Кому посвящались олимпийские игры


Олимпийские игры в Древней Греции

 

Олимпийские игры в Древней Греции – одно из величайших событий в эллинской истории. Начало их проведения точно датируется – это 776 год до нашей эры. Местом проведения празднества – Олимпия, поселение и святилище, находившееся в северо-западной части Пелопоннеса. Главную роль в празднествах занимают спортивные состязания, победа является престижной не только для участника, но и для представляемого им города.

Первые Олимпийские игры в Древней Греции

Самые первые Олимпийские игры в древней Греции были проведены в 776 году до н.э. Все последующие игры проходили один раз в четыре года. С этого момента началось ведение записей о победителях игр и был установлен порядок их проведения. Олимпиада начиналась каждый високосный год, в месяц церемонии, соответствующий современному промежутку времени с конца июня до середины июля.


История сохранила большое количество версий, в которых обосновывается зарождение традиции проведения этих спортивных состязаний. Большинство этих версий имеет вид легенд, так или иначе связанных с богами и героями Древней Эллады. Например, первое место в списке занимает легенда, по которой царь Элиды по имени Ифит отправился в Дельфы, где получил сообщение от жрицы Аполлона. Народ Элиды к этому времени был изнурен постоянным вооруженным соперничеством греческих полисов, а потому боги повелели устроить спортивные состязания и атлетические празднества. Таким образом, царь Ифит в союзе со знаменитым спартанским правителем Ликургом, а также афинским реформатором Клиосфеном заключили соглашение о порядке и правилах проведения соревнований. Проводить празднество было решено в Олимпии, и с тех пор это место стали считать священным, куда запрещено было входить вооруженным людям. Другая легенда гласит, что положил начало играм Геракл, знаменитый сын Зевса, в честь победы своего божественного отца над Кроном.

Также существует легенда, что самые наипервейшие Олимпийские игры в Древней Греции устроили между собой не кто иной, как боги. Именно во время этих состязаний Зевс победил верховного бога Крона, и занял его место, став правителем мира.

Участники Олимпийских игр в Древней Греции

Первоначально атлетами могли быть только и исключительно местные жители Олимпии. Однако, к тринадцатым по счету играм, к ним присоединяются жители всей Древней Греции. Впоследствии, к участникам олимпийских состязаниий присоединяются жители из древнегреческих городов-колоний, прибывавшие отовсюду – от Черного до Средиземного морей.


Участниками Олимпийских игр в древней Греции становились только свободные греки, не совершавшие когда-либо тех или иных преступлений, не нарушавшие клятвы и не запятнавшие себя бесчестными поступками. Соотвественно, рабам и чужеземцам невозможно было представлять какой либо греческий город.

Что касается возрастных ограничений, то участниками состязаний могли стать как взрослые мужчины, так и юноши.

Запрещалось участвовать женщинам. Причем ограничение касалось не только участия в соревнованиях, но и самого присутствия на территории, где проходило празднество. Исключением из правила было присутствие жрицы, представительницы богини Деметры, а также возницей квадриг могла быть женщина, соответсвенно получая право выступать на ипподроме.

Проживали участники Олимпийских игр на окраине Альтиса, где за месяц до открытия состязаний они тренировались. Эта традиция стала прообразом олимпийской деревни, имеющей место в современных играх. Расходы на проживание спортсменов в Олимпии, подготовку состязаний и различных религиозных церемоний, брали на себя либо сами атлеты – участники игр, либо город, от которого они выступали.

Рассвет Олимпийских игр


Существует достоверный исторический факт, что во время проведения Олимпийских игр прекращались какие-либо военные действия. Эта традиция называлась экехерия, согласно которой воюющие стороны были обязаны сложить оружие. Также запрещалось производить судебные дела, откладывалось на потом исполнение казней. Нарушителей правила экехерии наказывали штрафом.

Виды Олимпийских игр в Древней Греции

Первостепенным, и по всей видимости самым популярным видом спорта, включенным в программу античных Олимпийских игр, был бег. Сохранились сведения даже о том, что древний царь по имени Эндимион устроил состязание по бегу среди своих сыновей, а в качестве награды победитель получил царство.

Существовало несколько видов состязаний по бегу. В первую очередь это был аналог современного спринта, бег на короткую дистанцию – фактически с одного конца стадиона до другого. Дистанция составляла 192 метра и называлась «олимпийская стадия». Атлеты выступали в этих соревнованиях абсолютно обнаженными. Бег на дистанцию был самым первым и единственным состязанием за историю Олимпийских игр и, оставался таковым до тринадцатой Олимпиады. Начиная с четырнадцатой, к соревнованиям добавился так называемый «двойной бег». Атлеты должны были пробежать от одного конца стадиона до другого, затем пробежать вокруг столба и вернуться на место старта. В программу пятнадцатых Олимпийских игр к вышеуказанным состязаниям по бегу добавился долгий бег. Изначально он включал в себя семь стадий, но в последующие годы длина дистанций менялась. Бегуны пробегали стадию, пробегали вокруг столба, возвращались на старт, и разворачивались обратно вокруг другого столба.


В 520 году до нашей эры, во время 65-й Олимпиады появился еще один вид соревнований по бегу – «бег гоплитов». Атлеты пробегали две дистанции в полном вооружении – на них был шлем, поножи и щит. В более поздних Олимпиадах среди вооружения оставили только щит.

Также среди видов Олимпийских игр в Древней Греции были и единоборства. Следует отметить, что гибель атлета во время боев не была чем-то особенным, и даже мертвого бойца могли назначить победителем.

Начиная с 18-й Олимпиады в программу игр была включена борьба. Было запрещено наносить удары, сражаться можно было только с помощью толчков. Были две основные позиции – стоя, и на земле. В греческом языке существовало множество названий различных приемов.

Спустя пять Олимпиад среди единоборств появились кулачные бои. Нельзя было пинать противника, делать захваты и подножки. Руки обматывали специальными ремешками, благодаря чему этот вид состязаний был одним из самых опасных. Источники, сохранившиеся до наших дней, красочно описывают повреждения, нанесенные такими ударами. Особое уважение заслуживал тот боец, который победил, не получив ни одного удара со стороны противника. Если борцы уставали, им давали перерыв на отдых. Если победителя было никак не выявить, то назначалось определенно число ударов, которые противники наносили друг другу по очереди, при этом нельзя было защищаться. Проигравшим считался тот, кто добровольно сдавался, подняв руку.


В 648 году до нашей эры, во время 33-й Олимпиады появился так называемый «панкратион». Этот вид единоборств включал в себя удары ногами и руками. Разрешалось использовать удушающие приемы, но нельзя было выдавливать глаза и кусаться. Сначала это было соревнование только для взрослых мужчин, а затем, начиная со 145-й Олимпиады, панкратион был введен и для юношей.

