифунтского


Нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348) с XV века хранятся на греческом острове Керкира (Корфу). Бархатный башмачок с его мощей подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, в связи с пребыванием в России десницы святителя Спиридона. Святыня хранится в Покровском храме, в отдельном киоте.

  • < Назад
  • Вперёд >

Источник: msdm.ru

Из истории дореволюционной обители

Святые мощи монастырьСвятые мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия, ко времени церковного прославления угодников Божиих на Московском соборе 1547 года находились в монастыре.

В Соловецкую обитель в 1465 году, при игумене Зосиме, были перенесены из селения Сорока мощи преподобного Савватия. Мощи были положены за алтарем храма Успения Пресвятой Богородицы.


Преподобный Зосима, почивший в 1478 году, был похоронен за алтарем деревянного Спасо-Преображенского собора.

8 / 21 августа 1566 года святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены во вновь построенный каменный Спасо-Преображенский собор и поставлены в приделе, освященном в их честь.

Мощи преподобного Германа были перенесены в обитель в 1484 году из веси Ховроньиной на Свири и положены рядом с мощами преподобного Савватия.

Церковное почитание преподобного Германа установлено в 1692 году.

Святые мощи угодника Божия с 1860 года почивали под спудом в церкви, освященной во имя его.

В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году. 

В 1925 году мощи святых были вскрыты, но 1939 года оставались на территории монастыря и помещались в антирелигиозном музее. После закрытия на Соловках лагеря и тюрьмы мощи основателей обители были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма.

С 1989 г. в Государственном музее истории религии ведется отбор и передача предметов богослужебного назначения по просьбам различных религиозных объединений и общин. К настоящему, прежде всего во вновь открытые храмы и монастыри Санкт-Петербургской епархии, музеем передано более 3000 икон и богослужебных предметов.

Об обретении мощей святых в Казанском соборе Санкт-Петербурга [1]

Святые мощи монастырьВ первую очередь передаются реликвии, имеющие сугубо религиозный характер и пользующиеся особым почитанием верующих. В Православной Церкви к таким иконам относятся мощи святых. Автор этих строк – убежденный сторонник полного и безусловного возвращения Церкви святых мощей, изъятых вовремя кощунственной кампании начала 1920-х годов и позднейших гонений на Церковь. Я был инициатором и участником всех состоявшихся передач Православной Церкви мощей, хранившихся в музее. Как известно, по православной традиции почитаются как полные мощи святых, так и частицы мощей.

В музее истории религии, как и в некоторых других музеях России долгое время хранились мощехранительные иконы и ковчеги с частицами мощей различных святых. Часть этих реликвий сейчас передана Церкви, например, мощехранительная икона влмч. Пантелеймона – в Санкт-Петербургское подворье Валаамского монастыря, мощехранительная икона прп. Серафима Саровского – в церковь Владимирской иконы Божией Матери, мощехранительная икона свт. Петра, митрополита Московского – в СПб подворье Оптиной пустыни, мощехранительная икона свт. Патриарха Гермогена – в Троицкий собор на Измайловском проспекте. Но наибольшее значение, конечно, имело возвращение Православной Церкви полных мощей чтимых ею угодников.

