Чертоза ди павия знаменитый монастырь


Если вы не путешествуете на автомобиле, то в Чертозу ди Павия можно добраться двумя способами: на автобусе и на поезде. Расстояние до монастыря от автобусной остановки и от вокзала приблизительно одинаково (см. карту ниже). Я добирался от железной дороги (зелёная линия), путь из городка (от автобуса) обозначен красной линией. Ещё на карте указаны остановки автобуса и поездов, а также направления на Милан и Павию.

Заставка

Если вы не путешествуете на автомобиле, то в Чертозу ди Павия можно добраться двумя способами: на автобусе и на поезде. Расстояние до монастыря от автобусной остановки и от вокзала приблизительно одинаково (см. карту ниже). Я добирался от железной дороги (зелёная линия); путь из городка (от автобуса) обозначен красной линией. Ещё на карте указаны остановки автобуса и поездов, а также направления на Милан и Павию:

Чертоза. Карта


DSC03074-
Привокзальная площадь с оригинальными кадками для растений.

DSC03076-
Вид на Чертозу со стороны привокзальной площади.

DSC03078-
DSC03079-
Путь в монастырь лежал по тропинке, с одной стороны которой была стена, а с другой – живописная сельская местность.

DSC03082-
DSC03080-
Монастырь окружён небольшим рвом с водой.

Слово "чертоза" – итальянский вариант довольно распространённого в Западной Европе топонима, обозначающего города и местечки, образовавшиеся вокруг монастырей конгрегации картузианцев, основанной в 1084 г. Бруно Кёльнским. Эти монастыри называли cartusia (ед. число), отсюда франц. шартрёз (составная часть около сотни топонимов), белорусск. Берёза Картузская и проч. Павийская чертоза была заложена в самом конце XIV в. миланским герцогом Джан Галеаццо Висконти в качестве семейной часовни. Там же он был позднее похоронен. Обширный монастырский комплекс возводился на протяжении ста лет. В наши дни он считается жемчужиной Ломбардии, ярким образцом готической и ренессансной архитектуры.


Приведу цитату из описания Чертозы Аркадием Ипполитовым в книге "Особенно Ломбардия": "Совершенно бесполезно определять, используя привычную искусствоведческую терминологию, стиль этого оптического явления: в нём готика и ренессанс столь тесно сплетаются в одно гармоничное целое, что перед фасадом Чертозы возникает убеждение, что его творцы специально хотели наглядно показать всем историкам искусства условность их жаргона. Что там готика, что там ренессанс, все попытки классификации теряют смысл – зачем они, когда нежность и хрупкость резного мрамора заставляют истаивать его на ваших глазах, каменная резьба всё время грозит исчезнуть, столь она прекрасна, и образ павийской Чертозы скользит сквозь сознание, неуловимый, как всё видимое…"

Чертоза. План
Ансамбль включает внешний двор (1), собор (2), малый клуатр (3), большой клуатр (4), герцогский дворец (5).

DSC03083-
Внешний двор. Прямо по курсу – фасад собора, справа – герцогский дворец. Как заметил тот же Ипполитов, резной фасад как бы приставлен к основному зданию собора. Это хорошо видно на рисунке Чертозы из путеводителя:


Собор в разрезе

Ещё немного резного фасада:

DSC03111-
DSC03110- DSC03085-

Что касается дворца, то он являлся летней резиденцией правителей Милана, приезжавших в эти места поохотиться. Современное здание дворца было построено намного позднее комплекса церковных сооружений – в 1625 г. Сейчас в нём расположен музей, в который мне, к сожалению, попасть не удалось.

Проходим внешний двор и оказываемся внутри собора, посвящённого Деве Марии. Снимать там запрещено, поэтому фотографий немного.

План Собора
План собора.

DSC03087-


DSC03095- DSC03096- DSC03090-
Внутри собора. Главный неф и отдельные часовни. Фрески и картины написаны известными мастерами.

