Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих


Олимпийские игры — самые значительные в мире спортивные соревнования. Проводятся они раз в четыре года. О победе в этих состязаниях мечтает каждый спортсмен. Зарождение Олимпийских игр относится к античным временам. Они проводились еще в седьмом столетии до нашей эры. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? В какой стране они проводились впервые?

Миф о зарождении Олимпийских игр

В древнейшие времена это были величайшие национальные празднества. Кто является основателем античных Олимпийских игр — неизвестно. В общественной и культурной жизни древних греков немалую роль играли мифы и сказания. Эллины верили в то, что зарождение Олимпийских игр относилось ко временам Кроноса — сына первого бога Урана. В состязании между мифическими героями Геракл победил в беге, за что был награжден венком из оливы. Впоследствии победитель настоял на том, чтобы спортивные соревнования проводились каждые пять лет. Такова легенда. О зарождении Олимпийских игр существуют, конечно, и другие сказания.

К историческим источникам, подтверждающим проведение этих празднества в Древней Греции, относится «Илиада» Гомера. В этой книге упоминается гонка колесниц, которую устраивали жители Элиды — области на Пелопоннесе, где располагалась Олимпия.

Священное перемирие


Простым смертным, который сыграл немалую роль в развитии древнегреческих Олимпийских игр, был царь Ифит. Во времена его правления промежуток между проведением соревнований составлял уже четыре года. Возобновив проведение Олимпийских игр, Ифит объявив священное перемирие. То есть во время этих празднеств нельзя было вести войну. Причём не только в Элиде, но и в других частях Эллада.

Элида считалась священным местом. Вести войну с ней нельзя было. Правда, позже элейцы сами вторгались в соседние области неоднократно. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? Во-первых, проведение этих состязаний было связано с именами богов, которых весьма почитали древние греки. Во-вторых, на месяц было объявлено вышеупомянутое перемирие, которое имело особое название — ἱερομηνία.

О видах спорта в Олимпийских играх, проводимых эллинам, ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Существует мнение, что первоначально спортсмены состязались только в беге. Позже к видам спорта в Олимпийских играх добавили борьбу и гонки на колесницах.

Участники

Среди граждан в Древней Греции были те, что подверглись публичному бесчестию и презрению окружающих, то есть атимии. Они не могли стать участникам в соревнованиях. Только уважаемые эллины. В античных Олимпийских играх не принимали участие, конечно, и варвары, которые могли быть лишь зрителями. Исключение было сделано только в пользу римлян. На древнегреческих Олимпийских играх женщина не имела права даже присутствовать, если она не являлась жрицей богини Деметры.


Число и зрителей, и участников была огромно. Если при первых Олимпийских играх в Древней Греции (776 год до нашей эры) проводились соревнования только в беге, то позже появились и другие виды спорта. А со временем состязаться в своем мастерстве получили возможность поэты и художники. Во время проведения празднеств друг с другом соперничали даже депутаты в обилии приношений мифическим божествам.

Из истории возникновения Олимпийских игр известно, что эти мероприятия имели довольно важное общественное и культурное значение. Совершались сделки между купцами, художники и поэты знакомили публику со своими творениями.

Проводились состязания в первое полнолуние после летнего солнцестояния. Продолжались пять дней. Определённая часть времени отводилась обрядам с жертвоприношениями и общественному пиру.

Виды состязаний

История возникновения Олимпийских игр, как уже было сказано, полна сказаний и легенд. Однако относительно видов состязаний существуют достоверные сведения. При первых Олимпийских играх в Древней Греции спортсмены состязались в беге. Этот вид спорта был представлен следующими разновидностями:

  • Бег на дистанцию.
  • Двойной бег.
  • Долгий бег.
  • Бег в полном вооружении.

Первый кулачный бой состоялся на 23-й Олимпиаде. Позже древние греки добавили такие виды единоборства, как панкратион, борьбу. Выше было сказано, что женщины не имели права принимать участие в состязаниях. Однако в 688 году до нашей эры, были созданы особые состязания для самых целеустремленных жительниц в Древней Греции. Единственным видом спорта, в котором они могли соревноваться, были конные бега.

В четвертом столетии до нашей эры в программу Олимпийских игр добавили состязание между трубачами и герольдами — эллины полагали, что эстетическое наслаждение и спорт имеет логическую связь. Художники выставляли на рыночной площади свои произведения. Поэты и писатели, как было сказано выше, читали свои сочинения. Скульпторам иногда после завершения Игр заказывали статуи победителей, лирики в честь самых сильных и ловких слагали хвалебные песни.

Элланодоны

Как назывались судьи, которые наблюдали за ходом соревнований и присуждали награды победителям. Назначались элланодоны при помощи жребия. Судьи не только вручали награду, но и заведовали устройством всего мероприятия. При первых Олимпийских играх их было всего два, затем девять, ещё позднее десять. Начиная с 368 года до нашей эры элланодонов было двенадцать. Правда, позже число судей сократилось. Элланодоны носили особую одежду пурпурного цвета.


С чего начинались состязания? Спортсмены доказывали зрителям и судьям, что предшествующие месяцы посвятили исключительно предварительной подготовке. Они давали клятву перед статуей главного древнегреческого бога — Зевса. Родственники желающих состязаться — отцы и братья — также давали клятву. За месяц до соревнований спортсмены демонстрировали свое мастерство перед судьями в Олимпийской гимназии.

Порядок соревнований устанавливался посредством жребия. Затем герольд во всеуслышание объявлял имя выходящего на состязание. Где проходили Олимпийские игры?

Святилище Древней Греции

Где проходили Олимпийские игры, понятно уже из названия. Олимпия находится в северо-западной части в Пелопоннесского полуострова. Здесь когда-то располагался храмово-культурный комплекс и священная роща Зевса. На территории древнегреческого святилища имелись культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, в которых жили участники и гости. Это место являлось центром греческого искусства вплоть до четвертого столетия до нашей эры. Позже спортивные сооружения были сожжены по приказу Феодосия II.

