Тарквиния италия


Что это, и зачем туда едут

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Тарквиния – это городок в часе езды на север от Рима, совсем недалеко от моря. Толп туристов вы тут не найдете: старый город поражает тишиной и безлюдием, порой на улицах вообще не видно ни одного человека. А ведь Тарквиния может похвастать самого что ни на есть первого разряда этрусскими древностями: богатейшим музеем этрусков и настоящим этрусским некрополем с фресками, расположенным в десяти минутах ходьбы от стены старого города. Все это, конечно, впечатляет, но фотографировать там не дают, да и вообще не специалист я по этрускам, а поэтому сосредоточимся-ка мы на ничуть не менее ярко запоминающейся достопримечательности Тарквинии: старинном городе Корнето.

Чем Корнето отличается от Тарквинии

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках


Древняя этрусская Тарквиния, из которой происходил тот самый древнеримский царский род Тарквиниев, перейдя под власть Рима оказалась в стороне от торговых путей и постепенно захирела, во времена Римской империи она не была значительным городом. Тем не менее, старая Тарквиния дожила до средневековья, но была разграблена сарацинами и угасла к 1250-му.

Тем временем, на холме к югу от Тарвинии постепенно рос новый город под названием Корнето. Именно средневековый Корнето сохранился до сегодняшнего дня, и именно его вы видите на этих фотографиях. Тем не менее, при Муссолини, в порядке возвращения былой этрусской славы, древний Корнето был переименован в Тарквинию, и именно это название закрепилось за городом и поныне.

Не только Каносса

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

В конце 11-го – начале 12-го века Корнето принадлежал Матильде ди Каносса, графине Тосканской, верной сподвижнице пап в их борьбе с императорами, за каковые заслуги до сих пор покоящейся аж в самом соборе Св.Петра. Слово "Каносса" здесь промелькнуло не случайно, да-да, графиня Матильда играла не последнюю роль в знаменитой истории с покаянием Генриха IV. Кстати, забавно, что Микеланджело возводил свой род к этой самой Матильде Каносской и даже основывал на этом какие-то свои территориальные притязания. А в Тарквинии имя Матильды ди Каносса до сих пор носит вот эта башня на фото сверху, построенная в ее правление.

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Некоторые церкви Корнето так и сохранили внутри себя нетронутую частичку средневековья, к примеру, Санта-Мария ин Кастелло, построенная в 1121-1167.

Эпоха расцвета


Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Как и у многих других итальянских городов, период расцвета и наиболее активного строительства совпал у Корнето с эпохой политической независимости. А она началась в 1144, через 30 лет после смерти графини Матильды, когда город объявил себя свободным. Дальнейшие факты собраны по крупицам и наверняка грешат неточностями, но все-таки:

В 1165 город заключил торговый пакт с Генуей, в 1177 – с Пизой. Св. Франциск, проходя через Корнето, вылечил больного ребенка. В конце 13-го века в городе было восстание против подесты Фальконе ди Пьетро, и дело не обошлось без жертв. В 1330 город снова восстал против своего синьора Маттео Вителлески. Из чего можно сделать некоторые выводы о структуре и эволюции властных структур в городе, но увы – более подробной информации с ходу не сыщешь даже и в итальянских источниках.

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках


Первую половину 14-го века можно считать золотым веком Корнето. Вытекавшая из Больсенского озера река Марта в те времена была судоходной, и город играл роль важного промежуточного центра торговли между Южной и Северной Италией. В городе было 50 церквей, 7 больниц и 38 башен, из которых осталось 18. Всего Корнето в те времена насчитывал 35000 жителей, в то время как теперешняя Тарквиния – всего 16000, и это при том, что нынешней город заметно разросся за пределы старой крепостной стены, то есть плотность населения в черте города в средневековье была нешуточная.

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Утрата независимости

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

В 1353 синьор Витербо, Джованни ди Вико, серьезно расширивший свои владения за счет соседей, побеждает и тогдашних синьоров Корнето, Бонифачо и Лудовико Вителлески, и занимает город. С этого момента Корнето вовлекается в запутанную войну с участием ди Вико, стремящихся вернуть власть над городом Вителлески, не пропускающих ни одной усобицы в Лацио кланов Орсини и Колонна, а также главнокомандующего папскими войсками кардинала Эгидия Альборноса. Война продолжается как минимум до 1356-го, но в конце концов город всерьез и надолго переходит под власть папы, после чего строительство в Корнето в основном прекращается. Именно благодаря этому время в городе как будто остановилось в 1353-м, если не раньше.


Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

В 1393 город осаждался бретонцами которые были отбиты после кровопролитного сражения (видимо, это был отряд бретонских наемников, о которых говорит и Макиавелли, осталось только понять на чьей стороне они сражались). Во время войны Иоанна  XXIII с неаполитанским королем Владиславом Корнето было занято неаполитанцами в 1412 и разграблено отрядом наемников под командованием печально знаменитого Тартальи уже после смерти Владислава в 1414.

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Кардинал Вителлески

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Самый известный уроженец Корнето – это, бесспорно, Джованни Мария Вителлески, кардинал и кондотьер. Потомок синьоров города, он начинал военную службу в отряде Тартальи, а в 1434 был нанят папой Евгением IV. Задача перед Вителлески была поставлена не из легких: римляне восстали против папы и провозгласили республику, а Евгений IV был вынужден переехать во Флоренцию.