Первым таким актом была передача Церкви святых мощей бл. кн. Александра Невского. От хранителя фонда православного искусства я располагал информацией, что они находятся в хранилищах музея, и по моей просьбе хранитель показал мне ковчег с мощами. Это был небольшой кипарисовый ларец с надписью на верхней крышке «Останки святых мощей благоверного князя Александра Невского. Перенесены в сей ковчег 24 июля 1917 г.» Размеры ковчега и надпись на нем соответствовали тому историческому факту, что мощи Александра Невского горели при пожаре во Владимире и уже давно именовались «останками мощей». Ящик имел две медные ручки по бокам, был перевязан веревкой и опечатан сургучной печатью. Когда я попытался выяснить, в какое время и как поступил в музей этот ковчег, оказалось, что никакой документации об этом не имеется. Здесь я впервые столкнулся с фактом, который впоследствии получил подтверждение: к хранению изъятых у Церкви мощей было особое отношение. Иконы и богослужебные предметы, находящиеся в музее (в частности, в Музее истории религии), занесены в музейные описи; как правило, известно время и источник их поступления в музей. Что же, касается мощей, то здесь правилом будет уже отсутствие упоминания о них в музейных описях, как будто их вообще нет. Я думаю, мощей, глубоко почитаемых верующими, боялись, и существовали, очевидно, негласные инструкции соответствующих органов, чтобы как можно меньше людей знало, где они находятся. Скорее всего, мощи св. кн. Александра Невского после изъятия их из Троицкого собора Александра-Невской лавры 15 ноября 1922 года какое-то время находились в органах ОГПУ, а затем были переданы в музей. Правда, это лишь предположение, ибо, повторю, никаких документов пока не обнаружено, а скорее всего, их просто не было сознательно. Я предложил дирекции вернуть Церкви ее великую святыню. И очевидно, Провидение решило, что время для этого уже настало, ибо через короткое время епархия обратилась в музей с просьбой дать информацию, хранятся ли в нем мощи св. Александра Невского. Мы дали положительный ответ и выразили готовность их передать. Одновременно я предложил передать Церкви еще одну ее святыню, которая, как я выяснил, тоже находилась в фондах музея, и которую я осмотрел: святые мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. Что касается их святых мощей, то здесь был редкий случай, когда имелась документация, разъясняющая: откуда и когда они поступили в музей.

В 1946 году в Музей истории религии была передана большая часть фондов упраздненного так называемого Центрального антирелигиозгного музея в Москве (ЦАМ). Оттуда поступили и святые мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа. В инвентарных книгах ЦАМа, хранящихся в Музее истории религии, отмечено, что мощи происходят из Соловецкого монастыря (акт № 401 от 19.01.1940 г. Ст. 27581, 27582, 27583). Где они были до поступления в ЦАМ, правда, не указано; я думаю – также в органах ОГПУ-НКВД. Мощи были упакованы в три больших бумажных свертка, где находились также кожаные туфли прп. Зосимы, остатки суконной одежды и кожа от туфель прп. Германа. Мощи прп. Германа кроме бумаги были завернуты в воздух и кусок голубой парчи.

В апреле 1989 года мощи святого Александра Невского и мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких были одновременно предъявлены церковной комиссии во главе с митрополитом Алексием (ныне почившим Патриархом Московским и всея Руси). В комиссию также входили также представители духовенства Ленинградской епархии. Вскрыв ковчег с мощами Александра Невского, комиссия обнаружила останки обгорелых мощей, часть схимы, в которой был похоронен благоверный князь, два атласных плата, шелковую пелену и две шелковые подушечки. Ковчег и его содержимое полностью соответствовали описаниям, содержащимся в акте об изъятиях мощей в 1922 году, который находился у комиссии.

Комиссия также осмотрела мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. У мощей святых угодников был совершен молебен. В июне 1989 года состоялась торжественная передача Русской Православной Церкви мощей святого благоверного Александра Невского, а в июне 1990 года – мощей святых прпп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

После этого я был уверен, что все полные мощи святых, хранившиеся в музее, возвращены Церкви. Однако Богу было угодно спустя некоторое время явить чудо, которым стало открытие мощей святого Серафима Саровского. В отличие от мощей святых Александра Невского, Зосимы, Савватия и Германа Соловецких о существовании в музее никто не подозревал. В данном случае мы имеем дело с подлинным вторым обретением мощей преподобного Серафима.

