Леонардо да винчи милан


 

К счастью, жизнь распорядилась так, что он создавал здесь совсем другие вещи. А ещё от него остались чертежи никогда не реализованных проектов, например, тибуриума (башни) миланского собора и системы шлюзов миланских каналов. Некоторые произведения Леонардо, включая «Мадонну в гроте» и «Даму с горностаем» были завершены именно здесь, но затем проданы и покинули город.

Фрагмент рельефа на пьедестале памятника Леонардо Да Винчи на Пьяцца делла Скала / Shutterstock.com

Но многие произведения остались в Милане навсегда, и сегодня полюбоваться ими приезжают со всех концов мира. Это и «Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие, и «Портрет музыканта», и «Атлантический кодекс», хранящиеся в Амброзианской библиотеке, и залы замка Сфорца, предназначенные для свадьбы Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской, и гигантский бронзовый конь напротив ипподрома, которого за шестнадцать лет Леонардо не успел закончить, достроенный лишь спустя пять веков американским филантропом.


Этот маршрут поможет Вам ознакомиться с местами, связанными с художественной, инженерной и культурной деятельностью Леонардо за те 20 лет, что он провел в Милане. Он начинается от трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие на корсо Маджента, в которой сохранился шедевр мастера – фреска «Тайная вечеря». Затем мы проследуем в дом Ателлани, чтобы зайти в «огороды Леонардо». Образ художника и ученого постепенно раскрывается по мере того, как мы проходим от замка Сфорца к центру. Проходя вдоль наружных стен замка, мы попадаем в Пинакотеку Брера, а затем – в Амброзианскую картинную галерею. Последним этапом станет Научно-технологический музей Леонардо да Винчи на виа Сан-Витторе, где можно лучше всего прочувствовать его гениальность и намного опередившую время интуицию, позволившие создать инженерно-архитектурный шедевр – Навильо Гранде (Большой канал).

 

Памятник Леонардо да Винчи на Пьяцца делла Скала

Памятник Леонардо да Винчи/ Shutterstock.com

Памятник Леонардо да Винчи установлен на площади перед знаменитым театром «Ла Скала». Он представляет торжественный и строгий образ ученого с четырьмя учениками. Сама статуя выполнена из белого каррарского мрамора, для постамента использовался бавенский гранит.

 

Трапезная церкви Санта-Мария-делле-Грацие (фреска «тайная вечеря»)


Трапезная монастыря Санта-Мариа-делле-Грацие хранит один из главных шедевров итальянского искусства, фреску «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Фреска совсем не случайно размещена там, где монахи собирались на трапезу: не стоит забывать, что трапезная находится в нескольких шагах от церкви, где они слушали Священные писания и получали причастие. Таким образом, присутствие этого произведения в месте, где ежедневно обедали и ужинали монахи, должно было служить постоянным напоминанием им о том, что жизнь религиозного сообщества является продолжением жизни Христа и апостолов.

Санта-Мария-делле-Грацие © Luciano Mortula / Shutterstock.com

«Тайная вечеря» была заказана Леонардо Лодовиком Сфорца, тогдашним миланским герцогом, в рамках проекта украшения монастыря и церкви Санта-Мариа-делле-Грацие. Лодовико Сфорца этот проект был особенно дорог, так как именно в этой церкви он желал устроить свою усыпальницу.

«Тайная вечеря» © Wikimedia Commons

«Тайная вечеря» Леонардо стала прекрасным примером новой техники изображения перспективы, возникшей во флорентийском искусстве. Леонардо «открыл» заднюю стену трапезной, создав иллюзию того, что это просторное помещение с кессонными потолками.

 

Палаццо делле Стеллине


Палаццо делле Стеллине расположен недалеко от церкви Санта-Мариа-делле-Грацие, одной из самых известных и высоко ценимых миланских достопримечательностей. В этом дворце особый интерес представляют каменные парадные лестницы и, самое главное, — красивый внутренний двор, в котором царит умиротворенность и ощущение почти полной изоляции от внешнего мира.