теллески со своим отрядом (в составе которого, надо думать, было немало жителей Корнето) жестоко подавил восстание, и в благодарность за эти заслуги "умиротворенный" Римский сенат в 1438 даровал жителям Корнето римское гражданство. Влияние Вителлески после этой победы было огромным, пока в 1440 он не был обвинен в измене и умер в тюрьме (историю пленения Вителлески можно прочесть в "Истории Флоренции" Макиавелли). Но племянник Вителлески, Бартоломео Вителлески, поднял вооруженное восстание и смог убедить папу, что с кланом Вителлески надо считаться. Бартоломео стал кардиналом в 1444, достроил дядино палаццо Вителлески и преспокойненько умер своей смертью в 1469, а семейство Вителлески доминировало в жизни Корнето вплоть до 17 в.

Палаццо Вителлески

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вот оно, то самое палаццо Вителлески, на заднем плане, жаль что не сфотографировал его вблизи. Сейчас там – уже упоминавшийся музей этрусков, но от Вителлески тоже кое-что осталось, включая огромный камин в одной из комнат, колоннады, своды, но главное – чудесные росписи капеллы и кабинета времен Вителлески-дяди, выдержанные в характерном для того времени сказочном духе. Фотографировать там нельзя, но я не без труда все же нашел изображения в интернете: здесь (увы, только центральная часть) и здесь (увы, черно-белые). Изображают фрески, кстати, историю поругания Лукреции царем Тарквинием Гордым – видимо, Вителлески решил, что раз Тарквиний, значит и к Корнето все происходящее имеет отношение.


Ах да, пусть вас не сбивает стоящее там же неподалеку ренессансное надгробие: нет, это могила не Вителлески, а некоего Аурелио Меццопане, и к палаццо Вителлески она не имеет никакого отношения, ибо перенесена из одной из церквей Тарквинии.

Но конечно же Вителлески бледнеют на фоне этрусской экспозиции музея, включающей в том числе и хрестоматийных Тарквинийских коней, а также огромную коллекцию керамики, в том числе и со сценками явно "для взрослых". Кстати, не пропустите настоящих, гм, этрусских викингов наподобие вот этого из Ватиканского музея. Утверждается, что это – изображение речного бога Ахелоя. Ну не знаю, не знаю. Этот еще ничего, а тарквинийские совсем воинственные и совсем уж на викингов похожи.

И, раз уж я не удержался и заговорил про этрусков, обязательно помимо музея сходите в некрополь. Он недалеко и, право же, стоит того. Может быть как-нибудь напишу про эти свои впечатления отдельно.

Но вернемся к истории Корнето. В эпоху Ренессанса папа и его двор часто останавливались в палаццо Вителлески, чтобы охотиться на кабанов и совершать конные прогулки вдоль моря. Гостил здесь и Александр VI Борджа, спасавшийся в Корнето от лютовавшей в Риме чумы, и Юлий II делла Ровере, чей герб до сих пор украшает фасад палаццо.


тати об охоте: местные кабаны славились особой свирепостью, и именно в связи с кабанами и дикостью здешних мест Корнето упоминает Данте в "Божественной комедии": " Такой унылой и дремучей пущи От Чечины и до Корнето нет, Приют зверью пустынному дающей". Охота на кабанов до сих пор является развлечением итальянского высшего класса и происходит в немногих диких уголках оставшихся от знаменитой Мареммы (в заповеднике близ Гроссето). По слухам, тосканское сафари стоит 3000 евро на человека.

Маремма, которой больше нет

Но тут надо сделать небольшое географическое отступление. Дело в том, что Тарквиния относится к очень специфической области Италии под названием Маремма. Мареммой называли длинную прибрежную полосу болотистых, образованных иловыми наносами маршей, протянувшуюся вдоль моря через почти всю Тоскану и север Лацио, а к югу, в районе Рима, переходившую в Понтийские болота, которые представляли собой примерно то же самое. Места, прямо скажем, далеко не курортные, знаменитые не только дикими кабанами, но также нездоровым климатом, малярийными комарами и бандитами, издревле прятавшимися в этих болотистых низинах.

А еще Маремма знаменита своими буттери – итальянской разновидностью ковбоев, с незапамятных времен пасших крупный рогатый скот в этих суровых местах. Впрочем, называть буттери ковбоями – для самих буттери чуть ли не оскорбление: появились они раньше, широкополые шляпы додумались носить раньше, да и вообще знаменитый Буффало Билл, приехавший в Рим со своим шоу, итальянцев совершенно не впечатлил.


лее того, Буффало Билл был вызван на состязание местными пастухами-буттери, и состязание это самым постыдным образом проиграл. Ну а что вы хотели, ведь буттери – потомки тех самых кондотьеров, вынужденных переквалифицироваться в скотоводы ввиду уменьшения числа усобиц и всеобщего смягчения нравов. Так что не стоит удивляться, что итальянцы так здорово навострились снимать вестерны: они-то как раз и есть самые настоящие ковбои. Куда более настоящие, чем сами американцы.

Так вот, с 15-го века Корнето постепенно утрачивал значение центра торговли и превращался в самый настоящий ковбойский город. Вплоть до того, что на церковные праздники конные буттери сопровождали процессию с образами святых по улицам города и палили в небо из винтовок. Продолжался весь этот "Дикий Запад", должно быть, годов так до 1930-х, а крупнейший итальянский живописец 19-го века Джованни Фаттори, сам родом из Тосканской Мареммы (из Ливорно), любил запечатлять буттери на своих полотнах, вот например на этом или этом.

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Как вы можете видеть по этому фото, теперь от Мареммы мало что осталось. Болота были осушены в эпоху Муссолини – это была одна из широко разрекламированных побед фашистского режима, активно использовавшаяся муссолиниевским агитпропом (почти как БАМ и Беломорканал для Советского Союза).