Позднее в программу игр добавили пятиборье. В Древней Греции этот спорт получил название "пентатлон". Из названия можно догадаться, что состоял этот вид спортивных состязаний из пяти различных видов спорта – начинались они с прыжка в длину, затем были бег на одну дистанцию, метание диска, а также метание копья. Пятым видом спорта была борьба. На сегодняшний день не сохранилось точных сведений о том, каким образом определялся победитель. Считается, что все участники разбивались по парам и состязались между собой. В итоге оставалась одна, последняя пара. Отличался особой техникой прыжок в длину. Атлеты совершали прыжок прямо с места, не разбегаясь, а чтобы увеличить дальность прыжка, использовались гантели.

Среди олимпийских состязаний имели место и конные бега. Примечательно, что в них участвовать женщины, так как в качестве победителя объявляли не наездников, а владельцев животных и колесниц. За годы существования Олимпийский игр, конные бега видоизменялись. Сначала это были гонки на квадригах, затем, начиная с 33-й Олимпиады, к ним добавились скачки на лошадях. На 93-й появились гонки на колесницах, в которые запрягались две лошади. Состязания подразделялись на две категории – в одной состязались молодые жеребцы, а в другой взрослые кони.


Закат Олимпийских игр

Во втором веке до н.э. Олимпийские игры начали терять свою большую значимость, превратившись в соревнования местного масштаба. Это связано с завоеванием Древней Греции римлянами. Причинами потери былой популярности считают несколько факторов. Одним из них называют профессионализм атлетов, когда игры стали по сути коллекционированием побед со стороны олимпиоников. Римляне, под чьим господством оказалась Греция, спорт воспринимали исключительно как зрелище, соревновательный дух Олимпиады им не был интересен.

Кто запретил Олимпийские игры в Древней Греции

Прекращение тысячелетней истории Олимпийских игр стало следствием изменения религии. Они были тесно переплетены с греческими языческими богами, поэтому их проведение стало невозможным после принятия христианской веры.

Исследователи связывают запрет Олимпийских игр с неким римским императором, Феодосием. Именно он издает в 393 году н.э. свод законов, запрещающих язычество, и Олимпийские игры в соответствиями с этими новыми законодательными актами становятся полностью запрещенными. Лишь спустя столетия, в 1896 году происходит возрождение традиции проведения спортивных Олимпийских игр.


Источник: megalektsii.ru

Олимпийские игры придумали древние греки.

Народ воинственный и свободолюбивый, они проводили свой век в почти беспрестанной борьбе и соперничестве. Эллины, разрозненные на сотни племен и полисов, жаждали всеобщих торжеств, на которых они могли бы увидеть друг в друге не просто враждебных соседей, но соплеменников, говорящих на одном языке и молящихся одним и тем же богам. Самые знаменитые древнегреческие игры, посвященные Зевсу и, по преданию, впервые устроенные Гераклом, проходили раз в четыре года в дни летнего солнцестояния в местечке Олимпия в Элиде. Эта гористая область на северо-западе Пелопоннеса по общегреческим меркам была, в общем-то, захолустьем – но именно это и позволило ей стать центром, где без лишних споров могли собраться вместе представители воинственной Спарты, величавых Афин, богатых Сиракуз и других важных городов-государств. Уже в IX веке до Р.Х. Олимпиады были знамениты как крупнейшее общеэллинское празднество, а позднее, начиная с 776 года до Р.Х., стали составляться списки победителей в состязаниях в беге – олимпиоников. Но в первую очередь Олимпиады были религиозным торжеством: именно общность религии была той основой, вокруг которой происходило сплочение эллинов.

Соревнования изначально занимали лишь один из пяти дней праздника.


время торжеств соблюдалось перемирие, и присущий грекам дух соперничества принимал во время игр более возвышенный характер – такой, который мы теперь назвали бы «спортивным». Стремление к благообразию, свойственное ритуалам, распространялось и на соревнования: в них действовала строгая система правил, за которой следили судьи, не допускалось оружие и кровопролитие, а от участников требовалось быть во всех отношениях честными и достойными гражданами. Победители пользовались славой и почетом по всей Элладе, но особенно – у себя на родине. Каждый полис, каждая область гордились своими олимпийскими победителями[1].

С утратой Грецией независимости политический аспект Олимпийских игр сошел на нет. Отныне это была просто почтенная традиция. Римляне, став хозяевами Эллады, в виде исключения получили право участвовать в играх (куда иностранцы допускались лишь как зрители); но они больше любили жестокие бои гладиаторов, и из бескровной олимпийской программы их могли заинтересовать разве что гонки колесниц. В этом виде состязаний участвовали сами цезари, и пару раз им даже удалось получить олимпийские венки. А Нерон смог дважды стяжать оливковую ветвь – в качестве возницы и актера-декламатора (ведь в Олимпии соревновались не только спортсмены). Но вскоре слава олимпионика окончательно потеряла былую притягательность. Наступили новые времена. В могучей империи всеобщий мир и единение достигались совсем иными средствами. Кроме того, случайное сходство в названиях элидской Олимпии и отстоящей от нее на сотни километров горы Олимп, где обитал Зевс и другие боги, оказалось фатальным.


мере увядания олимпийской религии уходил в прошлое и культовый дух Олимпийских игр. Людей все больше привлекали иные духовные ценности. Архаические обычаи, с их примитивным восторгом перед физической силой и узким полисным патриотизмом, выглядели анахронизмом. Наконец с утверждением в империи христианства Олимпиады вообще потеряли всякий смысл.

Такова природа человека: только религия способна укротить присущую человеку страсть к господству, придать его извечной жажде побед возвышенный, одухотворенный вид. Пришествие Спасителя и новозаветное откровение о Царствии Небесном открыли перед человечеством новые, невиданные горизонты борьбы: борьбы с внутренними грехами, брани за чистоту и святость. В христианскую эпоху дух борьбы вовсе не исчез у наследников древних эллинов: он перешел в иную, возвышенную сферу. Неслучайно «спортивная» терминология часто встречается у святых отцов: они любят говорить о «соревнованиях», «забегах» и «заездах» на духовном поприще, где наградой за победы являются венцы совсем иного рода – непреходящие и нетленные. Само слово «упражнение» (аскесис), когда-то обозначавшее физическую тренировку, перекочевало в монашеский лексикон, дав название основному занятию подвижников – аскезе.

Упадок Олимпиад произошел задолго до их прекращения в христианской Римской империи. Писавший в начале IV века свою «Хронику» Евсевий Кесарийский, имевший доступ к лучшим библиотекам, смог отыскать имена олимпиоников только до 249-й Олимпиады (217 по Р.Х.)[2]: это говорит о том, что древние игры уже давно вышли из моды.


