Остров крит кносский дворец


Остров крит кносский дворец

 

Кносский дворец на острове Крит был построен примерно в 1700 году до нашей эры. Величайший архитектор древности Дедал построил этот удивительный дворец для царя Миноса. Существует древняя легенда о том, что Кносский дворец – Лабиринт со множеством запутанных ходов. В этом Лабиринте царь Минос скрывал тайну своей жены – Минотавра. Но существовал ли Лабиринт на самом деле? Подтверждение этому нашел английский археолог Артур Эванс. 

 

 

Остров крит кносский дворец

 

В 70-х годах прошлого века ученый прибыл на остров Крит.


рассчитывал найти здесь сведения о загадочном иероглифическом письме, которое видел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты. Эванс рассчитывал пробыть на острове не более недели. Но прогуливаясь в окрестностях Ираклиона его внимание привлек холм Кефал. Этот холм был удивительно похож на занесенные песком руины древнего города. А через несколько дней до Эванса дошли сведения, что один критский купец на своем участке, который примыкал к холму, обнаружил руины необычных построек и подозрительно большие горшки. Для археолога этого было достаточно, чтобы начать раскопки.

 

Остров крит кносский дворец

 

Почти 30 лет продолжались работы на месте холма Кефал. Но из-под груды строительного мусора ученые освободили не город, как предполагалось вначале, а только одно здание, которое, правда, по площади не уступало целому городу. Это и был Кносский дворец. Вместе с дворцом Эванс открыл и великую древнюю культуру. Он решил назвать ее "минойская". С тех пор и люди, которые жили в Кноссе, называются минойцами.

 

Остров крит кносский дворец

 


После кропотливой реконструкции археологам удалось восстановить облик Кносского дворца. Вокруг вымощенного камнем просторного двора размером 50 на 50 метров причудливым образом располагались самые разнообразные сооружения. Иногда они были выстроены на разных уровнях. Отдельные этажи опирались на колонны и соединялись между собой монументальными лестницами и длинными коридорами, уходящими порой ниже уровня земли. Огромное количество изделий из драгоценных металлов, богатое убранство некоторых комнат, высокохудожественные настенные росписи-фрески – все это являлось свидетельством того, что дворец был местом пребывания правителей Кносса и всего Крита. Сотни комнат служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Сотни залов предназначались для торжественных приемов. Здесь же находились сокровищницы и просторные мастерские ремесленников.

 

Остров крит кносский дворец

 

По всей видимости, строилось это монументальное сооружение не один век. Место для его построения, откровенно говоря, было выбрано не совсем удачно. Основная часть дворца попала в зону действующего геологического разлома в земной коре и поэтому не один раз разрушалась землетрясениями. Но каждый раз на месте старого дворца строился новый еще больших размеров. В окончательном варианте он предстал перед кносскими правителями, приблизительно, в 1700 году до н. э. Кносский дворец к тому времени занимал площадь около 16 тысяч квадратных метров.

 


Остров крит кносский дворец

 

Архитектура дворца хаотична и бессистемна. Часть комнат вырублена прямо в склоне горы. Отдельно стоящие помещения построены из грязевого кирпича и прикреплены к основному зданию деревянными каркасами. Зодчие Крита, в отличие от древних греков, не владели искусством симметрии. Именно поэтому многие архитектурные детали они вставляли туда, куда считали нужным, даже вопреки законам гармонии. Но зато по технологии возведения зданий им не было равных. Для страховки зданий от землетрясений минойские строители первыми стали возводить эластичные стены, чередуя камень с деревянными вкладышами.

 

Остров крит кносский дворец  Остров крит кносский дворец

 

Основная достопримечательность Кносского дворца – кроваво-красные колонны, которые в искусствоведении получили название “иррациональные”.


и не расширялись книзу, как в постройках других древних народов, а наоборот – сужались. Каждая такая колонна сверху завершалась капителью в форме круглого валика. На нем располагалась квадратная плита, которая поддерживала деревянный потолок. Колонны Кносса не уподоблялись растительным прототипам, как, например, в архитектуре древнего Египта и Персии, где они имели форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. Критские мастера не стали подражать природе и обнажили сущность колонны всего лишь как опоры.

 

Остров крит кносский дворец

 

Другая интересная особенность Кносского дворца – огромные лестницы. Построены они были из больших каменных блоков и выглядят весьма современно. Центральная лестница, которая ведет к частным жилым помещениям, имеет дренажный канал. Он собирает сточные воды из каменных желобов, которые проложены по всему дворцу. Кроме этого, под полами комнат археологи обнаружили разветвленную канализационную сеть, состоящую из глиняных труб малого и большого диаметров. По одним трубам во дворец поступала питьевая вода, которая хранилась в специальных цистернах, из других наполнялись ванные и бассейны, третьи использовались для отвода отходов из уборных.