побережье теперь – очередные безликие пляжи и отели, малярийных комаров тоже не наблюдается, равно как и бандитов. А "настоящая" Маремма сведена до небольшого заповедника в окрестностях Гроссето, в котором, вроде бы, можно увидеть даже последних настоящих буттери. Вот и все что осталось от славных итальянских ковбоев – грустно, но, видимо, неизбежно.

Тарквинийские пейзажи

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Красивыми видами Тарквиния тоже совсем-совсем не обделена. В сущности, весь старый город – это огромная смотровая площадка, с которой открывается вид на итальянские просторы. Кстати, фото из моего предыдущего поста, здесь не приведенные – тоже из Тарквинии.

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Если с северной части города открывается вид на холмы, с южной видно Тирренское море. Эх, жаль, не сфотографировал: ближе к закату море превращается в сверкающую полоску, огромным зеркалом освещающую весь город.

Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

А дальше на север уходит страна этрусков.


Тарквиния италия
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Кажется на этом холме и находилась этрусская Тарквиния.

Источник: witen.livejournal.com

Некрополи Черветери и Тарквинии, включенные в 2004 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (World Heritage List), представляют собой уникальный и выдающийся памятник древней этрусской культуры, единственной городской цивилизации в доримской Италии. Фрески внутри гробниц, воспроизводящие реальные этрусские дома, достоверно повествуют о повседневной жизни этого исчезнувшего народа. Сами курганы копируют типы зданий, которые больше нигде не существуют.

Tomba dei Leopardi - Tarquinia Два некрополя в северном Лацио (Lazio) следуют градостроительным принципам этрусков и являются одними из самых древних погребальных комплексов в Италии. Первые захоронения некрополя Бандитачча (Banditaccia) в Черветери, относятся к девятому веку до н.э., в VII веке и он был расширен, следуя четкому градостроительному плану. Некрополь Монтероцци (Monterozzi) в Тарквинии (Tarquinia) развивался аналогичным образом.
Богато украшенные росписью гробницы аристократии, а также более простые захоронения, являются потрясающим свидетельством повседневной жизни, обрядов, мифологии и художественных талантов этрусков.
Этруски (Etruschi) населяли запад центральной Италии, область между Тосканой (Toscana) и Лацио (Lazio), начиная с IX века до н.э., их культура достигла своего расцвета в VI веке до нашей эры, прежде чем исчезнуть полностью под влиянием римской цивилизации, которая, однако, много переняла от нее. До сих пор нет однозначного ответа на вопросы ученых о происхождении этого народа. Очевидно, что ни в Европе, ни в Азии нет никаких следов народностей с похожими этническими и социальными особенностями.
Некрополь Черветери (necropoli di Cerveteri)
Гробницы двух некрополей отличаются как временем, так и системой захоронения. В огромной археологической зоне Черветери (sito archeologico di Cerveteri) их тысячи. Комплекс организован в виде города с улицами, площадями и кварталами, их облик изменяется в зависимости от исторического периода и положения семьи, которой они принадлежали.
Среди наиболее показательных примеров этих строений можно назвать «Гробницу греческих ваз» (Tomba dei Vasi Greci), относящуюся к VI веку до нашей эры, куда можно попасть через коридор, напоминающий этрусский храм. «Гробница рам» (Tomba della Cornice) открывается коротким проходом, по сторонам которого находятся две малых камеры, в каждой из которых есть погребальное ложе; он ведет в большой  центральный зал, куда выходят три главных погребальных камеры. Особенностью «Гробницы капителей (Tomba dei Capitelli) является плоская крыша, которая со всей достоверностью воспроизводит потолок жилого дома, перекрытого деревянными балками и застеленного тростником.
Из тысяч захоронений Бандитаччи (Banditaccia) наиболее известна «Гробница рельефов» (Tomba dei Rilievi). Она относится к IV веку, внутрь ведет длинная лестница, высеченная в скале, выходящая в большой зал, свод которого поддерживается двумя колоннами с эолийскими капителями. В ней 13 супружеских погребальных ниш с красными подушками и раскрашенными лепными рельефами, воспроизводящими бытовые предметы и животных, из которых складывается картина повседневной жизни богатой этрусской семьи IV-III веков до нашей эры.
Некрополь Тарквинии (La necropoli di Tarquinia)
Некрополь Монтероцци (Monterozzi) в Тарквинии известен расписными гробницами, вырезанными в камне, куда можно попасть по спускающимся коридорам или ступеням.  Большинство из них были построены только для одной супружеской пары и имеют одну  погребальную камеру. Первые росписи в захоронениях относятся к VII веку, но только в VI фрески начинают заполнять их полностью.
Среди наиболее известных – «Гробница львиц» (Tomba delle Leonesse), относящаяся к IV веку, она состоит из небольшой камеры с двускатной крышей. Роспись изображает летящих птиц и прыгающих дельфинов, над которыми виды сцены из жизни этрусской аристократии. «Гробница охотника» (Tomba del Cacciatore) VI века до нашей эры воспроизводит шатер, настоящий охотничий домик, поддерживаемый деревянными шестами. «Гробница охоты и рыбной ловли» (Tomba della Caccia e della Pesca) – одна из самых известных и изученных; она состоит из двух комнат, в первой находится изображения дионисийских плясок в священной роще, а вторая украшена сценами охоты и рыбной ловли, а также портретами владельцев гробницы.
Что посмотреть в окрестностях
Многие из посетителей, которые каждый год приезжают увидеть некрополи, обычно прибывают сюда после посещения Вечного города, Рима (Roma), или во время отпуска, проводимого в Тоскане (Toscana) и в Термах Витербо (Terme di Viterbo). Этот район отличается также богатыми кулинарными традициями и превосходными винами и предлагает путешественникам и туристам множество возможностей для дегустации блюд и традиционных местных продуктов, таких как вино Черветери DOC (Vino Cerveteri DOC) или оливковое масло DOP Канино (Olio DOP Canino), а также насыщенный календарь развлечений в дни праздников.