рочем, по инерции они продолжались вплоть до царствования императора Феодосия I, когда, как считается, во время 292-й Олимпиады (389) в последний раз в Олимпии возносились молитвы Зевсу. Заметим, что прекращение игр, ставшее закономерным следствием повсеместного запрета публичных языческих культов, настолько мало интересовало современников, что о нем не дошло ясных свидетельств. Единственное ясное сообщение сохранил для нас византийский хронист Георгий Кедрин (XI в.): «В это время угасло празднество Олимпиад, которое совершалось раз в четыре года. Началось же это празднование, когда над иудеями царствовал Манассия, и продолжалось до начала правления Феодосия Великого»[3]. Впрочем, некоторые исследователи считают, что игры продолжались еще полвека, до правления Феодосия Малого.

Казалось, Олимпийские игры, как и иные языческие обычаи, навсегда канули в лету. Но их ждала иная судьба.

На исходе II тысячелетия христианство в Европе в значительной мере утратило свои позиции. Со времен Ренессанса культура, политика и, наконец, повседневная жизнь все больше пропитывались «возрожденными» из небытия античными идеями и идеалами. Впрочем, к собственно античности эти явления имели весьма опосредованное отношение. Они были лишены патриархальной естественности, присущей архаичным культам Греции и Рима. Увлечение «античностью» шло рука об руку с кризисом внутри Католической Церкви, с усилением напряжения в отношениях между терявшим свои позиции папством и развивающимися европейскими нациями. Возрождение вызвало к жизни не только расцвет искусств и наук, но и бурный поток веяний, словно пробившихся сквозь толщу «темных веков» из «блистательного» античного прошлого. Что и говорить, Западная Европа, долго прозябавшая в интеллектуальной скудости, была очарована шедеврами древнего гения, и обворожительные «яства» языческой философии вызвали кризис в умах европейских интеллектуалов. Христианство стало сдавать позиции. С одной стороны, оно ушло в вульгарный мистицизм еретических сект, отрицавших саму возможность интеллектуального размышления о Божественном, с другой – закоснело в бастионах клерикальной реакции, пытавшейся установить строгий контроль за свободой мысли. В результате наиболее активные умы Запада сформировали новую форму культуры – гуманизм, где под внешним покровом христианства скрывалась совершенно иная система ценностей, по сути своей неоязыческая. Отсюда и характерный для Нового времени ажиотажный интерес к образам и символам языческой древности, одним из которых стали Олимпиады.

Вся Европа внесла свой вклад в возрождение Олимпиад. Раскопки немецких археологов в Олимпии в 40-х годах XIX века пробудили к теме общественный интерес. Их инициатор Э. Курциус патетически провозглашал: «То, что лежит там, в темной глубине, – жизнь из нашей жизни, и даже если у Бога есть другие распространенные на земле заповеди, провозглашающие намного более величественный мир, чем олимпийское перемирие, то и тогда Олимпия все же остается для нас священной землей. И нам необходимо перенести в наш мир, блистающий более чистыми огнями, возвышенность культуры древних, самоотверженный патриотизм, готовность к жертвам во имя искусства и радость состязаний, превосходящую любые жизненные силы»[4]. Тем временем в Англии некто У. Брукс, энтузиаст физической культуры, с 1850 года проводил в городке Венлок в Шропшире «Олимпийские игры», где участники бегали, прыгали, бились на копьях и даже скакали на свиньях[5]. Но на серьезный международный уровень эту идею вывели французы, с XVIII века игравшие роль «культурного авангарда» новоевропейской цивилизации. В 1892 году Пьер де Кубертен – аристократ, ревностный филэллин и, разумеется, потомственный масон[6] – выступил в Сорбонне с вдохновенной речью «О возрождении олимпизма», где предложил возобновить Олимпийские игры во всемирном масштабе. Идеи Кубертена легли на благодатную почву, и уже через два года в Париже состоялся международный атлетический конгресс, принявший эпохальное решение: «Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, представляемых возрождением Олимпийских игр, с точки зрения как спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни». Первые новые Олимпийские игры состоялись в Афинах в 1896 году.

Олимпийское движение можно без преувеличения назвать одним из самых ярких культурных явлений XX века. В основе этого движения лежит концепция олимпизма, который, как сказано в Олимпийской хартии, «представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума». Автор концепции, барон де Кубертен, поэтически изложил свои идеи в написанной им под псевдонимом «Оде спорту». Позволим себе привести главные тезисы этого почти сакрального по своему пафосу гимна:

спорт – бессмертный источник наслаждения, дарующий радость бытия духу и телу;

зодчий, мастер гармонии, формирующий в вечном движении совершенного человека;

он беспристрастен и справедлив;

он призывает человека к борьбе и дерзаниям, к преодолению себя;

он благороден и безупречен, требует высокой нравственности, чистоты и честности;

он дарует радость и ликование, врачует душевные раны, раздвигает горизонты;

спорт – посредник, исцеляющий недуги под лозунгом: «В здоровом теле – здоровый дух!»;

он ведет человека к совершенству по пути прогресса физического и нравственного;

наконец, спорт – это мир и согласие, источник дружбы и единства между людьми[7].

Казалось бы, прекрасные и возвышенные идеи, достойные всяческого одобрения. Но сквозь патетику эпитетов явственно проступают черты столь характерной для западноевропейского гуманизма подмены понятий, когда далеко не самая важная область человеческой деятельности «аллегорически» возводится в статус фундаментальной общечеловеческой ценности чуть ли не религиозного характера.

Конечно же, было бы нелепо и неразумно оспаривать важность попечения о телесном развитии и физическом здоровье. Не подлежит сомнению и то, что спортивные состязания несравненно лучше драк и войн. Проблема в другом: в извращении системы ценностных координат. В частности, разве не лукавой подтасовкой является расхожая фраза «в здоровом теле – здоровый дух»? Ведь ее автор, древнеримский поэт Ювенал, имел в виду совершенно иное: «Orandum est ut sit mens sana in corpore sano». Обращаясь к молодежи, озабоченной атлетической накачкой мышц и тренировкой тела, сатирик увещевает:

Надо молить, чтобы дух здравым был в теле здоровом:
Сильного духа проси, что не ведает страха пред смертью,
Что своей жизни предел считает подарком природы,
Духа, что затрудненья выносит какие угодно,
К гневу не склонен, ничем не прельщается, предпочитает
Тяжкие подвиги и трудовые дела Геркулеса
Играм Венеры, пирам и роскоши Сарданапала[8].

В этих стихах нет и намека на прямую связь духовного здравия с физическим. Но, как видно, авторитет античности заканчивался там, где начиналось строительство «новой духовности». Классические цитаты и образы использовались лишь как антураж для создания новой оккультной мифологии «гармонически развитой личности».

