Площадь навона италия


История

Древнеримская площадь Навона была основана в виде стадиона еще Гаем Юлием Цезарем, который за 46 лет до наступления нашей эры создал вместе со своим форумом и площадку для соревнований атлетов.

Прошло чуть более столетия, и римский император Домициан решил перестроить стадион, расширить его и украсить в греческом стиле. В то время это было роскошное сооружение в два этажа, где на первом ярусе располагались многочисленные лавки, питейные заведения и бордели.

Интересно: о том, какой была Пьяцца Навона во времена Древнего Рима, можно узнать по рисунку на старинной монете — сестерции, отчеканенном при императоре Септимии Севере.

Само название Навона произошло от древнеримского «campus agonis», что переводится примерно как «площадка для состязаний». Позже это словосочетание сократилось до «n’agone», а ближе к Средневековью площадь стали называть попросту Navona. К тому времени на этом месте уже давно не проводились соревнования, однако часто проходили ярмарки, карнавальные шествия и турниры.


В самом начале 12-го века здесь появилась первая церковь. Ее возвели на месте борделя, куда по преданию отправили святую Агнессу за отказ принести жертву языческим богам. Храм, посвященный этой христианской мученице, есть и сегодня, хотя после многочисленных перестроек он, конечно, мало чем напоминает древнюю базилику.

С 1470 года Пьяцца Навона начала застраиваться дворцами. Все началось с покупки нескольких домов знатным римлянином Антонио Памфили, а через пару столетий его потомки превратили это место в один из красивейших уголков Рима. Немалая заслуга здесь принадлежит донне Олимпии — жене брата Джованни Памфили, известного как папа Иннокентий Х. Согласно легенде она же была и любовницей понтифика, поэтому имела на него огромное влияние. Как бы там ни было, именно в те времена появился роскошный Палаццо Памфили и Фонтан четырех рек, а также была перестроена белоснежная церковь Святой Агнессы.

Но свой окончательный облик Пьяцца Навона приобрела лишь в 19 веке, когда отсюда переместили рынок и обновили два прекрасных фонтана — Мавра и Нептуна. Сегодня же это традиционное место встреч для влюбленных, любимый уголок для самих римлян и одна из популярных точек сбора туристических групп. А по вечерам здесь в любое время года собираются уличные художники, фокусники и музыканты.

Как добраться до площади Пьяцца Навона

Одна из самых живописных площадей Рима находится в районе Парионе (Parione) — это старый город, где сосредоточены лучшие достопримечательности. Отсюда можно за 15-20 минут самостоятельно дойти до Колизея, Римского форума и Большого цирка.

Как добраться от вокзала Термини:

Точный адрес: Piazza Navona, 00186 Roma RM, Италия.


  • Вариант 1

    Автобус:от Roma Termini маршрутом №70 ехать до остановки Rinascimento или маршрутом № 40 до остановки Argentina, в пути 15 минут.

    Пешком:от остановки Rinascimento идти 100 метров, от Argentina — 400 метров.

Как добраться от аэропорта Фьюмичино:

  • Вариант 1

    Поезд:региональным рейсом FL1 R 22093 ехать до ж/д вокзала Roma Ostiense около 30 минут.

    Автобус:от вокзала Roma Ostiense маршрутом №30 ехать до остановки Senato, в пути 16 минут.

    Пешком:от остановки Senato идти 60 метров.

Также из аэропорта до площади Навона можно добраться через ж/д вокзал Roma Termini, куда ходит несколько региональных поездов и экспресс «Леонардо».

Неподалеку от площади расположены остановки автобусов № 30, 81, 87, 492, 628, С3 и других. Ближайшая станция метро Spagna расположена на расстоянии 1,2 километра.

Пьяцца Навона на карте

Что посмотреть

Вытянутая в форме овала Пьяцца Навона окружена дворцами и старинными храмами, каждый из которых отражает свою эпоху. Здесь заметны следы античных времен, затейливая архитектура в стиле барокко, элегантные линии ренессанса и постройки не такого уж далекого 19-го века. Центр отмечен Фонтаном четырех рек с высоким Египетским обелиском, а по обеим сторонам симметрично расположены фонтаны Мавра и Нептуна. Это место, где можно бесплатно увидеть шедевры великих итальянских мастеров эпохи позднего Возрождения и Барокко.

Интересно: архитектурный ансамбль Пьяцца Навона — свидетельство долгого и азартного соперничества двух скульпторов — Франческо Борромини и Джованни Бернини. Они оба работали над ее достопримечательностями, и каждый старался превзойти конкурента.

Фонтаны площади Навона:

  • Фонтан четырех рек — по мнению многих, это одно из лучших произведений великого Бернини.

    тя мастеру стоило больших усилий получить данный заказ. Началось все с того, что папа Иннокентий X объявил конкурс на лучшую идею по благоустройству площади перед дворцом Памфили, но Бернини к тому моменту имел такую репутацию, что не мог участвовать в соревновании. Однако он все равно сделал проект и умудрился представить его папе. Понтифик был так поражен композицией с 4-мя речными богами, что без раздумий отдал мастеру заказ. Интересно, что со времен своей постройки в 1648 году и до наших дней этот фонтан наполняется водой из древнеримского акведука Аква Вирго, благодаря которому существуют и два других знаменитых фонтана — Треви и Баркаччо.
  • Фонтан Мавра — композиция в южной части Пьяцца Навона. Изначально она появилась в 1576 году и представляла собой каменную чашу с 4-мя тритонами руки архитектора Джакомо дела Порта. Однако при перестройке площади в 17 веке к этой достопримечательности тоже приложил руку Бернини, он-то и создал центральную фигуру Мавра с дельфином.
  • Фонтан Нептуна — еще одна скульптурная композиция, но уже в северной половине Пьяцца Навона. Каменная чаша фонтана появилась в 1574 году, и долгое время она была просто источником, откуда римляне брали воду для своих нужд. Лишь в 19 столетии, когда эта функция чаши стала неактуальна, было принято решение ее облагородить. Вот так здесь и появилось каменное изваяние Нептуна, борющегося с осьминогом.

