Базилика сан лоренцо маджоре в милане


Вот и дошла очередь до еще одной маленькой миланской тайны — капеллы Сант-Аквилино, расположенной в церкви Сан-Лоренцо-Маджоре. Вход в капеллу, увы, платный, но внесенная символическая мзда позволит вам "провалиться" во времени на рубеж IV и V веков, когда христианство едва пробовало себя в качестве государственной религии, а римские императоры еще отражали все новые волны прибывавших варваров. Впереди были темные века, распад империи, моральное разложение Церкви, но об этом еще никто не подозревал. Напротив, все ожидали, что видимое торжество веры и принятие Христа империей означало приближающееся Его второе пришествие.

И вот в эти добрые старые времена было построено то здание, которое сейчас называется капеллой Сант-Аквилино. Нижеследующую фотографию вы уже видели в предыдущем очерке, здесь же она приведена для того, чтобы начать рассказ. Искомая капелла — это кирпичный восьмиугольник слева на фотографии, внешне сохранившийся почти нетронутым с тех давних пор. Единственное искажение — это пристроенная (в самом левом углу фото) апсида XVI века. Увы, вынужден сказать, что виновником этой пристройки является очень уважаемый и Католической церковью, и церковью Миланской, и мной, и даже Диккенсом (в его "картинах Италии" есть очень трогательный панегирик святому, хотя отношение великого писателя к католицизму было, мягко выражаясь, неодобрительным) святой Карло Борромео.


031-Сан-Лоренцо-Маджоре
Свое нынешнее название капелла получила достаточно поздно — в XVI веке. В 1581 году Карло Борромео пристроил к древней капелле уже упомянутую апсиду и перенес сюда мощи святого Аквилина. Первые письменные упоминания о восьмиугольной капелле в церкви Сан-Лоренцо-Маджоре относятся к концу XI века, но только она была освящена в честь святого Генезия (San Genesio), а источник XII века называет ее капеллой Богородицы. Впрочем, уже в XI веке первоначальное имя и назначение сооружения были неизвестны. Как остаются они неизвестными и до настоящего времени.

Потенциально правдоподобных версий — аж две. Первая считает, что капелла в IV веке была баптистерием. В пользу этого говорит ее форма (восемь — популярный в раннем христианстве знак вечности, наш выходной день — воскресение — назывался тогда и днем первым, и днем восьмым, поскольку Христос, победив смерть, вывел нас из тленного ограниченного мира в вечность) и сюжеты ее мозаик.


радоксальным образом вторая версия оперирует теми же предпосылками, но делает иной вывод. Восемь, — говорит она, — это знак вечности, а, значит, перед нами усыпальница. Сюжет мозаик, живописующих нам Христа, побеждающего смерть и дающего новой твари новый же закон, — это тоже указание на то, что здесь была чья-то гробница. Чья гробница? — спросите вы. Все же ясно, — говорит вторая версия, — Сан-Лоренцо-Маджоре выросла из или на месте императорской резиденции, а, сл-но, и усыпальница была императорской.
Быть может, если бы убранство капеллы дошло до нас в первоначальном виде, ученые и смогли бы сделать однозначный вывод о ее первоначальном назначении. Еще в начале XVII века путешественники видели и описывали местные мозаики, на главной из которых Христос, безбородый юноша, парадоксальным образом соединяющий в своем лике новозаветного Сына Божия и языческое непобедимое Солнце, управлял колесницей. Более того, в полдень дня зимнего солнцестояния солнечный луч проникал через двери капеллы, освещал Царя царствующих и затем соскальзывал вниз — туда, где предположительно стоял императорский саркофаг.

А потом, увы, по непонятным причинам эти мозаики были уничтожены. То ли они настолько обветшали, что казались не подлежащими реставрации, то ли их иконография не вписывалась в строгие рамки Контрреформации, но в итоге эти бесценные мозаики были заменены обычными, набившими оскомину барочными росписями. Когда в XX веке все это барокко удалили, на свет появились лишь небольшие фрагменты древних шедевров.

Но обо все по порядку. Вот общий вид апсиды капеллы. Здесь ничего не пришлось соскабливать, перед нами постройка и декор XVI века.