Олимпийский стадион строился постепенно. Он стал первым в Древней Греции. В пятом столетии до нашей эры этот стадион принимал около сорока тысяч зрителей. Для тренировок использовался гимнасий — сооружение, беговая дорожка которого равна была по длине той, что находилась на самом стадионе. Ещё одна площадка для предварительной подготовки — палестра. Она представляла собой квадратное сооружение с внутренним двором. Здесь тренировались преимущественно спортсмены, которые состязались в борьбе и кулачном бою.


Леонидойон, выполнявший функции олимпийской деревни, был построен в пятом столетии до нашей эры по проекту известного в Древней Греции архитектора. Огромное здание состояло из двора, окруженного колоннами, и включало множество комнат. Олимпийские игры играли важную роль в религиозной жизни эллинов. А потому здесь местные жители воздвигли несколько храмов и святилищ. Сооружения пришли в упадок после землетрясения, произошедшего в шестом веке. Окончательно ипподром был уничтожен во время наводнения.

Последние Олимпийские игры в Древней Греции состоялись в 394 году. Запрещены императором Феодосием. В христианскую эпоху эти мероприятия расценивались как языческие. Возрождение Олимпийских игр произошло спустя два тысячелетия. Хотя уже в XVII веке состязания, напоминавшие олимпийские, проводились неоднократно в Англии, Франции и Греции.

Возрождение древнегреческих традиций

Предшественниками современных Олимпийских игр стали «Олимпии», проводившиеся в середине XIX столетия. Но они, конечно, были не столь масштабны и мало общего имели с состязаниями, которые в наше время свершается раз в четыре года. Значительную роль в возрождении Олимпийских игр сыграл французский общественный деятель Пьер де Кубертен. Почему вдруг европейцы вспомнили о традициях древних греков?


В середине XVII столетия в Олимпии были проведены археологические исследования, в результате которых учёные обнаружили остатки храмовых сооружений. Работы продолжались более десяти лет. В это время в Европе пользовалось популярностью всё, что имело отношение к Античности. Желанием возродить олимпийские традиции заразились многие общественные и культурные деятели. При этом наибольший интерес к культуре проведения спортивных состязаний в Древней Греции проявляли французы, хотя археологические открытия и принадлежали немцам. Это можно легко объяснить.

В 1871 году французская армия потерпела поражение, которое существенно подорвало патриотический дух в обществе. Пьер де Кубертен полагал, что причина была в слабой физической подготовке солдат. Он не пытался вдохновить своих соотечественников на борьбу с Германией и другими европейскими державами. Французский общественный деятель много говорил о необходимости улучшения физической культуры, но также ратовал за преодоление национального эгоизма и установление международного взаимопонимания.

Первые Олимпийские игры: новое время

В июне 1894 года в Сорбонне состоялся конгресс, на котором Кубертен представил мировой общественности свои мысли о необходимости возрождения древнегреческих традиций. Его идеи поддержали. В последний день конгресса было решено провести Олимпийские игры через два года. Состояться они должны были в Афинах. Комитет по проведению международных соревнований возглавил Деметриус Викелас. Пьер де Кубертен занял должность генерального секретаря.


Олимпийские игры 1896 года стали крупнейшим спортивным событием. Государственные деятели Греции выдвинули предложение о проведении Олимпийских игр исключительно у них на родине. Однако комитет решил иначе. Место проведения Игр меняется кадые четре года.

В начале XX столетия олимпийское движение не пользовалось широкой популярностью. Отчасти это объясняется тем, что в это время в Париже проводилась Всемирная выставка. Некоторые историки полагают, что олимпийские идеи спасти удалось благодаря промежуточным играм 1906 года, проведённым снова в Афинах.

Отличия современных Игр от древнегреческих

Состязания были возобновлены по образцу античных спортивных соревнований. Современные Олимпийские игры объединяют спортсменов всех государства, по отношению к отдельным лицам не допускается дискриминация по религиозным, расовым, политическим мотивам. В этом, пожалуй, заключается главное отличие современных Игр от древнегреческих.

Что заимствовали современные Олимпийские игры от древнегреческих? Прежде всего, само названия. Заимствовано была и периодичность проведения состязаний. Одно из предназначений современных Олимпийских игр — служение миру, установление взаимопонимания между странами. Это созвучно с идеями древних греков о временном перемирии в дни проведения состязаний. Олимпийский огонь и факел — символы Олимпиады, которые возникли, конечно, в античности. У древних греков заимствованы также некоторые термины и правила проведения состязаний.


Есть, конечно, несколько существенных отличий между современными Играми и античными. Древние греки проводили спортивные состязания исключительно в Олимпии. Сегодня Игры организовываются каждый раз в другом городе. В Древней Греции не существовало такого понятия, как «зимние Олимпийские игры». Да и состязания были другими. В античности в Олимпийских играх участвовали не только спортсмены, но и поэты.

Символика

О том, как выглядит символ Олимпийских игр, известно всем. Пять скрепленных колец чёрного, голубого, красного, жёлтого и зелёного цвета. Однако немногие знают, что эти элементы не относятся к какому-либо конкретному континенту. Девиз Олимпийских игр звучит на латыни, в переводе на русский означает «быстрее, выше, сильнее». Флаг представляет собой белое полотнище с изображением колец. Он поднимается на всех Играх с 1920 года.

И открытие, и закрытие Игр сопровождаются грандиозной, красочной церемонией. К разработке сценария привлекаются лучшие организаторы массовых мероприятий. В этом зрелище стремятся поучаствовать знаменитые актеры, певцы. Трансляция этого международного мероприятия привлекает к телевизионным экранам десятки миллионов зрителей по всему миру.

Если древние греки полагали, что в честь Олимпийских игр стоит приостановить любые военные действия, то в двадцатом столетии происходило всё наоборот. Спортивные состязания отменяли по причине вооруженных конфликтов. Игры не проводились в 1916-м, 1940-м, 1944-м. В России Олимпиада проходила дважды. В 1980 году в Москве и в 2014 году в Сочи.

Источник: fb.ru


Идея о необходимости возродить Игры античной Греции возникла еще в XV в. Предложения о необходимости возрождения игр мы находим в произведениях И. Шиллера, Ж. Ж. Руссо. Первую значительную научную работу в форме докторской диссертации по истории древнегреческих олимпиад выполнил английский ученый Д. Вест в XVIII в. Эта идея развивалась в работах немецких филантропов, чешского педагога Я. А. Коменского и др.

