Собор в сиене италия


Собор в сиене италия
Кликабельно 1600 рх

Мозаичный шпиль – современное произведение венецианских художников Муссини и Франки. Возросшее в начале XIV в. политическое значение города способствовало решению о возведении здесь нового грандиозного собора. Кроме того, в 1317-1321 гг. были обнаружены серьезные дефекты, которые предъявил в своей речи к Всеобщему Совету Кампаны Лоренцо Маитани. Разработку проекта, от которого в современном храме сохранился лишь трансепт, поручили в 1339 г. Ландо ди Пьетро. Планам не суждено было осуществиться из-за воин и эпидемии чумы 1348 г., о чем сохранилось свидетельство на боковой стене собора.

Собор в сиене италия
Кликабельно 2000 рх

В 1313 г. по проекту Агостино и Аньоло ди Вентура была возведена колокольня, квадратная в плане, облицованная панелями из белого и черного мрамора.


нструкцию венчает восьмиугольный шпиль, окруженный четырьмя небольшими пирамидальными башнями. В 1376 г. Под руководством Джованни ди Чекко возобновились работы по строительству заднего фасада храма, но лишь в 1382 г., когда были приняты необходимые меры по поднятию свода центрального нефа и реконструкции апсиды, можно было сказать, что строительство завершено.

Собор в сиене италия

Своеобразие интерьера собора заключается в идеальной гармонии готической архитектуры и декора, предвосхищающего Возрождение. План здания – латинский крест с тремя обширными нефами. Трансепт с двойными нефами имеет крестовой свод, шестиугольный в сечении, накрытый куполом на двенадцатигранном основании. Терракотовые бюсты пап, расположенные вдоль центрального нефа, и хоры датируются концом XV – началом XVI в. Великолепный пол из инкрустированного мрамора, выложенный в разное время между 1370 и 1550 гг., иллюстрирует историю человека и его спасение. По традиции считается, что этот шедевр работы Дуччо вдохновил Данте на написание «Чистилища». На самом деле из древних документов следует, что автором является Джованни из Сполето, который приступил к работе не ранее 1369 г.

Собор в сиене италия

На главном фасаде здания находилось множество скульптур и барельефов самых различных размеров. На фасаде здания можно было увидеть самые значимые исторические события, а также сцены из Библии. Казалось бы, что все эти картины просто не могут сочетаться друг с другом, однако архитектору Джованни Пизано удалось объединить их в одну большую композицию!


Собор в сиене италия

К сожалению, большая часть скульптур была повреждена в результате неудачной реставрации, однако это не значит, что сегодня путешественники не смогут увидеть Сиенский собор во всей его красе. Несколько лет назад была проведена капитальная реставрация собора, и фасад здания снова обрёл первоначальный облик. Конечно, большинство скульптур, которые мы можем видеть сегодня, являются точными копиями оригиналов, однако это нисколько не портит общее впечатление.

Собор в сиене италия
Кликабельно 2000 рх

В левом трансепте находится шедевр итальянской готической скульптуры – амвон работы Николы Пизано, который был завершен его учениками в 1268 г. В конце левого нефа открывается вход в Библиотеку Пикколомини, построенную в стиле Возрождения кардиналом Франческо Тедескини Пикколомини и предназначенную для библиотеки его дяди, папы Пия II.


Собор в сиене италия

Витражное окно-розетка работы Пасторино де Пасторини датировано 1549 г. и изображает Тайную Вечерю. Розетка с противоположной стороны была изготовлена в XIV веке по эскизам Дуччо ди Буонисеньи в XIII в. Центральная бронзовая дверь – новодел и выполнена в 1958 г. Энрико Манфрини. Три большие мозаики на фронтонах фасада сделаны в Венеции в 1878 г. мастерами Луиджи Муссини и Алессандро Франчи. У левого угла фасада похоронен Джованни Пизано (об этом гласит надпись XIV века), все-таки вернувшийся в Сиену. А с правой стороны на высокой колонне стоит волчица, вскармливающая младенцев Ромула и Рэма, символ Сиены.

Собор в сиене италия

Летом 2006 года тот самый прославленный фасад Дуомо был закрыт лесами, в свою очередь, покрытыми полотном с изображением того, что спрятано.

100 КБ

100 КБ

Инкрустированный полудрагоценными камнями мраморный пол в соборе является гордостью Сиены. Он составлен из 56 прямо- и многоугольных сюжетных панелей (сцены из Библии), созданных по проектам сорока ведущих сиенских мастеров в течение двух веков. Самой известной является «Избиение младенцев» работы Маттео ди Джованни (1482). Во избежание быстрого уничтожения пол Дуомо открыт целиком лишь на короткое время в августе, после палио.


100 КБ

В остальное время открыта та или иная его часть: узор закрыт досками, и на виду оставляют по одному фрагменту в месяц. «Название мозаики не вполне применимо к этому полу. Рисунки состоят из тонких черных линий на общем фоне белого мрамора. Вначале лишь изредка и потом все чаще, ради стремления к живописному эффекту, появляются вставки из черного и цветного мрамора. Это не что иное, как колоссальная гравюра на мраморе». П. Муратов «Образы Италии»

100 КБ

100 КБ

В левом трансепте – знаменитая готическая кафедра из каррарского мрамора, лежащая на львах, шедевр такого калибра, что он является вехой в истории искусства.