Произошло это так. В начале ноября 1990 года группа научных сотрудников и реставраторов, в том числе автор этих строк, проводила в одном из хранилищ отбор предметов для передачи Церкви. И вот, в дальнем углу хранилища наше внимание обратил на себя прямоугольный предмет длиной свыше полутора метров, обшитый грубой тканью. По виду предмет напоминал деталь мебели и, очевидно, поэтому до сих пор он не привлекал внимания. Однако на этот раз проверка велась особенно тщательно, и один из сотрудников моего отдела Е.М. Лучшев предложил посмотреть, что внутри. Отпороли край ткани, и стало ясно: перед нами мощи. Через некоторое время я, в присутствии Е.М. Лучшева, провел их предварительное освидетельствование. На деревянном прямоугольном постаменте под слоем марли и ваты лежали полные мощи с сохранившимися белыми порыжевшими волосами и бородой. На голове была черная скуфья с круглой прорезью, которая, как известно, делается, чтобы верующие прикладывались к мощам. На груди покоился медный наперстный крест в серебряной оправе. На сложенных на груди руках – поручи и белые атласные рукавички, на которых золотом было вышито: на одной – «Святый отче Серафиме!», на другой – «моли Бога о нас». Прочитав это, я понял, что мы присутствуем при одном из важнейших событий в жизни Русской Православной Церкви ХХ века – втором обретении мощей великого угодника Божия, святого Серафима Саровского. О том, что это именно так, свидетельствовал текст молитвы на рукавчиках: известно, что Православная церковь на тот момент> среди Серафимов чтит только одного – Саровского. Медный крест на груди известен из жития преподобного Серафима: это крест, которым благословила его мать в начале его подвижнического пути и с которым он не расставался. А в поручах, что обнаружены были на руках преподобного Серафима, и епитрахили он принимал приходящих к нему за благословением и советом посетителей.

Но, естественно, окончательное слово в вопросе опознания святых мощей могло принадлежать только Церкви. После моего сообщения дирекция музея поставила в известность о находке Патриарха Алексия II. Через некоторое время в музей прибыла назначенная Патриархом комиссия в составе секретаря Патриарха епископа Тамбовского Евгения (Саровская пустынь раньше находилась в пределах Тамбовской епархии). На основании детального освидетельствования и сравнения его результатов с копиями актов о закрытии мощей прп. Серафима в 1922 году (эти документы имелись у представителей комиссии) комиссия пришла к единодушному выводу: «Сомнений быть не может. Это действительно мощи святого Серафима Саровского, судьба которых долгие годы была неизвестна».

Каким образом мощи прп. Серафима оказались в Петербурге в Музее истории религии? Точно ответить на этот вопрос пока невозможно, как уже говорилось – никаких документов об этом нет. Но с большой степенью вероятности представители Церкви и сотрудники музея предполагают, что эти мощи были привезены сюда в 1946 года из ЦАМа. Однако, в отличие от мощей святых Соловецких угодников, – совершенно тайно, без всякого упоминания в описях. Почему так произошло, сказать трудно: возможно, из-за особого почитания преподобного Серафима особенно боялись какой-либо утечки информации о его мощах. В январе 1991 года состоялась торжественная передача Церкви мощей прп. Серафима Саровского – событие, глубоко отозвавшееся в сердцах православных русских верующих.

Однако и на этой история с обретением мощей святых под сводами Казанского собора не закончилась. Через некоторое время инженерной группой, обследовавшей состояние перекрытий, были найдены еще одни, на этот раз закопанные мощи. Инженерам об этом сообщила дочь рабочего музея, который закопал их здесь в 1960-х годах, когда во время эпидемии тогдашняя комендант музея велела их куда-нибудь убрать. На этот раз о находке сообщили сначала в епархию, а потом – в дирекцию музея. Мощи, о которых тоже никаких упоминаний в музейных описях не было, решили перевезти сначала в алтарь Спасо-Преображенского собора в Петербурге. Большая комиссия, в которую входил и я, развернула ткань, в которую было плотно упаковано тело, и перед нами предстали нетленные мощи. После долгой работы церковная комиссия пришла к выводу, что это мощи свт. Иоасафа Белгородского. Я предполагаю, что эти мощи также попали в музей из ЦАМа. Для этого имеется ряд хотя и не прямых, но косвенных доказательств.

