Ровена город в италии


Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.

А.Блок


Ровена город в италии

В городе Равенна самыми известными достопримечательностями является раннехристианская и византийская мозаика, которая украшает стены церквей, памятники и музеи. Стоит сказать, что в отличие от фресок мозаики практически не разрушаются со временем, то есть они и сегодня выглядят в точности также, как и почти 1500 лет назад.
Вы знаете, такое изобилие мозаики можно увидеть разве, что только в Стамбуле. Мозаики, что называется, абсолютное must-see. Очень необычно для Италии.
И очень красиво. Через фото не передашь, конечно.
А еще Равенна – это морской курорт на берегу Адриатического моря. Но на Новый год нам моря не захотелось, поэтому мы отправились в старую часть города смотреть мозаики.

Рекомендую сразу купить комплексный билет, включающий в себя посещение 5 знаковых мест города.  Стоимость единого билета "Мозаики Равенны" — 9,5 Евро. Вместе с билетом вам выдадут карту. Так что ваша прогулка будет напоминать скорее квест – найти нужное место и поставить "дырочку" в билете.)))

Ровена город в италии

Вот эти места…


–  Базилика Сант Аполлинаре Нуово (Sant'Apollinare Nuovo).
Неонианский баптистерий (Баптистерий православных),
– Архиепископский музей (часовню Сан Андреа и трон слоновой кости),
– Базилика Сан Витале
– Мавзолей Галлы Плацидии.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово (Sant'Apollinare Nuovo) была построена в конце V – начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. В IX веке освящена в честь покровителя города святого Аполлинария.  В эту церковь были перенесены реликвии святого Аполлинария и с тех пор церковь стали называть его именем.
Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Внутреннее убранство храма содержит три ряда мозаичных работ, расположившихся по всей длине храма: от паперти до алтаря. Самый верхний ряд – изображение сцен из земной жизни Христа.

Здесь представлены следующие сюжеты: Брак в Кане Галилейской, насыщение пяти тысяч человек, призвание апостолов Андрея и Петра, исцеление слепорожденного, исцеление кровоточивой; Христос и самаритянка у колодца, воскрешение Лазаря, мытарь и фарисей, лепта вдовы, Иисус Христос отделяет овец от козлищ на Страшном суде, исцеление больного в Капернауме, исцеление одержимого бесом, исцеление расслабленного у источника Вифизда.

Здесь также представлены сцены страданий Христа и события по Его Воскресении: Тайная вечеря, поцелуй Иуды, Христос перед Пилатом, отречение Петра, крестный путь на Голгофу, святые жены-мироносицы у Гроба, апостолы Лука и Клеопа на пути в Эммаус, неверие святого Фомы.


Ровена город в италии

Средний ряд, расположившийся на высоте окон, изображает ветхозаветных пророков. Нижний ряд называется мученическим. С правой стороны изображены святые мученики, а с левой святые мученицы. Такое расположение отражает древнюю традицию: женщины стояли в храме отдельно от мужчин. Все святые держат в руках мученические венцы. Среди мучеников: священномученики Лаврентий архидиакон и Викентий диакон; Климент, Корнилий, Сикст II, папы Римские; Мартин, епископ Турский и другие. Ряд венчает Иисус Христос на троне в окружении четырех Ангелов. Среди мучениц: святые девы Кикилия, Анастасия Узорешительница, Агния, Евлалия, Агафия Катанская, Виктория, Евфимия, Иустина. За мученицами следует изображение трех волхвов: Валтасара, Мельхиора и Гаспара, которые спешат принести дары Рожденному Богу.

Ровена город в италии
Ряд заканчивается изображением Пресвятой Богородицы на троне с младенцем Иисусом Христом в окружении четырех Ангелов.

Ровена город в италии

Недалеко от базилики святого Аполлинария на той же Via Roma громоздятся загадочные остатки явно очень древнего сооружения. Раскрыли их только в прошлом веке и предположили, что это дворец Теодориха. Но, видимо, никаких научно обоснованных подтверждений этой версии пока нет, и поэтому руины носят вполне официальное название "Так-называемый-дворец-Теодориха".


Ровена город в италии

Ровена город в италии

Мавзолей Теодориха находится в отдалении от центра города, в противоположную сторону от центра за вокзалом.

Равеннский кафедральный собор (Duomo di Santo Spirito )Базилика Святого Духа. Баптистерий православных.

Ровена город в италии

Здесь проводили обряды крещения. Внутри – бесценные мозаики! Уникальные византийские мозаики выполнены из очень мелких разноцветных камешков.
Ровена город в италии

Ровена город в италии

На куполе выложена сцена крещения Христа. Центральный медальон купола содержит сцену крещения Христа Иоанном Крестителем. Особенностью композиции является полностью обнажённая фигура Христа – со всеми анатомическими подробностями, а также языческая персонификация реки Иордан в образе старца в диадеме из клешней краба и тростниковым жезлом в руке. Вода, окропляющая Христа, льётся на него из клюва голубя (Святого Духа). Вокруг центрального медальона – двенадцать апостолов, фигуры апостолов разделены пальмами.

По центру расположена купель для крещения.


Ровена город в италии
Сама базилика была не доступна.
Ровена город в италии

По тому же билету посетили Архиепископскую Капеллу и Музей (Cappella Arcivescovile O Di Sant'Andrea, Museo Arcivescovile di Ravenna). Это все пристройки к собору.Ровена город в италии

Ровена город в италии

Архиепископский музей не особенно впечатлил, только что позволил разглядеть поближе древнюю мозаику.

