Дом леонардо да винчи в милане


Леонардо родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи близ Флоренции. В 1482 году он покинул владения Медичи и мастерскую своего учителя Андреа дель Верроккио, чтобы начать новую творческую жизнь в Милане. Его целью было получить постоянное место при дворе герцога Людовико Сфорца Моро, что к тому же дало бы ему возможность заниматься своими исследованиями. В ту пору Милан благодаря экспорту оружия, сельскохозяйственных продуктов и шерсти был одним из богатейших городов Европы. Так как Милан стоял на пороге войны с Венецией, Леонардо в прошении на имя герцога сделал упор в первую очередь на свои изобретения в области военной техники, в частности, на создание осадной машины и камнемёта. Только потом он указал на свои гражданские проекты – например, машины для облегчения механической работы и каналы для осушения болот. И лишь в последнюю очередь он перешёл к своим художественным и архитектурным талантам.

Придворным художником Леонардо стал не сразу, а только в 1489 году, после того, как выполнил поначалу несколько частных заказов (среди них «Мадонна в гроте») и разработал проект средокрестного купола в строительной мастерской Миланского собора.


мимо создания шедевров живописи и конной статуи для Франческо Сфорца (см. ниже), он как ведущий инженер занимался проектированием системы каналов. Кроме того, он был придворным портретистом и организатором пышных и оригинальных праздников для Людовико, вследствие чего Милан не только достиг политического и экономического расцвета, но и превратился в один из самых блистательных городов континента, в средоточие культуры.

Этот первый миланский период его жизни внезапно закончился в 1499 году, когда его покровитель Людовико Сфорца был свергнут французскими войсками. Через Мантую и Венецию Леонардо снова направился во Флоренцию, где написал свою всемирно известную «Мону Лизу».

В мае 1506 года Леонардо снова вернулся в Милан по приглашению французского наместника Шарля д’Амбуаза и оставался там до 1516 года, уезжая лишь на короткое время во Флоренцию для урегулирования споров о наследстве. В этот второй миланский период он проявил себя не столько как живописец, сколько как превосходный рисовальщик анатомических эскизов, которые были основаны, прежде всего, на изучении человеческого тела при вскрытии. Особый интерес он проявлял к сложному двигательному аппарату с мышцами и сухожилиями, а также к изучению внутренних органов человеческого организма, о чём свидетельствуют изображения матки с плодом. Эти детальнейшие рисунки опередили современную ему медицину не только на десятилетия, но даже на века, и потому у практикующих врачей они почти не нашли применения.


Одновременно Леонардо вновь занялся работой над конной статуей – на сей раз для французского кондотьера Джана Джакомо Тривульцио. Но она, как и статуя для Франческо Сфорца, так и не была отлита.

После того, как в 1511 году внезапно умер его меценат Шарль д’Амбуаз, а в 1512 году из Милана были изгнаны французы, знаменитый художник отправился на несколько лет в Рим. Зимой 1516–1517 гг. он принял приглашение французского короля Франциска I и переехал во Францию. Здесь 23 апреля 1519 года в городе Клу, недалеко от резиденции Амбуазов, гений-универсал умер.

Из анатомических рисунков Леонардо: «Плод в матке при ягодичном предлежании», ок. 1510–1513 гг.

Следующая глава >

Источник: info.wikireading.ru

 

Партнерский материал c компанией Lex Systems

 

Осмотр проводится по установленному маршруту, который состоит из семи точек. Чтобы пройти его целиком с аудиогидом (доступным в том числе на русском), понадобится около 25 минут. На входе формируются группы (не более 25 человек), которые заходят в дом в сопровождении персонала каждые 15 минут. Советуем зарание забранировать себе место ‒ желающих очень много.