Дворцы и церкви

  • Палаццо Памфили — красивый барочный дворец, построенный в качестве подарка папы Иннокентия X донне Олимпии. Внешним оформлением палаццо занимался один из лучших римских мастеров Джироламо Райнальди. Ему же изначально поручили построить и расположенную рядом церковь Святой Агнессы, однако в итоге понтифик отказался от услуг мастера, поручив это важное дело более известному Франческо Борромини.
  • Церковь Святой Агнессы — белоснежная и величественная, как настоящий замок, базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) имеет очень необычную историю. Этот храм находится на месте древнеримского борделя, известного тем, что в него когда-то сослали христианскую мученицу Агнессу. С приходом христианства в Рим здесь построили часовню, а в 17 веке во время реконструкции Навоны она превратилась в изысканную базилику, над оформлением которой работал Борромини. Между прочим, в церкви до сих пор хранятся мощи святой, что привлекает сюда не только туристов, но и паломников.
  • Палаццо Браски — еще один дворец, имеющий прямое отношение к папским владениям, однако в этот раз речь идет о Пие VI (или Джованни Браски), жившем в 18 веке. Влиятельная семья Браски выкупила старинный дом на площади Навона, чтобы превратить его в роскошный палаццо. Но этим планам помешало вторжение Наполеона, и осуществить их удалось лишь в 1802-1804 году. Сегодня здание принадлежит государству, в нем располагается Музей Рима. Несмотря на огромное количество экспонатов, главным украшением интерьера здесь по-прежнему остается величественная лестница начала 19-го века, созданная по мотивам «Илиады».

  • Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре — относительно небольшой и не слишком заметный храм со строгим, лаконичным фасадом. Построенное в 12 веке, это здание так хорошо сохранилась благодаря тому, что здесь долгое время находилось представительство испанской церкви. В 19 столетии храм пережил реставрацию и принял тот облик, который мы видим сегодня. Внутри же он интересен произведениями Франциско де Костелло и фресками Рафаэля.

Среди интересных зданий на Пьяцца Навона также можно выделить Палаццо де Купис и Палаццо Торрес Ланчелотти — оба построены в 16 столетии. Они не столь величественны, по сравнению со своими знаменитыми соседями, но тоже заслуживают внимания и вносят свой вклад в изысканный архитектурный ансамбль.

Интересные факты

  • Церковь Святой Агнессы связана с одной старинной легендой. Считается, что к девушке-христианке, давшей обет безбрачия, посватался сам римский префект, но она отказала ему. Более того, Агнесса не захотела предать свою веру, что в те времена было совсем уж непростительно. Девушку в наказание отправили в бордель, раздев догола. Но, согласно легенде, она скрыла наготу быстро отросшими волосами, а все мужчины, которые пытались войти в ее комнату, теряли свою мужскую силу. В итоге Агнессу объявили колдуньей и решили сжечь, однако костер так и не разгорелся, поэтому умерла она от меча солдата.

  • На площади Навона около Палаццо Браски и сегодня можно увидеть одну из так называемых «говорящих статуй», у подножья которых клеили анонимные листовки с памфлетами, эпиграммами и т.д. Статуя Пасквино (Pasquino) датируется 2 веком до нашей эры, она была найдена в 1501 году во время дорожных работ у Палаццо Орсини. Начиная уже с середины 16-го столетия, подножье этой скульптуры стало местом для выражения «народного гласа», политической агитации, анонимных обвинений и протестов против властей.
  • В 17 и 18 веках фонтаны на Пьяцца Навона помогали римлянам бороться с летней жарой. В разгар лета их каменные чаши переполняли водой, чтобы она выливалась на плиты мостовой и создавала прохладу. Впрочем, сегодня фонтаны пусть и не заливают улицы, но все же выполняют похожую функцию — дают небольшой отдых от зноя.

Полезные советы

  • Пьяцца Навона — очень оживленное место, где днем и ночью можно увидеть толпы туристов. Здесь до позднего вечера выступают артисты и музыканты, работают уличные торговцы, и стоит помнить, что такая обстановка всегда привлекает воров-карманников.

  • Эту красивую площадь можно включить в маршрут прогулки в качестве места для отдыха — по всему ее периметру расположены рестораны и кафе, есть и точки с едой на вынос. Словом, здесь удобно перекусить, полюбоваться достопримечательностями и набраться сил для дальнейших экскурсий.
  • Едва ли не единственное время, когда фонтаны и дворцы можно сфотографировать в их полном великолепии, без людей — это раннее утро. Часов в 7 утра ни туристов, ни местных жителей здесь еще нет.
Виртуальная экскурсия по Пьяцца Навона

Куда бы вы ни направлялись во время экскурсии по Риму, так или иначе Пьяцца Навона будет по пути, ведь это самый центр города. Но даже если она лежит в стороне от основного маршрута, сюда обязательно стоит заглянуть. Ценители прекрасного смогут полюбоваться шедеврами великих соперников — Борромини и Бернини. Поклонников Дэна Брауна заинтересует Фонтан четырех рек, в котором по сюжету «Ангелов и Демонов» утопили кардинала, а мистики захотят пройтись по площади Навона в темноте и увидеть призрак Олимпии Памфили. По легенде, эта дама иногда является к своему дворцу в карете с четверкой лошадей. Туристы же, настроенные просто полюбоваться интересными местами Рима, могут отсюда легко попасть в Крипту Бальби (всего 10 минут пешком), на Капитолийскую площадь или к Римскому форуму.