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Капелла Святого Андрея (Архиепископская) понравилась очень. Самая большая ценность в этой капелле — мозаика, хотя и самая маленькая из мозаик Равенны. Это орнаменты из цветов (лилии и розы) и листьев, а также 99 изображений птиц.  Есть и религиозные сюжеты – например, Христос-воитель, попирающий льва и змея. Мозаика украшает люнет над входом в основное пространство капеллы – Христа без бороды и в облике воина, в римских доспехах, с наброшенным поверх них голубым плащом с булавкой.


Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Следующий пункт нашей программы – Базилика Сан Витале  (Basilica Di San Vitale). Считается главным храмом Равенны. Базилика была заложена в 527-м году и освящена в 548-м в честь Виталия Миланского – Святому Виталию — христианскому мученику, солдату, заживо похороненному под камнями в Равенне.  Согласно житию, Виталий был состоятельным гражданином. Виталий сопровождал судью Паолино в путешествии из Милана в Равенну. В Равенне судья подверг пыткам и смерти через обезглавливание лигурийского доктора Урсицина, который признал себя христианином. Виталий приблизился к доктору и помог ему встретить пытки и смерть, открыто убеждая быть твёрдым в перенесении мучений. Также устроил его захоронение. Открыто исповедовавший себя христианином,  Виталий был подвергнут пыткам,  после чего был похоронен заживо (засыпан камнями).

Ровена город в италии


Ровена город в италии

С другой стороны (сада..)
Ровена город в италии

В центральной апсиде изображен Христос между Ангелами, святым мучеником Виталием и епископом Экклезием. Спаситель передает святому Виталию мученический венец.
Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

В парке у Сан-Витале можно видеть  древние саркофаги …

Ровена город в италии

Рядом с базиликой Сан-Витале расположен Мавзолей Галлы Плацидии (Mausoleo Di Galla Placidia), датируется второй четвертью V века, украшен самыми ранними из сохранившихся местных мозаик.


ла римской принцессы Галлы Плацидии (386-452), дочери императора Феодосия и сестры императора Гонория, сдавшего Рим варварам, там нет. И никогда не было, судя по всему. Хотя саркофаг стоит. Их даже три. Имеющиеся в мавзолее саркофаги из греческого мрамора, приписываемые самой Галле и её ближайшим родственникам ( её сыну Валентиниану и второму мужу, Констанцию III), по мнению ряда исследователей, изначально не находились тут – появились они только в XIV веке. Откуда их притащили – неизвестно, но они тоже очень старые. Так называемый "саркофаг Галлы Плацидии" в центре, лишён декора и явно не закончен. Скорее всего, он принадлежал какому-то неизвестному, но богатому и знатному язычнику. Возможность погребения в нём Галлы Плацидии отвергается.

Ровена город в италии

Ровена город в италии

В связи с этим есть несколько историй из этих самых саркофагов.
История с саркофагом типа Галлы Плацидии. Раньше через большое окно в задней части саркофага (оно сейчас замуровано) можно было видеть тело, усаженное на кипарисовый трон.Это была намеренная попытка убедить всех в том, что это тело именно Галлы, и сделана дырка была в XIII – XIV веках. Но в 1577 году местные мальчишки просунули через неё в саркофаг свечи, чтобы разглядеть тело получше, и вызвали тем самым пожар. После пожара  в саркофаге сохранились только несколько костей, череп и обугленные куски дерева. Окно замуровали, конечно, замуровали, а тех пацанов за любопытство выпороли, наверное.


Ровена город в италии

Ровена город в италии

Саркофаг типа Констанция (V век)  установлен слева. На его передней стенке изображён Христос в образе агнца с нимбом и два агнца без нимбов, символизирующие апостолов.  В 1738 году саркофаг был вскрыт, и там нашли почему-то целых два черепа с зубами. Кто и что – не выяснили. Но точно это был не муж Галлы.

Ровена город в италии

Саркофаг Валентиниана (VI век), тот, что справа. В 1738 году этот саркофаг также был вскрыт, в нём были обнаружены кости мужчины и женщины. Вот вам и Валентиниан!

Ровена город в италии

Внутри мавзолея – мозаики, которые делают его одним из важнейших памятников раннехристианского искусства. Главная – в центре полусферического купола, где помещён золотой латинский крест, окружённый восьмьюстами золотыми звёздами, объединёнными в концентрические окружности.
Ровена город в италии

Ровена город в италии


Этот  орнамент – просто какой-то магический, от него невозможно отвести глаза. Вот недаром именно этот рисунок растиражирован на всех шёлковых платках и шарфах, продающихся в сувенирной лавке Равенны! Купили в подарок маме.))
В начале 20-го века при реставрации в окна очень удачно вставили алебастровые пластины, и благодаря им всё помещение освещается мягким, золотистым светом.

В углах свода купола евангелисты, представленные львом (Марк), тельцом (Лука), орлом (Иоанн Богослов) и ангелом (Матфей). Тусклый желтоватый свет из заделанных ониксом окон придает мозаикам особенно мистический вид.
Карл Густав Юнг, говорят, настолько проникся этими мозаиками, что написал, увидев их, целую кучу ценных трудов по психиатрии.
Архитектор Гитлера Альберт Шпеер, отбывая срок в Шпандау, захотел отделать тюремную часовню в таком же стиле – но разрешения на это от тюремных властей не получил.

На этом наша программа минимум, расчитанная на один комплекный билет, была завершена.
Но есть места, которые нельзя в Равенне пройти мимо.

Так что продолжаем…

Нельзя было не посетить  гробницу Данте (Tomba di Dante), свой  нынешний облик она приобрела в 1780 году. С ней тоже не обошлось без приключений.