Вопросы вызывает и тезис о том, что спортивные соревнования способны вытеснить кровопролитные войны. «О спорт – ты мир!» – эта расхожая фраза из «Оды» Кубертена буквально навязла в ушах. Но что в реальности? Олимпийское движение отнюдь не сопровождалось всеобщим умиротворением. Напротив, прошедший век стал самым кровопролитным в истории человечества. Между прочим, сам Кубертен, выступая за пропаганду массового спорта, сетовал на то, что физическая слабость французов стала одной из причин позорного поражения Франции в войне с Пруссией. И здесь обнаруживается тесная связь между культивированием физического развития молодежи и милитаризацией общественного сознания в XX столетии. Более того, спортивные состязания не только не заменяли войны, но и стали органичным дополнением к тому духу политической непримиримости и бескомпромиссного противоборства, который воцарился в отношениях между государствами в эту эпоху. Спорт оказался идеальным средством для сплочения наций вокруг авторитарных режимов и претворения в жизнь авангардистской концепции человека-машины.

Одним из самых ярких общественно-политических событий межвоенного периода стала Берлинская Олимпиада 1936 года. В играх участвовало 49 стран, хотя проводить их в столице нацистского рейха многим казалось проблематичным. Но прибывший в Германию с инспекцией старик де Кубертен был настолько очарован картиной массового спортивного движения, что в своей речи по германскому радио назвал А. Гитлера «одним из лучших творческих духов нашей эпохи». По предложению министра пропаганды Й. Геббельса[9], в Берлин впервые был доставлен эстафетой «священный огонь» из древней Олимпии. Открытие Олимпиады впервые транслировалось по телевидению в прямом эфире. Германия торжествовала полный триумф, завоевав в полтора раза больше наград, чем занявшие 2-е место США. По указанию фюрера игры были воспеты в шедевре Лени Рифеншталь – документальном фильме «Олимпия».

Идеологический контекст Олимпийских игр достиг своего апогея в разгар советско-американского противостояния периода «холодной войны», когда взаимному бойкоту двух лагерей подверглись Олимпиады в Москве (1980) и Лос-Анджелесе (1984). После развала соцлагеря политические страсти поутихли, и олимпийское движение все больше стало превращаться в способ повышения престижа государства, по возможности прибыльный. Впрочем, заработать на Олимпиадах удавалось редко: так, после Монреаля (1976, убытки 1,2 млрд. долларов) Канада расплачивалась с долгами 30 лет, а Афинские игры (2004, убытки 5,7 млрд.) всерьез пошатнули экономику Греции. Да и с укреплением международного престижа дело обстоит не так просто: «олимпийская тема» дает хороший повод превратить ту или иную страну в объект травли со стороны «прогрессивных» средств массовой информации.

Но оставим политические и экономические резоны. Ясно, что олимпийская идеология претендует на нечто гораздо большее, чем обслуживание сиюминутных выгод. Ведь написанная аристократом Кубертеном Олимпийская хартия строго-настрого запрещает любую коммерческую рекламу и не допускает к соревнованиям тех, кто хотя бы раз в жизни получал деньги за занятия спортом. Зададим себе вопрос: какое событие способно в наше время приковать к себе внимание во всех точках земного шара? В каких торжествах участвуют представители всех религий и традиций? Какую церемонию, устраиваемую общественной организацией, могут открывать исключительно главы государств? Это Олимпийские игры. К началу III тысячелетия в них вовлечены более 200 государств мира – больше, чем входит в Организацию Объединенных Наций. По сути, речь идет о первой в истории человечества удавшейся попытке создания всемирного культа. Многими чертами (в том числе и строгим запретом на традиционную религиозную символику) он напоминает культ Высшего Разума в якобинской Франции – только место разума в нем занимает Великое Развлечение, ведь разошедшееся по всем языкам мира слово «спорт» происходит от английского disport – «забавляться, шалить, развлекаться» (буквально – «идти в разнос»).

Впрочем, как теперь видно, попытка внедрить «культ чистого спорта» не вполне удалась. Возвышенная идея оказалась изрядно подточена многочисленными допинговыми и коррупционными скандалами, а спортивные игры современности, ставшие частью индустрии развлечений, стали куда более похожи на азартные зрелища римской толпы, чем на состязания благородных эллинов. И Олимпиады, как и на заре своей истории, уже не воспринимаются как простые соревнования атлетов, но превратились в грандиозное празднество новой мировой «религии» – культа потребления. Это шоу с гигантскими бюджетами, где главное место занимают помпезные церемонии открытия и закрытия Олимпиад, а предметом внимания становятся не столько победы, сколько суммы призовых фондов, букмекерские ставки и громкие скандалы.

Но Олимпиады по-прежнему хранят заложенный в них изначально характер сакрального действа. Не случайно в церемонию открытия каждой Олимпиады входит возжигание «священного» огня.

«Древняя Олимпия. 10 мая 2012 года. Спец. корр. ИТАР-ТАСС.

На родине античных Олимпиад сегодня зажжен огонь для ХХХ летних игр в Лондоне, которые пройдут в столице Великобритании с 27 июля по 12 августа. На торжественной церемонии присутствовали президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге, глава организационного комитета “Лондон-2012” Себастьян Коэ и другие официальные лица.

Огонь был зажжен во время театрализованного представления, в котором участвовала группа “жриц”, исполнивших обряд, созданный на основе древних традиций с привнесением современных элементов. Верховная жрица – одетая в античную тунику и сандалии известная греческая актриса Ино Менегаки, – выйдя из руин храма Геры в окружении других жриц, произнесла молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой послать на землю священный Олимпийский огонь:

“Пусть настанет священная тишина. Пусть умолкнут небо, земля, море и ветра. Пусть умолкнут горы и крики птиц, ибо нас будет сопровождать Феб, бог, приносящий огонь. Аполлон, бог солнца и идеи света! Пошли нам свои лучи и зажги священный факел для гостеприимного города Лондона! А ты, Зевс, дай мир всем народам на земле и увенчай венками победителей священного состязания!”

После этого верховная жрица, преклонив колено у алтаря древнегреческого храма Геры, поднесла факел к параболическому зеркалу. От солнечных лучей вспыхнул Олимпийский огонь. От факела был зажжен огонь в выполненном в древнегреческом стиле специальном сосуде, на котором изображены бегущие эллины»[10].

Кстати сказать, античные Олимпиады, насколько известно, к Аполлону никакого отношения не имели: ему были посвящены другие – Пифийские – игры. Но «отцы олимпизма» 120 лет назад в большом зале Сорбонны воспели гимн почему-то именно Фебу Светоносному[11]

Источник: pravoslavie.ru

Олимпийские игры (Олимпиады) – крупнейшие современные международные комплексные спортивные соревнования, проводящиеся раз в четыре года. Летние Олимпийские игры проводятся с 1896 года (лишь во время мировых войн эти соревнования не проводились). Зимние Олимпийские игры, учрежденные в 1924 году первоначально проводились в тот же год, что и летние. Но в 1994 году было принято решение сдвинуть время проведения зимних Олимпийских игр на два года относительно времени проведения летних Олимпиад.