 


Остров крит кносский дворец

 

Еще одна интересная особенность Кносского дворца – отсутствие окон. Их с успехом заменяли так называемые световые колодцы – значительные по площади проемы в потолке. Иногда они во всех перекрытиях располагались один под другим. Свет через проемы проходил вплоть до первого этажа. При этом создавалась различная степень освещенности комнат. Также световые колодцы служили своего рода "кондиционером", так как обеспечивали естественную вентиляцию помещений. Обогрев здания в зимнее время осуществлялся при помощи специальных переносных печей.
Западная часть Кносского дворца являлась административным и церемониальным центром. Историки предполагают, что расположенные здесь три каменные шахты использовались в религиозных церемониях, когда вместе с подношениями (это в основном были вино, мед, масло и молоко) кости и кровь жертвенных животных возвращались земле, из которой они появились.

 

Остров крит кносский дворец

 

Наибольшей роскошью в западном крыле отличался Тронный зал. Правда, разместиться в нем могло не более 16 человек.


псовый трон с высокой спинкой и по сей день стоит в этом зале. Это самый древний трон в Европе.
Отдельно располагались помещения для царской семьи. Правительственные покои состояли из светлых комнат, которые украшали настенные росписи. Фрески писались по сырой штукатурке красками. Мастера древности обычно изображали растения или ритуальные действия. Но чаще всего встречается узор в виде бегущей волны или зигзагов. Таким узором в основном покрывались иррациональные колонны. Вообще, перемещение и движение является отличительной чертой критского искусства: нет застывших поз; лица людей разнообразны, что наталкивает на мысль о портретной живописи; весьма обширна цветовая гамма – оранжевая, голубая, бирюзовая, но в основном густо красная в сочетании с черной отделкой.

 

Остров крит кносский дворец

 

Среди настенных росписей Кносского дворца очень часто встречаются изображения элегантных дам в изысканных туалетах, с накрашенными губами и замысловатыми прическами. У них очень тонкие талии, гранатовые или голубые платья с пышными кринолинами, открытые корсажи, холеные обнаженные руки, затейливые прически, перевитые жемчугом, тонкие с горбинкой носы и маленькие ротики с застывшей кокетливой полуулыбкой. Исследователи называли их "придворными дамами", "парижанками", "дамами в голубом". Эти названия им, конечно, подходят, но, скорее всего эти дамы были жрицами.

 

 

 

 

Источник: www.liveinternet.ru


Кносский дворец – лабиринт Минотавра

Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра: чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!

Существовал ли лабиринт Минотавра в Кносском дворце на самом деле? Таким, каким мы ждём, нет, не существовал. Но взгляните ещё раз на план Кносского дворца. Многоярусное здание с огромным числом комнат, залов, пристроек, разнообразных помещений, с дворами, коридорами, причудливыми переходами, бесконечными лестницами и портиками, кладовыми и мастерскими… Окажись вы в его центре, скоро ли нашли бы выход, быстро ли сориентировались бы? Всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Именно из-за сложной структуры помещений Кносского дворца скорее всего и возник миф о Лабиринте. Минотавр же мог просто отражать могущество Крита и его доминирование в остальной Греции.


ritonОднако, культ быка в минойской культуре, бесспорно, был. С удивительным постоянством образ быка встречается среди многочисленных фресок, скульптур, статуэток, рельефов. Вспомним ритуальный сосуд ритон в форме головы быка (на фото слева), рога “посвящения” на стенах Кносского дворца, множество фигурок быка из Археологического музея Крита.
Вспомним и знаменитую фреску “Акробаты. Игры с быком” (на фото правее и ниже), фигурку акробата из слоновой кости. Фрески минойской эпохи не склонны изображать фантазийные сюжеты, они натуралистичны. fresca2Исследователи приходят к выводу, что игры с быком в минойской цивилизации действительно существовали.
Если вы посмотрите на знаменитую фреску, вы оцените крайнюю степень опасности этих игр. Может быть, такие игры носили чисто спортивный характер, может быть, были связаны с религией и некими жертвоприношениями. Конечно, только молодые юноши и девушки могли заниматься такими вещами и, конечно, периодически они гибли! Может быть, это и легло в основу мифа о Минотавре, на растерзание которому регулярно отправлялись молодые юноши и девушки.  

