Градо италия
Поскольку это был первый день после травмы ноги, на пляж с Нюшей мы не пошли, а пошли исследовать исторический центр Градо, который хотя и не велик, но весьма культурно значим. Зародившись еще при римлянах как Aquae Gradatae, порт и курортный центр великого римского города Аквилеи, он получил статус полноценного города в 452 году, когда част жителей Аквилеи бежала сюда, спасаясь от нашествия гуннов под предводительством Аттилы (кочевники традиционно море не любили: ни себе попить, ни лошадь напоить). Через 100 лет, уже опасаясь лангобардов, первый патриарх Аквилеи Павлин переносит сюда свою кафедру (эту историю можно прочитать в отчете о Чивидале). С тех пор город неоднократно грабили: с одной стороны пираты, с другой – венецианцы, пока в XII веке патриаршая кафедра не была перенесена в Венецию. С тех пор город непрерывно хирел, превратившись в обычную рыбацкую деревеньку, пока в конце XIX века не был заново открыт как морской и бальнеологический курорт. Это спровоцировало бум строительства и экспансию в сторону нынешнего Grado Pineta. Сейчас считается, что в городе проживает больше 8500 постоянных жителей, что для курортного городка очень неплохо.
Это еще просто центр, не исторический. Тут высокие гостиницы и жилые дома, в цокольном этаже повсеместно сувенирные и курортные магазинчики.
На площади перед горсоветом раскопки. Недавно отрыли мозаику, изучают.
Дома начала XX века соседствуют со средневековыми. Как водится в Италии, туалеты частенько пристроены снаружи.
В Градо не принято унывать.
Центром города в Италии обычно является площадь под названием Соборная (piazza del Duomo), на которой находится означенный собор (Duomo).
в Градо не собор, а патриаршая базилика Св. Евфимии (Basilica di Sant’Eufemia, wiki), и расположена она, по венецианской традиции именования, на Campo Patriarca Elia (дословно “поле патриарха Илии”, словом “campo” в Венеции обозначаются все площади, кроме piazzale Roma, где расположен автовокзал, и, конечно, piazza San Marco) – как раз при патриархе Илии базилика была построена. На колонне – характерный “римский” крест, поставленный в знак подчинения патриархов римскому папе в период схизмы.
Строили базилику на месте более старого храма, теперь капитель одной из его колонн служит чашей для святой воды.
По счастью, в отличие от многих других церквей, здесь позаботились о людях и поставили рассеивающие свет стекла, поэтому нет ярких светлых и темных пятен.
Фреска в апсиде выполнена, вероятно, в XII веке, непосредственно перед отъездом патриарха в Венецию. Она сильно пострадала от времени и влажности (орел, ангел и лицо Иисуса, расположенные на своде горизонтально, утрачены, мне кажется, безвозвратно, но Мадонна и, особенно, телец и лев очень выразительны).
В столь же печальном состоянии и другие фрески.
В алтарной части располагается pala d’oro – на самом деле, не золотая, а серебряная с позолотой алтарная пластина, подаренная базилике богатым венецианцем Донато Маццалорса в 1372 году: “а что, у патриарха в Чивидале есть, пускай и у нашего будет”. Рассмотреть на нем обещанную сцену Благовещения мне не удалось.
Мне ужасно понравилась кафедра, украшенная символами евангелистов. Хотя при ближайшем рассмотрении понятно, что мавританский купол действительно сделан позже.
Пол в базилике мозаичный, хотя мозаика, как и в раскопках, по большей части орнаментального типа
Только в предалтарной части появляется какое-то оживление: птички и подписи авторов как бы по римскому образцу.
В боковых капеллах орнамент становится более сложным.
В одной из них стоит еще и патриарший трон, почему-то с голой лампочкой над ним: неужели собирались сделать электрический стул?
Неподалеку спрятался и резной немецкий алтарь XVI века – честно говоря, правильно спрятался, художественных достоинств в нем немного, а в окружающую величественность он никак не вписывается.
Из базилики можно напрямую попасть в лапидарий – музей мраморных произведений (в основном, конечно, погребального характера).
Здесь представлены все эпохи, от эллинистики до римлян, византийцев и лангобардов. В очередной раз опровергаем вранье, что римляне классического периода не изображали животных и птиц.
Прорубные окна в базилике VI века, надо же…
Архангел Михаил удивлен: он узнал, что с точки зрения символики он Гавриил…
Баптистерий, ровесник базилики (wiki), находится ужасном состоянии. Не знаю, как можно так обращаться с наследием столь давнего времени. Мозаики на полу грызут три сестры – сырость, известь и плесень. Судя по всему, остатки настенных росписей они уже доели.