Визитная карточка

Источник: theplacement.ru


Площадь Навона (Piazza Navona)

Площадь Навона – знаменитая римская площадь в форме вытянутого прямоугольника. Это самая красивая барочная площадь Рима, которую часто в народе называют “площадью трех фонтанов”. Также это чрезвычайно популярное место города, пестрящее от обилия туристов и передающее истинный дух Рима – шумная, немного неряшливая, но величественная и живописная!

Название площади Навона произошло от древнегреческого слова “агоны”, что означает состязание. И связано это с первоначальной функцией данного места как стадиона. В Средневековье “in agone” трансформировалось в “navona”.

Статья – Достопримечательности Рима

История

История Навоны началась во времена Гая Юлия Цезаря. Конечно, тогда никакой площади тут не было. Цезарь построил временный стадион, который служил для соревнований атлетов. Это было примерно в 46 году до н.э. В 85 году н.э. при императоре Домициане стадион был расширен. Он вмещал 15 тыс. зрителей и был богато украшен скульптурами и другими произведениями искусства. Сейчас от него остались только развалины.


С падением Римской Империи многие великие сооружения Античности пришли в упадок. Стадион Домициана постигла такая же судьба.

В Средние века части трибун превратились в дома, а арена – в площадь. Интересно, что новая площадь сохранила форму арены, благодаря тому, что при её застройке новыми зданиями использовался существующий фундамент.

Панорама пьяцца Навоны
Панорама Навоны

В 15 веке площадь Навона стала городским рынком. Рынок просуществовал более 3 веков (до 1861 года). Сейчас пьяцца Навона становится рыночной только на рождественские праздники.

В 16-17 веке пьяцца Навона вступает в эпоху барокко. Здесь были построены красивые фонтаны, церковь и дворец. К созданию шедевров барокко приложили свое “руки” Франческо Борромини, Джакомо делла Порта и великий Бернини. Пьяцца Навона при этом приобрела практически современные черты. Последняя перестройка площади и фонтанов была в 19 веке.

Фонтаны Навоны

Навона больше всего известна своими фонтанами. Главный из них – фонтан “Четырех рек”, творение Бернини.

Фонтан "Четырех рек" на пьяцца Навона
Фонтан “Четырех рек” на пьяцца Навона

Фонтан Четырех рек – это один из самых знаменитых и красивых фонтанов Рима, построенный в первой половине 17 века по проекту Бернини. Интересно, что он, как и Треви, берет воду из древнего акведука – Аква Вирго.

Скульптурная композиция фонтана символизирует четыре великие реки: Дунай, Нил, Ганг и Ла-Плату. Скульптуры изготовлены из белого мрамора. 

Обелиск фонтана на фоне церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне
Обелиск фонтана на фоне церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне

Доминантой скульптурной группы является египетский обелиск (который на самом деле был сделан при императоре Домициане и украшал цирк на Аппиевой дороге). Высота обелиска более 16 метров.

Интересна легенда, что великий Бернини заложил в скульптурную группу насмешку и презрение над творением главного своего конкурента – Борромини, по проекту которого была построена базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне. Три реки отвернулись от нее, а скульптура Нила как будто боится, что она упадет. Правда в том, что Бернини построил фонтан раньше, чем Борромини церковь.

Фонтан Мавра на пьяцца Навона
Фонтан Мавра на пьяцца Навона

Фонтан Мавра расположился в южной части площади. Сначала фонтан был без скульптур. Скульптуру Мавра изготовил Бернини в 17 веке, а в 19 сделали все остальные.

Фонтан Нептуна
Фонтан Нептуна

Фонтан Нептуна занимает северную часть площади. Также до 19 века он не обладал скульптурной композицией.

Другие достопримечательности Навоны

Базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне – красивая барочная церковь 17 века с двумя колокольнями работы Борромини. Хотя изначально архитекторами были Райнальди. Церковь обладает пышным и богатым внутренним убранством. Посвящена святой Агнессе – раннехристианской мученице. 

Базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне
Базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне на пьяцца Навона

Палаццо Памфили – дворец середины 17 века, который построили по заказу папы Иннокентия X. В строительстве палаццо приняли участие Борромини, Райнальди. 

Палаццо Браски – дворец конца 18 века, построенный Морелли.

Как добраться

Автобус – 46, 62, 64, 916, 916F,  N5, N15, N20, Navona/ corso Vittorio Emanuele. Метро: линия B, Barberini или Spagna.

Онлайн-камера пьяцца Навона – https://www.skylinewebcams.com/en/webcam/italia/lazio/roma/piazza-navona.html

Источник: traveller-eu.ru

Где находится площадь Навона

Достопримечательность расположена в центральной части Рима в 300 метрах к западу от Пантеона и в 2 километрах к северо-западу от Колизея.

Пьяцца Навона в Риме

Фонтаны Пьяцца Навона

Всего здесь 3 фонтана. Они то и привлекают сюда не только местных жителей, но и многочисленных туристов.

Фонтан Четырех Рек

Это самый большой фонтан, расположенный в самом центре пьяцца Навона, относится к одним из самых знаменитых в Риме. Шедевр возведен скульптором Джаном Лоренцо Бернини по собственному проекту, разработанного в стиле барокко.

Фонтан Четырех Рек
Фонтан Четырех Рек

Примечательна история появления этого фонтана. Римский Папа Иннокентий X, правивший в 17 веке, захотел, что бы перед его дворцом возвышался обелиск Памфили, который император Каракалла привез из Египта. У обелиска планировалось возвести фонтан.