10
В соборе Павийской чертозы похоронен её основатель, герцог Джан Галеаццо. Также там находится кенотаф одного из его преемников – знаменитого Лодовико "Моро". На фото (скан из книжки) – саркофаг Лодовико "Моро" Сфорца и его супруги Беатриче д'Эсте. Беатриче умерла в возрасте всего 22 лет, в 1497 году. Надгробие было создано скульптором Кристофоро Солари сразу для обоих супругов, но дожидалось тела Лодовико ещё целое десятилетие. Первоначально саркофаг размещался в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, а в Чертозу ди Павия был перенесён во второй половине XVI в.

DSC03092-
Одно из главных сокровищ собора – резной (слоновая и гиппопотамова кость) триптих работы мастерской братьев Эмбриаки. Подарок герцога Джан Галеаццо.


Чертоза ди Павия не избежала бурь исторических потрясений. В 1796-98 гг. по указанию властей революционной Цизальпинской республики с крыш зданий государственных учреждений, церквей и монастырей, включая Чертозу, было снято свинцовое покрытие, требовавшееся для оружейного производства. Здания монастыря оказались незащищёнными от непогоды; в результате множество элементов декора было повреждено.

DSC03105- DSC03106-
Малый клуатр.

DSC03101-
DSC03103-
Большой клуатр.

DSC03104-
В этих няшных (снаружи, по крайней мере) домиках-кельях до сих пор живут монахи. Только теперь это не картузианцы, а цистерцианцы. По словам Ипполитова, такой домик представляет собой "двухэтажный коттедж с черепичной крышей и внутренним двориком, из которого видны сады и виноградники монастыря". Монахи получают обеспечение не только за счёт пожертвований (см. ниже), но и трудом своих рук.

На выходе из монастыря стоял один из насельников, с многозначительным видом в одной руке державший ключ от калитки, в другой – монетки. Сфотографировать его я почему-то постеснялся.


DSC03112-
Прощальный взгляд на монастырь.

DSC03113-
В городок Чертоза ди Павия из монастыря ведёт такая вот аллея.

DSC03119-
Городок симпатичный, но смотреть там особо нечего. Останавливаться в нём нет смысла, не повторяйте мою ошибку. На осмотр монастыря достаточно посвятить пару часов, но учитывайте расписание: он открыт для посетителей только с 9.30 до 11.00, с 14.30 до 18.00 (в летний период). И конечно же, понедельник – выходной.

Источник: bande-nere.livejournal.com

Это — безусловно один из первостепенных образцов северо-итальянской архитектуры конца Средневековья и раннего Возрождения, полный богатейших памятников скульптуры и живописи. Громадное сооружение было задумано герцогом миланским Джованни Галеаццо Висконти (в 1396 г.), предпринявшего (как видно из документов, хранящихся в архивах Милана), в исполнение завещания жены своей, Катарины, воздвигнуть для картезианцев монастырь небывалой грандиозности (“quam solemnius et magis notabile poterinus”).


рвым его строителем называют Бернарда да Венециа (“generalis insignerius laboreriorum Cartuxae Papiae”). К делу были привлечены в качестве советников-руководителей различные мастера, участвовавшие в возведении Миланского собора. Уже в 1401 г. наблюдение за работами передано было приору местных картезианцев. С течением времени заведующие постройкой архитекторы менялись. Франческо Сфорца (1450-66) поручил ведение дела Джунифорте Солари, который стоял во главе его до своей смерти (1481). Ему принадлежит выполнение главной массы всего здания в том общем виде, в каком оно сохраняется до сей поры. План и основной тип главного храма, начатого первоначально по принципам романско-готического стиля (под влиянием архитектуры церкви св. Петрония и Миланского собора), были постепенно переработаны в угоду требованиям ломбардской системы зодчества и декорации, что более соответствовало художественным вкусам раннего Возрождения. С 1465 г. в работах участвуют известный Антонио Риццо из Вероны, живописец Винченцо Фоппа, также из Вероны, и знаменитый скульптор Джованни Антонио Амадео. Заслуга последнего заключается в разработке деталей, и с его именем связано украшение роскошного фасада, осуществленное им, вероятно, на основании рисунков Джунифорте, улучшенных архитектором Джакомо Антонио Дольчебони и живописцем Амброджо Фоссано, прозванным Боргоньоне.