100 КБ

Три самых великих скульптора своего времени – Никола и Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио работали над кафедрой вместе 3 года (1265-1268), украшенной почти 400 изумительными статуями, изображающими животных и людей. Удивительно, как отец и сын Пизано умудрились создавать за короткий период времени такие шедевры, как Дуомо Сиены и Дуомо с Баптистерием Пизы! И при этом ни разу не повториться! Кафедра имеет форму восьмиугольника, стоящего на девяти колоннах из гранита, порфира (минерал такой) и зеленого мрамора. Две колонны стоят на постаменте, две покоятся на львах, две – на львицах, центральная колонна – на статуях Семи гуманитарных наук и философии.

В одной из капелл собора хранятся мощи Святой Екатерины.


100 КБ

Стоит посмотреть еще на чашу для святой воды работы Федериги, фрески Гирландайо в сакристии, гробницу епископа Джованни ди Бартоломео Печчи работы Донателло.

«Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы к баптистерию: в нем была купель, созданная делла Кверча, Донателло и Гиберти. Обойдя вокруг купели и полюбовавшись работой лучших скульпторов Италии, он вышел из баптистерия и стал взбираться на крутой, как гора, холм, к кафедральному собору. С чувством благоговения смотрел он на черно-белый мраморный фасад собора с его великолепно изваянными фигурами работы Джованни Пизано, на круглые ажурные окна, на черно-белую мраморную кампанилу. Войдя внутрь, он ступил на мощные мраморные плиты с черно-белой мозаикой, изображающей сцены из Ветхого и Нового завета. И тут его сердце словно оборвалось и упало. Перед ним был алтарь Бреньо, – ниши алтаря оказались гораздо мельче, чем он воображал, и над каждой из них надстроен похожий на раковину купол с густой насечкой: под такою кровлей лица предполагаемых фигур должны были утратить всякое выражение. Некоторые ниши помещались столь высоко, что о том, какие в них стоят изваяния, зритель не мог и догадаться». И. Стоун «Муки и радости»


В левом трансепте расположена капелла Святого Иоанна Крестителя, в центре которой стоит бронзовая статуя Иоанна Крестителя работы Донателло и крестильная купель XV в. Стены капеллы украшают восемь фресок и два портрета работы Пинтуриккьо.

100 КБ

Маленькая круглая капелла Мадонны (Capella della Madonna del Voto) с золоченым куполом, заменившая капеллу XV в., была построена по проекту Лоренцо Бернини и находится в правом трансепте. Главное сокровище капеллы – Мадонна – хранительница Сиены, почитаемая по сей день.

Собор в сиене италия

«Ни одно значительное событие в жизни Сиены не обходилось без повторения обета, передавшего город в руки Мадонны. Пять раз в истории Сиены ключи от городских ворот бывали торжественно вручаемы алтарному образу в соборе, известному под именем Мадонны дель Вото. Впервые это было сделано в 1260 году перед битвой при Монтеаперти. Блестящая победа Сиены над ее вечной соперницей, Флоренцией, послужила свидетельством того, что Богоматерь приняла предложенный дар». П. Муратов «Образы Италии»
Из четырех мраморных статуй в нишах две – Святой Жером и Мария Магдалина – выполнены Бернини. Восемь мраморных колонн перенесены из Латеранского дворца в Риме (до Ватикана там была папская резиденция).


Собор в сиене италия

В соборе время от времени ведутся кое-какие раскопки, и в 2003 году были найдены фрески, сохранившиеся от собора, что стоят на этом месте до Дуомо.

Алтарь Пикколомини, стоящий слева от входа в библиотеку, создан скульптором из Ломбардии Андреа Бреньо (Andrea Bregno) в 1483 г. Примечателен он тем, что четыре скульптуры (Святой Петр, Святой Павел, Святой Григорий и Святой Пий) в нижней его части были сделаны молодым Микеланджело между 1501 и 1504 гг. Алтарь венчает скульптура Мадонны с младенцем предположительно работы Якопо дела Кверча.

Собор в сиене италия

Libreria Piccolomini

В примыкающей слева к собору библиотеке Пикколомини Пинтуриккьо на 10 больших ярких фресках во всех подробностях изобразил карьеру папы Пия II, в миру сиенского гражданина Энеа Сильвио Пикколомини (Enea Silvio Piccolomini). Есть версия, что фрески выполнены по эскизам Рафаэля, он же позировал для некоторых фресок. Сюжет каждой фрески написан внизу на латыни, там же лежат книги из сакристии собора. Сильвио Пикколомини был дядей хранителя этой библиотеки кардинала Франческо Пиколомини (впоследствии архиепископа Сиены и Папы Пия III), и когда племянник тоже стал Папой, Пинтуриккьо изобразил и его восшествие на папский престол на фреске над алтарем.


оме этого великолепия, стоит обратить внимание на расписной потолок библиотеки, также выполненный Пинтуриккьо, на арочные порталы работы Лоренцо ди Майано (1497). На алтаре многоцветная Пьета работы Альберто ди Бетто да Ассизи (1421). В центре библиотеки – статуя Три Грации, римская копия греческого оригинала.

100 КБ
Кликабельно 2800 рх

100 КБ

Baptistry

Баптистерий славен удивительной мраморной шестиугольной купелью с барельефами и позолоченными фигурами (сцены из жизни Иоанна Крестителя) работы Донателло, Гиберти, Якопо делла Кверча и других прославленных скульпторов XV века.