Источник: www.italia.it

Достопримечательности Тарквинии:

В городе сoxpaнился сpeдневековый цeнтр, oднако туристы чаще всeгo приезжают сюда, чтoбы посмотреть нa памятники древности. Большая их часть выставлена в Национальном музее Тарквинии (Museo Nazionale Tarquiniese), в здании дворца Вителлески (Palazzo Vitelleschi, XV в.).  Здecь мoжно yвидeть рocписи и артефакты из знaмeнитого некрополя, распoлoженного к югу oт города, в 15—20 минутах ходьбы. нa теppитории некрополя наxoдится бoлee 6000 усыпальниц разных вpeмен и cтилeй, пo котopым мoжно судить кaк об этрусском искусстве, так и о повседневной жизни этого народа.

Тарквиния - археологические находки в некрополе времен этруссков

 

Национальный музей Тарквинии

Большая коллекция археологических находок расположена в великолепном Палаццо Вителлески  (Palazzo Vitelleschi). Строительство здания  в стиле Ренессанс было начато в 1436 году и завершено примерно в 1480–1490 гг.

  • Palazzo Vitelleschi — Piazza Cavour — Tarquinia (Viterbo)
  • Время работы: вт–вс 08.30–19.30
  • Закрыто по понедельникам, в рождество и на Новый год
  • Билеты: € 6,00 — льготный € 3,00
  • Комбинированный билет: археологический музей + Некрополь: € 8,00 — льготный € 4,00
  • Вебсайт

Музей Тарквинии

 

Некрополь Тарквинии

  • Ara della Regina Tarquinia
  • Tarquinia Necropolis
  • Strada provinciale Monterozzi Marina — Tarquinia (Viterbo)
  • вт–вс 09.00 – зa час дo заката
  • Закрыто по понедельникам, в рождество и на Новый год
  • Билеты: € 6,00 — льготный € 3,00
  • Комбинированный билет: археологический музей + Некрополь: € 8,00 — льготный € 4,00
  • Вебсайт

Некрополь Тарквинии

 

Дуомо Тарквинии

Дуомо или Кафедральный собор Тарквинии раньше был построен в романско-готическом стиле, но после пожара 1643 года был перестроен. От первоначального здания в пресвитерии сохранились фрески работы Антонио дель Массаро.

Дуомо в Тарквинии

 

Церковь Санта Мария ди Кастелло

Церковь Santa Maria di Castello была построена в 1121-1208 под влиянием стилей Ломбардии и Косматеско.  Фасад здания выполнен с небольшой колокольней и тремя входами.

Интерьер церкви сделан в виде нефа с двумя боковыми проходами, разделенными массивными колоннами с палео-христианскими капителями и фризами. Стоит также обратить внимание на окно-розу в нефе и несколько мраморных работ древнеримских мастеров.

 

Другие достопримечательности Тарквинии

  • Церковь Сан Панкрацио (San Pancrazio): в романско-готическом стиле
  • Церкви Сан Джакомо и Сантиссима Анунциата (San Giacomo и Santissima Annunziata), — две церкви, показывающие арабское и византийское влияние showing different Arab and Byzantine influences
  • Церковь Сан Мартино (San Martino): романская церковь 12-го века
  • Церковь Сан Джованни Баттиста (San Giovanni Battista):  церковь 12-го века с элегантным окном-розой на простом фасаде,
  • Палаццо Коммунале (мэрия), построено в романском стиле в начале 13-го века и перестроено в 16-м веке.
  • Многочисленные средневековые башни, включая башню Данте Алигьери
  • Палаццо деи Приори — дворец Приора (Palazzo dei Priori). Фасад, переделанный в стиле Барокко, выделяется массивной внешней лестницей. В интерьере дворца сохранился цикл фресок 1429 года.

Росписи в термах, некрополь Тарквинии


 

Tarquinia DOC

Под защищенным названием DOC Tarquinia производят красные и белые игристые (frizzante) вина. Урожай винограда ограничен 12 тоннами на гектак, а в конечных винах содержится минимум 10.5% алкоголя.

Красные вина Тарквинии представляют из себя смесь сортов винограда минимум 60% Sangiovese и/или Montepulciano, до 25% Cesanese и до 30% других местных сортов красного винограда, как, например, Abbuoto. Белые вина Тарквинии состоят из по крайней мере 50% винограда сорта Trebbiano и/или Giallo, до 35% Malvasia и до 30% других местных сортов винограда, за исключением Pinot grigio, который специально исключен из DOC Tarquinia.


 

Карта Тарквинии

Карта Тарквинии

 

 

Источник: selfguide.ru

Как добраться

Региональным поездом, идущим в Пизу. Остановка – следующая после Чивитавеккьи. Ехать нужно именно региональным поездом, поскольку скоростные поездка просто не остановятся на этой станции. От железной дороги до города порядка 5 км. От станции до ворот старого города курсирует специальный автобус (линия ВС). Билет стоит 0,60 евро и покупается у водителя. Внимание! Поскольку автобусы ходят достаточно редко и по строгому расписанию, то расписание их на олбратную дорогу лучше узнать заранее. Турбюро при входя в старый город сразу слева. Но я консультировалась по всем вопросам в музее.