уд Амадео продолжал Бенедетто Бриоско. Такова история павийской Ч. до XVI в. Дальнейшее развитие сооружения вширь и обогащение его художественными памятниками внутри продолжается в течение всего этого века, а равно и следующего. В 1782 г. монастырь был закрыт по распоряжению императора Иосифа II; в 1843 г. возвращен картезианцам Фердинандом I, в 1866 г. окончательно упразднен правительством нового итальянского королевства и в 1891 г. объявлен национальным памятником, т. е. превратился в художественный музей. Павийская Ч. представляет собой обширный, окруженный высокой стеной четырехугольник, построенный из красного кирпича; внутри этого четырехугольника все здания бывшего монастыря группируются около главной церкви. Пройдя через крытый вестибюль, расписанный фресками Бернардо де Росси (1508), вступаем в обширный продолговатый двор: направо в нем расположен так называемый palazzo ducale (1625), прямо же перед глазами возвышается превосходный фасад храма, по декоративному блеску справедливо считающийся одним из изумительнейших произведений художественного творчества раннего Ренессанса. Пышная, сложная и тонкая отделка этого фасада из чудного мрамора лучших сортов во всех элементах своих знаменует роскошное возрождение и любопытную переработку античного стиля. Самая архитектоническая концепция и расчленение великолепной стены предназначены главным образом к тому, чтобы служить полем для расположения многочисленных и разнообразнейших скульптур в нижних ярусах, богатейших мозаик и инкрустаций из разноцветных мраморов — в верхних.

нижнем поясе тянется полоса круглых рельефов с головами римских царей и императоров и медальонов с сюжетами из мифологии и древней истории. Над ними идут группы с библейскими сценами и в нишах статуи патриархов и святых. Выше стена прорезана громадными, удивительно орнаментированными окнами, разделенными надвое канделяброобразными колонками. Между ними поднимаются, вырастая из самой почвы, крепкие квадратные пилястры, а перед последними на консолях стоят пластические изображения добродетелей, святых и ангелов. Затем вдоль всей стены в следующем ярусе бежит широкий пояс в виде галереи с круглыми невысокими арками. Пилястры тянутся до самого верха, одетые статуями, составляя (по обычаю ломбардской архитектуры) как бы остов и опору стены и симметрично выделяя ее отдельные части. Далее, центральная часть фасада поднимается выше еще на два этажа; первый из них, самый высокий, разделен натрое двумя пилястрами; в середине большое изящное окно-роза вставлено в четырехугольную мраморную раму с остроконечным фронтоном над ним; по бокам загибаются широкие круглые арки. Второй этаж представляет повторение поперечной галереи из круглых невысоких арок, и центральная часть фасада заканчивается бесподобно скульптурированным, выдающимся вперед и в стороны карнизом. Боковые части покрыты плоским карнизом с большими круглыми фальшивыми арками под ним на высоте главной розы, а самые крайние пилястры с обеих сторон переходят в изящные башенки с острыми стилизованными шпицами.