Фрески Кносского дворца


и сегодня не перестают удивлять и восхищать. Главным украшением Кносского дворца была живопись. Стены залов покрывали великолепные фрески. “Даже наши рабочие чувствуют их волшебное очарование”, – писал Эванс. Большинство оригиналов хранится в Археологическом музее Ираклиона (пройдите по ссылке, там вы найдёте ряд фотографий знаменитых Кносских фресок с комментариями, изысканную “Парижанку”, например).

У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин – с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.

knoss4.jpg

knoss5Минойскому искусству присущ исключительно мирный характер. В бешеном XX веке минойскую цивилизацию назвали “праздничным обществом”.


встретим на фресках росписи садов, цветов, птиц, дельфинов, обезьян и других животных, а также изображения прекрасных, изысканно одетых женщин, танцовщиц и жриц. Искусству минойцев совершенно чуждо прославление военных побед, здесь не найти сцен битв и пленения врагов. Фрески Кносского дворца в большинстве своём и не религиозны. Древние художники не возвеличивают даже вождей! Уникальные по манере написания, они прославляют красоту, жизнь и природу. Красота в некой высшей степени. Обожествление красоты.

Сэр Артур Эванс – заслуги и ошибки

Справедливости ради надо сказать, что первым, кто начал вести раскопки в Кноссе и обнаружил место минойского дворца, был грек, выходец из Ираклиона, Минос Калокеринос. Он начал раскопки на холме Кефалос в 1878 году, но три недели спустя работы окончательно прекратились из-за запрета турецких властей (Крит в то время был оккупирован турками).

Легендарный дворец царя Миноса предстояло открыть английскому археологу сэру Артуру Эвансу. Он и представить не мог, какие невероятные исторические и культурные сокровища он найдёт. Эванс посвятил изучению минойской цивилизации 40 лет своей жизни. Его заслуги нельзя отрицать, он открыл миру древнейшую европейскую цивилизацию. Но он, увы, наделал и множество ошибок.

Уже с первых лет раскопок в Кноссосе Эванс понял необходимость укрепления руин дворца. Сначала Эванс использовал те же стройматериалы, что и минойские архитекторы (туф, алебастр, дерево), а затем совершенно неразумно начал использовать более современные бетон с арматурой. Используя этот новый стройматериал, он копирует древние материалы и красит их.

Самой большой ошибкой английского археолога было широкое использование материалов (таких, как цемент и железо) непрочных во времени, с бОльшей степенью разрушения, чем у древних материалов. Дело в том, что восстановление было сделано таким образом, что древнее и современное стало единым целым, незащищённым от погодных условий и повреждений, связанных с большой посещаемостью; постройки нуждались в постоянном уходе и реставрации.

Также подверглись жесточайшей критике смелые и полные фантазии работы по реконструкции, проводимые Эвансом, с щедрым использованием ярких красок. Но тогда археологическая наука только развивалась, в ней не было тех разумных ограничений, которые существуют сегодня.

knossos3.jpg

Источник: mementovitae.ru

История строительства

Кносский дворец

Первый Кносский дворец минойцы, предположительно, построили в 2000 году до н.э. А уже в 1700 году сооружение почти полностью разрушило землетрясение. Тогда погиб не только этот дворец: практически все постройки на острове уничтожила стихия. Но через некоторое время здание восстановили. Это было время полного расцвета критской цивилизации, поэтому постройка превзошла предыдущую по красоте, изяществу и роскоши. Но простояла она недолго: в 1450 году до н.э. снова погибла. О причине исчезновения здания до сих пор спорят эксперты. Ученые считают чудом, что части дворца удалось раскопать и реконструировать.

Открытие Эвансом

Кносский дворец

Изначально раскопки на месте существования Кносского дворца провел в 1878 году греческий археолог Калокеринос. Ему удалось обнаружить некоторые артефакты, после обнародования которых к раскопкам проявили интерес европейцы. Англичанин Артур Эванс один из них. Эванс приезжает на остров в 1900 году и выкупает все земли, где, по его мнению, находятся остатки уникального здания. Но до 1905 года его работу нельзя назвать удачной: находки незначительны и малоинтересны.

А в 1905 году Эванс раскапывает артефакты, значение которых трудно переоценить:

  • обилие предметов домашнего обихода
  • фрески Принц с лилиями и Процессия
  • фреску Игры с быком
  • фреску Парижанка
  • остатки дворцовых покоев, включая Тронный зал, и служебных построек (мастерские, хранилища)
  • надписи на досках

Но Эванс не остановился на достигнутом: он провел масштабную реконструкцию построек. При этом сам выполнял работу архитектора. Именно благодаря этой колоссальной работе сегодняшние посетители имеют представление о том, каким было это сооружение после первой реконструкции (1700-1450 годы до н.э.).

