Храм юноны




Какой была денежная ситуация в Риме? Как были связаны государство, религия, божества и жестокие развлечения в Колизее? Откуда появилось слово «монета»? Читайте в этой статье!

Древние руины века империй лежат разбросанные по центру современного Рима, как отбеленные кости китов, выброшенные волной на скалистый берег и обглоданные птицами и грызунами, которые сделали себе гнезда и норы среди обломков. Колизей — самый большой среди этих руин — символический центр римской цивилизации на пике развития ее архитектуры и самой низкой морали. Римские инженеры превратили пол этой арены в огромный бассейн, в котором устраивались театрализованные морские битвы, заканчивающиеся настоящей смертью и кровью. В огромной системе подземных переходов и пещер содержались животные и гладиаторы, которые сражались на арене, а в ней находились люки, через которые их внезапно выбрасывали на арену под одобрительный рев толпы.


По велению императоров ввозились львы, тигры, слоны, носороги, страусы, крокодилы, медведи и другие экзотические животные, которых заставляли драться между собой и против людей. Карлики сражались с медведями, африканские пигмзи противостояли бледнолицым кельтским гигантам. Гладиаторы преследовали по арене христиан, убивая беззащитных или оставляя на растерзание голодным животным.

Колизей

Строительство Колизея, который официально назывался Римский амфитеатр Флавиев, началось в 69 г. н. э., в период царствования Веспасиана, и закончилось десятью годами позже во время правления Титуса, который открыл Колизей стодневным циклом пышных религиозных зрелищ, гладиаторских игр и спектаклей. Обычное название, под которым это творение было известно даже во времена Римской империи, возможно, произошло от слова, что связано с огромной статуей императора Нерона поблизости от арены.

Колизей вмещал от 45 до 50 тысяч зрителей, и чтобы защитить их от знойного летнего солнца, рабочие растягивали наверху огромные полотна парусины. В течение пятисот лет Колизей претерпел семь значительных переделок, но с падением Рима он стал добычей для последующих поколений, нуждавшихся в строительном камне. На сегодня от первоначального строения осталась только одна треть.

Несмотря на кровавые истории, связанные с Колизеем, и его символическое значение для христианства как места, где огромное количество святых и мучеников приняли свою жуткую смерть, Колизей был, скорее, симптомом, нежели причиной падения Рима.


кровопролитиями лежит другая история — экономики, видимо, сошедшей с ума, когда ужасные развлечения Колизея и преследование христиан выглядят почти нормой. Чтобы понять экономическое сердцебиение и историю денег в Риме, равно как решающую причину падения империи, нужно помимо Колизея заглянуть на Капитолийский холм, обиталище верховного бога Юпитера, официального божества колизейных игр.

Юнона Монета

Будучи самым маленьким из семи холмов Рима, Капитолийский холм всегда считался самым важным, поскольку на нем располагались и великая цитадель Рима и Капитолий, главный храм империи. Храм служил домом для короля богов Юпитера Оптимуса Максимуса, который занимал центр храма. Боковые палаты занимали Минерва, богиня мудрости, и Юнона, супруга Юпитера и мать Марса. Все вместе Юпитер, Юнона и Минерва являли собой римскую троицу, известную как Капитолийская триада, но все они выступали в разных ролях под разными именами.

Деньги занимали священное место в каждом храме, но особенно в храме, посвященном Юноне Регине, верховной римской богине, которая правила как королева небес и занимала такое же положение, как богиня Гера, жена Зевса, в греческой мифологии. Юнона почиталась как покровительница женщин, она была хранительницей брачных союзов и помощницей при родах. Как Юнона Пронуба она покровительствовала брачным переговорам, как ЮнонаЛючина она защищала беременных женщин, как Юнона Соспита она следила за трудом и деторождением.


В продолжение своей роли покровительницы женщин и хранительницы семьи Юнона стала патронессой римского государства. Согласно римским историкам, в IV в. до и. э. раздраженный крик святых гусей вокруг храма Юноны на Капитолийском холме предупредил людей о надвигающемся ночном нападении кельтов, которые тайно взбирались по стенам цитадели. После этого события богиня получила еще одно имя — Юнона Монета, от латинского «предупреждать».