смотря на пестроту отделки, фасад не кажется загроможденным. Чистый вкус, сила и грация сияют на нем ярким светом, и все неподражаемое целое производит гармоничное впечатление жизненного и радостного единства. Превосходен главный портал, работы Амадео и Бриоско (окончен в 1507 г.), с выдающимися по художественному достоинству скульптурным фигурами, группами, сценами, религиозными и историческими. Дверь вставлена в роскошно скульптурированную раму, отделанную орнаментальными мотивами редкой прелести и нежного благородства. Внутри храм поражает богатством мрамора, мозаики, позолоты, скульптуры и живописи на полу, стенах, колоннах, сводах и плафонах. По плану — это латинский крест, три коротких конца которого заканчиваются каждый тремя полукруглыми апсидами. В храме — три корабля с многочисленными капеллами. В архитектуре его борются романский стиль и готика с Возрождением, при постепенной победе последнего. Своды — готические, крестовые, но в месте пересечения продольных и поперечных кораблей возвышается восьмигранный купол, над которым снаружи поднимается оригинальная башня, вся обросшая колоннами и завершающаяся округленной восьмигранной крышей с высоким крестом поверх легкого прозрачного верхнего яруса-балдахина на полукруглых арках. Отделка капелл вся выполнена в стиле Возрождения различных фаз. Несмотря на то, что барокко врывается в орнаментацию храма повсюду, он так же, как и фасад, производит величественное впечатление. Трудно дать полный список неисчислимых богатств Ч., заключающихся в памятниках всякого рода, замечательных или, по крайней мере, интересных, — фресках, картинах, расписных окнах, драгоценных рукописях и книгах с миниатюрами, статуях, группах, рельефах, надгробных монументах, скульптурированных дверях, алтарях, триптихах, купелях, канделябрах, дарохранительницах, художественных решетках, резных деревянных седалищах с интарсиями и т. д. Можно указать в виде примеров, как на наиболее типичные произведения, на ряд картин Боргоньоне (XV в.) и Креспи (XVI и XVII вв.), а также на произведения Андреа Солари, Макрино д’Альба и Бартоломео Монтаньи. Внутри храма есть также картины Пьетро Перуджино и Бернардино Луини (фреска Мадонна с Младенцем). Замечательны еще памятники над могилами Джованни Галеаццо Висконти (работы Пеллегрини и Кристофоро Романо, 1490-1562), Лодовико Моро и его жены Беатриче д’Эсте (Кристофоро Солари, 1490), великолепный главный алтарь, вход в старую ризницу Амадео и его же превосходные рельефы со сценами из жизни Джованни Галеаццо. Рядом с храмом (справа) расположены различные монастырские строения: малый chiostro с превосходным фонтаном Амадео и рефекторием, расписанным Боргоньоне и другими; большой chiostro (двор) с примыкающими к нему “домиками-кельями” 24 братьев, населявших в старину монастырь. Оба двора обильно разукрашены терракотовыми орнаментами, которые не имеют себе равных среди других произведений подобного рода во всей Италии. Тот, кто в искусстве ищет не одного наслаждения первоклассными образцами, а стремится изучать его, как материал для истории культуры вообще, кто дорожит знакомством с эволюцией художественных вкусов и форм, как символов роста просвещения и его колебаний, тот найдет в павийской Ч. обильные и поучительные данные, позволяющие назвать этот памятник большим и важным историческим сокровищем. Мюнц называет ее “истинным пантеоном ломбардской скульптуры” и говорит, что она сыграла в истории искусства Северной Италии такую же роль, как в центральной — Орвиетский собор.

Источник: dic.academic.ru

Поскольку вылет в Москву у меня был запланирован на вечер, решила, что успею в последний день съездить в Павийскую Чертозу, расположенную совсем недалеко от Милана. Монастырь этот известен не только в Ломбардии, но и во всей Италии, потому как фасад церкви Санта-Мария-делле-Грацие считается вершиной мастерства ломбардских скульпторов XVв. Но об этом чуть позже.

Проснувшись рано утром, обнаружила, что неблагоприятный прогноз погоды, которым интернет пугал всю поездку, но который, к великому моему счастью, обычно не оправдывался, в этот раз все-таки не соврал: дождь шел весьма приличный и, главное, совершенно беспросветный. После некоторых колебаний решила не менять планы и отправилась на отдаленный миланский вокзал Рогоредо, откуда уходят поезда в Павию.

Выйдя на небольшой станции Чертоза-ди-Павия, увидела перед собой глухую длинную монастырскую стену, которую мне предстояло обогнуть по периметру. Уточнив у пассажиров на станции путь (они, похоже, были немало удивлены такой туристической самоотверженности), отправилась к цели. Зонтик у меня был весьма хлипкий (купленный за пару дней до того на улице во Флоренции по случаю неожиданного ливня), так что главной моей заботой стало беречь его, чтобы не сломался преждевременно. Скажу сразу, зонтик худо-бедно пережил катаклизм и был с благодарностью выброшен в урну уже в аэропорту. Ноги, правда, промокли минут через 10 пути, но ожидать иного в такую погоду не приходилось.