Ровена город в италии
*Basilica di San Francesco

В 1321-году в  Basilica di San Francesco (piazza San Francesco), что рядом с гробницей, отпевали умершего в Равенне от малярии Данте. Сначала поэт был похоронен в портике базилики. Два столетия спустя флорентийцы решили перезахоронить своего соотечественника во Флоренции в базилике Санта-Кроче, являющейся усыпальницей выдающихся сынов города. Дальнейшая история больше похоже на сюжет авантюрно-приключенского романа. Монахи-францисканцы, которым принадлежала равеннская церковь, спрятали останки поэта, потом тайно переправили их в свой другой монастырь, потом опять, также тайком, вернули в Равенну и допрятались до того, что обнаружили ящик с прахом Данте только в 1865-м году при ремонте церкви Сан-Франческо, хорошо монахи догадались подписать его. После чего великий итальянец, наконец-то, упокоился в специально построенном ещё в конце 18-го века мавзолее, который стоит слева от церкви. Лампа внутри горит на оливковом масле, которое ежегодно дарится Флоренцией на годовщину смерти поэта.

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

На этом история не заканчивается.  Во время реконструкционных работ в одной из библиотек Флоренции (1999 год) рабочие наткнулись на книгу, из которой выпал конверт. В конверте находился пепел и гербовая бумага в черной рамке, которая извещала о том, что в конверте находится прах Данте. Новость эта повергла в шок все научное и литературное сообщество.
Откуда было взяться праху, если тело Данте не подвергалось сожжению?
Нет, конечно, флорентийские власти в XIV веке требовали от монахов, чтобы они сожгли Данте – в качестве наказания за вероотступническую и антигосударственную деятельность, но (по данным ряда источников) этого не произошло.
Позже выяснилось, что сожжение имело место, но не тела Данте, а ковра, на котором стоял его гроб. Ковер сожгли, а нотариус не придумал ничего лучше, чем сложить прах в конверт, написать записку и отправить послание во Флоренцию.

Рядом также Музей Данте (Museo Dantesco), в котором собраны работы, вдохновленные Данте Алигьери.
В музее хранятся макеты памятников поэту, бюсты, рельефы, картины, медальоны, мемориальные венки, грамоты, деревянная рака, созданная в 1677 году для останков Данте францисканцем Антонио Санти и стеклянный короб, в котором лежали его кости при освидетельствовании скелета поэта в 1865 году.

Ровена город в италии

Очень понравился монастырский дворик с колодцем и фигурками мужчины и женщины.

Ровена город в италии

Именем Данте здесь также назван Театр (Teatro Dante Alighieri) на площади Гарибальди (Piazza Garibaldi).

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Памятник Гарибальди есть, наверное, в каждом городе Италии! Он, как у нас Ленин когда-то был. Ведь в СССР не было ни одного города, чтобы там не стоял памятник Ленину, площадь Ленина, улица Ленина…

Ровена город в италии

Отсюда прямая улица ведёт к главной площади Равенны Пьяцца Дель Пополо ( Piazza del Popolo), ее еще называют сердцем города.

Ровена город в италии

Ровена город в италии
На площади возвышается венецианский дворец, в котором в настоящий момент находится мэрия (Ратуша).
Статуи святых заступников Равенны– Аполлинария и Виталия Миланского перед фасадом здания.

В завершении скажу, что Равенна —это, конечно, мозаики, которые не забудешь!
Вот даже обозначение улиц на домах выполнены здесь в виде мозаики…

Ровена город в италии

Ровена город в италии

До сих пор город – один из ведущих производителей мозаики в Италии.
Здесь можно купить что-то из мозаики – шкатулки, фигурки, бижутерию и даже елочные украшения (мы же все-таки былт там на Новый год! )  или современное мозаичное панно. А можно посмотреть, как работают мастера.)))Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ровена город в италии

Ребенку купили здесь набор из мозаичных камушек и специальный клей – будем творить уже дома.))

Ровена город в италии

Ровена город в италии

И обязательно – книгу на память. Здесь много иллюстраций и информации. Будет повод вернуться!
Рассказала только то, что удалось увидеть за один день.

Ровена город в италии

Спасибо за внимание!

Источник: travelfrog.livejournal.com

Понять[править]

Равенна в основном интересна тем, что тут происходило в V-VI веках, во время распада Римской Империи. Сюда приезжают смотреть раннехристианские памятники, которых в такой концентрации в Европе больше нигде нет. Однако центр Равенны интересен не только ими, но также средневековой и барочной архитектурой, создающей интересный фон и, собственно, образующей городскую среду. Несколько основных памятников Равенны вполне можно посмотреть за два-три часа, хотя лучше задержаться тут на день или полтора и уделить городу достаточно времени. Равенна, разумеется, не страдает от недостатка туристов, но по сравнению с соседней Венецией можно считать, что их тут почти нет, ни через какие толпы вам продираться не придётся.