Собор в сиене италия

В этом музее хранятся мраморные статуи работы Джованни Пизано, снятые с фасада, и великолепная «Маэста» Дуччо ди Буонисеньи, которые затмевают все остальное, что там хранится (например, витражи по проекту Чимабуэ).

100 КБ


«…в день, когда Дуччо окончил свой великий алтарный образ (9 июня 1311 года), с утра были закрыты все лавки и мастерские. При звоне колоколов толпы горожан залили улицы. Процессия, во главе которой были священники и монахи, направилась к дому художника и, приняв там икону, торжественно понесла ее в собор. Весь тот день до самого вечера Сиена праздновала, молилась и наделяла милостыней бедных». П. Муратов «Образы Италии» Описывать шедевр бесполезно – его нужно видеть. А когда стоишь перед ним, понимаешь, что версия, согласно которой Дуччо учился в Константинополе, все же имеет под собой основание…

Собор в сиене италия

Ospedale di S. Maria della Scala

Если стоять лицом к собору, то слева стоит Palazzo Arcivescovile (Дворец Архиепископа). Напротив собора расположилась больница Санта Мария делла Скала (Ospedale di S. Maria della Scala). Основание этого благотворительного учреждения, одного из самых старых в Европе, восходит к IX веку. Почти 800 лет здесь находилась больница Сиены, а сегодня здание является одним из основных музеев города.

Pinacoteca Nazionale

Национальная пинакотека, центральная художественная галерея Сиены, занимает величественное здание XV в., Палаццо Буонсиньори. Здесь собраны основные произведения местных художников, представителей сиенской школы живописи XII – XVI вв.: Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Гвидо да Сиена, Симоне Мартини и Липпо Мемми.


100 КБ

Собор в сиене италия
Кликабельно 2600 рх

Собор в сиене италия

Собор в сиене италия

Собор в сиене италия

Собор в сиене италия

Собор в сиене италия

А теперь давайте отправисмся на виртуальную экскурсия в собор. Нажмите на картинку ниже …

Источник: masterok.livejournal.com

100 КБ
кросс-пост в Собор в сиене италияitalia_province

Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009

Италия, Тоскана, июль 2006
Текст был написан в конце 2006 года.
Пара слов о начале поездки
Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция
Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1, часть 2, часть 3
Пиза, часть 1, часть 2, часть 3
Сан-Миниато
Ареццо
Поджибонси
Сан-Джиминьяно
Сиена, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5
Лукка, часть 1, часть 2 и часть 3
Пистойя, часть 1, часть 2 и часть 3

100 КБ

Дуомо (Duomo)

100 КБ

100 КБ

«Нынешний собор с его прославленным фасадом был закончен еще в конце XIII века, вскоре после Монтеаперти. Но в те самые годы Сиена задумала грандиозный план постройки нового собора, в который существовавший уже тогда Дуомо входил бы лишь составной частью, трансептом. Этот план был разработан Лоренцо Майтани. Если бы он был доведен до конца, Сиена могла бы гордиться самым большим храмом в Италии, и, может быть, во всей Европе. Работы были начаты, но продолжались недолго: их прервали чума, междоусобица, опустошение казны. Величественные арки и столбы, оставшиеся от постройки, свидетельствуют о крушении еще одной надежды на первенство, которую питала «высокомерная», по приговору Данте, Сиена». П. Муратов «Образы Италии»

100 КБ

100 КБ

Отказавшись от мысли затмить все церкви христианского мира, сиенцы обратились к украшению того, что уже имели – старого Дуомо. Эта работа велась на протяжении двух столетий, и в результате – перед нами здание, которому нет равных по завершенности по всей Италии (читай – Европе). В сравнении с сиенским Дуомо Санта Мария дель Фиоре во Флоренции или Сан-Петронио в Болонье кажутся какими-то неоконченными сооружениями. Сравниться с ним может, пожалуй, только Сан-Пьетро в Ватикане.

100 КБ

Летом 2006 года тот самый прославленный фасад Дуомо был закрыт лесами, в свою очередь, покрытыми полотном с изображением того, что спрятано. Строился фасад в два этапа: сначала сиенцы пригласили знаменитого мастера Джованни Пизано, который выполнил теперешнюю нижнюю часть из цветного мрамора, со всяческими готическими штуками – горгульями, резными сводами порталов, статуями пророков, апостолов и философов – выполненными самим мастером. В 1296 г. мастер, отдавший этой работе 12 лет своей жизни, внезпно покинул город, и работы возобновились только в 1376 г. под руководством мастера Джованни ди Чеччо, который искусно, на мой неискушенный взгляд, интегрировал уже существующую часть в свое новое видение фасада. Статуи работы Пизано с фасада сейчас их можно увидеть в музее дель Опера.

Витражное окно-розетка работы Пасторино де Пасторини датировано 1549 г. и изображает Тайную Вечерю. Розетка с противоположной стороны была изготовлена в XIV веке по эскизам Дуччо ди Буонисеньи в XIII в. Центральная бронзовая дверь – новодел и выполнена в 1958 г. Энрико Манфрини. Три большие мозаики на фронтонах фасада сделаны в Венеции в 1878 г. мастерами Луиджи Муссини и Алессандро Франчи. У левого угла фасада похоронен Джованни Пизано (об этом гласит надпись XIV века), все-таки вернувшийся в Сиену. А с правой стороны на высокой колонне стоит волчица, вскармливающая младенцев Ромула и Рэма, символ Сиены.