Предпринимаются попытки и практической реализации идеи возрождения состязаний по образцу Олимпийских игр античной Греции: в 1516 г. в Германии показательные Олимпийские игры в Бадене организовал И. Аквилла, в 1604 г. в Бартоне-на-Хюсе подготовил и провел “Олимпийские игры” королевский прокурор Англии Р. Довер при поддержке короля Якова I. Эти соревнования организовывались с незначительными перерывами почти сто лет. Герцог Дессауский Л. Фридрих в 1772—1779 гг. устраивает в своем имении празднества по программе античных соревнований.


1850 г. проводятся Уэнлокские игры в одном из графств Англии, собиравшие до 5 тыс. зрителей. Для проведения этих соревнований была основана Национальная олимпийская ассоциация — по сути, первый в мире своеобразный национальный олимпийский комитет. В 1859 г. благодаря энергии майора греческой армии Э. Цаппаса на стадионе Афин были открыты Пангреческие игры, на которых присутствовало 20 тыс. зрителей. Эти игры устраивались регулярно до 1889 г. Попытки проведения соревнований наподобие олимпийских неоднократно предпринимались в Канаде (1844), Швеции (1834, 1836), Греции (1838) и других странах. Все перечисленные выше соревнования носили характер узконациональных народных праздников.

Толчком к возобновлению современных Олимпийских игр послужили археологические исследования мест проведения античных состязаний. Еще в XVIII в. идею раскопок высказал французский исследователь Монфокон, но она не была реализована. Первые раскопки были осуществлены французской военной экспедицией в 1829 г. Тогда были найдены десятки памятников и различных предметов, которые затем были вывезены в Париж… Наиболее крупные и результативные раскопки провел немецкий археолог профессор Э. Курциус. За 7 лет раскопок (1875 — 1881) найдено 130 памятников, 1300 изделий из бронзы, 6000 монет, многочисленные инструменты, треножники, гантели, диски, копья и др.

Резонансом раскопок во многих странах стали публикации об Олимпийских играх античности. В России в 1856 г. выходит в свет первая книга по истории физической культуры —“Очерк гимнастических игр у древних греков”, автором которой был П. Тиханович.

Известно, что бурное развитие капитализма во второй половине XIX в. поставило развитые страны в такие условия, что их национальная обособленность стала невозможной. Обмен в области культуры, международные промышленные и торговые выставки, ярмарки, всемирные конгрессы и т. п. сделались необходимым атрибутом межгосударственного общения, т. е. значительно возросла роль международных общественных организаций.

Становление и функционирование гимнастических систем в XIX в. имели своей целью, как правило, укрепление буржуазных государств, их национальной самобытности. Впоследствии, как известно, эти национально-буржуазные гимнастические системы невольно оказались поставленными на службу пангерманским и панславянским идеям.

В гимнастическом движении не было единого отношения к соревновательному методу физического воспитания и не сложилась система сопоставления результатов соревнований, что уже тормозило формирование системы международного спорта. Спорт как часть общественного явления также стремился выйти за рамки отдельных стран. В последнее десятилетие XIX в. и “джентльменский спорт” свою развлекательную направленность меняет на соревновательную деятельность. Для консолидации спортивных отношений, выработки единых для всех правил соревнований по всем видам спорта возникла необходимость в создании единой в мире организации. В этом отношении почти напрашивалась необходимость реализации олимпийской традиции, идея возрождения которой к тому времени была подготовлена самим ходом истории. Для претворения этой благородной идеи в жизнь необходимы были гений и настойчивость французского общественного деятеля, педагога барона Пьера де Кубертена (1863-1937).

Многие историки спорта придерживаются мнения, что идея возрождения олимпийского движения созрела у Кубертена под влиянием прочитанной им в детстве книги Т. Хьюза “Школьные дни Тома Брауна” (книга о школьном физическом воспитании в Англии, основанном на спортивно-игровой деятельности). Однако в ранних работах Кубертена речь идет не об олимпийском движении, а главным образом о неблагополучном состоянии физического воспитания в школах Франции.

Впервые вопрос об организации международных спортивных соревнований по образцу древних олимпиад Кубертен поставил в 1889 г. на международном атлетическом конгрессе, который состоялся в Париже во время международной выставки. Постепенно вся деятельность Кубертена приводит его к мысли, что лишь интернационализация спорта способна преодолеть замкнутость различных систем физического воспитания, национальные предрассудки в развитии тех или иных видов спорта, вывести спорт из тупика, в котором он оказался.

Свою концепцию олимпизма как понятия, содержащего в обобщенном виде определенные педагогические взгляды, Кубертен изложил в лекции, прочитанной им 25 ноября 1892 г. в Сорбонском университете по случаю пятилетней годовщины создания Французского легкоатлетического союза. Именно тогда он, будучи генеральным секретарем Союза, внес официальное предложение о возобновлении Олимпийских игр. “Давайте, — сказал он в заключение лекции, — пошлем за рубеж гребцов, фехтовальщиков, бегунов и тем самым положим начало свободному движению спортсменов, с помощью которого в кровообращение старой Европы вольется идея мира. Это позволяет мне, пользуясь вашей поддержкой, внести предложение о возобновлении Олимпийских игр, преобразованных в соответствии с требованием современности”.

 

Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих

 

Весной 1893 г. по предложению Кубертена создается организационный комитет для подготовки и созыва Учредительного конгресса. В письме, которое Кубертен рассылает в разные страны, он пишет: “Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые бы соответствовали запросам современного общества, сделает возможной встречу представителей всех народов мира каждые четыре года. Мы надеемся, что эти миролюбивые и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма”. В основном благодаря международному пацифистскому движению Кубертен установил связи с теми государствами, в которых спортивное движение получило довольно широкое развитие.

16 июня 1894 г. на I Учредительном конгрессе делегаты 10 стран: Франции, Великобритании, США, России, Швеции, Испании, Италии, Бельгии, Нидерландов и Греции — единогласно принимают главное постановление. В нем говорится: “Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни”. На этом конгрессе был создан МОК, его первым президентом был избран греческий поэт Д. Викелас, принята Олимпийская хартия, решено, что Игры I Олимпиады состоятся в 1896 г. в Афинах. Так через 1500 лет забвения Олимпийские игры вновь были возвращены человечеству.