Согласно греческим мифам, проведение Олимпиад учредил Геракл после успешного окончания одного из славных деяний-подвигов: очистки Авгиевых конюшен. По другой версии эти соревнования знаменовали успешное возвращение аргонавтов, которые, по настоянию Геракла, поклялись друг другу в вечной дружбе. Для того, чтобы достойно отпраздновать это событие, было избрано место над рекой Алфей, где позднее был воздвигнут храм богу Зевсу. Также существуют легенды, повествующие о том, что Олимпия была основана оракулом по имени Ям или же мифическим героем Пелопсом (сыном Тантала и предком Геракла, царем Элиды), победившим в состязании на колесницах Эномая, царя города Писы.

Современные ученые-археологи считают, что соревнования, подобные олимпийским, проводились в Олимпии (западный Пелопонесс) примерно в IX – X вв. до н.э. А наиболее древний документ, в котором описываются Олимпийские игры, посвященные богу Зевсу, датирован 776 годом до н.э. По мнению историков, причина столь высокой популярности спортивных соревнований в Древней Греции чрезвычайно проста – страна в те времена была разделена на небольшие города-государства, постоянно враждовавшие между собой. В таких условиях, чтобы отстоять свою независимость и одержать победу в сражении, как солдаты, так и свободные граждане вынуждены были посвящать немало времени тренировкам, целью которых было развитие силы, ловкости, выносливости и т.д.

Список олимпийских видов спорта вначале состоял всего из одной дисциплины – бега на короткую дистанцию – 1 стадию (190 метров). Бегуны выстраивались на стартовой линии во весь рост, протягивая правую руку вперед, и ждали сигнала судьи (элланодика). Если же кто-то из атлетов опережал стартовый сигнал (т.е. имел место фальстарт), он подвергался наказанию – судья бил провинившегося спортсмена припасенной для этой цели тяжелой палкой. Несколько позже появились состязания в беге на длинные дистанции – в 7 и 24 стадии, а также беге в полном боевом вооружении и беге за лошадью.

В 708 году до н.э. в программе Олимпийских игр появились метание копья (длина деревянного копья равнялась росту спортсмена) и борьба. Этот вид спорта отличался довольно жестокими правилами (например, были разрешены подножки, захват противника за нос, губу или ухо и т.д.) и был чрезвычайно популярен. Победителем объявляли борца, которому удалось трижды повалить соперника на землю.

В 688 году до н.э. в список олимпийских видов спорта включили кулачный бой, а в 676 году до н.э. добавили состязание на колесницах, запряженных четверкой или парой лошадей (или мулов). Вначале хозяин упряжки сам обязан был управлять животными, позднее для этой цели разрешено было нанимать опытного возницу (независимо от этого венок победителя получал хозяин колесницы).

Несколько позже на Олимпиадах стали проводиться состязания по прыжкам в длину, причем спортсмен после небольшого разбега должен был оттолкнуться обеими ногами и резко выбросить руки вперед (в каждой руке прыгун держал по гире, которые должны были как бы увлечь его за собой). Также в список олимпийских состязаний были включены соревнования музыкантов (арфистов, герольдов и трубачей), поэтов, ораторов, актеров и драматургов. Вначале празднество длилось один день, позже – 5 дней. Однако бывали случаи, когда торжества затягивались на целый месяц.

Чтобы обеспечить безопасность участников Олимпиад, три царя: Клеосфен (из Писы), Ифит (из Элиса) и Ликург (из Спарты) заключили соглашение, согласно которому на время проведения игр прекращались любые военные действия – из города Эллис рассылали гонцов, объявлявших о перемирии (возродить эту традицию уже в наши дни, в 1992 году, пытался МОК, призвавший все народы мира отказаться от военных действий на время проведения Олимпиад. В 1993 году было провозглашено, что перемирие должно соблюдаться “от седьмого дня перед официальным открытием Игр до седьмого дня после официального закрытия Игр”. Соответствующая резолюция была утверждена в 2003 году Генеральной Ассамблеей ООН, а в 2005 году вышеупомянутый призыв был включен в “Декларацию Тысячелетия”, подписанную лидерами многих стран мира).

Даже когда Греция, потеряв независимость, стала частью Римской империи, Олимпийские игры продолжали существовать, вплоть до 394 года н.э., когда император Феодосий I запретил данный вид состязаний, поскольку считал, что празднество, посвященное языческому богу Зевсу, не может проводиться в империи, официальной религией которой принято христианство.

Возрождение Олимпиад началось около ста лет назад, когда в 1894 году в Париже по инициативе французского педагога и общественного деятеля барона Пьера де Кубертена Международный спортивный конгресс утвердил основы Олимпийской хартии. Именно этот устав является основным конституционным инструментом, формулирующим основополагающие правила и главные ценности олимпизма. Организаторы первой возрожденной Олимпиады, желающие придать соревнованиям “дух античности”, испытывали немало трудностей при выборе видов спорта, которые можно было бы считать олимпийскими. Например, футбол после долгих и жарких споров был исключен из списка соревнований I Олимпиады (1896 год, Афины), так как члены МОК утверждали, что эта командная игра резко отличается от античных соревнований – ведь в древности атлеты выступали исключительно в индивидуальных состязаниях.

Порой к олимпийским причисляли довольно экзотические виды состязаний. Например, на II Олимпиаде (1900 г., Париж) проводились соревнования по плаванию под водой и плаванию с препятствиями (спортсмены преодолевали дистанцию в 200 метров, ныряя под стоящие на якоре лодки и огибая погруженные в воду бревна). На VII Олимпиаде (1920 г., Антверпен) состязались в метании копья обеими руками, а также в метании палицы. А на V Олимпиаде (1912 г., Стокгольм) спортсмены соревновались в прыжках в длину, высоту и тройных прыжках с места. Также олимпийским видом спорта долгое время считались состязания по перетягиванию каната и толканию булыжника (который лишь в 1920 году был заменен ядром, применяемым и в наши дни).

Много проблем было и у судей – ведь в каждой стране на тот момент действовал различный регламент соревнований. Поскольку за короткий срок невозможно было составить единые требования для всех участников, спортсменам было разрешено выступать в соответствии с правилами, к которым они привыкли. Например, бегуны на старте могли становиться как угодно (принимая позицию высокого старта, с правой рукой, вытянутой вперед и т.д.). Позицию “низкий старт”, общепринятую в наши дни, на первой Олимпиаде принял только один спортсмен – американец Томас Барк.