История города

Тарквиния – древний этрусский город, признанный центр Этрурии. Название города происходит от имени Таркона, основателя 12-ти этрусских полисов. В черте современной Тарквинии доступен для посещения древний этрусский некрополь, в котором при раскопках были найдены великолепные саркофаги, украшенные барельефами, предметы быта, росписи на стенах гробниц, которые изображают быт, праздники, игры, философию и религиозные взгляды этрусков.

Современная Тарквиния стоит в 3-х километрах от античного города и частично покрывает территорию, широко растянувшуюся в V в. до н.э. около нового поселения, называемого Корнето. Город расположен на Тирренском побережье в 100 км от Рима и 6 км от берега моря. Благодаря историческим записям нам известно, что места эти были обитаемы еще в медном и бронзовом веках. Ещё большее значение они приобрели с развитием людских поселений в конце бронзового века (XII – X вв до н.э.).

В VIII веке до н.э. шел активный процесс урбанизации населения. Из многих деревень люди объединялись в города. От соседней греческой культуры этруски переняли новые технологии в производстве металлов и керамики.

К концу VII века до н.э. Тарквиния и Вейо оказались изолированными на юге Этрурии, но в конце века Тарквиния вернула себе былое процветание, производя и экспортируя предметы искусства высочайшего качества. Однако, уже во второй половине V века до н.э. Тарквиния испытывала политический и социальный кризис, связанный с внешними причинами, нехваткой финансов в слоях аристократии и межклассовым напряжением. Период возрождения города пришелся на IV век до н.э. Тарквиния снова обошла по силе Чере и другие этрусские города. В это же время Тарквиния окончательно колонизировала ранее завоеванные ею территории, чтобы защититься от нашествия Кельтов.

В IV веке до н.э., когда Тарквиния была на пике своего могущества, случился конфликт с Римлянами, а затем, после 40 лет перемирия, ещё один. Попытки сопротивления оказались бесполезными, и Риму удалось покорить большую часть территории, принадлежавшей этрускам. А в 204 году до н.э. Тарквиния объединилась с Римом в борьбе с Карфагеном. В 181 году до н.э. на побережье была основана римская колония Грависка, а после 90 год до н.э. жители Тарквинии получили римское гражданство, а сама Тарквиния – статус муниципалитета.

В поздний имперский период в городе наступил необратимый упадок, а нападения варваров и вовсе превратили его в руины. В VII – VIII веках н.э. область эта была покинута. Но в средние века город был восстановлен на соседнем холме (том самом, на котором стоит современная Тарквиния) под названием Корнето. В IX – X вв. его укрепили, обнеся город высокой стеной. В середине XI века это было феодальное имение графини Матильды ди Каносса.

В XIII веке Корнето становится свободной коммуной. В 12 45 году он выдерживает осаду Фредерика II. Но в 1355-м после долгой борьбы сдается семьям Альборнос и Орсини. В XVI веке после периода, проведенного под властью семьи Вителлеши, Корнето переходит во владение церкви.

В XII – XIII вв. в городе появляются символы политической и экономической власти, сохранившиеся до наших дней. Состоятельные семьи строят башни. Чем значимее семья, тем выше её башня. Большая часть этих башен позже были разрушены или же выровнены по высоте с жилыми домами, но некоторые до сих пор возвышаются над старой частью города.
В 1922 году городу вернули его прежнее имя, Тарквиния.

Источник: talusha.3bb.ru

Главная – Италия – Лацио

Тарквиния

Древний город Тарквиния был главным городом в этрусской лиге, состоявшей из 12 городов.
Согласно легенде, Тарквиния (как и все 12 городов Этрурии) была основана Тарконом, братом (или сыном) Тиррена из рода Тарквиниев. Другая легенда рассказывает о том, как в Тарквинии этрусскому народу были дарованы основы искусства прорицания. С этим связывалось и возвышение семьи Тарквиниев.

По преданию, в один прекрасный день пахарь из Тарквинии увидел, как из борозды перед ним поднялась фигура, по внешнему облику это был мальчик, но он обладал мудростью провидца. Этого мальчика назвали Тагесом. Вокруг него сразу собралась толпа, которой он изложил основы искусства прорицания, слова его были немедленно записаны.

Каждый этрусский город был самостоятельным городом-государством, хотя и поддерживал с другими городами лиги экономические связи. Во главе города стоял царь-жрец – лукумон.
Tarquinii обозначает “царский или владычный город”. Этруски называли его Тархна. Это был важный центр ремесел. Здесь было налажено производство бронзовых изделий, с которыми до VII в. до н.э. не мог конкурировать ни один город.
Тарквиния

В конце VII в. до н.э. этрусские города значительно выросли и усилились. В это время в Тарквинии насчитывалось около 60 жрецов. В городе производились ценные ювелирные изделия и художественные произведения.
И не случайно легенда называет Тарквинию родиной первого римского царя этрусского происхождения – Тарквиния Приска. Приск был сыном грека Демарата из Коринфа, который покинул свой город и поселился в Тарквинии. Тарквиний Приск переехал в Рим и впоследствии стал пятым царем Древнего Рима.
Сервий Туллий и Тарквиний Гордый, последующие цари Рима, также происходили из Тарквинии.

Тарквиния

В конце первой половины IV в до н.э. произошло столкновение между Римом и Тарквинией, в то время это был один из сильнейших городов Этрурии.
В 351 г. Тарквиния заключила мир с Римом, который длился 40 лет, но вернуть былое могущество уже не смогла.
Позже Тарквинию захватил Рим и распространил свое влияние, вытесняя местные обычаи и традиции.