Внутренний двор Палаццо-делле-Стеллине © Institut français Milano / Flickr.com

Это старинное здание получило свое название по имени старинного женского бенедиктинского монастыря Санта-Мариа-делла-Стелла (монахинь называли «стеллине», т. е. «звездочки»), который на протяжении нескольких веков несколько раз преобразовывался и в середине XVIII века стал сиротским приютом, благодаря милосердию миланцев, которые не желали бросать детей на произвол судьбы. Обязательно загляните в большой парк, площадь которого 5 тыс. квадратных метров, разбитый на месте так называемых «огородов Леонардо». По легенде, Лодовико Моро подарил Леонардо виноградник за его заслуги перед герцогством.

 

Замок Сфорца

Оборонительная крепость, резиденция, казарма, музей: многочисленными были трансформации замка Сфорца, одной из самых впечатляющих и популярных достопримечательностей Милана.

Замок Сфорца © Nattee Chalermtiragool / Shutterstock.com

Внутри замка стоит обратить внимание на зал Ассе, который находится на втором этаже северо-восточной башни замка. Растительный орнамент, украшающий стены (темпера по штукатурке) принадлежит кисти Леонардо. Работа датируется 1498 годом.

Также внутри замка находится фонд, который издаёт журнал, посвящённый Леонардо да Винчи «Raccolta Vinciana».

 


Амброзианская пинакотека

В этой пинакотеке (галерее) хранится самая обширная, самая удивительная коллекция записок Леонардо да Винчи, «Атлантический кодекс», который выставляется на тематических выставках, сменяющих друг друга каждые 3 месяца в Амброзианской пинакотеке и в церкви Санта-Мариа-делле-Грацие на корсо Маджента).

По случаю первой из этих выставок, в Амброзианской пинакотеке, были открыты для посещения «зал Леонардо» с прекрасной фреской «Терновый венец» Бернардино Луини и новой экспозицией «Портрета музыканта» Леонардо; великолепный «Зал Федерико», где изначально размещалась Амброзианская библиотека; и перистиль XVII века, в котором представлены другие работы мастера, например, узлы Леонардо и его портрет, сделанный одним из его учеников. Ранее ни один из этих трех залов не был доступен для посещения.

В пинакотеке представлена копия «Тайной вечери» авторства Веспино, художника ломбардской школы, работавшего в Милане в первой половине XVII века, из коллекции, принесенной в дар городу кардиналом Федерико Борромео. В пинакотеке хранится ещё одна копия картины Леонардо «Мадонна в скалах», сделанная Веспино. Оригинал находится в Лондоне.

 

Национальный научно-технологический музей Леонардо да Винчи


Национальный научно-технологический музей им. Леонардо да Винчи находится в здании бывшего монастыря оливетанцев постройки XVI века и, занимая площадь в 40 тысяч кв. метров, является крупнейшим научно-технологическим музеем Италии.

Внутренний двор в монастыре Сан-Витторе-аль-Корпо, где находится музей © drivingexpo2015.com

Коллекция моделей по проектам Леонардо приурочена к 500-летию со дня рождения этого великого гения. Представленные модели были изготовлены на основе рукописей Леонардо с проектами новых машин, замерами и проектами усовершенствования уже существующих объектов, а также исследованиями природы.

Рядом с Галереей Леонардо, в которой экспозиция моделей дополняется серией рисунков, связанных с его многочисленными областями интересов, расположена лаборатория, в которой находятся интерактивные модели, позволяющие понять принцип действия изобретений и поэкспериментировать с художественными методами эпохи Возрождения.

 

Конка делл’Инкороната


Шлюз называется в честь одноимённой церкви XIV века в глубине корсо Гарибальди. Это то немногое, что осталось от частично засыпанного канала Мартезана. Шлюз был построен в 1496 году, а консультировал строителей Леонардо да Винчи. Сейчас от канала осталось совсем немного, а его деревянные створки до сих пор находятся на своём историческом месте.

«Створки да Винчи» © manoxmano.it

Из называют «створками да Винчи», так как они идентичны изображённым в его «Атлантическом кодексе», выставленном в Амброзианской библиотеке.