Современное олимпийское движение очень много заимствовало от древнегреческих агон:

1. Сама идея возрождения современного олимпийского движения могла осуществиться благодаря существованию древнегреческих агон.

2. Взято название — Олимпийские игры.

3. Заимствована периодичность проведения Игр — через 4 года.

4. Предназначение современных Игр — служить миру, содействовать дружбе и взаимопониманию между народами, т.е. многие положения Олимпийской хартии созвучны той прогрессивной роли, которую выполняли древние игры.

5. Многие виды современных состязаний берут свое начало от древнегреческих агон: бег на 200 м, бег на средние дистанции, метание копья и диска, прыжок в длину с места, пятиборье, греко-римская борьба и др.

6. Заимствован ритуал — “олимпийский огонь и олимпийский факел”.

7. Олимпийская клятва судей и спортсменов пришли из практики игр древности.

8. Ряд терминов пришел к нам из древнегреческой физической культуры: олимпиада, стадион, диск, марафонский бег, гимнастика и др.

9. Некоторые правила соревнований заимствованы современным спортом у древнегреческих агон.

П. де Кубертен признавал, что в спорте “…можно вызвать как самые благородные, так и самые низменные страсти” и что он “в одинаковой мере может служить и укреплению мира, и подготовке к войне”. Кубертен ясно представлял себе ограниченность соревновательного спорта, а также возможность злоупотребления его влиянием. Поэтому в интересах международного развития спортивного движения он хотел увязать его со стремлением внушить миру гуманистические идеи всеобщего характера, преодолеть сословные, национальные и расовые ограничения, международные противоречия. Однако в общественных отношениях тогдашней эпохи главными, господствующими были как раз противоположные тенденции. С целью преодоления этого противоречия была предложена система самоизбрания состава МОК, благодаря которой Кубертен хотел международное олимпийское движение сделать независимым от международных конфликтов и противоречий. Однако существовать и развиваться любительское олимпийское движение могло только при помощи влиятельных лиц, обладающих относительно крупной собственностью и весом в обществе, способных организовать, а в отдельных случаях и финансировать олимпийское движение. Кубертену и его сторонникам удалось таким образом создать базис олимпийского движения из просвещенных аристократов, независимых в принятии хозяйственных и организационных решений в области международного спорта.

Кубертеновская концепция олимпизма, несмотря на ее противоречивость и явные черты идеализма, представляла собой такую систему идей, которая послужила приемлемой исходной идеологической основой для организации мирных спортивных соревнований и сближения народов, живущих в разных регионах Земли.

Представителем МОК для России был избран генерал-лейтенант, педагог Л. Д. Бутовский (1833 — 1917). Кубертен впоследствии неоднократно высоко оценивал его роль в пропаганде идей олимпизма. Чувствуя вокруг себя вакуум равнодушия, в 1900 г. Бутовский в знак протеста подал в отставку с поста члена МОК.

В своей деятельности олимпийское движение руководствуется положениями Олимпийской хартии. Разумеется, в нее постоянно вносятся изменения и уточнения, но целевые установки олимпийского движения, разработанные П.Кубертеном в 1894 г., остаются неизменными и в наше время. В последней редакции Олимпийской хартии записано: “Цель олимпийского движения — способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта, без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры”.

Олимпийская хартия содержит следующие разделы:

1. Основополагающие принципы. В разделе, в частности, записано: “Олимпийская хартия сводит в единый кодекс основополагающие принципы, правила и официальные разъяснения, принятые МОК. Она управляет организацией и функционированием олимпийского движения и устанавливает условия празднования Олимпийских игр”.

2. Олимпийское движение. В разделе излагается роль МОК в МОД, даются основные определения понятиям, терминам, ритуалам, разъясняются права на Олимпийские игры, символы, флаг, девиз и гимн.

3. Международный олимпийский комитет (МОК). В этом разделе, в частности, записано: “МОК является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, в форме ассоциации со статусом юридического лица, признанной указом Швейцарского федерального совета 17 сентября 1981 г., срок его деятельности не ограничен”. Раздел излагает вопросы членства в МОК, деятельности органов МОК: сессий, исполкома, президента.

4. Международные федерации (МСФ). Этот раздел посвящен рассмотрению вопросов взаимодействия МОК с МСФ в целях содействия олимпийскому движению.

5. Национальные олимпийские комитеты (НОК). Он излагает вопросы: роли НОК в олимпийском движении, формирования состава НОК, взаимодействия НОК с Национальными федерациями по отдельным видам спорта.

6. Олимпийские игры. Здесь дается разъяснение действиям по организации и руководству Играми, порядку участия в Играх, составлению программ Олимпийских игр.

7. Протокол. В заключительном разделе Олимпийской хартии сформулированы форма приглашения на Олимпийские игры, порядок аккредитации, порядок использования олимпийского флага и огня, церемонии открытия, закрытия, награждения, арбитраж на Олимпиаде.

 

Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих

 

В системе МСД МОД наиболее мощная, организованная и признанная, популярнейшая в мире форма спортивного движения. Его огромная роль и утвердившаяся жизненная необходимость существования доказаны 100-летней практикой успешной деятельности: НОК 200 государств планеты признаны МОК, в который входят 115 членов из различных стран мира (положение на январь 2001 г.). СССР вступил в олимпийское движение в 1951 г.

Летние Олимпийские игры

В Олимпийской хартии сказано: “…Вершиной олимпийского движения является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике — Олимпийских играх”. Современные Олимпийские игры отличаются от любых других состязаний тем, что они в равной мере являются спортивным, общественно-политическим, экономическим и культурным феноменом. Каждая Олимпиада вносила существенный вклад в развитие физической культуры и спорта, отражала актуальные проблемы МСД и их разрешение.

Игры I Олимпиады (1896 г., Афины, Греция)

В Играх участвовали 311 спортсменов из 13 стран (женщины участия не принимали), около двух третей составляли спортсмены Греции.

Организаторы Игр столкнулись с серьезными финансовыми трудностями, которые удалось преодолеть с помощью сбора средств во многих странах мира, существенную материальную помощь оказали также меценаты. Для состязаний был реконструирован стадион на 65 тыс. зрителей, на котором когда-то проводились Панафинейские игры древних греков. Стадион был построен по древнегреческому образцу: прямоугольной формы, без футбольного поля, с крутыми виражами.