Конечно, не обошлось без введения абсолютно новых деталей. Все колонны, которые украшают постройку, заново созданы Эвансом: минойцы для изготовления колонн использовали дерево, которое отлично предохраняло здание от разрушения во время толчков при землетрясении, но быстро сгнивало и повреждалось жучками-короедами. При реконструкции здание получило колонны, вытесанные из камня.

Ученые не имеют единого мнения о правильности принятого Эвансом решения: некоторые считают, что достаточно было просто законсервировать раскоп, а артефакты передать в музеи. Но, тем не менее, благодаря реконструкции памятник привлекает туристов.

Версии гибели дворца

Кносский дворец

Известно несколько версий окончательной гибели постройки:

  1. В 1450 году до н.э. на острове бушевал пожар, который и стал причиной гибели Кносса.
  2. По документам, в это же время Крит захватили Микены: город-государство в материковой части Греции. Известно, что захватчики были безжалостны, они разрушали все, что попадалось под горячую руку. Но конкретных фактов об их правлении не существует.
  3. В 1000 году до н.э. микенцев вытеснили римляне (римская Греция). Они начали строить на острове по своим канонам. Но подробно об этом периоде известно еще меньше.
  4. В период с 1450 по 1380 годы до н.э. город и дворец захватили ахейцы: это стало реальным из-за того, что микенская цивилизация пришла в упадок. В это время дворец еще существовал и активно использовался новыми владельцами. А после 1380 года до н.э. ахейцы бросили постройку и ушли из города.

Ученым еще предстоит сделать окончательный вывод о трагедии, постигшей уникальную постройку.

Лабиринт Минотавра

Лабиринт Минотавра

Принято считать, что Кносский дворец – это и есть лабиринт минотавра. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты:

  • древний знак лаброс (лабиринт) на стенах помещения
  • хаотичная и запутанная планировка комнат, коридоров, переходов

Но противники приводят контраргумент: миф о спрятанном от глаз людей чудовище возник намного раньше, чем построили комплекс. Все это время Минотавр должен был где-то содержаться. Предположительно, для этого использовались пещеры, которых на Крите великое множество. А пока ученые спорят, туристы охотно посещают комплекс, представляя, что именно здесь путеводная нить Ариадны спасла героя Тесея от чудовища.

Архитектура

Кносский дворец

Некоторые современные архитекторы считают, что называть комплекс дворцом ошибочно. Скорее, это целый закрытый город, способный существовать автономно. На первый взгляд, Кносс – запутанная и бессистемная постройка. Но ее логическим центром является двор, размер которого 50Х50 метров.

Здесь пересекаются извилистые коридоры и переходы. Комплекс имеет водопровод, канализацию, вентиляцию. Он расположен как над поверхностью земли, так и под землей. Примечательно, что комплекс не имеет оборонительных стен: минойцы доминировали над народами, жившими по соседству, и врагов не боялись. Гораздо опаснее для цивилизации была стихия.

Тронный зал и другие помещения

Кносский дворец, Крит

Тронный зал – отлично сохранившееся помещение. Название оно получило из-за массивного кресла из камня. Рядом расположена ванна для омовений. Предположительно, в этой комнате правители Кносса давали аудиенции. Но комплекс славится и другими постройками. Это помещения для хозяев дворца, придворной знати и жрецов.

А другие комнаты, напротив, имели служебное назначение:

  • кладовые для хранения зерна и готовых продуктов
  • кулурес (ямы, которые использовали для хранения зерна или для складирования остатков жертвенных животных)
  • мастерская ремесленников
  • бассейн для омовений всех входящих

Комплекс имел собственную таможню: в зале проходили досмотр все посетители.

Легенды и мифы

Кносский дворец, Крит

Это чудесное место порождает замечательные мифы:

  1. Сам Минос – сын Зевса и похищенной богом Европы. Но Зевс приказал правителю Крита Астерию жениться на Европе и стать отцом ее детей. Именно поэтому Минос стал законным правителем острова, обласканным богами.
  2. Посейдон подарил Миносу белого быка, который имел чудесную стать. Но морской царь поставил условие: животное следует принести в жертву. Однако Минос не смог расстаться с быком, а в жертву принес другое животное. Обман раскрылся: Посейдон сделал так, что жена земного царя отдалась белому быку. От противоестественной страсти родился урод: голову он имел бычью, а тело – человечье. К тому же, чудовище было злое и агрессивное: сразу после рождения он чуть не проглотил кормилицу. Минотавра (вместе с матерью) заточили в лабиринт, откуда не было выхода. А придумал и построил запутанное здание Дедал. Любой, кто входил в пещеры, поедался чудовищем.
  3. Но желающих стать кормом для Минотавра в Кноссе не было. Поэтому после победы над Афинами Минос приказал раз в 10 лет отправлять в лабиринт 7 афинских девушек и 7 афинских юношей. Жертва приносилась дважды. А в третий раз в число юношей попал Тесей. Он победил Минотавра, а выйти из лабиринта смог по путеводной нити Ариадны.