Кампанила, построенная в XIII веке, видна издалека и вместе с башней Torre del Mangia является одной из доминант города. Она построена в том же самом «полосатом» стиле, который вообще характерен для Тосканы вообще и Сиены в частности. В стенах колокольни врезаны прямоугольные проемы, увеличивающиеся в ширину по мере подъема вверх. В них вставлены тонкие колонки, число которых растет с высотой – от одной до пяти в верхнем ярусе. Завершает кампанилу пирамидальный купол, окруженный четырьмя башенками по углам. На фоне всего этого великолепия как-то теряется купол собора, вовсе не маленький – 54 метра в высоту и 16 – в диаметре. Венчает купол фонарь, украшенный 42 изображениями и статуями святых XV в., по периметру крыши на полосатых возвышениях также стоят статуи XV в.

Лучшие мастера Италии работали над собором два столетия – с 1369 по 1562 гг., единовременно их число достигало 48 человек. Внутри собора при этом сохранилось неимоверное количество шедевров – на зависть любому музею. Удивительно, что несмотря на свой стиль работы каждого мастера, единство интерьера собора достигнуто изумительное! Интерьер радует и поражает глаз черно-белыми и бело-зелеными мраморными полосами с вкраплениями красного мрамора. Черный и белый – символические цвета Сиены, на черной и белой лошадях в здешние места прибыли легендарные основатели города. Сводчатый потолок собора, голубой с золотыми звездами, украшают бесчисленные бюсты Пап (их 172), начиная со Святого Петра и заканчивая Люциусом III, и 36 бюстов императоров. Мощные полосатые колонны протянулись на всю длину центрального нефа и соперничают по красоте с инкрустированным полом.

100 КБ

Повторюсь, что в соборе хранится великое множество заслуживающих внимания шедевров, и лучше всего почитать о них в специализированной литературе (если не очень длинно и занудно, то подойдет http://en.wikipedia.org/wiki/Duomo_di_Siena). Я ограничусь лишь описанием того, что произвело лично на меня самое большое впечатление и по совместительству является самыми известными шедеврами

Инкрустированный полудрагоценными камнями мраморный пол в соборе является гордостью Сиены. Он составлен из 56 прямо- и многоугольных сюжетных панелей (сцены из Библии), созданных по проектам сорока ведущих сиенских мастеров в течение двух веков. Самой известной является «Избиение младенцев» работы Маттео ди Джованни (1482). Во избежание быстрого уничтожения пол Дуомо открыт целиком лишь на короткое время в августе, после палио. В остальное время открыта та или иная его часть: узор закрыт досками, и на виду оставляют по одному фрагменту в месяц. «Название мозаики не вполне применимо к этому полу. Рисунки состоят из тонких черных линий на общем фоне белого мрамора. Вначале лишь изредка и потом все чаще, ради стремления к живописному эффекту, появляются вставки из черного и цветного мрамора. Это не что иное, как колоссальная гравюра на мраморе». П. Муратов «Образы Италии»

100 КБ

100 КБ

100 КБ

В левом трансепте – знаменитая готическая кафедра из каррарского мрамора, лежащая на львах, шедевр такого калибра, что он является вехой в истории искусства.

100 КБ

Три самых великих скульптора своего времени – Никола и Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио работали над кафедрой вместе 3 года (1265-1268), украшенной почти 400 изумительными статуями, изображающими животных и людей. Удивительно, как отец и сын Пизано умудрились создавать за короткий период времени такие шедевры, как Дуомо Сиены и Дуомо с Баптистерием Пизы! И при этом ни разу не повториться! Кафедра имеет форму восьмиугольника, стоящего на девяти колоннах из гранита, порфира (минерал такой) и зеленого мрамора. Две колонны стоят на постаменте, две покоятся на львах, две – на львицах, центральная колонна – на статуях Семи гуманитарных наук и философии.

В одной из капелл собора хранятся мощи Святой Екатерины.

100 КБ

Стоит посмотреть еще на чашу для святой воды работы Федериги, фрески Гирландайо в сакристии, гробницу епископа Джованни ди Бартоломео Печчи работы Донателло.

«Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы к баптистерию: в нем была купель, созданная делла Кверча, Донателло и Гиберти. Обойдя вокруг купели и полюбовавшись работой лучших скульпторов Италии, он вышел из баптистерия и стал взбираться на крутой, как гора, холм, к кафедральному собору. С чувством благоговения смотрел он на черно-белый мраморный фасад собора с его великолепно изваянными фигурами работы Джованни Пизано, на круглые ажурные окна, на черно-белую мраморную кампанилу. Войдя внутрь, он ступил на мощные мраморные плиты с черно-белой мозаикой, изображающей сцены из Ветхого и Нового завета. И тут его сердце словно оборвалось и упало. Перед ним был алтарь Бреньо, – ниши алтаря оказались гораздо мельче, чем он воображал, и над каждой из них надстроен похожий на раковину купол с густой насечкой: под такою кровлей лица предполагаемых фигур должны были утратить всякое выражение. Некоторые ниши помещались столь высоко, что о том, какие в них стоят изваяния, зритель не мог и догадаться». И. Стоун «Муки и радости»

100 КБ

В левом трансепте расположена капелла Святого Иоанна Крестителя, в центре которой стоит бронзовая статуя Иоанна Крестителя работы Донателло и крестильная купель XV в. Стены капеллы украшают восемь фресок и два портрета работы Пинтуриккьо.

