Дворец царя миноса на крите



Видео: 3D реконструкция Кносского дворца

Основные моменты

Восстановленный северный вход в Кносский дворец

Мало кто знает, что впервые увидеть Кносский дворец ученым довелось только в конце XIX века. До этого времени обитель греческого царя Миноса была известна только по легендам. Сюжеты многих из них выглядели настолько неправдоподобными (например, о том, что Минос содержал здесь в лабиринте Минотавра, которого царица родила от священного быка Посейдона), что давали повод усомниться: Кносский дворец когда-то реально существовал или является порождением мифов?

Этот вопрос так и остался бы, наверное, без ответа, если бы не выдающийся археолог Артур Эванс, который задался амбициозной целью доказать его существование. В результате раскопок был обнаружен не просто замок, а целый город из далекого прошлого.


ошло уже столько лет, а Кносский дворец не перестаёт волновать умы и сердца множества любознательных и неравнодушных людей – историков, археологов, архитекторов и просто ценителей старины, любителей путешествий. Здесь, недалеко от столицы острова – города Ираклиона и всего в нескольких километрах от побережья Критского моря, словно остановилось время. Во время осмотра достопримечательности туристов не покидает ощущение, что перед ними открывается величественная Древняя Эллада. Она не осталась за завесой тысячелетий, а продолжает удивлять нас и сегодня!

Археологические раскопки

Фреска «Парижанка», жрица божества, XV век до н. э. Археологический музей Ираклиона

До 1914 года Крит принадлежал Турции. Предположение о древней цивилизации на острове делал еще в начале девятнадцатого века британец Роберт Пэшли. Но турецкие власти не давали согласие на проведение археологических работ. На месте, где сегодня мы видим Кносский дворец, раньше были сельскохозяйственные угодья. В этом районе испокон веков находили кольца, амфоры, глиняные горшки. Землями владел турок, в его планы продажа земель не входила, и раскопки проводить он не собирался.

Холмом заинтересовался местный кладоискатель Минос Калокеринос. В 1878 году он начал раскопки со стороны западных кладовых и обнаружил глиняные сосуды, наполненные бобовыми, амфоры и другие предметы обихода. Находки он подарил музеям, пытаясь привлечь внимание властей к сокровищам. С ним переписывался Генрих Шлиман, известный немецкий археолог-самоучка, который принимал участие в раскопках Трои, нашел золотые сокровища и клад Приама. Калокеринос догадывался, что эти земли хранят сокровища древней цивилизации, но полномасштабные работы проводить не мог.


Честь открытия минойской культуры принадлежит уже упомянутому Артуру Эвансу. Он долгое время работал хранителем в музее Эшмала при Оксфордском университете. Его заинтересовали иероглифы на разных артефактах с острова Крит. Эванс обращался в ведущие общества, занимавшиеся древностями: Берлинский музей и Лондонское общество. Так он собрал около 60 различных иероглифов.

В 1894 году Эванс все-таки выкупил земли, а в 1897 году началась греко-турецкая война. 16 марта 1900 года – официальная дата открытия минойской культуры. В последующие двадцать лет активно проводились раскопки. Многие найденные артефакты, оригиналы фресок, статуэтки сегодня хранятся в Археологическом музее Ираклиона. Артур Эванс и назвал цивилизацию минойской.

Руины Кносского дворца

Многие ученые скептически и неодобрительно относятся к деятельности Артура Эванса на территории Кносского дворца. При восстановлении он чаще руководствовался фантазией, чем исторической достоверностью. Кроме того, британцев интересовал больше «новодворцовый» период, и бесценные следы более ранней истории исчезли бесследно.

Несмотря на споры вокруг персоны археолога, именно благодаря ему мы сегодня можем прикоснуться к истории самой древней цивилизации в Европе.


Ванная комната

Из истории Кносского дворца

Древние греки упоминали о Кноссе как о самом главном городе острова Крит. При раскопках поселений римлян были найдены монеты с надписями «Кнос» или «Кносион», с изображениями минотавра и лабиринта. И, собственно, Кносский дворец – не первое сооружение на данной территории. Ученые доказали, что в период 2000-1700 гг. до нашей эры здесь уже стоял дворец. Он был разрушен землетрясением (приблизительно в 1700 г. до нашей эры). Это был так называемый «стародворцовый» период.

«Новодворцовый» период (1700-1450 гг. до нашей эры) совпадает с расцветом цивилизации. Кносс насчитывал порядка 90 тысяч жителей, а дворец являлся сердцем города, административным и культурным центром.

Кносский дворец, реконструкция

Интересно, что минойским сооружениям не свойственны укрепления и защитные сооружения. Напрашивается вывод, что местные жители чувствовали себя в безопасности и не боялись нападения. Кносс находится на пересечении морских торговых путей. Есть доказательства, что минойцы занимались пиратством, их связывали дружественные отношения с Древним Египтом.