 

Конь Леонардо да Винчи

Большая бронзовая статуя коня, созданная по рисункам Леонардо, находится перед входом в парк Миланского ипподрома. Памятник на фоне архитектуры ипподрома в стиле Либерти был установлен здесь в 1999 году на постаменте из мрамора и гранита, возносящем статую ввысь. Памятник примечателен тем, что Леонардо намеревался создать самую большую конную статую в мире. Это была трудная задача, при решении которой он желал объединить художественное мастерство и вдохновенье с возможностями техники того периода.

Конь Леонардо при входе на ипподром © VisitaMilano / Flickr.com © VisitaMilano / Flickr.com

Идея создания памятника в честь подвигов Франческо Сфорца возникла у Галеаццо Мариа Сфорца, который хотел создать конную статую в натуральную величину для замка Сфорца или другого значимого места города. Были приглашены различные мастера, однако реализация проекта так и не началась. Позднее к этой идее вернулся его брат, Лодовико, в первые годы своего правления в Милане.


Однако Леонардо не отступил и попытался возобновить работу, но надежда на завершение произведения окончательно угасла в 1499 году со свержением Моро. Леонардо уехал из Милана, а модель коня была разрушена французскими солдатами, которые выбрали ее в качестве мишени для стрельбы из арбалетов.

Королевская библиотека в Турине. Штудии Леонардо да Винчи © blog.turismotorino.org

 

Источник: latuaitalia.ru

Леонардо родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи близ Флоренции. В 1482 году он покинул владения Медичи и мастерскую своего учителя Андреа дель Верроккио, чтобы начать новую творческую жизнь в Милане. Его целью было получить постоянное место при дворе герцога Людовико Сфорца Моро, что к тому же дало бы ему возможность заниматься своими исследованиями. В ту пору Милан благодаря экспорту оружия, сельскохозяйственных продуктов и шерсти был одним из богатейших городов Европы. Так как Милан стоял на пороге войны с Венецией, Леонардо в прошении на имя герцога сделал упор в первую очередь на свои изобретения в области военной техники, в частности, на создание осадной машины и камнемёта. Только потом он указал на свои гражданские проекты – например, машины для облегчения механической работы и каналы для осушения болот. И лишь в последнюю очередь он перешёл к своим художественным и архитектурным талантам.


Придворным художником Леонардо стал не сразу, а только в 1489 году, после того, как выполнил поначалу несколько частных заказов (среди них «Мадонна в гроте») и разработал проект средокрестного купола в строительной мастерской Миланского собора. Помимо создания шедевров живописи и конной статуи для Франческо Сфорца (см. ниже), он как ведущий инженер занимался проектированием системы каналов. Кроме того, он был придворным портретистом и организатором пышных и оригинальных праздников для Людовико, вследствие чего Милан не только достиг политического и экономического расцвета, но и превратился в один из самых блистательных городов континента, в средоточие культуры.

Этот первый миланский период его жизни внезапно закончился в 1499 году, когда его покровитель Людовико Сфорца был свергнут французскими войсками. Через Мантую и Венецию Леонардо снова направился во Флоренцию, где написал свою всемирно известную «Мону Лизу».

В мае 1506 года Леонардо снова вернулся в Милан по приглашению французского наместника Шарля д’Амбуаза и оставался там до 1516 года, уезжая лишь на короткое время во Флоренцию для урегулирования споров о наследстве.


этот второй миланский период он проявил себя не столько как живописец, сколько как превосходный рисовальщик анатомических эскизов, которые были основаны, прежде всего, на изучении человеческого тела при вскрытии. Особый интерес он проявлял к сложному двигательному аппарату с мышцами и сухожилиями, а также к изучению внутренних органов человеческого организма, о чём свидетельствуют изображения матки с плодом. Эти детальнейшие рисунки опередили современную ему медицину не только на десятилетия, но даже на века, и потому у практикующих врачей они почти не нашли применения.

Одновременно Леонардо вновь занялся работой над конной статуей – на сей раз для французского кондотьера Джана Джакомо Тривульцио. Но она, как и статуя для Франческо Сфорца, так и не была отлита.