Третья ровесница, базилика Санта-Мария-делле-Грацие (wiki), стоит на другой стороне площади.
Хотя в ней тоже есть мозаичный пол, мне показалось, что он здесь – не самая интересная деталь, тем более, ее тоже едят три сестры.
Вот капители и кусочек лангобардской арки – другое дело.
На алтаре – характерный крест Аквилейского патриархата, развитие так называемого “Константинова креста” (с ним мы еще встретимся).
Часам к 11 в исторический центр подтягиваются работники сферы обслуживания, и на каждой площади или более-менее широкой улице вырастают покрытые разноцветными скатертями столы.
Оптовая рыбная лавка украшена чудесным панно с рыбами работы местной художницы – ее произведения здесь висят во многих пафосных местах.
Немного зарисовок исторического центра.
Классический пример итальянской архитектуры “где хочу, там и окно”: отклонения не только от горизонтали, но и от вертикали.
На занавесках в городе Градо – город Градо. Однако, рекурсия.
Во внутренней лагуне Градо много островов, но главный из них и единственный постоянно обитаемый – Скьюза, главный яхтенный порт города. Как-никак, это рыбацкое место.
На одной набережной стоит памятник погибшим в море, на другой – памятник погибшим в небе.
В центре много пафосных четырехзвездочных гостиниц. Большая часть их внешне довольно уныла.
Чем дальше от центра, тем больше оригинальности, хотя многое новое – всего лишь хорошо забытое старое.
Ну, а на нашем краю Città Giardino все простенько.
Вечером мы еще раз вернулись в исторический центр – ради торжественного ужина по поводу 15-й годовщины семейной жизни. По рекомендации Ольги мы выбрали ресторан, раньше называвшийся Spaghetti House, а теперь скрывающийся под названием Ristorante di Laura e Christian (или, более полно, Tre S.N.C. Di Perosa Christian & Fortuna Laura, Via Gradenigo, 27, сайта нет, но вот страничка на Tripadvisor). Ели “фирменную” для Градо свежую рыбу, кальмаров, попробовали и спагетти, и все было на высшем уровне. Но лучше всего были десерты – паннакотта и домашняя кростата (пирог из песочного теста с орехами и фруктами, пропитанная огромным количеством граппы), лично испеченная Карлой, мамой Лауры. Это было потрясающе! Категорически рекомендую заведение.
…продолжение следует…
Источник: j-j-j.livejournal.com
Источник: www.101hotels.ru
Градо. Скромный, приморский городок, расположившийся на острове лагуны, между Венецией и Триестом. Невозможно его сравнить с жемчужиной северной Адриатики, и историю вспять не повернуть. Исторические шансы стать более важным городом лагуны, в силу их расположения и заселения, бегущими от преследования жителей материковых поселений, были у каждого. Победила Венеция. Но, сложно сказать, насколько опечалены этим фактом современные градчане. Какое-то небольшое время Градо даже служил резиденцией епископа Аквилеи, с 452 года. Именно после этого в городе началось строительство всех значимых религиозных храмов, а в частности собора Санта-Мария-Делле-Грацие. Прошло десять веков, и Папа Римский перенес патриархат в Венецию, что стало окончательной точкой в виртуальном противостоянии Великой Венеции и маленького Градо. Что запоминающегося случилось с городом за будущие века, так это то, что с 1815 года он перешел под юрисдикцию Австрии, и вернулся в состав Италии лишь по окончании Первой мировой войны. Но, словно по инерции или, скорее по привычке, жители современной Австрии и до сих пор являются одними из самых больших по количеству гостей Градо.
Город, как уже говорилось, он небольшой, и начать знакомство с ним лучше всего с маленького, но ухоженного исторического центра. В котором находится практически все, чем славен Градо. Отдать дань религиозной культуре, посетив Домский собор (базилику Сан-Эуфемия) и вышеупомянутую церковь Санта-Мария-Делле-Грацие.
Сам, исторический центр, выглядит крошечным, даже по сравнению с самим городом, и с него не видна ни лагуна, ни море, что вовсе не делает его «делом на 10 минут». Подобно, своему великому соседу по лагуне, старый квартал состоит из «каллусов» и «камчелли», в простонародье, дорожек и дворов, оформленных в виде скопления бывших рыбацких домиков, путанных аллей и лестниц. Все это поделено, словно шахматная доска, на малюсенькие квадраты. Несмотря на это, потерять направление и ориентацию в пространстве там проще простого, хотя весь «лабиринт» состоит из нескольких улочек. Весь старый центр, словно радушный хозяин, покрыт вазонами самых разных форм, с пышными яркими цветами, свисающих с балкончиков и закрепленных на старой кладке стен домов, приютивших в себе уютные ресторанчики, магазины сувениров и кафе.