Бернини не собирался принимать участия в конкурсе проектов, однако Людовизи (его покровитель) смог убедить матера создать собственный макет фонтана, показ которого и организовал, разместив в папской столовой.

После завтрака Папа увидел макет и пришел в восторг. Таким образом, судьба проекта была решена. При этом Папа сказал, что отказаться от проекта Бернини способен лишь тот, кто готов позаботиться о том, чтобы даже случайно его не увидеть. Хотя ходят слухи, что сам мастер результатом остался недоволен.

Скульптор, специально для Папы, к которому испытывал теплые чувства, устроил на церемонии открытия довольно эффектный фокус. Решивший увидеть построенный шедевр, Папа появился на площади немного раньше, чем фонтан открыли для публики. Он долго и с восхищением рассматривал скульптуру, а перед уходом решил уточнить, когда будет запущена вода. Бернини не ответил прямо, но в момент, когда Папа, после благословения фонтана, собрался уходить, подал условный знак. В этот момент забили струи, приведшие в умиление патриарха, не ожидавшего подобного спланированного «чуда».

Затем фонтан смогли увидеть и жители Рима, которые так же были покорены его красотой.

Как выглядит Фонтан Четырех Рек

Что же именно смогли увидеть римляне? Колонну, доставленную с африканского континента императором Каракаллой, окружало искусственно озеро. В его центре находились символические изваяния четырех рек, выступавшие символами частей света.

Фонтан Четырех Рек в Риме

Представителем Европы стал Дунай, Индию олицетворял Ганг, великий Нил, естественно Африку, а Америку – река Ла Плата. Возле каждого божества находится животное. Около африканского находится лев, а рядом с Гангом лошадь. Вся скульптурная композиция выглядит чрезвычайно живой и динамичной.

Пьяцца Навона и Фонтан Четырех Рек

Создается впечатление, будто речные боги невероятным образом очутились на площади, чем и сами немало удивлены. Нил укутался в одеяло, а Дунай изучает африканскую колонну, а вот мавра, олицетворяющего реку Ла Плата что-то привело в ужас и он отпрянул.

Скульптура мавра фонтана четырех рек
Скульптура мавра фонтана четырех рек

Легенда фонтана

Одна из легенд гласит, что Бернини таким образом изобразил одного своего недоброжелателя, очень тонко и изысканно отомстив ему. При внимательном рассмотрении становится ясно, что взгляд смятенного мавра направлен на церковь Санта Аньезе, стоящую напротив. Её возвели по проекту архитектора Боромини — соперника Бернини. Скульптору не нравилось строение, которое, по его мнению, сильно испортило архитектурный ансамбль всей площади. Именно подобная безвкусная архитектура Санта Аньезе привела мавра в такой ужас.

Вне сомнения, данная легенда остроумна, но это не могло быть правдой, ведь собор построили через несколько лет после фонтана. Идея Бернини заключалась в том, что мавра вынудила отшатнуться каменная змея, которая, похоже, собирается покуситься на золотые монеты Ла Плата.

В средние века фонтан служил не только эстетическим украшением, но и источником воды, которым пользовались жители домов, расположенных поблизости. Этот прекрасный фонтан, подобно еще некоторым римским фонтанам, питается водой из акведука Аква Вирго.

Фонтан Нептуна

Вы увидите его в северной части пьяцца Навона, в 90 метрах от предыдущего фонтана.

Фонтан Нептуна раньше назывался «Фонтана дел Кальдерари» из-за того, что он располагался рядом с переулком, где были кузнечные и гончарные мастерские, выделявшие большое количество тепла, почти как вулканические кальдеры.

Фонтан Нептуна. Пьяцца Навона
Фонтан Нептуна на площади Навона

Бассейн Фонтана Нептуна был спроектирован в 1574 году архитектором Джакомо Дела Порта без скульптурной группы. Он же, кстати, отвечал и за Фонтан Мавра, который построен в южной части площади.

Деньги на строительство дал Папа Грегорий восьмой.

Белым мрамором отделана нижняя часть бассейна, а верхняя сделана из местного камня, привезенного из города Пьетрасанта. Более 300 лет у фонтана не было ни одной статуи.

В 19 веке значение римских фонтанов как источников питьевой воды и воды для принятия ванн стало уменьшаться, но возрастало их эстетическое и политическое значение. Особенно во второй половине 19 века, когда Италия стала самостоятельным государством со столицей в Риме.

Строительство фонтана Нептуна, каким мы видим его сейчас, было окончено только в 1878 году архитектором Антонио Дела Битта. Он внес в композицию фигуру Нептуна, сражающегося с осьминогом.

Статуя Нептуна, сражающегося с осьминогом

А другой скульптор, Грегорио Заппала, трудился над созданием других изваяний на мифическую тему «нереида с амурами и моржами». Статуи была установлены чтобы гармонировать с фигурами фонтанов Мавра и Четырех рек.

Фонтан Мавра

Как вы уже поняли, этот фонтан построен в южной части пьяцца Навона.

Иногда его зовут фонтана дель Моро (в оригинале Fontana del Moro). Хотя фактически «мавр» и «моро» — одно и то же слово.
Фонтан Мавра представляет собой африканского мавра, стоящего на большой раковине, в окружении четырех тритонов.

Проект этого фонтан разработал архитектор Джакомо дела Порта в 1575 году, но в нем были только дельфины и тритоны. Лишь в 1653 году в архитектурный ансамбль внесли статую мавра, созданную по проекту Бернини.

Фонтан Мавра в Риме
Фонтан Мавра

В 1874 году, в ходе реконструкции фонтана, оригинальные статуи перенесли в галерею Боргезе, а на их место поместили копии.