033-капелла Сант-Аквилино

В центре на алтаре в серебряной раке покоятся мощи святого Аквилина. Увы, ни Ваш покорный слуша, ни блестящий фотограф из Вики не смог из-за бликов показать Вам содержимое раки. А там в пышных одеяниях возлежит скелет.
035-ковчег с мощами св.Аквилина

А над скелетом парят в воздухе четыре евангелиста и четыре латинских отца Церкви.
034-свод капеллы Сант-Аквилино

Ну а а теперь из апсиды выйдем в собственно капеллу — в тот самый восьмиугольник, переживший 16 столетий. Как я уже написал выше, бОльшая часть мозаик безвозвратно погибла.

То, что мы видим дальше, это чудом сохранившиеся мозаики в двух люнетах.
1. Христос, Солнце правды, на колеснице или вознесение Илии. В литературе имеются два истолкования, а поскольку главной фигуры не сохранилось, вопрос об интерпретации мозаики повис в воздухе


036-вознесение Илии

038-вознесение Илии (пастухи)
037-вознесение Илии (пастухи)

2. Тут все проще — это традиционная (простите за тавтологию) "Traditio legis", передача закона. Христос, еще безбородый, вручает апостолам, тоже слишком похожим на римских граждан, а не на палестинских рыбаков, власть над миром, символически представленную в виде таблицы с законом. Такую сцену мы уже неоднократно видели: например, в миланской Сант-Амброджо (http://sibeaster.livejournal.com/102171.html) и неаполитанском баптистерии Сан-Джованни-ин-Фонте (http://sibeaster.livejournal.com/49755.html)

040-Traditio legis

041-Traditio legis (Христос)

043-Traditio legis (апостолы справа)


042-Traditio legis (апостолы слева)

Во входном вестибюле сохранилось еще несколько фрагментов античных мозаик. А ведь еще в начале XVII века путешественники еще любовались здесь Небесным Иерусалимом. Увы, никаким талибам не под силу уничтожить столько памятников христианской истории, сколько их уничтожили сами христиане. А если от списка памятников, уничтоженных христианами, перейти к списку христиан, уничтоженных другими христианами, мартиролог будет еще более скорбным. Мне тут недавно (когда читал Грегоровиуса "История Рима в средние века") внезапно вспомнился Ян Гус. А ведь сожгли его не какие-нибудь мрачные католические мракобесы, а очень прогрессивные отцы очень правильного Констанцского собора — того самого, который утверждал, что папы не имеют власти выше власти вселенских соборов. А еще священники с острова Прочида, присягнувшие Партенопейской республике, — восторжествовашие монархисты сначала содрали кожу с их пальцев (чтобы они не могли благословлять, а не может благословлять — значит не священник) и потом расстреляли.

045-римские портреты


044-римские портреты

На этом с Сан-Лоренцо-Маджоре мы прощаемся. В следующий раз будет нежданный и негаданный живописный сюрприз Милана — церковь Сан-Маурицио.

Источник: sibeaster.livejournal.com

Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро

Базилика сан лоренцо маджоре в милане

© panoramio.it

Если пройти несколько метров от пьяцца-Дуомо по улице виа-Торино, с левой стороны вы обнаружите переулок, зажатый между двумя домами и скрытый от глаз суетливых прохожих. Здесь-то и прячется подлинная жемчужина миланской архитектуры — церковь Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро.

В IX в. архиепископ Ансперто да Биассоно посвятил небольшую часовню миланскому святому по имени Сатир, брату святого Амвросия. Рассказывают, будто в 1242 г. на этом самом месте случилось чудо: некий молодой человек полоснул ножом фреску Мадонны с младенцем, и из пореза пошла настоящая кровь. Сегодня этот образ XIII в. украшает главный алтарь храма.

Базилика сан лоренцо маджоре в милане


Купол церкви по проекту Донато Браманте. Терракотовые статуи работы Агостино Де Фондутиса © Carlo Dell’Orto / Wikimedia Commons

В 1480 г. в честь чудотворной фрески рядом с часовней (отсюда слова «у Сан-Сатиро» в названии) строится новая церковь Санта-Мария. Проект разрабатывает один из лучших итальянских архитекторов эпохи Возрождения, Донато Браманте. Имея в распоряжении весьма небольшой участок, он находит возможность выстроить храм с тремя нефами, убрав интерьер золотым и лазурным цветами и украсив его фризами на классические мотивы. Над средокрестием Браманте воздвигает полусферический купол — характерное для миланских церквей решение, которое мы увидим и в Санта-Мария-делле-Грацие. Однако самое гениальное, что сделал здесь архитектор, — это оптический обман в апсиде: поскольку места для создания глубины пространства не было, он так расписал лепнину, что зрителю кажется, будто там на самом деле есть объём и перспектива.