От Тарквинии, как и от всех этрусских городов, мало, что осталось. Руины города скрыты глубоко под землей, на которой вырос новый город. Остались только руины храма IV-III вв. до н.э., называемого Ара-Регина и некрополь.
Этруски не придавали большое значение храмам, строили их маленькие, деревянные или глиняные с островерхими крышами, украшенные фризами, карнизами из терракоты. Крылатых терракотовых коней, которые украшали храм Ара-Регина можно увидеть в Национальном музее Тарквинии.

Тарквиния

О жизни этрусков мы узнаем из их некрополей, которые были подобны городам, строились на века и обладают богатым источником, для получения знаний о жизни этруссков.
Недалеко от Такрвинии на холмах Колле-де-Чивита и Монтероцци находится некрополь Монтероцци, включающий около 6 тыс. каменных могил, напоминающих склепы, а также гробницы-колодцы. В отличие от Черветери здесь нет могильных курганов и дорог между гробницами.

Гробницы-колодцы. На переднем плане - женская гробница, на заднем - мужская.
Гробницы-колодцы. На переднем плане – женская гробница, на заднем – мужская.

Некрополь Тарквинии славится своими расписанными гробницами, самая ранняя из которых датируется VII в. до н.э. Камеры гробниц расписывались на протяжении двухсот лет, на их стенах можно увидеть сценки из повседневной жизни этрусков. В этих гробницах были обнаружены великолепные саркофаги, украшенные барельефами и изображениями умерших на крышке.

Некрополь Монтероцци. (зимой) 8-30 до 14-00, пн – закрыто. Летом с 8.30 – 19.30

Гробница Корабля. Тарквиния
Гробница Корабля

Гробница Корабля (Tomba della Nave) была обнаружена в 1927 г. и восходит к V в. до н.э. Свое название гробница берет от большого корабля, который нарисован на левой стене. Возможно, корабль указывает на профессию усопшего и также на процветание морской торговли в Тарквинии в то время. На другой стене изображена сцена пира.

Тарквиния

Эта сцена показывает жизнь этрусской аристократии, как пишет Диодор Сицилийский «Дважды в день накрывают обильные столы, и в ход идет все связанное с избыточной роскошью – цветы, платья и многочисленные серебряные кубки различной формы».
Жизнь этрусских аристократов представляла собой вереницу роскоши и удовольствия. В праздниках наравне с мужьями участвовали и жены.
Этрусские женщины пользовались свободой, невозможной ни в одном из других участков Средиземноморья. В гробницах их ложа устроены также пышно и роскошно, как у отцов, братьев и мужей. В замужестве этрусские женщины сохраняли свое девичье имя и них были привилегии не доступные римлянкам. Они участвуют в пирах и спортивных состязаниях.
Мужчины нарисованы ярким красным цветом – это и дань условности и одновременно символ силы. Этруски ходили практически обнаженными, и солнце окрашивало их тела в темно-красный цвет.
Фрески хранятся в Национальном музее Тарквинии.

Гробница Олимпиады. Тарквиния
Гробница Олимпиады

Гробница Олимпиады (Tomba delle Olimpiadi) была открыта в 1958 г. и датируется концом VI в. до н.э. Сильно поврежденные фрески изображают спортивные игры в честь усопшего.
Фрески хранятся в Национальном музее Тарквинии.

Гробница Триклиния, или гробница Праздника. Тарквиния
Гробница Триклиния, или гробница Праздника

Гробница Триклиния или Праздника (Tomba del Triclinio) была открыта в 1830 г. и датируется началом V в. до н.э. Это одна из самых красивых гробниц, чтобы сохранить великолепные фрески от разрушений, гробницу поместили в Национальный музей Тарквинии.
Фрески изображают сцену пира в триклинии: здесь три пиршественных ложа, на боковых стенах – пять танцоров или музыкантов, мужчины чередуются с женщинами и отделяются друг от друга деревьями.

Гробница Колесниц. Тарквиния
Гробница Колесниц

Гробница Колесниц (Tomba delle Bighe) была открыта в 1827 г. и относится к V в. до н.э. Уже тогда фрески были сильно повреждены, но только в 1949 г. их перенесли в Национальный музей Тарквинии.
Фрески изображают сцены роскошного пира, во время публичных игр: на трибунах сидит оживленная публика, мужчины и женщины жестикулируют и разговаривают, показан напряженный момент перед началом скачек, процессия колесниц, направляющихся к старту.
Этруски развлекались публичными зрелищами атлетов и колесниц. Атлетические игры были частью погребального обряда знати.

Гробница Массимо Паллоттино. Тарквиния
Гробница Массимо Паллоттино

Гробница Массимо Паллоттино (Tomba Massimo Pallottino) была открыта в 1962 году, названа по имени известного этрусколога. Стены украшены мужскими и женскими фигурами, танцующими под цитру. На мужчинах одеты тяжелые накидки с вышитой каймой; у женщин более легкие и прозрачные накидки. Действие происходит в лесу.

Гробница Лотоса. Тарквиния
Гробница Лотоса

Гробница Лотоса (Tomba del Fiore di Loto) была открыта в 1962 году. Она относится к 520 г. до н.э. и представляет собой одну комнату со скошенной крышей, к которой ведут длинные ступеньки. На стене гробницы нарисован цветок лотоса, по бокам от которого находятся кошки.