100 КБ

Маленькая круглая капелла Мадонны (Capella della Madonna del Voto) с золоченым куполом, заменившая капеллу XV в., была построена по проекту Лоренцо Бернини и находится в правом трансепте. Главное сокровище капеллы – Мадонна – хранительница Сиены, почитаемая по сей день.

«Ни одно значительное событие в жизни Сиены не обходилось без повторения обета, передавшего город в руки Мадонны. Пять раз в истории Сиены ключи от городских ворот бывали торжественно вручаемы алтарному образу в соборе, известному под именем Мадонны дель Вото. Впервые это было сделано в 1260 году перед битвой при Монтеаперти. Блестящая победа Сиены над ее вечной соперницей, Флоренцией, послужила свидетельством того, что Богоматерь приняла предложенный дар». П. Муратов «Образы Италии»
Из четырех мраморных статуй в нишах две – Святой Жером и Мария Магдалина – выполнены Бернини. Восемь мраморных колонн перенесены из Латеранского дворца в Риме (до Ватикана там была папская резиденция).

В соборе время от времени ведутся кое-какие раскопки, и в 2003 году были найдены фрески, сохранившиеся от собора, что стоят на этом месте до Дуомо.

Алтарь Пикколомини, стоящий слева от входа в библиотеку, создан скульптором из Ломбардии Андреа Бреньо (Andrea Bregno) в 1483 г. Примечателен он тем, что четыре скульптуры (Святой Петр, Святой Павел, Святой Григорий и Святой Пий) в нижней его части были сделаны молодым Микеланджело между 1501 и 1504 гг. Алтарь венчает скульптура Мадонны с младенцем предположительно работы Якопо дела Кверча.

Libreria Piccolomini

100 КБ

В примыкающей слева к собору библиотеке Пикколомини Пинтуриккьо на 10 больших ярких фресках во всех подробностях изобразил карьеру папы Пия II, в миру сиенского гражданина Энеа Сильвио Пикколомини (Enea Silvio Piccolomini). Есть версия, что фрески выполнены по эскизам Рафаэля, он же позировал для некоторых фресок. Сюжет каждой фрески написан внизу на латыни, там же лежат книги из сакристии собора. Сильвио Пикколомини был дядей хранителя этой библиотеки кардинала Франческо Пиколомини (впоследствии архиепископа Сиены и Папы Пия III), и когда племянник тоже стал Папой, Пинтуриккьо изобразил и его восшествие на папский престол на фреске над алтарем. Кроме этого великолепия, стоит обратить внимание на расписной потолок библиотеки, также выполненный Пинтуриккьо, на арочные порталы работы Лоренцо ди Майано (1497). На алтаре многоцветная Пьета работы Альберто ди Бетто да Ассизи (1421). В центре библиотеки – статуя Три Грации, римская копия греческого оригинала.

100 КБ

100 КБ

100 КБ

Baptistry

Баптистерий славен удивительной мраморной шестиугольной купелью с барельефами и позолоченными фигурами (сцены из жизни Иоанна Крестителя) работы Донателло, Гиберти, Якопо делла Кверча и других прославленных скульпторов XV века.

100 КБ

Opera del Duomo

В этом музее хранятся мраморные статуи работы Джованни Пизано, снятые с фасада, и великолепная «Маэста» Дуччо ди Буонисеньи, которые затмевают все остальное, что там хранится (например, витражи по проекту Чимабуэ).

100 КБ

«…в день, когда Дуччо окончил свой великий алтарный образ (9 июня 1311 года), с утра были закрыты все лавки и мастерские. При звоне колоколов толпы горожан залили улицы. Процессия, во главе которой были священники и монахи, направилась к дому художника и, приняв там икону, торжественно понесла ее в собор. Весь тот день до самого вечера Сиена праздновала, молилась и наделяла милостыней бедных». П. Муратов «Образы Италии» Описывать шедевр бесполезно – его нужно видеть. А когда стоишь перед ним, понимаешь, что версия, согласно которой Дуччо учился в Константинополе, все же имеет под собой основание…

Ospedale di S. Maria della Scala

Если стоять лицом к собору, то слева стоит Palazzo Arcivescovile (Дворец Архиепископа). Напротив собора расположилась больница Санта Мария делла Скала (Ospedale di S. Maria della Scala). Основание этого благотворительного учреждения, одного из самых старых в Европе, восходит к IX веку. Почти 800 лет здесь находилась больница Сиены, а сегодня здание является одним из основных музеев города.

Pinacoteca Nazionale

Национальная пинакотека, центральная художественная галерея Сиены, занимает величественное здание XV в., Палаццо Буонсиньори. Здесь собраны основные произведения местных художников, представителей сиенской школы живописи XII – XVI вв.: Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Гвидо да Сиена, Симоне Мартини и Липпо Мемми.

100 КБ

В Сиене, как и в большинстве итальянских городов, на каждом шагу палаццо и церкви. В те, которые представляют исторический интерес, вход платный – в этом Сиена от соседки-Флоренции не отличается.

Сиена, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5

Источник: cathedrals-ru.livejournal.com

Сиенский собор расположился в Сиенской Республике в городе под названием… Сиена – пожалуй, это единственная достопримечательность у которой кругом «сиена», зато запомнить легко. По-итальянски название звучит очень даже красиво – Duomo di Siena. Сооружение является образцом настоящей итальянской готики – кто хочет изучить это направление архитектуры подробнее, милости просим.