После того, как в 1511 году внезапно умер его меценат Шарль д’Амбуаз, а в 1512 году из Милана были изгнаны французы, знаменитый художник отправился на несколько лет в Рим. Зимой 1516–1517 гг. он принял приглашение французского короля Франциска I и переехал во Францию. Здесь 23 апреля 1519 года в городе Клу, недалеко от резиденции Амбуазов, гений-универсал умер.

Из анатомических рисунков Леонардо: «Плод в матке при ягодичном предлежании», ок. 1510–1513 гг.

Следующая глава >

Источник: info.wikireading.ru

Леонардо да Винчи – безусловно, культовая фигура Милана: здесь напоминают о нем даже самые неожиданные “объекты”.
Такие, к примеру:


55

Неудивительно, что одну из двух наших больших миланских прогулок мы целиком посвятили “виновнику” нашей поездки – гениальному мастеру Высокого Возрождения, почти треть жизни которого связана с этим городом.

Начало 1480-х, расцвет кватроченто, Флоренция. Лоренцо Медичи, по прозвищу Великолепный собирает вокруг себя лучших из лучших – философов, писателей, поэтов, художников. Звезда среди последних – божественный Сандро Боттичелли, в это же время здесь творят и Доменико Гирландайо, и Паоло Уччелло, и Филиппино Липпи, и Андреа Вероккио. Ученик Вероккио, молодой да Винчи, совсем не впечатлял на этом фоне живописными шедеврами, хотя был неплохим математиком и инженером, проектировал для Медичи каналы и фортификации, но особенно любил Великолепный слушать, как Леонардо играет на лире. Впрочем, репутация у того была сомнительной, и когда миланский герцог Лодовико Сфорца по прозвищу Моро попросил Лоренцо Медичи порекомендовать ему хорошего инженера и музыканта, тот, не раздумывая, остановился на кандидатуре Леонардо да Винчи, чье присутствие при дворе его несколько напрягало.

Так и случилось, что в 1482 году мастер Леонардо оказался при дворе Лодовико Моро, правителя миланского. И довольно быстро получил первый заказ на фрески в том самом замке Сфорца, что схож чертами с московским Кремлем (о нем я уже писала в предыдущем посте). Помимо росписи стен и плафонов замка, которую мастер выполнял совместно с ломбардскими художниками, Леонардо довольно быстро стал получать от Сфорца задания самого разнообразного характера, не имеющие никакого отношения к живописи: он укреплял стены замка, строил мосты, изобретал осадные машины и прочее оружие, проектировал здания и памятники, демонстрировал химические опыты, придумывал машинерию для праздников и религиозных действ и еще много чего. Так что здесь, в замке Сфорца, где мастер провел немало часов и дней, тень Леонардо впервые является нам и сопровождает во время всей сегодняшней прогулки.
Замок Сфорца:
73

От Кастелло Сфорца совсем недалеко до Пинакотеки Брера, посещение которой показано любому неравнодушному к искусству Ренессанса человку. Мало где так подробно, разнообразно и детально представлены самые разные школы Эпохи Возрождения – от неловкого иконописного дученто до живых и прелестных портретов венецианских маньеристов. Не говоря уже о подлинных шедеврах – “Обручении Марии” раннего Рафаэля или “Алтаре Монтефельтро” Пьеро делла Франческо.
Брера:
52

Здесь, правда, почти нет работ Леонардо (всего один набросок к портрету), но зато перед нами во всей красе предстает прекрасная чета: Лодовико и Беатриче Сфорца, заказчики маэстро. О самом Лодовико – интереснейшей личности, со странным и противоречивым характером, удивительными фантазиями и трагичной судьбой, можно бы тоже долго рассказывать, но нынче не он – наш главный герой.