Как умер Минос, легенды не рассказывают. Но и после смерти он продолжал распоряжаться судьбами людей в царстве Аида.

Интересные факты

Кносский дворец, Крит

Артур Эванс вел раскопки на собственные средства, в результате чего его семья чуть было не разорилась. Кроме того, для археолога он был слишком порывист: вместо медленной расчистки приказал рабочим срыть все, по его мнению, неинтересные слои. Из-за этого решения почти ничего не известно о памятнике после его второго разрушения.

Эвансу не хватало достоверных данных. Но это его не печалило: он попросту сочинял недостающие архитектурные детали. Одних ученых это возмущало, другие относились к таким действиям с пониманием. Кроме того, ученый мастерски восстановил уникальные минойские фрески. Греки ценят работу, проведенную англичанином: на территории раскопа стоит памятник самоотверженному архитектору.

Некоторые современные архитекторы считают Кносс старинным небоскребом, причем весьма комфортабельным: здание имело несколько этажей, вентиляцию, канализацию, водопровод и освещение. Мифический Минотавр, обитавший в лабиринте, был перенесен Данте в Божественную комедию: полузверь-получеловек стал судьей и палачом в адском круге. И популярность Минотавра с тех пор не стала меньше.

Минойцы создали более развитую цивилизацию, чем греки: города последних были колониями Крита. Основными соперниками островного государства были Египет и Месопотамия. Такой вывод сделали ученые, изучив артефакты на раскопе Кносса. Комплекс является музеем и одновременно центром изучения: раскопки на территории периодически возобновляются: возможно, поздние находки ответят на многочисленные вопросы ученых.

Время работа и цены на билеты

Кносский дворец, Крит

Для взрослого туриста входной билет стоит 15 евро, для детей до 18 лет билет покупать не требуется. Для того, чтобы сэкономить, следует приобрести билет на официальном сайте.

А пройти бесплатно можно:

  • в зимние месяцы (ноябрь-апрель): каждое первое воскресенье
  • в международный день туризма: 27 сентября
  • в праздничные дни (указаны на официальном сайте дворца)

В курортный сезон (май-октябрь) центр принимает посетителей ежедневно с 8 утра до 7 часов вечера. В зимнее время (ноябрь-апрель) комплекс работает с 9 утра до 3 часов дня. За полчаса до закрытия гостей перестают пропускать на территорию.

Где находится и как добраться

Кносский дворец, Крит

Достопримечательность находится по адресу: Minoiton, Heraklion 71409. Доехать сюда можно несколькими способами:

  1. На автобусе от Ираклиона. Номер маршрута – 2, интервал движения 10 минут. Выйти следует на последней остановке.
  2. На такси. Поскольку цель путешествия расположена всего в 6 км от центра Ираклиона, это недорого.
  3. На арендованном автомобиле. Это удобный вид путешествия: рядом с памятником имеется парковка. А сама поездка от Ираклиона не займет много времени. При движении из другого города, следует использовать навигатор.

Если исходная точка маршрута не Ираклион, а перемещаться планируется на общественном транспорте, то рекомендуется сначала добраться до городского автовокзала, затем сесть на автобус номер 2 и следовать до конечной остановки.

Источник: GuruTurizma.ru

Как попасть в Кносский дворец

Город Кносс находится в 20-ти минутах езды от Ираклиона, и туда ходит городской автобус № 2.

Остановка автобуса расположена около городского автовокзала. При выходе с автовокзала нужно повернуть направо и через 50 м будет остановка автобусов, следующих в Кносс. Если сомневаетесь, спросите у местных «Кноссос», вам махнут рукой в нужном направлении.

Остановка автобуса № 2 на схеме

схема где остановка автобуса в кносс из ираклиона

 

Около остановки стоит киоск, в котором продаются билеты. Билет из Ираклиона до Кносса стоит 1.5 евро. Купите сразу туда и обратно. Можно купить у водителя, билет в таком случае будет стоить 2.40 евро.

Автобус делает несколько остановок  в Ираклионе. Кносский дворец —  конечная.

Народу туда едет много, так что сразу понятно, куда идти от остановки.

Для тех, кто едет до Кносса на арендованной машине, около музея есть бесплатная парковка.