Что же до старинной часовни, её встроили в новую церковь Санта-Мария, переделав под капеллу делла-Пьета. Здесь находится скульптурная группа из терракоты «Оплакивание мёртвого Христа» работы Агостино Де Фондутиса.

С задней стороны к церкви примыкает романская колокольня X в. — одна из самых древних в городе.

 

Церковь Сан-Себастьяно

Базилика сан лоренцо маджоре в милане

Фото: Wikimedia Commons


Двигаясь дальше по виа-Торино, примерно в середине улицы, вы увидите на правой стороне необычное здание круглой формы, которое миланцы называют «Ротондой». Это — храм святого Себастьяна, которым миланцы гордятся более четырёх столетий.

В 1576 г. муниципальный совет Милана по рекомендации архиепископа Борромео постановил дать торжественный обет возвести храм в честь святого Себастьяна — он учился и жил в ломбардском городе и считался его покровителем, — дабы предотвратить распространение чумы. Для церкви был выбран этот участок у нынешней виа-Торино: во-первых, согласно легенде, именно здесь святой провёл свою юность, а во-вторых, здесь некогда стояла маленькая и очень древняя церковь святого Транквиллино с алтарём, посвящённым Себастьяну.

Купол церкви Сан-Себастьяно / Shutterstock.com

В 1577 г. администрация города заказала проект нового здания одному из известнейших зодчих того времени, Пеллегрино Тибальди. Он построил церковь с центрическим планом — возможно, имея в виду отсылку к римскому Пантеону и к светскому гражданскому учреждению, заказавшему и финансировавшему новую постройку.

В действительности проект архитектора был полноценно воплощён в жизнь лишь в нижней части здания, в том числе потому, что работы продвигались медленно: то и дело возникали финансовые сложности. Купол и вовсе доделали только в первой половине XVII в. (с улицы его не видно, потому что он скрыт за высоким тибурием).


В церкви четыре капеллы. В одной из них раньше находился замечательный алтарный образ «Мученичество святого Себастьяна» кисти Винченцо Фоппы (ок. 1490 г.), перенесённый сюда из Сан-Транквиллино; сегодня картина входит в собрание картинной галереи замка Сфорца. В капелле её заменяет хорошо исполненная копия.

Всё на той же улице виа-Торино, ближе к колоннам Сан-Лоренцо, с правой стороны расположена небольшая площадь Сан-Джорджо-аль-Палаццо с одноимённой церковью.
Она появилась здесь в 750 г.; здание стоит на руинах древнего дворца эпохи Римской империи, построенного по воле императора Диоклетиана.

 

Церковь Сан-Джорджо-аль-Палаццо

Церковь Сан-Джорджо-аль-Палаццо, вид ночью © anshar / Shutterstock.com

Внутренняя структура церкви состоит из трёх нефов; интерьер неоднократно менялся с ходом веков (последняя перестройка проводилась в первые 20 лет XIX в. под руководством Луиджи Каньорлы). Здесь есть несколько интересных произведений искусства: например, «Святой Иероним» Гауденцио Феррари в первой капелле справа, или росписи и картины Бернардино Луини в капелле Пассионе (она чуть дальше), которые датируются 1516 г.

Капелла братства Святейшего Причастия. Бернардино Луини. «Положение во гроб», 1516 г., фрагмент

По сторонам от апсиды, накрытой куполом с фонарём-лантерной, расположены два амвона, а в самой апсиде — окружённый балюстрадой пресбитерий с главным барочным алтарём из ценного полихромного мрамора.

Элегантный и строгий фасад церкви, полностью облицованный мрамором, выполнен в конце XVIII в. по проекту Франческо Кроче.

 

Сан-Лоренцо-Маджоре-алле-Колонне


Покинув площадь Сан-Джорджо, продолжим нашу прогулку в сторону «Карроббио» (букв. «оживлённый перекрёсток») — одного из самых старинных и загадочных районов Милана.