В сентябре 2011 года фонтан Мавра был поврежден вандалом, напавшим на статую с молотком. Кстати этот же вандал в этот же день повредил знаменитый Фонтан Треви.

Источник: cattur.ru

История

Указание о строительстве стадиона исходило от самого Юлия Цезаря и датируется 46 г. до н. э. При древнеримском императоре Тите Домициане стадион значительно расширился, появились трибуны для 15 тыс. зрителей. Вокруг были установлены скульптуры и барельефы богов и героев. Параллельно в арках появились многочисленные торговые лавки, а также бордель. После распространения христианства в следующие века бывший стадион стал ярмарочным пространством.

Площадью Пьяцца Навона стала в Средние века. Времена изменились: здесь стали отмечать религиозные праздники, а вокруг – возводить церкви. Первую из них, построенную на месте публичного дома, посвятили христианской мученице Агнессе Римской. Это не было случайностью: потрясающая легенда о святой незримо витает в ауре площади.

12-летняя Агнесса тайно стала христианкой в период гонений на них. Решив посвятить себя Богу, она дала обет безбрачия. Сын римского градоначальника, увидев девушку, решил заполучить её. Разъярённый отказом девушки префект дознался о её христианской вере и распорядился привести к себе. Он приказал Агнессе принести жертву языческой богине в храме Весты. Агнесса снова ответила отказом. Тогда префект приказал отвести девушку на стадион и раздеть на глумление толпе. В тот же момент волосы девушки отрасли настолько, что покрыли её полностью.

Агнесса РимскаяПосле этого Агнессу отвели в бордель. Там к ней с небес спустился ангел, принёсший ей покрывало. Этот момент запечатлён на картине испанского художника Хосе де Риберы, хранящейся в Дрезденской галерее. Посетители борделя, решившие попользоваться Агнессой, теряли мужскую силу. А когда к Агнессе подошёл сын префекта, то он упал замертво. Сжалившись над его родными, девушка помолилась и оживила его. После этого Агнессу объявили колдуньей и пытались сжечь на костре, который никак не разжигался. Земная жизнь святой оборвалась от удара солдатского кинжала.

Своим нынешним обликом площадь Навона в Риме обязана нескольким поколениям знатного римского семейства Памфили. Самый известный её представитель – Римский Папа Иннокентий X. По его заказу в середине XVII в. был возведён палаццо Памфили, и сооружена новая церковь в честь св. Агнессы – Сант-Аньезе ин Агоне. Свою лепту в будущий облик площади внесла и родственница Папы – донна Олимпия. По её заказу был обустроен акведук Девы, на основе которого был построен знаменитый фонтан «Четырёх рек». Тогда же были сооружены и водоёмы Мавра и Нептуна, ставшие впоследствии фонтанами.

Современность

Пьяцца Навона – одно из наиболее известных мест итальянской столицы. Перед Рождеством площадь «вспоминает» о своей ярмарочной истории. Всё остальное время площадь заполнена туристами, уличными музыкантами и художниками, влюблёнными парами. А смотреть здесь действительно есть на что. Великолепный ансамбль в архитектурном стиле барокко составляют фонтаны «Четырёх рек», Нептуна и Мавра, дворцы Памфили и Браски, церковь Сант-Аньезе ин Агоне.

Главная достопримечательность площади – фонтан «Четырёх рек», созданный скульптором Бернини в 1648-51 гг. Аллегорические скульптуры рек Дунай, Ганг, Нил и Ла-Плата символизируют части света – Европу, Азию, Африку и Америку. В центре архитектурной композиции – заказанный императором Домицианом египетский обелиск из асуанского гранита высотой 16,5 м. Обелиск был перенесён на площадь с цирка на Аппиевой дороге при Папе Иннокентии X. На верху сооружения установлен металлический голубь с оливковой ветвью – герб рода Памфили.

Фонтан четырёх рек

Читайте подробнее про фонтан четырёх рек.

Два других фонтана хорошо дополняют главный. Фигура стоящего на огромной раковине и борющегося с дельфином Мавра – также творение Бернини. В конце XIX в. фонтан Мавра был дополнен другими скульптурами. Тогда же в северной части площади на месте водоёма появился фонтан Нептуна с главной статуей морского божества, поражающего трезубцем осьминога.

Изящное светлое здание палаццо Памфили ныне не принадлежит Италии. С 1964 г. дворец – собственность Бразилии, посольство которой располагается в нём с 1920 г. 23 зала дворца расписаны фресками итальянских художников.

Построенный в конце XVIII в. палаццо Браски был собственностью племянника Папы Римского Пия VI, а затем перешёл в государственную собственность. Здесь располагалось МВД, затем штаб-квартира Муссолини, а после войны – беженцы. К сожалению, разжигаемые ими костры внутри здания уничтожили старинные фрески. После масштабной реставрации в палаццо Браски размещается Римский музей. Внутри дворца выделяется монументальная лестница с 18 красногранитными колоннами, античными скульптурами и изящными лепными украшениями.

Рядом с палаццо Браски находится одна из римских «говорящих статуй» – Пасквино. Эта античная скульптура (от которой произошло слово «пасквиль») была обнаружена при раскопках. На «говорящих статуях» с XVI в. вывешивались анонимные листки с критикой властей и существующих порядков.

Церковь Сант-Аньезе ин Агоне существенно пострадало во время Второй мировой. Довоенный облик ей вернули реставраторы. Величественное белое здание не менее прекрасно изнутри. Особенно впечатляют мраморные барельефы. В стенах церкви замурована реликвия – голова св. Агнессы. Папа Иннокентий X также захоронен в своей церкви.

Церковь Сант-Аньезе ин Агоне

Напротив палаццо Памфили находится Санта-Мария дель Сакро-Куоре, посвящённая Св. Марии. Внешне не очень приметная, изнутри она расписана подлинными фресками Рафаэля.