Стены дворца

Между 1628 и 1500 г. до нашей эры на острове Фира произошел вулканический взрыв. За ним последовали землетрясение и цунами. Некоторые ученые связывали с Критом знаменитую Атлантиду. Утверждали, что минойцы и есть исчезнувшие атланты. Но впоследствии археологи обнаружили следы вулканического пепла под минойскими строениями. А это значит, что дворец восстанавливали, и он простоял еще около ста лет. В 1450 г. мощнейший пожар разрушил сооружение окончательно.


Следующая загадка состоит в том, что примерно в одно и то же время сгорело несколько дворцов на острове (дворец Феста и дворец Закрос). При этом на раскопках не было обнаружено никаких останков живых существ. Но Кносский дворец, в целом, порождает больше вопросов, чем ответов.

Мифы, связанные с Кносским дворцом

Кроме версий об Атлантиде, это место связывают еще с одной очень интересной историей. Имя Миноса, царя Кносса, упоминается в произведениях Гомера и других его современников. Историки утверждают, что это реальная историческая личность, но он не был жителем Крита, а прибыл из Греции. Это был могущественным правитель, который объединил остров и победил пиратов. Минос добился процветания и благополучия Крита. В распоряжении царя был огромный флот и многотысячное войско. Другая версия говорит, что «минос» – понятие собирательное, обозначает титул правителя острова.

Царь Минос

Согласно мифам, Минос – сын Зевса и Европы. Зевс велел Астерию, который на то время был правителем острова Крит, взять в жены Европу, а ее детей усыновить. Минос унаследовал власть. Как-то царь попросил Посейдона дать ему красивого быка, которого пообещал принести богу моря в жертву. Бык был необыкновенно красивый – огромный и белый. Миносу не хотелось расставаться с таким красавцем. И он пожертвовал коня. Посейдон рассердился и внушил жене Миноса противоестественную страсть к быку. Как она ни сопротивлялась влечению, ничего поделать не смогла. В результате родилось страшное чудовище Минотавр – человек с головой быка. По одной версии, бедная женщина при родах умерла, по другой – ее заточили с сыном в лабиринт. Сооружение, из которого невозможно было выбраться, построил Дедал (отец Икара). Пленников бросили в центр лабиринта.


После победы Миноса над Афинами, царь потребовал у Эгея, правителя города, дань – отправлять раз в девять лет 14 юношей и девушек на съедение Минотавру. Два раза приносилась страшная жертва, а на третий – в числе пленников поехал Тесей, сын Эгея, правителя Афин. В героя влюбилась Ариадна, дочь Миноса. Она знала, что даже если любимому удастся победить чудовище, Тесей не выберется из лабиринта. Девушка подарила герою волшебный клубок. Тесей шел и разматывал его, в центре лабиринта нашел спящего Минотавра и убил его. Сматывая нитки, Тесей вышел к Ариадне.

Перед поездкой юноша договорился с отцом, что в случае удачи сменит черные паруса на белые. Но забыл об уговоре. Когда Эгей увидел возвращающиеся корабли с черными парусами, в отчаянии прыгнул со скалы в море. Оно стало называться Эгейское. Версии о смерти Миноса – противоречивые. Однако едины в одном: даже после кончины правитель решал судьбы людей, только уже в царстве мертвых.

Есть версии, что Кносский дворец – это и есть знаменитое обиталище Минотавра. И глядя на схему дворца, располагающего внушительным числом самых разных помещений, начинаешь в это верить. Правда, скептики утверждают, что Кносский дворец постоянно достраивался, а минойцы имели слабое представление о симметрии зданий.


Легенда о минотавре

Обустройство дворца и интересные находки

Принцип возведения дворцов того времени на острове Крит был примерно одинаков для всех. Помещения сооружались вокруг центрального двора. Кносский дворец был самым впечатляющим, это была резиденция правителей острова. Размеры сооружения впечатляют: 180 на 130 метров. Местами сооружение занимает пять этажей. Во дворце действовала система водоснабжения и канализации, и не только! Здесь было еще много того, что мы самонадеянно считаем достижениями исключительно современной цивилизации: туалеты со смывом и даже акустические системы.

Рога минотавра

Архитектуру Кносского дворца некоторые исследователи называют не иначе, как странной. Только представьте себе: тут сосредоточено несколько тысяч комнат, соединенных между собой таким количеством переходов, подъемов и спусков, которые никто не задается целью пересчитать – дело явно безнадежное.

Главный вход в Кносский дворец предположительно был с Западного двора. Здесь сохранились фрагменты «стародворцового» периода. Сразу привлекают внимание выложенные камнем отверстия – три «бублика». Согласно одной версии, их использовали во время жертвоприношений, согласно другой – для хранения зерна. Далее через коридор – проход в Центральный двор, это место еще называют «Дорогой Процессий». На стенах – фрески с изображением молодых людей с подношениями. Главным божеством у минойцев считается богиня плодородия Астарта. На территории дворца были найдены скульптуры и фрески с ее изображением.