 

Время работы Кносского дворца и стоимость билетов

Время работы археологического комплекса: с 8:00 до 19:00 с июня по октябрь и с 8:00 до 15:00 — с ноября по май.

Входной билет во дворец стоит 15 евро (для льготников — 8). Если взять комплексный билет за 16 евро, то по нему можно пройти еще и в Археологический музей Ираклиона, который тоже надо посетить — без музея впечатление о Кносском дворце (и особенно о Минойской цивилизации) будет не полным.

Нам повезло — мы отправились в Кносс и Ираклион в последнее воскресенье сентября, в день культурного наследия, когда вход во все музеи свободный. Так что посещение Кносского дворца и Археологического музея в Ираклионе не стоило нам ни евроцента. Будете на Крите в конце сентября — используйте эту возможность.

 

Экскурсии в Кносский дворец

Экскурсии в Кносский дворец очень популярны. Их предлагают и местные турагентства, и туроператоры, которые обеспечивают приток пакетных туристов на остров Крит. Обычно в такие экскурсии включен также Археологический музей в Ираклионе и небольшая прогулка по Ираклиону.

У оператора Тезтур экскурсия в Кносский дворец из Ретимно стоила 64€. В эти 64€ был включён обед и экскурсионное сопровождение во дворце и в музее.

В уличных агентствах Ретимно можно купить экскурсию за 16€ (только трансфер: доставка в Кносс и Археологический музей, времени дается по 2 часа на каждый объект), либо за 30€ с экскурсией.

Из Ретимно можно доехать до Ираклиона самостоятельно на междугородном автобусе за полтора часа, заплатив 8,3 евро (что мы и сделали).

Брать ли экскурсию или ехать самостоятельно?

В обоих вариантах есть плюсы и минусы. При наличии знающего экскурсовода интересно послушать экскурсию. Удобно, когда подвозят сразу к входу, и не надо искать в Ираклионе нужный автобус до Кносса.

С другой стороны, во время экскурсии ты ограничен во времени и должен осматривать дворец в режиме группы. Выигрыш по деньгам в самостоятельном посещении небольшой (а если брать в уличном турагенстве только трансфер за 16 евро, то самостоятельная поездка оказывается даже дороже).

Кстати, перед входом в Кносский дворец поджидают клиентов местные экскурсоводы. Так что при необходимости можно взять экскурсовода непосредственно там, на свою небольшую компанию и ходить уже в своем темпе.

Посетителей во дворце много – и групп, и самостоятельных туристов. Мы были не в самый высокий сезон. Летом, вероятно, народу значительно больше. К тому же место открытое, в жару может быть очень жарко. Запаситесь водой и зонтами от солнца.

 

Немного о Минойской цивилизации

Кносский дворец – самый, пожалуй, известный объект Крито-Микенской, или Минойской, цивилизации, существовавшей 3-4 тысячи лет назад. А эта цивилизация – первый (из известных) росток европейской культуры.

Крит лежит на крайнем юго-востоке Европы, совсем недалеко от Азии и Африки, но дошедшие до нас произведения критского искусства того времени сильно отличаются от созданного на Древнем Востоке. Они светлы и жизнерадостны. Их художественный язык внятен нам, их образы, их эстетика вполне созвучна европейской.

Некоторые вещи удивительно повторяются в искусстве 20 века. Изображения людей с их удлинёнными руками и огромными миндалевидными глазами будто выполнены художниками-модернистами.

кносский дворец фрески

 

А труженики на празднике урожая со счастливыми лицами несущие полновесные снопы пшеницы, и могучие круторогие быки не напоминают ли нам скульптуры на ВДНХ?

стеатитовый сосуд

кносский дворец

 

На Крите существовал культ быка, символизировавшего, вероятно, мощь природы и плодородие. Изображения быка или бычьей головы, порой очень выразительные, попадаются регулярно. Кроме того, на стенах дворца довольно часто попадаются изображения рогов.

минойский бык

кносский дворец

 

Частью этого культа были игры с быками. Есть несколько изображений, показывающих акробатические прыжки через несущегося быка. С этими эгейскими обычаями связана, предположительно, иберийская традиция корриды. И греческий миф о кровожадном монстре Минотавре, человеке с бычьей головой, которого побеждает Тесей, — тоже отсюда.

 

Прекрасные изображения гордых женщин говорят о высоком положении женщин в критском обществе, что не похоже на восточные страны того времени.

 

Некоторые историки предполагают, что на Крите той эпохи было вполне демократичное общества с культом сельского труда и что дворцы в Кноссе, Фесте, Малее и Закросе были не дворцы царей, а центральные части городов, в которых столетиями жили свободные и счастливые люди, занимавшиеся творческим трудом. Настоящий золотой век!