Как патронесса государства Юнона Монета руководила многими деяниями государства, включая выпуск денег. В 269 г. до н. э. римляне выпустили новую серебряную монету, денарий, которая производилась в храме Юноны Монеты. На монете была изображена богиня с надписью ее имени — Монета. От ее первого имени — Юнона — произошло название месяца — июнь, который считался наиболее благоприятным для заключения брака. От Монеты произошли современные английские слова «монетный двор» и money (деньги).

Родственные слова в других европейских языках также происходят от слова монета, включая испанское. Таким образом, с очень ранних классических времен деньги имели тесную связь с божественным и женщиной. И сейчас в европейских языках мы наблюдаем в словах, связанных с деньгами, преобладание женского рода.


Из-за частой переплавки и чеканки монет монетные дворы в храме Юноны Монета почти постоянно были загружены работой независимо от того, увеличивалась или нет поставка золота и серебра. Похоже, монеты текли из монетных дворов сплошным потоком, и от латинского слова, означающего «бежать» или «протекать», образовалось современное слово «валюта», а также другие родственные слова, такие, как «поток». Монеты мощным потоком, как большая река, растекались с Капитолийского холма по всей империи.

Сегодня место храма Юноны Монеты, источника великого потока римской валюты, заняла старинная, но некрасивая кирпичная церковь Сайта Мария в Арачели. Несколько веков назад церковные архитекторы перестроили развалины древнего храма в новое здание; однако с появлением по всему городу более современных и впечатляющих построек вид древнего монетного двора теперь привлекает мало внимания.

Источник: www.ThingsHistory.com

Юнона и Юпитер. Женой Юпитера у римлян считалась богиня Юнона, которую римляне уподобляли греческой Гере. Подобно Юпитеру, она владела молнией и была повелительницей Вселенной; в этом качестве ее называли Юнона Регина («Царица»). Небесную супругу Юпитера чтили вместе с ним в его храме на Капитолии, поэтому она называлась и Юнона Капитолийская. Жена фламина Юпитера была жрицей Юноны, и при обращениях к богам имена небесных супругов назывались рядом.


Предупреждения об опасности. Юнона заботилась о благополучии и величии римского государства, помогала собирать войско в поход (в этом случае она называлась Юнона Популония), предупреждала об угрожающих Риму опасностях. Рассказывали, что однажды она предупредила римлян о грозящем им стихийном бедствии — землетрясении. Эту Юнону, предупреждающую об опасности и дающую добрые советы, называли Юнона Монета («Советчица»). Во дворе ее храма римляне чеканили деньги, поэтому впоследствии слово «монета» стало употребляться как их название.

Покровительница девушек и женщин. Но у Юноны были не только обязанности, связанные с заботой о Риме и его величии — ведь она была еще и женщина, и жена верховного бога. Поэтому ее заботой было все, что относилось к женщинам и семейной жизни. Она называлась и Юнона Виргиниенсис («Девственная») и была покровительницей девушек, готовящихся вступить в брак; как Юнона Пронуба («Брачующая») она покровительствовала брачным обрядам, а как Юнона Домидука («Вводящая в дом») вводила новобрачную в дом мужа и помогала ей благополучно переступить его порог — если бы она споткнулась о него, это считалось бы дурной приметой. Затем Юнона Луцина («Светлая») помогала рождению ребенка, выводила его на свет, а Юнона Румина («Кормилица») помогала кормить его материнским молоком.


Покровительницей всех матрон (замужних женщин) была Юнона Матрона. В ее честь первого марта справлялся праздник Матроналии. В этот день рано утром римские женщины в красивых белых одеждах и с гирляндами цветов в руках шли в храм Юноны Матроны и приносили ей эти цветы в жертву, моля богиню о даровании счастливой семейной жизни. В этот день в Риме мужья дарили своим женам подарки. [Так что римские Матроналии немного похожи на наш праздник Восьмого марта.]

Календы и месяц Юноны. Как Юпитеру была посвящена середина каждого месяца, так Юноне принадлежали его первые дни. Начало месяца у римлян называлось календы, поэтому Юнону называли Юнона Календария (от этого же слова происходит наше слово «календарь»). Кроме того, ей был посвящен целый месяц, который до сих пор носит ее имя — июнь, месяц Юноны.