Собор был построен в 1263 году (при этом начало строительства пришлось на 1215 год). Освящен в честь Пресвятой Девы Марии. Со временем некоторые детали достраивались. Так, например, под руководством Джованни ди Агостино был преобразован неф в 1339 году. Последние масштабные работы проходили уже в 19 веке.

Внешний вид. По проекту Н. Пизано, сооружение (если посмотреть на храм сверху) имеет форму латинского креста. Отделка (и внутренняя, и внешняя) выполнена из белого и зелено-черного мрамора. На фасаде несколько элементов выполнено из красного мрамора. Черно-белая расцветка выбрана неслучайно – это геральдические цвета Сиены. В свою очередь они стали символическими благодаря двум лошадям основателей (основатели Сениус и Аскиус) города.

Большую известность Сиенскому собору принес его фасад. Каждая из стен сооружение украшена по-особенному. Так, западную часть здания отличают барельефы и множество скульптур. Здесь изображены греческие философы, еврейские пророки и языческие сивиллы. Безусловно, не обошлось без львов, грифонов и других животных – в основном такие изображение украшают колонны.

Фриз центрального портала повествует о жизни Девы Марии – фигуры прекрасной девушки и ее родителей украшают эту часть собора.

Центральная дверь отлита из бронзы уже в 20 веке – великолепные барельефы «прославления Пресвятой богородицы» расположили на главном входе.

Интерьер. Первое что бросается к глаза – это черно-белая полоска колонн (причина выбора цвета объяснена выше). Для сооружений такого плана, оформление в стиле зебры совсем необычно, но очень даже оригинально. Такое интерьерное решение создают особую атмосферу. А если «копнуть глубже» и подумать о жизни, то можно найти в этих горизонтальных линиях особый смысл: черная полоса жизни, белая полоса жизни.

Особенность интерьера лежит на полу (в прямом смысле слова) – мозаикой выполнена эта часть помещений. Самым древним из всех панно является то, что располагается на полу у самого входа. Картина состоит из 56 различных сюжетов – волчицу (символ Сиены), кормящую близнецов Ромула и Рема многие могли уже видеть, где-нибудь на фотографиях. Также многие туристы приезжают посмотреть на статую Иоанна Крестителя, которая некогда была сделана Донателло. Хранятся здесь и шедевры других мастеров: Микеланджело и Пизано.

Рассматривая внутреннее убранство собора, стоит обязательно обратить внимание на восьмиугольную кафедру, которая выполнена в готическом стиле. Далее идет арифметика: четыре (из восьми) колонн стоят на львах, семь колонн (из восьми) повествуют о жизни Христа, а также на центральной колонне (единственной из восьми) изображены «большие умы» гуманитарных наук. Пизано создал ее в 13 веке. Муза посетила его явно самая талантливая – иначе как объяснить всю эту красоту.

По приказу кардинала Франческо Пикколомини была построена в стенах Сиенского собора библиотека. Здесь хранились книги из коллекции его дяди – папы Пия Второго. Стены помещения украшены многочисленными фресками эпохи Возрождения.

Источник: turizm.ngs.ru

Описание Сиенского собора в Сиене

Дуомо по форме напоминает латинский крест, а стены оформлены в виде чередования полос белого и черно-зеленого мрамора (сочетание черного с белым – геральдический знак Сиены). В настоящий момент Сиенский собор одновременно является музейным комплексом и храмом с католическими богослужениями.

К основным экспозициям собора относится Западный фасад. Он состоит из трех полукруглых романских арок, увенчанных треугольниками фронтонов. Украшен фасад множеством скульптур и художественной росписью. Фриз над центральной аркой изображает историю Девы Марии и ее родителей – золотые мозаики верхнего фронтона изображают три события из жизни Девы Марии – первое явление в храме, коронование и Рождество Христово. Возле большого круглого окна размещены бюсты епископов и статуя Мадонны с младенцем. Дополняет величество западного фасада центральная дверь из бронзы с росписью «прославление Пресвятой Богородицы».

Сиенский собор фасад

Восьмиугольная готическая кафедра Николы Пизано – скульптурный шедевр XIII века и основная достопримечательность Сиенского собора. Центральную колонну удерживают аллегории различных наук, три колонны стоят на постаментах, а остальные четыре – на спинах львов. На семи мраморных панелях показаны библейские сюжеты из жизни Христа – это главное украшение кафедры.

Сиенский собор кафедра

Одним из самых ярких произведений того времени считается пол Сиенского собора, создавался он 600 лет. На полу изображено 56 сюжетов из мраморного панно.

Языческие и философские сюжеты:

  • Гермес Трисмегист;
  • Сиенская волчица;
  • Гиббелинский орел;
  • Мудрость и Фортуна;
  • Колесо Фортуны.

Библейские сюжеты:

  • История жизни пророка Илии;
  • Иссечение Моисеем воды из скалы в пустыне;
  • Получение скрижалей Завета на горе Синай;
  • Принесение Исаака в жертву;
  • Избиение Вифлеемских младенцев.

Чтобы сохранить драгоценную роспись полов, ее закрывают досками. Полностью пол собора открыт для осмотра два дня в году – 2 июля и 16 августа – на празднике Палио в Сиене. В обычные дни для туристов открыта небольшая часть мраморного панно.

Сиенский собор внутри пол

Информация для туристов

Собор в Сиене открыт для посещения ежедневно:

  • 10:30 – 19:00 – с марта по октябрь;
  • 10:30 – 17:30 – с ноября по февраль.

