Храм конкордии


Храм конкордии

Храм возможно построен Марком Фурием Камиллом и был посвящён Конкордии, древнеримской богине согласия, как символ окончания разногласий между патрициями и плебеями в 367 году до н. э.

На сегодняшний день от храма сохранилась лишь возвышенная платформа, которая также частично погребена под лестницей, ведущей к Капитолию.

Храм конкордии

Храм весты

развалины античного храма, посвящённого Весте, римской богине домашнего очага. Располагается в Риме неподалёку от храма Цезаря на римском форуме, в южной части Священной дороги.

Храм вместе с Домом весталок составлял единый комплекс (функционально соединённый с Регией, резиденцией Великого понтифика.

В храме постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки. Вшестером они обязаны были постоянно поддерживать огонь и проводить ритуалы, посвящённые Весте.


Храм представлял собой круглое строение в форме толоса[, окружённое двадцатью коринфскими колоннами. Внутри святилища всегда горел огонь, дым от которого выходил через специальное отверстие в крыше.

Внутри храма находился тайник, где хранились символы империи, которые, по легенде, Эней привёз с собой из Трои, в том числе Палладиум, античное изображение Минервы.

В 394 году по приказу императора Феодосия храм был закрыт и пришёл в упадок.Храм конкордии

Дом весталок

Дом весталок находится рядом с храмом Весты в Римском форуме. От дома сохранился прямоугольный атриум, который раньше обрамляли двухэтажные портики на колоннах. В портиках стояли статуи верховных жриц Весты, некоторые из них дошли до наших дней.

При новейших раскопках найдены остатки храма Весты, вместе с жилищем весталок. Этот дом находится у подножия Палатина, близ Форума. Ничто не отличает его от обыкновенного римского дома. Прежде дом предназначался для великого понтифика — общественный дом. Август, после того как сам стал великим понтификом в 12 году до н. э., подарил этот дом весталкам

Дом, построенный полностью из кирпича, состоит из прямоугольного атриума в 68 метров длины и 28 метров ширины, окружённого портиком в 44 колонны. Из атриума был ход в различные помещения, расположенные в два этажа.


авным из них был ТАБЛИНУМ — большой и роскошный приёмный зал. По бокам его шли шесть комнат, предназначенных, видимо, для шести весталок. Посреди атриума видны следы какого-то маленького восьмиугольного здания, тщательно уничтоженного и сравнённого с землёй; возможно, что его разрушили сами весталки перед тем, как их община была уничтожена при императоре Феодосии, и что это именно и было потайное святилище, в котором хранились священные предметы.

В портике стояли статуи великих весталок, поставленные различными лицами, облагодетельствованными ими; таких статуй было найдено 12, из них только у трёх уцелела голова. Наиболее хорошо сохранившиеся статуи находятся в музее терм, остальные находятся на месте. Раскопки также показали, что дом весталок неоднократно перестраивался во времена Римской империи.

Храм конкордии

РЕГИЯ

Ре́гия  — строение в Древнем Риме, располагавшееся на римском форуме. Согласно античным источникам, она была резиденцией царей Рима или, по крайней мере, их присутственным местом, а позднее — местопребыванием верховного понтифика, первосвященника римской религии. Здание находилось на Священной дороге, у подножия Палатинского холма, напротив храма Весты и Дома весталок, рядом с храмом Цезаря. Сохранился лишь фундамент регии республиканского/имперского периода. Как и другие древние постройки форума, она несколько раз разрушалась и отстраивалась заново. При раскопках обнаружены остатки нескольких строений, стоявших на этом месте. Наиболее древнее, относящееся к VII—VI векам до н. э., походило на богатый дом в этрусском стиле[1].


В соответствии с древним преданием, она была построена как царский дворец вторым царем Рима, Нумой Помпилием. Действительно, латинское слово regia может быть переведено как «царский дом». Это создало центр политической и религиозной жизни в городе и царстве. Когда Юлий Цезарь стал Верховным понтификом, он исполнял свои обязанности из регии.