Портрет Лодовико Сфорца-Моро, фрагмент семейного алтаря Сфорца из галереи Брера.
51

Беатриче – юная, обаятельная и бесстрашная супруга немолодого герцога, отличавшаяся редким для женщины дипломатическим умом и блестящей образованностью. Она происходила из знатного феррарского рода д’Эсте (а старшей сестрой была знаменитая Изабелла, маркиза Мантуанская), в 15 лет была выдана замуж в Милан и умерла совсем юной во время родов третьего ребенка. Для нее Леонардо придумывал всякие милые пустячки, вроде механических львов и движущихся светил. Но вот портрета герцогини Сфорца, достоверно написанного рукой мастера, не сохранилось.
Поэтому здесь – ее образ кисти лобардского конкурента Леонардо – Джованни Предиса (из пинакотеки Амброзиана, о которой речь – ниже).
53

Чуть-чуть не в тему: зато всем хорошо известны дивные образы возлюбленных Лодовико Моро – Чечилии Галлерани-Бергамини и Лукреции Кривелли (правда один из них хранится в Париже, а другой – в Кракове). Вроде бы, с обеими дамами у Леонардо были очень дружественные и приятственные отношения, есть версии и о романах, но недостоверные.
“Дама с горностаем” и “Прекрасная ферроньера” – самые известные после “Джоконды” портреты Леонардо:
54

(Шепотом) Оба эти портрета нравятся мне больше, чем “Мона Лиза”.

* * *

Но вернемся в Милан. Пинакотека Брера открыта с раннего утра, и мы успеваем к назначенному часу в сокровенное место, ставшее причиной нашего путешествия – церковь Санта-Мария делле Грацие. Ее облик – абсолютно в ломбардском стиле, впрочем, вроде бы сам Браманте в 16 веке приложил к ней руку, с уютным патио, из которого туристы, которым не повезло попасть в трапезную, идут смотреть выставку рисунков Леонардо из “Атлантического кодекса”.
Санта-Мария делле Грацие
56

Ну а мы – счастливчики – направляемся в невзрачное здание слева от церкви, где взамен на привезенную из Москвы распечатку получаем два драгоценных билета – заветный пропуск в святая-святых, к фреске Мастера.
Трапезная монастыря: вход к “Тайной вечере”.
74

В ожидании начала сеанса, в патио церкви:
59

Наконец настает срок, тридцать удачливых обладателей билетов пропускают в длинную стеклянную галерею, и за нами запирается тяжелая дверь. Медленно, торжественно, через еще несколько поочередно открывающихся дверей нас, наконец, приглашают в слабо освещенную обширную залу. Здесь, на одной из стен, и развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия.

57

…Сам Леонардо видел фреску как окно в некий иной, сакральный мир. Длинный стол на переднем плане – слегка наклоненный, чтобы можно было видеть сервировку. Позади – в воздушной дымке – узнаваемый ломбардский пейзаж в проемах окон. На фоне его – лик Христа, что так не давался мастеру (в оранжевом путеводителе прочла еще одну, стопервую версию – о юном прекрасном певчем, который стал образцом для головы Христа, а после спился и послужил моделью Иуды). Вопреки традиционной трактовке сюжета Леонардо поместил Иуду за один стол с апостолами, и тот не сразу распознается в череде полупрозрачных ликов, осознанно и продуманно сгруппированных автором – по трое.

По воспоминаниям современников, “Тайная вечеря” некогда была так божественно совершенна, что французский король Людовик XII, захватив Милан, даже хотел вырезать часть стены, чтобы доставить ее во Францию. И лишь боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему.

Любой, кто знаком с творчеством Леонардо, знает, как сильно не повезло этой фреске.
Сперва были неудачные эксперименты над красками и грунтом самого мастера. Леонардо, не умеющий и не желающий работать быстро (а в технике “эль фреско” – по-сырому” пишут только так) использовал комбинацию темперы и масла и писал по сухой штукатурке как по дереву. В результате красочный слой посыпался еще при жизни художника. Затем были грубые реставрации и… солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. трапезная превратилась в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. Последним ударом стала бомбардировка в 1943-м – она не повредила стен трапезной, но даже их вибрация оказалась пагубна для хрупкого красочного слоя.