Одна из самых аргументированных версий возводит название «Карроббио» к латинскому «квадривиум» («четырёхпутье»), которым обозначали место у ворот Порта-Тичинезе, где сходилось сразу несколько дорог. Карроббио — район с богатой историей: здесь поклонялись индоиранскому божеству Митре, здесь провозглашали свободными рабов, здесь останавливались библейские волхвы и заседала святая инквизиция. Великий миланский писатель Алессандро Мандзони в своём знаменитом романе «Обручённые» описывает Карроббио как «одну из самых горестных частей Милана». В этом районе таились мошенники, бандиты, проститутки и все те, кому было что скрывать; сюда же устремлялись тайные любовники и те, кому по каким-либо причинам запрещалось видеться.

Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре на фоне панорамы Милана / Shutterstock.com

В этом самом районе стоит и великолепная раннехристианская базилика Сан-Лоренцо-Маджоре, строительство которой завершилось чуть ранее конца V в. По сей день её здание, несмотря на многочисленные перестройки, сохраняет всю свою монументальность.

Самое древнее ядро базилики включало в себя центральный корпус Сан-Лоренцо и часовню Сант’Ипполито, возведённые вместе с угловыми башнями, в то время как капелла Сант’Аквилино, предусмотренная уже в первоначальном проекте, была построена чуть позднее, а капелла Сан-Систо была добавлена в VI в.

Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре. Фасад © Birute Vijeikiene / Shutterstock.com

Вопрос датировки и атрибуции здания церкви по сей день не решён окончательно. Возможно, именно здесь находилась загадочная загородная базилика Портиана (375-378), которая упоминается в древних источниках и следов которой так и не удалось отыскать; те, кто придерживается этой точки зрения, считают, что позднее её просто перепосвятили святому Лаврентию.

Последние исследования говорят о том, что здание построено в период между концом IV и начало V вв. Это дополнительный аргумент в пользу гипотезы, согласно которой весь комплекс был заложен в эпоху императора Феодосия и генерала Стилихона, который по факту управлял римской империей после смерти Феодосия, с 395 по 408 гг.

Огромный купол построен по проекту Мартино Басси. Он обрушился в 1573 г., и сам же Басси начал реставрацию, завершённую Квадрио в конце XVI – начале XVII вв.

Снаружи хорошо сохранилась внушительных размеров мраморная колоннада, возведённая, по всей вероятности, около V в. с использованием материалов — оснований, капителей и фрагментов архитрава II в., взятых на руинах некоего общественного здания.

Колонны базилики Сан-Лоренцо-Маджоре. © UMB-O / Shutterstock.com

Также недавние исследования позволяют датировать капеллу Сант’Аквилино периодом с 390 по 430 гг. В силу своей формы и богатства интерьера эта часовня считалась императорским мавзолеем. Сейчас можно посетить подземелье и увидеть фундамент здания, состоящий из квадратных каменных блоков, взятых на руинах разрушенного амфитеатра неподалёку. В капелле сохранились мозаики с фигурами патриархов, апостолов и Христа.

 

Санта-Мария-деи-Мираколи-сопра-Сан-Чельсо

По легенде на этом месте святой Амброзий, покровитель Милана, обнаружил 10 мая 396 года тела мучеников Сан-Надзаро и Сан-Чельсо. Мощи Сан-Надзаро перенесли в базилику св. Апостолов, находящуюся неподалёку, а останки Сан-Чельсо оставили здесь же, в нише небольшой церкви Санта-Мария.

Базилика сан лоренцо маджоре в милане

Санта-Мария-деи-Мираколи-сопра-Сан-Чельсо. Деталь фасада © curiosami.altervista.org

В 996-997 здесь, на месте небольшой часовни Сан-Чельсо, пришедшей в запустение, построили базилику и бенедиктинский монастырь. Он находился справа от базилики. На протяжении столетий его несколько раз перестраивали, затем он был разрушен, а от базилики осталась одна третья часть. В 1430 году герцог миланский Филиппо Мария Висконти велел соорудить здесь часовню, чтобы защитить статую Мадонны и совершать богослужения под крышей. Именно здесь 30 декабря 1485 года произошло чудо, засвидетельственное многочисленными очевидцам, сообщения которых бережно хранятся в архиве санктуария: явление Богоматери толпе верующих и прекращение эпидемии чумы в Милане.