Возможно, что и царей в ту эпоху на Крите не было. За это говорит тот факт, что в египетских  папирусах, посвящённых Криту (а таковых много, ибо древние египтяне активно торговали с Критом) ни разу не названы имена царей Крита, не указаны их титулы, но всегда говорится о народе Крита. При том, что обожествлявшие своих фараонов египтяне очень внимательно и уважительно относились к владыкам других земель и их титулам

В этих дворцах очень сложная планировка, в них отсутствует симметрия, но при этом они ориентированы строго по сторонам света. Наверное, это потому, что они строились постепенно в течение длительного времени, и к старым постройкам по мере надобности и развития пристраивались новые.

 

Считается, что легенду о лабиринте, из которого практически нет выхода, греки создали, увидев дворцы на Крите. Ну, а творцом чудесного дворца-лабиринта, согласно мифам, был знаменитый мастер Дедал, тот самый, который улетел с Крита вместе с сыном Икаром на самодельных крыльях. Впрочем, это совсем другая история.

Возможно, однако, что легендарный царь Минос всё-таки имел реальный исторический прообраз, и только буйная фантазия древних греков придала ему сказочные черты и сделала сыном Зевса.

Сказать точно, стоял ли во главе Крит царь или нет, как было устроено критское общество, о чём думали и чем занимались древние критяне, историки пока не могут.

Им остаётся делать догадки и предположения, ибо письменности (а их было несколько: иероглифическое письмо, линейное А и линейное Б)  пока расшифрованы очень приблизительно, да и короткие записи носят в основном хозяйственный характер.

Достоверно известно, что долгое время критяне господствовали в восточном Средиземноморье. Их мощь была так велика, что во дворцах на Крите не обнаружили никаких следов укреплений. Не от кого им было обороняться. Наоборот, отсталые окрестные народы вынуждены были платить дань гордым критянам и посылать им в качестве заложников или рабов своих юношей и девушек. Вспомните ту же легенду о Тесее.

Но не мифический Тесей победил царя Миноса и его сына Минотавра. Если бы не чудовищное извержение вулкана на Санторини, произошедшее около 1500 года до нашей эры и вызвавшее гигантскую в условиях замкнутого Средиземного моря волну цунами высотой до 100 метров, которая буквально смыла города минойской цивилизации, то история Европы пошла бы по-другому. О высоте этой волны ярко говорит тот факт,  что разрушенный ей Кносский дворец расположен на холме высотой 85 метров над уровнем моря.

 

Исследование и воссоздание Кносского дворца

Мы можем любоваться творениями древних жителей Крита благодаря гениальной реконструкцией сэра Артура Эванса и датского архитектора и художника Пита де Йонга, работавшего под его руководством.

Имя Эванса стоит в одном ряду с именем Генриха Шлимана, который, опираясь на текст Илиады, открыл Трою. Эванс тоже, не будучи профессиональным археологом и так же опираясь на мифы о Тесее, открыл целую минойскую цивилизацию, которую он же и назвал «минойской». То есть, получается, что древнегреческие мифы не всегда выдумка, а иногда довольно точно передают историческую правду, раз на их основании совершены такие открытия.

В 1900 году Эванс начал раскопки Кносского дворца и продолжал их до 1930 года. Хотя обнаружен дворец был задолго до Эванса, и раскопки там начал местный археолог-любитель Минос Калокеринос.

Эванс гениально отреставрировал, а, точнее, воссоздал значительную часть этого дворца. Сейчас профессиональные историки его за это много ругают.  Говорят, что Эванс при воссоздании дал волю своей фантазии, и что, дескать, дворец был не таким, и что его интересовал только культурный слой, связанный со вторым дворцом, а остальное он уничтожил. Дело в том, что поселения на месте дворца были и ранее. Так, первый дворец, разрушенный землетрясением, существовал с 2000 до 1700 года до н. э. А позднее там была римская колония.

 

Может, что-то Эванс и делал неправильно, возможно, в чём-то грешил перед наукой. Но, не будь Эванса, не знали бы мы о прекрасных фресках и не любовались бы ни на что не похожими колоннадами и помещениями дворца.

Благодарные греки установили Эвансу памятник около дворца, а на родине он был возведён в рыцари.

Раскопки и восстановительные работы в районе дворца ведутся и сейчас, однако в основе он остается таким, каким его воссоздал Эванс.

 

Кносский дворец

Расположен Кносский дворец в нескольких километрах от моря среди холмов, поросших соснами, кипарисами, оливами и виноградом. Вдалеке видны горы.