Северная сторона дворца

Центральный двор выложен огромными плитами. Тут, по версии ученых, проводились ритуалы, церемонии и посвящения. На верхние этажи ведет лестница. Здесь предположительно находились приемный покой и парадные залы, украшенные колоннами и пилястрами. С главного этажа видны узкие продолговатые помещения. Ученые склоняются к версии, что это – кладовые. Тут же находится ряд квадратных ям. Согласно основной версии, в них хранилось оливковое масло, так как остались более интенсивные следы от пожара. На стенах зала – изображения символов, звезд, лабриса. Последний был не только двухсторонней секирой, но и символом власти правителя.

Самый популярный у туристов – Тронный зал Кносского дворца. Здесь можно увидеть каменный трон, перед ним стоит круглая чаша, вдоль стен – каменные скамьи. Помещение рассчитано примерно на 16 человек. Служило, как представляется сегодня, для аудиенций. Интересно, что во время раскопок в зале были найдены разбросанные глиняные сосуды. Что произошло здесь – останется навсегда загадкой.

Тронный зал Кносского дворца

Обязательно нужно посетить Зал фресок. Тут находятся копии, многие оригиналы были найдены в плачевном состоянии. Они были реставрированы и находятся в Археологическом музее в Ираклионе. Минойские фрески отличаются реалистичностью и насыщенными цветами. Самые знаменитые: «Игры с Быками», «Принц с лилиями», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Голубая птица», «Бык», «Носитель ритона» и многие другие. Популярные герои изображений – быки, грифоны, люди.


Фрески в Кносском дворце Трехчастное святилище

Трехчастное святилище знаменито тем, что здесь были найдены глиняные таблички с так называемым «письмом Б». Различают два вида письменности: линейное письмо А и Б. Ни одно не было расшифровано. Рядом со Святилищем – две темных комнаты с углублениями в полу. В подобных хранилищах были найдены статуэтки, глиняные вазы.

Артур Эванс полагал, что Западная часть Кносского дворца – церемониальная, а Восточное крыло – царские покои. Многие историки это оспаривали. Зал двух секир узнаваем благодаря угловому портику с шестью колоннами. Ванная комната царицы отделена стеной с окном. Можно полюбоваться прекрасной фреской «Дельфины». Здесь были найдены драгоценности, изделия из слоновой кости. Рядом косметическая комната и помещение с отверстием (предположительно канализационным). Бассейны для омовения не имеют дренажной системы.

Дерево проросшее сквозь плитыВид на руины

Мастерская Ремесленника, Гончарная мастерская, склад гигантских пифосов, театр – все это особенно впечатляет туристов, посетивших Кносский дворец, поскольку возраст некоторых экспонатов около 4 тысяч лет. Сосуды высотой в человеческий рост искусно украшены рельефами.


ТеатрСклад гигантских пифосов

На территории Кносского дворца была найдена игра, похожая на нарды или шашки, украшенные слоновой костью, золотом, серебром, горным хрусталем. Скульптуры и драгоценности отличаются искусным выполнением. На фресках – тонко вырисованные персонажи. Неудивительно, что минойская культура оказала огромное влияние на восточное Средиземноморье, а после вторжения греков-ахейцев – на остров Крит и остальную Грецию.

Практическая информация для туристов

Восстановленная фреска

Кносский дворец расположен в 4 км от города Ираклион. Можно доехать на машине, возле дворца есть бесплатная и платная стоянки. Рядом с автобусной станцией в киоске можно приобрести билеты на автобус (2-2,5 евро). Транспорт ходит регулярно. При подъезде к городу из автобуса уже хорошо виден этот памятник архитектуры. От предстающих взору пейзажей просто захватывает дух. Развалины монументальных античных строений, будто раскиданные среди огромных сосен, потрясают воображение. Кносский дворец окружают величественные горы, отчетливо просматривающиеся на фоне синего неба.

Собираясь на экскурсию, не забудьте взять головные уборы, поскольку температура здесь всегда выше, чем у моря. Обязательно захватите большое количество воды. Позаботьтесь об удобной обуви – ходить придется много.

Можно заказать экскурсию или знакомиться с достопримечательностью самостоятельно. Везде есть таблички с описаниями Кносского дворца. Однако опытные туристы, которые уже бывали здесь, советуют брать с собой путеводитель, потому что территория Кносского дворца огромна и многим информация на табличках кажется недостаточной.


Около достопримечательности имеются сувенирные лавки и кафе, где можно что-то прикупить на память и перекусить.

Здесь всегда много туристов, ориентируйтесь на небольшую вывеску-указатель.

Входной билет обойдется в 6 евро.

Часы работы: с мая по октябрь – с 8 до 19 часов; с ноября по март – до 15 часов.

Источник: wikiway.com

Легенда о Минотавре

Учёные, которые занимаются изучением минойской цивилизации, всё больше склоняются к мысли, что легенда о Минотавре возникла не просто так, а имела вполне реальную жизненную историю. По одной из версий, «полубог» являлся учителем царя Миноса, звали его Тавр и был он очень жестоким человеком, который нередко организовывал бои, предлагая в качестве приза афинских детей.

Награда обычно ему и доставалась: он был очень искусным воином и победить его способен был не каждый. Так, долго продолжаться не могло – и, в конце концов, победу над ним одержал афинянин Тесей, в результате чего царь Минос освободил его город от уплаты дани молодыми людьми.