Современное олимпийское движение имеет девиз – “Citius, Altius, Fortius” (“Быстрее, Выше, Сильнее”) и свою эмблему – пять перекрещивающихся колец (этот знак был найден Кубертеном на одном из дельфийских алтарей). Олимпийские кольца являются символом объединения пяти континентов (голубое символизирует Европу, черное – Африку, красное – Америку, желтое – Азию, зеленое – Австралию). Также у Олимпийских игр есть и собственный флаг – белое полотнище с олимпийскими кольцами. Причем цвета колец и флага подобраны так, что хотя бы один из них встречается на национальном флаге любой из стран мира. И эмблема, и флаг были приняты и утверждены МОК по инициативе барона Кубертена в 1913 году.

Барон Пьер Кубертен первым предложил возродить Олимпийские игры. Действительно, благодаря усилиям этого человека Олимпиада стала одним из крупнейших спортивных соревнований в мире. Однако идею возрождения данного вида состязаний и вывода их на мировую арену высказывали несколько ранее еще два человека. Грек Евангелис Запас еще в 1859 году за собственные деньги организовал проведение Олимпиады в Афинах, а англичанин Уильям Пенни Брукс в 1881 году предложил правительству Греции проводить состязания одновременно в Греции и Англии. Он же стал организатором игр под названием “Олимпийская память” в городке Мач Венлок, а в 1887 году – инициатором проведения общенациональных Британских Олимпийских игр. В 1890 году Кубертен посетил игры в Мач Венлоке и высоко оценил идею англичанина. Кубертен понимал, что посредством возрождения Олимпиады можно, во-первых, поднять престиж столицы Франции (именно в Париже, по мнению Кубертена, должна была состояться первая Олимпиада, и только настойчивые протесты представителей других стран привели к тому, что первенство было отдано родине Олимпийских игр – Греции), во-вторых, оздоровить нацию и создать мощную армию.

Девиз Олимпиады придумал Кубертен. Нет, олимпийский девиз, состоящий из трёх латинских слов – “Citius, Altius, Fortius!” был впервые произнесен священником французом Анри Дидоном на церемонии открытия спортивных соревнований в одном из колледжей. Кубертену, присутствовавшему на церемонии, понравились слова – по его мнению, именно эта фраза выражает цель атлетов всего мира. Позднее, по инициативе Кубертена, это высказывание стало девизом Олимпийских игр.

Олимпийский огонь знаменовал начало всех Олимпиад. Действительно, в Древней Греции участники соревнований зажигали огонь на алтарях Олимпии, чтобы воздать почести богам. Честь самолично возжечь огонь на жертвеннике богу Зевсу предоставлялась победителю соревнований по бегу – наиболее древней и почитаемой спортивной дисциплины. Кроме того, во многих городах Эллады проводились состязания бегунов с зажженными факелами – Прометейи, посвященные мифическому герою, богоборцу и защитнику людей Прометею, который похитил огонь с горы Олимп и подарил его людям.

На возрожденных Олимпийских играх огонь впервые был зажжен на IX Олимпиаде (1928 год, Амстердам), причем, как утверждают исследователи, он не был доставлен, согласно традиции, эстафетой из Олимпии. На самом деле эта традиция была возрождена лишь в 1936 году на XI Олимпиаде (Берлин). С тех пор бег факелоносцев, доставляющих огонь, зажженный солнцем в Олимпии, к месту проведения Олимпиады – торжественный пролог игр. Олимпийский огонь преодолевает к месту соревнования тысячи километров, а в 1948 году даже был перевезен через море, чтобы дать начало XIV Олимпиаде, проводившейся в Лондоне.

Олимпиады никогда не становились причиной конфликтов. К сожалению, становились. Дело в том, что святилище Зевса, при котором обычно проводились игры, находилось под контролем города-государства Эллис. По свидетельствам историков, как минимум дважды (в 668 и в 264 гг. до. н.э.) соседний город Писа, используя военную силу, предпринимал попытку захвата святилища, надеясь таким образом получить контроль над проведением Олимпиад. По прошествии некоторого времени из наиболее почитаемых граждан вышеупомянутых городов была сформирована судейская коллегия, которая оценивала выступление спортсменов и решала, кому из них достанется лавровый венок победителя.

В древности в Олимпиадах участвовали только греки. Действительно, в античной Греции только греческие атлеты имели право участвовать в соревнованиях – варварам был воспрещен вход на стадион. Однако это правило было упразднено, когда Греция, утратившая независимость, вошла в состав Римской Империи – к участию в соревнованиях стали допускаться представители разных народностей. Даже императоры снисходили до участия в Олимпиадах. Например, Тиберий был чемпионом в гонках на колесницах, а Нерон победил в состязании музыкантов.

В античных Олимпиадах женщины не участвовали. Действительно, в Древней Греции женщинам не только воспрещалось участвовать в Олимпийских играх – прекрасных леди даже на трибуны не пускали (исключение делалось только для жриц богини плодородия Деметры). Потому иногда особо азартные болельщицы пускались на хитрости. Например, мать одного из атлетов – Калипатерия, – чтобы понаблюдать за выступлением сына, переоделась мужчиной и прекрасно сыграла роль тренера. По другой версии она участвовала в состязании бегунов. Калипатерию опознали и приговорили к смертной казни – отважную спортсменку должны были сбросить с Тифийской скалы. Но, учитывая то, что ее муж был олимпиоником (т.е. победителем Олимпиады), а сыновья – победителями на соревнований юношей, судьи помиловали Калипатерию. Но коллегия судей (элланодиков) обязала атлетов впредь выступать на состязаниях обнаженными, дабы избежать повторения вышеописанного инцидента. При этом следует заметить, что девушки в Древней Греции отнюдь не чуждались занятий спортом, да и соревноваться любили. Потому в Олимпии проводились игры, посвященные Гере (супруге Зевса). В этих состязаниях (на которые, кстати, мужчины не допускались) участвовали исключительно девушки, соревнуясь в борьбе, беге и гонках на колесницах, которые проходили на том же стадионе за месяц до или через месяц после соревнований спортсменов-мужчин. Также женщины-спортсменки принимали участие в Истмийских, Немейских и Пифийских играх.
 Интересно, что в Олимпийских играх, возрожденных в XIX веке, поначалу также состязались исключительно мужчины-спортсмены. Лишь в 1900 году в соревнованиях по парусному и конному спорту, теннису, гольфу и крокету приняли участие женщины. А в состав МОК представительницы прекрасного пола вошли только в 1981 году.

Олимпиада – лишь возможность продемонстрировать силу и удаль или завуалированный способ выбора и подготовки тренированных бойцов. Изначально Олимпийские игры представляли собой один из способов почитания бога Зевса, часть грандиозного культового празднества, во время которого приносились жертвы Громовержцу – из пяти дней Олимпиады два (первый и последний) посвящались исключительно торжественным шествиям и жертвоприношениям. Однако со временем религиозный аспект отошел на задний план, а политическая и коммерческая составляющая состязаний проявлялись все сильнее и ярче.