История[править]

Неизвестно, ни когда основана Равенна, ни кем (то ли этрусками, то ли умбрами, то ли ещё кем-то), ни что означает название города (предполагают, опять же, этрусские корни). Известно, что в 89 году до н.э., когда Римская республика ещё только устанавливала контроль над всем Апеннинским полуостровом, Равенна уже существовала как укреплённый город, и была принята в состав римского государства. Поначалу она не играла значительной роли, и сведения о ней в основном анекдотические — например, Юлий Цезарь устроил тут свой лагерь, собирая войска, чтобы затем перейти Рубикон, а Октавиан Август укрепил гавань в Классе для войны с Марком Антонием. Однако постепенно город рос, становился всё более значимым, и, наконец, в 402 году император Гонорий перенёс сюда из Милана столицу Западной Римской империи, одной из частей распавшейся за семь лет до этого Римской империи. Известно, что в это время население Равенны составляло 50 тысяч человек. Считается, что частично причиной переноса столицы стало расположение Равенны на море, а частично — расположение среди болот, позволявшее в случае чего обороняться. Случай подвернулся довольно быстро, в 409 году, и никаких шансов против вестготов под началом Алариха у императорской армии не было. Аларих не стал разрушать город и даже устанавливать собственную власть, оставив править императора Феодосия I. Христианство уже было в этот момент государственной религией, большую часть V века Равенна провела относительно мирно, и до нас дошли (в небольшом количестве) архитектурные памятники этого времени, в первую очередь мавзолей Галлы Плацидии.

В 476 году Западная Римская империя прекратила своё существование, Равенна стала столицей Королевства Италия с королём Одоакром, который и сверг последнего императора Ромула Августа. В 489 году остготы под началом Теодориха, уже завоевавшие почти весь полуостров, осадили Равенну, и Одоакр оборонял город до 493 года, когда Теодорих всё-таки взял город, уничтожил Одоакра и сделал Равенну столицей королевства остготов, охватывавшего всю современную Италию (кроме Сардинии) и большие территории к северу от Апеннинского полуострова. И Одоакр, и Теодорих были христианами арианского толка (арианство ставит Иисуса Христа ниже Бога-отца), так что арианство было государственной религией королевства вестготов, но существенную часть его населения составляли православные христиане, уживавшиеся с арианами вполне мирно. Более того, потомки римлян жили по одному своду законов, а готы — по другому. В 526 году Теодорих умер, его линия наследования довольно быстро пресеклась, и в королевстве наступил хаос. В 540 году византийская армия под командованием военачальника Велизария захватила Равенну и установила там православие в качестве государственной религии. Византийский император Юстиниан сделал Равенну административным центром подчинённой Византии Италии, а с 584 года — центром Равеннского экзархата. Экзарх, гражданский и военный правитель византийской Италии, подчинялся непосредственно императору.

В 712 году Равенну завоевали лангобарды, к тому времени контролировавшие всю северную Италию, но после переговоров вернули её византийскому императору. В 751 году они завоевали её уже окончательно, убили последнего экзарха и включили в своё королевство со столицей в Павии. Тем самым Равенна перешла из восточного мира в западный, при этом заметно потеряв в статусе — она больше не была ни столицей, ни крупным административным центром. В 774 году Лангобардское королевство перестало существовать и было включено в империю Карла Великого, а затем Равенна попеременно то непосредственно подчинялась Папе Римскому, то была центром небольшого феодального владения, возглавляемого местным семейством, в XIII веке — Траверсари, в XIV и XV — да Полента. В 1440 году Равенна была завоёвана Венецианской республикой.

Всю первую половину XVI века Италию сотрясали так называемые Итальянские войны, довольно сложный военный конфликт, в который были вовлечены как собственно итальянские государства, так и Франция, Испания, Священная Римская Империя и другие страны. В ходе этих войн в 1509 году Равенна перешла от Венеции к Папской области, а в 1512 году была разграблена французами. В составе Папской области она оставалась до наполеоновских войн, с 1796 по 1814 год была аннексирована Францией и включена в состав Цизальпинской республики, затем наполеоновского Итальянского королевства, а с 1814 года до объединения Италии в 1861 году Равенна снова находилась в составе Папской области. В независимой Италии Равенна стала центром провинции в составе региона Эмилия-Романья (центром которого является Болонья). Хотя Равенна по итальянским стандартам — довольно благополучный город, свою главную роль в расцвете европейской культуры она уже сыграла при Теодорихе и Юстиниане, в V-VI веках, и сейчас сюда приезжают в основном для того, чтобы увидеть раннехристианские памятники этого времени, включённые в список Всемирного наследия.

Ориентация[править]

Центр Равенны относительно компактен, основные достопримечательности обозначены указателями. Чуть восточнее центра находятся железнодорожный и автовокзал. Мавзолей Теодориха расположен северо-восточнее центра, до него легко дойти пешком.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Ни в Равенне, ни около неё нет аэропорта, в который выполняются регулярные рейсы. Лететь можно через Болонью, Римини или Венецию.

На поезде[править]

Равенна стоит в стороне от магистральной линии Болонья–Римини–Анкона, так что поезда сюда ходят только региональные: в Болонью (1 ч 20 мин), Римини (1 ч) и Феррару (1 ч 10 мин) — все с часовым интервалом. Из Венеции (3.5 ч) лучше всего ехать региональными поездами через Феррару: так заметно дешевле, а большого выигрыша по времени скоростные поезда не дадут. С любых других направлений ехать нужно через Болонью.

На автобусе[править]

На автомобиле[править]

Через Равенну проходит скоростная дорога, которая на севере под номером E45 идёт в Болонью, а на юг как E14 в Римини, Анкону и Бари. По обычным (не скоростным) дорогам на север можно уехать в Венецию, а на юг через перевалы в Перуджу. В самом городе есть большая парковка около мавзолея Теодориха, удобнее оставить машину там, чем ехать на ней в центр, где запарковаться всё равно не удастся.

На корабле[править]

Транспорт[править]

Для перемещения по центру города не нужен.