Помимо архивов понтификов там хранились формулы всех видов молитв, клятв, жертвоприношений и т. д., государственный календарь священных дней, Анналы— записи ежегодных событий для общественных справок — и законы, связанные с браками, смертью и завещаниями.

Регия была местом собрания коллегии понтификов Храм конкордии

Оставшиеся руины на форуме, скорее всего, не от первоначального строения. Уничтоженная землетрясением, пожаром или при разграблении города, истинная регия могла быть отстроена в другом месте.

Отстроенное здание имело необычный закрытый внутренний двор, вымощенный туфом с деревянным портиком. Внутреннее помещение было разделено на 3 комнаты со входом из внутреннего двора в среднюю комнату.


Западная квадратная комната предназначалась, судя по сохранившейся надписи на южной стене, посланникам понтифика и фламинов.

Восточная комната в южной части была святилищем Марса, в которой сберегался Анкил Марса. Здесь также стояли посвящённые Марсу 12 бронзовых щитов и копьё.

Восточная комната имела святилище Опы— такое священное, что только верховный понтифик и весталки могли туда войти.

Источник: StudFiles.net

Археологи из Университета Палермо нашли захоронение двух человек, проводя раскопки возле так называемого «храма Конкордии», который находится в сицилийском городе Агридженто. Радиоуглеродное датирование находки пока не проведено, но исследователи полагают, что захоронение относится к VI веку.

«Храм Конкордии» (Согласия) – жемчужина археологической зоны в Агридженто, известной под названием «Долина храмов» (Valle dei Templi), которая признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рассказывают даже, что именно фасад этого храма вдохновил создателя эмблемы ЮНЕСКО.

 Храм конкордии

«Храм Конкордии» в Агридженто

 Храм конкордии

Эмблема ЮНЕСКО


На сегодняшний день это один из самых больших сохранившихся античных храмов в дорийском стиле: размер его основания 39,44 на 16,91 метров. Им в свое время восхищался Гёте, писавший: «Посмотришь на этот слегка крошащийся ракушечный известняк колонн и стен и приходишь в изумление, как это он сохраняется так долго».

Храм был выстроен около 440 года до нашей эры, когда город был греческой колонией и носил название Акрагас. На самом деле неизвестно, какому божеству он был посвящен. Наиболее вероятно, что это был храм сыновей Зевса близнецов Диоскуров.

Теория, что храм посвящен римской богине Конкордии – персонификации согласия, особенно единодушия между супругами – появилась лишь в XVI веке. Такое предположение выдвинул доминикаский монах и ученый Томмазо Фазелло, прозванный «отцом сицилийской истории». Фазелло обнаружил в Агридженто, недалеко от храма, мраморную плиту с латинской надписью CONCORDIAE AGRIGENTINORUM SACRUM RESPUBLICA LILIBITANORUM. Историк истолковал надпись как свидетельство, что храм был возведен Лилибея (нынешняя Марсала) и посвящен богине согласия. По предположению Фазелло, возведение храма ознаменовало заключение мира в войне между Агригентумом и Лилибеем. Однако никаких доводов в пользу того, что плита относится именно к данному храму, нет. Более того, она приблизительно на 500 лет моложе здания. И, как обнаружили историк XVIII века Жак Филипп д’Орвиль, город Лилибей был основан почти на 150 лет позже, чем построен храм в Агридженто. Тем не менее, гипотеза Фазелло долго была популярной и храм в Агридженто до сих пор по традиции называют храмом Конкордии.


В 597 году храм был превращен в христианскую церковь архиепископом Агридженто Григорием II (559-630). Этому событие предшествовала любопытная история. В житии Григория, созданном в VI веке настоятелем римской базилики святого Саввы монахом Леонсио, говорится, что рукоположение в архиепископы произошло против воли Григория, который предпочитал посвящать время молитве. Когда же он все-таки возглавил епархию, против него возник заговор священников из Агридженто, которые хотели поставить на его место некоего Леучо, ранее изгнанного из города за еретические воззрения. Трое заговорщиков подкупили стражу и, пока Григорий был в храме, провели в его комнату проститутку по имени Эводия и спрятали ее там.