Сейчас реставраторам удалось остановить разрушение и законсервировать драгоценную живопись. И несмотря на то, что часть красок утрачена, и где-то слабо прочитываются детали, фреска по-прежнему дивно хороша, а тонкость и трепетность кисти Леонардо, совсем не заметные в репродукциях и фотографиях, здесь, в оригинале, внезапно открываются зрителю.
58

Фото фрески, понятное дело, не мои – снимать там настрого запрещено.

Весь сеанс – пятнадцать минут. Выходим впечатленные и вдохновленные. Встреча с Леонардо-живописцем случилась. Теперь нас ждет встреча с Леонардо-ученым.

* * *

Очень сложно найти область естественных наук, где бы Леонардо не попробовал свои силы. Механика и математика, физика и астрономия, биология, палеонтология, анатомия, химия… Перебирая в памяти самые разные технические изобретения, созданные человеком, начинаешь осознавать, что, кажется, нет таких, к которым бы не приложил руку гений Ренессанса. Его изобретения можно перечислять до бесконечности: прокатный стан, плавильная печь, текстильные машины, военная техника, пароход и подводная лодка, летательные аппараты, подъемные краны, автомобиль, велосипед…

Всем этим сторонам дарования Мастера посвящен музей, куда мы теперь направляемся – Музей науки и технологии Леонардо да Винчи.
60

На первый взгляд, похожих музеев в мире много. И нам приходилось бывать в подобных – и в потрясающем воображение своими масштабами Немецком музее в Мюнхене, и в парижском Сите, и в финской Эврике… Но миланский музей, хоть и является в том же смысле научно-познавательным – с интерактивными экспозициями по разным областям науки, образцами лучших технологических достижений и т.п. все же связан с конкретным именем. И его разделы, за небольшим исключением, – как раз те области знаний, где так или иначе проявил себя Леонардо. Кроме того, несколько залов посвящены непосредственно его рисункам и изобретениям.
62

Музей довольно большой, и в нем есть, чем заняться и взрослым, и особенно детям. Большинство интерактивных “объектов” даже мне, гуманитарию, понятны без текстовых пояснений: здесь надо крутить ручку, тут тянуть за веревку, там – просто слушать, сняв трубку.
Например, нужно за две минуты виртуально собрать простой радиоприемник. С некоторым напрягом Вадьке это удается.
61

Старинные средства связи:
63

Химическая экспозиция: с помощью магнита собираются молекулы разных веществ (рядом – книжка с образцами)
67

В астрономическом зале:
64

Есть места, посвященные современным технологическим достижениям: узнав о них, старый маэстро порадовался бы, наверное: радио, телевидение, компьютеры… Как во многих подобных музеях, модели телестудий, где можно побыть ведущим:
66

Крутить рычаги и нажимать кнопки – это Вадик у нас любитель. Мне интереснее просто смотреть, но и я для себя нахожу немало любопытного и занимательного: скажем, лаборатория ренессансного алхимика или зал часов с гигантскими курантами с их внутренним устройством, разнообразные старинные и современные строительные материалы и архитектурные конструкции, да мало ли чего…
Вот, например, мастерская по изготовлению скрипок:
65

Во дворе музея – подводная лодка, почти настоящий вокзал со старинными паровозами и в отдельном гигантском здании – корабли и летательные аппараты.
68

Не замечаем, как проходит время.

* * *

На обратном пути, недалеко от базилики святого Амброджо, заглядываем еще в одно “культовое” место – Амброзианскую пинакотеку. Это не муниципальный музей, и вход обходится мне недешево (Вадька, как и везде, – бесплатный), но оно того стоит. В собрании – отменные образцы живописи Боттичелли и Луини, Тинторетто и Тициана, Караваджо и Креспи. В одном из залов – потрясающие масштабами рисунки Рафаэля к ватиканской “Афинской школе”.
Внутри музея снимать нельзя, снаружи не получилось, так что показываю фото с балкона Пинакотеки:
69

Леонардо посвящена отдельная экспозиция. В музее хранится одна из его известных картин, что прежде считалась портретом молодого Лодовико Моро, а нынче называется просто “Музыкант”.
70

Вокруг – “леонардески”, ученики-подражатели. Любопытно весьма. Вроде и темы те же, и манера, и композиции, ан нет – не выходит так, как у Мастера!
В соседнем зале – в библиотеке – выставка, в которой пинакотека (так же, как и монастырь Санта Мария делле Грацие) участвует с 2009 года: экспозиция “Атлантического кодекса” Леонардо.