Источник: rome-travel.ru

История

Как и ко многому в Риме, к пьяцца Навона свою руку приложил Цезарь, хотя в его времена это место еще не являлось полноценной городской площадью. К 46 году до нашей эры закончилось строительство форума Цезаря, который стал расширением городского форума. В честь этого самый известный римлянин на свободном месте в черте города построил временный стадион, где проводились соревнования.

Реконструкция стадиона Домициана в современном виде площади Навона Стадиона Домициана вписанный в современную пьяцца Навона

Стадион пришелся очень к месту в римской столице, простоял вплоть до 86 года нашей эры, после чего был перестроен и расширен. В отличие от уже построенного к тому времени Колизея, тут проводились не гладиаторские бои, а знакомые даже нам спортивные состязания в различных атлетических дисциплинах. Арки на внешних сторонах стадиона Домициана (именно этот император занимался перестройкой) были отданы под лавки и даже бордели, так что уже тогда это место являлось торговым.

Размер античного стадиона примерно соответствовал нынешним размерам площади Навона. Называется размер 275 на 106 метров, что вполне сопоставимо с современными футбольными стадионами. Но трибуны для зрителей были не такими масштабными, вмещали «всего» 15 тысяч зрителей. Сейчас при взгляде на Навону сверху прекрасно угадываются контуры стадиона с одной закругленной стороной.

К V веку место пришло в упадок , а в Средневековье стадион был разрушен, так как сам по себе он обветшал, а спортивные состязания тогда уже давно не проводились. Произошло это не позднее XII века и фактически уже тогда место обрело вид площади.

Многие из зданий, окружающие сегодня площадь Навона в Риме, построены на фундаменте стадиона. Отдельного внимания в аспекте истории заслуживает церковь Сант-Агнесе-ин-Агоне, выходящая на центр пьяццы на западной стороне. Она посвящена святой Агнессе, христианской мученице. Девушка росла в христианской семье в IV веке нашей эры, в те времена еще сохранялись гонения на христиан. Она приняла обет безбрачия, но, по легенде, ее хотели женить на сыне префекта. После отказа девушку обрили и голой отвели в бордель, находящийся в стадионе. Дальше, согласно легендарной версии, ни один мужчина не смог ей овладеть, а волосы чудесным образом отросли. В конце концов Агнессу казнили. А в XII веке на месте того самого борделя построили церковь, которую уже в XVII веке перестроили и в этом виде мы видим ее сегодня.

Пьяцца Навона в XVII веке на картине неизвестного художника римской школы Навона в XVII веке на картине неизвестного художника

Площадь все это время была рыночной, иногда здесь проводились городские праздники. Так было до XVII века, когда началась глобальная перестройка площади Навона. Именно в этот период был построен самый большой из трех фонтанов – Четырех рек, два других, более ранних, перестроены, также появилась и другая достопримечательность – палаццо Памфили.

Название площади произошло от греческого «агон», в переводе – состязание. В итальянском языке слово трансформировалось из agone в n’agone, ну и затем в нынешнее navone.

Городской продуктовый рынок просуществовал до 1869 года, но площадь за это время практически не менялась. После переноса рынка, она окончательно стала местом для отдыха горожан и туристов. Сегодня лишь на рождество на пьяцца Навона разрешено вести торговлю сувенирами.

Пьяцца Навона как туристический объект

Навона – одна из самых известных городских площадей, популярная среди туристов. Место можно сравнить с московским Арбатом, здесь тоже на большом пешеходном пространстве находятся уличные торговцы сувенирами, художники, работают кафе, есть места для отдыха.

Также туристов привлекает не только площадь, но и отдельные достопримечательности на ней: три фонтана, обелиск, дворцы, церкви. Навона входит в любой туристический маршрут или экскурсию по Риму, чему способствует и удобное расположение в центре города неподалеку от других достопримечательностей.

Видео

Достопримечательности на площади

Говоря о площади Навона в Риме нельзя не рассказать отдельно о всех интересных объектах, которые тут находятся. Все они имеют свою историю, культурную и художественную ценность.

Фонтаны

Три разных фонтана: Рек, Мавра и Нептуна, являются самыми известными навонскими достопримечательностями. Два из них небольшие, а Фонтан четырех рек является центральным. Хотя все они выполнены в едином архитектурном стиле одним автором.

Фонтаны Нептуна и Мавра

Расположены симметрично на севере и юге площади, оба построены в 1576 году Джакомо делла Порта. Но тогда на современные версии они были похожи лишь расположением и формой.

Первым доработке подвергся фонтан Мавра. Архитектор Джованни Бернини в середине XVII века построил центральный Фонтан четырех рек, а после него получил заказ на доработку южного фонтана. На тот момент он украшен лишь скульптурами тритонов, в центре было пусто. Но Олимпия Майдалькини, фаворитка папы Иннокентия X, имевшая огромную власть в государстве, заказала новую статую. В итоге по проекту Бернини статую мавра, борющегося с дельфином, выполнил Джованни Мари, а фонтан был доработан и стал выглядеть так же, как и сейчас, но утратил оригинальную форму, хотя и стал больше.

Фонтаны Нептуна (слева) и Мавра (справа) в Риме Фонтаны Нептуна (слева) и Мавра (справа)

Интересно, что сейчас фонтан Мавра украшают не оригинальные скульптуры, а их копии. Оригиналы в конце XIX века перенесли с Навоны на виллу Боргезе для лучшего сохранения и более надежной защиты от вандалов.