На следующее утро они “обнаружили” проститутку, и разразился скандал. Григорий был схвачен и заточен в темницу. Однако простые прихожане успели полюбить епископа, которые много помогал бедным и даже, согласно житию, успел совершить немало чудесных исцелений. Горожане настаивали на его освобождении. Как ни хотелось заговорщикам оставить Григория в тюрьме, народ добился, чтобы его отправили на корабле в Рим на суд папы.

Когда он добрался до Рима, ему пришлось пробыть в заключении в течение двух с половиной лет, прежде чем его сторонники из Агридженто смогли заручиться поддержкой византийского императора Маврикия и константинопольского патриарха.


конец, началось судебное разбирательство, в котором участвовало более 100 человек. Большинство склонялось к осуждению Григория, о его невиновности заявляли лишь некоторые члены суда, в том числе представители Константинополя. Казалось, что судьба Григория решена, но неожиданно в деле произошел крутой поворот. Приведенная в суд для дачи свидетельских показаний Эводия заявила, что ее подговорили участвовать в заговоре против Григория, отказалась от своих предыдущих показаний и назвала имена заговорщиков. В результате репутация Григория была восстановлена, он вновь занял епископскую кафедру Агридженто, а заговорщики были сосланы.

Однако, вернувшись в Агридженто, Григорий не захотел служить в храме, который был осквернен узурпатором-еретиком. Он решил основать новый городской кафедральный собор и выбрал с этой целью здания храма Конкордии. Как пишет монах Леонсио, Григорий установил крест над входом и изгнал из здания «языческих демонов Эбера и Рапса» (сторонники гипотезы о том, что храм был изначально посвящен Диоскурам, видят в этом упоминании след античного посвящения паре богов).

 Храм конкордии

Святой Григорий Агриджентский. Мозаика в церкви Богородицы Паммакаристы в Стамбуле

Позднее Григорий Агриджентский был причислен к святым. Католическая церковь считает его покровителем сохранения археологических и архитектурных памятников.


судьбе храма Конкордии он сыграл двоякую роль. С одной стороны, благодаря тому, что Григорий выбрал именно это здание, оно сохранилось значительно лучше других античных построек города, большинство из которых в средние века были растащены на строительные материалы. С другой, при переделке здания в христианскую церковь оно было значительно перестроено и многие античные его детали утрачены. Совсем не сохранился внутренний декор храма, был разрушен алтарь и задняя стена целлы (внутреннего помещения, где находилась статуя божества). Промежутки между колоннами были заложены кирпичом, новый вход устроен с задней стороны. В целле были прорезаны двенадцать арочных проемов, которые превратили помещение античного храма в классическую базилику с центральным нефом (бывшей целлой) и двумя боковыми проходами.

Григорий посвятил свой новый храм святым Петру и Павлу. Позднее он был переосвящен в честь основателя и получил замечательное название San Gregorio delle Rape «Святой Григорий Репный», так как Григорий был сторонником аскезы и питался овощами. В 1748 году король Неаполя и Сицилии Карл V (позднее он станет королем Испании под именем Карла III) приказал разобрать церковь и вернуть античному храму древний вид, насколько это возможно. С тех пор «храм Конкордии» стал жемчужиной античного наследия Агридженто. По степени сохранности из дорических храмов с ним может поспорить только храм Гефеста на афинской Агоре, который тоже с VII по XIX век был христианской церковью.

 


Храм конкордии

«Храм Конкордии» на рисунке итальянского архитектора и археолога Доменико Ло Фасо Пьетрасанта (1836)

Нынешняя находка захоронений свидетельствует, что вскоре после превращения «храма Конкордии» в церковь вокруг него возникло раннехристианское кладбище. Могила найдена недалеко от входа в храм, то есть за задней стеной церкви. До этого археологи находили христианские захоронения в самом храме, а также в катакомбах, созданных под землей с западной стороны здания.