Гробница Львиц. Тарквиния
Гробница Львиц

Гробница Львиц (Tomba delle Leonesse) была открыта в 1874 г. Она относится к 520 г. до н.э., представляет собой одну комнату со скошенной крышей, к которой ведут длинный ступени. Потолок расписан узором в виде шахматной доски, на центральной стене – две львицы с округлым выменем стоят друг против друга по обе стороны алтаря, ниже – огромный сосуд с вином, рядом с которым находятся музыканты и танцоры, на боковых стенах нарисованы шесть колон, среди которых развалились участники пира.
Гробница охотника. Тарквиния
Гробница охотника

Гробница Охотника (Tomba del Cacciatore) была открыта в 1962 г. Она относится к 510-500 гг. до н.э. и представляет собой комнату со скошенным потолком, на выступе находятся четыре вырубки для самой гробницы. Комната расписана так, как будто это палатка охотника и создается иллюзия, будто бы здесь выставляли мертвое тело на обозрение.

Гробница Мауро Кристофани. Тарквиния
Гробница Мауро Кристофани

Гробница Мауро Кристофани (Tomba Mauro Cristofani) была открыта в 1961 г. и датируется IV в. до н.э. Названа в честь этрусколога Мауро Кристофани (1941-1997). Гробница представляет собой одну комнату со скошенным потолком и тремя погребальными нишами. На стенах нарисованы танцоры и музыканты среди деревьев, но фрески плохо сохранились.

Гробница Жоглеров. Тарквиния
Гробница Жоглеров

Тарквиния

Гробница Жонглеров (Tomba dei Giocolieri) была открыта в 1961 г. и относится к 510 г. до н.э.
На центральной стене изображены два льва, один голубой, другой красный, ниже – игры и танцы в честь покойника: девушка балансирует с зажженной жаровней для благовоний на голове, а юноша стоит наготове с диском или мячом в руке. Они исполняют свой номер под аккомпанент флейтиста, рядом танцует женщина в яркой одежде и нарумяненными щеками.

Гробница Охоты и Рыбной ловли. Тарквиния
Гробница Охоты и Рыбной ловли

Гробница Охоты и Рыбной ловли (Tomba della Caccia e della Pesca) была открыта в 1873 г. и датируется 520-510 гг. до н.э. Состоит из двух комнат со скошенным потолком.
Стены украшены фресками, изображающими сцены охоты, также нарисованы танцоры, а в другой комнате – сцена пира, на которой присутствует пара, являющаяся заказчиками этой гробницы.
Вот как описывает английский писатель и путешественник Лоуренс в 1932 году эту гробницу:

Тарквиния

«Лампа горела ярко, вскоре мы привыкли к мраку и на стенах увидели фрески. Это Гробница Охоты и Рыбной ловли – ее так называют, потому что на стенах изображены сцены охоты. Фрески относятся к шестому веку до Рождества Христова. Время не пощадило их, куски стен отвалились, сырость и влага разъели цвет, казалось, ничего не сохранилось.
И все-таки в полумраке мы увидели летящих в тумане птиц, их энергичный взмах крыльев. Воспрянув духом, мы подошли ближе и увидели, что маленькая камера вся расписана, увидели небо и землю, летящих птиц и плывущих рыб, маленьких человечков – охотников, рыбаков, гребцов в лодках.
Нижняя часть камеры – голубовато-зеленая, это море, оно бежит рябью вдоль всех стен. Из моря поднимается высокая гора, с которой прыгает обнаженный человек – его силуэт поблек от времени, но все же различим, его прыжок красив и безупречен, позади него его собрат взбирается на гору, а на волнах качается лодка с лежащими на воде веслами, в ней три человека, они наблюдают за ныряльщиком, один из них, обнаженный, выпрямился, воздев руки небу».

И дальше…
«Маленькая гробница пуста, в ней сохранились лишь потускневшие фрески. Тут нет каменного ложа, только глубокая ниша для ваз – вероятно, в них лежали когда-то драгоценности.
Саркофаг стоит на полу, возле дальней стены, как раз под изображением мужчины с пращей. Тут только один саркофаг, здесь похоронен один покойник, в этом некрополе гробницы, относящиеся к более раннему периоду, обычно они строились для одного человека.
На дальней стене, над охотником и лодкой нарисована сцена пиршества, которое устроил усопший, – этот сюжет часто встречается на фресках этрусков. Покойник – к сожалению, его изображение почти не сохранилось, – облокотившись, прилег на своем ложе с плоским сосудом для вина, а рядом с ним красивая, украшенная драгоценностями знатная дама в изысканном наряде, она положила левую руку на его обнаженную грудь, а в правой держит над ним гирлянду: такие гирлянды были чисто женским, праздничным подношением.
Позади мужчины стоит обнаженный мальчик-раб, вероятно, с каким-то музыкальным инструментом, а второй рядом наполняет сосуд вином из амфоры или кувшина. Подле женщины стоит девушка, похоже, она играет на флейте, считается, что на подобных традиционных похоронах на флейте играли женщины, а поодаль сидят две девушки с гирляндами, одна обернулась к мужчине с женщиной за поминальным столом, другая сидит спиной. А в углу позади девушек много гирлянд и две птицы, может быть, голуби. На стене за знатной дамой неопределенный предмет, не исключено, что это клетка».

Гробница Харонов. Тарквиния
Гробница Харонов

Гробница Харонов (Tomba dei Caronti) была открыта в 1960 г., датируется 150-125 гг. до н.э. и представляет собой пример эллинистического подземелья с двумя погребальными комнатами на разных уровнях и вестибюлем. Вестибюль использовался для погребальных церемоний.
По бокам от нарисованной двери изображены мифические Хароны, которые держат молоты. Дверь символизирует вход в потусторонний мир, а страшные Хароны с крючковатыми носами и спутанными волосами охраняют этот вход и переправляют умерших.