В программу соревнований входило 9 видов спорта: греко-римская борьба, велосипедный спорт, гимнастика, легкая атлетика, плавание, стрельба, теннис, тяжелая атлетика и фехтование. Самым первым олимпийским чемпионом стал американский легкоатлет — студент Гарвардского университета Д. Конноли, показавший в тройном прыжке результат 13,71 м. Но героем Игр считается греческий марафонец С. Луис — победитель в этом виде соревнований, ставший впоследствии национальным героем Греции. На всех последующих олимпиадах, вплоть до 1936 г., он всегда шел во главе греческой делегации с флагом своей страны.

Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих

Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих

Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих

Вот некоторые результаты победителей: бег на 100 м — 12,0; 1500 м — 4.33,2; прыжок в высоту — 181 см; прыжок в длину — 6,35; толкание ядра — 11,22; метание диска — 29,15; плавание на 100 м — 1.22,2.

Спортсмены Греции завоевали 10 первых мест, 19 — вторых и 17 — третьих; США — 11, 7 и 1; Германии — 7, 5 и 2 соответственно.

Спортсмены России в Олимпиаде не участвовали. На Играх присутствовал член МОК для России генерал А. Д. Бутовский.

С 1896 г. берет свое начало традиция исполнения национального гимна и поднятия государственного флага в честь победителя. История гласит, что в последний день I Олимпиады после награждения победителей оливковыми ветвями П. Кубертен произнес ставшие впоследствии всемирно известными слова: “То, что удалось один раз, еще должно утвердить себя. Подтвердить право на существование. Впереди не праздники. Впереди — борьба”. Не раз судьба Олимпийских игр ставилась под вопрос и они были на грани срыва…

Источник: lektsia.com

 

Своим названием Олимпийские игры обязаны небольшому городку Олимпия, расположенному на полуострове Пелопоннес в южной части Греции. Олимпийские игры не имеют никакого отношения к Олимпу – горе, на которой обитали греческие боги: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Афродита, Аполлон и другие. Историки датируют начало первых Олимпийских игр 776 годом до новой эры.

 

Олимпия

Олимпия на карте Греции

Олимпия представляла собой типичный древнегреческий город, входивший в подданство Элиды. В городе имелись храмы, посвященные Зевсу, Гере и другим богам. Кроме культовых сооружений были места для гимнастических упражнений (гимнасий), а также стадион и ипподром. Первоначально в спортивных состязаниях принимали участие лишь граждане Олимпии и соседних городов.

 

Появление Олимпийских игр

Древняя Греция не была единой страной и представляла собой множество независимых и постоянно враждовавших между собой городов-государств. Как гласит легенда, во время очередной военной угрозы власти Элиды и Олимпии обратились к соседней Спарте взять их «под крышу», взамен обещая организацию красивого и регулярного спортивного праздника. Спарта взяла Олимпию под своё покровительство, одновременно предложив сделать этот город «нейтральной территорией». Олимпии не разрешалось иметь вооруженных сил, но и все соседи обязывались ее не трогать. Таким образом, грекам удалось договориться и создать постоянное место проведения всегреческих спортивных состязаний. А название городка стало для игр именем нарицательным.

Развалины храма богини Геры в Олимпии

Развалины храма богини Геры в древней Олимпии

 

Чем были Олимпиады для Греции

Олимпийские игры в Греции просуществовали больше 1000 лет. За это время сформировались основные правила и традиции. Во время Олимпиады проводились не только спортивные соревнования, но также состязания поэтов, ораторов, музыкантов. Велась бойкая торговля, заключались сделки. Словом, Олимпиада была массовым и зрелищным мероприятием. Для участия в ней греческие города выставляли своих сильнейших представителей. Победа в Олимпиаде была делом престижа, а сами победители Олимпиады становились уважаемыми людьми, которым на родине ставили памятники при жизни.

 

Правила проведения Олимпийских игр в Древней Греции

Не известны все детали и правила греческих Олимпиад, но главные из них историки установили. Вот они:

  • Сначала игры в Олимпии проводились раз в 5 лет, потом установили промежуток между играми 4 года.
  • Сам Олимпийский праздник состоял из многочисленных религиозных церемоний, предварявших спортивные состязания.
  • Право на участие в соревнованиях имели все рожденные в Греции мужчины, кроме рабов.
  • Женщины не допускались на стадион даже в качестве зрителей.
  • Игры посвящались предводителю всех греческих богов – Зевсу.
  • Изобрежения видов олимпийских соревнований в Древней Греции

  • В программу игр изначально входил только бег. Потом к бегу добавились соревновательные дисциплины из военного дела: борьба, кулачные бои, метание копья, диска и молота, прыжки в длину, гонки на колесницах и верхом.
  • Игры в Олимпии проходили всегда в одно и то же время — период между жатвой и сбором винограда, то есть примерно в конце августа.
  • Продолжительность игр была изначально 5 дней, потом выросла до месяца.
  • В период проведения игр никто не имел права ступать на землю Олимпии с оружием в руках.
  • Факел с Олимпийским огнем зажигался в храме богини Геры, (развалины которого можно увидеть в сегодняшней Олимпии) откуда атлеты доставляли его к месту соревнований на стадион.
  • Перед началом Игр все участники давали клятву, что они честно готовились, и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам.
  • Победителей игр называли «олимпионики». Им доставалась не только слава, но и почёт, и награды, и подарки от зрителей, освобождение от налогов, денежное вознаграждение от родного города. В их честь слагались хвалебные оды, им ставились памятники.
  • На голову «олимпионика» надевали оливковый венок. Медалей тогда не давали.

Римляне, после покорения окончательного покорения Греции (примерно в 190 г. до н.э.) не стали запрещать Олимпийские игры. Однако постепенно спортивные состязания в Олимпии потеряли свою значимость и привлекательность. Окончательно добил «олимпийцев» римский император Феодосий I. Этот деятель, огнём и мечом насаждавший христианство, счёл Олимпийские игры «пережитком язычества» и официально запретил их в 394 году новой эры. На долгие столетия мир забыл про Олимпийские игры.