Есть ещё одна гипотеза, которая раскрывает секрет возникновения легенды о Минотавре. Некоторые учёные утверждают, что борьба с быком была хорошо продуманным театральным представлением и являлась ритуалом посвящением молодых аристократов (многочисленные фрески Кносского дворца непосредственно рассказывают об этом событии).

Дворец

Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.

Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.

Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.

К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.

Двор Кносского дворца

Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.

Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).

С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.

Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.

Дворец изнутри

Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.

Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы.  Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).

Гибель Кносса

Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.

Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.

Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.

Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.

Кносский дворец в наши дни

Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст. после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.

Источник: awesomeworld.ru

История

Во времена минойской цивилизации (2700-1400 годы до нашей эры) наиболее развитые области острова представляли собой поселения вокруг так называемых дворцов — масштабных и сложных комплексов, в которых концентрировалась политическая, экономическая и общественная жизнь. Подобные дворцы существовали в Закросе (Zakros, Ζακρος), Малии (Μαλια, Malia), Фесте (Phaistos, Φαιστός) и, конечно, в Кноссе.

Как был найден Кносский дворец? Многие учёные искали точное расположение этих городов, но первым, кто определил местонахождение Кносского дворца и начал раскопки, был грек Минос Калокеринос (Minos Kalokairinos, Μίνως Καλοκαιρινός), среди прочего обративший внимание на характерной формы холм с сельскохозяйственными угодьями, а также находки различных предметов местными жителями. Работы начались в 1878 году, однако вскоре были остановлены турками, под чьей властью находился Крит в то время. Открытия не случилось.

В 1900 году за раскопки взялся первооткрыватель Минойской цивилизации английский археолог Артур Джон Эванс, который скупил все земли вокруг предполагаемого месторасположения дворца. Именно эта дата считается официальной датой открытия им Минойской цивилизации со всем её удивительным богатством.

Первый и второй дворцы Кносса

Археологи и историки говорят о двух различных периодах существования дворца: первый дворец в Кноссе был возведен в конце 2000 годов до нашей эры, просуществовал до 1700 года до нашей эры и был разрушен землетрясением. Позднее, в период от 1700 до 1400 годов, на пике минойской цивилизации дворец был отстроен заново, но пострадал от пожаров и снова был разрушен. То, что можно наблюдать в наши дни, представляет собой руины и частично восстановленные объекты в основном именно второго строения из «новодворцового» периода.

Архитектура Кносского дворца

Когда-то впечатляющий и величественный, Кносский дворец представлял собой грандиозное сложное многоэтажное строение с более чем 1300 помещениями разнообразного назначения. Чёткого и единственно верного плана дворца не было: строения и расположенные на разных уровнях помещения достраивались с ходом времени, не всегда очевидно соединяясь хитросплетениями коридоров и лестниц; во дворце было легко запутаться и потеряться, так как в нём было множество потайных комнат, залов, коридоров и тупиков. Бессистемно и хаотично — элементы появлялись там, где они были нужны, не заботясь о гармоничном виде и «картине в целом». Вместе с тем, дворец был не только масштабным и роскошным, но также и высокотехнологичным строением, обладал серьёзной системой водоснабжения и канализации: отдельный трубопровод доставлял воду во дворец, другой отвечал за наполнение ванн и бассейнов, третий предназначался для отвода использованной воды.

Более 24000 квадратных метров площади вместили в себя даже театр и складские помещения, не говоря о разнообразных дворах, мастерских, залах, святилищах и, конечно, царских покоях. Обилие фресок и широта цветовой гаммы во внутренних убранствах впечатляет: использовались голубая, бирюзовая, оранжевая краска, но в основном ярко-красная в сочетании с черной. Оригинальные фрески, а также все найденные предметы можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона.