кносский дворец

кносский дворец колонны

 

Критская природа замечательно гармонирует с древними развалинами. Включив воображение, можно представить, как к дворцу со всех сторон спешили люди, дабы принести ему свои дары. С севера, от моря шли торговцы с товарами из далёких стран и рыбаки с уловом, с гор спускались пастухи, ведя коз и овец, из окрестных деревень крестьяне несли плоды земли: оливки, виноград, злаки и овощи. А из  великого города, столицы богатой морской державы, во все концы света отправлялись купцы и чиновники…

 

Дворец, имевший более тысячи помещений, при всей сложности и хаотичности, хорошо структурирован. Входы в него ведут строго с севера, юг, запада и востока, а в середине  расположен центральный двор (как и в остальных критских дворцах). Стены сложены из гладко отёсанных каменных блоков.

кносский дворец

 

Частично сохранилась раскрашенная штукатурка, которой был облицован дворец.

кносский дворец фрески

 

Необычной, расширяющейся кверху формы колонны были и красные, и чёрные, и белые.

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец фрески

кносский дворец фрески

 

Деревянные антисейсмичные перекрытия, понятное дело, не сохранились, и Эванс восстановил их из железобетона, стилизовав под дерево.

кносский дворец перекрытия

 

При строительстве сооружений Кносского дворца были впервые в истории человечества  созданы (во всяком случае, более ранние не известны)  многоэтажные (до 5 этажей) постройки.

кносский дворец

кносский дворец колонны

 

Этажи соединяли широкие лестницы, по которым и сейчас удобно подниматься.

кносский дворец

 

Во дворце имелись центральное отопление, канализация и водопровод. Керамические трубы хорошо сохранились.

Была решена проблема освещения помещений при отсутствии оконного стекла – были использованы световые колодцы и коридоры.

кносский дворец

 

Дворец включал парадные залы, жилые помещения, мастерские и склады. Так, Эвансом был обнаружен роскошный стул, который он идентифицировал как трон.

кносский дворец колонны

 

В этом же помещении был обнаружен небольшой бассейн, предположительно для омовений. Вдоль стен тянутся скамьи, а сами стены разрисованы ни на что не похожими загадочными грифонами. Был ли это действительно тронный зал, как предполагал Эванс, или это помещение использовалось для религиозных ритуалов, или там заседал какой-то совет – нам остаётся только гадать.

кносский дворец, "тронный зал"

кносский дворец фрески

 

Был в древнем Кноссе свой театр. Во всяком случае, так это сооружение назвал Эванс.

кносский дворец театр

 

Стены дворца украшали великолепные фрески и раскрашенные барельефы. Они сохранились лишь частично, но их замечательно восстановили под руководством Эванса швейцарские художники, отец и сын Эмиль Жилерон-старший и Эмиль Жилерон-младший и Пит де Йонг. Стиль этих изображений самобытный. И хотя отдельные детали напоминают этрусские, египетские или ближневосточные произведения, но в целом минойские творения ни с чем не перепутаешь. Они, на мой взгляд, оставляют самое большое впечатление от Кносского дворца.

кносский дворец фрески

кносский дворец фрески

кносский дворец фрески

 

И напоследок — несколько видов Кносского дворца

кносский дворец фрески

кносский дворец
кносский дворец фрески
кносский дворец
кносский дворец фрески

кносский дворец

 

Кроме дворца в Кноссе, на Крите есть ещё дворцы в Фесте, Малее и Закросе, относящиеся к той же эпохе. В этих археологических зонах обнаружено много интереснейших артефактов минойской культуры. Они даже более аутентичны, поскольку там не проводились реставрационные работы. По этой же причине они не так раскручены. В следующий свой приезд на Крит постараюсь побывать и в этих дворцах.


Полезные сайты для подготовки к путешествию

– поиск авиабилетов – Aviasales

– подбор отелей – Booking (если вы еще не зарегистрированы на Booking, то можете сделать это по моей пригласительной ссылке. В таком случае Booking вернет вам на карту 1 тыс рублей после того, как вы забронируете жилье и совершите первую поездку).

– съём жилья у хозяев – Airbnb или Суточно.ру

– подбор готовых туров – Travelata и Level.travel

– оформление туристической страховки – Cherehapa

– заказ такси/трансфера – KiwiTaxi или intui.travel

– заказ экскурсий на русском языке – Tripster
– экскурсии на английском – GetYourGuide

– прокат авто – Economybookings

– универсальная сим-карта, одна для всех стран – Drimsim

– ж/д и автобусные билеты в Европе – Omio.com и Rail Europe

– прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов – BikesBooking



Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку. ПОДПИСАТЬСЯ

Источник: putevye-istorii.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.