Прибыв на место, с удивлением обнаружила, что я не одна такая метеонезависимая: сначала к монастырю подъехал автобус с большой группой итальянских школьников, потом стали подтягиваться неорганизованные иностранные туристы. Минут через 15-20, когда у знаменитого скульптурного фасада Чертозы набралась немалая толпа ожидающих, к нам вышел темнокожий монах-картезианец, железные ворота в центральном нефе открылись – и мы попали в хорошо освещенный и богато украшенный трансепт церкви Санта-Мария-делле-Грацие.

Поинтересовавшись, все ли понимают итальянский (некоторые иностранцы ответили утвердительно, другие вежливо промолчали – из-за присутствия детей никто не стал настаивать на англоязычной экскурсии), монах начал свой рассказ (говорил он, впрочем, довольно понятно). Сначала мы подошли к роскошной гробнице Лодовико Моро и его рано умершей супруги Беатриче д’Эсте (Антонио Солари, 1497г). Вообще, Павийская Чертоза в течение 100 лет строилась и украшалась благодаря рождениям и смертям в семействе миланских герцогов Висконти: здесь молились о рождении наследников (и благодарили Бога, если таковые случались) и хоронили умерших членов рода. Росписи капелл и трансепта церкви выполнены знаменитейшими художниками Ломбардии: Бергоньоне (его здесь больше всего), Креспи и даже Перуджино, Прокачини и Гверчино (которые не ломбардцы вовсе). Но, к сожалению, фотографировать в церкви нельзя.

Далее мы прошли через пару клуатров, посмотрели на весьма впечатляющую архитектуру церкви с разных сторон, посетили монашескую келью и вышли к монастырскому магазину, где необщительные картезианские монахи (они действительно по мере возможности соблюдают обет молчания) бойко торгуют мылом, медом и наливками собственного изготовления, а также прочими сувенирами и литературой.
Увлекшись фотографированием, я как-то пропустила момент, когда народ отдавал гиду оферту за экскурсию, пришлось вернуться в церковь и опустить свою лепту в ящик для пожертвований – так что совесть моя перед картезинцами чиста.

Что касается знаменитого фасада, который доступен для осмотра без всякой экскурсии, то возведен он был по заказу Лодовико Моро мастером Джованни Батиста Амедео в 1490-1497гг. Декор здесь действительно богат и разнообразен: множество скульптур и рельефов на разноцветном мраморном фоне. Воображение, конечно, поражает, но на шедевр не тянет – для этого фасад слишком перегружен мелкими деталями и лишен той упорядоченности и гармоничности, которой обычно ожидаешь от ренессансных памятников. Есть в монастыре также небольшой музей, но его расписание довольно замысловато, ждать открытия я не стала и поспешила обратно на станцию.

На вокзале Чентрале успела еще немного пробежаться по магазинам (куда в Милане без этого :), а вот продуктовые лавки неожиданно закрылись (график работы торговых точек разного профиля в Италии я так и не освоила до конца), так что сыры, ветчину и колбасу пришлось покупать в аэропорту (благо, там обнаружился весьма пристойный гастроном с нормальным, в
отличие от дьюти-фри, выбором и ценами).

Чертоза ди павия знаменитый монастырь
Монастырь Павийская Чертоза (1396-1497гг) под проливным дождем.

Чертоза ди павия знаменитый монастырь
Фасад церкви Санта-Мария-делле-Грацие поближе.

Чертоза ди павия знаменитый монастырь
“Бегство в Египет” – рельеф фасада.

Чертоза ди павия знаменитый монастырь
Еще один рельеф фасада Джан Галеаццо закладывает первый камень базилики.

Чертоза ди павия знаменитый монастырь
Фасад Чертозы богато украшен скульптурой.

Чертоза ди павия знаменитый монастырь
Вид на церковь из монастырского клуатра просто потрясающий.

Чертоза ди павия знаменитый монастырь
Это деталь рукомойника у монастырской трапезной.

Чертоза ди павия знаменитый монастырь

Чертоза ди павия знаменитый монастырь

Чертоза ди павия знаменитый монастырь
Терракотовые рельефы в аркадах клуатров тоже очень хороши.

Источник: kuba.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.