Богиня Минерва — покровительница ремесел. Кроме Юпитера и Юноны, в храме на Капитолии чтили еще одно божество — Минерву. Все вместе они образовывали Капитолийскую триаду (троицу). Юпитер покровительствовал Римскому государству, Юнона — семье, а главной обязанностью Минервы была забота о городских ремесленниках и ремеслах. Все мастера, будь то оружейники или ткачи, кораблестроители или гончары, издавна считали богиню своей покровительницей.


когда в Риме стали развиваться науки, искусства, литература, под покровительство Минервы попали и люди художественного и умственного труда — поэты, ученые, скульпторы, живописцы, учителя. Не случайно символом мудрости стала птица этой богини — сова. До сих пор мы иногда говорим: «Сова Минервы вылетает в сумерках», желая сказать, что лучшие мысли приходят или вечером, когда ничто от них не отвлекает, или в «сумерки жизни», то есть в старости, когда человек приобретает мудрость и жизненный опыт.

Целительница и победительница. Минерва также считалась покровительницей врачей. Она помогала им исцелять болезни и называлась в этом случае Минерва Медика. Все это делало Минерву очень похожей на греческую Афину, и постепенно римляне стали считать, что это одна и та же богиня. Как и Афину, ее часто изображали в полном вооружении, в панцире и шлеме, а со временем стали считать богиней, приносящей победу, и именовать Минерва Виктрикс («Победоносная»).

Праздник Минервы. Богине Минерве был посвящен праздник Квинкватрии, который справлялся пять дней, начиная с девятнадцатого марта. Первый день этого праздника был днем мастеров, потому что люди, занимавшиеся разными ремеслами, молили богиню о помощи в их деле — ведь, как писал римский поэт Овидий, «тем, кто умолит ее, мудрость Паллада пошлет». Овидий перечисляет многих ремесленников, которые должны молиться этой богине, и среди них называет учителей:


 Также и учителя, хоть ваш доход ненадежен,   Помните: учеников вам она новых дает.  

Для учителей этот день был радостным вдвойне: ученики в праздник не посещали занятий, как это бывает и сейчас, но зато вручали своим наставникам плату за обучение, которую называли по имени этой богини — минервал.

Первый день праздника, когда праздновалось рождение богини, был исключительно мирным. В это время нельзя было вести военные действия, так как богине была неугодна кровь, и в жертву приносили не животных, а молоко, лепешки и мед; да и все развлечения этого дня носили мирный характер — это были выступления поэтов и актеров. Но уже на второй день характер праздника менялся — в честь богини устраивалось излюбленное римское зрелище, гладиаторские бои. Как писал Овидий, «со второго дня кровава бывает арена: в радость богине войны там обнажают мечи».

Еще раз Минерву славили тринадцатого июня, когда справляли Малые квинкватрии. Римляне считали, что это тот самый день, когда Минерва изготовила первую флейту. Поэтому весь этот день в Риме звучали звуки флейты, а главными участниками праздника были флейтисты.

 

Источник: licey.net

Легенда о Юноне


 

Храм юноныСогласно легенде Зевс и Гера (Юпитер и Юнона – в римской мифологии) были детьми грозного Кроноса (Сатурна). Зевс, после победы над отцом, стал главным богом Олимпа. Любвеобильный Юпитер, пользуясь искусством перевоплощения и превратившись в кукушку, добился взаимности у собственной сестры (фото – кликните!), после чего они заключили брак и стали править Олимпом и Землей. В руках Юноны оказалась огромная власть. Культ Юноны совмещал в себе уважение и страх, упование и неповиновение, мягкость и коварство. В любом случае Богиня противопоставлялась грубой мужской силе и являлась средством борьбы слабого пола в эпоху патриархата. Она стала олицетворением женского начала, что неизбежно связано с продолжением рода и замужеством.

Юнону часто изображают со скипетром в руке. Ее спутник – кукушка (или павлин), голову богини украшает диадема в виде полумесяца (ведь она была покровителем Луны и управляла ею), а статуи богини являют нам гордую, строгую и величавую женщину в роскошной одежде, полную чувства собственого божественного достоинства. Ее именем назван месяц июнь, а культ богини в Риме выразился в воздвижении и постоянном совершенствовании многочисленных храмов. Один из них – храм Юноны на Капитолийском холме.