План Кносса

  1. Западный двор Кносского дворца, по одной из версий, когда-то служил главным входом в Кносс. В наши дни он также является главным входом в комплекс, и именно здесь начнётся экскурсия в Кносский дворец.
  2. Кулурес — три довольно большие ямы при входе, которые полностью выложены булыжником изнутри. По некоторым предположениям, использовались для хранения зерна, по другим — для останков после жертвоприношений. Эта часть дворца относится к «стародворцовому» периоду, то есть к самой старой застройке.
  3. Западный портик, восточная часть которого была украшена фресками с изображениями игр с быком.
  4. Коридор с фреской «Процессия» — часть коридора была разрушена, и разные источники указывали на различные назначения этого строения. Коридор был украшен фресками с изображениями девушек и юношей, несущих дары богине или жрице. Второе название коридора — «Дорога процессий».
  5. Южный дом — трёхэтажное строение, предположительно построенное специально для верховного жреца. Датируется 1600 годом до нашей эры.
  6. Южные Пропилеи — продолжение «Дороги процессий» с большой лестницей, ведущей на главный уровень дворца (верхний этаж содержал в себе большинство культовых помещений Кносского дворца). Здесь же находится знаменитая фреска, изображающая юношу с сосудом конической формы — «Носитель ритона». Пифосы (πίθος, большой кувшин), найденные в северной части, указывают на то, что потенциально это место могло использоваться и как кладовые.
  7. Западные кладовые — комплекс помещений с расставленными пифосами и пустыми объёмами, использовавшимися для хранения разнообразных товаров: зерна, масла, шерсти и т. п.
  8. Тронный зал — самое популярное и известное помещение с каменным троном, небольшой ванной для омовений и каменным постаментом святилища. Стены этого зала украшены фресками с изображениями грифонов, а над ним находится Зал Фресок с копиями фресок «Игры с Быками», «Голубая птица», «Голубая обезьяна», «Дамы в голубом», «Собиратель шафрана» и копии других находок.
  9. Трёхчастое святилище получило своё название благодаря делению помещения на три части. Здесь были найдены таблички с линейным письмом и глиняные печати.
  10. Центральный двор — центр Кносского дворца, большая площадь, выложенная ровными плитами. По мнению учёных, здесь проходили все крупные общественные мероприятия.
  11. «Принц с лилиями» — копия фрески, изображающая юношу среди цветов.
  12. Большая или Парадная лестница, раскинувшаяся на четыре этажа, соединяла четыре уровня дворца, два из которых были ниже уровня Центрального двора.
  13. Святилище двойных секир — символизировало политическую и религиозную власть царя Миноса.
  14. Мегарон царицы — большой зал с колоннами и одна из самых знаменитых фресок Кносского дворца «Дельфины».
  15. Зал двойных секир — место, где, предположительно, находился мегарон царя.
  16. Мастерская Ремесленника и школа, где во время раскопок были найдены инструменты для обработки камня, незаконченные изделия и т. п. Рядом находилась школа, где обучали письму, но по другой версии — гончарная мастерская, так как были найдены ступы для замешивания глины и предположительно гончарные инструменты.
  17. Склад гигантских пифосов — огромные глиняные сосуды, складируемые в специальных помещениях. Эти пифосы датируются 2000 годом до нашей эры, им более 4000 лет.
  18. Коридор Затрикия, также Шахматный Коридор или Коридор шашечной доски получил своё название благодаря найденной здесь игре, которая напоминала шашки или нарды. Фигуры были сделаны из слоновой кости с использованием золота и серебра.
  19. Северный вход и коридор северного входа связывал вход во дворец с его главной площадью — Центральным двором. Предполагается, что эти руины относятся к стародворцовому периоду.
  20. Гипостильный зал — табличка с английским вариантом называет его «customs», то есть таможня. Артур Эванс предполагал, что эти помещения использовались для досмотра всех товаров и вещей, попадавших затем во дворец.
  21. Северный бассейн омовений, облицованный плитами и обнесённый традиционными для Кносского дворца колоннами. Эванс предполагал, что это место предназначалось для «омовения» всех посетителей, которые входили в Кносский дворец через Северный вход.
  22. Театр — мощёная плитами и ограниченная с двух сторон лестницами площадь, по форме напоминающая театр. Между лестницами находится возвышение, и, согласно мнению Артура Эванса, оно служило своего рода «царской ложей», откуда всё семейство наблюдало за представлениями.

Колонны Кносского дворца

Одна из самых узнаваемых достопримечательностей Кносского дворца — широко известные красные колонны, образ которых можно встретить едва ли не во всей туристической и сувенирной продукции, начиная с фотографий в путеводителях по Криту, книг, открыток, календарей и вплоть до магнитиков на холодильник. Колонны интересны тем, что, в отличие от обычных колонн, они не строго прямые, не расширяющиеся книзу, а наоборот — сужающиеся, за что получили название «иррациональных». Кстати, современный их вид — результат работ Артура Эванса по реконструкции и воссозданию элементов дворца.

Реконструкция Артура Эванса

Если вы ожидаете увидеть здесь огромный дворец в несколько этажей, с роскошными залами и дворами — всё это было, но, увы, 3500-4000 лет назад. Несколько землетрясений, пожаров да и попросту время сделали своё дело — уцелело довольно мало объектов, часть из которых подверглась серьёзной реставрации, а большинство оригинальных находок и фресок перенесено в Археологический музей Ираклиона.

Нынешний Кносский дворец нельзя назвать «раскопками» в полном смысле этого слова, так как Артур Эванс тут же занялся и восстановительными работами. Иногда, по словам других археологов, во время реконструкции он допускал в процесс слишком много собственного воображения в ущерб точности.

Тем не менее, в том числе и благодаря методам реставрации Артура Эванса (пусть даже и спорным), сейчас легче представить облик дворца в древние времена, когда минойская цивилизация была в зените своей славы.

Секреты Кносского дворца: Лабиринт Минотавра

Минойская цивилизация — одна из самых малоизученных и загадочных цивилизаций, даже несмотря на большое количество найденных артефактов. Кносс тому не исключение, и каждый камень здесь имеет свою легенду. Существуют предположения, что известный нам всем ещё из курса школьной истории Лабиринт Минотавра, по бесконечно запутанным коридорам которого якобы бродило чудовище с телом человека и головой быка — Минотавр, располагался либо в ближайших окрестностях дворца, либо и вовсе был самим дворцом! В какой-то степени последнее утверждение может претендовать на правду — уж слишком сложными и запутанными выглядят все строения, множества коридоров и переходов в Кносском дворце, а масштаб его просто впечатляет!