Все остальное, чем славится Градо, связано, разумеется, с морем. Опрятная, ухоженная набережная, длинные участки песчаных пляжей на любой вкус (как платные, так и нет), разбросанное по лагуне скопление островов, собранных в некое созвездие, между которыми курсируют, оставляя молочную дорожку, небольшие катера и лодки. Гавань, как это положено для всякого уважающего себя прибрежного места, покрыта, торчащими, словно антенны, мачтами многочисленных яхт различного калибра. Из современного ассортимента развлечений, здесь присутствует аквапарк и спа-салоны.
Для ускорения знакомства с городом и его окрестностями, в Градо можно арендовать велосипед, и получая удовольствие от езды по, специально отведенным велодорожкам, объехать сам город, а также добраться до соседней деревни Аквилея, заповедника Валле Каваната и даже, до соседнего городка Монфальконе.
Местная кухня незамысловата, и аппетитна одновременно. Блюда из рыбы, морепродуктов, мяса, овощи…. Ну, и, вина, конечно. Каждый регион страны гордится винами, рождающимися у них, и остаются безмерно довольны, когда гости просят принести им исключительно местные сорта. Плюс, в местные традиции приготовления еды примешались австрийские нотки, которые нисколько не испортили, а лишь, добавили изюминки местной кухни.
В, общем, город, который казалось, можно было назвать « местечко на пару часов», как-то разросся вширь и глубину, в котором день пролетает со скоростью восточного экспресса, бегущего через старого исторического соперника, Венецию.
Источник: www.turistvsegda.ru
Градо – курорт Италии, который называют вершиной Адриатики. Он расположен на северном побережье Адриатического моря, в области Фриули-Венеция-Джулия, в провинции Горция на нескольких островах живописной лагуны. Курорт Градо – средневековье, которое застыло на набережных города, среди узких улочек, особняков и достопримечательностей. Лес из мачт яхт у местной марины, аромат кофе, пляжи и жгучая атмосфера настоящей Италии – отдых в Градо сегодня способен подарить туристу уникальную Италию. Ведь Градо называют «сестрой Венеции» .
Градо, в отличие от большинства курортов Италии, удалось сохранить свое первоначальное назначение – здесь до сих пор работает один из крупнейших рыболовецких портов севера Италии.
Каналы Градо – одна из причин, почему этот город часто сравнивают с Венецией. Их не так много, как в Венеции. Зато их маршруты позволили образоваться небольшому уютному острову Isola della Schiusa, на котором сегодня находится квартал респектабельной недвижимости.
Градо считается «австрийским» курортом. Здесь во времена Австро-Венгрии был организован оздоровительный центр отдыха для знати. С тех пор еще один плюс Градо – наличие развитой инфраструктуры для лечения и восстановления.
Градо стоит на берегу протяженной лагуны. Дорога, которая идет вдоль побережья, может подарить автолюбителям несколько приятных моментов от созерцания здешних закатов или восходов, в зависимости от времени суток. Для тех, кто решит насладится игрой солнце подольше на главном променаде Градо установлены удобные скамейки.
Исторический центр Градо – здесь сегодня расположены десятки достопримечательностей. Среди них:
– базилика Святой Ефимии (Basilica di Sant'Eufemia) – главный собор города
– баптистерий и лапидерий этой Базилики
– базилика Santa Maria delle Grazie
– археологический комплекс на Пьяцца Марин
– островной монастырь Барбано
Пляжи Градо – они расположены по обе стороны от исторического центра города. Самый большой пляж – широкая полоса песчаного побережья, расположена в районе современной застройки Градо. Большая часть курорта Градо сегодня предлагают услуги на платной основе. Главный оператор местных пляжей – Grado Impianti Turistici. На главном городском пляже во время летнего сезона в Градо работает один из крупнейших аквапарков Итальянской Адриатики.
Добраться до курорта сегодня совсем просто. Расположенный рядом аэропорт Триеста принимает у себя рейсы сразу нескольких бюджетных авиакомпаний. От аэропорта Триеста до Градо всего 15 километров, что делает трансфер на курорт делом пятнадцати минут. Также можно воспользоваться аэропортами Венеции и Тревизо.
Источник: www.privet-italia.ru