В древности Олимпийские игры способствовали мирному сосуществованию народов – ведь на время олимпийского перемирия войны прекращались. Действительно, города-государства, участвовавшие в играх, прекращали военные действия на пятидневный срок (именно столько длилась Олимпиада), чтобы дать возможность спортсменам беспрепятственно добраться до места проведения соревнований – в Элиду. Согласно правилам, участники соревнования и болельщики не имели права вступать в схватку между собой, даже если их государства находились в состоянии войны друг с другом. Однако это вовсе не означает полного прекращения вражды – после окончания Олимпийских игр военные действия возобновлялись. Да и сами дисциплины, избранные для проведения соревнований, больше напоминали подготовку хорошего бойца: метание копья, бег в доспехах и, конечно, чрезвычайно популярный панкратион – уличная драка, ограниченная лишь запретом кусаться и выдавливать глаза сопернику.

Изречение “Главное не победа, а участие” было придумано древними греками. Нет, автором изречения “Самое главное в жизни не победа, а участие. Суть в интересной борьбе” был барон Пьер де Кубертен, который в XIX веке возродил традицию Олимпийских игр. А в Древней Греции победа была основной целью соревнующихся. В те времена даже не присуждались призы за вторые и третьи места, а проигравшие, как свидетельствуют письменные источники, были весьма уязвлены своим поражением и старались как можно скорее скрыться.

В древности соревнования велись честно, лишь в наши дни спортсмены для достижения лучших результатов используют допинг и т.д. К сожалению, это не так. Во все времена спортсмены, стремясь к победе, использовали не совсем честные методы. Например, борцы натирали тело маслом, чтобы легче освобождаться от захвата соперника. Бегуны на длинные дистанции “срезали углы” или подставляли подножку сопернику. Имели место и попытки подкупа судей. Уличенному в мошенничестве атлету приходилось раскошеливаться – на эти деньги изготавливались бронзовые статуи Зевсу, которые устанавливались вдоль дороги, ведущей к стадиону. Например, во II веке до н.э., во время одной из Олимпиад, было установлено 16 статуй, что свидетельствует о том, что даже в древние времена честную игру вели отнюдь не все спортсмены.

В Древней Греции соревновались лишь ради получения лаврового венка и немеркнущей славы. Конечно, восхваления – вещь приятная, да и родной город встречал победителя с радостью – олимпионик, одетый в пурпур и увенчанный лавровым венком, въезжал не через ворота, а через специально приготовленный пролом в городской стене, который тут же заделывался, “дабы олимпийская слава не покидала город”. Однако не только лавровый венок и прославления были целью соревнующихся. Само слово “атлет” в переводе с древнегреческого означает “соревнующийся ради призов”. И награды, которые получал победитель в те времена, были немалые. Кроме скульптуры, устанавливаемой в честь победителя либо в Олимпии у святилища Зевса, либо на родине спортсмена, а то и обожествления, атлету полагалась немалая по тем временам сумма – 500 драхм. Кроме того, он получал целый ряд политических и экономических привилегий (например, освобождение от всех видов повинностей) и до конца своих дней имел право ежедневно бесплатно отобедать в городском управлении.

Решение об окончании поединка борцов принимали судьи. Это не так. Как в борьбе, так и в кулачном бою сам боец, принявший решение сдаться, поднимал правую руку с оттопыренным вверх большим пальцем – этот жест служил сигналом окончания схватки.

Лавровыми венками венчали атлетов, победивших в состязаниях. Это действительно так – именно лавровый венок был в Древней Греции символом победы. А венчали им не только спортсменов, но и лошадей, обеспечивших своему хозяину победу в состязании колесниц.

Жители Элиды были наилучшими спортсменами в Греции. К сожалению, это не так. Не смотря на то, что в центре Элиды находилась всеэллинская святыня – храм Зевса, при котором регулярно проводились Олимпиады, жители этой области пользовались дурной славой, ибо были склонны к пьянству, лжи, педерастии и лености, мало соответствуя идеалу крепкого духом и телом населения. Однако в воинственности и предусмотрительности им не откажешь – сумев доказать соседям, что Элида – страна нейтральная, против которой нельзя вести войну, элейцы, тем не менее, продолжали нападения на близлежащие области с целью захвата оных.

Олимпия находилась неподалеку от священной горы Олимп. Ошибочное мнение. Олимп – высочайшая гора Греции, на вершине которой, по преданию, обитали боги, расположена на севере страны. А город Олимпия располагался на юге – в Элиде, на острове Пелопонесс.

В Олимпии, кроме обычных граждан, жили наиболее известные атлеты Греции. В Олимпии постоянно проживали только жрецы, а спортсмены и болельщики, в огромном количестве стекавшиеся к городу раз в четыре года (стадион был рассчитан на присутствие 50000 зрителей!), вынуждены были ютиться в собственноручно изготовленных палатках, шалашах, а то и просто под открытым небом. Лишь для почетных гостей был построен леонидайон (гостиница).

Для измерения времени, потребовавшегося атлетам для преодоления дистанции, в Древней Греции использовали клепсидру, а длину прыжков мерили шагами. Ошибочное мнение. Приборы для измерения времени (солнечные или песочные часы, клепсидра) были неточны, да и расстояния чаще всего мерили “на глазок” (например, стадия – это 600 футов или расстояние, которое может пройти человек спокойным шагом за время полного восхода солнца, т.е. примерно за 2 минуты). Потому ни время прохождения дистанции, ни длина прыжков не имела значение – победителем считался тот, кто приходил к финишу первым или прыгнул дальше всех.
 Даже в наши дни для оценки достижения спортсменов долгое время использовали визуальное наблюдение – вплоть до 1932 года, когда на X Олимпиаде в Лос-Анжелесе впервые были использованы секундомер и фотофиниш, чрезвычайно облегчившие работу судей.

Длина марафонской дистанции издревле была постоянной. Это не так. В наше время марафон (одна из дисциплин легкой атлетики) – это забег на дистанцию 42 км 195 м. Идею организации забега предложил французский филолог Мишель Бреаль. Поскольку и Кубертену, и греческим организаторам это предложение понравилось, марафон был включен в список олимпийских видов спорта одним из первых. Различают шоссейный марафон, бег по пересеченной местности и полумарафон (21 км 98 м). Шоссейный марафон включен в программу Олимпийских игр с 1896 года для мужчин и с 1984 года – для женщин.
 Однако длина марафонской дистанции менялась неоднократно. Легенда гласит, что в 490 году до н.э. греческий воин Фидиппид (Филиппид) пробежал без остановки от Марафона до Афин (примерно 34,5 км), чтобы порадовать сограждан вестью о победе. По другой версии, изложенной Геродотом, Фидиппид был гонцом, посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим за два дня расстояние в 230 км.
 На первой современной Олимпиаде состязания по марафонскому бегу проходили по маршруту в 40 км, проложенному между Марафоном и Афинами, а вот в дальнейшем длина дистанции варьировалась в довольно широких пределах. Например, на IV Олимпиаде (1908 г., Лондон) длина маршрута, проложенного от Виндзорского замка (королевской резиденции) до стадиона составила 42 км 195 м. На V Олимпиаде (1912 г., Стокгольм) длина марафонской дистанции была изменена и составляла 40 км 200 м, а на VII Олимпиаде (1920 г., Антверпен) бегунам пришлось преодолевать расстояние в 42 км 750 м. Длина дистанции менялась 6 раз, и лишь в 1921 году была установлена окончательная длина марафонского забега – 42 км 195 м.