Любопытно, что за всё время раскопок (а один только Эванс посвятил им более 30 лет) здесь не было найдено костей людей или животных — никаких останков живых существ вообще!

Возможно, всё это просто очередная легенда: сложность конструкции объясняется отсутствием чувства гармонии и знания симметрии, постоянными стройками и пристройками, а слово «лабиринт» на самом деле было словом «лабрис», что на лидийском означает «двойную секиру», символ которой был священным для минойцев. Так что можно запомнить кто построил лабиринт на Крите согласно греческой мифологии, так как наверняка, похоже, этого не знает никто.

Билеты и время работы Кносского дворца

Экскурсия в Кносский дворец занимает едва ли не первые места среди предложений туроператоров, равно как и уличных туристических агентств — предложения отправиться в Ираклион и Кносс вы увидите практически везде. Экскурсию и гида, кстати, можно взять в последний момент уже на месте: перед входом предлагаются организованные экскурсии стоимостью 10 евро с человека, только нужно дождаться набора группы в 10 человек.

Посещение Кносского дворца возможно вне зависимости от сезона: Кносс открыт в течение всего года, с разницей только лишь в расписании:

  • с ноября по март — с 9:00 до 15:00;
  • с апреля по октябрь — с 8:00 до 19:00 по будням и до 15:00 по выходным.

Хотите погулять без толп туристов? Либо приезжайте не в сезон, либо с утра пораньше или наоборот во второй половине для, ближе к вечеру. После 10-11 часов утра парковка будет забита туристическими автобусами, а территория Кносса — туристами.

Билет в Кносский дворец стоит 6 евро для взрослых, а для детей вход и вовсе бесплатный. С ноября по март и в дни греческих праздников вход в Кносс бесплатен для всех!

К чему быть готовым и что брать с собой?

Помимо фотоаппарата — удобную обувь, лёгкую одежду, солнцезащитный крем и воду, если вы будете здесь в дневное время в летний сезон. Несмотря на небольшое удаление от моря, днём здесь очень и очень жарко, а тени практически нет.

Если вы не большой любитель древности, а читать греческие или английские тексты с расставленных табличек не входит в ваши планы, возможно стоит нанять гида или присоединиться к какой-нибудь из групп — гулять по руинам с осмысленными комментариями будет значительно интереснее. На крайний случай озаботьтесь русскоязычным путеводителем заранее, например, возьмите путеводитель от Игоря Тимофеева. Соотносить увиденное вживую с подробной информацией гораздо увлекательнее простой прогулки среди руин 🙂

Источник: www.heraklion.ru

Загадочный и таинственный Крит: предыстория

Культура древнего Крита овеяна многочисленными мифами и тайнами. Так древние греки считали, что остров был родиной верховного бога Зевса. Затем Громовержец отдал земли своему сыну Миносу – одному из самых могущественных правителей древности. Здесь же, согласно легендам, находился лабиринт, выстроенный по повелению Миноса мифическим строителем Дедалом.

О настоящей истории Крита заговорили только в начале XX в., когда были открыты сенсационные археологические памятки и артефакты, в результате чего стало известно о существовании государственности, возникшей задолго до Древнегреческой.

В 1900 г. британский археолог Артур Эванс приступил к раскопкам близ Кноса. Первые же проникновения в культурный слой почвы открыли взору исследователей доказательства существования на этих землях поселений. А уже спустя две недели взору ученых предстали останки строений, занимавших площадь 2,5 га. Своими очертаниями они напоминали лабиринт.

Обилие комнат и залов со множеством дверей и сложной схемой коридоров даже в разрушенном состоянии могли запутать кого угодно. Все это навело ряд исследователей на мысль о том, что найденный Кносский дворец принадлежал когда-то полумифическому царю Миносу, отцу Ариадны и хозяину ужасного существа Минотавра.

Так была открыта цивилизация, получившая в современной истории название «крито-микенская».

Кносский дворец: архитектура и внутреннее убранство

Многие, кто видел Кносский дворец воочию, утверждают, что именно он тот самый легендарный лабиринт Минотавра, оживший из мифов.

Очевидцев не смущает и то, что лабиринт на Крите был выстроен много позже, чем родился сам миф. И это неслучайно, впечатляющая архитектура и масштабы строения наводят на эту мысль.

Кносский дворец по своим габаритам превосходил Ватикан и Версаль. Выстроенное на прочном фундаменте здание имело сложную систему ходов.

Дворец представлял собой своеобразное здание-государство с различными многоуровневыми постройками, соединенными бесчисленными лестницами и переходами.

Здесь было несколько внутренних дворов и строений, театр и летняя резиденция царя, храмы, склады и даже внутренние сады. При всем этом многообразии, Кносский дворец не являл собой хаотичное нагромождение, а имел четко задуманный архитектурный план, не имеющей больше аналогов в мире.