 

 

Современные Олимпийские игры

Следует сказать, что идея проведения международных спортивных состязаний по типу олимпийских во второй половине XIX века «витала в воздухе». Более того, делались попытки возродить греческие игры в самой Греции, были попытки в скандинавских странах. Но настоящим мотором и реальным воплотителем идеи стал французский Пьер де Кубертен.

 

Пьер де Кубертен (1863-1937) — краткая биографическая справка

Барон Пьер де Кубертен

Барон, родился в обеспеченной семье. С детских лет любил ездить верхом, занимался фехтованием и греблей. Был всесторонне образованным человеком, пробовал себя в искусстве, политике и военном деле. Не найдя для себя ничего привлекательного в этих направлениях, решил посвятить себя просветительской реформе во Франции. В 1886-1887гг. он написал и опубликовал ряд статей по проблемам физического воспитания. Его интерес к этой теме был так силен, что он углубился в историю, найдя, что самая демократичная форма таковых была выработана именно древними греками.

 

Кубертен начал настойчиво реализовать идею организации всеобщих массовых и демократических международных спортивных состязаний. Он создал комитет по пропаганде физического воспитания во Франции в 1887 г. Далее стал налаживать контакты со спортивными организациями в других странах.

 

Создание МОК

В 1889 Пьер де Кубертен публично вышел с предложением об организации современных международных спортивных игр по образцу древних Олимпиад. В 1893 году создает комитет по подготовке учредительного конгресса, который состоялся 16 июня 1894 года в Сорбонском университете. Кроме французов и греков в нем участвовали англичане, американцы, шведы, испанцы, итальянцы, бельгийцы, венгры и русские. Делегаты единогласно присягнули на верность некоммерческим принципам будущих игр и 23 июня 1894 г. создали Международный Олимпийский Комитет – МОК.

 

Решение о проведение первой современной Олимпиады

Конгресс принял решение, начиная с 1896 года «в интересах поддержания и развития физического воспитания и содействия дружескому общению народов в этой области раз в четыре года проводить по образцу эллинских олимпиад большие игры, на которые будут приглашаться все цивилизованные народы». Первые современные Олимпийские игры состоялись с 6 по 15 апреля 1896 г. в Афинах.

 

Олимпийская Хартия

Тогда же делегаты приняли и «олимпийскую хартию» — единый кодекс принципов и правил организации и проведения Олимпийских игр. Почти без изменений, хартия действовала до 1991 года, когда была утверждена современная олимпийская новая хартия.

 

Олимпийская символика

Олимпийские кольца

Олимпийский символ был предложен самим Кубертеном и представляет собой пять переплетенных колец как символ единения пяти континентов — три в верхнем ряду (голубое, черное и красное), не сцепленных между собой. Два кольца нижнего ряда переплетены с кольцами верхнего ряда – желтое охватывает голубое и черное, а зеленое – черное и красное. (Забавно, что эти же цвета (кроме черного) использует Google в своей символике на главной странице поиска!)

 

Олимпийский девиз — CITIUS, ALTIUS, FORTIUS

так пишется олимпийский девиз на латыни. Переводится как «Быстрее, выше, сильнее» Надпись на древней латыни подчеркивала политическую нейтральность игр.

 

 

 

Источник: otvet-plus.ru

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва

по материалам книги

Энди МИА, Беатрис ГАРСИА

«Основы олимпизма»

Сходства и различия

Игры: античные и современные

Накануне Олимпийских игр в Сочи была основан Российский международный олимпийский университет, призванный готовить специалистов для российской и мировой индустрии спорта. В 2013 году издательством «Рид Медиа» для библиотеки университета было выпущено пособие «Основы олимпизма» британских авторов Энди Миа и Беатрис Гарсиа, в котором рассмотрен широкий круг вопросов о ценностях олимпийского движения.

Учителям физической культуры будет интересна глава, в которой авторы провели подробный сравнительный анализ древних и современных Олимпийских игр. Об этом можно рассказывать школьникам на интегрированных уроках физической культуры и истории.

Дошедшие до нас

Олимпийские игры были одними из четырех общеэллинских (панэллинских) Игр, которые проходили в Древней Греции. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Другие общеэллинские игры проводились в Дельфах, Истмии и Немейской долине. В ту эпоху Греция была не единой страной, а конгломератом совершенно независимых и конкурирующих городов-государств, которые часто вступали в конфликты друг с другом. В такой обстановке Игры были религиозным празднеством, посвященным богам, которым поклонялись жители всех регионов, и таким образом служили объединению Греции. Каждые панэллинские Игры были посвящены одному богу; в Олимпии – на родине Олимпийских игр это был Зевс. Относительно даты первых Олимпийских игр ведутся жаркие споры, и.ю хотя первые документально подтвержденные Игры относятся к 776 году до н.э., Мэллон (Mallon, 2006) полагает, что, возможно, к тому моменту Игры проводились уже несколько столетий.

Античные Игры проходили в сердце Пелопоннеса – в святилище Олимпии. Сегодня можно своими глазами увидеть раскопанные руины древнего олимпийского стадиона, храмы и гимнасии, открытые английским путешественником Ричардом Чендлером в 1766 году (Loland, 1994). Столетие спустя, в 1875 году, немецкий археолог Эрнст Курциус начал здесь археологические раскопки. В 1936 году древний олимпийский стадион, до сих пор не откопанный до конца, стал частью современной олимпийской программы, местом, где проводится церемония зажжения олимпийского факела и начинается эстафета олимпийского огня всех современных Олимпийских игр, летних и зимних, а с 2010 года – и юношеских. Сейчас стадион функционирует скорее как туристический объект, однако во время летних Олимпийских игр 2004 года в Афинах его использовали как спортивное сооружение: здесь проходили соревнования по толканию ядра. Таким образом, впервые со времен античности олимпийский стадион стал местом состязания спортсменов-олимпийцев.

Неподалеку от олимпийского стадиона расположилась Международная олимпийская академия – флагман олимпийского образования, основанная в 1961 году Олимпийским комитетом Греции по предложению Джона Кетсиса и Карла Дима. Деятельность академии частично финансируется программой «Олимпийская солидарность». Кроме того, здесь захоронено сердце Пьера де Кубертена, что символизирует значимость этого места для современного олимпийского движения. Ведь академия, по сути, родилась из концепции Кубертена, который считал образование необходимой составляющей развития спортсменов.