Олимпийские награды получают спортсмены, показавшие наилучшие результаты в соревнованиях, после долгой борьбы с достойными соперниками. Это действительно так, однако из данного правила существуют исключения. Например, гимнастка Елена Мухина, которая за несколько дней до Олимпиады на одной из тренировок повредила шейный позвонок, была удостоена олимпийского ордена за мужество. Причем вручал ей награду лично президент МОК Хуан Антонио Самаранч. А на III Олимпиаде (1904 г, Сент-Луис, штат Миссури) безоговорочными победителями стали американские спортсмены по причине почти полного отсутствия конкуренции – многие зарубежные атлеты, не имевшие достаточной суммы денег, просто не смогли принять участие в соревнованиях, отдав пальму первенства хозяевам Олимпиады.

Экипировка спортсменов способна оказать влияние на результаты соревнований. Это действительно так. Для сравнения: на первой современной Олимпиаде форма спортсменов была изготовлена из шерсти (материала доступного и недорогого), обувь, подошвы которой снабжались специальными шипами, – из кожи. Понятно, что такая форма доставляла соревнующимся немало неудобств. Больше всего страдали пловцы – ведь их костюмы были сшиты из хлопчатобумажной ткани, и, отяжелев от воды, замедляли скорость спортсменов. Следует также упомянуть, что, например, для прыгунов в высоту с шестом маты не предусматривались – соревнующиеся были вынуждены думать не только о том, как преодолеть планку, но и о правильности приземления.
 В наши дни, благодаря развитию науки и появлению новых синтетических материалов, спортсмены испытывают гораздо меньше дискомфорта. Например, костюмы для легкоатлетов создаются так, чтобы свести к минимуму риск растяжения мышц и уменьшить силу сопротивления ветру, а материал на основе шелка и лайкры, из которых шьют спортивную одежду, отличаются низкой гигроскопичностью, и обеспечивают быстрое испарение влаги. Для пловцов также создаются специальные обтягивающие костюмы с вертикальными полосами, позволяющие максимально эффективно преодолевать сопротивление воды и развивать наибольшую скорость.
 Немало способствует достижению высоких результатов и спортивная обувь, специально спроектированная с учетом предполагаемых нагрузок. Именно благодаря новой модели обуви, снабженной внутренними камерами, наполненными углекислым газом, десятиборец из Америки Дейв Джонсон продемонстрировал в 1992 году наилучший результат в эстафете 4х400 м.

В Олимпийских играх участвуют только молодые, полные сил спортсмены. Не обязательно. Самый старый участник Олимпийских игр – Оскар Свабн, житель Швейцарии, занял второе место в соревнованиях по стрельбе на VII Олимпиаде (1920 г., Антверпен) в возрасте 72 лет. Более того, именно он был отобран для участия в соревнованиях 1924 года, но по состоянию здоровья вынужден был отказаться.

Больше всего медалей на Олимпиадах завоевали спортсмены СССР (позже – России). Нет, в общем зачете (согласно данным обо всех Олимпийских играх, до 2002 года включительно) первенствует США – 2072 медали, из них 837 золотых, 655 серебряных и 580 бронзовых. СССР на втором месте – 999 медалей, из них 388 золотых, 317 серебряных и 249 бронзовых.

Популярные мифы

Популярные факты

Популярные советы

Популярные сленг

Источник: www.molomo.ru

Олимпийские игры (τά Όλυμπια) — величайшие из эллинских национальных празднеств. Они происходили в Олимпии (см.) и, по древнейшему сказанию, возникли еще во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорожденного Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награжден за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев. Существовали еще и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным, по крайней мере, в Пелопоннесе. Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царем Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) еще во времена Павзания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 884, по другим — 828) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду (см.); но, как хронологическая эра, в истории Греции был принят 776 до Р. X. Возобновляя О. игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (έκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (σπονδοφόροι), сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских областей согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было открывать военных действий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области. В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть на игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники, — чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (θεωροί), которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города. Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, т. е. падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (άγών Όλυμπιακός, άέθλων άμιλλαι, κρίσις άέθλων), другая часть — религиозным обрядам (έορτή), с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. Состязания состояли из 24 отделов; в 18 принимали участие взрослые, в 6 — мальчики; никогда все отделы не исполнялись зараз. Павзаний (5, 9, 1—2) оставил нам следующий список состязаний: бег на трех различных дистанциях, борьба, кулачный бой, ристания на колесницах, запряженных четверкой или парой коней или мулами, скачки, бег в оружии, скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землю и бежать за лошадью, состязание герольдов и трубачей. По словам Павзания, до 472 г. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника. Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались Έλλανοδίκαι; они были назначаемы по жребию из элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, еще позднее 10; со 103 олимпиады (368 г. до Р. Х.) их было 12, по числу элейских фил, в 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец со 108-ой олимпиады до Павзания их считалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд άλύται, с άλυτάρκης во главе. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке (προγυμνάσματα) и дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в О. гимназии предварительно показать свое искусство перед элланодиками. Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески(λεύκωμα). Перед состязанием все желающие участвовать в нем вынимали жребий для определения порядка, в каком они будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (κότινος); победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους έπιχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо чести для себя лично, прославлял еще и свое государство, которое ему предоставляло за это разные льготы и привилегии; с 540 г. элейцы разрешали ставить статую его в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении его домой, ему устраивали триумф, сочиняли в честь его песни и награждали различными способами; в Афинах О. победитель имел право жить на казенный счет в Пританее.

См. Krause, «Olympia» (В., 1838); Bötticher, «Olympia» (Б., 1886); Förster, «De hellanodicis Olympicis» (Лейпциг, 1879); Dissen, «Ueber die Anordnung der Olympischen Spiele» («Kleine Schriften»); Mommsen, «Ueber die Zeit der Olympien» (Лейпциг, 1891); Förster, «Die Sieger in den Olympischen Spielen» (Цвиккау, 1891—92); Gardner a. Jevons, «A manual of Greek antiquities» (Л., 1895); Латышев, «Очерк греческих древностей» (ч. II, 1889).

Н. О.

Источник: ru.wikisource.org


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.