Кносский дворец отличался великолепным декором с художественной росписью и фресками со сложной композицией. Артефакты, найденные во время раскопок, свидетельствуют о роскоши обстановки.

Так до нашего времени дошли обломки мебели и элементы убранства: золотые вазы и светильники, позолоченные статуэтки богов. В кладовых были найдены доспехи инкрустированные драгоценными камнями. В комнатах – женские украшения.

Сохранившиеся настенные росписи дают представление о ценностях и идеалах ушедшей цивилизации. Здесь можно найти представления минойцев о мироздании и богах. Ко всему прочему, настенные сюжеты позволили установить материальную культуру ушедшей цивилизации: традиционную одежду, предметы быта, род занятий и т.п.

Почему был разрушен Кносский дворец?

Нет точной информации о «гибели» Кносского дворца. Существует версия, что он был разрушен во время землетрясения, и был покинут людьми.

Возможно, также, что он был похоронен под действием вулканической лавы, накрывшей его во время извержения вулкана, в пользу чего свидетельствуют обнаруженные во время раскопок трупы людей и животных.

И совсем мифическая версия – жители Кносса это представители Атлантиды.

Миф о Тесее и Минотавре

Один из известных древнегреческих мифов гласит, что когда-то на острове Крит обитало страшное существо – минотавр – чудовище с телом человека и головой быка.

Он явился плодом порочной связи жены критского правителя Миноса Пасифаи с быком. Чтобы скрыть следы неверности своей супруги, Минос приказал Дедалу выстроить лабиринт, в который и поместил чудовище.

После того как на соревнованиях в Афинах погиб сын Миноса Андрогей, разгневанный правитель Крита, потребовал с афинян страшную дань – каждые 9 лет 7 девушек и 7 юношей прибывали на остров на корабле. Все они в знак наказания отправлялись в лабиринт, где либо погибали, так и не сумев выбраться из лабиринта, либо были разорваны свирепым монстром, охранявшим подземные владения.

Третья ужасная дань от Афин увозила на остров Крит и сына правителя Афин – Тесея. Юноша упросил своего отца Эгея отпустить его вместе с молодыми людьми в надежде победить чудовище и прервать цепь ужасной дани. Так под черными парусами – символом траура – отправилась очередная группа страшного жертвоприношения. Однако Тесей заверил своего отца, что он вернется живым, и о своей победе возвестит белыми парусами.

Согласно мифу в Тесея влюбилась дочь правителя Крита прекрасная Ариадна. Чтобы спасти возлюбленного, она придумала хитроумный план – тайно передала ему нож для убийства Минотавра и клубок ниток, по которой герой и его спутники смогли бы выбраться из лабиринта.

План удался – монстр был побежден, а молодые люди отправились к себе на родину. За возлюбленным последовала и Ариадна. Однако Тесей вынужден был отказаться от девушки, потому как она предназначалась в жены богу Дионису.

Опечаленный разлукой, юноша забыл поменять паруса, и корабль вошел в гавань Афин под черным стягом. Увидев это, обезумевший от горя Эгей, решив, что его сын погиб, бросился со скалы в море. С тех пор оно и стало именоваться Эгейским.

Лабиринт минотавра: вымысел и правда

Возникновение легенды о Минотавре имеет историческую основу. На Крите издревле почитался культ быка. Считалось, что он правил подземным царством и в гневе сотрясал земную твердь, приводя ее в колебание. Именно так островитяне объясняли частные землетрясения.

Остров Крит, имеющий вулканическое происхождение постоянно подвергался земным толчкам. В пользу этой версии говорят и многочисленные находки керамики, изображения на стенах и фресках, где главным героем является бык. Чтобы умилостивить гнев подземного бога, критяне приносили ему человеческие жертвы. Так имеется информация о существовании в древне критском культовом ритуале – танце с быками.

В данном священнодействии участвовали таврополы – девушки и юноши, прошедшие специальное обучение. Вся их жизнь посвящалась овладению священным танцем, чтобы потом в возрасте 14 – 15 лет быть принесенными в жертву подземному богу во время кровавого «веселья» с быками.

В то же время критяне отождествляли лабиринт с жизненным путем – здесь есть начало и конец, свои дороги, выбор направления и тупики. Ко всему прочему лабиринт был символом борьбы светлых сил с темными началами.

Таким образом, лабиринт был овеян своеобразным сакральным смыслом. Неслучайно критские строители обустраивали все храмы по подобию лабиринта.

Фрески Кносского дворца

Фрески Кносского дворца с изящными рисунками минойской культуры живописно декорируют стены. Основные цвета, используемые древними художниками-декораторами – бирюзовый, оранжевый, черный и ярко-красный.

Искусно и детализировано множество фресок с изображениями девушек, которые прыгают через быка, красивых юношей, «Принца с лилией», «Носителя ритона».