В 1493 году, благодаря настойчивым просьбам верующих, началась постройка санктуария по проекту Джан Джакомо Дольчебоно, который был достроен Кристофоро Солари (1460-1527 гг.). В 1506 году в проект внесли существенные изменения: добавились трёхнефный продольный зал, пресбитерий и многоугольный амбулакр, по аналогии с миланским собором.

Базилика сан лоренцо маджоре в милане

Интерьер церкви Санта-Мария-деи-Мираколи-сопра-Сан-Чельсо© juzaphoto.com

Интерьер церкви типичен для архитектуры Милана эпохи Возрождения XVI века, а внешний фасад – барочный. Многочисленные алтарные иконы и фрески украшают церковь изнутри. В росписи церкви приняли участие такие известные художники, как Антонио Кампи, Бергоньоне и Джулио Чезаре Прокаччини. В церкви можно увидеть такие шедевры, как «Крещение Христа» Гауденцио Феррари и «Обращение Апостола Павла» Моретто да Брешиа.

Недавно, благодаря интуиции Алессандро Уччелли, студента Миланского государственного университета, было установлено, что фресковую роспись капеллы церкви осуществил Алессандро Бонвичино, по прозвищу Моретто (1498-1554), а не Каллисто Пьяцца, как ошибочно считали ранее. Цикл фресок изображает восемь ангелов (над алтарём) и Христа (на полукруге свода), из пальца которого исходит свет, обращающий Савла, будущего апостола Павла.

 

Базилика Сант’Эуфемия

Базилика сан лоренцо маджоре в милане

© mapio.net

Была основана архиепископом Сан Сенаторе Сеттала в 472-475 гг., после чего была полностью перестроена в романском стиле. Интерьер базилики выполнен в неоготическом стиле и подразделяется на три секции: фасадный выступ, неф и апсида. Как стены, так и своды богато украшены полихромными фресками, напоминающими мавзолей Галлы Плацидии в Равенне.

Из скульптур отметим надгробие Браска работы Кристофоро Солари, по прозвищу Гоббо («Горбатый»), из картин выделим такие шедевры как «Обручение святой Катерины», «Мадонна с младенцем и святыми» Марко Одджоно, «Троица» Симоне Петерцано, перенесённая сюда из близлежащей церкви Сан-Паоло-Конверсо. Алтарный образ представляет собой «Пресвятую Деву Розария» работы Аугусто Лоцциа. Заслуживает внимания и внушительный духовой орган, построенный Натале Балбиани в 1909 году.

Благодаря превосходной акутике в 50-х годах XX века эту церковь использовали как студию звукозаписи. Именно здесь Мария Каллас записала некоторые из своих самых знаменитых опер.

 

Базилика Сан-Калимеро

От пьяцца (площади) Сант’Эуфемия мы пойдём по Виа Санта-София и, немного не доходя до перекрёстка с Корсо ди Порта Романа, свернём направо, на виа Сан-Калимеро, на которой находится эта жемчужина архитектуры.

Базилика весьма древняя (V век), и современные черты в её облике объясняются перестройкой 1882 года. От романской постройки до нас дошли апсида (IX-X в.) и правое крыло. Колокольня была построена во время реконструкции XVIII века.

Несмотря на многочисленные переделки, внутри сохранилась строгая атмосфера раннехристианской базилики и мозаика конца IX века на круговой нише апсиды. Не пропустите небольшую фреску «Мадонна меж двух святых», приписываемую Кристофоро Моретти с правой части ниши апсиды, «Распятие» Черано, «Рождение Христа» Марко д’Одджоно. Другие средневековые фрески находятся в прилегающей ризнице.

Базилика Сан-Калимеро © Flickr.com

Своды крипты, перестроенной в XVI веке, покрывают ценные фрески. В ней находится могила епископа Сан-Калимеро, перенесённая сюда в 1609 году по воле епископа Федерико Борромео.

В правом нефе крипты находится действующий колодец, построенный на месте обнаружения мощей святого Калимеро. По легенде, после убийства мученика его тело бросили именно в этот колодец, после чего вода в нём считается святой.

 

Базилика святых Апостолов и святого Назария

Базилика сан лоренцо маджоре в милане

© viaggiatoricheignorano.blogspot.com

Следуя дальше по виа Сан-Калимеро оказываешься на Корсо ди Порта Романа, который ведёт к пьяцца Сан-Надзаро-ин-Броло, где у самого Государственного университета стоит очень важная для Милана церковь, один из важнейших сохранившихся примеров раннехристианских построек.