«Атлантический кодекс» (Atlantic Codex) — наверное, самый знаменитый сборник рукописей Леонардо да Винчи, состоящий из почти 1200 страниц. Листы датируются как раз теми годами, когда Мастер работал в Милане: в них рисунки, чертежи и записи на самые различные темы — аэродинамика, оружие, музыкальные инструменты, математика, ботаника и др. Это не книга, а составленный уже после смерти Леонардо из разрозненных листов манускрипт. И – счастливая возможность для зрителя увидеть подлинные тексты гения, написанные тем самым волшебным “зеркальным” почерком, проекты его изобретений, анатомические этюды, наброски к картинам.

Некоторые особенно трогательны: вот здесь, например, рядом с архитектурными эскизами небрежная зарисовка кошачьей фигурки – мимо, видно, пробегала.
71

Экспозиция “Атлантический кодекс” меняется каждый год – поочередно демонстрируется по пятьдесят листов рукописи.

* * *

Наш маршрут “по следам Леонардо” завершается на площади театра Ла Скала. Почему-то именно здесь город решил поставить памятник Мастеру.
72

Мы прощаемся с нашим героем, да и с Миланом, потому что дальнейшие путешествия будут уже за пределами сего благословенного города.

Источник: lerabel.livejournal.com

Музей “Мир Леонардо”

Как ни странно, музей не входит в обязательную программу туров, рассказывающих о жизни Да Винчи. А зря. Здесь масса всего интересного – от интерактивного робота, изображающего гения, до оцифрованных произведений из тетради художника. Тут вам и рисунки самоподдерживающегося моста, и расшифровки картин – “Тайной вечери” и “Моны Лизы”. Вход в музей стоит 12 евро для взрослых и 9 евро для детей.

Монастырь Санта Мария делла Грацие

Это место, где хранится картина “Тайная вечеря”. Обязательно стоит посетить храм и его трапезную, где как раз и расположено достояние Всемирного наследия. Несмотря на то что некоторые детали с течением времени не сохранились и кое-где есть потертости, яркая подсветка и огромные масштабы должны будут вас удивить. Вход для взрослых стоит 12 евро, для детей – 2.

Пинакотека Амброзиана

Это сказочная галерея, расположенная в старинном музее, насчитывающем 400-летнюю историю. В здании некогда располагалась самая первая библиотека Европы. Из произведений Да Винчи тут хранятся картина “Музыкант”, несколько тетрадных записей гения, а также его изобретение – барабан. Вход – 20,5 евро для взрослых, а для детей бесплатный.

Музей науки и технологий

В одном из крупнейших научных музеев Европы представлен огромный ассортимент механических экспонатов, от паровозов до подводных лодок. Теперь здесь есть галерея изобретений Леонардо Да Винчи. В практической образовательной «Лаборатории Леонардо» для детей и взрослых можно будет посмотреть на модели его изобретений, в том числе на спасательный круг и на снаряжение для подводного плавания. Стоимость посещения – 10 евро для взрослых и 7,50 евро для детей.

Виноградники Леонардо Да Винчи

К сожалению, многие не сохранились после военного времени. Однако некоторые из них ученым удалось восстановить благодаря найденным клеткам ДНК. Несмотря на то что место теперь окружено дорогами и домами, можно на минутку представить себе, как гений творил в уединении и спокойствии. Интересно, что в этом году виноград плодоносил, специалисты его собрали и сделали вино. Попробовать напиток можно в кафе по соседству.

Замок Сфорца

Обязателен для посещения – именно здесь жил и работал великий творец. Расположен он в центре Милана, выполнен из красного кирпича и представляет собой массивный замок эпохи Ренессанса. Открыт музей будет 2 мая 2019 года после шестилетней реставрации. Входной билет будет стоить 5 евро для взрослых и 3 евро для детей.

Источник: FB.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.