К сожалению, туристам нет допуска во многие комнаты, имеющие красивейшие изображения. Тронный зал украшен росписью красно-белых оттенков, с нарисованными грациозными грифами, охраняющими трон правителя Кносса. Стены помещений над тронным залом украшены копиями найденных фресок («Зал Фресок») с прекрасными изображениями «Голубая птица», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Собиратель шафрана», «Игра с быками» и многие другие. Оригиналы фресок хранятся в музее Ираклиона.

Особый интерес вызывает мегарон царицы Кносса. В купальне обнаружены части глиняной ванны. На стенах дворца периодически появляется изображение лаброса – это знак лабиринта, что очередной раз наталкивает на мысль о том, что именно Кносский дворец – и есть секретный лабиринт Минотавра из мифов Древней Греции.

Кносский дворец – главная туристическая достопримечательность Крита

Сходство Кносского дворца с лабиринтом сделало его самой популярной археологической достопримечательностью среди туристов. Во всех путеводителях отмечено его второе название – «Лабиринт Минотавра».

Существует также легенда, что настоящий лабиринт, выстроенный для Минотавра, скрыт под горами. Он представляет собой разветвленную сеть причудливых пещер и очертаний. Местные жители утверждают, что в нем и по сей день обитают странные существа.

Привлекательность Кносского дворца заключается еще и в том, что еще во время раскопок параллельно велась работа по его восстановлению. Таким образом, перед туристами предстают не просто руины, а реконструированные помещения «лабиринта». Но в то же время, проведенные восстановительные работы не позволяют обычному туристу определить, где находятся настоящие останки дворца, а где всего лишь интерпретация.

Где находится Кносский дворец?

Кносский дворец расположен вблизи критской столицы Ираклион. В сторону дворца постоянно курсируют автобусы. Таким образом, путь до главной достопримечательности острова занимает совсем немного времени.

Стоимость посещения Лабиринта Минотавра

Посещение «лабиринт» для взрослых обойдется в 6 евро, для детей – 3 евро. Музей-дворец работает круглый год. В период туристического пика – с июля по октябрь – он открыт с 8 до 19 часов. В остальное время – с 8 до 15. Поблизости с дворцом расположены многочисленные сувенирные лавочки, где каждый желающий может приобрести памятный подарок.

Советы: как сэкономить на экскурсии к Кносскому дворцу?

Безмятежно стоит Кносский дворец, буквально на окраине столицы острова Крит Ираклиона. Всего в 4 километрах от великолепных пляжей и популярной зоны отдыха, поэтому добраться сюда достаточно просто.

Приобретая экскурсию с гидом до Кносского дворца можно переплатить в 3-5 раз, средняя цена у туроператора – 50 евро, у уличного гида – 35 евро. Заметьте, вход в сам музейный комплекс не входит в стоимость экскурсионного предложения.

Но здесь есть и свои положительные моменты – комфортабельный автобус и грамотный гид.

Для тех, кто хочет самостоятельно посетить музейный комплекс и сэкономить средства может воспользоваться общественным автобусом. До Кносского дворца каждые 10-15 минут отправляются автобусы с автовокзала Ираклиона и гостиницы Астория (автобус №2). Поездка длится недолго – около 20 минут.

Между автобусами есть отличия: зеленые автобусы – междугородние, синие – городские. Для поездки к Кносскому дворцу отправляется синий автобус, стоимостью 1,5 евро в один конец (конечная остановка). Билет на автобус необходимо покупать в автомате, расположенном на остановке.

Тем, кто арендовал автомобиль, около дворцового комплекса имеется бесплатная парковка и множество указателей как добраться, которые впрочем и не требуются, т.к. практически все арендуемые автомобили Крита снабжены навигаторами с картами достопримечательностей острова.

Стоимость посещения

Стоимость посещения дворцового комплекса – 6 евро, детям до 5 лет – бесплатно, льготным категориям, детям 5-12 лет – 3 евро. Советуем приобрести «двойной билет» по цене 10 евро для взрослого, который является также билетом в познавательный и интересный Ираклионский Археологический музей (детям до 5 лет также вход бесплатный).

Лучшее время для посещения

Посещение в Кносский дворец в наибольшие туристические месяцы (с апреля по октябрь) возможно с 8-00 до 19-00 по будням (по выходным вход до 15-00); а с марта по ноябрь с 8-00 до 15-00. Толпы туристов можно избежать, если посетить дворцовый комплекс с самого утра или ближе к закрытию музея. Час-два на посещение музейного комплекса вполне достаточно.

Бесплатный вход

Как и во многих греческих музеях и Акрополе, на Крите есть особенные дни для туристов, где вход во многие музейные комплексы бесплатный. Это касается и посещения Кносского дворца. Итак, это дни – 18 мая, 5 июня, 15 августа, 27 сентября и последние выходные сентября.

Перед поездкой желательно подготовится и изучить карту Дворцового комплекса. Кносский дворец расположен на вершине холма, поэтому практически постоянно обдувается горячим ветром и открыт жарким лучам солнца. Необходимо одевать головные уборы и брать питьевую воду. Сувенирную продукцию все же лучше покупать в Ираклионе, где она будет стоить в разы дешевле.

Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru

19.04.2016

Источник: yaturisto.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.