Церковь построили между 382 и 386 годом (когда её освятили) по воле епископа Амброзия, на месте находившегося здесь раньше некрополя. Она посвящена святым Апостолам Петру и Павлу и хранит реликвии, связанные со святыми. Через девять лет после освящения, Амброзий расширил церковь, чтобы поместить в неё мощи святого Назария.

Согласно легенде, святой Назарий был притесняем императором Нероном. Ему и его молодому сподвижнику Кельсию отрубили голову в местечке под названием «Тре Мури» («Три Стены»). Опасаясь преследований императора, христиане тайно похоронили обоих мучеников, могилу которых столетия спустя обнаружил святой Амброзий.

Работы над капеллой Тривульцио начались в 1512 году. Это единственная задокументированная работа Брамантино в Милане. Проект был задуман как усыпальница семьи Джан Джакомо Тривульцио, маршала короля Франции Луи XII, пристроенная к раннехристианскому фасаду наподобие входного вестибюля.

Внутри базилики

Капелла Санта-Катерина: построена приблизительно в 1540 году, вероятно, Антонио да Лонате. В ней находится деревянная статуя скорбящей Богоматери, стены покрыты фресками «Жизнеописание святой Катерины» Бернардино Ланино (1546 год), которому помогали Гауденцио Феррари и Джованни Баттиста Делла Черва.

В левой части трансепта находится картина «Страсти Христовы» на небольшой дарохранительнице эпохи Возрождения.
В центральном нефе на правой стене находится «Благовещение» Даниэле Креспи, на левой стене «Принесение во храм» Камилло Прокаччини. В ризнице хранятся произведения Джовании да Монте Кремаско.

Интерьер базилики Сан-Надзаро-ин-Броло/ Wikimedia Commons

Спустившись справа от пресбитерия, оказываешься в небольшой зоне археологических раскопок. Здесь сохранились древнеримские амфоры, кирпичи и черепица с отпечатками лап животных. Вероятно, по ней кто-то прошёл до того, как её обожгли в печи.

Также здесь можно осмотреть саркофаги и каменные ящики кладбища, образовавшегося вокруг базилики, а также остатки первоначальных каменных стен времён Амброзия и четыре античные гранитные колонны.

 

Церковь Сант’Алессандро-ин-Зебедия

Мы близки к завершению нашего маршрута, который ведёт нас на Пьяцца Сант’Алессандро, расположенную направо от пьяцца Миссори, на которую выходит фасад одноимённой церкви.

Барочная церковь Сант’Алессандро-ин-Зебедия была построена в начале XVII века как часть монастыря барнабитов и считается одной из самых красивых религиозных построек ломбардской архитектуры.

Архитектор вдохновился творениями Браманте и Микеланджело, такими как базилика Сан-Пьетро в Риме. В плане церковь представляет собой греческий крест, вписанный в квадрат, увенчанный куполом.

 

Церковь Сант’Алессандро-ин-Зебедия

Базилика сан лоренцо маджоре в милане

Фото: Shutterstock.com

После смерти о. Бинаго в 1629 году строительство церкви продолжил Франческо Мария Рикини, его ученик, а затем Джузеппе Квадрио, завершивший купол в 1694 году. Крипта, хоры и верхняя часть фасада были построены лишь в середине XVIII века благодаря содействию барнабита Марчелло Дзукка.

Проект Лоренцо Бинаго учитывал особенности их ордена: разделение прихожан и священников, отдельные помещения для разных обрядов, таких как причастие, исповедь и проповедь. Необычность фасада состоит в том, что он обрамлён двумя башнями: колокольней и часовой.
Изнутри церковь расписана одним из самых полных циклов фресок в миланской живописи XVII века.

Центральный купол церкви Сант’Алессандро-ин-Зебедия / Shutterstock.com

Центральный купол символизирует рай, который видишь после того, как взгляду предстанут сцены из жизни святых и различные аллегории, изображённые на стенах и конструкциях ниже. Весь цикл представляет ценности ордена барнабитов: покаяние, спокойствие и постояство.