Достопримечательности[править]

Для посещения раннехристианских памятников вам понадобятся два комплексных билета:

  • Комплексный билет 1 (€9.50) — мавзолей Галлы Плацидии, базилику Сан-Витале, базилику Сант-Аполлинаре-Нуово, архиепископский музей с капеллой и баптистерий православных. Билет можно купить в билетных кассах базилики Сан-Витале, базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, архиепископского музея и баптистерия православных. Билет действует неделю с момента покупки. Отдельных билетов для посещения этих памятников не бывает.
  • Комплексный билет 2 (€10) — мавзолей Теодориха, базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, национальный музей Равенны. Эти памятники можно посетить и по отдельным билетам. Комплексный билет можно купить в национальном музее или базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе; он действует три дня.

Покупки[править]

Равенна славится своими мозаиками, и потому в городе можно приобрести всякие керамические сувениры, включая мозаики современной работы. Больших универмагов здесь нет, товары продаются в небольших магазинчиках, которыми буквально усеяны все центральные улицы. Имейте в виду, что многие магазины закрываются на сиесту, поэтому в её часы (примерно 12:30 – 16:00) работают только небольшие книжные магазины и кафе.

Еда[править]

Дёшево[править]

Средней стоимости[править]

Где остановиться[править]

Дёшево[править]

Средней стоимости[править]

Меры предосторожности[править]

Ничего особенного, обычный итальянский город.

Источник: ru.wikivoyage.org

Информация о городе

Равенна (неправильно — Равена, Ровенна, Ровена) — город в Италии, представляющий часть провинции Эмилия-Романья. Находится на расстоянии в 10 километров от Адриатического моря и связан с ним каналом. Расположен на востоке Италии в низменной местности в 50 километрах от самого маленького государства Сан-Марино и в 70 километрах от крупного населенного пункта — Болоньи. Численность населения составляет 147 тысяч человек, проживающих на общей площади в 652 км².

Равенна имеет богатую историю. В свое время город был столицей Восточной Западной империи, столицей государства остготов и Лангобардского королевства. Благодаря богатой и давней истории имеет большое количество достопримечательностей и памятников, известных на весь мир, которые обязательно следует посмотреть.

Изначально земли были заселены этрусками, которых вытеснили римляне во II веке до нашей эры. Они основали здесь крупный порт. В Средние века город переходил из рук в руки. Примечательно, что здесь умер великий итальянский поэт Данте Алигьери, здесь же расположена его гробница.

Погода и климат

Равенна находится в смешанной климатической зоне с субтропическим влажным климатом и континентальным сухим. Лето жаркое и влажное из-за влияния Адриатического моря. Зима относительно сухая и с небольшим количеством осадков. Осадки равномерны круглый год, без резких колебаний в количественном отношении.

Средняя температура и норма осадков по месяцам:

  • январь — +3,9 °C, 42 мм;
  • февраль — +5,7 °C, 42 мм;
  • март — +8,5 °C, 56 мм;
  • апрель — +11,7 °C, 50 мм;
  • май — +15,4 °C, 47 мм;
  • июнь — +20,1 °C, 55 мм;
  • июль — +22,9 °C, 60 мм;
  • август — +22,6 °C, 65 мм;
  • сентябрь — +19,1 °C, 59 мм;
  • октябрь — +14,5 °C, 84 мм;
  • ноябрь — +9,2 °C, 73 мм;
  • декабрь — +4,9 °C, 70 мм.

Инфраструктура

Равенна имеет относительно развитую инфраструктуру, позволяющую посетить город из любой точки Италии или прилететь сюда в один из ближних аэропортов из любого уголка мира. Из Болоньи, Венеции и Рима проходят крупные международные автомобильные шоссе. Город пользуется услугами аэропортов, расположенных в Болонье и Римини, именно в них прибывают почти все туристы.

Среди основных видов транспорта в регионе можно выделить следующие:

  • Трансфер. Включен в пакетный тур. Можно заказать по прибытии или заранее онлайн.
  • Автобус. В центре Равенны находится автовокзал и железнодорожная станция. Автобусы ходят в такие крупные города, как Рим, Болонья и Венеция по большим автомагистралям.
  • Железная дорога. Из Равенны поезда отправляются в Венецию, Болонью, Римини и Верону, откуда можно отправиться дальше в любую точку Италии.
  • Такси. Рекомендуется пользоваться услугами такси для передвижения по окрестностям и городу. Такси сложно поймать на улицах, желательно вызвать машину по телефону или найти специальную стоянку.
  • Аренда авто. В городе и аэропортах представлены офисы крупнейших мировых компаний, предоставляющих автомобили в аренду.

Достопримечательности и экскурсии в места поблизости

Равенна имеет огромное количество достопримечательностей и часто упоминается в литературных произведениях. 8 объектов включены в Список наследия ЮНЕСКО, это является важным показателем, говорящим о том, что сюда следует отправиться обязательно.

Равенна в Италии, достопримечательности, их описание и советы:

  • Мавзолей Галлы Плацидии. Построен в V веке и украшен самыми древними из известных в мире мозаиками. Считалось, что здесь погребена дочь великого императора Феодосия Великого, Галла Плацидия, однако доказано, что это не так.
  • Арианский баптистерий. Построенный по приказу короля остготов Теодориха Великого, баптистерий является популярным памятником. Постройка датируется началом VI века.
  • Мавзолей Теодориха Великого. Построен по личному приказу короля остготов Теодориха в 520 году для собственной могилы. Сейчас работает в качестве музея, поскольку является единственным уцелевшим объектом зодчества остготов.
  • Баптистерий Неона. Представляет собой самое древнее из сохранившихся зданий в городе. Является одним из наиболее известных и культовых памятников мозаики Византии. Построен на месте римских терм в конце IV века, включен в Список ЮНЕСКО памятником архитектуры с красивейшими античными мозаиками внутри. Очень посещаемое место в городе.
  • Базилика Сан-Франческо. Перестроена из базилики V века, получила нынешний вид в XI веке, является одной их самых популярных церковных достопримечательностей города. Примечательна тем, что здесь был отпет и похоронен великий поэт Данте Алигьери. Для него здесь был построен специальный мавзолей.