 

Храм Юноны Монеты в Риме


Храм юноныНа фото слева (кликните) показано точное место Храма, с которым связаны важные римские легенды. Одна из них гласит, что в результате десятилетней войны между бывшими союзниками римлянами и этрусками (406 – 396 до н. э.), после затяжной осады был взят важный город этруской конфедерации – Вейо. Римляне привезли в качестве военного трофея деревянную статую этруской богини, которая явилась передовому отряду солдат Фурия Камилла и показала им знак, расцененный как благословление. В честь этого римляне воздвигли богине величественный храм на Капитолии. На месте храма сейчас находится церковь Святой Марии – Жертвенник небесный.

В храме Юноны римляне совершали жертвоприношения, причем жертвенными животными были по традиции домашние гуси. В 390 году до н. э. галлы Бренна под покровом ночи окружили Капитолийскую крепость, собаки их не почуяли, однако встревоженные гуси разбудили начальника крепости Марка Манлия, который сумел организоваться и дать отпор галлам. Гуси спасли Рим. Вполне возможно, что в осажденном городе к моменту штурма собак практически не было: голодные жители съели все, что могло двигаться, кроме священных гусей. Считалось, что богиня таким образом оповестила римлян и оберегла от беды, с чем связана история названия металлических денег.

Храм юноныПолезно: Капитолийские музей, храм Юноны и храм Юпитера в одной экскурсии

 

Юнона и первые римские монеты

Храм юноныВ храме Юноны (или рядом с ним) в 269 г. до н. э. был учрежден первый Монетный двор Рима. Богиню называли Монетой (от лат. moneta – предостерегающая). По смежности эпитетом стали называть также металлические асы – одну из первых валют Древнего Рима.

 

 

Другие названия богини

 

Iunio Moneta – та, которая предупреждает, предостерегает

Iunio Veridica – говорящая правду

Iunio Sospita – спасительница

Iunio Pronuba – покровительница брака

Iunio Lucina – богиня Света, покровительница родов

Iuno Matrona – покровительница замужних женщин

Iuno Augusta – владычица Мира

Iuno Covella – богиня календаря

Iuno Celestis – богиня Небес

Iuno Fidelis – богиня супружеской верности

Iuno Populonia – способствующая зачатию

 

Другие храмы Юноны в Древнем Риме

 

Храм юноныЦерковь San Nicola in Carcere в Риме (кликните). Остатки храма Юноны и Сперанцы (богини надежды) в виде колонн включены в стены базилики.

 

 

 

 

Храм юноныХрам Юноны Спасительницы в г. Ланувио.

 

 

 

 

Кроме того, в Портике Октавии был еще один храм Юноны. Другой располагался на Марсовом поле, третий в зоне Ларго Арджентина и еще один – на Авентинском холме.

 

Источник: www.rivitalia.com

    Согласно новым исследованиям, верхний комплекс был выстроен по единому плану. Основанием его служили три широкие террасы. Четвертая содержала помещения с фонтанами для омовения по краям террасы и два пологих крытых пандуса, сходящихся к центру и ведущих к ступеням лестницы. Объединявшая пандусы верхняя площадка отмечала начало главной композиционной оси, которая далее была прочерчена прямыми маршами крутых лестниц двух следующих террас. Концы пятой террасы оформлены полукруглыми в плане экседрами, перекрытыми цилиндрическими сводами, спирающимися с внешней стороны на колоннады. Так впервые в римском зодчестве появился изогнутый в плане свод. Облегчавшие бетонную массу свода углубления кессонов были отлиты одновременно с ним. Между экседрами и лестницей находились помещения, видимо, торгового назначения, выходящие на фасад дорическими портиками. Фон шестой террасы образуют аркады с коринфскими полуколоннами, которые чередовались с глухими простенками. Ордерная аркада, только что возникшая в Табуларии, была применена и здесь, но еще очень робко: перебиваемые простенками аркады не раскрывались во всей своей выразительности. Седьмая терраса вместила большую площадь, ограниченную с трех сторон двухъярусными коринфскими портиками. Лестница в центре площади приводила к полукружию театральных мест, завершенному двухъярусной коринфской колоннадой. Все сооружение увенчивалось небольшим круглым храмом, замкнувшим главную ось композиции. В целом обращенный к морю комплекс святилища Фортуны последовательно развивался по вертикали от массивных стен и тяжелых арок нижних террас к ордерным аркадам средних, подготовлявших переход к прозрачной верхней колоннаде и венчающей ротонде. Впечатление постепенно нарастающего движения создавалось также наклоном пандусов внизу, медленно восходящих к центру и сменявшихся лестницами, круто устремляющимися ввысь. Подобной динамической композиции столь сложного комплекса, пронизанной единой организующей осью, не знала архитектура эллинизма.