Храм конкордии

Захоронение возле «храма Конкордии»

Скелетные останки двух человек находились в одной могиле. Полный скелет взрослого мужчины лежал головой на запад с руками, скрещенными на груди. Под его ногами находили кости второго погребенного, пол которого пока не определили. Могила не содержала никаких артефактов, которые дали бы дополнительную информацию о похороненных людях.

Сейчас ученые предполагают, что дальнейшие раскопки на площадке перед храмом принесут новые находки.

Источник: polit.ru

Храмы

Храм Диоскуров. Фото © Merlijn Hoek, Angelo Milioto / Flickr.com

Храм мифических близнецов-Диоскуров Кастора и Поллукса, сыновей Юпитера (Зевса) и жены спартанского царя Леды, стал символом Агридженто.


Храм конкордии

Храм Конкордии. Фото / Shutterstock.com

Храм богини согласия Конкордии стоит на священной дороге; он построен около V в. до н.э. и отличается наилучшей среди всего комплекса сохранностью. В VI в. н.э. в нём обустроили христианскую церковь. Первоначальное предназначение храма определили по надписи, найденной неподалёку от здания.

Храм Конкордии. Фото © mariocutroneo, Merlijn Hoek / Flickr.com

Храм Юпитера (Зевса) был построен в благодарность за победу жителей Акрагаса над карфагенянами в 480 г. до н.э. Здесь сохранилась гигантская фигура атланта, состоящая из массивных каменных блоков.

Храм Зевса. Фото © Dennis Jarvis, Terry Feuerborn / Flickr.com

 

Храм Геркулеса (Геракла)

Храм Геркулеса (Геракла) — самый древний в долине; культ легендарного героя был одним из центральных в Акрагасе. В здании находилась бронзовая статуя Геркулеса; храм был разрушен землетрясением, и сегодня от него остались лишь восемь колонн.

Храм Геркулеса. Фото © poudou99 / Wikimedia Commons

 

Храм Юноны Лацинии

Храм Юноны Лацинии (учёные затрудняются установить с точностью, кому посвящён храм, поэтому название условное) стоит на эффектном утёсе, на восточной части холма. На стенах целлы (внутреннего помещения, предела) до сих пор хорошо заметны следы пожара: в 406 г. до н.э. этот храм, почти неотличимый от храма Конкордии, был разрушен карфагенянами. Рядом с руинами храма можно увидеть большой алтарь для жертвоприношений (с восточной стороны) и участок дороги с глубокими следами от колёс проезжавших по ней телег.

Храм Юноны Лацинии. Фото © Angelo Milioto, mariocutroneo / Flickr.com

Храм бога врачевания Эскулапа построили довольно далеко от стен древнего города: сюда стекались больные, молившие о выздоровлении. Стены храма были испещрены благодарственными надписями от тех, кому посчастливилось излечиться.

Храм Вулкана (Гефеста) был построен в V в. до н.э. и, по всей видимости, имел довольно внушительные масштабы. К сожалению, сегодня от него осталось очень мало. В фундаменте были выявлены руины ещё более древнего и совсем маленького храма.

Рядом с Золотыми воротами находится так называемая «Могила Терона». Она никак не связана с правителем Акраганта Тероном: на самом деле эта пирамидальная постройка из туфа — памятник погибшим во Второй пунической войне (Рим против Карфагена, 218—201 до н. э.).

 

Акрополь и Захоронения

Храм конкордии

Агора. Фото © Harvey Barrison / Flickr.com

Большое впечатление производит и агора — рыночная площадь, служившая главным центром общественной жизни греческих городов-государств. Кроме того, стоит осмотреть «Зал Совета» к северу от холма Сан-Никола и гимнасий —место, где горожане занимались спортом, учились и проводили досуг.

Византийские и раннехристианские захоронения. Фото © Clemensfranz / Wikimedia Commons, © Dennis Jarvis / Flickr.com

В долине есть множество греческих, римских и раннехристианских некрополей, расположенных сразу за чертой древнего города. Также заслуживают внимания водопровод, напольные мозаики из греческих и римских жилых кварталов, а также раннехристианские базилики последующей эпохи — например, недалеко от храма Конкордии.

 

Источник: latuaitalia.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.