Отдых и развлечения

На побережье Адриатического моря в 10 километрах от Равенны расположены курортные места с пляжами и всем необходимым для комфортного купания и времяпрепровождения. В городе популярен шопинг. В старом центре находится множество кафе и ресторанов, в которых обязательно стоит попробовать свежие морепродукты.

Расположение на карте

Равенна находится на востоке Италии в равнинной местности региона Эмилия-Романья. Это популярный туристический регион, по большей части пролегает на побережье Адриатического моря, которое так любят посещать туристы.

Интересные факты о городе

Равенна богата на исторические события, город являлся столицей многих древних государств. Среди интересных фактов можно выделить следующие:

  • Равенна часто упоминается в литературных произведениях: «Равенна» Оскара Уайльда, «Дневник Равенны» Байрона и «Божественная комедия» Данте
  • Покровителем города считается святой Апполинарий, день города празднуется 23 июля.

Равенна является примечательным городом в Италии, имеющим большое количество достопримечательностей и курортных мест поблизости. Из-за большого количества объектов, включенных в Список наследия ЮНЕСКО, город считают сокровищницей региона Эмилия-Романья.

Источник: turproezdka.ru

Пьяцца дель Пополо – народная площадь города Равенна

Главную городскую площадь Равенны ограничивают Апостольский дворец, Дворец префектуры, Венецианский дворец с характерными «кремлёвскими» зубчиками на фасаде, здание Ратуши, пара церквей и несколько зданий рангом пониже. На площади стоят две венецианские колонны, на которых стоят скульптуры святых-покровителей Равенны Св. Аполлинария и Св. Виталия. Место Св. Виталия изначально занимало изваяние крылатого льва, символизирующее власть Венецианской республики. Однако после того, как город стал частью Папской области, Льва святого Марка с колонны убрали.

Пьяцца дель Пополо (итал. Piazza del Popolo – «Народная площадь») реконструировалась в XIX веке, поэтому в целом выглядит довольно пёстрой, но ухоженной и внушительной. Для небольшой Равенны её вполне хватает, чтобы проводить культурно-массовые мероприятия. В канун Рождества здесь устанавливают ёлку и проводят концерты. Впечатление может испортить разве что излишне бойкая торговля – итальянцы хотят заработать не только в магазинчиках и кафе на первых этажах зданий, но и на торговле с лотков.

Базилика Сан-Витале

Главный памятник времён раннего христианства в Равенне снаружи отнюдь не впечатляет – кирпичная громадина с массой пристроек и пристроечек больше похожа на крепость, чем на церковь. От полного сходства с крепостным сооружением спасают только слишком большие окна. Базилику построили в VI веке, уложившись всего в 20 лет. Тогда она была правильной формы восьмиугольным зданием. Гораздо позже к ней пристраивали колокольню, порталы и т. п. Колокольня, построенная в XIII веке, была разрушена землетрясением и практически молниеносно отстроена в конце XVII столетия.

Внутреннее же убранство базилики Сан-Витале сразу заставляет ахнуть. Буквально каждый квадратный сантиметр поверхности стен и сводов занят превосходными мозаичными изображениями на типичные раннехристианские темы. По словам специалистов, многие мозаичные сцены точно иллюстрируют сцены из Священного писания. Однако и без точного знания библейских текстов нельзя не восхититься умением мастеров мозаики. Характерно, что лица своих персонажей, а также небольшие, но значимые детали они выполняли из гораздо белее мелких фрагментов, поэтому кажется, что для таких изображений использовалась другая техника, настолько точно фрагменты сливаются в общее изображение.

Базилику Сан-Витале быстро построили, а ещё быстрее выполнили внутреннюю отделку. Поэтому, несмотря на то, что по цветовой гамме и другим деталям видны работы разных мастеров, в целом отделка базилики стилистически выглядит единым целым.

Мавзолей Галлы Плацидии

Мавзолей, в котором никогда не находилось тело правительницы Западной Римской империи Галлы Плацидии, находится рядом с базиликой Сан-Витале. Вернее, правильнее было бы говорить о том, что базилика находится рядом с мавзолеем – он примерно на 100 лет старше. В небольшом здании, построенном в форме креста, сохранились самые старые мозаики в Равенне.

Мавзолей выглядит предельно сдержанно: кирпичная кладка, мощные стены, узкие окна, никаких украшений. Внутри же, как и в базилике рядом, буйствуют роскошные краски византийской мозаики. Купол украшают золотой крест и сотни звёзд на глубоко-синем фоне. Изображения Христа и евангелистов аллегорические – Иисус представлен как Солнце правды, евангелисты в виде тельца, орла, льва и ангела. Апостолы изображены в человеческом облике, но место нашлось только для восьми из них. Другие имеющиеся изображения также являются очевидными аллегориями, дающую возможность самых разных толкований.

В мавзолее установлены три красивых саркофага, изготовленные в V – VI столетиях. Их называют именами Галлы Плацидии, Констанция и Валентиниана, однако кого в них хоронили, неизвестно, хотя черепа и кости в саркофагах есть.

Национальный музей Равенны

Национальный музей также находится неподалёку от базилики Сан-Витале, только в отличие от Мавзолея Галлы Плацидии, он находится чуть севернее. Музей расположен в комплексе зданий бывшего бенедектинского монастыря. Хоть эти три достопримечательности Равенны и находятся за одним забором, билеты в них нужно покупать разные. В базилику и мавзолей можно пройти по единому билету, а в музей нужно покупать отдельный.