Но это ещё не всё: перейдя в правый неф мы увидим в первой капелле картину «Мученичество святого Панкратио» Дж. Б. Оссоны, в третьей – «Вознесение Марии» Камилло Прокаччини, а в глубине капеллы Санто-Куоре находится «Рождение Христа» Прокаччини (на левой стене); в пресбитерии можно полюбоваться «Поклонением волхвов» Даниэле Креспи. В левом нефе, в первой капелле изображено «Распятие» работы Камилло Прокаччини.

 

Церковь Сан-Сеполькро

Базилика сан лоренцо маджоре в милане

Фото: Shutterstock.com

Это последний этап нашего путешествия по историческому центру. Сан-Сеполкро стоит прямо за Амброзианской библиотекой, поэтому найти её не составит труда.

Структурно церковь разделена на два уровня: подземный и наружный, находящийся на одноимённой площади, неподалёку от Соборной площади (Пьяцца Дуомо). В античности здесь находился древнеримский Форум.Церковь была основана немного позже тысячного года по инициативе Бенедетто Ронцоне. В 1100 году она была перестроена по подобию церкви Гроба Господня в Иерусалиме.

Во время пребывания в Милане её зарисовал Леонардо да Винчи. Эскиз подземной и надземной части хранится в Анститю де Франс: верхняя церковь имеет три нефа, разделённые колоннами, перед которыми находится небольшой атриум. Нижняя церковь по строению аналогична верхней. Фасад постройки ограничен двумя башнями, внутри которых устроены винтовые лестницы, по которым можно спуститься из верхней церкви в её подземную часть.

Фасад переделывали в конце XVI века, а в 1605 году интерьер церкви также был радикально изменён на барочный архитектором Аурелио Трецци. Кстати, он же построил и Амброзианскую библиотеку.

Впоследствии церковь не раз перестраивали, в 1713-1719 гг. она была отреставрирована. Современный фасад в романо-ломбардском стиле появился в 1894-1897 гг.

Внутренняя планировка церкви романо-ломбардская, хотя это не сразу видно из-за барочных элементов конструкции. Пять маленьких нефов разделены тонкими колоннами. Перед саркофагом XIV века находится статуя святого Карло Борромео XVI века.

 

Источник: latuaitalia.ru

Фото и описание

Базилика Сан Лоренцо Маджоре – церковь в Милане, носящая имя христианского великомученика святого Лаврентия. Расположена на территории городского «Парка базилик», где также находятся базилика Сант’Эусторджио и римская колонна Сан Лоренцо.

Существуют разные мнения о том, когда же была построена базилика Сан Лоренцо, в том числе и то, которое относит основание церкви к 4-му веку. Доподлинно известно, что в 16-м столетии храм был отреставрирован, но сохранил при этом свою оригинальную византийскую архитектуру с куполом и четырьмя башнями, напоминающими шпили стамбульской Айя-Софии. Недавнее стратиграфическое исследование стен позволило идентифицировать пять стадий строения базилики, начиная от времен Феодосия I (4-й век) и заканчивая ранним ломбардским периодом (6-8-й века).

Базилика Сан Лоренцо имеет форму четырехлистника с двойным корпусом и состоит из открытой центральной площадки, окруженной деамбулаторием – полукруглой обходной галереей. Форму четырехлистника церкви придают четыре экседры – глубокие ниши с пятью арками в каждой. Характерным элементом византийской архитектуры являются эмпоры – балконы, на которых молились исключительно женщины. К сожалению, эмпоры сохранились не полностью, как и внутренние многоцветные декорации. Купол базилики был перестроен в барочном стиле после того, как оригинальный обрушился.

За долгую историю церкви к ней было пристроено несколько часовен, самой примечательной из которых является восьмигранная Капелла ди Сант Аквилино, стоящая к югу от здания базилики. Вероятно, часовня задумывалась как римский мавзолей – в ней сохранилась ценная палеохристианская мозаика 4-го века. Также в часовне захоронены останки мученика святого Аквилино, чье имя она носит. Заслуживают внимания реликварий 17-го века, сделанный ломбардским архитектором Карло Каравалья, и фреска Карло Урбино на стене за главным алтарем.

На площади перед базиликой можно увидеть так называемую Колонну Сан Лоренцо – одно из немногих строений древнеримского Медиоланума (предшественника Милана), датированное 3-м веком и, вероятно, построенное по приказу императора Максимиана. На территории бывшей апсиды базилики ныне разбит парк.

Источник: www.votpusk.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.