Цены входного билета можно узнать на официальном сайте.

Символом региона Тоскана является популярная достопримечательность в Италии – Пизанская башня, которая привлекает туристов со всего мира, благодаря своему оригинальному наклону.

Источник: planetofhotels.com

Из двух последних постов всем уже стало понятно, что я вновь побывал в Тоскане. На этот раз в качестве базы была выбрана Сиена: это позволило и поглядеть соседние города, трудно доступные из Флоренции, и досконально изучить саму Сиену. Теперь, думаю, стало яно, почему я перед отпуском стал о Сиенском соборе рассказывать.

Начал я не совсем обычно – с интерьера, а не с фасадов, как это обычно делаю. Причиной был банальный недостаток иллюстративного материала: в прошлом году я в Сиене был лишь неполный день (радиальный выезд из Ареццо), и фасадом я любовался утром. Собор же, как и полагается по канонам, ориентирован апсидой на восток; соответственно западным фасадом я прошлой осенью восторгался, рискуя ослепнуть от солнца, бьющего в глаза. В этот раз ошибка была учтена: в первый день я фотографировал фасад вечером, в свете заходящего солнца; на следующее же утро солнца не было вообще – только фотографируй!

Вот вам собор прошлогодний – утром солнечного дня.
001-фасад.jpg

Вот вам собор этого года – на закате.
031-фасад на закате.jpg

Собор – гордость Сиены, торжество готики, да и полы его (смотри предыдущие посты) – это вещь, достойная восторга. Собственно туристический сезон в Сиене делится на две части: с 1 марта по 31 октября – это время "открытого" пола, остальное время – "закрытого". В эти два периода различны не только стоимости входных билетов в собор (12 и 8 евро соответственно), но и даже…ставка туристического налога (в моем 3* отеле 2,5 и 1,5 евро за ночь). Число туристов в Сиене резко идет на спад с закрытием соборных полов: у меня есть возможность сравнить прошлогодний октябрь, когда в собор и его музей нужно было стоять в очереди, и нынешний ноябрь, когда в соборе можно было бы выгуливать слона, не рискуя кого-то задавить. Но, обратите внимание, соборный фасад не скрывают от посетителей ни на мгновение, так что даже в "мертвый сезон" у вас будет возможность впасть в экстаз – было бы желание.

По счастью, начиная с 1226 года, сохранились сиенские "гроссбухи" – расходные книги городского правительства, а посему после этой даты история строительства отслеживается с точностью до одного года. До этой даты приходится полагаться на предания, а они таковы:
– в IX веке на месте разрушенного храма Минервы уже существовала церковь (на месте нынешнего баптистерия)
– в 913 году на том месте, где сейчас находится западная часть собора, была построена резиденция епископа
– в XII веке на месте этих двух ранних построек началось строительство нового собора
– 18 ноября 1179 года новый собор был освящен папой Александром III, местным уроженцем, кстати (это – тот самый папа, что заставил Фридриха Барбароссу вВенеции униженно просить прощения)

После 1226 года все уже документально известно. В 1226 – 1259 году правительство регулярно оплачивает мрамор для строительства стен, а в 1263 году покупает свинец для кровли. В 1280-1284 годах прежде однонефная базилика "прирастает" боковыми нефами.
В 1317 году стартует амбициозный проект: собор удлиняют на восток, но там вообще-то крутой обрыв. Выход найден: внизу строят баптистерий (в Сиене это – не отдельно стоящее здание, как в большинстве виденных мною городов), а на нем, на баптистерии как основании, надстраивают восточную часть собора. Т.о., баптистерий в Сиене – это как бы нулевой уровень, подпорка собора. Баптистерию будет посвящен отдельный рассказ.
В 1339 году сиенцы, воодушевленные успехов предыдущей великой стройки, затевают новую. Было решено строить вообще новый собор, ориентированный с юга на север, т.е. поперек уже построенного старого; старый собор в таком случае стал бы "всего лишь" трансептом нового. В 1348 году работы по строительству нового собора прерываются навсегда: грянули "Черная смерть" и экономический кризис. От этой градостроительной авантюры остались лишь фасад (а точнее facciatone – "фасадище"), на сегодня суперпопулярная видовая площадка, и правый неф, в котором устроен музей. На "фасадище" я вас поведу в другой раз.
С 1357 года смирившиеся с новыми обстоятельствами сиенцы возобновляют работы над старым собором, в 1380 году эти работы завершаются. Как видите, задокументированная история строительства собора четко укладывается в XIII-XIV века, а это – время готики.

Наша задача на сегодня – изучить западный фасад, так что последний исторический экскурс, и пойдут картинки. Над фасадом трудились два архитектора: нижнюю часть построил в 1284-1297 годах известнейший Джованни Пизано, верхнюю – в 1299-1317 годах менее известный Камаино да Крешентино (Camaino da Crescentino), отец Тино да Камаино. В XIX веке собор украсил, так как это тогда понимали, уже не раз упоминавшийся в рассказах о полах Алессандро Франки.
Начнем изучение фасада с нижней части – работы Джованни Пизано.
Последовательно тимпаны над левым, центральным и правым порталами. Все, что выше тимпаном, пока не смотрите – это уже верхняя часть фасада.
021-левый портал (блж.Джованни Коломбини).jpg

022-центральный портал (блж.Амброджо Санседони).jpg

025-правый портал (блж.Андреа Галлерани).jpg

В тимпанах видим бюсты трех сиенских блаженных – Иоанн (Джованни) Коломбини, Амвросий (Амброджо) Санседони и Андрей (Андреа) Галлерани (кто в каком, не знаю; бюсты, увы, не подписаны; видимо, сиенцы знали своих блаженных "в лицо"). Зато все, думаю, видят мраморных львов и даже быка. Это еще что – впереди нас ждут еще и мраморные лошади!