У нас бы Национальный музей Равенны назвали историко-краеведческим – практически все представленные экспонаты и артефакты имели прикладное значение. С точки зрения чисто художественной ценности интересны разве что фрески, перенесенные в музей из церкви Святой Клары. Их автором считается Паоло да Римини.

Серьёзную часть фондов музея составляет разнообразная церковная утварь, которую свозили в музей из многих окрестных монастырей и церквей при Наполеоне Бонапарте. Имеется серьёзное собрание древнеримских монет. В одном из залов полностью сохранён интерьер средневековой аптеки. Во дворе Национального музея древняя история Равенны иллюстрируется древними крестами и саркофагами. Однако то ли из-за возраста, то ли из-за хранения под открытым небом они довольно сильно повреждены и работу резчиков по камню можно оценить лишь по фрагментам.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Храм в честь Святого Аполлинария построил на рубеже V – VI веков легендарный король остготов Теодорих, покоривший всю Италию. Это одно из очень немногих строений в Равенне, украшенных мрамором – в XVI веке к базилике пристроили мраморный портик. Также позже, чем основное здание храма, была построена 38-метровая колокольня – это сделали в X – XI веках.

Внутри базилику разделяют на три части два ряда колонн. Учитывая то, что ширина здания составляет всего 21 метр, понятно, почему центральная часть базилики выглядит как ведущий к алтарю коридор. Как и другие старинные культовые сооружения Равенны, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово обильно украшена мозаичными изображениями. Правда, здесь аутентична далеко не вся мозаика. Церковь неоднократно переходила от одной конфессии к другой, что влекло за собой цензурные изменения в оформлении.

Располагаются мозаики в три ряда согласно рангу изображаемых: Христос на первом ярусе, святые и пророки на втором, а мученицы и мученики на третьем. Алтарь украшен – редкость для Равенны – живописными полотнами, небольшими позолоченными фигурками, четырьмя колоннами, которые ничего не поддерживают и лепниной на стенах и потолке. В целом алтарь и остальная часть базилики заметно отличаются по стилю и колориту.

Гробница Данте – самая известная достопримечательность Равенны

Собственно, сама гробница автора «Божественной комедии» особой архитектурной ценности не представляет. Это небольшая часовенка с куполом, расположенная рядом с Церковью Святого Франциска. В ней стоит каменный саркофаг с останками Данте. Гробница выполнена в классическом стиле. Построили её в конце XVIII века. Инициатором строительства был кардинал Луиджи Валенти-Гонзага.

Куда как интереснее история останков Данте Алигьери, достойная пера Александра Дюма. Данте умер в 1321 году и был похоронен в Равенне в Церкви Святого Франциска. Через 200 лет Микеландело Буонаротти придумал перевезти останки поэта во Флоренцию. Монахи Равены воспротивились этому и выкрали останки, отправив во Флоренцию пустой саркофаг. Захоронение Данте долгое время держалось втайне, и лишь в 1780 году прах поэта перенесли в саркофаг. Но до вечного спокойствия ему было далеко. Снова прятать раку с останками Данте пришлось в 1810 году. Тогда её сохранили так хорошо, что нашли лишь через 55 лет случайно, во время ремонта. Ещё раз прах Данте пришлось прятать во время Второй мировой войны, когда Равенну основательно бомбили. Опасаясь за судьбу останков, монахи укрыли их в месте, на котором сейчас находится мемориальная доска. А прах великого поэта лежит в его гробнице.

Кафедральный собор – самая «молодая» достопримечательность Равенны

Огромный по меркам Равенны Кафедральный собор по сравнению с остальными историческими памятниками города молод до неприличия – его закончили строить и освятили в 1749 году. Но, конечно, строили новый собор не на пустом месте. Первый храм тут воздвигли ещё в V столетии. Как водится, его достраивали и перестраивали до тех пор, пока здание окончательно не обветшало. Тогда Джан-Франческо Буонамичи архитектор из Рима, и получил поручение построить новый собор.

Здание в стиле барокко украшает портик, состоящий из трёх арок. В портике стоят колонны, сохранившиеся от старого собора. В XIX веке на высоком столбе у собора установили смотрящую на него статую Девы Марии. Внутри Равеннский собор состоит из трёх частей. Если посещать его после других достопримечательностей, удивит отсутствие мозаики. В отделке храма использованы мрамор, лепка, дерево и позолота. Сохранены довольно большие части древнего собора, в том числе амвон.

Санта Мария дель Судоре – капелла, расположенная в правой части собора – резко отличается от остальных частей здания богатством отделки. Немудрено – здесь находится весьма почитаемый местными жителями образ Девы Марии. Создатели небольшой часовни явно пытались поразить прихожан золотым великолепием.

Баптистерий православных

Самое старое здание Равенны, баптистерий (здание, предназначенное специально для крещения) православных, стоит рядом с кафедральным собором. Иначе его называют баптистерий Неона в честь епископа, при котором здание украсили прекрасными мозаиками.

Мощное восьмиугольное здание правильной формы было построено около 500 года. Важными элементами интерьера, кроме мозаик, являются колонны и горельефы. Но, безусловно, центром баптистерия является купель. Она постепенно разрушалась за счёт естественных причин, ведь постепенно баптистерий просел в землю на три метра, но в XVI веке её собрали заново из старых материалов.