Сходства

Античные Игры отличались от современных рядом особенностей. Одни из них лежат на поверхности, другие на первый взгляд незаметны и мало изучены. Однако перед рассмотрением этих различий может возникнуть вопрос: а стоит ли вообще сравнивать эти два явления? В конце концов, возможно, и нет никакого смысла погружаться в сравнение двух мероприятий, которые так сильно разнесены во времени. За две с половиной тысячи лет мир изменился до неузнаваемости, и можно было бы утверждать, что древние и современные Игры не имеют ничего общего. Тем не менее, сходство всё же есть, и не только в том, что центром каждого мероприятия были спортивные состязания. На протяжении всей книги мы будем доказывать, что социальная, политическая и культурная ценность олимпизма сегодня базируется на этой связи с древностью, и вера в существование неких общих фундаментальных качеств, связанных с эллинскими Играми, их ценностями и традициями, очень значима для цивилизации. Эта идея четко сформулирована в Олимпийской хартии (IOC, 2010a) – конституционном документе олимпийского движения.

Различия

Сравнение современных Игр с древними логичнее всего начать со спорта. Если нынешние Игры объединяют 26 международных спортивных федераций, в среднем 36 видов спорта и 302 вида программы, то в античные времена Игры состояли лишь из двух состязаний – спринта (stadion) и забега на длинную дистанцию (так называемый dolichos), хотя эти соревнования слегка отличались от того, что мы привыкли видеть сегодня. В частности, иной была длина дистанции: спринт был чуть длиннее современной стометровки, а забег на длинную дистанцию – значительно короче нынешнего марафона. По мере развития древних Игр появлялись новые дисциплины, в том числе гонки на колесницах, скачки и пятиборье (метание диска и копья, бег, борьба и прыжки). В этих дисциплинах мы можем увидеть истоки современной легкой атлетики. Программа продолжала расти, вбирая в себя другие, более известные виды спорта, скажем, древние формы бокса. Знания об этих видах спорта мы черпаем по большей части из древних артефактов, например расписных гончарных изделий, на которых изображены спортсмены, выступающие в тех или иных видах спорта.

Следует отметить также различие в форме спортсменов: древние олимпийцы состязались обнаженными – обстоятельство, которое можно интерпретировать как попытку гарантировать полное равенство на игровом поле. Одни ученые утверждают, что благодаря наготе спортсмена утверждался статус Игр как воспевание возможностей человеческого тела, а другие считают, что такой внешний вид был необходим для того, чтобы убедиться, что все атлеты являются мужчинами (женщинам было строго запрещено участвовать в соревнованиях). С наготой связан и другой, очень актуальный сегодня вопрос: применяли ли древние спортсмены какие-либо незаконные способы для улучшения результатов своего выступления? Хотя в то время не было никаких правил, касающихся допинга, известны истории об инжире и грибах, дающих наркотических эффект, с помощью которых спортсмены в Древней Олимпии пытались улучшить свои достижения. Понятно, что тогда не было сложной антидопинговой системы для отслеживания таких случаев и пресечения подобной деятельности. Однако в античности уже существовали научные знания о теле человека и велась работа по применению этих знаний в области спорта. Например, спортсмены смазывали тело оливковым маслом, чтобы уменьшить обезвоживание организма под жарким солнцем Олимпии, что помогало не только удержать жидкость, но и отсрочить наступление усталости (Houlihan, 1999).

Кроме спорта, древние и современные Игры объединяют ритуалы и сама постановка зрелища. Можно подумать, что ключевое различие между ними заключается в том, что специфику сегодняшним Играм придают медиа – ведь 99,9% зрителей следят за развитием событий по телевизору или с помощью компьютера. Только церемонию открытия Олимпийских игр 2008 года в Пекине посмотрели во всем мире 1,4 млрд. человек, что превратило его в крупнейшее медиасобытие в истории. Однако и древние Игры имели свою собственную медиасистему, хотя, безусловно, новейшие технологии телевещания ушли далеко вперед от технологий Древней Олимпии. Миллер (Miller, 2006) пишет, что древние Игры начинались с конкурса глашатаев (keryx) и трубачей (salpinktes), в ходе которого выбирали информатора и трубача, т.е. формировалась своего рода система оповещения на время Игр. Нечто подобное есть и в современном мире: ведь перед каждыми Играми крупнейшие телекорпорации бьются за право трансляции олимпийских соревнований. Система оповещения древних Игр играла важную роль, в частности, из-за того значения, которое придавалось всеобщему поклонению общим богам во время олимпийского фестиваля. Повторяем, это не противоречит концепции основателей современных Игр и современной политике коммуникации, которую можно назвать формой общественного служения. С самого начала современные Игры стремились к служению обществу, и этот принцип был частично сохранен, несмотря на сегодняшнюю гиперкоммерциализированную систему распределения прав на освещение Игр. Шерер и Уитсон (Scherer and Whitson, 2009) отмечают, что главный принцип, соблюдаемый неукоснительно при распределении прав на трансляцию, – это способность медиакорпораций обратиться к максимально возможному числу людей.

Еще одна достойная сравнения область – это ритуалы, связанные с Играми. Если в древние времена ритуалы были частью религиозных церемоний, то на современных Играх, по нашему мнению, религию заменили государственность и патриотизм, ставшие ключевыми объединяющими факторами ритуала. Будь то церемония открытия или награждения, в центре современного официального олимпийского протокола – национальные флаги и гимны, так что действо зачастую напоминает военные церемониалы, в частности из-за сильных патриотических ноток. И древние, и современные ритуалы роднит попытка сблизить спортсменов и общества тех стран, за которые они выступают, что позволяет не ограничиваться голой зрелищностью. Можно сказать, и древние, и современные Игры стремятся к созданию чувства благоговения и в то же время к отождествлению спортсменов и их достижений, побуждая их воплощать качества древнегреческих богов (демонстрация степени совершенства, которой может достичь каждое человеческое существо) или, как это происходит сегодня, представляя их в виде национальных героев и образцов для подражания.