Источник: archisto.info

Божественные образы

Изображается богиня, как правило, со скипетром в руке. Также ее неотъемлемым спутником является павлин (либо кукушка). При этом Юнона может иметь несколько ипостасей, каждая из которых обладает собственной функцией: Юнона-Популония (защитница), Юнона-Монета (советчица), Юнона-Виргиниенсис (девственная), Юнона-Пронуба (брачующая), Юнона-Румина (кормилица), Юнона-Луцина (светлая), Юнона-Домидука (вводящая в дом) и др.

Родственные связи

Юнона была младшей дочерью верховного божества Сатурна (в греческой мифологии – Крон, Кронус) и его жены Реи (в некоторых источниках отождествляется с Опой), одновременно являвшейся его сестрой. Также она приходилась сестрой Юпитеру (древнегреческому Зевсу), Нептуну (Посейдону – богу морей и землетрясений), Плутону (Плутосу – богу богатства), Весте (Гестии – богине домашнего очага) и Церере (Деметре – богине плодородия). Юпитер впоследствии становится мужем Юноны. У верховной богини было трое детей: Марс (Арес – бог войны в греческой мифологии), Вулкан (Гефест – бог огня, а также кузнечного ремесла) и Ювента (Геба – богиня юности).

История Юноны

Согласно мифологии, Сатурн получил предсказание от своей матери, что однажды он будет свергнут собственным сыном, рожденным от Реи. Опасаясь такого исхода, он проглатывал всех своих детей. Однако последнего, Юпитера, Рее удалось спасти. В итоге пророчеству суждено было сбыться: Сатурн был побежден Юпитером, а дети, ранее им проглоченные (в том числе и Юнона), исторгнуты наружу. После этого Юпитер становится верховным божеством Олимпа и мужем своей сестры Юноны. При этом, чтобы добиться благосклонности сестры, Юпитер, являющийся мастером перевоплощения, принимает образ кукушки. Несмотря на такое романтическое начало, брак двух верховных богов Олимпа нельзя было назвать спокойным. Любвеобильный Юпитер часто менял возлюбленных (среди которых, например, были Ио, Каллисто и др.), чем приводил в ярость ревнивую Юнону, навлекая ее гнев как на себя, так и на своих избранниц.

Небесное покровительство

Богиня Юнона являлась покровительницей небесного света, в том числе лунного. Согласно же древней мифологии, лунный свет имел непосредственное воздействие на женскую сущность. Соответственно, считалось, что Юнона оказывает большое влияние на физиологию женщин (при менструациях, беременности и др.), а также их жизнедеятельность (при заключении брака). Кроме того, богиня Юнона являлась символом плодородия и страсти.

Поклонение богине

Культ богини имел широкое распространение по всей территории Италии. Так, например, в древнеиталийской культуре имел место обряд поклонения новой луне. Храм богини Юноны располагался на вершине Капитолия (одного из семи холмов в основании Рима). Там же осуществлялось поклонение таким богам, как Юпитер и Минерва (в древнегреческой мифологии – Афина, богиня мудрости). Основан храм был в июне-месяце, который также был посвящен Юноне. При храме впоследствии был организован монетный двор, при этом символ богини сохранился, также он нашел свое отражение в названии монет.

На Эсквилине был расположен еще один храм, прославлявший Юнону. В первый день марта в храме проходили празднества Матроналии. Основой их, согласно преданию, послужило предотвращенное женщинами-сабинянками кровопролитное побоище. В этот день женщины пользовались особым почтением со стороны мужчин, одаривались подарками, а рабыни временно освобождались от своих обязанностей. В современном обществе нередко проводятся аналогии древнеримских Матроналий с Международным женским днем, отмечаемым 8 марта.

Источник: fb.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.