Гробница 5636. Тарквиния
Гробница 5636

Гробница 5636. Тарквиния
Гробница 5636

Гробница 5636 (Tomba 5636) была открыта в 1969 г. и датируется III в. до н.э.
Видно, что эта гробница отличается от гробниц предшествующего века. Потолок уже не скошенный, а прямой, фресками покрыты не все стены, а только правая стена, на которой изображена сцена панихиды и центральная пилястра, на которой нарисован Харон, переправляющий души умерших на тот свет.

Гробница Кардарелли. Тарквиния
Гробница Кардарелли

Гробница Кардарелли (Tomba Cardarelli) открыта в 1959 г. и носит имя известного поэта из Тарквинии Винченцо Кардарелли.
Одна комната со скошенным потолком, на фронтоне изображена битва зверей: на пятнистых оленей наподдают разноцветные львы. На центральной стене нарисована дверь, с левой стороны которой кифарист, а с правой – флейтист. На одной стене (не видно на фото) – обнаженные мускулистые боксеры, на другой стене – мужчина с кубком, маленький флейтист, мальчик с веером и танцующая девушка, на третьей – танцовщики, музыканты и жонглеры. Могила датируется VI в. до н.э.

Гробница Марио Моретти. Тарквиния
Гробница Марио Моретти

Гробница Марио Моретти (Tomba Mario Moretti) была открыта в 1968 г. и относится к 500-490 гг. до н.э. Гробница носит имя известного этрусколога Марио Моретти (1912-2002), который в 1961-1977 гг. активно участвовал в раскопках гробниц Тарквинии.
Гробница представляет собой одну комнату со скошенной крышей. В центре потолка проходит красная полоса, вокруг которой нарисованы мелкие цветки, на центральной стене изображены два льва, под ними фигуры флейтистов и мужчины с кубком в руке, который двигается навстречу богато одетой женщины – скорее всего женщина и была погребена здесь. На боковых стенах изображены танцоры и музыканты среди деревьев.

Гробница наказания. Тарквиния
Гробница наказания

Гробница наказания (Tomba della Fustigazione) была открыта в 1960 г. и датируется 490 г. до н.э.
Гробница представляет собой одну комнату со скошенной крышей. На центральном фронтоне нарисованы две группы животных: битва льва и оленя. На центральной стене изображена дверь (вход в загробный мир), по сторонам от двери – танцор и музыкант, на правой двери – две эротические группы, в одной из которых мужчин бьют хлестом женщину. Этот сюжет больше не повторяется ни в одной гробницы некрополя, возможно он показывает, что усопший поклонялся культу Диониса.

Гробница Цветочков. Тарквиния
Гробница Цветочков

Гробница Цветочков (Tomba dei Fiorellini) была найдена в 1960 г. и датируется 475-450 гг. до н.э. Представляет собой одну комнату со скошенным потолком, который украшен красными кругами и цветочками с тремя лепестками. На стене едва сохранившаяся фреска: мужчина и женщина за трапезой, и им прислуживают два обнаженных слуги. На фронтоне изображен бой петухов.

Гробница Кладио Беттини. Тарквиния
Гробница Кладио Беттини

Гробница Кладио Беттини (Tomba Cladio Bettini) была открыта в 1967 г. Она носит имя историка искусств Кладио Беттини (1940-1997), который потратил много сил на сохранение уникальных фресок некрополя Тарквинии.
Сильно поврежденные фрески показывают сцену пира: две пары мужчин расположились за накрытым столом, за ними ухаживают три служанки, рядом стоит молодой и обнаженный виночерпий.

Гробница Охоты на оленя. Тарквиния
Гробница Охоты на оленя

Гробница Охоты на оленя (Tomba della cacciao al cervo) была обнаружена в 1960 г. и относится к 450 г. до н.э. Гробница представляет собой одну комнату со скошенной крышей и узкими уступами вдоль стен. На центральном фронтоне нарисована сцена охоты на оленя. Ниже изображен пир: три пары сотрапезников полулежат за пиршественным столом, на правой стене – пять танцоров среди деревьев, на левой стене практически не сохранилась фреска изображающая военный танец.

Гробница Горгоны (Tomba del Gorgoneion) была обнаружена в 1960 г. и датируется 400-375 гг. до н.э.
Фреска изображает черную Горгону с красным языком, также стены расписаны деревьями, среди которых летают птицы. Сохранились только две мужские фигуры.

Гробница Барточини (Tomba Bartoccini) была открыта в 1959 г. и относится к 530-520 гг. до н.э. Представляет собой одну центральную комнату, к которой примыкают три другие. В центральной комнате нарисована сцена пира.

Гробница Девушки (Tomba della Pulcella) была обнаружена в 1865 г. и датируется концом V в. до н.э. В центре – погребальная ниша с колонами и масками Горгон, по сторонам от ниши нарисованы музыканты, на боковых стенах изображены сцены пира: мужчины и женщины полулежат за столами, привлекает внимание их богатые, тщательно нарисованные одеяния. Свое название гробница получила от нарисованной на левой стене фигуры маленькой служанки.

Гробница Быков (Tomba dei Tori) была найдена в 1892 году и датируется 540-530 гг. до н.э.
Под фронтоном изображены два быка, один из них с человеческим лицом, также гробница известна своими эротическим сценами.

Гробница Авгуров (Tomba degli Auguri) открыта в 1878 г. и датируется 530-520 гг. до н.э. На стенах нарисованы фигуры этрусских предсказателей – авгуров, плакальщиков, погребальные игры.

Продолжение: Средневековая Тарквиния.

Источник: www.biancoloto.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.