 

Дом Ателлани


Особняк эпохи Возрождения находится на корсо Маджента, неподалёку от церкви Санта-Мария-делле-Грацие и её знаменитой трапезной. Семейство придворных и дипломатов Ателлани перебралось в Милан с юга Италии, поступив на службу герцогам Сфорца. В 1490 году герцог Лодовико Моро преподносит в дар главе семьи, Джакометто делла Тела, два соседних здания с садом на улице борго-делле-Грацие — нынешнем корсо Маджента. Наследники первоначальных владельцев жили в особняке вплоть до XVII в. Представители древнего рода похоронены в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, в шестой капелле справа.

Наиболее пышный расцвет в истории этого дома приходится на период с 1490 по 1535 гг. Он заканчивается смертью Франческо Сфорцы и переходом Миланского герцогства под власть испанцев.

Дом леонардо да винчи в милане

Фасад дома © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

В 1919 г. сенатор Этторе Конти стал новым хозяином здания и поручил архитектору Пьеро Порталуппи переделать его под свою резиденцию. В 1922 г. Порталуппи сносит стену, отделяющую одну постройку от другой, и объединяет их вместе с дворами с помощью атриума с портиком, под которым располагается вход в хозяйские аппартаменты. В глубине первого двора были обнаружены фрески, созданные, по всей вероятности, в 1533 г., по случаю бракосочетания Франческо II Сфорцы и Кристины Датской. В ходе Второй мировой войны здание серьёзно пострадало от обстрелов, и всё тот же Порталуппи внёс ряд изменений в его структуру.

 

Зал Зодиака


Дом леонардо да винчи в милане

Зал Зодиака © http://www.zoominmilano.com

Этот зал упоминается в документе 1544 года. Он назван по росписям люнетов со знаками Зодиака: на своде изображены повозки планет, а на стенах — карта Италии, роза ветров и аллегории времён года.

В 1922 году Порталуппи расширяет зал, впоследствии ставший знаковым для творчества архитектора: его фирменная манера «смешивать» подлинную старину и подражание ей проявилась здесь во всей красе. Особенно сильно рука Порталуппи коснулась западной стены; восточные же, отреставрированные в том же году, сохранились в подлинном виде. Автор этих фресок неизвестен: есть предположение, что это работа целой семьи художников Авогадро-ди-Традате, активной в XVI веке.

 

Зал Луини

Дом леонардо да винчи в милане

Люнет с фреской Бернардино Луини, на которой изображена Бьянка Мария Висконти / Wikimedia Commons


Зал портретов, расположенный на первом этаже дома, украшен четырнадцатью круглыми портретами («тондо») мужчин и женщин из династии Сфорца. Автор этих росписей — Бернардино Луини и его четверо сыновей, для атрибуции работ потребовалось расшифровать надпись к каждому из портретов. Луини поместил изображения в люнеты под потолком. Свод зала также полностью расписан арабескамиВосточный средневековый орнамент, состоящий из геометрических и растительных элементов и растительными орнаментами. Росписи на своде сохранились в первозданном виде, в то время как портреты — очевидное свидетельство приверженности рода Ателлани миланской герцогской династии — были приобретены администрацией города в 1902 году и перевезены в музей замка Сфорца, где выставляются по сей день. В 20-ые годы появились копии, заменившие оригиналы в люнетах.

 

Зал парадной лестницы

Дом леонардо да винчи в милане

Экскурсионный маршрут по дому © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

В ходе работ по перепланировке особняка в 1922 году Порталуппи затронул также дворы и сад, полностью переделав структуру и интерьер постройки. Лишь неоклассический фасад здания на корсо Маджента остался в нетронутом виде: к несчастью, он был разрушен в ходе бомбардировок в 1943 году и впоследствии реконструирован. Монументальная лестница, спроектированная Порталуппи, вела к просторным парадным салонам второго этажа, также разрушенным в годы войны: залу Омнибус, вестибюлю, бильярдному залу и салону зеркал, а также к единственному уцелевшему помещению из этой части дома — обеденному залу.