Не знаю, завершилась ли на этом история обретения мощей в Казанском соборе. Некоторые верующие обращались ко мне и говорили, что, возможно, здесь находятся мощи преподобного Александра Свирского, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Так это или не так, я не знаю, но документов об этом в музее нет. Пути Господни неисповедимы, но я уверен, что когда-нибудь мощи всех святых угодников вновь возвратятся к православным верующим.

С.Н. Павлов научн. сотр. Гос. музея истории религии

Перенесение святых мощей Соловецких чудотворцев из Санкт-Петербурга в Соловецкую обитель в августе 1992 г. [2]

Святые мощи монастырьОпределением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 октября 1990 года совершилось долгожданное открытие Соловецкого монастыря. Знаменательным для обители стал 1992 год. 9 февраля наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен (ныне, находящийся на покое, архимандрит) Иосиф (Братищев). Главной заботой соловецкого наместника стало возвращение святых мощей первоначальников обители.

19 августа 1992 года, в праздник Преображения Господня, когда на Соловках совершалась первая после открытия монастыря Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе, Патриарх Алексий II молился в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

«Множество петербуржцев пришли проститься с преподобными Соловецкими чудотворцами, покидавшими град Святого Петра и возвращавшимися в родную обитель. Весь день не иссякал поток молящихся у гробницы преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

В 16 часов, после торжественного молебна, Святейший Патриарх Алексий, митрополит Санкт-Петербургский Иоанн, епископ Истринский Арсений (ныне архиепископ) и духовенство Санкт-Петербургской епархии крестным ходом при огромном стечении молящихся перенесли мощи преподобных ко Святым вратам лавры» [3].

Святые мощи монастырьСвятые мощи были препровождены в аэропорт «Пулково» и в сопровождении Святейшего Патриарха прибыли в Архангельск. Из аэропорта «Талаги» мощи преподобных были доставлены улицами Архангельска к берегам Северной Двины. Вечером тысячи православных горожан собрались на главной пристани Архангельска, чтобы поклониться святым угодникам Соловецким.

После краткого приветствия Патриарха Алексия и молебна перед дальним путешествием раки с мощами преподобных были перенесены на теплоход «Борис Пастернак».

И снова, как много веков назад, водами Белого, Студеного, моря возвращались преподобные Зосима, Савватий и Герман в родную обитель. Из Архангельска святые мощи сопровождали Святейший Патриарх Алексий, епископы Архангельский и Мурманский Пантелеймон, Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, а также многочисленное священство и приглашенные участники торжеств.

Святые мощи монастырьУтром 20 августа морские суда «Борис Пастернак» и «Алушта» встали на рейд у Большого Соловецкого острова. Сотни паломников и жителей Соловков ожидали на монастырской пристани возвращения мощей преподобных.Во время морского путешествия не стихали молитвы и песнопения у мощей преподобных угодников Божиих, всю ночь духовенство читало акафист Соловецким чудотворцам.

С иконами и хоругвями встречали своего священноархимандрита Святейшего Патриарха Алексия II насельники обители во главе с наместником Соловецкого ставропигиального монастыря игуменом Иосифом.

В полдень катер «Беломорец» доставил раки с мощами Соловецких чудотворцев на берег. Впервые в истории Спасо-Преображенского монастыря Патриарх Московский и всея Руси прибыл на Соловецкие острова.

Крестным ходом, с молитвенными песнопениями мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа были торжественно внесены через Святые врата основанной ими обители и установлены в Спасо-Преображенском соборе, где они почивали прежде.

Святейший Патриарх в сослужении сопутствовавших архипастырей, наместника монастыря и паломников в священном сане совершил молебен, предварив его вступительным словом, и выслушав обращение игумена Иосифа, ответил на его приветствие. После этого была отслужена малая вечерня с акафистом, и в тот же вечер – Всенощное бдение.

Святые мощи монастырьТри дня совершались праздничные богослужения у мощей преподобных в древнем Преображенском соборе, который сильно пострадал в период лихолетья. Теперь он преобразился: сиял огнями свечей, блистал красотою священнических облачений, согревался теплотою молитв сердец человеческих, ликовал благолепным торжественным пением.