Львы – поближе:
023-центральный портал (Давид).jpg

024-центральный портал (Соломон).jpg
Цари зверей служат в данном случае подножием для царей человеческих – Давида и Соломона.

Коль уж речь зашла о Давиде и Соломоне, перейдем к череде из личностей, которые, по мнению Камаино и заказчиков, наиболее ясно предсказали на грядущего в мир Христа. Держитесь, мои ПГМнутые мозги, выбор этих людей был очень странным. Идем слева направо, первые 3 и последние 3 фигуры стоят "за углом"

015-неизвестный, Исайя и Валаам (Джованни Пизано).jpg
Имя первого человека канула в безвестность, опознать его пока не могут; второй – Исайя, третий – Валаам (тот самый, которого специально выписали из сектора Газа Харрана, чтобы проклясть Израиля, а он его трижды благословил; даже слепой аз вижу латинскую надпись: "Восходит звезда от востока")

016-Платон, Даниил и Сивилла (Джованни Пизано).jpg
А вот и обетованная лошадь попала в кадр первая неожиданность – Платон. Далее следует пророк Даниил (в итальянской Вики его назвали Аввакумом; глупость это, там четко имя написано), а третьей поместили кого-то из сивилл.

022-центральный портал (блж.Амброджо Санседони).jpg
Еще раз смотрим центральный портал: по его сторонам – Давид и Соломон.

017- Моисей, Иисус Сирах и Аввакум (Джованни Пизано).jpg
Слева направо: Моисей (приглядитесь: рога видны), Иисус Сирах и Аввакум (наверно, в итальянской Вики ошибка в перечислении персонажей, этот вроде бы подходит на роль пророка). Но если кто знает точно о последнем, тому медалька))) Ну и лошадь № 2 не пропустите!

018-Симеон Богоприимец, Мариам, Аристотель (Джованни Пизано).jpg
Симеон Богоприимец, Мариам (сестра Моисея) и…Аристотель.

Ну и как вам Платон и Аристотель в качестве пророков Христовых?

В архитраве над главным входом можно попытаться разобрать различные эпизоды из земной жизни Богородицы (это уже Тино да Камаино):
026-история Богородицы (левая часть).jpg

027-история Богородицы (центр. часть).jpg

028-история Богородицы (центр. часть).jpg

Если вы рассматриваете эту вереницу барельефов, значит, вы попираете ногами интарсию, которая не уместилась в соборе и вынесена на паперть, – там притча о мытаре и фарисее (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Siena,_duomo,_pavimento_antistante_09_cerimonie_del'ordinazione_di_nastagio_di_gaspare_%281450%29.JPG)

Работа по разглядыванию деталек закончилась, и мы переходим к верхней части фасада (1299-1317; Камаино да Крешентино).
Левая часть:
013-левые башенка и тимпан.jpg

014-левая часть.jpg
Местные статуи я уже опознать не могу, кроме евангелистов, разумеется. Ну а в тимпане уже мозаика "Введение во Храм" Алессандро Франки.

Правая часть:
019-правые тимпан и башенка.jpg

020-правая часть.jpg
Тут видим вторую пару евангелистов, а также мозаику все того же Франки "Поклонение волхвов"

Ну а теперь – розочка на торте центральная часть.
010-тимпан и роза.jpg

Наверху – "Коронация Богородицы" Франки:
009-центр.тимпан (Франки).jpg

А ниже – готическая роза в окружении ветхозаветных пророков и новозаветных апостолов, воздающих честь Богородице
011-роза в окружении апостолов и пророков.jpg

Просто красивая картинка – вся верхняя часть фасада разом, да еще и в солнечную погоду:
012-верхние ярусы фасада.jpg

В розе не простое стекло, а витраж с Тайной вечерей: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Duomo_Siena,_window_over_main_portal_-_enblend.jpg. Я не знаю, кто бы тот герой, что смог этот витраж сфотографировать. Могу лишь подсказать: приходите к собору вечером, после заката солнца, но до закрытия собора. Витраж в это время прекрасно виден снаружи.

Собор, как вы уже, наверно, поняли, посвящен Богородице. Сиенцы не стали размениваться на святых покровителей, а прямиком отдались небесной Царице. Главный алтарный образ собора – это величественная "Маэста" Дуччо, перед которой умирал от восторга Муратов. В XVI веке этот образ сочли не соответствующим времени и вынесли из собора, но, по счастью, не уничтожили. "Маэсту" можно увидеть в музейном соборе. Фотографировать там нельзя, да и если бы разрешили, этот громадный образ, да еще и с бесчисленными пределлами запечатлеть мыльницей невозмжно. Все в мельчайших деталях можно разглядеть здесь: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Cathedral_%28Siena%29_-_Maest%C3%A0

В следующий раз мы с вами поглядим на facciatone и бросим с него взор на Сиену. Только дайте чуть передохнуть – у меня более 600 фоток с поездки, их нужно хотя бы начать обрабатывать. Продолжение будет, но не сразу.

Источник: sibeaster.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.