 

Кабинет Этторе Конти


Дом леонардо да винчи в милане

Кабинет Этторе Конти © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

Инженер и магнат итальянской электропромышленности Этторе Конти обустроил в одной из комнат дома свой кабинет. Над камином висит герб, символизирующий союз, заключённый благодаря браку Кристины Датской и Франческо Сфорцы; по всей вероятности, Ателлани заказали его, чтобы компенсировать отсутствие Кристины в «портретной галерее» четырнадцати представителей династии Сфорца. Библиотека и стены кабинета украшены кариатидами и покрыты деревянной обшивкой XVII в. мастеров вальтеллинской школы.

 

Сад наслаждений

Дом леонардо да винчи в милане

Вид на сад

Именно в этом доме и в этом саду, где проходили ужины и праздничные торжества, где протекала миланская светская жизнь, разворачивается действие знаменитых новелл Маттео Банделло, опубликованных в 1554 году. В XIX веке Эрколе Сильва переделал сад, руководствуясь моделью английских романтических садов. Ещё одну перепроектировку провёл позднее Порталуппи, взявший за основу новые правила перспективы и построивший свою композицию вокруг аллеи, усаженной кипарисами, украшенной амфорами и каменными статуями, клумбами и фонтанами.

 

Виноградник Леонардо


Леонардо да Винчи переезжает в Милан, ко двору Лодовико Моро, в 1482 году. 16 лет спустя герцог дарит ему виноградиник — участок площадью порядка шестнадцати пертик (свыше одного гектара). Часть этого виноградника находилась на территории нынешнего сада дома Ателлани.

В своём завещании Леонардо предписывает поделить виноградник на два равных участка. Один из них должен перейти к Джованбаттисте Виллани, верному слуге, который был с ним до последней минуты, а второй — любимому ученику Джан Джакомо Капротти. Виллани уступил свой участок монастырю, Капротти же построил здесь небольшой дом. Однако 19 января 1524 году он был убит, и последний герцог Милана Франческо Сфорца подарил участок Джован Франческо Стампе, дальнему родственнику Джакометто делла Тела.

Дом леонардо да винчи в милане

Виноградник Леонардо на архивной фотографии © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

На протяжении четырёх столетий о винограднике Леонардо позабыли. Лишь когда Порталуппи начал свои работы по перестройке дома, известный специалист по творчеству Леонардо Лука Бельтрами проверил по актам и документам эпохи Возрождения вероятное расположение виноградника и установил, что он находился как раз в глубине этого сада. Более того, искусствовед идентифицировал и заснял виноградник Леонардо и Капротти, удивительным образом сохранившийся вплоть до того времени. Впоследствии он погиб из-за пожара.


Дом леонардо да винчи в милане

Виноградник Леонардо в наши дни © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

Однако раскопки на участке, определённом Бельтрами, выявили план виноградника с рядами насаждений, погребёнными под обломками пострадавшего от бомбардировок здания. Был обнаружен органический материал, с помощью которого учёные сумели распознать ДНК виноградной лозы, которую возделывал Леонардо: это оказалась Мальвазия-ди-Кандия-Ароматика. И наконец, в 2015 году семена винограда, который выращивал сам Леонардо, были посажены вновь, и лоза пережила своё второе рождение. Кто знает, может в скором времени у нас полчиться попробовать вино из виноградников самого Леонардо да Винчи.

 

Источник: latuaitalia.ru

Дом-легенда Ателлани

Палаццо принадлежало знатному роду Ателлани, находившемуся в окружении Людовико Сфорца.


авитель Милана очень любил этот район, мечтая сделать семейную усыпальницу в Санта-Мария-делле-Грацие. Сеньор Джакометто ди Лучиа дель Ателла был рыцарем и личным оруженосцем Сфорца, за что его семья получила в дар 2 дома в этой почетной части города. Сейчас оба особнячка объединены в единую композицию ведущим архитектором XX века Пьеро Порталуппи. За старинным фасадом с необыкновенными окнами скрывается уютный внутренний дворик и обширный сад, а внутреннее убранство — это великолепный образец уникальнейшей эпохи человечества.