Фонтан Нептуна на пьяцца Навона додели гораздо позже. Бернини тоже приложил к нему руку, изменив форму бассейнов и расширив их площадь, но все скульптуры установили в 1878 году. Автором стал Антонио Битта, скульптор постарался сохранить стиль фонтана Мавра и, по мнению большинства, ему это удалось.

Фонтан четырех рек

Но главным объектом самой площади Навона является Фонтан четырех рек, который находится точно в ее центре, напротив дворца Памфили. Построен он был с нуля (закончен в 1651 году) Джованни Бернини по заказу Джамбаттисто Памфили, более известного как папа Иннокентий X.

Еще до строительства фонтана папа задумал установить напротив своего дворца обелиск, а для архитекторов был объявлен конкурс на лучшую композицию. Изначально Бернини не участвовал в нем, так как в результате интриг между римскими архитекторами его репутация была серьезно подорвана. Но в итоге родственник представил папе Иннокентию X проект фонтана, который так сильно ему понравился, что Бернини был выбран как исполнитель заказа.

Основание Фонтана Четырех Рек, сверху установлен обелиск Основание Фонтана Четырех Рек, сверху установлен обелиск

Фонтан посвящен рекам четырех частей мира. Азию представляет Ганг – изображен как мужчина с веслом, символизирующим активное судоходство. Африка представлена Нилом, статуя изображена с закрытыми глазами, якобы потому что в XVII исток не был известен. Не так давно открытой Америке посвящена статуя в честь Ла-Платы на горе монет – символ богатства. А Европа представлена Дунаем, оформленным с использованием геральдики папства. В центре Фонтана четырех рек установлен псевдоегипетский обелиск, перевезенный из другого места.

Интересно, что именно папа римский был заказчиком фонтана, украшенного скульптурами речных богов – по сути, языческими элементами, не сочетающимися с христианством.

С расположением фигур и закрытыми глазами Нила связана своя история. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне оформлялась противником Бернини — Франческо Борромини. Якобы поэтому три фигуры отвернуты от нее в стороны, а находящаяся напротив изображена с закрытыми глазами. Но против этой версии говорит то, что фонтан был закончен в 1651 году, а Борромини начал работы над фасадом (само здания строил другой человек) годом позже.

Интересно, что Фонтан четырех рек и два других фонтана Навоны снабжаются работающим и сегодня античным акведуком Аква Вирго. Он же снабжал и самый известный фонтан Рима – Треви (до 2007 года), а также фонтан Баркачча на площади Испании.

Обелиск

Знаменитый обелиск, сегодня украшающий центр площади Навона и венчающий Фонтан четырех рек, на самом деле не египетский. Он называется обелиск Agonale, высота – 16,53 метра, является имитацией. Но все же имитация древняя, созданная во времена Домициана, который являлся большим любителем обелисков – некоторые из римских были привезены именно в его эпоху, а кроме обелиска Навоны существует еще несколько других имитаций, созданных в Египте по его заказу.

Обелиск с площади пьяцца Навона в Риме Обелиск с площади пьяцца Навона в Риме

Ранее он был установлен в цирке на Аппиевой дороге, где долгое время лежал среди развалин. Когда его нашли – постамента не хватало, а сам обелиск был расколот на несколько частей. Папа Иннокентий X считал его оригинальным, привезенным во времена Каракаллы и решил установить на пьяцца Навона напротив своего дворца, украсив вершину геральдическим знаком в виде голубя с веткой оливы.

Позже было установлено, что обелиск не является оригинальным египетским. В I веке нашей эры он был вырезан из гранита на территории Египта, привезен в Рим, где на него нанесли псевдоегипетские надписи.

Палаццо Памфили

Одно из двух главных зданий окружающей площадь архитектуры – дворец рода Памфили. На сегодня оно интересно в основном своей историей и красивым внешним видом.

Построен этот палаццо по заказу все того же папы Иннокентия X. Несколько зданий, ранее находившихся на месте особняка, принадлежали роду еще с конца XV века. Сам Иннокентий начал вместо них строить дворец сразу по восхождению на папский престол – в 1644 году. Работы закончили в 1650, но сам папа тут не жил, он подарил готовое здание своей любовнице Олимпии Майдалькини. Внутри палаццо Памфили находятся 23 шикарно оформленных зала, есть внутренние дворы, а позднее к нему присоединили церковь святой Агнессы.

Палаццо Памфили, сегодня - бразильское посольство Палаццо Памфили, сегодня – бразильское посольство

Но сегодня посетителей во дворец не пускают. Уже почти сотню лет здание занимает посольство Бразилии, а с 1964 года посольство стало не просто арендатором, а полноценным владельцем дворца. Так что туристам остается лишь любоваться наружным фасадом.

Сант-Аньезе-ин-Агоне (церковь святой Агнессы)

Историю мученичества Агнессы, которой посвящена церковь, можно прочитать в разделе история пьяццы Навона. Девушка была казнена тут же на площади, затем над этим место была построена небольшая церковь. Нынешние здание было заказано все тем же папой Иннокентием X, который решил расширить старую церковь и сделать ее примыкающей к собственному дворцу, чтобы можно было участвовать в службах не покидая дома.

Работы начали в 1652 году по проекту Джироламо Райнальди и его сына. Но изначальная версия храма, сильно поднятого над уровнем земли, с вогнутым фасадом, встретила серьезную критику. Райнальди уже спустя год был заменен на другого архитектора, Борромини, который серьезно переделал проект. Но и его не воплотили в жизнь – папа умер в 1655 году, его племянник, Камилло Памфили, ставший наследником, спустя два года уволил Борромини и вернул Райнальди, который снова изменил проект. Но и в этот раз церковь не закончили — Камилло так же скончался и дальше церковью занялась Олимпия, бывшая любовница Иннокентия, которая наняла на работу своего любимца Барнини, который строил Фонтан четырех рек. Но он тоже был уволен в 1668 году сыном Олимпии и Райнальди опять был восстановлен в качестве архитектора и на этот раз уже закончил церковь.