Однако различия между древними и современными Играми, возможно, даже более значимы, чем сходство между ними. Самое важное различие заключается в том, что современные Олимпийские игры – международное мероприятие, в котором принимают участие более 200 стран. Кроме того, Игры родились из стремления к улучшению социальной и политической обстановки в мире, тогда как древние Игры были рассчитаны только на Грецию. Более того, нынешние Олимпийские игры сопровождаются Паралимпийскими, которые проводятся через две недели после окончания первых. Эта связь стала определяющей для последних 50 лет олимпийской истории. В античные времена и речи не могло быть о соревнованиях спортсменов с ограниченными возможностями. Еще одно принципиальное различие между двумя Олимпиадами состоит в том, что в программу современных Игр входят состязания женщин и смешанные соревнования. Хотя поначалу женщинам не разрешалось участвовать в возрожденных Играх, ситуация вскоре поменялась, и сегодня число спортсменок практически равняется числу спортсменов как на Олимпийских, так и на Паралимпийских играх. Все эти различия демонстрируют, как далеко современные Игры ушли вперед за относительно короткий промежуток времени: из соревнований, вдохновленных идеализацией античных ритуалов, с пятью странами-участницами и девятью видами спорта они превратились во всемирную инфраструктуру, объединяющую интересы 206 международных спортивных федераций и имеющую в своем распоряжении многомиллиардные инвестиции.

Кроме того, коммерциализация Игр привела к значительному изменению социальной роли спортсменов. На античных Играх спортсмены, как правило, были выходцами из богатых семей, знати и военной элиты. Существуют разногласия по поводу того, могут ли эти спортсмены считаться любителями, если учесть, что, по мнению некоторых исследователей, они боролись за призы и в случае победы становились обладателями внушительного богатства (Penn Museum, 2011). Однако их определенно нельзя было назвать и профессионалами, поскольку они не посвящали спорту всю свою жизнь. На современных Олимпийских играх любительский статус спортсмена поначалу играл огромную роль и являлся определяющей характеристикой олимпийца, принося известность людям, для которых спорт был лишь увлечением. Эти требования постепенно сошли на нет в начале 1980-х годов, и это изменение оказало огромное влияние на самих спортсменов и отношение к ним. Олимпийцы стали профессионалами, и это как нельзя лучше соответствует характеру коммерческого зрелища, которое транслируются сегодняшними СМИ. Отличительной чертой современного олимпийца можно считать и статус знаменитости, поэтому сегодня огромное внимание уделяется культивированию у хорошего спортсмена имиджа публичного человека. Это вовсе не означает, однако, что в античные времена знаменитостей не было. Достижения всех победителей Игр тщательно фиксировались и вдохновляли поэтов, поэтому имена лучших остались в памяти будущих поколений. Одна из самых знаменитых историй – история Фидиппида, афинского воина, пробежавшего дистанцию, которая сегодня называется марафонской, чтобы объявить о победе греков над персами в битве при Марафоне. В древние времена Фидиппида прославляли во многих песнях и стихах, которые вдохновили английского поэта Роберта Браунинга написать о нем в 1879 году хорошо известное стихотворение. Есть некоторые сомнения по поводу того, является ли эта история фактом или мифом, но ее живучесть вдохновила основателя современных Игр включить в них марафонский забег, который стал ярким компонентом олимпийской спортивной программы. Однако знаменитости античного мира не были связаны с товарами, брендами или культурой потребления, что мы видим сегодня.

Остальные различия между античными и современными Играми касаются элементов программы: некоторые из них могут показаться существенными сегодня, тогда как в древности им не придавали значения. Например, победителям античных Олимпийских игр не вручали медалей; чествовали только обладателя первого места – второе и третье не считались призовыми. Победителей награждали пальмовой ветвью и венком из листьев оливы, которые символизировали победу. Кроме того, в античные времена не замеряли результаты соревнований. Как пишет А. Гуттман (Guttmann, 1978), стремление записывать достижения спортсменов – исключительно современное увлечение. Гуттман полагает, что спортивные ценности были иными, потому что главным в античные времена был ритуал сам по себе. Любовь же наших современников к фиксации результатов объясняется выходом спорта на международный уровень, что и привело к необходимости сравнения достижений спортсменов из разных стран, созданию иерархии и системы отбора на международные соревнования.

Что касается продолжительности Игр и места проведения, разница и так понятна. Античные Игры всегда проходили в одном и том же месте и в одно и то же время, тогда как современные переезжают из одного города в другой. Кроме того, античные Игры длились от одного до пяти дней, а современный олимпийский фестиваль – шестнадцать дней и представляет собой кульминацию местных, национальных и международных спортивных соревнований и квалификационных турниров, проходящих в течение четырех лет, в результате которых спортсмен оказывается на Играх в составе делегации своей страны. Кроме того, античные Олимпийские игры включали не только спортивные состязания, но и ряд творческих конкурсов. На спортивные состязания отводился только один день из пяти, а остальные четыре посвящались религиозным церемониям (Mallon, 2006). Хотя творческие конкурсы имели место и на современных Играх (с 1912 по 1948 год), сейчас они не являются обязательной составляющей олимпийской программы. Такие конкурсы проводятся все реже, а основная культурная программа Олимпийских игр приняла форму фестиваля, который не подстраивается под спортивную программу и на котором нет места конкуренции.

Многие особенности современных Игр берут свое начало в концепции их основателя – французского аристократа и просветителя барона Пьера де Кубертена (1863–1937). Концепция Кубертена и сегодня остается важной частью всего комплекса олимпийских ценностей.

Один из наиболее важных аспектов нашего представления об античных и современных Играх заключается в том, что мы считаем их не просто спортивным мероприятием. Хотя в наши дни в олимпийском сообществе доминируют индустрия и инфраструктура спорта высших достижений, спортивные соревнования – это лишь часть программы Олимпийских игр. Как и в случае с античными временами, нынешние Олимпийские игры надо считать скорее культурным фестивалем, нежели спортивным событием. Для тех, кто заинтересован в продвижении широких идей олимпизма, задача Игр состоит в том, чтобы гарантировать, что потребности спорта высших достижений не ослабят устремлений, связанных с олимпийскими ценностями.

Источник: infourok.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.