Во время Божественной литургии 21 августа, в день первого перенесения мощей преподобных, Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита и наградил за труды по восстановлению обители игуменов Германа и Мефодия, который произнес проповедь, а также иеромонахов Зосиму и Елеазара.

После службы Предстоятель Русской церкви обратился к собравшимся со словом, и выслушав ответ настоятеля монастыря, завершил свое выступление такими словами.  

22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, куда были перенесены мощи Соловецких чудотворцев. Здесь была совершена Божественная литургия, за которой прозвучала проповедь монастырского благочинного игумена Германа и состоялась первая хиротония в стенах возрожденной обители – рукоположение во иеродиакона инока Иринарха. В заключении прозвучало обращение Святейшего Патриарха к собравшимся.  

Святые мощи монастырьВ тот же день паломники посетили Свято-Вознесенский скит на Секирной горе, где у подножия по благословению Святейшего Патриарха был воздвигнут многометровый Поклонный крест в честь новомучеников и исповедников Соловецких.

Подводя итог пребывания на Соловках, Предстоятель РПЦ совершил молебен о путешествующих и произнес напутственные слова. 

На следующий день, 23 августа глава Русской Православной Церкви посетил Свято-Троицкий скит на острове Анзер.

В интервью для Соловецкого радио, Патриарх подчеркнул, что: «Для меня это первое посещение Соловецкого архипелага и возрождающегося Соловецкого монастыря. Поразила меня удивительная северная природа,и в то же самое время я как-то соприкоснулся с историей монастыря, с его славным прошлым и трагическим недавним прошлым, когда здесь был Соловецкий лагерь особого назначения.

Святые мощи монастырьПосещая Секирную гору и Анзерский скит сегодня, мы видели остатки лагерной обстановки, в которой погибли многие десятки тысяч наших соотечественников, в том числе архипастыри и пастыри, монашествующие и верующие Русской Православной Церкви.

Сегодня происходит во всей нашей жизни духовное обновление, возрождается и обитель Соловецкая. И дай Бог, чтобы она возродилась бы скорееи несла бы людям то, что она раньше несла: духовное просвещение, умиротворение, чтобы люди черпали здесь духовные силы для своих трудов, чтобы это был бы пример доброго хозяйствования на земле.

С жителями, с которыми мне приходилось здесь встречаться, видеть их молящимися в церкви и проезжая через поселок – я всем желаю мира, благополучия. Пусть Господь хранит в этой суровой северной природе людей, которые здесь живут и трудятся, в любви Христовой, в мире и благополучии. Храни вас Господь!»

                                                                                                     ***

Святые мощи монастырьВ настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в церкви святителя Филиппа, а в летние месяцы переносятся в Спасо-Преображенский собор, где и пребывают до возвращения обратно в зимний храм.

[1] «В августе 1992 года в Соловецкой монастыре совершилось знаменательное событие: в обитель возвращена ее главная святыня – мощи основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, свидетелями которого были и мы. Однажды, рассказывая об этом в Санкт-Петербурге, мы получили совет от одного священника выяснить историю пребывания соловецкой святыни в период вывезены из монастыря, и 1992 годом, когда они были возвращены обители. Зная, что довольно продолжительное время святыня эта находилась в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в котором в советское время располагался музей истории религии и атеизма (сейчас – Государственный музей истории религии), мы обратились туда за помощью и познакомились с его сотрудником Сергеем Николаевичем Павловым, который охотно рассказал нам то, что знал о мощах Соловецких чудотворцев, а попутно и о других уникальных находках музея, сыгравших огромную роль в жизни Русской Православной Церкви конца XX века. Приводим этот рассказ…»  Е. и Н. Андрущенко. «Северодвинский православный вестник «Училище благочестия». – 1994. – № 1. С. 26-27. Источник: http://solovki.orthonord.ru/vozobnovlenie/pavlov.htm

[2] См.: Православный церковный календарь за 2002 год. Изд. Соловецкого монастыря

[3] Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. – 1992. – № 10. С. 61

Источник: solovki-monastyr.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.