Церковь святой Агнессы, главная архитектурная доминанта Навоны Церковь святой Агнессы, главная архитектурная доминанта Навоны

Сегодня Сант-Аньезе-ин-Агоне на пьяцца Навона является действующей католической церковью. Она известная своим красивым фасадом, доминирующем на площади, оригинальными интерьерами. Внутри хранится прах Иннокентия X и череп Агнессы.

Ностра Синьйора дель Сакро Куоре

Вторая церковь, которая находится на площади Навона. Эта совсем небольшая церковь появилась в XII веке, но выглядела, конечно, иначе. В 1450 году ее глобально перестроили, а в самом начале XVI века передали испанцам – долгое время Сакро Куоре была национальной испанской церковью в Риме.

Второй хран на пьяцца Навона, гораздо менее заметный, чем церковь Агнессы Второй хран на пьяцца Навона, гораздо менее заметный, чем церковь Агнессы

В XIX веке прошла еще одна реконструкция, во время которой фасад был перенесен на противоположную сторону здания и стал выходить непосредственно на площадь. Последние изменения были внесены в 1931 году – значительная часть церкви была снесена, так как прокладывали новую улицу.

Палаццо Браски, музей Рима

Одно из исторических зданий на пьяцца Навона (вход находится не на площади, а на улице Панталео) начало строиться в самом конце XVIII века племянником герцога в качестве личного дворца. Но работы были прерваны в 1798 году из-за оккупации страны войсками Наполеона, при этом были конфискованы предметы роскоши (но с выплатой компенсации), а герцог Луиджи Браски стал мэром Рима и в это время уже жил в своем дворце.

Палаццо Браски, он же музей Рима (здание за фонтаном с красной вывеской) Палаццо Браски, он же музей Рима (здание за фонтаном с красной вывеской)

Но со смертью Луиджи семья обеднела и в 1871 палаццо Браски продали государству, которое расположило в нем министерство внутренних дел. Далее дворец занимал штаб Муссолини, а сразу после войны из него сделали приют для 300 семей беженцев. К сожалению, беженцы сильно повредили внутренние интерьеры. А в 1952 году дворец Браски переделали в музей: были восстановлены внутренние интерьеры, холл украшен статуями, а экспозицию посвятили истории Рима. Сейчас здесь хранятся рисунки, фотографии и художественные картины, рассказывающие историю города.

Развалины стадиона

Любителей античности может заинтересовать небольшая достопримечательность Навоны – маленький участок стадиона, на месте которого построена площадь. Остатки постройки нашли в XIX веке, это всего лишь несколько арок северного входа и несущие стены, которые можно увидеть в нишах одного из домой на северной части площади. Для этого нужно подходить не со стороны самой Навоны, а обойти ряд зданий на улицу, идущую за площадью. Руины находятся в небольшой арке и просто отгорожены забором.

Остатки стадиона Домицина, выставленные в музее. Часть из них видна в арке с улицы Остатки стадиона Домицина, выставленные в музее

Говорящая статуя Пасквино, «пасквили»

Строго говоря, эта достопримечательность находится не площади Навона, а на своей собственной пьяцца ди Пасквино. Чтобы найти статую, нужно дойти до южного конца Навоны и повернуть направо в узкий переулок. Через десяток метров, сразу, как переулок закончится, нужно повернуть голову налево – статуя будет там.

Пасквинская статуя входит в список так называемых «говорящих статуй», которых всего шесть. Со времен Средневековья именно на эти статуи горожане клеили анонимные стихи, которые потом мог читать любой желающий. Как не сложно догадаться, обычно речь в них шла про действующие власти города или страны. И именно благодаря этой статуе появился термин «пасквиль».

Статуя Пасквино неподалеку от пьяцца Навона, на постаменте видны Пасквили Статуя Пасквино неподалеку от пьяцца Навона, на постаменте видны Пасквили

Сегодня статуя Пасквино – сильно разрушенный мужской торс, найденный в XIV веке, при строительстве. Историки саму скульптуру датируют III веком до нашей эры, страной происхождения называют Грецию, но так же это может быть и римская копия. Кто изображен – неизвестно, но, по наиболее распространенной версии, это царь Менелай.

Раньше Пасквинская статуя находилась в другом месте, а название получила благодаря некоему мастеру поэзии. Эта версия полулегендарная, есть множество различных вариантов, кем мог быть маэстро Пасквино: учителем латыни, сапожником, цирюльником, трактирщиком и т.д. История не сохранила точных данных. А в 1501 году статую перенесли на нынешнее место, в 1505 на праздники ее начали украшать и примерно в то же время возле нее стали выступать ораторы и поэты, а на пьедестал клеили анонимки. Традиция сохраняется и сегодня, только на сам пьедестал клеить ничего нельзя, городские власти установили рядом со статуей специальную доску. Но это запрет практически не соблюдают.

Где находится

Пьяцца Навона расположена в центре Рима, неподалеку от других известных достопримечательностей. Так Римский пантеон находится буквально на соседней улице, всего в 300 метрах. До Форума и Колизея – всего 1,5 километра. А Замок Святого ангела расположен на противоположном берегу Тибра, по прямой от Навоны до него 600 метров.

Карта

Информация для туристов

Время работы

Площадь открыта круглосуточно, заведения работают до 23:00, некоторые – до часу или двух ночи.

Вход

Бесплатный.

Время работы фонтанов

Круглосуточно.

Ближайшие остановки

Автобусные – Senato, Zanardelli, Corso Rinascimento.

Источник: worldattraction.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.