Интерьер особняка сразу откидывает на несколько веков назад: внутренние дворики с арками, увитыми зеленью, мраморные колонны и статуи, резные двери, великолепные залы. «Зал зодиака» поражает своими фресками, покрывающими пространство от пола до потолка. Здесь мифологические персонажи соседствуют с фигурами зодиакального цикла, силуэты прекрасных дам с географической картой Италии.

Это интересно: что посмотреть в Милане →
Четырехзвездочные отели Милана — фото и отзывы →
Лучшие фото Италии — большая коллекция →

Второй зал — это галерея самых влиятельных правителей Милана кисти Луини, портреты которых выполнены в виде медальонов. «Кабинет Этторе Конти» и «Зал с лестницей» — третий и четвертый залы — наполнены резной мебелью, гобеленами и антиквариатом.

Тайное увлечение Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи интересовался многими вещами, а в ухоженном саду палаццо Ателлани у него появилось еще одно хобби. Людовико Сфорца подарил творцу виноградную лозу со своего частного виноградника. В роду художника были виноделы, поэтому подарок не оставил да Винчи равнодушным. После художественных работ он шел к своей лозе, ухаживал и оберегал ее.


Но в 1500 году Милан захватили французы, коренным образом перевернувшие его жизнь. Правителя города взяли в плен, а Леонардо остался без покровителя и решил покинуть небезопасное место.

Своего питомца художник доверил отцу своего неугомонного, но любимого ученика Салаи. Будучи далеко от уединенного особнячка Ателлани, где прошло столько счастливых лет, маэстро беспрестанно беспокоился о своем винограднике, завещанном Салаи. Он так не узнает, что подающий надежды ученик вскоре сам погибнет при весьма странных обстоятельствах…

Возрождение виноградника Леонардо да Винчи

Легендарный виноградник Леонардо да Винчи в Милане будет найден лишь 1920 году. Долгие годы кропотливых изучений документов и писем гениального творца позволят отыскать следы лозы, за которой так трепетно ухаживал маэстро. Но и у этой истории не оказалось счастливого конца. Сначала пожар, а затем Вторая мировая война стерли историческое место с лица земли.

Фонд известного миланского архитектора Порталуппи (нынешние владельцы палаццо Ателлани) и Миланский университет сельхоз наук решили воплотить в жизнь грандиозную идею — воссоздать виноградник Леонардо. Путем анализа почвы, принятым во времена художника методам посадки и ухода, а также руководствуясь историческими документами, ученым удалось вычислить ту самую лозу. Это была мальвазия — очень популярный сорт винограда в эпоху Возрождения.

Десятилетие работы и современная наука позволили снова вывести этот сорт и высадить в том же самом месте, куда определил свою любимицу сам Леонардо да Винчи. Годы забвения и бесплодных поисков привели к небольшому чуду — потерянный виноградник Леонардо да Винчи восстал из пепла.

Как добраться до Виноградника Леонардо

Чтобы добраться до палаццо Ателлани из центра Милана нужно запомнить ближайшую к нему станцию метро — Conciliazione. От нее придется немного пройти (см. карту) — 5-10 минут спокойным шагом. Это наиболее простой способ.

Второй вариант добраться к Дому Ателлани на общественном транспорте — это воспользоваться трамваем №16, который ходит с интервалом 12-15 минут. Ближайшая остановка от пьяцца Дуомо (если вы планируете ехать из самого центра города) — San Siro Stadio Mm. Чтобы добраться непосредственно к винограднику Леонардо да Винчи, нужно будет выйти на остановке St. Maria delle Grazie.

На этой же остановке нужно выходить и тем, кто забронировал себе экскурсию в одноименную церковь — Санта Мария делле Грацие. Там находится не менее знаменитая, чем виноградник, фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Как найти Дом Ателлани на карте Милана

Палаццо Ателлани, который сегодня больше известен, как Музей Виноградной Лозы Леонардо (Museo La Vigna di Leonardo), расположен по адресу: Milano, Corso Magenta, 65.

[mapsmarker marker=»183″]

Источник: fountravel.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.