Мозаики также получали повреждения и реставрировались. Тем не менее, степень их сохранности, с учётом возраста, очень велика. Самый нижний ярус украшений из мозаик и горельефов состоит из изображений пророков. Далее изображены райские сады и престолы, уготованные для праведников. Венчает украшения купол, на котором изображена сцена Крещения.

Примечательно, что изображения человеческих фигур и лиц выглядят гораздо естественнее и динамичнее, чем на гораздо более поздних живописных иконах. Пророки и апостолы похожи на живых людей разнообразных типажей, а не на торжественно застывшие изваяния. А вот лики Христа и Иоанна Крестителя, которые были переделаны при реставрациях, уже похожи на маски.

Арианский баптистерий

Об арианах – последователях одной из самых первых масштабных ересей в истории христианства – сейчас знают только специалисты да люди, интересующиеся историей религий. Напоминают об этом течении только редкие сохранившиеся памятники вроде Арианского баптистерия в Равенне.

Арианский баптистерий моложе христианского примерно на 100 лет. Его построили по приказу Теодориха Великого в конце V – начале VI веков. Он напоминает православный баптистерий внешней формой – это тоже восьмиугольник. Но к Арианскому дому для крещения пристроены две полукруглые башенки и несколько контрфорсов.

Главным элементом интерьера является хорошо сохранившаяся мозаика. Срок между отделками двух баптистериев прошёл небольшой, но в изобразительных методах уже наметилась некоторая деградация. Черты лиц стали заметно грубее, фигуры потеряли в динамичности, В Арианском баптистерии украшен только купол, но и в нём изображения разделены по ярусам. В центре размещена сцена крещения полностью обнажённого Христа, а чуть ниже по кругу изображены 12 апостолов. В отличие от православного баптистерия, фигуры не подписаны, поэтому имена апостолов нужно устанавливать по косвенным признакам вроде ключей у Петра.

Мавзолей Теодориха

Мавзолей короля остготов, наводившего ужас на половину тогдашней Европы, в 520 году вполне мог считаться шедевром архитектурной и инженерной мысли. На готском кладбище, за пределами тогдашней Равенны (сейчас это восточный район города, отделённый от центра железной дорогой) поставили друг на друга два массивных десятигранника и перекрыли получившуюся башню цельной каменной крышей весом 300 тонн.

После смерти Теодориха и краха его державы прах ужасного короля был выброшен из Мавзолея, который превратили в церковь. Позже и церковь оказалась не нужной. Сейчас Мавзолей представляет собой пустое здание, в центре которого располагается пустой порфировый саркофаг. Но в это здание предприимчивые итальянцы продают билеты. И отзывы о «предельной аскетичности убранства внутреннего зала» оставляют, похоже, люди, жалеющие о потраченных на билет деньгах.

Архиепископская капелла и музей

Здание капеллы православного архиепископа Равенны, построенное в начале VI века, не очень, мягко говоря, подтверждает тезис о репрессиях, которым подвергал православных христиан Теодорих. Псвящённую Андрею Первозванному капеллу не разрушили, не осквернили, и даже не передали арианам. Храм вполне целым до жил до наших дней, сохранив превосходную византийскую мозаику.

Капелла архиепископа входит в комплекс зданий, примыкающих к Кафедральному собору. Это довольно небольшое здание в плане представляет собой крест. Содержание мозаичных украшений интерьера соответствует форме капеллы. В северном и южнм концах креста мозаики изображают монограммы Иисуса Христа, а также лики мучеников. В западной и восточной оконечностях размещены изображения воинственного Христа (!) и 12 апостолов. Как и в Православном баптистерии, в изображениях лиц нет и следа будущих канонов. Да и Христос, попирающий змея и льва, одет в костюм римского воина. Остальное место на стенах и потолках занимают изображения райских птиц и растений. Купол апсиды – круглой пристройки к восточному концу капеллы – украшен превосходным изображением звёздного неба с крестом посередине.

Архиепископский музей расположен в ещё одной небольшой пристройке к Кафедральному собору. Он невелик и небогат. В экспозиции собранны артефакты раннего христианства и фрагменты всё тех же мозаик, их можно рассмотреть поближе. Главным экспонатом считается трон епископов работы VI века, вырезанный из слоновой кости.

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Базилика в честь первого епископа Равенны построена там, где теперь находятся окрестности Равенны а раньше шумел крупный морской порт. Хотя храм и был построен в VI веке, он не несёт на себе отпечатка суровости тех времён. Светлый кирпич, использованный для постройки, перемежается с ещё более светлыми толстыми слоями скрепляющего материала. Окна в основном здании и в колокольне просто неправдоподобно велики для зданий тех времён. Через 300 лет после освящения храма в 549 году, город значительно отступил вглубь суши. Поэтому в 856 году мощи Святого Аполлинария из соображений безопасности перевезли внутрь городских стен. Вернулись они в свою базилику только в 1748 году.

Как показало время, «переезд» мощей был абсолютно правильным – Сант-Аполлинаре-ин-Классе вдоволь грабили все захватчики. Даже беломраморными плитами, демонтированными с базилики, облицевали Кафедральный собор в Римини. Поэтому современная красота храма – это лишь отзвуки его былого великолепия. Сейчас базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе работает исключительно как музей.

Полюбоваться превосходными мозаиками, изображающими не только Христа и апостолов, но и вполне земных персонажей вроде архиепископа Мавра или византийского императора Константина IV можно ежедневно. В музее также хранятся несколько саркофагов времён строительства базилики. Их украшения, если сравнить их с украшениями римских саркофагов, подсказывают нам, как стремительно наступали в Европе тёмные века с их утратой не только художественной мысли, но и ремесленного мастерства.

Источник: okvoyage.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.